в ответ на восприятие музыки. Так как двигательная природа свойственна воображению дошкольников (Л.С. Выготский), многие игры детей являются продуктом двигательного воображения и включают танцевальные движения, а в сюжетно-ролевых играх ребёнок зачастую создает художественный образ действующих персонажей посредством движений собственного тела.
В практике музыкального обучения следует в полной мере использовать разнообразные виды музыкально-ритмического творчества, такие, как индивидуальное и коллективное сочинение детьми мелодий с разными ритмическими рисунками, в разных размерах и темпах; ритмических упражнений и игр; пантомимических этюдов; танцев и танцевальных сценок; небольших спектаклей. Все обозначенные виды музыкально-ритмической деятельности обладают большими развивающими возможностями.
Психолого-педагогические условия музыкально-ритмического развития учащихся музыкальной школы, включающее активные формы, методы и средства обучения, содействует активизации процесса формирования их художественно-творческих способностей, учебной мотивации.
Выводы. Результаты проведенного теоретического и эмпирического анализа позволяют сделать следующие выводы:
- эффективность развития музыкально-ритмической способности зависит от степени когерентности, т.е. согласованности во взаимодействии всех компонентов музыкально-ритмической способности во времени;
- синхронизация формирования психомоторных, когнитивно-рефлексивных, эмоционально-волевых способностей обучающихся способствует более быстрому развитию музыкально-ритмической способности;
- музыкально-ритмическое развитие учащихся музыкальной школы эффективно осуществляется в музыкально-исполнительской деятельности.
Литература:
1. Алижанова Х.А., Атагишиева Г.С., Белоцерковец Н.И., Гаджиева П.Д., Герасимова Т.Н., Денилханова Х.Я., Исакиева З.С., Зинченко А.С., Копылов А.В., Копылова И.А., Коломина М.В., Кулибеков Н.А., Кулибекова Р.Д., Кулькина И.В., Магин В.А., Мартиросян Р.М., Мурадова П.Р., Нагаева И.А., Петрова Н.П., Садовой В .П. и др. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ: КОЛЛЕКТИВНАЯ МОНОГРАФИЯ / Москва, 2017.
2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СПб.: Питер, 2000. - 368 с.
3. Корлякова С.Г. Генезис и формирование психомоторных способностей музыкантов: диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук / Московский педагогический государственный университет. Ставрополь, 2009
4. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. - М., Музыка, 1972. - 383 с.
5. Теплов Б.М. Избранные труды в двух томах. - М.: Педагогика, 1985. - Т. I. - 328 с.
6. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: Дисс. ... д-ра психол. наук. Т. 1. - Л., 1989. - 425 с.
7. Ястребцев В.В. Римский Корсаков. Воспоминания В.В. Ястребцева. Т. 1. - М.: Государственное музыкальное издательство, 1959. - 670 с.
Психология
УДК 159.922.1
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры практической психологии Семенова Лидия Эдуардовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород);
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры
практической психологии Серебрякова Татьяна Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород);
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Семенова Вера Эдуардовна Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород); аспирантка кафедры практической психологии Родионова Ирина Владимировна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет
имени Козьмы Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ ОТЦОВ И
МАТЕРЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В данной статье представлены результаты сравнительного исследования преобладающих стилей родительского отношения и содержательных аспектов родительской позиции отцов и матерей, воспитывающих детей раннего возраста. Показана специфика преобладающих стилей отцовского и материнского отношения к детям раннего возраста, а также особенности принятия основных аспектов родительской позиции отцами и матерями.
Ключевые слова: родительское отношение, родительская позиция, отцы, матери, дети раннего возраста. Annotation. This article presents the results of a comparative study of the prevailing styles of parental attitude and content aspects of the parental position of fathers and mothers raising children of early age. The specificity of the predominant styles of paternal and maternal attitude to children of early age, as well as the features of the adoption of the main aspects of the parental position of fathers and mothers is shown.
Keywords: parental attitude, parental position, fathers, mothers, children of early age.
Введение. В современной отечественной психологии постепенно утвердилось мнение о значимости фактора отцовского воспитания в процессе познавательного и личностного развития подрастающего поколения, т.е., другими словами, о необходимости участия мужчины в заботе о ребенке. Если ранее на протяжении многих десятилетий специалистами в основном обсуждалась проблема материнского отношения и той роли, которую играет мать в жизни ребенка, то в последние годы наряду с материнством все чаще начинает изучаться проблема отцовства и влияния отца на социализацию и компетентность детей разного пола и разных возрастов, возможных последствий уже не только материнской, но и отцовской депривации [2; 3; 6; 7; 8; 9; 10; 11; 12; 13 т др.]
В этой связи закономерно возникает вопрос о специфике именно отцовского влияния на ребенка и отношения к нему в отличие от аналогичного влияния и отношения матери. И, прежде всего, это касается воспитательной практики родителей разного пола относительно детей до трехлетнего возраста - периода, когда в большинстве случаев в силу сложившихся традиций дети меньше всего взаимодействуют с отцами и, напротив, как правило, находятся под опекой матери. К тому же именно применительно к раннему возрасту вопрос родительского отношения и родительской позиции (отцов и даже матерей) по-прежнему изучен недостаточно.
Формулировка цели статьи. В рамках данной статьи мы представляем результаты сравнительного анализа преобладающих стилей родительского отношения и содержательных аспектов родительской позиции отцов и матерей, воспитывающих детей раннего возраста.
Изложение основного материала статьи. В настоящее время уже мало у кого вызывает сомнение тот факт, что ребенку нужна не только заботливая мать, но и отец, причем отец не просто номинальный (дающий фамилию и отчество) или только финансово обеспечивающий семью, а принимающий активное участие в его воспитании. Однако такая точка зрения возникла сравнительно недавно. По оценкам ряда специалистов, признание роли отцовства, как для развития ребенка, так и для личностного становления самого мужчины, является одним из последствий происходящих в современном обществе изменений в сфере гендерных отношений [4].
Вслед за зарубежными исследователями российские психологи стали изучать воспитательные практики отцов, их отношение к своим родительским обязанностям, в том числе в сравнении с аналогичными практиками и установками матерей, а также особенности различных аспектов психики детей, воспитывающихся с участием и без участия отца [5; 8; 10; 11; 12 и др.]. При этом, в частности, установлено, что в отличие от матерей помимо меньшего по продолжительности взаимодействия с ребенком отцы демонстрируют в этом взаимодействии более грубый физический стиль, а также гораздо чаще матерей прибегают к директивным, авторитарным формам взаимоотношений и на порядок чаще прибегают к интеллектуальному общению с детьми (объясняют непонятное, развивают мотивацию к успеху и интеллектуальные интересы) [1; 6; 7 и др.]. Хотя в то же время обнаружено, что некоторые отцы, особенно те, кто склонен воспринимать свою родительскую роль в контексте личного счастья и смысла жизни, демонстрируют ярко выраженное эмоциональное принятие своего ребенка и склонность к кооперации с ним [10].
Кроме того, имеются данные, свидетельствующие о том, что активное участие отца в воспитании детей способствует росту интеллектуальной компетентности и эмоционального благополучия ребенка, повышает его шансы выстроить конструктивные отношения со сверстниками и преодолевать жизненные трудности [2; 4; 6; 7 и др.]. Однако, на наш взгляд, есть все основания полагать, что такие позитивные исходы возможны только при условии, если отцы демонстрируют благоприятные для развития ребенка стили родительского отношения и высокую степень принятия родительской позиции, причем начиная уже с первых лет жизни ребенка.
Поэтому целью своего исследования мы определили изучение преобладающих стилей родительского отношения и содержательных аспектов родительской позиции отцов, воспитывающих детей раннего возраста, в сравнении с их матерями.
При этом мы предположили, во-первых, что в отличие от матерей отцы в меньшей степени склонны к выстраиванию симбиотических отношений и, напротив, гораздо чаще, нежели матери демонстрируют преобладание отношения сотрудничества с ребенком, и, во-вторых, что для отцов, прежде всего, характерно принятие таких параметров родительской позиции, как руководство, ответственность и поддержка ребенка, тогда как для матерей - забота и зависимость от ребенка.
В качестве диагностического инструментария нами использовались две методики, а именно: «Тест-опросник родительского отношения» А.Я.Варга, В.В.Столина и «Опросник принятия родительской позиции» Е.И.Захаровой, А.И.Строгалиной.
Кроме того, для обработки полученных данных использовались методы математической статистики, среди которых критерий Фишера и критерий Стъюдента.
Заметим, что в нашем исследовании принимали участие только те матери и отцы, которые сами признавали факт своей активной включенности в воспитание ребенка; из них: 47 отцов и 54 матери.
Обратимся к анализу полученных в исследовании данных.
В таблице 1 нашли свое отражение результаты изучения преобладающих стилей родительского отношения отцов и матерей, воспитывающих детей раннего возраста.
Таблица 1
Преобладающие стили родительского отношения отцов и матерей, воспитывающих детей раннего
возраста
Преобладающий стиль Отцы Матери ф-критерий Фишера
родительского отношения (кол. / %) (кол. / %)
Принятие 11 / 24% 12/22% 0,24
Кооперация 18 / 38% 6 / 11% 3,26 (р<0,01)
Отвержение 6 / 13% 5 / 10% 0,47
Симбиоз 3 / 6% 14 / 26% 2,87 (р<0,01)
Авторитарная гиперсоциализация 8 / 17% 11 / 20% 0,39
Инфантилизация 1 / 2% 6 / 11% 1,96 (р<0,05)
Итак, как можно видеть из таблицы 1, преобладающими стилями родительского отношения к детям раннего возраста в большинстве случаев у отцов оказываются кооперация, т.е. сотрудничество с ребенком (у 38% испытуемых), эмоциональное принятие (у 24% испытуемых) и несколько реже авторитарная гиперсоциализация, т.е. склонность к строгому контролю за своим ребенком и требованиям безоговорочного послушания и дисциплины с его стороны (у 17% испытуемых). В свою очередь у матерей в числе преобладающих, в первую очередь, были зафиксированы симбиотические отношения (у 26% испытуемых), которые можно считать вполне подходящими для развития ребенка раннего возраста, а также эмоциональное принятие (у 22% испытуемых) и авторитарная гиперсоциализация (у 20% испытуемых). При этом статистически значимые различия в стилях отцов и матерей были обнаружены в трех случаях из шести возможных, а именно: в пользу отцов по шкале кооперация (ф=3,26 при р<0,01) и в пользу матерей по шкалам симбиоз (ф=2,87 при р<0,01) и инфантилизация (ф=1,96 при р<0,05).
Другими словами, как было установлено, отцы гораздо чаще прибегают к отношениям сотрудничества со своим ребенком, тогда как матери, прежде всего, демонстрируют свое стремление к единению с ребенком, вплоть до стирания психологических границ полной включенности в жизнь ребенка со всеми вытекающими из этого последствиями, а также восприятие своего ребенка как «маленького неудачника». А это значит, что наша первая гипотеза нашла свое подтверждение.
Подчеркнем, что наличие среди наших испытуемых родителей, демонстрирующих эмоциональное отвержение своего ребенка, авторитарность по отношению к нему или воспринимающих его как маленького неудачника со всеми вытекающими из этого последствиями, является свидетельством отсутствия в ряде семей конструктивного подхода к воспитанию детей раннего возраста и соответственно делает актуальным проблему организации и проведения специальной психологической работы в плане оптимизации родительского отношения некоторых отцов и матерей.
Далее обратимся к результатам изучения особенностей принятия нашими испытуемыми своей родительской позиции, которые нашли свое отражение в таблице 2.
Таблица 2
Особенности принятия родительской позиции отцами и матерями, воспитывающими детей
раннего возраста
Основные аспекты родительской позиции Отцы Матери 1-критерий Стъюдента
Х 8 Х 8
Отношение к заботе о ребенке, удовлетворению его потребностей 12,71 1,34 14,73 3,1 4,34 (р<0,001)
Отношение к ответственности родителя 16,1 2,43 14,19 2,74 3,74 (р<0,001)
Отношение к зависимости положения родителя 12,44 1,89 14,97 2,83 5,34 (р<0,001)
Отношение к руководству ребенком 13,23 2,16 12,97 2,31 0,58
Отношение к необходимости поддерживать ребенка 14,77 3,41 14,16 3,13 1,03
Эмоциональное отношение к ребенку 14,34 2,93 14,67 2,89 0,57
Примечание: Х - среднее значение, 8 - стандартное отклонение от среднего значения
Исходя из полученных нами результатов, мы можем говорить о том, что как отцы, так и матери, воспитывающие детей раннего возраста, демонстрируют в целом достаточно высокую степень принятия основных аспектов родительской позиции. Особенно это касается эмоционального отношения к ребенку, отношения к необходимости поддерживать своего сына или дочь и отношения к ответственности родителя. При этом, как видно из таблицы 2, наряду с гендерным сходством по трем аспектам родительской позиции (отношение к руководству, отношение к поддержке и эмоциональное принятие ребенка) по трем остальным наблюдаются достаточно ярко выраженные гендерные различия. В частности, как было обнаружено в ходе исследования, отцы на порядок выше, чем матери, принимают такие параметры своей родительской позиции как ответственность за организацию жизнедеятельности ребенка и за влияние на поведение ребенка своих собственных действий и поступков (1=3,74 при р<0,001), в то время как у матерей имеет место гораздо более высокая степень принятия параметра заботы, связанной с удовлетворением потребностей ребенка, необходимых для его нормального физического и социально-психологического развития (1=4,34 при р<0,001), и параметра собственной зависимости от потребностей ребенка (1=5,34 при р<0,001).
Выходит, что отцы, прежде всего, принимают на себя ответственность за собственные действия и поступки, как возможные средства влияния на поведение ребенка, причем в этом плане они демонстрирую свое существенное преимущество перед матерями, которые в свою очередь, судя по средним значениям и стандартным отклонениям от средних значений, примерно в равной степени принимают на себя функции заботы, поддержки и ответственности, а также эмоционального принятия ребенка и вместе с тем своего зависимого положения от него, хотя их преимущество перед отцами отмечается только по параметрам заботы и зависимого положения.
Таким образом, резюмируя изложенные выше факты, мы можем сделать заключение о том, что наша вторая гипотеза также частично нашла свое подтверждение.
Выводы. В целом, как показали результаты выполненного нами сравнительного исследования, для отцов и матерей, признающих свое активное участие в воспитании детей раннего возраста, в ряде случаев оказывается характерно преобладание совершенно разных стилей родительского отношения, а именно: если у отцов это, в первую очередь, кооперация, то у матерей это симбиоз и инфантилизация, т.е. отношение к ребенку как к маленькому неудачнику. Кроме того, обнаружены некоторые различия и в степени принятия отцами и матерями детей раннего возраста основных аспектов родительской позиции, заключающиеся в более высокой степени принятия ответственности за организацию жизнедеятельности ребенка отцами и функции заботы о ребенке наряду с фактом своей зависимости от него матерями.
Литература:
1. Бендас Т.В. Гендерная психология [Текст] / Т.В.Бендас. - СПб.: Питер, 2007. - 431 с.
2. Борисенко Ю.В. Психология отцовства [Текст] / Ю.В.Борисенко. - М.-Обнинск: «ИГ-СОЦИН», 2007. - 220 с.
3. Калина О.Г. Роль отца в психическом развитии ребенка [Текст] / О.Г .Калина, А.Б.Холмогорова. -М.: Форум, 2011. - 112 с.
4. Клецина И.С. Отцовство в аналитических подходах к изучению маскулинности [Текст] / И.С.Клецина // Женщина в российском обществе. - 2009. - №3. - С. 29-41.
5. Кожина Е.В. Гендерная специфика родительского отношения к детям дошкольного возраста [Текст] / Е.В.Кожина // Психолог в детском саду. - 2012. - №1. - С. 12-24.
6. Кон И.С. Мужчина в меняющемся мире [Текст] / И.С.Кон. - М.: Время, 2009. - 496 с.
7. Кон И.С. Мальчик - отец мужчины [Текст] / И.С.Кон. - М.: Время, 2010. - 622 с.
8. Кравченко А.П. Особенности социально-психологической адаптации детей, воспитывающихся в семьях без отца [Текст]: дис. ... канд. психол. наук / А.П.Кравченко. - СПб., 2011. - 170 с.
9. Крендясова Е.П. Особенности материнского отношения к детям раннего возраста [Текст] / Е.П.Крендясова, И.В.Кошкина // Pedagogy & psychology. Theory and practice. - 2017. - №2(10). - С. 50-52.
10. Семенова Л.Э. Специфика родительского отношения и субъективного восприятия отцовства в контексте реального опыта мужчин-монородителей [Текст] / Л.Э.Семенова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2014. - №2. - С. 108-111.
11. Семенова Л.Э. Особенности восприятия себя как родителя мужчин - отчимов и мужчин -биологических отцов с разными стилями родительского отношения [Электронный ресурс] / Л.Э.Семенова, Н.Л.Росина, Н.В.Логинова // Вестник Мининского университета. - 2017. - №1(18). - С. 16. - URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/334 (дата обращения: 04.05.2018)
12. Смирнова Е.О. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье [Текст] / Е.О.Смирнова, В.С.Собкин, О.Э.Асадулина, А.А.Новаковская // Вопросы психологии. - 1999. - №6. - С. 18-28.
13. Филиппова Г.Г. Психология материнства [Текст] / Г.Г.Филиппова. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 240 с.
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук Султанова Ирина Викторовна
Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ДВИЖЕНИЯ CHILDFREE В
МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Аннотация. В статье проанализированы основные социально-психологические особенности формирования и развития движения childfree. Описаны основные причины и факторы возникновения данного движения.
Ключевые слова: идеология, сайты, форумы, свободные от детей люди, детоненавистники, причины для нежелания иметь ребенка.
Annotation. The article analyzes the main socio-psychological features of the formation and development of the childfree movement. The main causes and factors of this movement are described.
Keywords: ideology, sites, forums, childfree, childhate, reasons for unwillingness to have a child.
Введение. В общественном сознании происходят изменения модели «материнства» и «отцовства», человеком поддерживаются прогрессивные модели всесторонне развитой личности. Процессы социальной мобильности женщин позволяет откладывать репродуктивное поведение, и открыто заявлять о своей позиции, что влечет за собой формирование идеологии «бездетности».
Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является раскрытие основных причин и факторов возникновения и развития движения childfree.
Изложение основного материала статьи. В России изучению данного движения посвящены труды таких авторов как: Ю.А. Антонова, С.В. Захаров, О.Г. Исупова, Н. Н. Нарицын, В.В.Уткина, В.И. Сакевич, Ж.В. Чернова и другие. Работы данных авторов аккумулируют в себе рассуждения о феномене childfree как факторе, подтверждающем идею кризиса традиционного института семьи. Исследователи говорят о формировании специфических черт идеологии в рамках российской действительности [1;2;3;4;7].