Научная статья на тему 'Взаимодействие учителя ученика семьи как условие нравственного воспитания младших школьников'

Взаимодействие учителя ученика семьи как условие нравственного воспитания младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4278
349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАНИЯ / НРАВСТВЕННОЕ ВЗРОСЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЩЕСТВЕННО-ЗНАЧИМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОТВОРЧЕСТВО / СЕМЬЯ И ШКОЛА / PEDAGOGICAL INTERACTION / INTERACTION AMONG EDUCATIONAL SUBJECTS / MORAL MATURING / DEVELOPMENT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION / EDUCATIONAL COOPERATION / SOCIALLY IMPORTANT ACTIVITY / COOPERATIVE CREATIVITY / FAMILY AND SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронина Алла Яковлевна

В предложенной работе автор анализирует понятие «взаимодействие» и определяет стратегию сотрудничества учителя, ученика и родителей. В статье предлагаются новые пути взаимодействия семьи и школы, влияющие на нравственное воспитание младших школьников в рамках гуманно-личностного подхода к ребенку

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interaction Among the Teacher, the Student and the Family as the Condition of Moral Education of Primary Students

In this work the author analyses the notion interaction and defines the strategy of interaction among the teacher, the student and parents. The article offers new ways of interaction between the family and school that influence moral education of primary students within the framework of a humane and personal approach to the child

Текст научной работы на тему «Взаимодействие учителя ученика семьи как условие нравственного воспитания младших школьников»

А. Я. Воронина

(Санкт-Петербург)

ВЗАИМОДЕИСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - УЧЕНИКА - СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В предложенной работе автор анализирует понятие «взаимодействие» и определяет стратегию сотрудничества учителя, ученика и родителей. В статье предлагаются новые пути взаимодействия семьи и школы, влияющие на нравственное воспитание младших школьников в рамках гуманно-личностного подхода к ребенку

Взаимодействие учителя, ученика и родителей является одним из важных условий нравственного воспитания младших школьников. При этом важно отметить, что взаимодействие всех участников образовательной деятельности должно быть основано не на подавлении инициативы и активности людей, а на их развитии и бережном отношении друг к другу. От педагогов требуется создание такой атмосферы в школе, которая будет приближена к домашней, когда взрослые проявляют особую внимательность и душевную выносливость для поддержания сложившихся теплых отношений между учителями, учениками и родителями. Взрослые должны строить взаимодействие с ребенком так, чтобы он смог увидеть себя со стороны, разобраться в своих чувствах, эмоциях и захотеть их контролировать. Взаимодействие взрослых и детей будет направлено на то, чтобы и во взрослых, и в детях вырастить внутренний голос совести.

Понятие «взаимодействие» является центральным в таких науках, как психология, социология, социальная психология. В философии оно рассматривается как процесс воздействия систем друг на друга, как их взаимообусловленность, изменение состояния и взаимопереход. В социологи это процесс воздействия индивидов, социальных групп, институтов или общностей друг на друга в ходе реализации процессов.

В Педагогическом словаре Г. М. Коджас-пирова дается следующее определение: «Взаимодействие педагогическое - это личностный контакт воспитателя и воспитанника, случайный или преднамеренный, ча-

стный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок» [2, с. 18].

В педагогической литературе взаимодействие семьи и школы определяется как процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания. По мнению

О. А. Щекиной, в педагогическом взаимодействии необходимо отметить важную роль обмена информацией, смыслами, эмоциями между субъектами образовательного процесса для его успешного развития. Н. Н. Букина считает, что взаимодействие может состояться только в том случае, если есть значимая ценность. Ценность в педагогике связана с такими понятиями, как обучение, воспитание и самоопределение ребенка в семье, школе и социуме.

Н. Е. Щуркова замечает, что «во взаимодействии» присутствует «действие» - произвольная преднамеренная активность личности. Это означает, что субъекты реализуют себя не на уровне простой ответной реакции на внешний раздражитель, а активно влияют друг на друга, осознавая не только себя и свои действия, но также глубоко понимая другого субъекта [7, с. 86].

Мы определяем взаимодействие учителя, ученика и родителя как личностный контакт в совместной согласованной просветительской, творческой, общественнозначимой деятельности, способствующей самореализации каждого субъекта взаимодействия и имеющей следствием совершенствование взрослых и детей, с целью:

- присвоения наибольшего количества образцов поведения (в том числе и нравственных);

- развития умения создавать и изменять образцы поведения в соответствии со своими потребностями;

- обретения большей самостоятельности и ответственности.

С момента поступления ребенка в школу возникает, существует и развивается так называемый «педагогический треугольник» с его трудностями и противоречиями:

- родители не активны, молчаливы на собраниях, часто предъявляют только претензии учителю, выражают неудовлетворение друг другом и чужими детьми;

- учителя неохотно посещают семьи учеников, сопротивляются приходу на свои уроки родителей, устройству мероприятий с участием семей, а просьбы родителей о помощи в воспитании порой оставляют без внимания;

- дети без особой радости сообщают дома о родительском собрании, не хотят делиться своими школьными впечатлениями и переживаниями, не испытывают радости от общения с учителем и одноклассниками.

Видимо, причина этих противоречий кроется в нарушении взаимоотношений сторон «педагогического треугольника». Мудрое решение предложил еще Гиппократ. Входя к больному, он обычно говорил: «Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, я не смогу тебя вылечить. Если же мы объединимся с тобой, то вместе победим болезнь». Так, в «педагогическом треугольнике» противоречия можно разрешить, по нашему мнению, четким и ясным определением целей всех сторон в этом взаимодействии:

- установление эмоционально положительных взаимоотношений учителя-роди-телей-учеников, стремление всех участников к сотрудничеству;

- всестороннее изучение ребенка;

- правильный выбор взрослыми методов нравственного воспитания в различных жизненных ситуациях;

- приобщение ребенка к решению серьезных нравственных проблем;

- самосовершенствование взрослых и самопознание младших школьников;

- взаимодополнение, положительное влияние и взаимопроникновение всех участников образовательной деятельности.

Экспериментальное исследование по разработке методов взаимодействия родителей, учителей и детей определило необходимость решения следующих задач:

- знакомство родителей с особенностями образовательной деятельности;

- создание ситуации сопричастности родителей к воспитательному процессу, проводимому в школе;

- пробуждение в родителях интереса, активности, инициативы;

- формирование общности родителей как единого организма взаимодействия.

После определения задач мы проводили поиски эффективных форм и технологий работы с родителями. На что должен опираться их выбор?

Предметом исследования психологов и педагогов всегда была система «мышление

- чувство - воля». Ее значение как основы нравственного воспитания рассматривали

В. Вахтеров и Л. Выготский. Они представляли мышление и волю как взаимообра-зующее последовательное движение: действие - переживание действия - обсуждение - осознание - понимание. Переживаниям отводилась роль показателя внутреннего состояния человека и отношения между ним и средой. Следовательно, контакт с родителями необходимо искать не только через сознание (беседы, собрания, лекции), но и волю и чувства. Во взаимодействии нужно опираться на действия, на эмоциональный отклик всех участников взаимодействия; на выявление причин наличия дефицита внимания и общения между родителями и младшими школьниками.

Возникает необходимость организации такого взаимодействия родителей, учителей и учеников, в основе которого возможна совместная деятельность взрослых и детей с последующим обсуждением ее результатов, на основе не только прямого воздействия педагога на детей и родителей, но и оказания косвенного влияния на ребенка через родителей и на родителей через младшего школьника.

По словам Д. Гранина, родитель - «самая ответственная из всех работ, а делают ее кто, как сможет, руководствуясь лишь опасными советами любви».

Вот почему школа берет на себя миссию психолого-педагогического просвещения родителей. Л. И. Маленкова в своих исследованиях отмечает, что «сегодня общий образовательный уровень родителей растет, а это влечет за собой уверенность в непогрешимости их педагогической позиции» [4, с. 441].

Целенаправленная воспитательная деятельность родителей и всех взрослых членов семьи определяется, по мнению педагогов и психологов, педагогической культурой - умением анализировать, планировать, организовывать воспитательную деятельность, создавать тон и стиль отношений. Этому взаимодействию нужно учить родителей. В. А. Сухомлинский считал, что «педагогика должна стать наукой для всех: и для учителей, и для родителей» [6, с. 106].

Образование родителей должно быть ориентировано на актуальные проблемы жизни семьи, и ее взаимодействие со школой не должно быть назидательным, а проходить может в активных формах (конференциях, диспутах, мастерских), с включением комментариев различных специалистов (психологов, врачей, социологов, логопедов).

Целями просветительской работы в организованной нами «Школе родительской любви» являются: изменение родительской позиции по отношению к ребенку и развитие способности взаимодействовать и с ребенком, и со школой;

- предоставление помощи родителям в овладении психолого-педагогическими знаниями о психическом, физическом и нравственном развитии младшего школьника;

- выработка у родителей умения анализировать ошибки в семейном воспитании детей и своего собственного поведения;

- помощь родителям в грамотной оценке проблемных ситуаций во взаимоотношениях с детьми;

- формирование у родителей понимания важности, значимости организации со-

вместного интересного, содержательного досуга в семье и в школе.

Для реализации поставленных целей необходимо решение следующих задач в «Школе родительской любви»: повышение психолого-педагогической культуры родителей; предоставление возможности всем заинтересованным родителям овладеть необходимыми знаниями для эффективного нравственного воспитания младших школьников; содействие сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтов и установлению доверительных отношений между родителями и детьми, между родителями и учителями; обеспечение родителей информацией об особенностях взаимодействия учителей, родителей и детей в вопросах нравственного воспитания.

Содержание программы гибкое, ориентированное на потребности родителей (они участвуют в определении тематики) и затрагивающее различные педагогические аспекты. В первую очередь это отношение взрослых к ребенку - здесь мы придерживаемся такой позиции: ребенок не готовится к жизни, он уже живет; взрослые верят, что дети могут все, и вселяют эту уверенность в младшего школьника.

Назовем темы, обсуждаемые в «Школе родительской любви»: «Младший школьник. Какой он?», «Стремление ребенка к свободе, взрослению, развитию», «Трудности нравственного воспитания младшего школьника», «Традиция семейного чтения», «Урок и дети», «Поощрение и наказание», «Чтение - качество личности», «Диалог в семейном общении», «Современная семья: возможности и проблемы», «Основы формирования у ребенка здорового образа жизни», «Младший школьник среди сверстников», «Ребенок и компьютер», «О развитии нравственных чувств младшего школьника», «О самооценке детей и взрослых», «Педагогические идеи семейного воспитания в антологии гуманной педагогики».

Наши исследования показали, что эффективность занятий достигается тогда, когда сочетаются коллективные и индивидуальные формы работы. При этом не менее важно то, что обучение родителей идет

параллельно с решением практических задач воспитания младших школьников.

В рамках работы «Школы родительской любви» мы проводим конференции по обмену опытом воспитания не только с родителями и учителями нашей школы, но и с родителями и учителями регионов России, Эстонии, Латвии. Педагог и писатель Д. В. Морозов заметил: «Как ребенок смотрит на мир, так и мы должны время от времени смотреть на ребенка- с изумлением, доверием, переходящим в яркие переживания единства со всем сущим и, конечно, любви».

Полезными для образования родителей можно считать вечера вопросов и ответов, где ведут диалог с родителями психологи, врачи, юристы, родители других начальных или старших классов, бабушки и дедушки.

К родительским собраниям готовятся и дети, и учитель, и родители. Учитель пишет характеристику на каждого ученика, отмечая его достоинства, выражая надежду на то, что в будущем ученик сможет исправиться. Сравнивает учитель ребенка только с самим собой, а не с другими. В характеристике не просто отражено поведение воспитанника, а анализируются те личностные изменения, которые произошли в нем за данное полугодие, поставлены задачи на будущее. Характеристика согласована со всеми учителями, работающими в этом классе. Ими тоже проанализирована работа ребенка, освещены достижения и неудачи младших школьников. Характеристики вкладываются в пакет, в котором ребенком собраны его учебные задания, творческие работы: рисунки, сочинения, книжечки с собственными сказками, рассказами и стихами, сделанные своими руками сборники поговорок, пословиц и загадок, придуманные задачи и примеры, аппликации и страничка «Что я уже умею и знаю», «Как я себя оцениваю». Ребенку важно знать, что его работа значима и является ценностью для него, для родителей, для других окружающих, поэтому мама и папа обязательно покажут детский пакет на работе, соседям, гостям. Пусть ребенок знает, как родители

гордятся им. Опыт такой работы отражен в книгах Ш. А. Амонашвили. В семье складываются за четыре учебных года восемь детских пакетов.

К просветительской функции взаимодействия учителя - родителя - ученика мы относим и необычное проведение уроков, когда учениками становятся родители младших школьников, а учителями - ученики. Назвать это можно праздником не только потому, что проходят эти уроки в состоянии душевного подъема, но и потому, что, как и любое важное событие, сближают взрослых и детей, формируют нравственные основы личности младшего школьника, прежде всего его нравственные чувства. На уроке и после него проявляются радость и печаль, гордость и досада, сомнения и уверенность. А учитель, как связующее звено, способствует созданию ситуации успеха, так необходимой для психологического комфорта в образовании родителей, познания ими самих себя и формирования потребности ребенка и взрослого в повторном переживании успеха.

Важной функцией взаимодействия учителя - ученика - родителя можно назвать организацию совместной творческой деятельности детей и взрослых.

Творчество как способ существования жизни детей и взрослых сохраняет и развивает и в тех, и в других «детство, где не раскрыться таланту просто невозможно, где жизнь - непрекращающаяся игра; такая жизнь открывает в каждом как самого себя, так и другого. Творчество развивает и воспитывает творческую индивидуальность, но, тем самым, дает возможность встретиться с человеческим в человеке» [3, с. 413]. Мы считаем, что это и есть один из путей воспитания нравственности младшего школьника, потому что творчество дарит ребенку свободу, развитие, взросление и добрый взгляд на мир. А взрослым - радость за ребенка, исполнение несбывшихся когда-то желаний и уверенность в том, что их дети никогда не займутся «опасными играми». Детский поэт и методист В. Левин создал необычный список педагогических принципов, один из которых звучит так: «В школе ребенок нужен взрослому не мень-

ше, чем взрослый ребенку. Ребенок продвигается преимущественно в освоении культурных эталонов и способов; взрослый движется, очищаясь от стереотипов и самодовольства. Возрождая и обогащая в себе наивность, свежесть восприятия, целостность, игровую раскованность» [5, с. 160].

Для знакомства каждая семья первоклассника представляет тетрадь с рассказами обо всех членах семьи и с их фотографиями. Родители и другие члены семьи становятся создателями и участниками ежегодных праздников, посвященных нескольким семьям класса. Эти праздники дают возможность лучше узнать родословную семьи, ее традиции, проявить творческие способности и детям, и взрослым.

Мы учим младших школьников делать нематериальные подарки. В день рождения каждому имениннику принято дарить все уроки. На доске кто-то из одноклассников делает запись: «В честь Ксении!» или «В честь Саши!». Подарками у нас могут быть сделанные руками детей сборники пословиц и поговорок на любые темы, книжки со сказками одноклассников, книжки-сборники детских стихов, сборники сочинений одноклассников.

Всем, кто взаимодействует с ребенком, само время дарит возможность общаться, чувствовать, понимать и расширять границы творчества. Самым ярким моментом взаимодействия взрослых и детей можно считать классные праздники. Во всех праздниках участвуют и дети, и взрослые.

Педагог, создатель известного клуба детей и родителей «ЭТО», считает, что «вся педагогика - это раскрытие каждого предмета, как уникального, как возможного хранителя неповторимой человеческой ценности» [5, с.160]. Взрослый, бережно собирающий или хранящий эти вещи, несет детям обаяние и тепло предмета, который, может быть, видел не одно поколение, а значит, впитал в себя силу и стал живым.

Младший школьник на время становится хранителем имени, истории и ценности этих предметов, а вещи, как известно, умеют говорить... Так ребенок приобщается к тайнам человечности. Это то время и

то пространство, в котором проверяется человек, потому что здесь и фантазия, и настоящие ощущения, и разрешение какого-то нравственного спора.

Вся жизнь младших школьников отражается в летописи, страничку которой оформляет каждая семья (по желанию, кому, какой момент классной жизни хочется осветить).

Творческое взаимодействие взрослых и детей не прекращается ни в будни, ни в каникулы. Наши совместные дальние поездки в Москву, в Новгород, в Великий Устюг к Деду Морозу, в Тампере, Лахти, Хельсинки подарили новые знания, незабываемые впечатления, помогли еще лучше узнать друг друга, увидеть товарищей, учителя, родителей в новых условиях, еще лучше укрепить наше взаимодействие.

По мнению В. А. Сухомлинского, «задача школы заключается в том, чтобы чувство прекрасного, красоты, созданные за многовековую историю, стали достоянием каждого человеческого сердца, претворились в эстетическую культуру личности и нравственных отношений между людьми» [6, с. 128].

Взаимодействие родителей и учителей направлено на создание всех условий для приобщения ребенка к разнообразным видам искусства: посещение по абонементу всем классом и некоторыми родителями Эрмитажа и Русского музея, театров и экскурсий по городу. Это вводит ребенка в особый, новый мир художественных переживаний и художественного освоения действительности. По мнению психологов, именно в младшем школьном возрасте это наиболее эффективно, потому что «художественные образы искусства являются специфической формой и отражения, и познания жизни в ее конкретных и индивидуальных проявлениях. Чтобы отразить какое-либо явление жизни, писатель, композитор, художник пользуются такими же наглядными средствами, как музыкальные звуки, поэтические слова, колорит и форма» [1, с. 79].

Функция взаимодействия учителя - ученика - родителей в общественно значимой деятельности проявляется в совместной работе по благоустройству и оборудованию

классного пространства. Все классное пространство, обустроенное родительскими усилиями, воспитывает в детях уважение к своему труду и труду родителей.

Вместе с родителями каждый год дети сажают деревья вокруг школы. После такой дружной работы проходит чаепитие с бабушкиными пирогами.

Наши родители принимали активное участие в сборе книг, одежды и игрушек для детей Беслана. Младшие школьники очень серьезно восприняли эту акцию, внимательно наблюдали за родителями, которые собирали мешки, и, наверно, в этот момент они поняли, что «добро» должно победить «зло».

Родительский комитет договорился с работниками одного из детских домов нашего района о том, чем можно помочь детишкам. Администрация детского дома попросила принести то, что малышки заказали Деду Морозу. Отзывчивость, милосердие, доброту нельзя воспитать в ребенке, не дав ему возможности прочувствовать чужое горе, не показав личный пример бескорыстия и любви. Важно, чтобы в этом учителя и родители были единомышленниками.

Несколько дней наши родители приносили и заботливо складывали в ящики все, что посчитали нужным послать солдатам, служащим с нашим выпускником в Чечне, в том числе свои письма, письма детей и учителя. Младшие школьники получили еще один урок жизни.

Наше взаимодействие учителей-учени-ков-родителей мы определили такими понятиями, как сообщество, сотрудничество, сотворчество, содействие, соединение, соавторство, сознание, а также взаимодополнение, взаимовыручка, взаимодоверие, взаимозависимость, взаимозаменяемость, взаимообогащение, взаимопомощь и взаимопонимание.

Результатом взаимодействия учителей, родителей и учеников стало общение на основе совместной деятельности, переживание этой деятельности с последующим обсуждением и осознанием педагогической проблемы всеми участниками взаимодействия.

Таким образом, были созданы педагогические условия для расширения и обогащения форм нравственного воспитания младших школьников.

Литература

1. Бударникова Л. В., Попова Г. П. Проблемы нравственного становления - Волгоград: Учитель, 2007. - С.79.

2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. 2-ое изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. -С.18.

3. Казакина М. Г. Школьная жизнь в России и в Америке: воспитание человечности. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2006. -

С.413.

4. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - С.441.

5. Русаков А. С. Эпоха великих открытий в школе девяностых годов. - СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005.

- С.160.

6. Рындак В. Г. Уроки Сухомлинского - М.: Педагогический вестник, 2003. - С.106.

7. Щуркова Н. Е. Этика школьной жизни». - М.: Педагогическое общество России, 2000. - С.86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.