Научная статья на тему 'ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ШКОЛЬНИКОВ'

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
360
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / TOLERANCE / TOLERANT ATTITUDE / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / INCLUSIVE EDUCATION / CHILDREN WITH DISABILITIES / PRIMARY SCHOOL STUDENTS / UNIVERSAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дуда Ирина Викторовна

Цель статьи заключается в рассмотрении сущности и особенностей методологических подходов к формированию толерантного отношения школьников. Описаны результаты изучения сформированности компонентов толерантного отношения младших школьников (мотивационный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий (деятельностный)). Показано, что наиболее благоприятным для формирования толерантности является младший школьный возраст, при условии участия взрослых в этом процессе, что обусловлено сложными изменениями в психике и личности детей в этом возрастном периоде. В жизни детей появляется новый значимый авторитетный взрослый - учитель, дети попадают в новую для себя среду - школьную, которая отличается наличием обязательных к выполнению правил, и требований. Представлены методические подходы к формированию толерантного отношения школьников в условиях инклюзивной практики общеобразовательной школы. Показаны особенности реализации программы по формированию толерантного отношения школьников в условиях инклюзивной практики во внеурочное время. Формирование навыков владения толерантностью на практике позволяет подготовить конкурентоспособного выпускника, готового к продуктивному общению со сверстниками и взрослыми. Обозначены перспективы изучения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дуда Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCLUSIVE EDUCATION AS A RESOURCE FOR THE FORMATION OF TOLERANT RELATIONS IN A CHILDREN'S TEAM OF SCHOOLCHILDREN

The purpose of the article is to consider the nature and characteristics of methodological approaches to the formation of a tolerant attitude of schoolchildren. The results of studying the formation of the components of the tolerant attitude of younger schoolchildren (motivational, cognitive, emotional, behavioral (activity)) are described. It is shown that the primary school age is the most favorable for the formation of tolerance, provided adults participate in this process, due to complex changes in the psyche and personality children in this age period. In the life of children a new significant authoritative adult appears - a teacher, children fall into a new environment for themselves - school, Otori is characterized by the presence of the mandatory rules and requirements. Methodical approaches to the formation of tolerant attitude of schoolchildren in the conditions of inclusive practice of a comprehensive school are presented. The features of the implementation of the program for the formation of a tolerant attitude of schoolchildren in the conditions of inclusive practice after school hours are shown. The development of tolerance skills in practice allows you to prepare a competitive graduate who is ready for productive communication with peers and adults. The prospects for studying this problem are outlined.

Текст научной работы на тему «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ШКОЛЬНИКОВ»

педагогические науки

Дуда Ирина Викторовна ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ...

УДК 376.1

DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0018

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ШКОЛЬНИКОВ

© 2020

SPIN: 9892-2600

AuthorlD: 517064

Дуда Ирина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии начального образования Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (660017, Россия, Красноярск, ул. Мира, д. 83, e-mail: irinaduda@yandex.ru)

Аннотация. Цель статьи заключается в рассмотрении сущности и особенностей методологических подходов к формированию толерантного отношения школьников. Описаны результаты изучения сформированности компонентов толерантного отношения младших школьников (мотивационный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий (деятельностный)). Показано, что наиболее благоприятным для формирования толерантности является младший школьный возраст, при условии участия взрослых в этом процессе, что обусловлено сложными изменениями в психике и личности детей в этом возрастном периоде. В жизни детей появляется новый значимый авторитетный взрослый - учитель, дети попадают в новую для себя среду - школьную, которая отличается наличием обязательных к выполнению правил, и требований. Представлены методические подходы к формированию толерантного отношения школьников в условиях инклюзивной практики общеобразовательной школы. Показаны особенности реализации программы по формированию толерантного отношения школьников в условиях инклюзивной практики во внеурочное время. Формирование навыков владения толерантностью на практике позволяет подготовить конкурентоспособного выпускника, готового к продуктивному общению со сверстниками и взрослыми. Обозначены перспективы изучения данной проблемы.

Ключевые слова: толерантность, толерантное отношение, ценности, ценностные ориентации, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, младшие школьники, общечеловеческие ценности.

INCLUSIVE EDUCATION AS A RESOURCE FOR THE FORMATION OF TOLERANT RELATIONS IN A CHILDREN'S TEAM OF SCHOOLCHILDREN

© 2020

Duda Irina Viktorovna, associate professor at the chair of pedagogy and psychology of primary education, Candidate of Pedagogical Sciences Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev (660017, Russia, Krasnoyarsk, Mira street, 83, e-mail: irinaduda@yandex.ru)

Abstract. The purpose of the article is to consider the nature and characteristics of methodological approaches to the formation of a tolerant attitude of schoolchildren. The results of studying the formation of the components of the tolerant attitude of younger schoolchildren (motivational, cognitive, emotional, behavioral (activity)) are described. It is shown that the primary school age is the most favorable for the formation of tolerance, provided adults participate in this process, due to complex changes in the psyche and personality children in this age period. In the life of children a new significant authoritative adult appears - a teacher, children fall into a new environment for themselves - school, Otori is characterized by the presence of the mandatory rules and requirements. Methodical approaches to the formation of tolerant attitude of schoolchildren in the conditions of inclusive practice of a comprehensive school are presented. The features of the implementation of the program for the formation of a tolerant attitude of schoolchildren in the conditions of inclusive practice after school hours are shown. The development of tolerance skills in practice allows you to prepare a competitive graduate who is ready for productive communication with peers and adults. The prospects for studying this problem are outlined.

Keywords: tolerance, tolerant attitude, values, value orientations, inclusive education, children with disabilities, primary school students, universal values.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

В настоящее время в современном образовании одной из основных целей государственной политики является разработка идеи уникальности и неповторимости каждого человека. Необходимо создание такой образовательной среды и образовательного пространства, которые бы обеспечивали социализацию всех обучающихся независимо от их психического и физического состояния и развития. В связи с этим проблема формирования толерантного отношения школьников в условиях инклюзивной практики является актуальной.

А.Г. Асмолов [1], Я.А. Батрак [2], Е.Ю. Клепцова [3], Г.У. Солдатова [4], Н. А. Плаксина [5] отмечают, что период младшего школьного возраста наиболее благоприятен для обогащения младших школьников знаниями о сверстниках с особыми образовательными потребностями, о том, как эффективно выстраивать отношения, быть толерантными по отношению друг к другу. Тем не менее, данная проблема не достаточно изучена в контексте инклюзивной практики общеобразовательной школы.

Теоретический аспект этой проблемы заключается в анализе трех противоречий между:

- потребностью выяснить теоретические условия

к формированию толерантного отношения младших школьников к детям с особыми образовательными потребностями, и отсутствием теоретически проработанных характеристик и условий ее формирования;

- возникновением нормативных требований к обеспечению прав детей с особыми образовательными потребностями на получение образования в общеобразовательных школах, и отсутствием подготовленной для этого образовательной среды со стороны сверстников и педагогов;

- исследованиями о взаимоотношениях детей с нормативным развитием и с особыми образовательными потребностями, и не разработанностью единой педагогической модели формирования эффективных толерантных отношений.

Эти противоречия позволили сформулировать практическую и теоретическую проблему исследования, которая состоит в необходимости получения достоверных научных сведений о формировании толерантности у младших школьников в условиях инклюзивной практики.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Duda Irina Viktorovna pedagogical

INCLUSIVE EDUCATION ... sciences

Методологическую основу исследования составили:

- труды ученых о сущности, содержании и структуре толерантности (Я.А. Батрак [2], С. К. Бондырева [6], К.Ф. Грауман [7], П.К. Гречко [8], В.Д. Зиновьев [9], ЕЮ. Клепцова [3], Е.Г. Луковицкая [10], Н.А. Медушевский

[11], Г.У. Солдатова [4] и др.),

- психолого-педагогические исследования, освещающие возможности применения методов, средств, технологий формирования толерантности школьников разных возрастных групп (А.Г. Асмолов [1], А.Г. Бондарева

[12], О.Я. Воробьева [13], С.Г. Ильинская [14], Н.Г. Капустина [15], В.В. Шалин [16] и др. [17-000]).

- идеи интеграции и инклюзии в современном образовании (С.В Алехина [20, 21], О.И. Баранова [22], Т.Е. Бурыгина [23], А.А. Дмитриев [24], С.В. Кузеванова [25], Н.А. Плаксина [5], М.Б. Чирятьева [26], Л.П. Фаль-ковская [20] и др. [27-31]), положенные в основу организации совместного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и нормативно развивающимися в общеобразовательной школе.

Понятие «толерантность» согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности [1].

Философский подход рассматривает толерантность как как терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам [11]. Д. В. Зиновьев в контексте социологического подхода рассматривает толерантность как: «социальный феномен, социальные формы взаимодействия, как моральное качество личности» [9].

В психологическом подходе толерантность рассматривается как социально-ориентированные особенности личности, как ее способность воспринимать и учитывать чужую позицию [12].

Для нашего исследования важным является педагогический подход, в рамках которого толерантность представлена как «.. .навыки и умения взаимодействия по особым принципам, всех субъектов образовательного процесса, может трактоваться как определённая установка и качество личности, ее активная позиция, норма поведения» (О. Б. Скрябина и др.) [32]. Е.Ю. Клепцова определяет толерантность как «свойство личности, актуализирующееся в ситуациях несовпадения взглядов, мнений, оценок» [3].

В рамках нашего исследования толерантность будет рассматриваться как определенное личностное свойство, качество, которое активируется при противоречии в ценностных и поведенческих позициях субъектов.

Ряд ученых рассматривают толерантность как сложную структуру, обладающую динамикой во взаимодействии компонентов: мотивационно-ценностного, когнитивного, аффективного и поведенческого на личностном, на межличностном и межгрупповом уровнях [2, 6,

9].

Наиболее благоприятным для формирования толерантности как выделяют ряд ученых Баранова О.И., Батрак Я.А., Плаксина Н. А., М. Б. Чирятьева является младший школьный возраст. Именно в этом возрасте дети восприимчивы к формированию нормативного поведения, так как природной толерантности у детей в младшем школьном возрасте нет - ее нужно формировать и развивать.

Содержание деятельности по формированию толерантности младших школьников должно включать в себя: 1) знакомство с принципом уважения человеческого достоинства всех людей; 2) понимание уникальности личности каждого; 3) понимание принципа взаимодополняемости и взаимозависимости как основы совместных действий; 4) повышение уровня информированности о ненасилии, правах человека, толерантности и толерантном поведении; 5) формирование навыков конструктивного, бесконфликтного общения. 82

Формирование толерантного поведения происходит по трем линиям: когнитивной (толерантное сознание), эмоциональной (толерантные чувства, качества и свойства личности), поведенческой (толерантные действия, пробы и поведение).

Формирование целей статьи (постановка задания).

Целью представленного в статье исследования является определение особенностей сформированности толерантности в младшем школьном возрасте в условиях инклюзивной практики и определение возможных путей ее формирования.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Экспериментальной базой исследования послужила МАОУ КУГ .№1 - Универс, г.Красноярска учащиеся вторых классов в количестве 76 человек, из них 39 - учащиеся с нормативным развитием, 37 - учащиеся классов инклюзивной практики. Нами было проведено изучение и анализ сформированности толерантности у младших школьников с использованием комплекса методов и методик:

Анкета самооценки навыков толерантного поведения младших школьников Батрак Я.А;

«Опросник для измерения толерантности» (В.С. Магун, М.С. Жамкочъян, М.М. Магура);

Методика «Закончи историю». (Г.У Солдатова);

Методика «Как поступать». (Г.У Солдатова);

Метод проективных рассказов;

Модификация метода «Беседа» - авторы Г. М. Фригман, Т. А. Пушкина, И. А. Каплунович;

Методика Н. Е. Богуславской «Незаконченные предложения».

Компонентами толерантности явились - мотивацон-ный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий (де-ятельностный).

Высокий уровень проявления толерантности: демонстрирует желание взаимодействовать с окружающими, с детьми с ОВЗ, стремление помогать и учиться у других способам взаимодействия, любопытство; обладает представлениями о качествах личности толерантного человека, есть представления о толерантном и не толерантном поведении, может находить стратегии выхода из сложных ситуаций без ущерба для всех сторон, обладает гибкостью мышления; положительно относится к контактам с окружающими, не испытывают обиды и агрессии при непонимании собеседником, получает удовольствие от общения с окружающими, эмоционально устойчив, принимает детей с особыми образовательными потребностями; проявляет способность к эмпатии; осуществляет самоконтроль и саморегуляцию; умеет сдерживать свои негативные эмоции, умеет регулировать свою активность, прислушивается к другим, решает проблемы без конфликтов, избегает причинения вреда себе и другим, соблюдает правила и нормы, может добиваться своего -не ущемляя прав других, умение владеть собой, умение не осуждать других, умение слушать.

Средний уровень проявления толерантности: демонстрирует желание взаимодействовать с окружающими, с детьми с ОВЗ; частично обладает представлениями о не толерантном поведении, может находить стратегии выхода из сложных ситуаций без ущерба для всех сторон; избирательно относится к контактам с окружающими, не испытывают обиды и агрессии при непонимании собеседником, получает удовольствие от общения с окружающими, по-разному принимает детей с особыми образовательными потребностями; проявляет в некоторых ситуациях способность к эмпатии; умеет регулировать свою активность, прислушивается к другим, решает проблемы без конфликтов, соблюдает правила и нормы в некоторых ситуациях.

Низкий уровень проявления толерантности: избегает взаимодействовать с окружающими, с детьми с ОВЗ, не хочет помогать другим; не имеет представлений о качествах личности толерантного человека, не хочет нахо-

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 2(31)

педагогические науки

Дуда Ирина Викторовна ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ...

дить стратегии выхода из сложных ситуаций без ущерба для всех сторон; эмоционально не устойчив, не умеет распознавать эмоциональные состояния; не принимает детей с особыми образовательными потребностями; не умение сдерживать свои негативные эмоции; не прислушивается к другим, конфликтен не соблюдает правила и нормы, не помогает нуждающимся в его помощи.

Анализ полученных данных показал, что у испытуемых преобладает не толерантный характер мотивации, тенденции общения, ориентированные на решение ситуаций с другими людьми только в свою пользу. Такие результаты были выявлены у 66,6% в экспериментальной группе, и у 55% в контрольной группе. Толерантный характер мотивации, когда дети ориентированы на решение ситуаций с другими людьми в их пользу, был выявлен у 44,4% в экспериментальной группе, и у 45% в контрольной группе. Преобладает средний уровень сформированности понятий о толерантности, понимание понятий, описывающих толерантность в частично искаженном виде, целостный образ толерантного человека, когнитивные усилия, сфокусированы на принятии решения и поиске вариантов разрешения затруднения для всех сторон - у 44,4% испытуемых в экспериментальной группе, и у 50% испытуемых в контрольной группе. При этом на низком уровне сформированности понятий о толерантности, где имеется непонимание понятий, описывающих толерантность, отсутствует образ толерантного человека, когнитивные усилия направлены на выявление возможной личностной причастности к затруднительной ситуации и поиск опорных точек в имеющемся личном опыте, навыках и знаниях - выявлено 22,2% испытуемых в экспериментальной группе, и 30%испытуемых в контрольной группе.

Также недостаточный уровень сформированности понятий о толерантности, включающий фрагментарные представления о толерантности, частичное понимание понятий, описывающих толерантность, фрагментарный образ толерантного человека, когнитивные усилия, сфо-кусированость на получении социальной информации, имеющей отношение к затруднительной ситуации, от окружающих для формирования своей позиции- был установлен у 27,7% испытуемых в экспериментальной группе, и 20% испытуемых в контрольной группе.

Только у 5,5% в экспериментальной группе был выявлен высокий уровень сформированности понятий о толерантности, включающий сформированные дифференцированные представления о толерантности, понимание смысла понятий, описывающих толерантность, сформированный дифференцированный образ толерантного человека, когнитивные усилиянаправленные на преодоление затруднительной ситуации, на основе готовности к сотрудничеству, с поиском взаимовыгодных способов разрешения затруднения.

Преобладает средний уровень сформированности эмоционального отношения к проблемам другого, нейтральное отношение к потребностям других людей при необходимости оказании им помощи и поддержки - у 44,4% испытуемых в экспериментальной группе, и у 50% испытуемых в контрольной группе.

При этом на низком уровне сформированности эмоционального отношения к проблемам другого, использование потребностей других людей при необходимости оказании им помощи и поддержки, для получения своей выгоды, эмоциональная аутосимпатия и самоподдержка (подбадривание)- выявлено 22,2% испытуемых в экспериментальной группе, и 30% испытуемых в контрольной группе. Также недостаточный уровень сформированно-сти эмоционального отношения к проблемам другого, игнорирование потребностей других людей при необходимости оказании им помощи и поддержки, без получения от этого своей выгоды, принятие переживаний по поводу проблем других как неизбежной, в качестве существующей реальности, сохранение самообладания, аутоэмпатия- был установлен у 27,7% испытуемых в

экспериментальной группе, и 20%испытуемых в контрольной группе.

Только у 5,5% в экспериментальной группе был выявлен высокий уровень сформированности положительно-эмоционального отношения к проблемам другого, переживание о необходимости оказать помощь и поддержку в решении проблем других людей, даже в ущерб себе. Поведенческий компонент представлен на низком уровне у 66,6%, на среднем уровне у 27,7% испытуемых.

В целом можно сказать, что школьники выше демонстрируют знания и готовность толерантного отношения к другому, чем конкретные действия, пробы, и толерантное поведение к другому.

Реализация мероприятий внеурочной деятельности по формированию толерантности проводилась с использованием таких методов как: этическая беседа, проблемно-ценностная дискуссия, игра, инсценировка, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиоматериалов.

В когнитивном аспекте формирующая работа была направлена на формирование знаний и представлений о толерантности, условиях ее реализации, правилах. Младшие школьники знакомились с понятием «толерантное поведение» и его составляющими: принципом сострадания, эмпатией, чувством собственного достоинства; знаниями о различиях национальностей, народов и культур, различий детей с ОВЗ, о необходимости принятия таковых различий, и осознания, что такие различия не делают человека хуже или лучше, что это такие же люди, как и они сами. Для конкретизации этой главной идеи в работе с младшими школьниками использовались различные игры, упражнения, беседы, просмотры видеофильмов и т.п.

Эти же методы также использовались при формировании других компонентов толерантности - эмоционального и поведенческого. В отношении эмоционального аспекта формирующая работы была направлена на формирование у младших школьников положительного отношения к проявлениям толерантности в поведении, изучению эмоциональной основы толерантности, развитию эмпатии и т.п.

Поведенческий аспект в ходе формирующих занятий реализовывался в виде практической деятельности - в основном в виде игр, практических заданий, и подразумевал развитие толерантного самоконтроля, саморегуляции, развития практических навыков помощи в сложных ситуациях детям с ОВЗ, или же любым другим детям.

В ходе формирования поведенческого аспекта толерантности было выяснено, что школьникам необходимо закрепление пройденных понятий с помощью практической деятельности, в форме лепки, изобразительной деятельности, создания проблемных ситуаций, где разыгрывались разнообразные ситуации, с разными выходами из них в форме дружбы, сотрудничества, либо конфликта. После реализации разных вариантов практической деятельности дети оценивали тот или иной выход из практической ситуации с эмоциональной точки зрения, и точки зрения понятий - то есть в когнитивном аспекте. В итоге завершающими занятиями этого блока занятий стали упражнения и задания для командной и групповой сплоченности.

Также обязательным элементом формирующей деятельности стало самопознание учащихся для формирования представлений о себе (чтобы дети могли привести свою самооценку к адекватному уровню как важный элемент интерпретации всех когнитивных представлений в отношении своей личности) как исходной точки формирования представлений и отношения к другим людям и соответственно поведения по отношению к ним. Этот элемент работы подразумевал развитие навыков начальной рефлексии у детей, и навыков оценки других людей - их состояния, поведения, действий, как внешних проявлений их когнитивных представлений.

Вся эта проведенная работа носила характер созда-

Duda Irina Viktorovna INCLUSIVE EDUCATION ..

pedagogical sciences

ния предварительных условий для изучения непосредственной темы толерантности, которая носила преимущественно характер когнитивной работы с последующей эмоциональной оценкой сформированных понятий, образов, представлений о толерантности, рефлексии, эмпатии.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления.

После проведенной экспериментальной работы была проведена повторная диагностика испытуемых, с применением прежних диагностических методов и методик, для выявления возможной динамики в изучаемых показателях.

В экспериментальной группе наблюдается положительная динамика, свидетельствующая о результативности проведенной экспериментальной работы по формированию и развитию толерантности. Так, произошло значительное изменение в мотивационном компоненте толерантного поведения, где прежде всего, снизилась доля испытуемых с низким уровнем почти в 5 раз. При этом увеличилась доля испытуемых с высоким уровнем мотивации толерантного поведения. Таким образом, произошло общее усиление мотивации к толерантному поведению у всех испытуемых экспериментальной группы, так как значительно снизилась доля с низким уровнем, и произошло перераспределение в группы с более высокими показателями. Схожая динамика была выявлена и в отношении других компонентов толерантности. Наиболее значимая динамика была выявлена в отношении поведенческого компонента толерантности, где доля испытуемых с низким уровнем снизилась почти в три раза. При этом доля испытуемых с высоким уровнем развития поведенческого компонента толерантности выросла до трети испытуемых. В целом можно отметить, что школьники стали более ориентированы на поддержку ценностей толерантного поведения.

Данное исследование не исчерпывает весь круг изучаемой проблемы. Заслуживает внимание в дальнейшем определение технологий формирования толерантного отношения школьников разных возрастных групп, вовлечение родителей школьников в жизнедеятельность детского коллектива в условиях инклюзивной практики и других.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Асмолов А. Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. - М.: 2018. - С. 15-20.

2. Батрак Я.А. Развитие толерантности младших школьников. -Братск: Гимнц, 2018. - 97 с.

3. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для вузов. - М.: Академ. проект, 2015. - 175 с.

4. Солдатова Г. У., Шайгерова, Л. А., Шарова, О. Д. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков. - М.: Генезис, 2016. -112 с.

5. Плаксина Н. А. Толерантность младших школьников по отношению к детям с особыми образовательными потребностями: диагностический аспект / Н.А. Плаксина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2015. - № 1(96). - С. 4-13.

6. Бондырева С. К. Толерантность. Введение в проблему / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. - М.: МОДЭК, МПСИ, 2016. - 240 с.

7. Грауман К. Ф. Взаимное видение перспектив: исходная предпосылка осознанной толерантности //Высшее образование в Европе.

- Т. XXI. - № 2. - 2017. - С. 46-58.

8. Гречко П. К. Различия. От терпимости к культуре толерантности / П.К. Гречко. - М.: Издательство Российского Университета дружбы народов, 2016. - 416 с.

9. Зиновьев Д. В. Социокультурная толерантность - ее сущностные характеристики //Парадигма. - 2018. - № 1. - С. 51-60.

10. Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности неопределенности: дис. канд. психол. наук. - СПб.: 2018. -197 с.

11. Медушевский Н.А. Основы толерантности и правовой культуры /Н.А. Медушевский. -Москва: Мир, 2019. - 639 с.

12. Бондарева А.Г. Формирование толерантной личности школьника //История. -2017. - № 20. - 20 с.

13. Воробьева О. Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся / О.Я. Воробьева. - М.: Глобус, Панорама, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 160 с.

14. Ильинская С. Г. Толерантность /С.Г. Ильинская. - М.: Праксис, 2018. - 288 с.

15. Капустина Н. Г. Психологические особенности формирования толерантности в структуре мировоззрения на ранних этапах онтогенеза: монография. - Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом печати», 2018. - 228 с.

16. Шалин В. В. Толерантность: культурная норма и политическая необходимость. - Краснодар, 2016. - 256 с.

17. Стец В.И. Толерантность как интегральное качество личности подросткового возраста // Карельский научный журнал. 2015. № 1 (10). С. 20-23.

18. Забродина Л.А., Забродина О.В., Мухина Ю.Р. Эмоционально-личностный компонент в структуре толерантного отношения подростков к учителям //Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 71-75.

19. Хугаева Ф.В. Антропологические основания формирования толерантной личности //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 313-316.

20. 7Алехина С.В., Фальковская Л.П. Межведомственное взаимодействие как механизм развития психологической службы в образовании [Электронный ресурс] //Психолого-педагогические исследования.

2017. Том 9. № 3. С. 116-128. doi:10.17759/psyedu.2017090312

21. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 1. С. 136-145. doi:10.17759/pse.2016210112

22. Баранова О.И. Система работы учителя начальных классов по воспитанию толерантности младших школьников / О.И. Баранова, И.А. Десятниченко // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - т. 8 - № 2-2.- С. 128-133.

23. Бурыгина Т.Е. Инклюзивное образование детей-инвалидов в условиях традиционной школы / Т. Е. Бурыгина //Наука и практика воспитания и дополнительного образования. 2015. № 5. С. 38-55.

24. Дмитриев А.А. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: учебное пособие / А. А. Дмитриев; М-во образования Моск. обл., ГОУВО Моск. гос. обл. ун-т. - М.: ИИУМГОУ, 2017. - 259 с. - Библиогр.: с. 222-230.

25. Кузеванова С. В. Реализация идей инклюзивного образования детей в начальной школе / С. В. Кузеванова, Н. А. Гурьянова // Начальная школа. 2015. № 1. С. 11-14.

26. Чирятьева М. Б. Формирование межличностной толерантности младших школьников / М. Б. Чирятьева. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2017 - 168 c.

27. Емельянова Т.В., Степанько А.А. Модель процесса формирования мотивационной компетенции будущих педагогов инклюзивного образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 237-240.

28. Петровский А.М., Ваганова О.И, Кутепова Л.И. Правовые аспекты создания инклюзивной образовательной среды вуза // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 45-48.

29. Demchenko I.I. Inclusive education in a would-be teacher training: methodological aspect // Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 21-25.

30. Bezludnyi A.I., Demchenko I.I. Motivated-valuable measure of the state of preparedness of students of pedagogical specialties of universities to work in the conditions of the inclusive educational environment // Хуманитарни Балкански изследвания. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 12-16.

31. Linkov A.Y., Klinkov G.T. Person-oriented learning based on its sociological derivation//Научен вектор наБалканите. 2018. № 1. С. 5-7

32. Скрябина О.Б. Педагогические условия формирования толерантности у старшеклассников: дис. канд. психол. наук. - Кострома:

2018. - 209 с.

Статья поступила в редакцию 13.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

84

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 2(31)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.