Научная статья на тему 'Педагогические условия воспитания толерантной личности младшего школьника'

Педагогические условия воспитания толерантной личности младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНИСЕМИТИЗМ / ВОЙНА / ВЫСОКОМЕРИЕ / ДИСКРИМИНАЦИЯ / ЗАПУГИВАНИЕ / ИЗГНАНИЕ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТЕРПИМОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / УВАЖЕНИЕ / ANTI-SEMITISM / WAR / ARROGANCE / DISCRIMINATION / INTIMIDATION / EXILE / INTOLERANCE / TOLERANCE / RESPECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Селюкова Екатерина Алексеевна

Автор статьи обосновывает актуальность проблемы воспитания толерантной личности младшего школьника в этнически разнообразном окружении. Раскрыты особенности поликультурного образования как среды формирования толерантности в начальной школе. Обосновываются пути воспитания в личности младшего школьника потребности и готовности к конструктивному взаимодействию людьми и группами людей независимо от их национальности, социальной и религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Автором приведены организационно педагогические условия эффективности данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Селюкова Екатерина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF UPBRINGING OF THE YOUNG SCHOOLBOY IDENTITY TOLERANT

The Author substantiates the relevance of the problem of education of a tolerant personality of a younger schoolboy in an ethnically diverse environment. The features of multicultural education as a medium of tolerance formation in primary school are revealed. The ways of education in the personality of the younger schoolboy needs and readiness for constructive interaction of people and groups of people regardless of their nationality, social and religious affiliation, views, worldview, thinking styles and behavior. The author presents the organizational and pedagogical conditions of the effectiveness of this process.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия воспитания толерантной личности младшего школьника»

3. Литвинюк А. А. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности. Теория и практика. Учебник; Юрайт - Москва, 2014. - 398 с.

4. Об утверждении концепции кадровой политики и развития системы образования в войсках национальной гвардии российской федерации на период 2018 - 2021 годов и далее до 2025 года: [приказ Федеральной Службы Войск Национальной Гвардии Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. N 503 (последняя редакция)] [Электронный ресурс] // ОБЗОР-законодательства за ноябрь 2017. - URL: https://docplayer.ru/72418905-Obzor-zakonodatelstva-za-noyabr-2017-goda-prikazy-rosgvardii.html

5. Хорошев А.Н. Введение в управление проектированием механических систем: Учебное пособие, 1999.

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального и дошкольного образования Селюкова Екатерина Алексеевна

Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНИКА

Аннотация. Автор статьи обосновывает актуальность проблемы воспитания толерантной личности младшего школьника в этнически разнообразном окружении. Раскрыты особенности поликультурного образования как среды формирования толерантности в начальной школе. Обосновываются пути воспитания в личности младшего школьника потребности и готовности к конструктивному взаимодействию людьми и группами людей независимо от их национальности, социальной и религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Автором приведены организационно - педагогические условия эффективности данного процесса.

Ключевые слова: анисемитизм, война, высокомерие, дискриминация, запугивание, изгнание, интолерантность, терпимость, толерантность, уважение.

Annotation. The Author substantiates the relevance of the problem of education of a tolerant personality of a younger schoolboy in an ethnically diverse environment. The features of multicultural education as a medium of tolerance formation in primary school are revealed. The ways of education in the personality of the younger schoolboy needs and readiness for constructive interaction of people and groups of people regardless of their nationality, social and religious affiliation, views, worldview, thinking styles and behavior. The author presents the organizational and pedagogical conditions of the effectiveness of this process.

Keywords: anti-Semitism, war, arrogance, discrimination, intimidation, exile, intolerance, tolerance, respect.

Введение. Рост различного вида экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций делают мир человеческих взаимоотношений сложным и противоречивым. Актуальность воспитания толерантной личности в начальной школе обусловлена необходимостью развития у детей потребности и готовности к позитивному взаимодействию с людьми и группами людей, независимо от их социальных, расовых, возрастных различий, взглядов, мировоззрения, верования.

Изложение основного материала статьи. Современному ребёнку для успешной адаптации к окружающему миру толерантность необходима как одно из качеств личности.

В русском языке толерантность характеризуется как « способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам».

В. Даль отмечает, что по смыслу толерантность ( терпимость ) связана с такими человеческими качествами как смирение, кротость, снисходительность, великодушие. В то же время нетерпимость порождает запальчивость, опрометчивость, непостоянство и другие непродуманные, импульсивные и незрелые действия. Суть терпимости В. Даль объясняет на примерах терпимости личных убеждений, терпимости к иной вере.

Таким образом, толерантность обеспечивает готовность человека признавать права другого, воспринимать другого как равного себе, готовность принять представителей других народов и культур с их особенностями и взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения.

Толерантность гарантирует гармоничные отношения в любом обществе.

Каждый ребёнок это отдельный мир со своими чувствами, взглядами, успехами и неудачами. Разный жизненный опыт, недостаточно сформированные навыки общения, различные формы самовыражения снижают готовность приходящих в школу детей жить в новом коллективе по новым для них правилам. Это делает проблему воспитания толерантной личности ученика начальной школы важнейшей задачей, так как развивает способность уважать, принимать и правильно понимать богатое многообразие культур окружающего мира и различные проявления человеческой индивидуальности как по внешнему виду, так и по поведению, интересам, национальным и другим особенностям.

Толерантность, составляя основу педагогического общения учителя и ученика, обеспечивает оптимальные условия для формирования у учащихся культуры достоинства, самовыражения личности.

Большинство российских школ являются полиэтничными, в содержании образования которых представлены богатство российской национальной культуры, образ жизни каждого этноса, их традиции, обычаи, социальные стереотипы поведения, духовные ценности.

Для успешного формирования толерантности в ходе образовательного процесса необходимо в полной мере использовать такие возможности поликультурной среды как приобщение детей к родному языку, истории, этнокультуре, духовным ценностям, культуре межнациональных отношений.

Такой подход создаёт условия для получения школьниками полноценного образования по федеральным стандартам, но и для более глубокого изучения культуры своей и сопредельных народов.

Основу образования в поликультурной школе определяют особые законы: диалогичность, личностно -ориентированный подход в процессе педагогического взаимодействия; ориентация на зону ближнего развития в становлении личности; освоение базовой гуманитарной культуры в гармонии с общечеловеческой и национальной; самоактуализация, саморазвитие, самовыражение.

Для образовательной поликультурной среды характерны локальные и структурные особенности, что особенно проявляется в условиях многоэтнического расселения. В отличие от обще поликультурной среды страны в целом существуют ещё множество своеобразных, неповторимых специфик, присущих каждому региону и, порой, даже микрорайону.

Северный Кавказ и Ставропольский край, в частности, уникальны как по географическому, геополитическому положению, так и по богатству культурной среды.

Важной особенностью многоаспектной поликультурной среды региона является органическая взаимосвязь конфессиональной и этнической идентичности. При этом оберегается и социальная идентичность: особое отношение человека к чести, справедливости, мужеству, достоинству, правде и свободе.

Ю.А. Жданов по результатам исследований особенностей истории и современной этнокультурной среды Северного Кавказа пишет: «Кавказ хранит в себе и ныне мощные исторические традиции. На планете не существует региона, где жили бы длительно и совместно сотни народов. Это удивительное многоцветье является драгоценным сокровищем всего человечества».

Своеобразие социокультурной среды региона составляет феномен казачества как сословия и субэтноса. Отдельные регионы, города, посёлки, станицы, аулы, хутора Ставропольского края имеют свои особенности в организации быта людей, профессиональной ориентации жителей.

Смысл деятельности учителя начальной школы в формировании толерантных отношений в этих условия

- содействовать повышению коммуникативной деятельности учащихся, их готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать правильное решение и уметь сообщать о результатах своих поисков в понятной каждому форме.

Именно в начальной школе важно научить ребёнка диалогу, умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к собеседнику, а убеждать его.

Уважительные и гармоничные отношения в классе способствуют формированию терпимости при решении спорных вопросов, в основе которых, как правило, лежат оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения, перерастающие в будущем в интолерантность.

Важно, чтобы педагог личным примером показывал, как надо относиться к суждениям других, говорить и слушать других, корректно отстаивать свою точку зрения.

Обучение младших школьников уважительному и терпеливому общению друг с другом осуществляется учителем, прежде всего, в процессе обучения. Учитель, опираясь на возможности урока, формирует нравственное сознание ученика и использует разнообразные коллективные действия и переживания, накопление опыта нравственных взаимоотношений, понимание ценности каждого человека.

Тем самым, деятельность педагога по воспитанию толерантной личности младшего школьника в условиях поликультурной среды направлена на реализацию следующих условий.

Во - первых, в период всего обучения необходима аналитическая диагностическая работа по выявлению уровня толерантности с использованием анкетирования, тестирования, наблюдения и анализа результатов.

Во - вторых, в процессе обучения учитель на уроке во внеурочной работе объясняет детям понятие и важность толерантности в жизни людей, в ходе проведения бесед, классных часов знакомит с традициями, обычаями разных народов, проводит конкурсы, экскурсии и игры, направленные на расширение знаний об основных нормах, культуре различных этносов и народов.

В - третьих, в процессе школьного воспитания значительное место в деятельности учитель начальной школы занимает развитие коммуникативности ученика, его толерантного отношения к окружающим людям. Учитель знакомит детей со способами разрешения конфликтов, проводит тренинги диспуты, направленные на формирование позитивного взаимодействия с людьми, способствует развитию навыков культуры поведения учащихся, обсуждает и анализирует с ними варианты решения проблем при конфликтных ситуациях.

В - четвёртых, в целях повышения положительных результатов воспитательной работы, созданию в детском коллективе комфортной обстановки для каждого ребёнка педагог приобщает к классным делам по воспитанию нравственной, толерантной, коммуникабельной личности родителей. Совместная согласованная работа школы и семьи служит хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребёнка.

Выводы. Таким образом, практическая работа по формированию толерантности в современной начальной школе связана не только с обучением детей конкретным навыкам толерантного поведения. Не менее важно формирование у них таких личностных качеств, как чувство собственного достоинства и умение уважать достоинство других, осознание того, что каждый человек многообразен в своих проявлениях и не похож на других, позитивного отношения к себе самому и представителям других народов и иных культур.

Литература:

1. Абайханов А.Р., Абайханов Р.С., Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Айтмагамбетова Р.Х., Асильдерова М.М., Ахметова Б.З., Бесаева А.Г., Бородина Д.С., Выхристюк М.С., Гаджиева П.Д., Джиоева А.Р., Дмитриев М.М., Дубинина Н.В., Дуйсекеева Н.Ж., Ерина И.А., Идрисова П.Г., Исаева Ж.К., Исалгинбаева К.К., Калиев Б.Н., Калкеева К.Р., Карабулатова И.С., Касторнова В.А., Клушина Е.А., Клушина Н.П., и др. // Актуальные проблемы гуманитарных наук: история и современность: коллективная монография

- М., 2018

2. Абдурахманова П.Д., Агарагимова В.К., Амамбаева Н. С., Асильдерова М.М., Бен А.М., Гаджиева П.Д., Гадзаова Л.П., Дзидзоева С.М., Ерина И.А., Зембатова Л.Т., Идрисова П.Г., Касторнова В.А., Киргуева Ф.Х., Клушина Е.А., Клушина Н.П. и др. // Личность в современной реальности: педагогические, психологические, лингвистические, правовые аспекты: коллективная монография - М., 2018

3. Асмолов А. Г. Историческая культура и педагогика толерантности. М.: Мемориал, 2001

4. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности общения школьников. М.: Прогресс, 2003

5. Жданов Ю. А.Солнечное сплетение Евразии. Майкоп: 1999

6. Шабалдас А. Е. Теория и практика формирования личности школьника в поликультурной среде. Ставрополь: 2005

Педагогика

УДК 377.5

доктор педагогических наук, доцент Сеногноева Наталия Анатольевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург); магистрант Пахомова Любовь Валерьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

ФОНДЫ 0ЦЕН0ЧНЫХ СРЕДСТВ В ОПРЕДЕЛЕНИИ УРOВНЯ СФ0РМИР0ВАНН0СТИ ПРОФЕССИOНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРOФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗOВАНИЯ

Аннотация. В статье актуализируется проблематика методики и механизмов разработки и реализации фондов оценочных средств в учреждениях среднего профессионального образования с целью определения уровня сформированности профессиональных компетенций. Автор подходит к решению данной проблемы посредством разработки модели реализации фондов оценочных средств для студентов строительных специальностей. В статье раскрыты основные аспекты соответствия фондов оценочных средств требованиям государственного образовательного стандарта, принципам использования оценочного компонента в образовательном процессе как фактору реализации инновационных педагогических технологий. Автором разработана методика реализации фондов оценочных средств. Осуществлена ее апробация в образовательном процессе. Получены и охарактеризованы основные результаты исследования, показывающие значимость методики для определения уровня сформированности профессиональных компетенций обучающихся.

Ключевые слова: фонд оценочных средств, студенты, система среднего профессионального образования, уровень сформированности профессиональных компетенций.

Annotation. The article actualizes the problems of the methodology and mechanisms for the development and implementation of evaluation funds in institutions of secondary vocational education in order to determine the level of formation of professional competencies. The author approaches the solution of this problem through the development of a model for the implementation of funds of appraisal funds for students of construction specialties. The article reveals the main aspects of the compliance of assessment funds to the requirements of the state educational standard, the principles of using the evaluation component in the educational process as a factor in the implementation of innovative educational technologies. The author has developed a method for selling funds of valuation funds. Carried out its approbation in the educational process. The main results of the research were obtained and characterized, showing the importance of the methodology for determining the level of formation of students' professional competencies.

Keywords: fund of appraisal funds, students, system of secondary vocational education, level of formation of professional competencies.

Введение. На современном этапе развития системы среднего профессиoнального образoвания следование ФГОС СПО поколений 4 и 4+ в качестве одного из основных компонентов образовательного процесса предусматривает аттестацию студентов с целью выявления их индивидуальных достижений различным требованиям. Данный компонент реализуется на всех этапах освоения соответствующей основной образовательной программы, в связи с чем важнейшей задачей становится создание фондов оценочных средств (далее ФОС), которые включают стандартные задания, разноуровневые контрoльные работы, тесты и другие методы контроля, которые позволяют оценить знания, умения, навыки и уровень oсваиваемых компетенций. Комплекты таких фондов оценочных средств разрабатываются и утверждаются учебным заведением (колледжем, техникумом и т.п.) [5; 6; 8].

Помимо учета образовательных достижений, разработка ФОС является специфическим фактором внедрения в образовательных процесс СПО инновационных педагогических технологий, эффективность реализации которых обеспечивается наличием результативного оценoчного компoнента, который предоставляет возможность как самому обучающемуся, так и преподавателю оценить эффективность тех условий, которые были использованы для формирования профессиональных компетенций: уровень сформированности данных компетенций, оценка и самооценка знаний, показатели мотивационной, эмоционально-волевой, деятельностной сфер, рефлексия (выступающая в качестве самооценки личностных качеств) и т.д. [3; 4].

Изложение основного материала статьи. Формирование ФОС с целью оценки уровня профессиональных компетенций также является и условием компетентностно-ориентированного подхода в системе среднего профессионального образования (далее СПО). Это условие заложено в модели подготовки будущего специалиста как направление непрерывного отслеживания образовательных достижений обучающихся. Методология проектирования системы ФОС, отражающих уровень освоения профессиональных компетенций студентов и выпускников, осваивающих образовательные программы СПО, является многокомпонентной и сложной задачей. Результативность ее решения является определяющим фактором многосторонней и комплексной оценки знаний, умений и навыков обучающихся.

Это подтверждается необходимость наличия следующих компонентов:

-разработанного блoка контрольно-oценочных мероприятий в процессе освоения фундаментальных дисциплин в соответствии с выбранной специализацией;

-разработанного блoка контрольно-oценочной базы материалов, основная функция которых служит для оценки образовательных результатов;

-разработанных комплектов и методических материалов, обеспечивающих процесс оценивания результатов сформированности знаний, умений, навыков и компетенций на всех этапах освоения образовательных программ;

-разработанной процедуры обрабoтки полученных результатов контрольно-oценочных мероприятий.

Необходимо также отметить, что учебные материалы, которые предназначены для контролирования и оценивания знаний, умений, навыков, общих и профессиональных компетенций, что студенты приобретают в итоге изучения профессионального модуля (темы, дисциплины, блока) относят к контрольно-измерительным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.