УДК 159.9
DOI: 10.28995/2073-6398-2020-1-92-108
Согласованность оценок родительско-детских отношений Ольга С. Алексеева11
Психологически институт Российской академии образования, Москва, Россия, [email protected]
Ирина Е. Ржанова
Психологически институт Российской академии образования, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В исследованиях параметров родительско-детских отношений и их влияний на развитие ребенка зачастую не разделяют отцовские и материнские стили родительского отношения и не учитывают детское восприятие семейных отношений. Однако подобные артефакты могут приводить к искажениям полученных результатов. Целью работы является выявление степени расхождения отцовских и материнских, а также родительских и детских оценок семейных отношений, проводится сопоставление параметров родительско-детских отношений у отцов, матерей и их детей. В исследовании приняли участие 270 полных двухдетных семей. Для оценки родительско-детских отношений использовался опросник Взаимодействие родителя с ребенком (форма для родителей подростков и для подростков). Выявлено, что родители, по сравнению с детьми, оценивают родительско-детские отношения как более благополучные. Родители преувеличивают уровень эмоциональной близости и сотрудничества с детьми, а дети ниже оценивают родительский контроль и выше родительский авторитет. Сопоставлялись также отцовские и материнские оценки: практически по всем шкалам опросника были обнаружены различия. Матери в большей степени, чем отцы, склонны проявлять сотрудничество, у них выше эмоциональная близость с детьми, согласие в отношениях, и они более последовательны в воспитании.
Ключевые слова: родительско-детские отношения, подростки, сиблинги, двухдетные семьи
Для цитирования: Алексеева О.С., Ржанова И.Е. Согласованность оценок родительско-детских отношений // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2020. № 1. С. 92-108. DOI: 10.28995/20736398-2020-1-92-108
11 © Алексеева О.С., Ржанова И.Е., 2020
Coherence in parent-child relationships estimates Olga S. Alekseeva
Psychological Institute of Russian Academy of Education, Moscow,, Russia, [email protected]
Irina E. Rzhanova
Psychological Institute of Russian Academy of Education, Moscow>, Russia, [email protected]
Abstract. In the studies of parent-child relationships and their influences on child development researchers don't make differences between fathers' and mothers' styles of parenting and also the children's estimates of parent-child relationships does not take into account. However such issues can affect the results and can be the cause of bias error. The aim of this study was to found out a degree of difference between paternal and maternal as well as parents and children assessments of family relationships. The sample of the study included 270 Russian families with two children. Parent-Child Interaction questionnaire was used to estimate parameters of parent-child relationships. This questionnaire has two parallel forms: one for parents and one for adolescents. It was found out that parental assessment of parent-child relationships was more positive than child assessment. Parents believe that they have higher level of emotional closeness with children, higher level of cooperation. Children rate lower such parameter as parental control and rate higher parental authority. Paternal and maternal scores were also compared. For almost all scales of Parent-Child Interaction questionnaire maternal scores were higher than paternal. Mothers tend to be more close to their children, show more warm and acceptance, than fathers.
Keywords: parent-child relationships, adolescents, siblings, families with two children
For citation: Alekseeva OS., Rzhanova IE. Coherence in parent-child relationships estimates // RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education"Series. 2020;1:92-108. DOI: 10.28995/2073-6398-2020-1-92-108
Введение
Исследования родительско-детских отношений не теряют своей актуальности на протяжении всего существования психологической науки. В настоящее время большинство ученых, занимающихся данной проблематикой, в качестве основополагающей теории родительско-детских отношений рассматривают концепцию родительских стилей. Стили родительско-детских отношений - это сочетание родительских представлений о родительских обя-
занностях, дисциплине и ожиданий от ребенка. Обычно их рассматривают в контексте того, как поведение родителей, их ценности и социальные установки влияют на детское развитие [Dalimonte-Merckling, Williams 2019]. Одной из самых известных типологий стилей родительского отношения является типология, предложенная Дианой Баумринд в 70-ые годы прошлого века. Баумринд выделяла три типа: авторитетный, разрешающий и авторитарный [Baumrind 1973]. Авторитетные родители склонны проявлять доброту и принятие, поощрять автономию ребенка, его стремление отстаивать собственную индивидуальность. Они открыты для диалога и готовы обсуждать проблемы. Такие родители могут применять дисциплинарные меры по отношению к ребенку, однако стараются не использовать суровые методы наказания и не ограничивать самостоятельность ребенка.
Родители, которые придерживаются разрешающего стиля воспитания, настроены дать ребенку максимальную автономию и редко накладывают какие-либо ограничения на его действия, разрешая ему самому выбирать время, когда ложиться спать, принимать пищу, сколько времени он может провести за просмотром телевизора или играя в компьютерные игры. Эти родители стараются во всем поддерживать своего ребенка, даже если он проявляет агрессию или жестокость. Ребенок в такой семье не подчиняется никаким правилам и требованиям.
Авторитарные родители считают, что должны во всем контролировать своего ребенка и предоставлять ему как можно меньше самостоятельности. Они предпочитают формировать у ребенка такое поведение, которое сами считают приемлемым, и применяют жестокие наказания, в случае если ребенок им не подчиняется. Тотальный родительский контроль в подобной семье сочетается с низким проявлением принятия и нежеланием учитывать взгляды и мнение ребенка.
Типология Баумринд чуть позже была дополнена еще одним стилем родительского отношения - индифферентным [Maccoby, Martin 1983]. Индифферентные, или равнодушные, родители отстраняются от воспитания детей. Им неинтересны проблемы ребенка, его чувства и переживания, его успехи в школе и круг его общения. Они больше озабочены собственной жизнью, чем жизнью своего ребенка.
В исследовании Маккоби и Мартин и в последующих работах, посвященных влиянию стилей родительского воспитания на детей, было показано превосходство авторитетного стиля воспитания перед остальными. Дети родителей, демонстрирующих именно авторитетный стиль воспитания, вне зависимости от возраста имеют лучшую школьную успеваемость, легче адаптируются в школе, а
также имеют меньшее количество проблем с поведением по сравнению с детьми, чьи родители реализуют иные стили воспитания [Maccoby, Martin 1983; Steinberg et al. 1992; Gray, Steinberg 1999; Simons, Conger 2007].
Стили родительского отношения чаще всего рассматриваются с точки зЗрения сочетания двух-трех параметров; в основном это вариации таких характеристик, как уровень принятия и уровень контроля [Luo et al. 2013]. Например, Макоби и Мартин считали основными параметрами отззывчивость (responsiveness) и требовательность (demandingness), сочетание которых формирует описанные типы [Maccoby, Martin 1983]. Паркер концентрирует внимание на сочетании ззаботы (care) и гиперопеки (overprotection) [Parker et al. 1979]. Сама Баумринд в более позздних работах вместе с уровнем контроля и принятия рассматривала еще и «уровень родительского вмешательства» [Baumrind 1991].
Однако, на наш вззгляд, акцентировать внимание при изучении отношений между родителями и детьми только на этих двух, пусть и баззовых, характеристиках недостаточно. Кроме принятия и контроля, не менее важными для взаимодействия в семье могут быть последовательность в воспитании, уровень сотрудничества с ребенком, авторитетность родителя и др. [Варга 1986; Марковская 2006].
Во многих работах исследователи анализируют семейный стиль воспитания, опираясь лишь на диагностическую оценку материнского стиля, полагая, что он априори совпадает с отцовским. Некоторые исследования описывают лишь те семьи, в которых выявлена высокая согласованность материнского и отцовского стиля, исключая из анализа семьи с выраженным расхождением в родительском отношении к детям, либо используют усредненные данные обоих родителей. Однако отцы и матери могут по-ра:зному относиться к детям, а дети по-особому воспринимать стили родительского отношения, что, безусловно, может оказывать непосредственное влияние на их раззвитие [Simons, Conger 2007].
Таким образзом, существует ззначительная методологическая проблема изучения родительско-детских отношений, продиктованная необходимостью многомерного анализа и учета оценок всех членов семьи, а также имеющихся расхождений в оценках.
Целью настоящего исследования было сопоставление родительских и детских оценок семейных отношений.
Выборка
Выборку составили 270 полных семей, имеющих двух детей в воззрасте от 8 до 21 года (см. таблицу 1).
Таблица 1
Средние и стандартные отклонение возраста детей и родителей
Респонденты М (количество лет) БВ
Отцы 45,64 5,64
Матери 43,26 4,27
Старшие дети 17,97 2,29
Младшие дети 14,47 2,44
Методы исследования
Для диагностики родительско-детских отношений мы использовали методику И.М. Марковской «Взаимодействие родителя с ребенком» [Марковская 2006]. Опросник имеет три варианта: вариант для родителей подростка, вариант для родителей дошкольников и младших школьников, вариант для подростков. Особенность этой методики состоит в том, что вариант опросника для родителей подростка и вариант опросника для подростка содержат зеркальные вопросы, что позволяет получить оценку родительско-детских отношений не только с точки зрения родителей, но и с точки зрения детей. В опроснике «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) для подростков и их родителей, представлены следующие 10 шкал: Требовательность, Строгость, Контроль, Близость, Принятие, Сотрудничество, Согласие, Последовательность, Авторитетность родителя, Удовлетворенность отношениями родителя с ребенком.
В качестве методов статистического анализа использовались ^ критерий Стьюдента, d-Коэна и коэффициент корреляций Спир-мена.
Описание результатов
Поскольку использованный в данном исследовании опросник родительско-детских отношений «Взаимодействие родителя с ребенком» имеет потенциально сопоставимые между собой формы - вариант для родителей и вариант для подростков, это позволило получить оценку характера отношений между родителями и си-блингами с обеих взаимодействующих сторон.
Различия между родителями и детьми в оценке родитель-ско-детских отношений
Различия между родителями и детьми в оценке основных параметров родительско-детских отношений обнаруживаются при сравнении средних ^-критерий Стьюдента). Они представлены в следующих таблицах (см. таблицу 2, 3).
Таблица 2
Средние показатели по основным параметрам родительского отношения, полученные при помощи отцовской и детской версии опросника «ВзЗаимодействие родителя с ребенком»
Шкалы опросника Средние ^критерий d-Коэна
Отцы Старшие дети
Требовательность 14,90 14,09 3,38** 0,28
Строгость 11,65 12,50 —3 37** -0,24
Контроль 15,32 13,97 6,80** 0,46
Эмоциональная близость 16,29 14,51 6,54** 0,52
Принятие 17,16 17,11 0,20 0,02
Сотрудничество 17,64 15,74 6,65** 0,56
Согласие 14,70 14,20 2,83** 0,23
Последовательность 18,15 17,12 3,58** 0,29
Авторитетность 16,20 16,48 -0,94 -0,07
Удовлетворенность отношениями 19,59 17,85 5,49** 0,43
Отцы Младшие дети
Требовательность 14,88 14,41 1,72 0,16
Строгость 11,70 12,34 -2,12* -0,19
Контроль 16,27 14,98 5,55** 0,47
Эмоциональная близость 16,65 14,74 5,96** 0,54
Принятие 17,09 16,90 0,74 0,07
Сотрудничество 17,69 15,14 8,32** 0,75
Согласие 15,02 13,98 5,21** 0,48
Последовательность 17,97 16,35 4,94** 0,47
Авторитетность 16,2.3 16,69 -1,48 -0,12
Удовлетворенность отношениями 19,69 18,18 4,06** -0,36
Примечания. * р < 0,05; ** р < 0,01.
Выявлены следующие статистически значимые различия между отцами и старшими детьми в оценке основных параметров роди-тельско-детских отношений.
Отцы в целом оценивают выше уровень требовательности, контроля, эмоциональной близости, сотрудничества, согласия, последовательности и удовлетворенности отношениями по сравнению со старшими детьми. Разница наиболее выражена в показателях эмоциональной близости и сотрудничества. Единственная характеристика, уровень которой у отцов был ниже, чем у старших си-блингов, - это показатель строгости. Старшие дети воспринимают отца как более строгого по сравнению с тем, как оценивали себя отцы по данному параметру.
Значимых различий между отцами и старшими детьми не было обнаружено по показателям принятия и авторитетности.
При сравнении данных родителей и младших детей обнаружено, что отцы в среднем оценивают выше уровень контроля, эмоциональной близости, сотрудничества, согласия, последовательности и удовлетворенности отношениями, причем наибольшие различия между родителями и ребенком наблюдается по шкале сотрудничество. Уровень отцовской строгости был более высоко оценен младшими детьми по сравнению с отцовской оценкой. Анализ средних значений по параметрам требовательности, принятия и авторитетности выявил отсутствие статистически значимых различий между оценкой отцов и младших детей по данным характеристикам.
Были посчитаны различия средних показателей матерей и детей по основным параметрам опросника (см. таблицу 3).
Таблица 3
Средние показатели по основным параметрам родительского отношения, полученные при помощи материнской и детской версии опросника Взаимодействие родителя с ребенком
Шкалы опросника Средние ^критерий d-Коэна
Матери Старшие дети
Требовательность 14,63 14,42 0,99 0,08
Строгость 11,64 11,88 -0,92 -0,07
Контроль 15,56 14,93 3,06** 0,22
Эмоциональная близость 18,84 16,93 7,41** 0,60
Принятие 17,76 17,46 1,23 0,10
Сотрудничество 19,12 16,75 9 33** 0,73
Согласие 15,54 14,82 4,43** 0,34
Последовательность 18,82 17,16 6,06** 0,48
Авторитетность 15,69 16,84 -4,16** -0,31
Удовлетворенность отношениями 19,88 18,69 3 99** 0,29
Матери Младшие дети
Требовательность 14,33 14,78 -1,80* -0,16
Строгость 11,74 12,24 -1,95 -0,15
Контроль 16,84 15,86 4,18** 0,35
Эмоциональная близость 18,90 16,40 8,07** 0,73
Принятие 17,57 16,65 3 71** 0,33
Сотрудничество 18,89 15,94 9,72** 0,88
Согласие 15,53 14,52 5,09** 0,46
Последовательность 18,65 16,35 7,25** 0,68
Авторитетность 16,08 16,76 -2,30* -0,18
Удовлетворенность отношениями 19,90 18,35 4,87** 0,38
Примечания. * р < 0,05; ** р < 0,01.
При сравнении средних показателей матерей и старших си-блингов были выявлены следующие различия: матери оценивают выше уровень сотрудничества и эмоциональной близости (по этим шкалам наблюдается наиболее выраженное расхождение в оценках). Также материнские оценки значимо выше по шкалам контроля, согласия, последовательности и удовлетворенности отношениями по сравнению со старшими детьми. Уровень родительской авторитетности в отношениях с ребенком, напротив, в среднем оценивался матерями как более низкий. Различий по шкалам требовательности и строгости не обнаружено.
Схожая картина наблюдается и при сравнении средних, полученных после статистической обработки анкет, заполненных матерями и младшими детьми. Наибольшие различия выявлены по шкалам эмоциональной близости, сотрудничества и последовательности. Единственным исключением является наличие значи-
мых различий по шкале принятие. В случае со старшими детьми не было обнаружено статистически значимых различий по данному параметру между старшими детьми и матерями. Уровень авторитетности в среднем оценивается матерями как более низкий по сравнению с детскими оценками.
Обобщая результаты, следует отметить тот факт, что в целом родители, по сравнению с детьми, склонны оценивать родитель-ско-детские отношения как более благополучные. Для родительских оценок характерен более высокий уровень эмоциональной близости, сотрудничества и последовательности. Исключением является родительский контроль: дети, считают, что их контролируют меньше, чем это указывается родителями.
Сходство между родителями и детьми в оценке родитель-ско-детских отношений
Уровень согласованности родительских и сиблинговых оценок родительско-детских отношений вычислялся при помощи коэффициентов ранговых корреляций Спирмена (см. таблицу 4).
Таблица 4
Сходство между родителями и детьми в оценке основных параметров родительско-детских отношений
Шкалы опросника Отцы и старшие дети Отцы и младшие дети Матери и старшие дети Матери и младшие дети
Требовательность 0,17* 0,18* 0,25** 0,23**
Строгость 0,38** 0,30** 0,26** 0,4.3**
Контроль 0,47** 0,34** 0,34** 0,30**
Эмоциональная близость 0,22** 0,25** 0,24** 0,29**
Принятие 0,25** 0,26** 0,33** 0,38**
Сотрудничество 0,14* 0,22** 0,26** 0,27**
Согласие 0,19** 0,17* 0,27** 0,18*
Последовательность 0,21** 0,1.5* 0,23** 0,17*
Авторитетность 0,з3з3** 0,36** 0,35** 0,40**
Удовлетворенность отношениями 0,28** 0,29** 0,46** 0,47**
Примечания. * р < 0,05; ** р < 0,01.
Результаты демонстрируют наличие высокой степени согласованности между родителями и детьми в оценке различных параметров родительско-детских отношений.
Обращает на себя внимание положительная связь между оценками родителей и детей по всем изучаемым показателям родитель-ско-детских отношений. Коэффициенты статистически значимых корреляций варьируют от 0,15 до 0,47. Наибольшее сходство отцов и детей в оценке родительско-детских отношений обнаруживается для следующих показателей: строгость, контроль, авторитетность. Наибольшая согласованность материнских и детских оценок выявлена для таких параметров родительского отношения, как строгость, контроль, принятие, авторитетность и удовлетворенность отношениями.
Различия в родительском отношении к старшему и младшему сиблингам
Анализ средних показателей по шкалам опросника «Взаимодействие родителя с ребенком» выявил различия в родительском контроле: и отцы, и матери в большей степени контролируют младших детей, чем старших (когда оценка проводилась отцами: t = -6,87 при p = 0,00; когда оценка проводилась матерями: t = -8,90 при p = 0,00). Матери склонны строже относится к младшим детям и выше оценивать своей авторитет (различия по шкале строгости t = -2,02 при p = 0,04; различия по шкале авторитетности t = -2,63 при p = 0,01).
Воспринимаемые оценки (оценки сиблингов) по шкале контроля совпадают с родительскими: сиблинги отмечают, что оба родителя склонны больше контролировать младшего ребенка (для воспринимаемых отцовских оценок по шкале контроля t = -5,04 при p = 0,00; для воспринимаемых материнских оценок по шкале контроля t = -5,13 при p = 0,00). Кроме этого, дети оценивают поведение родителей по отношению к младшему как более непоследовательное (для воспринимаемой отцовской оценки t = 2,49 при p = 0,01; для воспринимаемой материнской оценки t = 3,26 при p = 0,00), в отношениях между родителями и младшим ребенком меньше сотрудничества (для воспринимаемой отцовской оценки t = 2,31 при p = 0,02; для воспринимаемой материнской оценки t = 2,46 при p = 0,01) и наблюдается меньше принятия со стороны матери (t = 2,16 при p = 0,03).
Таким образом, можно сделать вывод, что младший испытывает больше негативных влияний родительско-детских отношений: его больше контролируют, родители более непоследовательны в своем воспитании, а также проявляют меньше заинтересованности в совместной деятельности с ребенком.
Различия по основным параметрам родительско-детских отношений между матерями и отцами
Интересным представляется анализ различий между матерями и отцами в отношении старших и младших детей. Если сравнивать средние показатели по шкалам опросника родительско-детских отношений, .заполненного родителями на старшего ребенка, то видно, что в целом матери существенно выше оценивают уровень эмоциональной близости с ребенком, сотрудничества, а также принятия, согласия и последовательности в своих отношениях со старшими детьми, чем отцы (см. таблицу 5).
Таблица 5
Сравнение отцовских и материнских показателей по шкалам опросника «Взаимодействие родителя с ребенком»
Шкалы опросника Средние ^крите-рий d-Коэна
Отец -старший ребенок Мать -старший ребенок
Требовательность 14,90 14,64 1,16 0,09
Строгость 11,65 11,62 0,15 0,01
Контроль 15,32 15,56 -1,31 -0,09
Эмоциональная близость 16,29 18,85 -11,45** -0,91
Принятие 17,16 17,75 -3,85** -0,29
Сотрудничество 17,64 19,11 -6,45** -0,51
Согласие 14,70 15,54 -5,28** -0,43
Последовательность 18,15 18,79 -2,37* -0,19
Авторитетность 16,20 15,67 1,92 0,15
Удовлетворенность отношениями 19,59 19,87 -1,10 -0,08
Отец -младший ребенок Мать -младший ребенок
Требовательность 14,87 14,42 1,77 0,17
Строгость 11,7.3 11,71 0,07 0,01
Контроль 16,30 16,87 -2,51* -0,22
Эмоциональная близость 16,67 18,91 -7 93** -0,77
Принятие 17,08 17,56 -2,56* -0,23
Сотрудничество 17,69 18,89 -4,48** -0,41
Согласие 14,98 15,51 -2,71* -0,25
Последовательность 17,99 18,64 -2,07* -0,19
Авторитетность 16,29 16,08 0,71 0,06
Удовлетворенность отношениями 19,68 19,88 -0,64 -0,06
Примечания. * р < 0,05; ** р < 0,01.
Что касается различий между родителями в отношении младших детей, то здесь можно сказать, что отцы меньше их контролируют по сравнению с матерями. Материнское же отношение ко вторым детям в целом характеризуется более высоким уровнем эмоциональной близости, сотрудничества, согласия, принятия и последовательности по сравнению с отцовским отношением (см. табл. 5).
Точность родительских оценок отчасти подтверждается детскими оценками родительского отношения. Сравнение средних позволяет сделать вывод о том, что отношения с матерями в целом оцениваются детьми как более близкие, с ними у детей выше уровень сотрудничества и согласия, дети в большей степени удовлетворены отношениями с матерью, чем с отцом. Однако в то же время контроль со стороны матери, по мнению детей, более выражен, чем со стороны отца (см. таблицу 6).
Таблица 6
Сравнение детских оценок отцов и матерей по шкалам опросника «Взаимодействие родителя с ребенком»
Шкалы опросника Средние ^крите-рий d-Коэна
Старший ребенок -отец Старший ребенок мать
Требовательность 14,09 14,40 -1,85 -0,11
Строгость 12,47 11,86 2,37* 0,17
Контроль 13,97 14,93 -5,41** -0,31
Эмоциональная близость 14,52 16,95 -9,36** -0,65
Принятие 17,14 17,47 -1,62 -0,09
Сотрудничество 15,77 16,75 -4,71** -0,26
Согласие 14,19 14,81 -4,04** -0,27
Последовательность 17,08 17,18 -0,48 -0,03
Авторитетность 16,49 16,86 -1,34 -0,09
Удовлетворенность отношениями 17,8.3 18,72 -3,09** -0,19
Младший ребенок -отец Младший ребенок мать
Требовательность 14,43 14,77 -1,61 -0,11
Строгость 12,41 12,17 0,89 0,07
Контроль 15,06 15,97 -4,96** -0,30
Эмоциональная близость 14,87 16,60 -7,12** -0,42
Принятие 16,90 16,76 0,61 0,04
Сотрудничество 15,14 15,95 -3,58** -0,21
Согласие 13,94 14,51 -3,36** -0,25
Последовательность 16,37 16,32 0,24 0,02
Авторитетность 16,80 16,87 -0,25 -0,02
Удовлетворенность отношениями 18,23 18,55 -1,15 -0,07
Примечания. * р < 0,05; ** р < 0,01.
Выводы
В целом, проведенный анализ позволяет говорить о том, что родители в большей степени контролируют младших детей. Это показывает анализ как родительских, так и сиблинговых оценок. Возможно, это связано с тем, что подавляющее большинство младших сиблингов, участвовавших в нашем исследовании, находятся в среднем и старшем подростковом возрасте. Как известно, именно на данный возрастной период приходятся основные кризисные моменты в жизни ребенка, связанные с развитием идентичности и активной социализацией [Изотова 2018; Гребенникова, Хузеева 2018], что не может не сказаться на отношениях ребенка с родите-
лями. Возможен и некий объективный момент: многие дети в данном возрасте заканчивают школу, готовятся к поступлению в другие учебные заведения, что вызывает определенные опасения за их будущее со стороны родителей.
При сравнении отцовских и материнских оценок было показано, что матери больше контролируют детей, чем отцы. В то же время материнское отношение к детям характеризуется как более принимающее, последовательное по сравнению с отцовским. Матери в среднем чаще приходят к согласию с детьми, продуктивно с ними взаимодействуют по сравнению с отцами. Различия отцовского и материнского стиля воспитания были показаны и в работах других исследователей [Simons, Conger 2007; Matejevic et al. 2014]. Однако выявленные множественные расхождения на нашей выборке скорее всего связаны с культурными особенностями нашей страны, когда воспитанием детей занимаются в основном матери, отцы же склонны занимать отстраненную позицию и не вмешиваться во взаимодействие с ребенком.
Старшие сиблинги выше оценивают уровень материнского принятия, близости и согласия по сравнению с младшими детьми. Следует отметить тот факт, что речь идет именно о воспринимаемом отношении матери (т.е. оценка получена при опросе детей), тогда как материнские оценки своего поведения в отношении си-блингов дают картину различий лишь по уровню контроля.
Полученные результаты позволяют говорить о том, что, несмотря на высокую согласованность родительских и детских оценок, существуют различия в отцовском и материнском стиле родительского отношения, а также в восприятии отношений родителями и детьми. Эти факты следует учитывать при оценке влияний характера родительско-детских отношений на когнитивное и личностное развитие детей и избегать использования усредненных данных. Особо значимое положение в исследованиях родительско-детских отношений должно занимать изучение детских представлений о семейной ситуации.
Литература
Варга 1986 - Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения. Дис. ... канд. психол. наук. Московский государственный университет, 1986. Гребенникова, Хузеева 2018 - Гребенникова О.В., Хузеева Г.Р. Особенности восприятия социальной действительности современными подростками [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 58. С. 6. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n58/1552-grcbcnnikova58.html (дата обращения 1 дек. 2019).
Изотова 2018 - Изотова Е.И. Возрастная феноменология конструирования идентичности: от подростка к юношеству [Электронный ресурс]
// Психологические исследования. 2018. Т. 11. №58. С. 7. URL: http:// psystudy.ru/index.php/num/2018v11n58/1553-izotova58.html (дата обращения 1 дек. 2019).
Марковская 2006 - Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. СПб.: Речь, 2006.
Baumrind 1973 - Baumrind D. The development of instrumental competence through socialization // Minnesota Symposium on Child Psychology. 1973. Vol. 7. P. 3-46.
Baumrind 1991 - Baumrind D. The Influence of Parenting Style on Adolescent Competence and Substance Use [Электронный ресурс] // The Journal of Early Adolescence. 1991 Vol. 1. no. 1. P. 56-95. URL: https://doi. org/10.1177/0272431691111004 (дата обращения 21 нояб. 2019). Dalimonte-Merckling, Williams 2019 - Dalimonte-MercklingD, WilliamsJ.M. Parenting Styles and Their Effects // Reference Module in Neuroscience and Biobehavioral Psychology / Cambridge, MA: Elsevier Inc., 2019. P. 1-33. Gray, Steinberg 1999 - Gray M.R., Steinberg L. Unpacking authoritative parenting: Reassessing a multidimensional construct // Journal of Marriage and Family. 1999. Vol. 61. P. 574-587.
Luo et al. 2013 - Luo W., Aye K. M, Hogan D., Kaur B., Chan M.C.Y. Parenting behaviors and learning of Singapore students: The mediational role of achievement goals [Электронный ресурс] // Motivation and Emotion. 2013. Vol. 37. P. 274-285. URL: http://dx.doi.org/10.1007/s11031-012-9303-8 (дата обращения 21 нояб. 2019).
Maccoby, Martin 1983 - Maccoby E.E., Martin J.A. Socialization in the Context of the Family: Parent-Child Interaction // Handbook of Child Psychology. Vol. 4: Socialization, Personality, and Social Development / Ed. by E.M. Hetherington and P.H. Mussen. New York: Wiley, 1983. Matejevic et al. 2014 - Matejevic M., Jovanovic D., Jovanovic M. Parenting style, involvement of parents in school activities and adolescents' academic achievement //Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 128. P. 288-293.
Parker et al. 1979 - Parker G., Tupling H., Brown L.B. A Parental Bonding Instrument // British Journal of Medical Psychology. 1979. Vol. 52. P. 1-10. Simons, Conger 2007 - Simons L.G., Conger R.D. Linking Mother-Father Differences in Parenting to a Typology of Family Parenting Styles and Adolescent Outcomes // Journal of Family Issues. 2007. Vol. 28. no. 2. P. 212241. doi: 10.1177/0192513X06294593
Steinberg et al. 1992 - SteinbergL., Lamborn S., Dornbusch S., Darling N. Impact of parenting practices on adolescent commitment: Authoritative parenting, school involvement, and encouragement to succeed // Child Development. 1992. Vol. 63. P. 1266-1281.
References
Baumrind, D. (1973), "The development of instrumental competence through
socialization", Minnesota Symposium on Child Psychology, vol. 7, pp. 3-46. Baumrind, D. (1991), "The Influcncc of Parenting Style on Adolescent Competence and Substance Use", The Journal of Early Adolescence, vol. 1, no. 1, pp. 56-95. [Online], available at: https://doi.org/10.1177/0272431691111004 (Accessed 21 Nov. 2019).
Dalimonte-Merckling, D. and Williams, J.M. (2019), "Parenting Styles and Their Effects", Reference Module in Neuroscience and Biobehavioral Psychology, Elsevier Inc., Cambridge, MA, pp. 1-33.
Gray, M.R. and Steinberg, L. (1999), "Unpacking authoritative parenting: Reassessing a multidimensional construct", Journal of Marriage and Family, vol. 61, pp. 574-587.
Grebennikova, O.V. and Khuzeeva, G.R. (2018), "Features of perception of social reality by modern teenagers", Psikhologicheskie issledovaniya, vol. 11, no. 58, pp. 6, [Online], available at: http://psystudy.ru/index.php/ num/2018v11n58/1552-grebennikova58.html (Accessed 1 Dec. 2019). Izotova, E.I. (2018), 'Age phenomenology of designing of identity: from the teenager by youth", Psikhologicheskie issledovaniya, vol. 11, no. 58, pp. 7. available at: http://psystudy.ru/index.php/num/2018v11n58/1553-izotova58.html (Accessed 1 Dec. 2019)
Luo, W., Aye, K.M., Hogan, D., Kaur, B. and Chan, M.C.Y. (2013), "Parenting behaviors and learning of Singapore students: The mediational role of achievement goals", Motivation and Emotion, vol. 37, pp. 274-285, [Online], available at: http://dx.doi.org/10.1007/s11031-012-9303-8 (Accessed 21 Nov. 2019).
Maccoby, E.E. and Martin, J.A. (1983), "Socialization in the Context of the Family: Parent-Child Interaction", in Hetherington, E.M. and Mussen, P.H. (ed.), Handbook of Child Psychology. Vol. 4: Socialization, Personality, and Social Development, Wiley, New York, N.Y., USA.
Markovskaya, I.M. (2006), Trening vzaimodeistviya roditelei s det'mi [Parent-child interaction training], Rech', St. Petersburg, Russia. Matejevic, M., Jovanovic, D. and Jovanovic, M. (2014), "Parenting style, involvement of parents in school activities and adolescents' academic achievement", Procedia - Social and Behavioral Sciences, vol. 128, pp. 288-293. Parker, G., Tupling, H. and Brown L.B. (1979), "A Parental Bonding Instrument", British Journal of Medical Psychology, vol. 52, pp. 1-10. Simons, L.G., Conger, R.D. (2007), Linking Mother-Father Differences in Parenting to a Typology of Family Parenting Styles and Adolescent Outcomes, Journal of Family Issues, vol. 28, no. 2, pp. 212-241. doi: 10.1177/0192513X06294593
Steinberg, L., Lamborn, S., Dornbusch, S. and Darling, N. (1992), Impact of parenting practices on adolescent commitment: Authoritative parenting, school involvement, and encouragement to succeed, Child Development, vol. 63, pp. 1266-1281.
Varga, A.Ya. (1986), Parent Relationship Structure and Types, Ph.D. Thesis,
Moscow State University, Moscow, Russia.
Информация об авторах
Ольга С. Алексеева, Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; olga_ [email protected]
Ирина Е. Ржанова, Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия; 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4; [email protected]
Information about authors
Olga S. Alekseeva, Psychological Institute of Russian Academy of Education, Moscow, Russia; bld. 9-4, Mokhovaya st., Moscow, Russia, 125009; [email protected]
Irina E. Rzhanova, Psychological Institute of Russian Academy of Education, Moscow, Russia; bld. 9-4, Mokhovaya st., Moscow, Russia, 125009; [email protected]