Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селюкова Екатерина Алексеевна, Москвитина Наталья Юрьевна, Толокнеева Елена Ивановна

Для начальной школы проблема толерантности сама по себе является актуальной. Отсутствие данного качества у людей неминуемо приводит к конфликтам как на уровне страны, так и в межличностных отношениях. В этих обстоятельствах чрезвычайно важно воспитывать толерантность у молодого поколения, так как принятие принципов и норм толерантности - это важное условие взаимопонимания между людьми, взаимодействия, согласия, сплочения общества. В данной статье рассматривается проблема толерантности младших школьников как средства успешной социализации. Авторы пришли к выводу, что воспитание культуры толерантного отношения младших школьников возможно при использовании педагогом методических приемов, создания демократического стиля взаимодействия, при совместной работе школы и семьи, при создании культуросозидательной среды, предполагающей интегративное освоение младшими школьниками умений вести себя толерантно. Только толерантная личность сможет существовать в современных условиях, которым характерны постоянные изменения, связанные с необходимостью приспосабливаться к ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селюкова Екатерина Алексеевна, Москвитина Наталья Юрьевна, Толокнеева Елена Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF TOLERANCE AS A MEANS OF SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN

For elementary school, the problem of tolerance itself is relevant. The lack of this quality in people inevitably leads to conflicts both at the country level and in interpersonal relations. In these circumstances, it is extremely important to foster tolerance among the younger generation, since the adoption of the principles and norms of tolerance is an important condition for mutual understanding between people, interaction, harmony, and social cohesion. This article discusses the problem of tolerance of younger schoolchildren as a means of successful socialization. The authors came to the conclusion that the education of a culture of tolerant attitude of younger schoolchildren is possible when the teacher uses methodological techniques, creates a democratic style of interaction, with the joint work of the school and the family, when creating a culture-building environment that involves the integrative mastering by younger schoolchildren of the skills to behave tolerantly. Only a tolerant personality will be able to exist in modern conditions, which are characterized by constant changes associated with the need to adapt to them.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Сегодня актуальна иная концепция: субъект - субъектных отношений участников учебно-воспитательного процесса.

Основой организации эффективного сотрудничества является педагогическое взаимодействие между школой и семьями учащихся. Под данным термином в педагогической науке и практике обычно понимается организованная целенаправленная связь, осуществляемая между педагогическим коллективом образовательного учреждения с одной стороны и родителями учащихся - с другой. Эта связь может быть реализована на основе общих педагогических интересов участников образовательного процесса. Её установление с большой вероятностью приведёт к качественным изменениям в воспитательном процессе, осуществляемом в пространстве начальной школы [5, С. 44].

Как показал анализ литературы [4; 6; 8], личный опыт, можно отметить, что перед образовательной практикой в нынешних условиях функционирования ОУ стоят следующие задачи сотрудничества:

1. Разработать систему необходимых условий для сотрудничества ОУ с родителями, апробировать их и изучить эффективность.

2. Разработать и реализовать практические механизмы, которые позволили бы выстроить адекватные, основанные на взаимном уважении и понимании, отношения с семьей.

3. Установить эффективный контроль за качеством педагогического сотрудничества, осуществляемого между образовательным учреждением и семьёй.

4. Разработать и проверить целесообразность ведущих критериев эффективности сотрудничества.

5. Установить партнерское взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса на основе признания и принятия ценности личности каждого субъекта сотрудничества [4].

Выводы. Таким образом необходимо отметить, что школа и семья младшего школьника являются основными воспитательными институтами, совместная деятельность которых обеспечивает единство воспитательного процесса. Планирование воспитательной работы предполагает участие родителей во всех классных и школьных мероприятиях. Задача педагога - быть помощником и советчиком родителей в воспитании младших школьников, создавать атмосферу дружелюбия и взаимопомощи внутри детского и родительского коллектива.

К основным направлениям налаживания педагогико-родительского сотрудничества в воспитании младших школьников относятся: просвещение родителей посредством родительских собраний, индивидуальных и групповых тематических консультаций и тренингов; участие семей в управлении воспитательным процессом в школе через привлечение к работе в совете школы, организацию досуга для их детей.

Литература:

1. Божович, Л.И. О духовном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович. - Москва: Педагогика, 2016. - 196 с.

2. Головнева, Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике / Н.Ф. Головнева // Педагогика. - 2017. - № 10. - С. 38-47.

3. Каганович, А.А. Проблемы воспитания: размышления о прошлом и настоящем / А.А. Каганович // Педагогика. -2016. - № 7. - С. 46-50.

4. Ким, Т.К. Семья как субъект взаимодействия со школой / Т.К. Ким. - Москва: Прометей, 2013. - 76 с.

5. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.К. Коджаспиров. - Москва: Академия, 2005. - 176 с.

6. Лутовинов, В.И. Проблемы воспитания / В.И. Лутовинов // Педагогика. - 2018. - № 7. - С. 50-53.

7. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: учебник / Л.И. Маленкова. - Москва: Педагогическое общество России, 2004. - 480 с.

8. Развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных учреждений в 2 ч. / Под ред. А.Я. Данилюк. - Москва: Просвещение, 2015. - 127 с.

9. Сухомлинский, В.А. Духовный мир школьника подросткового и юношеского возраста / В.А. Сухомлинский -Москва: Учпедгиз, 1976. - 320 с.

10. Тюнников, Ю.С. Сюжетное стратегирование: классный руководитель - родители / Ю.С. Тюнников // Школьные технологии. - 2016. - № 4. - С. 114-122.

11. Щербак, А.В. Как в соответствии с требованиями ФГОС разработать программу воспитания и социализации учащихся / А.В. Щербак // Управление воспитательным процессом в школе. - 2016. - № 1. - С. 93-100.

12. Юдина, С.А. Интегративно-аксиологический подход к созданию систем дистанционного образования / С.А. Юдина // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2020. - № 13. - С. 31-39.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Селюкова Екатерина Алексеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Москвитина Наталья Юрьевна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент Толокнеева Елена Ивановна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь)

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ КАК СРЕДСТВО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. Для начальной школы проблема толерантности сама по себе является актуальной. Отсутствие данного качества у людей неминуемо приводит к конфликтам как на уровне страны, так и в межличностных отношениях. В этих обстоятельствах чрезвычайно важно воспитывать толерантность у молодого поколения, так как принятие принципов и норм толерантности - это важное условие взаимопонимания между людьми, взаимодействия, согласия, сплочения общества. В данной статье рассматривается проблема толерантности младших школьников как средства успешной социализации. Авторы пришли к выводу, что воспитание культуры толерантного отношения младших школьников возможно при использовании педагогом методических приемов, создания демократического стиля взаимодействия, при совместной работе школы и семьи, при создании культуросозидательной среды, предполагающей интегративное освоение младшими

школьниками умений вести себя толерантно. Только толерантная личность сможет существовать в современных условиях, которым характерны постоянные изменения, связанные с необходимостью приспосабливаться к ним.

Ключевые слова: толерантность, младший школьник, начальная школа, социальная среда.

Annotation. For elementary school, the problem of tolerance itself is relevant. The lack of this quality in people inevitably leads to conflicts both at the country level and in interpersonal relations. In these circumstances, it is extremely important to foster tolerance among the younger generation, since the adoption of the principles and norms of tolerance is an important condition for mutual understanding between people, interaction, harmony, and social cohesion. This article discusses the problem of tolerance of younger schoolchildren as a means of successful socialization. The authors came to the conclusion that the education of a culture of tolerant attitude of younger schoolchildren is possible when the teacher uses methodological techniques, creates a democratic style of interaction, with the joint work of the school and the family, when creating a culture-building environment that involves the integrative mastering by younger schoolchildren of the skills to behave tolerantly. Only a tolerant personality will be able to exist in modern conditions, which are characterized by constant changes associated with the need to adapt to them.

Key words: tolerance, junior high school student, primary school, social environment.

Введение. Проблеме формирования толерантности присуща особая важность в условиях современного социума. Для современных СМИ характерна тенденция к практически перманентному возрастанию количества сообщений, касающихся проявлений агрессии, насильственных действий и экстремизма.

Анализируя соответствующий контент, мы можем с определённой долей уверенности утверждать, что на сознание современных людей существенное влияние оказывают различные формы конфронтации на религиозной и этнической почве. В этой связи существенно актуализируется проблема толерантности. Эта тенденция характерна в том числе для сферы образования. Термин «толерантность» можно трактовать как понимание и принятия существующего на сегодняшний день разнообразия культур различных народов.

При развитии толерантности у детей младшего школьного возраста следует учитывать, что на данном этапе развития личности фиксируются существенные трансформации в психической и физиологической сферах. Последние во многом связаны с поступлением детей в школу, что детерминирует перемену ведущего вида деятельности ребёнка, а также его социальное окружение

На интересующем нас этапе развития личности происходит обретение ею первой социально значимой роли - статуса учащегося [12, С. 122].

В этой связи младший шюльный возраст является сeнзитивным для процесса тоциализации.

На соответствующем этапе развития наиболее важными с точки зрения формирования личности ребёнка являются два основные направления:

- формирование представлений ребёнка о себе самом;

- развитие у представителей подрастающего поколения представлений о том, что окружающие думают о них.

На основе теоретического анализа [3; 10; 12; 14], можно выделить следующие ведущие критерии социализированности младшего школьника (Табл. 1):

Таблица 1

Ведущие критерии социализированности младшего школьника

№ Критерий Его содержание

1. Кoгнитивно-рефлeксивный Выражается в сформированной способности учащегося к различным видам познавательной деятельности; а так же личностной способности к самоанализу.

2. Ценнoстно-смысловoй Сформированные представления о ведущих гуманистических ценностях, являющихся базовыми для всего человечества, а так же специфических национально - культурных ценностях, которые находятся в приоритете у отдельных народов.

3. Кoммуникативный Сформированные навыки конструктивного взаимодействовали с представителями различных возрастных групп - сверстниками; старшими учащимися, взрослыми, в том числе, с учителями; сформированное умение активно сотрудничать с окружающими людьми на основе взаимоуважения и толерантности.

4. Прaктический Сформированная способность к креативным действиям; навыки проявления самостоятельности при осуществлении различных видов практической деятельности.

При этом не вызывает сомнения, что без сформированной у учащихся толерантности, процесс социализации не сможет осуществиться по положительному сценарию, так как проявляющаяся у ребёнка нетерпимость не будут способствовать гармоничным отношениям с окружающими.

Изложение основного материала статьи. Наша страна является многонациональной, в ней проживает порядка 180 национальностей. Современные образовательные учреждения уверено можно называть поликультурным, микросоциумом культурного многообразия, что, к сожалению, нередко способствует проявлению агрессивности, недоброжелательности и озлобленности. Отсюда и возникает необходимость и потребность в поиске более эффективных механизмов воспитание детей в духе толерантности, которое должно начинаться еще в период дошкольного воспитания и активно поддерживаться в дальнейшем обучении в школе [2].

К числу наиболее важных задач, которые стоят перед образовательными учреждениями, относится формирование у современных школьников цивилизационного толерантного мышления, навыком коммуникации, а также готовности к личностному росту и взаимодействию в условиях поликультурного общества.

Современный ребенок развивается как личность при помощи постоянного противопоставления себя с другими индивидами. Результатом такого сопоставления является формирование личности с уникальными личностными качествами, которые определяют восприятие индивидом общих качеств и норм в обществе. Развитие ребенка не может происходить отдельно от общества. Учеными было доказано, что ребенок, воспитываемый вне общества, не имеет собственного «Я», и, как следствие, у него не сформировано представление о самом себе, как отдельного обособленного существа [9; 10].

Основываясь на исследования Ч. Кули можно утверждать, что каждый человек, развивающийся в обществе, строит свое «Я» на основе воспринимаемой критики, похвалы, осуждений, комплиментов и других реакций социального окружения. Через окружение, в котором протекает жизни человека, их суждения, оценки формируются важнейший качества личности индивида, а также установки о самом себе. Восприятия реакций других людей можно называть «социальным зеркалом», отображение которого дает представление о себе [1; 2; 5].

В младшем школьном возрасте, ребенок оценивает себя и свои возможности глазами других людей, у него развивается диалог сознания, формируется критичность по отношению к себе и к окружающим, у ребенка развивается адекватная самооценка.

В процессе постоянного взаимодействия, в рамках школьного обучения, ребенок знакомится с элементами конструктивного взаимодействия, усваивает социальные нормы. Все это способствует более успешному формированию толерантности у младших школьников и социализации ребенка в процессе становления полноценной личностью.

Значительная роль в формировании толерантности ребенка отводится педагогу. Сам педагог должен обладать высоким уровнем толерантности, которая проявляется в отражении всех видов терпимости, нормах межличностного взаимодействия. Деятельность образовательных организаций должна быть направлена на формирование готовности детей к толерантному поведению по отношению к окружающим людям, проявлению взаимоуважения, открытому диалогу, самоопределению и здоровому межнациональному общению.

Младший школьный возраст наиболее сензитивен в плане развития толерантности. Именно на этой стадии развития ребёнка фиксируется процесс его активной адаптации в социуме. Тогда же происходит формирование у ребёнка чувства эмпатии. На соответствующие процессы существенное влияние оказывает ряд факторов. В их числе могут быть названы конфликтность на почве отсутствия взаимопонимания, взаимная агрессия, проявление неуважения [13].

В зависимости от направления проявления толерантности можно разделить ее на три вида: личностную, этническую и социальную. Личностная толерантность заключается в проявлении ценностно-смысловых ориентаций, в котором главное место занимает уважение к себе и другим людям, свобода выбора, ответственность за свою жизнь и признание таковой за жизни других. Под этнической толерантностью понимается уважительное отношение к другим людям, принадлежащим той или иной национальности, культуре, вероисповеданию.

В нашем исследовании акцент делается на социальную толерантность, которая предполагает взаимодействие индивида с различными социальными группами и установку равновесия в обществе, защиту прав и интересов личности в составе различных социальных групп [1]. Что касается воспитания социальной толерантности, то этот процесс не ограничивается простыми представлениями определений «социальная толерантность», «толерантная личность».

Соответственно, необходимым является осуществление с младшими школьниками целенаправленной работы по формированию у них чувства эмпатии, доброжелательности, доверия, воображения. Воспитание толерантности не предполагает элементарное знание культурных обычаев, традиций, норм поведения, общественного быта.

Работа педагога по формированию толерантности у детей должна быть сосредоточена не только на информационно-познавательной деятельности, но и мотивационно-ценностной сфере ребенка:

- необходимо создать такие условия обучения и воспитания, в которых ребенок будет видеть значимость изучения самого себя и других людей;

- проводить границу в своих симпатиях и антипатиях;

- делать обдуманные и обоснованные заключения для себя, своего понимания и восприятия [3].

Работы педагогов-исследователей и практиков в соответствующей области позволяют с определённой долей уверенности говорить о следующих педагогических условиях формирования толерантности у учащихся на этапе начальной школы [8]. (табл. 2):

Таблица 2

Организационно-педагогические условия формирования толерантности младших школьников

№ Условия

1. Формирование специально организованной культурно-образовательной среды. Организация взаимодействия учащихся с носителями совокупности навыков толерантного поведения (это могут быть учащиеся класса, сами учителя, подающие пример, учащиеся школы).

2. Создание толерантного образовательного пространства, где каждый учащийся, вне зависимости от его этнической принадлежности, будет чувствовать себя достаточно защищенно.

3. Ориентированность ообразовательной среды на формирование у каждого учащегося взаимоуважения, стремления к самосовершенствованию.

4. Применение педагогических технологий, оориентированных на развитие толерантности, применение всевозможных форм толерантного взаимодействия.

5. Оказание, в случае необходимости, помощи обучающимся при построении диалога, в овладении навыков критического мышления, анализа собственной деятельности.

Нами был определен ряд мероприятий, способствующих эффективному формированию толерантности у учащихся младших классов. К этим видам деятельности относят следующие: совместная работа класса, тематические внеклассные мероприятия, различные многонациональные выставки, экскурсии. При этом немаловажным в смысле развития у учащихся интересующих нас качеств является использование игровых приемов при организации деятельности детей в классе. Необходимой также является рефлексия при подведении общих итогов. Перспективным в этом плане представляется также применение кинофильмов о жизни разных народов, различные беседы, для воспитания терпимости и уважения к другим людям. Важное значение, также отводится и родителям школьников, активно участвующих в делах класса в процессе воспитания своих детей [3].

Эффективность процесса развития толерантности у младших школьников также зависит и от позиции педагога. При этом к наиболее значимым особенностям педагогической позиции относятся:

- прямая демонстрация педагогом одинаково уважительного отношения ко всем обучающимся;

- признание педагогом за учащимися права на свободу ценностного самоопределения, отказ учителя от противопоставления жизни взрослых с одной стороны и представителей подрастающего поколения - с другой в ходе осуществления профессиональной деятельности [6].

Толерантность не может формироваться в условиях авторитарного стиля взаимодействия. Именно поэтому основным, наиболее важным условием формирования толерантности младших школьников является овладение и применение учителем

определенных демократических механизмов при организации учебного процесса. Начальная школа обязана научить ребенка принимать другого человека как значимого и ценного, а также критически относиться к собственным взглядам и идеям.

При этом крайне важным является взаимодействие школы со всеми субъектами образовательного процесса в процессе воспитания толерантности. При этом школа должна выступать в роли некоего организующего центра воспитания толерантности, как и других важных качество современной личности.

Правильно и целесообразно организованная работа с родителями - залог успеха тех задач, которые поставлены перед школой ФГОСами.

Выступая координатором работы всех участников воспитательного процесса, школа способствует созданию разумно организованного общества, содружества детей и взрослых, связанных едиными целями и задачами, деятельностью и гуманными отношениями.

Тем самым школа становится координатором усилий педагогов и родителей в установлении между ними педагогического альянса, необходимого в гармоничном воспитании и развитии детей. Сказанное относится к процессу развития толерантности у младших школьников.

Путь к толерантности довольно сложный и представляется, как постоянный интеллектуальный труд, психическое напряжение, так как формирование происходит в результате осмысления и изменения самого себя, своих стереотипов, сознания. При этом основой профессиональной деятельности современного педагога должно живое общение с другими субъектами образовательного процесса. Такое общение важно, конечно, не само по себе. Оно позволяет осуществлять толерантное взаимодействие с учащимися и их семьями, а, значит, будет в немалой степени способствовать формированию у ребёнка толерантного отношения к окружающим людям. Только при таких условиях будет наблюдаться результативность и эффективность в данной работе.

Выводы. В заключении хотелось бы отметить, что процесс развития толерантности у младших школьников в пространстве образовательной организации представляет собой важный элемент процесса их социализации.

Эффективное её воспитание возможно при условии активного использования учителем начальных классов передовых методических приемов. Другими важным педагогическим условием, позволяющим существенно оптимизировать соответствующий процесс, является создание демократического стиля взаимодействия между субъектами, участвующими в образовательном процессе.

Лишь такой член современного общества, который характеризуется развитым чувством толерантности, сможет осуществлять эффективную деятельность в различных сферах жизни современного динамично меняющегося общества.

Литература:

1. Ануфриев, Е.А. Социальная роль и активность личности / Е.А. Ануфриев. - Москва: МГУ, 2014. - 521 с.

2. Артемьева, В.А. Анализ понятия «этническая толерантность» в научной психолого-педагогической литературе / В.А. Артемьева, М.В. Данилова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 851-855.

3. Гавров, С.Н. Образование в процессе социализации личности / С.Н. Гавров, Н.Д. Никандров // Вестник УРАО. -2008. - №5. - С. 21.

4. Давыдова, О.Г. Формирование нравственных и лидерских качеств как фактор успешной социализации школьников / О.Г. Давыдова // Передовой практический опыт учителей начальных классов: сборник статей. - Новосибирск: ГЦРО, 2018. - 63 с.

5. Изосимова, Д.В. Формирование толерантности у младших школьников как психолого-педагогическая проблема / Д.В. Изосимова, И.В. Дуда // Молодой ученый. - 2019. - № 38 (276). - С. 156-159.

6. Ильинская, И.П. Воспитание младших школьников в поликультурной среде / И.П. Ильинская // Начальная школа. - 2018. - № 5. - С. 12-16.

7. Ильинская, И.П. Поликультурное воспитание младших школьников в процессе интеграции урочной и внеурочной деятельности / И.П. Ильинская // Начальная школа. - 2015. - № 8. - С. 23-26.

8. Куликова, В.В. Воспитание толерантности у младших школьников в урочной и внеурочной деятельности / В.В. Куликова, С.С. Быкова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 29. - С. 19-22.

9. Матвеева, О.Н. О социализации младших школьников в современных условиях / О.Н. Матвеева // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. Общественные науки. - 2010. - №16(20). - С. 156.

10. Мищенко, Л.И. Нравственно-патриотическое воспитание социально-активной личности в младшем школьном возрасте / Л.И. Мищенко. - Мэосква: Прометей. 2019. - 89 с.

11. Ситаров, В.А. Дидактика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.А. Ситаров. - Москва: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Толкачева, Т.М. Нравственное воспитание в начальной школе: методические указания / Т.М. Толкачева. -Оренбург: ГОУ ОГУ, 2016. - 20 с.

13. Филонов, Г.Н. Воспитание как социально-педагогический феномен / Г.Н. Филонов // Стратегия развития. - М.: НИИ семьи и воспитания, 2018. - 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.