Корниенко Д.С.
Пермский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
НАСЛЕДСТВЕННЫЕ И СРЕДОВЫЕ ФАКТОРЫ В ВОСПРИЯТИИ ОТНОШЕНИЙ В ПАРАХ БЛИЗНЕЦОВ И СИБЛИНГОВ
Работа посвящена изучению характеристики индивидуальной среды. На выборках МЗ, ДЗ близнецов (75 пар) и сиблингов (74 пары) оценивались характеристики восприятия отношений в паре. Обсуждаются согласованность оценок близнецов и сиблингов и генетический анализ особенностей восприятия отношений в паре.
Ключевые слова: близнецы, сиблинги, внутрипарные отношения, сиблинговые отношения, различающаяся среда.
Длительное время в психогенетических исследованиях среда оставалась «в тени» исследований генотипа, однако в отрыве от среды невозможно изучение генетического влияния на индивидуальные различия. Условия развития для детей в одной семье оказываются непохожими, что приводит к тому, что индивидуальная среда и начинает играть значительную роль в формировании психологических признаков [5, 6].
Психогенетический подход к изучению индивидуального опыта детей в одной семье позволяет уточнять влияние средовых факторов именно благодаря контролю генетических факторов. Одним из основных методов исследования роли индивидуальной среды в формировании внутрисемейных различий является сиб-линговый метод. Он позволяет сравнить членов одной семьи друг с другом, основываясь на том, что разное отношение к детям формирует разные психологические особенности детей. В исследованиях сиблингов удалось выделить психологические характеристики, различия по которым обусловлены разным средовым опытом [7, 8]. Фактором среды, который определяет различия между близнецами, являются внутрипарные отношения. Многочисленные исследования влияния внутрипарных отношений близнецов на оценки сходства и наследуемости близнецов получены в исследованиях М.С. Егоровой, В.В. Семенова и др. [2].
В представленном исследовании ставилась цель оценить степень согласованности восприятия отношений в парах близнецов и сиблингов, что позволит подтвердить предположение о том, что сами дети создают друг для друга специфическую (индивидуальную) среду, а так же замечают разные средовые влияния по отноше-
нию друг к другу. Кроме того, в цели нашего исследования входило оценить генетические влияния на особенности восприятия внутрипарных отношений близнецов и сиблингов.
Организация исследования
Метод. Для оценки восприятия отношений в парах близнецов и сиблингов использовался «Опросник различающейся среды сибсов» (SIDE) Р.Пломин, Д. Даниэлс [5]. Опросник позволяет получить данные о неразделенных средовых влияниях на основе сравнения каждого индивида и его среды со средой сиблинга. Опросник предназначен для детей от12 до18 лет. Опросник позволяет получить данные по 3 группам показателей: взаимоотношения с сиблингом (шкалы: забота, ревность, близость и антагонизм), отношение родителей к сиблингам (шкалы: материнская близость, материнский контроль, близость отца и отцовский контроль), отношения со сверстниками (шкалы: ориентация на образование, делинквентность сверстников и ориентация на популярность).
Участники исследования. В исследовании приняли участие 298 детей из полных семей, всего 149 пар: 74 пары сиблингов, 38 пар дизигот-ных (ДЗ) близнецов и 37 пар монозиготных (МЗ) близнецов. Возраст ДЗ близнецов М=15,02; SD=1,29; МЗ близнецов М=15,27; SD=1,31; сиблинги: старший М=14,75; SD=1,04; младший М=10,73; SD=2,27. Зиготность близнецов определялась по опроснику зиготности для родителей [3]. В случае, когда результаты заполнения опросника зиготности родителями не позволяли сделать однозначный вывод, пара исключалась из исследования.
Анализ данных. Исследование предусматривает два направления анализа: анализ согласованности восприятия отношений в парах близнецов и сиблингов и генетический анализ
особенностей восприятия отношений в парах. Для анализа согласованности использовался подсчет коэффициента внутриклассовой корреляции Р. Фишера [1, 9], а для генетического анализа - дисперсионный анализ ANOVA. Использование данных методов в подобных исследованиях описано у Барского Ф.И., Пломина Р., Дэниэлс Д. и Пайк А. [1, 5, 9].
Результаты и их обсуждение
Анализ согласованности восприятия отношений в парах близнецов и сиблингов. С целью измерения согласованности оценок внутрипар-ных отношений, ответы в парах близнецов были прокоррелированы между собой. Опросник SIDE является опросником-дифференциалом, в котором близнецы или сиблинги дают ответы относительно друг-друга. В таком случае не совпадение представлений об отношении к со-близнецу (сиблингу) будет приводить к высоким корреляциям и наоборот.
При сопоставлении оценок по 4 шкалам, характеризующим «Взаимоотношения с сиблин-гом» видно, что у МЗ близнецов наибольшее число шкал опросника имеет высокие значения корреляций (от -,39 до 32), на втором месте по количеству высоких значений корреляций -ДЗ близнецы (от - ,46 до,83). Сиблинговые пары обнаруживают наиболее низкие значения корреляций (от -,14 до,03). Это позволяет говорить, что для МЗ близнецов характерны представления о собственном отношении к со-близнецу как более (менее) заботливому, дружелюбному и эмоционально близкому.
Сопоставление оценок по шкалам характеризующим «Отношения с родителями» показывает несогласованность в отношении показателя «материнского контроля». Близнецы МЗ и ДЗ считают что степень материнского контроля отличается по отношению к ним и к со-близнецу. Сиблинги так же проявляют максимальное согласие в оценке родительского отношения.
В отношении со сверстниками также обнаруживается несогласованность представлений у МЗ - каждый из близнецов считает собственных друзей более уникальными, чем у со-близнеца. У ДЗ несогласованность в характеристиках отношения со сверстниками проявляется для оценки «ориентации друзей на образование». Согласованность оценок сиблин-гов по 3 характеристикам отношения со сверстниками - высокая.
Наши данные по МЗ и ДЗ близнецам частично совпадают с данными Барского Ф., Пайк А. и коллег [1, 9], прежде всего в отношении характеристик отношений со сверстниками. В исследовании Барского Ф.И [№] было обнаружено, что наиболее согласованные оценки представлений обнаруживаются в парах разнополых ДЗ близнецов, и это позволяет считать пол дифференцирующим фактором. Наибольшее согласие в оценках параметров различающейся среды демонстрируют дети из двухдетных семей, что, вероятно, связано с возрастными различиями и положением ребенка (старший-младший) в семье. Близнецы показывают большее несогласие в оценках отношений в паре.
Генетический анализ особенностей восприятия отношений в парах. Проведение стандартных процедур генетического анализа данных, например, вычисление внутрипарных корреляций, полученных по опроснику SIDE не возможно в силу структуры опросника. На основе схемы Р.Пломина и Д.Дэниэлс [5] относительные значения были преобразованы в абсолютные для каждого типа близнецов и сиблингов. Это позволило оценить ответы близнецов и сиблингов по шкале от 0 до 2 (0 - нет различий между мной и сиблингом, 1 - не значительные различия между мной и сиблингом, 2 - существенные различия между мной и сиблингом). Затем были вычислены средние значения по шкалам опросника. Значимость различий в средних была оценена с помощью дисперсионного анализа ANOVA. Использовался однофакторный дисперсионный анализ, в котором в качестве зависимых переменных выступали (по отдельности) показатели опросника различающейся среды сиблингов SIDE. Было сделано две серии дисперсионного анализа, включающего сравнение МЗ и ДЗ близнецов и включающего сравнение двух групп близнецов и сиблингов. О генетических влияниях на показатели опросника SIDE можно говорить в случае более высоких средних значениях ДЗ чем МЗ [9].
При сравнении групп МЗ и ДЗ близнецов были обнаружены значимые различия по показателям антагонизм F(1, 148)=6,9667, p=,009; близость F(1, 148)=10,869, p=,001; контроль со стороны отца F(1, 148)=15,606, p=,001; делинквентность сверстников F(1, 148)=11,132, p=,001 и популярность среди сверстников F(1, 148)=12,604, p=,001. Различия по показателям «делинквентность свер-
выборкам можно утверждать, различия между близнецами и сиблингами отражают именно специфику семейной ситуации и ее разность для каждого ребенка.
3. Предположение о генетическом влиянии на оценки восприятия внутрипарных различий может быть принято только для показателей «контроль со стороны отца» и «делинквентность сверстников». При сравнении средних значений близнецов и сиблингов различия были обнаружены по всем показателям опросника различающейся среды сиблингов. Данный факт позволяет говорить о том, что для разновозрастных сиблингов отношения друг к другу являются значимым фактором различающейся среды.
Полученные факты позволяют утверждать, что внутрипарные отношения в значительной степени являются зависимыми от среды, хотя для отдельных параметров можно констатировать вклад генетических факторов.
17.03.2011
Список литературы:
1. Барский Ф.И. Наследственные и средовые факторы восприятии семьи подростками / Автореф. канд.психол.наук. -М. - 2010. - С. 24.
2. Егорова М.С., Семенов В.В. Природа межиндивидуальной изменчивости темперамента и личности // Роль среды в наследственности и формировании индивидуальности человека / под ред. И.В. Равич-Щербо. М.: Педагогика. - 1988. -С. 236-292.
3. Талызина Н.Ф., Кривцова С.В., Мухамамтулина Е.А. Природа индивидуальных различий: опыт исследования близнецовым методом. - М.: Изд-во Моск. ун-т., 1991. - С. 191.
4. Baker, L. A. & Daniels, D. Nonshared environmental influences and personality differences in adult twins //Journal of Personality and Social Psychology. - 1990. - N 58. - P. 103-110.
5. Daniels, D. & Plomin, R. Differential experience of siblings in the same family // Developmental Psychology. - 1985. - N 21. -P. 747-760.
6. Dunn J., McGuier S., Young children’s nonshared experience: A summary of studies in Cambridge and Colorado / Separate Social Worlds of Siblings: The Impact of Nonshared Environment on Development / Eds. Hethrington E.M., Reiss D., Plomin R. NJ.: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Publishers. - 1994. - P. 111-128.
7. Dunn J., Plomin R. Separate lives: why siblings are so different. N.Y.: Basic Books. - 1990. - P. 210.
8. Hetherington E.M., Reiss D., Plomin R. (Eds.) Separate social worlds of siblings: The impact of nonshared environment on development. NJ.: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., Publishers. - 1994. - P. 240.
9. Pike A., Manke B., Reiss D., Plomin R. (2000) A Genetic Analysis of Differential Experiences of Adolescent Siblings Across Three Years // Social Development. - 2000. -V.9. - N 1. - P. 96-114.
10. Reiss D., NeiderhiserJ.M., Hetherington E.M., Plomin R. The Relashionship Code: Deciphering genetic and social influences on adolescent development. Harvard University Press. - 2000. - P. 532.
Сведения об авторе:
Корниенко Дмитрий Сергеевич, доцент, зав. кафедрой теоретической и прикладной психологии Пермского государственного педагогического университета, кандидат психологических наук 614000, г. Пермь, ул. Сибирская, 24, тел. (342) 2386372, e-mail: [email protected]
UDC 159.922.3 Kornienko D.S.
Е-mail: [email protected]
HEREDITY AND ENVIRONMENT FACTORS IN PERSEPTION OF SIBLING AND TWINS RELATIONSHIP
The aim of this study is to assess nonshared environment characteristics. Intrapair relations features were measured by Sibling differential experience questionnaire (SIDE) on MZ, DZ twins (75 pairs) and siblings (74 pairs). Consistency of twins’ and siblings’ ratings of «sibling interactions», «parental treatment» and «peergroup characteristics» is discussed. Results suggest genetic and environment influence on perception of twins and sibling relations.
Key words: twins, siblings, intrapair relationship, sibling relations, nonshared environment.
стников» и «ориентация на популярность» совпадают с обнаруженными Барским Ф.И. [1], а факты о различиях по шкалам антагонизм, близость сибсов, контроль со стороны отца также подтверждают данные Бэйкер Л.и Дэниэлс Д. [4].
Подводя итог проведенной работе можно сделать следующие выводы:
1. Наиболее согласованные оценки внутрипарных отношений получились для сиблинго-вых пар, что позволяет предполагать возраст как еще один дифференцирующий фактор в отношениях детей в одной семье. Сиблинги наиболее точно описывают отношения с другим сибсом и это вероятно связано с тем, что сиб-линги находятся в разном возрасте и занимают разное положение в семье, и поэтому могут иметь более четкие представления о поведении другого (старшего или младшего) ребенка.
2. Рассматривая различия в характеристиках Опросника различающейся среды по трем