Научная статья на тему 'Взаимосвязи характеристик сиблинговых и детско-родительских отношений'

Взаимосвязи характеристик сиблинговых и детско-родительских отношений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3213
543
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИБЛИНГИ / СИБЛИНГОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / SIBLINGS / SIBLING RELATIONSHIPS / CHILD-PARENT RELATIONSHIPS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Красильникова Екатерина Николаевна, Дериш Федор Валерьевич

В работе представлены результаты исследования сиблинговых и детско-родительских отношений в полных двухдетных семьях. Предпринята попытка анализа семьи в системном контексте. Изучались согласованность оценок близнецов и сиблингов, взаимосвязи параметров взаимодействия родителей и детей, а также различия в восприятии отношений младших и старших сиблингов с матерью и отцом. Сопоставление оценок восприятия отношений в парах показало, что близнецы и сиблинги демонстрируют разную степень согласованности. Было обнаружено, что характер взаимосвязей между характеристиками родительско-детских отношений и параметрами сиблинговой среды различен для старших и младших сиблингов. Выявлены значимые различия между отношениями с матерью и отцом по оценкам старших и младших сиблингов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Красильникова Екатерина Николаевна, Дериш Федор Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LINKS BETWEEN CHARACTERISTICS OF SIBLING AND CHILD-PARENT RELATIONSHIPS

The article presents the results of a study sibling and parent-child relationship in the full two-child families. Attempts to analyze the family with a systematic approach. We studied the consistency of ratings twins and siblings, the relationship between the parameters of the interaction of parents and children, as well as differences in the perception of relations of younger and older siblings with their mother and father. The consistency of ratings relationships in pairs showed that twins and siblings exhibit varying degrees of consistency. It was found that the nature of the relationships between the characteristics of the parent-child relationships and the parameters of sibling environment is different for older and younger siblings. There were significant differences between the relationship with his mother and father estimated older and younger siblings.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязи характеристик сиблинговых и детско-родительских отношений»

УДК 159.9.072.432

Красильникова Екатерина Николаевна

аспирант кафедры теоретической и прикладной психологии Дериш Федор Валерьевич

студент факультета психологии

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, (342) 219-07-19, e-mail: ekaterina_n_e@mail.ru;

fedor. derish@yandex. ru

ВЗАИМОСВЯЗИ ХАРАКТЕРИСТИК СИБЛИНГОВЫХ И ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Ekaterina N. Krasilnikova

postgraduate student of the Department of theoretical and applied psychology

Fedor V. Derish student of the faculty of psychology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Professional Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University»

24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: ekaterina_n_e@mail.ru;

fedor. derish@yandex. ru

LINKS BETWEEN CHARACTERISTICS OF SIBLING AND CHILD-

PARENT RELATIONSHIPS

Аннотация: В работе представлены результаты исследования сиблинговых и детско-родительских отношений в полных двухдетных семьях. Предпринята попытка анализа семьи в системном контексте. Изучались согласованность оценок близнецов и сиблингов, взаимосвязи параметров взаимодействия родителей и детей, а также различия в восприятии отношений младших и старших сиблингов с матерью и отцом. Сопоставление оценок восприятия отношений в парах показало, что близнецы и сиблинги демонстрируют разную степень согласованности. Было обнаружено, что характер взаимосвязей между характеристиками родительско-детских отношений и параметрами сиблинговой среды различен для старших и младших сиблингов. Выявлены значимые различия между отношениями с матерью и отцом по оценкам старших и младших сиблингов.

© Красильникова Е.Н., Дериш Ф.В., 2014

Ключевые слова: сиблинги; сиблинговые отношения; детско-родительские отношения.

Abstract: The article presents the results of a study sibling and parent-child relationship in the full two-child families. Attempts to analyze the family with a systematic approach. We studied the consistency of ratings twins and siblings, the relationship between the parameters of the interaction of parents and children, as well as differences in the perception of relations of younger and older siblings with their mother and father. The consistency of ratings relationships in pairs showed that twins and siblings exhibit varying degrees of consistency. It was found that the nature of the relationships between the characteristics of the parent-child relationships and the parameters of sibling environment is different for older and younger siblings. There were significant differences between the relationship with his mother and father estimated older and younger siblings.

Key words: siblings; sibling relationships; child-parent relationships.

К изучению семьи применяются различные подходы, в том числе и системный. Его основой является общая теория систем, которая акцентирует внимание на взаимоотношениях между компонентами, составляющими единое целое. Семья рассматривается как целостная самоорганизующаяся система, реализующая совокупность функций, обеспечивающих полное удовлетворение потребностей членов семьи, характеризующаяся внешними и внутренними границами и иерархической ролевой структурой отношений. Системный подход в исследовании семьи использовали В. Сатир, С. Минухин, М. Боуэн и др. [2].

Для описания семьи В. Сатир использует такие параметры, как энергетика семьи (эмоции, жизненные установки членов семьи), структура семьи (все члены семьи и те, кто оказывает влияние на их поведение), границы семьи (взаимодействие семьи с внешней средой), функциональные характеристики семьи (стили общения, семейные правила) [7].

Согласно С. Минухину, семья является единым сложным организмом, состоящим из отдельных членов. Ключевыми понятиями являются структура семьи, подсистема семьи, границы. К структуре относятся правила, определяющие взаимодействие в семье. Основными подсистемами семьи являются супружеские, детско-родительские и сиблинговые (отношения братьев и сестер) отношения. Границы семейной системы регулируют отношения между подсистемами, а также между её ближайшим социальным окружением [6].

Семью как эмоциональное поле, в котором каждый член занимает определенную позицию, зависящую от порядка рождения, и выполняет свойственные ей функции, рассматривал М. Боуэн [10].

Системный подход признает, что родители влияют на своих детей. Но Д. Шэффер также подчеркивает, что, во-первых, дети влияют на поведение

родителей и выбор их воспитательной практики, а во-вторых, семья является сложной социальной системой, т. е. сетью обоюдных (реципрокных) взаимоотношений и альянсов, которая постоянно развивается и подвергается сильному влиянию общества и культуры [8].

Согласно Дж. Белски [9], семья имеет ряд характеристик: поведение и развитие ребенка, родительские характеристики (личностный ресурс родителей), источники стресса и поддержки, взаимовлияющие друг на друга. При этом влияние может осуществляться как прямым, так и косвенным образом. В качестве прямого воздействия можно рассматривать отношения «мать - ребенок», а в качестве косвенного - влияние отца на эти отношения. Так, благополучные отношения между супругами, равно как и сотрудничество в реализации воспитательных стратегий, оказывают положительное влияние на ребенка (Plakovitz, 1984; Belsky, Gilstrap & Rovine, 1984; Levi-Shiff, 1994). В свою очередь и ребенок может прямо влиять на одного родителя (например, выказывая неподчинение его требованиям) и косвенно на отношения между родителями (Donovan, Leavitt & Walsh, 2000; Crockenberg & Litman, 1990). При этом Белски подчеркивает усложнение семьи как системы при включении дополнительных родственников: сиблингов или старшего поколения. Одним из важнейших итогов такого системного подхода к семье является необходимость отхода от привычной схемы «мать-ребенок» в пользу более целостного взгляда на всех членов семьи. При этом необходимо учитывать, что семья не является статичной структурой и находится в постоянном развитии, хотя бы в силу развития индивидуальности каждого ее члена и соответственно изменяется их взаимодействие и взаимовлияние (Klein & White, 1996; Корниенко, 2011).

Говоря об исследованиях семьи, стоит отметить интерес к проблемам материнства (Мещерякова, 2000; Филиппова, 2001; Захарова, 2003, 2001; Варга, 2001), отцовства (Fthenakis, 2000; Архиреева, 2006, 2008; Портнова, Борисенко, 2006), сиблинговых отношений (Brody, 1998; McHale, 1995; Алексеева, 2008; Зырянова, Черткова, 2011; Корниенко, 2011). При этом недостаточно работ, рассматривающих семью в системном контексте.

Итак, целью настоящего исследования является изучение семьи с позиции детско-родительского взаимодействия и отношения детей друг к другу (сиблингов и близнецов).

Организация исследования

Характеристика выборки В исследовании приняли участие 50 полных семей, имеющих двух детей. Старший ребенок - в возрасте 14-16 лет, младший - 8-10 лет. Разница в возрасте между сиблингами не превышает пяти лет. Также приняли участие 50 пар близнецов (34 пары монозигот — МЗ и 26 пар дизигот — ДЗ) в возрасте 15-17 лет. Все семьи проживают в городе Перми.

Методы психодиагностического обследования Особенности отношения детей в одной семье по отношению друг к другу оценивались при помощи опросника различающегося опыта сиблингов

(Siblings Inventory of Differential Experience: SIDE; Daniels & Plomin, 1984). Опросник позволяет оценить три сферы отношений: межличностные отношения (антагонизм, забота, ревность, близость); отношения с родителями (привязанность и контроль со стороны матери и отца) и отношения со сверстниками (отношение к учебе, склонность к делинквентности и популярность).

Для исследования параметров взаимодействия детей и родителей использовался опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской. Показатели: нетребовательность - требовательность, мягкость - строгость, автономность - контроль, эмоциональная дистанция -близость, отвержение - принятие, отсутствие сотрудничества - сотрудничество, несогласие - согласие, непоследовательность - последовательность, авторитетность родителя, удовлетворенность отношениями. Методика заполнялась старшим и младшим сиблингами в отношении матери и отца (вариант для детей). А также матерью и отцом в отношении старшего и младшего сиблингов (вариант для родителей).

Статистические методы анализа данных Анализ согласованности восприятия отношений в парах близнецов и сиблингов производился с помощью корреляционного анализа. Особенность интерпретации полученных данных состоит в том, что используется опросник-дифференциал, низкие корреляции оценок отражают высокую согласованность представлений.

Генетический анализ производился на основе дисперсионного анализа ANOVA, оценивались различия между средними значениями у каждого типа близнецов. Данная схема описана в работе Р. Пломина и Д. Дэниэлс (Plomin & Daniels, 1985) и использована в работах Ф.И. Барского [1].

Для выявления различий между показателями взаимодействия сиблингов с родителями использовался сравнительный t-критерий для зависимых групп. Для анализа взаимосвязей параметров взаимодействия родителей и сиблингов использовался корреляционный анализ.

Результаты и их обсуждение 1) Особенности восприятия семейной среды сиблингами и близнецами

Согласованность оценок близнецов При сопоставлении оценок согласованности в парах близнецов обнаружилось, что МЗ и ДЗ близнецы демонстрируют разную степень согласованности. В частности, наибольшая согласованность у МЗ близнецов по характеристикам отношения к соблизнецу (антагонизм r=-,22; забота r=,06; ревность r=-,05,), а у ДЗ близнецов - по особенностям отношений с родителями (привязанность к матери r=-,19; привязанность к отцу r=-,01; контроль со стороны матери r=-,15; отца r=-,44). По характеристикам социальной среды (ориентация на делинквентность r=-,36 и популярность r=-,71) наиболее согласованы МЗ близнецы. Параметр «близость с сибсом» оценивается обоими типами близнецов одинаково (r=-,14). Наименее

согласованы между собой представления об отношениях с родителями у МЗ, а у ДЗ близнецов - по оценке отношения к соблизнецу. Можно утверждать, что МЗ близнецы сходным образом оценивают свои отношения с соблизнецом, в отличие от ДЗ. Отношения с родителями МЗ близнецами воспринимаются скорее как различные, а отношения со сверстниками сходны у каждого члена пары за исключением отношения к учебной деятельности. Эти факты частично противоречат данным, приведенным в работе Барского [1], однако общность результатов в том, что МЗ близнецы в целом имеют более согласованные оценки, чем ДЗ, т.е. имеют более точные представления о соблизнеце.

Генетический анализ особенностей восприятия отношений в парах был сделан на основе дисперсионного анализа ANOVA. Значимые различия оценок были получены для шкал «забота», «привязанность к отцу», «ориентация на образование» и «делинквентность», сходные результаты были представлены в работе Л. Бэйкер и Д. Дэниэлс (Baker & Daniels, 1990). Имеющиеся различия позволяют утверждать, что данные параметры находятся под влиянием как генетических, так и средовых факторов (например, социально-ролевых моделей отношений). Наличие дифференцированности в представлениях об отношениях близнецов свидетельствует о возможном влиянии социально-психологических факторов. В исследовании Ф.А. Вернона (Vernon et al., 1997) были получены данные о влиянии генотипа на показатели «ориентация на образование» и «популярность», что согласуется с нашими результатами.

Согласованность оценок сиблингов Наибольшая согласованность оценок сиблингов наблюдается по показателю «близость» с сиблингом (r=-,22). Не согласованы оценки по параметрам отношения к сиблингу «ревность» (r=,25) и «антагонизм» (r=,16), также высокая несогласованность по «отцовскому контролю» (r=,53) и по «ориентации на популярность» (r=,39). Обнаруживается большая согласованность сиблингов по шкалам отношения с матерью и несогласованность по шкалам отцовского отношения, вероятно, это связано с тем, что сиблинги имеют схожий опыт взаимодействия с матерью и разный опыт взаимодействия с отцом, а соответственно, оценивают отношения каждого из родителей дифференцированно. Сиблинги по-разному оценивают «ревность» и «антагонизм» или противопоставление по отношению друг к другу. Несходство оценок по «популярности» среди сверстников вызвано тем, что у сиблингов разного возраста есть соответствующие им по возрасту друзья и поэтому оценить адекватно этот параметр в отношении друг друга им сложно. Небольшое сходство по «ориентации на образование», видимо, отражает семейные ценности.

2) Взаимосвязь родительско-детских и сиблинговых отношений Взаимосвязи между характеристиками родительско-детских и сиблинговых отношений На втором этапе работы нами были проанализированы корреляционные связи (p<,05) между характеристиками родительско-детских отношений

(оценка со стороны родителей) и параметрами сиблинговой среды (в восприятии старших и младших детей).

Так, в группе старших сиблингов взаимосвязи характеристик материнского отношения и параметров сиблинговых отношений в большинстве случаев являются положительными.

А именно: имеют положительные корреляционные связи следующие показатели: «нетребовательность-требовательность», «авторитетность родителя» и «забота» (г=,32; г=,32); «авторитетность родителя» и «близость» (г=,30), «удовлетворительность отношениями» и «отцовский контроль» (г=,31); «отсутствие сотрудничества - сотрудничество» и «ориентация на образование», «ориентация на популярность» (г=,35; г=,33);

Кроме того, мы получили и отрицательные корреляционные связи между показателями: «мягкость-строгость» и «ревность» (г=,38), «непоследовательность-последовательность» и «материнская привязанность» (г=-,29).

При высоком уровне требовательности и авторитета матери перед старшим сиблингом он проявляет большую заботу о младшем. Также чем авторитетнее мать для старшего сиблинга, тем он эмоционально ближе к младшему. Кроме того, старший рассматривает строгое отношение матери как проявление внимания и в связи с этим меньше ревнует младшего.

В случае, когда старший ребенок чувствует сильный контроль со стороны отца, то мать в большей степени удовлетворена своими отношениями со старшим. Также, признание матерью старшего как равного усиливает его ориентацию на успехи среди сверстников и стремление получить образование.

В целом мать оказывает большое влияние на старшего ребенка и на его отношение к младшему, причем чем более авторитетной для ребенка она будет, тем более положительно старший будет относиться к младшему.

В группе старших сиблингов было получено меньшее количество взаимосвязей между характеристиками отцовского отношения и параметрами сиблинговых отношений. Так, были установлены положительные корреляционные связи между следующими показателями: «несогласие-согласие» и «близость» (г=,36), «удовлетворенность отношениями» и «материнский контроль» (г=,32). Среди отрицательных мы получили следующие показатели: «отвержение-принятие» и «близость» (г=-,31), «мягкость-строгость» и «отцовский контроль» (г=-,35), «непоследовательность-последовательность» и «привязанность к матери» (г=-29).

Принятие старшего ребенка отцом связано с тем, что между детьми начинают устанавливаться более эмоционально теплые отношения. Когда старший ребенок считает, что отец его контролирует, то отец, наоборот, проявляет меньшую строгость к нему.

Исходя из анализа полученных взаимосвязей, мы получили интересные связи и проинтерпретировали их в рамках представления о семье как о системе следующим образом: отделение от матери старшего, вероятно, говорит о его

самостоятельности и стабильности, поэтому родительское поведение становится предсказуемым и последовательным. А также проявление контроля над старшим ребенком связано с тем, что другой родитель более удовлетворен отношениями с ним.

В группе младших сиблингов наблюдается гораздо меньше взаимосвязей между характеристиками родительских и сиблинговых отношений. В результате были установлены положительные корреляционные связи между следующими показателями: «мягкость-строгость» и «близость» (г=,30); «несогласие-согласие», «непоследовательность-последовательность»

и «делинквентность» (г=-,29; г=-,37); «отвержение-принятие», «авторитетность родителя» и «ориентация на популярность» (г=,33; г=-,30).

Полученные результаты показывают, что в случае, когда мать строго относится к младшему сиблингу, он эмоционально ближе к старшему сиблингу. Отчуждение и непоследовательность в отношении матери к младшему сиблингу может привести к усилению его ориентации на делинквентное поведение.

В случае, когда младший ребенок слабо ориентирован на успех среди сверстников, отец реже находит согласие с ним и при этом более авторитетен для него.

Итак, характеристики родительского отношения связаны в большей степени с отношением старшего ребенка к младшему. Вероятно, родители опосредовано оказывают влияние на младшего сиблинга через отношение старшего к нему. Кроме того, параметры материнского отношения имеют больше связей с показателями отношений сиблингов друг к другу. Это позволяет предположить, что мать оказывает большее влияние на сиблинговые отношения, чем отец.

Характер полученных связей указывает нам на то, что для изучения семейных отношений разумно и целесообразно применять основные принципы системного подхода.

3) Особенности отношения детей к родителям в связи с порядковым номером рождения

Различия между взаимодействием с родителями старшего и младшего

сиблингов

Рассмотрим значимые различия восприятия старшими и младшими сиблингами особенностей взаимодействия с матерью и отцом по таким показателям, как требовательность, строгость, контроль, эмоциональная близость, принятие, сотрудничество, согласие, последовательность, авторитетность родителя и удовлетворенность отношениями с родителями. Также проанализируем взаимосвязи отношения старших и младших сиблингов с матерью и отцом по этим же показателям.

Были обнаружены значимые различия в оценках старших сиблингов по показателям «автономность - контроль» (=3,16; р<,05), «отвержение-принятие» (;=2,89; р<,05), «удовлетворенность отношениями» (=2,69; р<,05).

Старшие сиблинги считают, что мать по отношению к ним демонстрирует контролирующее поведение. Строгий контроль может проявляться в чрезмерной опеке. По мнению детей, отец в отношениях, напротив, стремится к предоставлению им автономии. Слабый контроль может быть связан с проявлением доверия к ребенку, со стремлением отца привить ему самостоятельность либо с безразличным отношением к нему.

Отношение матери в большей степени, нежели отца, воспринимается старшими сиблингами как принимающее - мать принимает личностные качества и поведенческие проявления ребенка. В целом дети удовлетворены отношениями с матерью больше, чем с отцом.

Младшие сиблинги продемонстрировали значимые различия только по одному показателю «отвержение - принятие» (=3,67; р<,05). Также как и старшие, они считают, что мать принимает их личность больше, чем отец.

Полученные результаты соотносятся с рядом исследований. В работе Д. Шэффер было показано, что отцы по сравнению с матерями меньше контролируют детей, в меньшей степени следят за распорядком дня, выполнением домашнего задания и т.д. (Schaefeг, 1965). Эти данные подтвердились в исследовании И.Е. Козловой, О.С. Алексеевой, в котором матери продемонстрировали более высокие оценки по фактору «контроль» [3]. Анализируя различия в восприятии материнского и отцовского отношения, испытуемые-подростки значительно чаще характеризовали отцов как менее отзывчивых, менее вовлеченных в дела детей, менее требовательных по сравнению с матерями [12].

Взаимосвязи параметров взаимодействия старшего и младшего сиблингов

с матерью и отцом

На основе корреляционного анализа были установлены положительные взаимосвязи параметров взаимодействия младшего и старшего сиблинга с матерью (при р<,05): «нетребовательность-требовательность» матери к старшему и младшему сиблингам; «несогласие-согласие ребенка с родителем» с «мягкость - строгость», с «непоследовательность -последовательность». Отрицательная взаимосвязь обнаружена по показателям «отсутствие сотрудничества - сотрудничество» с «нетребовательность -требовательность».

Итак, старший и младший сиблинги считают, что мать предъявляет к ним равные требования. Чем более строгой младший ребенок считает мать, тем больше старший соглашается с ней по разнообразным вопросам. Высокая степень соответствия в позициях с младшим обеспечивает последовательность в действиях со старшим. Чем чаще старший сотрудничает с матерью, тем меньше младший ощущает материнскую требовательность.

На основе корреляционного анализа были установлены отрицательные взаимосвязи параметров взаимодействия младшего и старшего сиблинга с отцом (при р<,05): «отвержение-принятие» отцом младшего и старшего ребенка; «эмоциональная дистанция-близость» и «удовлетворенность

отношениями»; «несогласие-согласие» с «отсутствие сотрудничества-сотрудничество», с «непоследовательность-последовательность»;

«нетребовательность-требовательность» с «непоследовательность-

последовательность». И положительная взаимосвязь «отвержение-принятие» с «автономия-контроль».

Итак, чем больше старший ребенок ощущает принятие отца, тем больше младший чувствует отвержение (и наоборот). Чем больше старший сиблинг удовлетворен отношениями с отцом, тем слабее эмоциональная близость младшего с отцом. Чем чаще старший чувствует отцовское согласие, тем реже младший сотрудничает с отцом. Высокий уровень последовательности в действиях и поступках со старшим ребенком обеспечивает низкое соответствие в позициях младшего ребенка с отцом. Чем большую отцовскую требовательность ощущает старший сиблинг, тем меньше младший ощущает постоянство в требованиях со стороны отца. Восприятие высокого контроля со стороны отца старшим ребенком положительно связано с уровнем принятия отцом младшего ребенка.

Анализируя результаты корреляционных связей показателей взаимодействия сиблингов с матерью и отцом, можно сделать следующие выводы. Большая удовлетворенность в отношениях с отцом, высокая степень принятия, согласия, последовательности в действиях, требовательности и контроля проявляется только к одному из детей. Можно предполагать наличие феномена различающегося родительского (отцовского) отношения к сиблингам (parental differential treatment), что и отражают полученные нами данные о восприятии родительского взаимодействия детьми.

Выводы

1. Близнецы имеют более согласованные представления об отношениях друг к другу, отношениях с родителями и сверстниками. Сиблинги в силу разного возраста не сходятся в оценках. Имеется генетическая обусловленность параметров отношения к сиблингу. Семейная среда для сиблингов оказывается более дифференцированной, чем для близнецов.

2. Характеристики родительского отношения связаны в большей степени с отношением старшего ребенка к младшему. Вероятно, родители опосредовано оказывают влияние на младшего сиблинга через отношение старшего к нему. Кроме того, параметры материнского отношения имеют больше связей с показателями отношений сиблингов друг к другу. Это позволяет предположить, что отец и мать по-разному влияют на отношения между сиблингами, при этом главенствующую роль играет мать.

3. Большого количества различий между взаимодействием с родителями старшего и младшего сиблингов не было обнаружено. По оценкам сиблингов мать контролирует их, принимает больше, нежели отец, и именно отношениями с ней дети удовлетворены. Большее число отрицательных взаимосвязей в отцовском взаимодействии показывает,

что сиблинги воспринимают поведение отца, как родителя, который по-разному относится к младшему и старшему ребенку.

Список литературы

1. Барский Ф.И. Наследственные и средовые факторы в восприятии семьи подростками: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01: защищена 26.10.10. - М., 2010. - 24 с.

2. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс.

- СПб.: Речь, 2001. - 144 с.

3. Козлова И.Е., Алексеева О.С. Личностные характеристики родителей и особенности родительско-детских отношений // Психологические исследования. - 2013. - Т. 6, № 32. - С. 11. - URL: http://psystudy.ru.

4. Корниенко Д.С., Баландина Л.Л., Харламова Т.М. Интегральная индивидуальность и конфигурация семьи: моногр. / Перм. гос. пед. ун-т.

- Пермь, 2011. - 222 с.

5. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. - СПб.: Речь, 2000. - 150 с.

6. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии / пер. с англ. А.Д. Иорданского. — М.: Класс, 1998. — 304 с.

7. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М: Педагогика-Пресс, 1992. -192 с.

8. ШэфферД. Дети и подростки: психология развития - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 976 с.

9. Belsky J., Barends N. Personality and parenting. Handbook of parenting. Children and parenting / M.H. Bornstein (ed.). Vol. 1. - Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2002 P. 415-438.

10.Bowen M. Family Therapy in Clinical Practice. NY: Jason Aronson, 1978.

11.Daniels D., Plomin R. Differential experience of siblings in the same family // Developmental Psychology. - 1985. - Vol. 21. - P. 747-760.

12.Shek D.T. Differences between fathers and mothers in the treatment of, and relationship with, their teenage children: perceptions of Chinese adolescents. Adolescence. - 2000. - 35(137). - P. 135-146.

Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект № 14-3601332.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.