Научная статья на тему 'Связь родительского отношения и девиантного поведения подростков'

Связь родительского отношения и девиантного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
823
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
девиантное поведение / отцовское и материнское отношение / различия / родительская авторитетность / удовлетворенность отношениями / paternal and maternal treatment / differences / parental authority / satisfaction with relationships

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Просекова В. М., Павленко Ю. А.

Исследовано представление подростков с девиантным поведением об отношении к ним родителей, их видение родительского взаимодействия с ними. Показаны различия отцовского и материнского отношения к подросткам с девиантным поведением и благополучным подросткам по таким параметрам, как требовательность, сотрудничество, эмоциональная близость, авторитетность родителей, а также различия в удовлетворенности подростков этими отношениями. Выявлено, что девиантное поведение подростков, заключающееся в употреблении алкоголя и наркотиков, более связано с отцовским отношением, нежели с материнским.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Просекова В. М., Павленко Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relationship between parental attitudes and deviant behavior of teenagers

The article deals with the study of deviant behavior teenagers’ perception of their parents’ treatment and interaction in relation to them. The article illustrates the difference between paternal and maternal treatment of teenagers with deviant and decent behavior. The following measurements were used: self-exactingness, cooperation, emotional intimacy, parental authority as well as certain differences in teenagers’ satisfaction with these relationships.

Текст научной работы на тему «Связь родительского отношения и девиантного поведения подростков»

УДК: 159.9.075

СВЯЗЬ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Просекова В.М.1, Павленко Ю.А.2 ФГАОУ ВО «Тюменский Государственный Университет», 625003, ул. Володарского, д. 6,

г. Тюмень, Россия

Выпускница ТюмГУ, в отпуске по уходу за ребенком, 625049, Московский тракт 154, кв120, г. Тюмень, Россия

Для корреспонденции: Просекова Вера Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии ТюмГУ, contact-v@mail.ru

Информация об авторах: Просекова В. М., http://orcid.org/0000-0001-5728-6052 Павленко Ю. А., orcid.org/0000-0001-6246-1978

Резюме. Исследовано представление подростков с девиантным поведением об отношении к ним родителей, их видение родительского взаимодействия с ними. Показаны различия отцовского и материнского отношения к подросткам с девиантным поведением и благополучным подросткам по таким параметрам, как требовательность, сотрудничество, эмоциональная близость, авторитетность родителей, а также различия в удовлетворенности подростков этими отношениями. Выявлено, что девиантное поведение подростков, заключающееся в употреблении алкоголя и наркотиков, более связано с отцовским отношением, нежели с материнским.

Ключевые слова: девиантное поведение, отцовское и материнское отношение, различия, родительская авторитетность, удовлетворенность отношениями.

В последние десятилетия в психологии наметился исследовательский интерес к проблемам родительского отношения. Р. Ронер и Р. Венециано, рассматривая отцовство как культурный конструкт, в своем метаисследовании прослеживают изменение этого конструкта в американском обыденном сознании в течение 300 лет. Если идеальным образом колониального европейского американского отца в 1600-1700-х годах являлся образ строгого патриарха, с 1830 до 1900 - образ кормильца, то с 1900 до 1970 идеальный отец - это приветливый папа, приятель и образец для полового подражания. Начиная с 1970-х и по сегодняшний день, идеальным образом отца считается сородитель, одинаково разделяющий с его партнером заботу о детях [1]. По их мнению, одна из наиболее долго живущих и широко распространенных идей, определяющих отцовство, состоит в том, что главной ролью отцов в рамках семьи является роль кормильца. Концепция мужчины как кормильца сопрягает в себе идеи первенства матери в воспитании детей и периферийного значения отцов в воспитании потомства. На основе анализа многочисленных работ на обсуждаемую тему авторы делают вывод, что не только обыденное сознание, но и «фактически все влиятельные теории детского развития в течение прошлого столетия принимали за постулат недоказанную предпосылку, что матери были наиболее важны в детском развитии» [там же], а общая теоретическая предпосылка состояла в том, что главный вклад отцов в детское развитие - косвенный, через их экономическую и эмоциональную поддержку матерей. Вследствие этого, на протяжении большей части двадцатого века поведенческие и клинические исследования отцовского отношения и результатов воспитания были минимальны.

Их число заметно выросло с последней трети прошлого века. К этому привели глобальные социально-экономические изменения. С одной стороны, массовая женская активность в получении образования, занятость на производстве и в общественной жизни, необходимость совмещать трудовые и семейные обязанности, уменьшили время, которое матери стали проводить с детьми. С другой стороны, научно-технический прогресс способствовал высвобождению времени мужчин, которые они при желании могут посвятить семье, реализуя свои супружеские и родительские роли.

В обзоре современных исследований значения отца в развитии ребенка в рамках разных подходов (Калина и Холмогорова) рассматриваются теоретические и эмпирические данные, которые доказывают важную роль отца для различных аспектов психического развития ребенка [2].

Так, исследования Боуэна, Берлингейма, Тайсонов вывили роль отца в успешности сепарации ребенка от матери. В работах Тайсонов показано важнейшее значения отца для возникновения у ребенка ядерной половой идентичности и полоролевой идентичности, и что для формирования адекватной полоролевой идентичности сыновей важен не уровень маскулинности отца, а степень его теплоты и эмоциональной вовлеченности. Маскулинность отца коррелирует с успешным формированием женственности дочерей (Trowell).

Появились исследования о связи поведения отцов с эмоциональным благополучием их детей, которых, в отличие от исследований значения поведения матерей проведено гораздо меньше. В них показано, что отцовское (но не материнское) отношение и поведение связаны с депрессивной и тревожной симптоматикой у детей, доминированием негативных эмоций в их развитии, агрессивным поведением, когнитивным развитием.

В зависимости от того, какие аспекты психического развития ребенка изучались, сделано несколько видов выводов исследователей о влиянии отцовского отвержения-принятия на результаты детского развития: 1) любовь отца столь же важна, как и любовь матери в предсказании определенных результатов детского развития; 2) отцовская любовь предопределяет некоторые результаты детского воспитания лучше, чем любовь матери; 3) любовь отца - единственный существенный предсказатель определенных результатов; 4) любовь отца уменьшает влияние любви матери на определенные результаты развития детей; 5) отцовское воспитание в сравнении с материнским связано с различными результатами воспитания у сыновей и дочерей [1].

Как отмечает Борисенко Ю. В., для отечественной науки исследование проблем отцовства является относительно новым направлением. Она пишет: «Весной 2002 г., когда нами было проведено первой пилотажное исследование данной проблемы, наш литературный обзор включал в основном работы зарубежных авторов. Однако за последние четыре года появились качественные отечественные работы по проблемам отцовства» [3].

В нашем исследовании мы исходим из выводов, сделанных Campo и Rohner о связи между воспитанием и наркоманией, состоящих в том, что наркоманы испытывают качественно большее отцовское отторжение, чем приятие перед началом употребления тяжелых наркотиков. Наркозависимые также испытывали существенный недостаток материнской любви, но не в степени качественно большего отторжения, чем приятия [1].

Объект исследования: родительское поведение

Предмет исследования: связь родительского отношения и девиантного поведения подростков.

Цель работы: выявить связь родительского отношения и девиантного поведения подростков.

Гипотеза исследования: Девиантное поведение подростков более связано с отцовским отношением, нежели с материнским.

Материал и методы.

Обследование проводилось с февраля по май 2017 г. МАОУ СОШ № 48 г. Тюмени. В соответствии с его целью и задачами были сформированы две выборки - экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу вошли 12 мальчиков и 8 девочек (всего 20 человек) 13-15 лет, которые социально-психологической службой школы отнесены к группе риска и состоят на учете в школьном Совете профилактики правонарушений несовершеннолетних в связи с употреблением спиртных напитков, психотропных и химических веществ, курением. Все они из полных семей. В эту же группу вошли 20 отцов и 20 матерей этих подростков.

Контрольную группу составили 10 девочек и 10 мальчиков 13-15 лет из полных семей и не отнесенные социально-психологической службой школы ни к одной из групп риска, а также 20 отцов и 20 матерей этих подростков.

Общее количество испытуемых составило 120 человек - 40 подростков, и 80 родителей данных подростков.

Для диагностики отношений родителей и детей использовался опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» (ВРР) И. М. Марковской (вариант для подростков и их родителей) [4]. Методика позволяет выявить оценку отношений в семье как со стороны родителей, так и представления об этих отношениях у подростков. Она имеет три набора утверждений: один для детей и два для взрослых (матери и отца), по 60 вопросов в каждом. Текст опросника включает 10 шкал-критериев для оценки взаимодействия родителей с детьми.

Шкала 1: «Нетребовательность-требовательность родителя». Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше он ожидает от ребенка высокого уровня ответственности.

Шкала 2: «Мягкость - строгость родителя». По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо.

Шкала 3: «Автономность - контроль по отношению к ребенку». Высокие показатели по шкале могут говорить о мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкие - о полной автономии ребенка, вседозволенности, которая может быть следствием безразличного отношения к ребенку.

Шкала 4: «Эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребенка к родителю». Результаты по этой шкале описывают представления родителя и подростка о близости друг к дугу, их желание делиться сокровенным и важным или его отсутствие.

Шкала 5: «Отвержение-принятие ребенка родителем» отражает базовое отношение родителя к ребенку, принятие или отвержение его личностных качеств и поведенческих проявлений.

Шкала 6: «Отсутствие сотрудничества - сотрудничество» определяет характер взаимодействия родителя и подростка, степень включенности подростка во взаимодействие, признание родителем его прав и достоинств, равенства и партнерства в отношениях. Отсутствие такового может быть результатом нарушенных отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания.

Шкала 7: «Несогласие - согласие между ребенком и родителем» дает возможность описать частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях.

Шкала 8: «Непоследовательность - последовательность» отражает, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, отношении к ребенку, применении наказаний и поощрений и т. д.

Шкала 9: «Авторитетность родителя» измеряет оценку подростком и самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка: насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова их сила влияния. Показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности - негативности отношений ребенка к родителю.

Шкала 10: «Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем» диагностирует общую степень удовлетворенности отношениями между родителями и детьми, как с той, так и с другой стороны.

При статистической обработке полученных данных для оценки различий между двумя выборками использовался и-критерий Манна-Уитни.

Результаты исследования.

Исходя из представления представителей когнитивно-поведенческого подхода о том, что «поведение определяет не ситуация, которая может быть описана „объективно" или по согласованному мнению нескольких наблюдателей, а ситуация, как она дана субъекту в его переживании, как она существует для него» [5, с. 22], рассмотрим оценки подростков их отношений с отцами и матерями - как удовлетворенности этими отношениями в целом, так и их представления о разных сторонах этих отношений.

Анализ результатов статистической обработки данных об общей удовлетворенности подростков отношениями с родителями (табл. 1) позволяют утверждать, что различия между экспериментальной и контрольной группами существенны: девиантные подростки значительно меньше удовлетворены отношениями с отцами, нежели подростки без девиаций, в то же время показатели удовлетворенности отношениями с матерями в этих группах статистически не различаются.

Таблица 1.

Показатели удовлетворенности подростков отношениями с родителями в контрольной и экспериментальной группах (средние значения)

Девиантные подростки Подростки без девиаций Критерий Манна Уитни

С отцом 12,1 14,6 и = 54 (знач.)

С матерью 16,05 15,2 и = 178 (не знач.)

Критерий Манна Уитни и=92 (знач.) и=164 (не знач.)

Подростки без девиаций одинаково удовлетворены отношениями с обоими родителями, в то время как девиантные подростки значительно меньше, чем с матерью, удовлетворены отношениями с отцом.

Таблица 2.

Оценки подростков отношения к ним родителей в контрольной и экспериментальной группах (средние значения по шкалам опросника)

Оценки отношения Отцов Матерей

Категории Девиант- Подростки Критерий Девиантт- Подростки Критерий

^^-^испытуемых ные под- без девиа- Манна ные под- без девиа- Манна

Параметры ^^^^^ ростки ций Уитни ростки ций Уитни

отношений

Нетребовательность-тре- 19,95 14,3 и = 11 13,3 16,75 и = 52,5

бовательность родителя знач. знач.

Эмоциональная дистан- 9,45 16 и = 15 12,45 15,95 и = 49,5

ция-близость знач. знач.

Отсутствие сотрудниче- 10,25 16,45 и = 14,5 11,8 15,8 и = 11

ства-сотрудничество знач. знач.

Авторитетность роди- 10,75 15,3 и = 30,5 14,3 18 и = 32,5

теля знач. знач.

Мягкость-строгость 18.35 16.35 не знач. 13,9 17,55 и

родителя =53,5знач.

Автономность-контроль 17.7 16.2 не знач. 12,2 16 и = 67

по отношению к ребенку знач.

В таблицах 2 и 3 отражены оценки подростками контрольной и экспериментальной групп тех сторон их отношений с родителями, различия между которыми оказались статистически значимыми. Различия в оценках родительско-детских отношений по пяти шкалам -«Мягкость - строгость родителя», «Автономность - контроль по отношению к ребенку», «Отвержение-принятие ребенка родителем», «Несогласие - согласие между ребенком и родителем», «Непоследовательность - последовательность» - оказались статистически незначимыми.

Таблица 3.

Различия в оценках отношения матерей и отцов подростками контрольной и экспериментальной группах (средние значения по шкалам опросника)

Родители девиантных Родители благополучных

подростков подростков

Отцы Матери Критерий Манна Уитни Отцы Матери Критерий Манна Уитни

Нетребовательность-требова- 19.95 13.3 и = 100 знач. 14.3 19.95 и=73,5 знач.

тельность родителя

Эмоциональная дистанция- 9.45 12.45 и = 191 16 15.95 и = 159 не

близость не знач. знач.

Отсутствие сотрудничества- 10.25 11.8 и = 1 16.45 15.8 и = 175 не

сотрудничество знач. знач.

Авторитетность родителя 10.75 14.3 и=50 знач. 15.3 18

Отцы двух выборок различаются уровнем требовательности к подросткам и авторитетности, эмоциональной близости, степенью сотрудничества. Матери различаются по тем

же параметрам отношений, а также по параметрам «Мягкость-строгость» и «Автономность-контроль по отношению к ребенку».

Обобщенный портрет отцов, созданный оценками девиантных подростков, такой. Они чрезвычайно требовательные, строгие и контролирующие (самые высокие показатели по данным шкалам во всей выборке), в то же время эмоционально дистанцированы; с ними нет желания делиться самым сокровенным и важным, обращаться по поводу трудностей или достижений (самые низкие показатели по шкале эмоциональной близости), они отрицают права, достоинство, равенство подростков и партнерство при взаимодействии (самые низкие показатели по шкале сотрудничества). Это отразилось и на показателях шкал «Авторитетность родителя» и «Удовлетворенность отношениями ребенка с родителем», позволяющих оценивать отношение к родителю в целом. Эти показатели являются также самыми низкими для всей выборки из 40 подростков.

В отличие от отцов, матери девиантных подростков характеризуются как значительно менее требовательные, признающие их права и достоинства (шкала «Сотрудничество»), в то же время, как и отцы, они эмоционально дистанцированы от подростков. Кроме того, в отличие от матерей благополучных подростков, они менее строги и менее контролируют своих детей. Авторитетность матерей в этих семьях и удовлетворенность отношениями с ними значимо выше тех же показателей в отношениях с отцами (и=50 и и=92, соответственно).

Отцы благополучных подростков по оценкам их детей значительно менее требовательны и чем отцы девиантных подростков, и чем матери благополучных, они меньше ожидают от ребенка высокого уровня ответственности (и=73,5). В то же время они наравне с матерями характеризуются как близкие люди, с которыми хочется делиться самым сокровенным и важным, а также как сотрудничающие, включенные во взаимодействие с ребенком, признающие его права и достоинства, равенство и партнерство в отношениях.

Оценка благополучными подростками авторитетности матерей самые высокие во всей выборке, соответственно они выше и отцовских показателей (и=50). Другими словами, именно их мнения, поступки, действия имеют наибольшую силу влияния на подростков. Выше отцовских у них являются также показатели по шкале требовательности, однако они все же значимо ниже требовательности отцов неблагополучных подростков (и=58). Тем не менее, подростки из этой выборки одинаково удовлетворены как отношениями с матерями, так и с отцами.

Обсуждение результатов. Таким образом, в исследовании выявлены два паттерна роди-тельско-детских отношений, различающихся на статистически значимом уровне.

Подростки курящие, употребляющие алкоголь и ПАВ воспитываются в семьях с чрезмерно требовательным, строгим и контролирующим отцом и нетребовательной матерью в обстановке эмоциональной дистанцированности обоих родителей, где трудно найти эмоциональную поддержку и сочувствие, поделиться чем-то важным, где есть сотрудничество с матерью и отсутствует сотрудничество с отцом, а ее авторитетность выше, чем авторитетность отца.

Подростки, не относящиеся к группе риска, воспитываются в семьях, где высока авторитетность матери, ее требовательность (которая все же не достигает уровня требовательности отцов девиантных подростков) при выраженной авторитетности отца, где оба родителя и подросток взаимодействуют в отношениях сотрудничества и способны к эмоциональной близости.

Требования родителей необходимы для подростка. Они задают ориентиры, границы дозволенного рядом с другими людьми, дают психологические опоры. Однако «любой хорошей вещи может быть слишком много» [6]. По-видимому, в семьях подростков без девиаций, найдена оптимальная мера требовательности. В семьях девиантных подростков она «зашкаливает» у отцов и снижена у матерей, может быть, для уравновешивания отцовской.

Сотрудничество именно с отцом и принятие со стороны матери коррелируют с высоким статусом подростка в группе сверстников; при его отсутствии и отвержении со стороны обоих родителей (при этом со стороны отца большим, чем со стороны матери) и отцовской авторитарной гиперсоциализации подростки имеют низкий статус в группе [7].

Эмоциональная близость ребенка к родителю, наличие человека, который способен понять, с чем он/она пытается справиться, и что переживает, является необходимым условием развития, эмоциональная дистанция ведет к одиночеству и стыду [8].

Согласно В. В. Столину, будучи интериоризованным, ассимилированным в структуру самоотношения, материнское отношение становится аутосимпатией, а отцовское транс-

формируется в самоуважение [9]. Неуважение к подростку, навязывание во всем своей воли, неспособность встать на его точку зрения интроецируются как неуважение к себе. Это хорошо известно практикующим психологам, когда на определенном этапе психотерапевтического исследования клиент осознает родительское послание «Ты ничтожество», совсем забытое, но разрушительно воздействующее на его отношение к себе и поведение.

Знание о том, что «пониженное самоуважение коррелирует едва ли не со всеми видами так называемого дивиантного поведения», в том числе и алкоголизма и наркомании в психологии не ново. К такому выводу на основе 10-летнего исследования Г. Каплан пришел еще в 1980 г.[10].

Ключевым моментом нашего исследования является что, что оценка удовлетворенности отношением с отцами различает контрольную и экспериментальную группы, а оценка удовлетворенности отношением с матерями - нет. Другими словами, вклад отцовского отношения в этот вид девиации больше, чем материнский. Эти результаты вполне совпадают с результатами исследований (Campo и Rohner), проделанными в другой стране и в другое время: «наркоманы испытывают качественно большее отцовское отторжение, чем приятие перед началом употребления тяжелых наркотиков. Наркозависимые также испытывали существенный недостаток материнской любви, но не в степени качественно большего отторжения, чем приятия» [1].

Выводы:

1. Подростки, употребляющие алкоголь и ПАВ испытывают качественно большее отцовское отвержение, проявляющееся в чрезмерной требовательности в сочетании с отсутствием сотрудничества, эмоциональной поддержки и авторитетности, нежели отвержение материнское.

2. Подобное поведение подростков качественно связано с неудовлетворенностью отцовским отношением, но не материнским.

Заключение. Тенденция многих клиницистов обвинять матерей за детскую дезадаптиро-ванность и психопаталогиию («депрессиогенная мать», «шизофреногенная мать») [1] в свете новых научных данных может сместиться на отцов. Однако семья является системой отношений, в которой все элементы связаны между собой органичными связями. Системный взгляд требует понимания, например, того, как такое отношение отцов связано с отношениями внутри родительской подсистемы и подсистемы супружеской. На наш взгляд, это является перспективными темами дальнейших исследований.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Rohner R., Veneziano R. The Importance of Father Love: History and Contemporary Evidence// Review of General Psychology. 2001. № 5.

2. Калина О. Г., Холмогорова А. Б. Роль отца в психическом развитии ребенка. М.: «Форум - Инфра-М», 2014.

3. Борисенко Ю. В. Психология отцовства. Москва-Обнинск: «ИГ-СОЦИН», 2007.

4. Марковская. И. М. Опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» // Олифирович Н. И., Зинкевич-

Куземкина Т. А., Велента Т. Ф. Психология семейных кризисов. СПб.: Речь, 2006. С. 253-265.

5. X. Хекхаузен. Мотивация и деятельность. 2 изд. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. Т. 1.

6. Enright G. Enlightening Gestalt. Mill Valley. Pro Telos, 1980.

7. Иванова О. Н. Связь родительского отношения и социометрического статуса подростка. Тюмень: ТюмГУ, 2013 (на правах рукописи).

8. Wheeler G. Gestalt Reconsidered. A New Approach to Contact and Resistance. The Gestalt Institute of

Cleveland Press, 1998.

9. Столин В. В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.

10. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя.М.: Просвещение, 1989.

REFERENSES

1. Rohner R., Veneziano R. The Importance of Father Love: History and Contemporary Evidence// Review

of General Psychology. 2001. № 5.

2. O.G. Kalina, A. B. Kholmogorova. Znachenie ottsa dlya razvitiya rebenka (na materiale zarubezhnykh issledovanii) // Semeinaya psikhologiya i semeinaya terapiya. 2006. № 1. S. 87-99. (In Russ)

3. Borisenko Yu.V. Psikhologiya ottsovstva. Moskva-Obninsk: «IG-SOTsIN», 2007.

4. Markovskaya. I. M. Oprosnik «Vzaimodeistvie roditel'-rebenok»// Olifirovich N. I., Zinkevich-Kuzemkina T. A., Velenta T. F. Psikhologiya semeinykh krizisov. SPb.: Rech'. 2006. S. 253-265.

5. X. Khekkhauzen. Motivatsiya i deyatel'nost'. 2 izd. SPb.: Piter; M.: Smysl, 2003. T.1.

6. Enright G. Enlightening Gestalt. Mill Valley. Pro Telos, 1980.

7. Ivanova O. N. Svyaz' roditel'skogo otnosheniya i sotsiometricheskogo statusa podrostka. Tyumen': TyumGU, 2013 (na pravakh rukopisi).

8. Wheeler G. Gestalt Reconsidered. A New Approach to Contact and Resistance. The Gestalt Institute of

Cleveland Press, 1998.

9. Stolin V. V. Samosoznanie lichnosti. M.: MGU, 1983.

10. Kon I. S. Psikhologiya rannei yunosti: Kn. dlya uchitelya. M.: Prosveshchenie, 1989. Relationship between parental attitudes and deviant behavior of teenagers

SUMMARY. The article deals with the study of deviant behavior teenagers' perception of their parents' treatment and interaction in relation to them. The article illustrates the difference between paternal and maternal treatment of teenagers with deviant and decent behavior. The following measurements were used: self-exactingness, cooperation, emotional intimacy, parental authority as well as certain differences in teenagers' satisfaction with these relationships.

Key words: paternal and maternal treatment, differences, parental authority, satisfaction with relationships.

УДК: 159.9:796

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕЛЕСНОГО ОПЫТА СПОРТСМЕНОВ, ПЕРЕНЕСШИХ СПОРТИВНЫЕ ТРАВМЫ

Н. В. Смирнов

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГБОУ ВО КГМУ Минздрава России) Россия,

г. Курск, ул. Карла Маркса, 3

Для корреспонденции: Смирнов Николай Валерьевич кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии ФГБОУ ВО Курский государственный медицинский университет Минздрава России. E-mail: smirnov-nikv@yandex.ru Information about author:

Smirnov N. V. https://kurskmed.com/department/general_and_clinical_psychology/teacher/158 For correspondence:

Smirnov N. V. candidate of psychological Sciences, associate Professor, Department of General and clinical psychology of the Kursk state medical University of Ministry of healthcare of the Russian Federation

Резюме: Целью работы явилась оценка психологических особенностей спортсменов, получивших спортивные травмы в тренировочный и соревновательный период, преломляемых через призму восприятия травмы как специфического телесного опыта, заключающегося в анализе сложившейся ситуации, ее последствий для настоящего момента и будущего, требующие устойчивости адаптивных реакций личности. В статье рассматриваются основные факторы, способствующие устойчивости адаптивных реакций личности спортсмена.

Ключевые слова: телесный опыт, адаптивные реакции личности, спортивная травма.

В современном футболе периодические физические нагрузки, систематические тренировки и соревнования могут оказывать влияние на функциональное, физическое состо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.