А. Я. Воронина
(Санкт-Петербург)
ВЗАИМОДЕИСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - УЧЕНИКА - СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В предложенной работе автор анализирует понятие «взаимодействие» и определяет стратегию сотрудничества учителя, ученика и родителей. В статье предлагаются новые пути взаимодействия семьи и школы, влияющие на нравственное воспитание младших школьников в рамках гуманно-личностного подхода к ребенку
Взаимодействие учителя, ученика и родителей является одним из важных условий нравственного воспитания младших школьников. При этом важно отметить, что взаимодействие всех участников образовательной деятельности должно быть основано не на подавлении инициативы и активности людей, а на их развитии и бережном отношении друг к другу. От педагогов требуется создание такой атмосферы в школе, которая будет приближена к домашней, когда взрослые проявляют особую внимательность и душевную выносливость для поддержания сложившихся теплых отношений между учителями, учениками и родителями. Взрослые должны строить взаимодействие с ребенком так, чтобы он смог увидеть себя со стороны, разобраться в своих чувствах, эмоциях и захотеть их контролировать. Взаимодействие взрослых и детей будет направлено на то, чтобы и во взрослых, и в детях вырастить внутренний голос совести.
Понятие «взаимодействие» является центральным в таких науках, как психология, социология, социальная психология. В философии оно рассматривается как процесс воздействия систем друг на друга, как их взаимообусловленность, изменение состояния и взаимопереход. В социологи это процесс воздействия индивидов, социальных групп, институтов или общностей друг на друга в ходе реализации процессов.
В Педагогическом словаре Г. М. Коджас-пирова дается следующее определение: «Взаимодействие педагогическое - это личностный контакт воспитателя и воспитанника, случайный или преднамеренный, ча-
стный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок» [2, с. 18].
В педагогической литературе взаимодействие семьи и школы определяется как процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания. По мнению
О. А. Щекиной, в педагогическом взаимодействии необходимо отметить важную роль обмена информацией, смыслами, эмоциями между субъектами образовательного процесса для его успешного развития. Н. Н. Букина считает, что взаимодействие может состояться только в том случае, если есть значимая ценность. Ценность в педагогике связана с такими понятиями, как обучение, воспитание и самоопределение ребенка в семье, школе и социуме.
Н. Е. Щуркова замечает, что «во взаимодействии» присутствует «действие» - произвольная преднамеренная активность личности. Это означает, что субъекты реализуют себя не на уровне простой ответной реакции на внешний раздражитель, а активно влияют друг на друга, осознавая не только себя и свои действия, но также глубоко понимая другого субъекта [7, с. 86].
Мы определяем взаимодействие учителя, ученика и родителя как личностный контакт в совместной согласованной просветительской, творческой, общественнозначимой деятельности, способствующей самореализации каждого субъекта взаимодействия и имеющей следствием совершенствование взрослых и детей, с целью:
- присвоения наибольшего количества образцов поведения (в том числе и нравственных);
- развития умения создавать и изменять образцы поведения в соответствии со своими потребностями;
- обретения большей самостоятельности и ответственности.
С момента поступления ребенка в школу возникает, существует и развивается так называемый «педагогический треугольник» с его трудностями и противоречиями:
- родители не активны, молчаливы на собраниях, часто предъявляют только претензии учителю, выражают неудовлетворение друг другом и чужими детьми;
- учителя неохотно посещают семьи учеников, сопротивляются приходу на свои уроки родителей, устройству мероприятий с участием семей, а просьбы родителей о помощи в воспитании порой оставляют без внимания;
- дети без особой радости сообщают дома о родительском собрании, не хотят делиться своими школьными впечатлениями и переживаниями, не испытывают радости от общения с учителем и одноклассниками.
Видимо, причина этих противоречий кроется в нарушении взаимоотношений сторон «педагогического треугольника». Мудрое решение предложил еще Гиппократ. Входя к больному, он обычно говорил: «Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, я не смогу тебя вылечить. Если же мы объединимся с тобой, то вместе победим болезнь». Так, в «педагогическом треугольнике» противоречия можно разрешить, по нашему мнению, четким и ясным определением целей всех сторон в этом взаимодействии:
- установление эмоционально положительных взаимоотношений учителя-роди-телей-учеников, стремление всех участников к сотрудничеству;
- всестороннее изучение ребенка;
- правильный выбор взрослыми методов нравственного воспитания в различных жизненных ситуациях;
- приобщение ребенка к решению серьезных нравственных проблем;
- самосовершенствование взрослых и самопознание младших школьников;
- взаимодополнение, положительное влияние и взаимопроникновение всех участников образовательной деятельности.
Экспериментальное исследование по разработке методов взаимодействия родителей, учителей и детей определило необходимость решения следующих задач:
- знакомство родителей с особенностями образовательной деятельности;
- создание ситуации сопричастности родителей к воспитательному процессу, проводимому в школе;
- пробуждение в родителях интереса, активности, инициативы;
- формирование общности родителей как единого организма взаимодействия.
После определения задач мы проводили поиски эффективных форм и технологий работы с родителями. На что должен опираться их выбор?
Предметом исследования психологов и педагогов всегда была система «мышление
- чувство - воля». Ее значение как основы нравственного воспитания рассматривали
В. Вахтеров и Л. Выготский. Они представляли мышление и волю как взаимообра-зующее последовательное движение: действие - переживание действия - обсуждение - осознание - понимание. Переживаниям отводилась роль показателя внутреннего состояния человека и отношения между ним и средой. Следовательно, контакт с родителями необходимо искать не только через сознание (беседы, собрания, лекции), но и волю и чувства. Во взаимодействии нужно опираться на действия, на эмоциональный отклик всех участников взаимодействия; на выявление причин наличия дефицита внимания и общения между родителями и младшими школьниками.
Возникает необходимость организации такого взаимодействия родителей, учителей и учеников, в основе которого возможна совместная деятельность взрослых и детей с последующим обсуждением ее результатов, на основе не только прямого воздействия педагога на детей и родителей, но и оказания косвенного влияния на ребенка через родителей и на родителей через младшего школьника.
По словам Д. Гранина, родитель - «самая ответственная из всех работ, а делают ее кто, как сможет, руководствуясь лишь опасными советами любви».
Вот почему школа берет на себя миссию психолого-педагогического просвещения родителей. Л. И. Маленкова в своих исследованиях отмечает, что «сегодня общий образовательный уровень родителей растет, а это влечет за собой уверенность в непогрешимости их педагогической позиции» [4, с. 441].
Целенаправленная воспитательная деятельность родителей и всех взрослых членов семьи определяется, по мнению педагогов и психологов, педагогической культурой - умением анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, создавать тон и стиль отношений. Этому взаимодействию нужно учить родителей. В. А. Сухомлинский считал, что «педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей» [6, с. 106].
Образование родителей должно быть ориентировано на актуальные проблемы жизни семьи, и ее взаимодействие со школой не должно быть назидательным, а проходить может в активных формах (конференциях, диспутах, мастерских), с включением комментариев различных специалистов (психологов, врачей, социологов, логопедов).
Целями просветительской работы в организованной нами «Школе родительской любви» являются: изменение родительской позиции по отношению к ребенку и развитие способности взаимодействовать и с ребенком, и со школой;
- предоставление помощи родителям в овладении психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом и нравственном развитии младшего школьника;
- выработка у родителей умения анализировать ошибки в семейном воспитании детей и своего собственного поведения;
- помощь родителям в грамотной оценке проблемных ситуаций во взаимоотношениях с детьми;
- формирование у родителей понимания важности, значимости организации со-
вместного интересного, содержательного досуга в семье и в школе.
Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих задач в «Школе родительской любви»: повышение психолого-педагогической культуры родителей; предоставление возможности всем заинтересованным родителям овладеть необходимыми знаниями для эффективного нравственного воспитания младших школьников; содействие сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтов и установлению доверительных отношений между родителями и детьми, между родителями и учителями; обеспечение родителей информацией об особенностях взаимодействия учителей, родителей и детей в вопросах нравственного воспитания.
Содержание программы гибкое, ориентированное на потребности родителей (они участвуют в определении тематики) и затрагивающее различные педагогические аспекты. В первую очередь это отношение взрослых к ребенку - здесь мы придерживаемся такой позиции: ребенок не готовится к жизни, он уже живет; взрослые верят, что дети могут все, и вселяют эту уверенность в младшего школьника.
Назовем темы, обсуждаемые в «Школе родительской любви»: «Младший школьник. Какой он?», «Стремление ребенка к свободе, взрослению, развитию», «Трудности нравственного воспитания младшего школьника», «Традиция семейного чтения», «Урок и дети», «Поощрение и наказание», «Чтение - качество личности», «Диалог в семейном общении», «Современная семья: возможности и проблемы», «Основы формирования у ребенка здорового образа жизни», «Младший школьник среди сверстников», «Ребенок и компьютер», «О развитии нравственных чувств младшего школьника», «О самооценке детей и взрослых», «Педагогические идеи семейного воспитания в антологии гуманной педагогики».
Наши исследования показали, что эффективность занятий достигается тогда, когда сочетаются коллективные и индивидуальные формы работы. При этом не менее важно то, что обучение родителей идет
параллельно с решением практических задач воспитания младших школьников.
В рамках работы «Школы родительской любви» мы проводим конференции по обмену опытом воспитания не только с родителями и учителями нашей школы, но и с родителями и учителями регионов России, Эстонии, Латвии. Педагог и писатель Д. В. Морозов заметил: «Как ребенок смотрит на мир, так и мы должны время от времени смотреть на ребенка- с изумлением, доверием, переходящим в яркие переживания единства со всем сущим и, конечно, любви».
Полезными для образования родителей можно считать вечера вопросов и ответов, где ведут диалог с родителями психологи, врачи, юристы, родители других начальных или старших классов, бабушки и дедушки.
К родительским собраниям готовятся и дети, и учитель, и родители. Учитель пишет характеристику на каждого ученика, отмечая его достоинства, выражая надежду на то, что в будущем ученик сможет исправиться. Сравнивает учитель ребенка только с самим собой, а не с другими. В характеристике не просто отражено поведение воспитанника, а анализируются те личностные изменения, которые произошли в нем за данное полугодие, поставлены задачи на будущее. Характеристика согласована со всеми учителями, работающими в этом классе. Ими тоже проанализирована работа ребенка, освещены достижения и неудачи младших школьников. Характеристики вкладываются в пакет, в котором ребенком собраны его учебные задания, творческие работы: рисунки, сочинения, книжечки с собственными сказками, рассказами и стихами, сделанные своими руками сборники поговорок, пословиц и загадок, придуманные задачи и примеры, аппликации и страничка «Что я уже умею и знаю», «Как я себя оцениваю». Ребенку важно знать, что его работа значима и является ценностью для него, для родителей, для других окружающих, поэтому мама и папа обязательно покажут детский пакет на работе, соседям, гостям. Пусть ребенок знает, как родители
гордятся им. Опыт такой работы отражен в книгах Ш. А. Амонашвили. В семье складываются за четыре учебных года восемь детских пакетов.
К просветительской функции взаимодействия учителя - родителя - ученика мы относим и необычное проведение уроков, когда учениками становятся родители младших школьников, а учителями - ученики. Назвать это можно праздником не только потому, что проходят эти уроки в состоянии душевного подъема, но и потому, что, как и любое важное событие, сближают взрослых и детей, формируют нравственные основы личности младшего школьника, прежде всего его нравственные чувства. На уроке и после него проявляются радость и печаль, гордость и досада, сомнения и уверенность. А учитель, как связующее звено, способствует созданию ситуации успеха, так необходимой для психологического комфорта в образовании родителей, познания ими самих себя и формирования потребности ребенка и взрослого в повторном переживании успеха.
Важной функцией взаимодействия учителя - ученика - родителя можно назвать организацию совместной творческой деятельности детей и взрослых.
Творчество как способ существования жизни детей и взрослых сохраняет и развивает и в тех, и в других «детство, где не раскрыться таланту просто невозможно, где жизнь - непрекращающаяся игра; такая жизнь открывает в каждом как самого себя, так и другого. Творчество развивает и воспитывает творческую индивидуальность, но, тем самым, дает возможность встретиться с человеческим в человеке» [3, с. 413]. Мы считаем, что это и есть один из путей воспитания нравственности младшего школьника, потому что творчество дарит ребенку свободу, развитие, взросление и добрый взгляд на мир. А взрослым - радость за ребенка, исполнение несбывшихся когда-то желаний и уверенность в том, что их дети никогда не займутся «опасными играми». Детский поэт и методист В. Левин создал необычный список педагогических принципов, один из которых звучит так: «В школе ребенок нужен взрослому не мень-
ше, чем взрослый ребенку. Ребенок продвигается преимущественно в освоении культурных эталонов и способов; взрослый движется, очищаясь от стереотипов и самодовольства. Возрождая и обогащая в себе наивность, свежесть восприятия, целостность, игровую раскованность» [5, с. 160].
Для знакомства каждая семья первоклассника представляет тетрадь с рассказами обо всех членах семьи и с их фотографиями. Родители и другие члены семьи становятся создателями и участниками ежегодных праздников, посвященных нескольким семьям класса. Эти праздники дают возможность лучше узнать родословную семьи, ее традиции, проявить творческие способности и детям, и взрослым.
Мы учим младших школьников делать нематериальные подарки. В день рождения каждому имениннику принято дарить все уроки. На доске кто-то из одноклассников делает запись: «В честь Ксении!» или «В честь Саши!». Подарками у нас могут быть сделанные руками детей сборники пословиц и поговорок на любые темы, книжки со сказками одноклассников, книжки-сборники детских стихов, сборники сочинений одноклассников.
Всем, кто взаимодействует с ребенком, само время дарит возможность общаться, чувствовать, понимать и расширять границы творчества. Самым ярким моментом взаимодействия взрослых и детей можно считать классные праздники. Во всех праздниках участвуют и дети, и взрослые.
Педагог, создатель известного клуба детей и родителей «ЭТО», считает, что «вся педагогика - это раскрытие каждого предмета, как уникального, как возможного хранителя неповторимой человеческой ценности» [5, с.160]. Взрослый, бережно собирающий или хранящий эти вещи, несет детям обаяние и тепло предмета, который, может быть, видел не одно поколение, а значит, впитал в себя силу и стал живым.
Младший школьник на время становится хранителем имени, истории и ценности этих предметов, а вещи, как известно, умеют говорить... Так ребенок приобщается к тайнам человечности. Это то время и
то пространство, в котором проверяется человек, потому что здесь и фантазия, и настоящие ощущения, и разрешение какого-то нравственного спора.
Вся жизнь младших школьников отражается в летописи, страничку которой оформляет каждая семья (по желанию, кому, какой момент классной жизни хочется осветить).
Творческое взаимодействие взрослых и детей не прекращается ни в будни, ни в каникулы. Наши совместные дальние поездки в Москву, в Новгород, в Великий Устюг к Деду Морозу, в Тампере, Лахти, Хельсинки подарили новые знания, незабываемые впечатления, помогли еще лучше узнать друг друга, увидеть товарищей, учителя, родителей в новых условиях, еще лучше укрепить наше взаимодействие.
По мнению В. А. Сухомлинского, «задача школы заключается в том, чтобы чувство прекрасного, красоты, созданные за многовековую историю, стали достоянием каждого человеческого сердца, претворились в эстетическую культуру личности и нравственных отношений между людьми» [6, с. 128].
Взаимодействие родителей и учителей направлено на создание всех условий для приобщения ребенка к разнообразным видам искусства: посещение по абонементу всем классом и некоторыми родителями Эрмитажа и Русского музея, театров и экскурсий по городу. Это вводит ребенка в особый, новый мир художественных переживаний и художественного освоения действительности. По мнению психологов, именно в младшем школьном возрасте это наиболее эффективно, потому что «художественные образы искусства являются специфической формой и отражения, и познания жизни в ее конкретных и индивидуальных проявлениях. Чтобы отразить какое-либо явление жизни, писатель, композитор, художник пользуются такими же наглядными средствами, как музыкальные звуки, поэтические слова, колорит и форма» [1, с. 79].
Функция взаимодействия учителя - ученика - родителей в общественно значимой деятельности проявляется в совместной работе по благоустройству и оборудованию
классного пространства. Все классное пространство, обустроенное родительскими усилиями, воспитывает в детях уважение к своему труду и труду родителей.
Вместе с родителями каждый год дети сажают деревья вокруг школы. После такой дружной работы проходит чаепитие с бабушкиными пирогами.
Наши родители принимали активное участие в сборе книг, одежды и игрушек для детей Беслана. Младшие школьники очень серьезно восприняли эту акцию, внимательно наблюдали за родителями, которые собирали мешки, и, наверно, в этот момент они поняли, что «добро» должно победить «зло».
Родительский комитет договорился с работниками одного из детских домов нашего района о том, чем можно помочь детишкам. Администрация детского дома попросила принести то, что малышки заказали Деду Морозу. Отзывчивость, милосердие, доброту нельзя воспитать в ребенке, не дав ему возможности прочувствовать чужое горе, не показав личный пример бескорыстия и любви. Важно, чтобы в этом учителя и родители были единомышленниками.
Несколько дней наши родители приносили и заботливо складывали в ящики все, что посчитали нужным послать солдатам, служащим с нашим выпускником в Чечне, в том числе свои письма, письма детей и учителя. Младшие школьники получили еще один урок жизни.
Наше взаимодействие учителей-учени-ков-родителей мы определили такими понятиями, как сообщество, сотрудничество, сотворчество, содействие, соединение, соавторство, сознание, а также взаимодополнение, взаимовыручка, взаимодоверие, взаимозависимость, взаимозаменяемость, взаимообогащение, взаимопомощь и взаимопонимание.
Результатом взаимодействия учителей, родителей и учеников стало общение на основе совместной деятельности, переживание этой деятельности с последующим обсуждением и осознанием педагогической проблемы всеми участниками взаимодействия.
Таким образом, были созданы педагогические условия для расширения и обогащения форм нравственного воспитания младших школьников.
Литература
1. Бударникова Л. В., Попова Г. П. Проблемы нравственного становления - Волгоград: Учитель, 2007. - С.79.
2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. 2-ое изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. -С.18.
3. Казакина М. Г. Школьная жизнь в России и в Америке: воспитание человечности. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2006. -
С.413.
4. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - С.441.
5. Русаков А. С. Эпоха великих открытий в школе девяностых годов. - СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005.
- С.160.
6. Рындак В. Г. Уроки Сухомлинского - М.: Педагогический вестник, 2003. - С.106.
7. Щуркова Н. Е. Этика школьной жизни». - М.: Педагогическое общество России, 2000. - С.86.