Мастер-класс
В данной работе автор поднимает вопрос воспитания общечеловеческих ценностей, указывая на его непосредственную связь с формированием и жизнедеятельностью классного коллектива. В работе раскрываются интересные и нестандартные практические методы реализации принципа единства воспитания и обучения, и, как результат, формирования с ранних лет яркой индивидуальности, обладающей высокими морально-нравственными характеристиками и адаптированной к проживанию в социуме.
Забродина Надежда Геннадьевна
Республика Башкортостан г. Уфа
_______________________ ______________________________а
ВОСПИТАНИЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
в процессе формирования классного коллектива
Как правильно подойти
к процессу воспитания общечеловеческих ценностей в классе?
Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, проектная деятельность, методы воспитания, нравственный классный час, тематический классный час; общечеловеческие ценности; проектная деятельность; коллективная творческая деятельность.
раскроем ключевые понятия
Общечеловеческие ценности - теоретически существующие моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для людей всех культур и эпох.
Личностно - ориентированный подход - методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Коллективная творческая деятельность - методика, сущность которой составляет тесное сотрудничество, совместная деятельность всех членов коллектива, старших и младших, взрослых и детей, педагогов и школьников, при этом они сообща планируют, готовят, проводят и оценивают работу, отдавая свои знания, умения и навыки на общую пользу и радость. На каждой стадии творческой совместной деятельности члены коллектива ведут поиск лучших путей, способов, средств решения жизненно важных практических задач, находя каждый раз новый вариант.
ИКТ - информационные компьютерные технологии.
Методы воспитания - (от греческого «методос» -путь) - это способы реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главными средствами, обеспечивающими успешность решения задач каж-
дого из компонентов воспитательного процесса. Под методами воспитания понимаются способы взаимодействия педагогов и учащихся, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников. Достижение целей воспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности методов. Сочетание этих методов в каждом случае адекватно поставленной цели и уровню воспитанности детей.
Тематический классный час - классный час, главной целью которого является расширение кругозора школьников, развитие их информационного поля, интересов и духовных потребностей, стимулирование саморазвития и самовыражения. Тематический классный час должен демонстрировать младшим школьникам опыт человечества, опыт самосовершенствования людей.
Нравственный классный час - классный час, главными целями которого является:
1. Нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных взглядов, суждений, оценок.
2. Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта иных поколений.
3. Критическое осмысление и анализ собственных поступков и поступков сверстников и одноклассников.
4. Развитие у учащихся таких качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы, учиться прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
Цель: Формирование интеллектуальной, толерантной личности с ярко-выраженной индивидуальностью, способной к адаптации в социуме.
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1
69
Мастер-класс
Задачи:
1. Развитие и совершенствование интеллектуальных умений учащихся через организацию учебной и внеурочной деятельности.
2. Создание благоприятных условий для самореализации учащихся через организацию разнообразных форм жизни коллектива.
3. Создание эмоционально-комфортной психологической обстановки, организация индивидуальных и коллективных форм сотрудничества, создание ситуации успеха.
4. Создание классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.
Результаты инновации:
1. Высокая оценка привлекательности классного коллектива.
2. Выбор положительных слов для характеристики класса.
3. Высокий уровень учебной мотивации.
4. Высокий уровень воспитанности.
5. Благоприятные условия для самореализации учащихся, когда все дети вовлечены во внеурочную деятельность.
6. Комфортная психологическая обстановка, воспитывающая среда, обеспечивающая социализацию каждого ребенка.
7. Толерантность детей по отношению друг к другу, родителям, учителям-предметникам.
8. Желание совершать положительные поступки.
Критерии оценивания: К показателям эффективности воспитательной работы в классе относятся:
- уровень воспитанности школьников;
- уровень развития классного коллектива;
- уровень организации воспитательного процесса в классе;
- активность детей во внеурочное время.
Для мониторинга воспитательной работы используются следующие диагностические методики изучения детского коллектива:
1. Результаты анкетирования учащихся по методике оценки привлекательности классного коллектива (7-10 лет) показывают что: классный коллектив считают очень привлекательным - 88% учащихся, хорошо адаптированы в коллективе - 8%, нейтральное отношение к коллективу - 4% (1 ученик).
2. Выбор положительных и отрицательных слов из списка для характеристики класса по методике «Аукцион» дает следующие результаты:
В 1 классе выбирают 68% положительных и 32% отрицательных слов.
В 3 классе - 95,5% положительных и 4,5% отрицательных.
3. Диагностика по схеме экспертной оценки уровня воспитанности (по методике Н.П. Капустиной) показывает: 60% детей - высокий уровень воспитанности; 40% детей - хороший уровень.
4. Диагностика уровня развития учебной мотивации дает следующие результаты: 1 класс - высокий уровень - 36%, хороший - 40%, средний - 24%. 3 класс - высокий уровень - 72%, хороший - 16%, средний - 12%.
Содержание инновации
Одним из главных направлений модернизации образования является повышение воспитательного потенциала образовательного процесса. Пос-тавлена задача усиления воспитательных функций в деятельности обще-образовательных учреждений.
В контексте данной тенденции основополагающий принцип содер-жания образования - принцип единства воспитания и обучения. К сожа-лению, на практике не обеспечивается органическое единство процессов воспитания и обучения, в содержании образования недостаточно представ-лены социальная и воспитательная функции. Так, например, многие мас-совые учебники по чтению не несут систематизированных представлений об основных моральных понятиях: о добре и зле, совестливости, милосердии, толерантности, дружбе между народами, о Родине, о любви к ближнему, уважении к родному дому.
Разработка личностно-ориентированного содержания образовательного процесса сама по себе не обеспечивает его социально-нравственную ориен-тацию, в соответствии с принципом о гармонии человека и гражданина.
Условия начальной школы позволяют педагогу создать среду для развития личности, способной реализовать свой творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных инте-ресах, так и в интересах общества. В школе, сегодня, без оглядки на политическую конъюнктуру учитель может творить культуру любви, добрые мысли, добрые слова, добрые поступки во имя людей, ведь только совершая добро для других людей, человек становится самим собой - вот истинное содержание образования.
Опыт работы учителя соотносится с положениями «Педагогики общей заботы» ученого-педагога И.П. Иванова, основанной на трех воспитательных закономерностях. Первая - единство цели и пути воспитания. Чем полнее и глубже в разных областях жизни человека его творческая забота об окружающих людях и о себе, тем результативнее воспитательный процесс. Вторая - развитие самодеятельности воспитанников. Чем успешнее строятся отношения общей заботы воспитателей и воспитанников, тем полноценнее самодеятельность воспитанников. Третья - гуманизм воспитания. Чем полнее и глубже единство уважения и требовательности воспитателей и воспитанников друг к другу и к себе, тем эффективнее объективные отношения общей заботы.
В гимназии № 93 разработана система воспитательной работы, которая основывается на следующих основных направлениях: ««Истина», ««Красота», ««Интеллект», ««Добро», ««Здоровье». Каждое из направлений решает определенные задачи. Система работы опирается на Положения республиканской программы «Духовнонравственное воспитание подрастающего поколения».
В воспитании важно не только богатство содержания отдельных мероприятий, но и четкость, выразительность организационных форм - гибких, простых, помогающих делать жизнь детей радостной, интересной.
Создание ситуации добровольного выбора учениками тех или иных форм внеклассной работы является важным условием воспитательного процесса.
70
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1
Мастер-класс
Одной из основных форм работы классного руководителя являются классные часы. Они проводятся с различными воспитательными целями, их технологии имеют множество вариантов в зависимости от поставленной цели и возраста учащихся. Классный час формирует у учащихся систему отношений к окружающему миру.
Тематические классные часы способствуют расширению кругозора младших школьников, развитию их информационного поля, интересов и духовных потребностей, стимулируют саморазвитие и самовыражение. Они демонстрируют младшим школьникам опыт человечества, опыт самосовершенствования. Главными темами классных часов на все четыре года обучения учащихся в начальной школе становятся следующие: семья - родные и близкие люди, одноклассники, государство, в котором живет ребенок, Вселенная и существование человечества на планете Земля, собственный мир ребенка, интересы и увлечения, способности, возможности:
1. «Вредные привычки».
2. ««Труд человека кормит, а лень портит».
Младшие школьники чрезвычайно подражательны,
поэтому главное назначение тематического классного часа в том, чтобы показать положительный опыт, достижения, возможности людей и стимулировать развитие младших школьников.
Нравственный классный час в начальной школе провести непросто. Ребятам трудно усидеть на месте, трудно слушать нравственные назидания. Поэтому он строится на жизненных ситуациях и реальных жизненных примерах. Нравственные классные часы («Дружба крепкая», ««Спешите делать добрые дела», ««Слово не воробей...») проходят в доброжелательной атмосфере, без назидания. Нравственный классный час - это время совместного поиска истины, смысла существования, извлечение урока, который станет стержнем поведения маленького человека во взрослой жизни.
Самой любимой формой внеклассной работы является игра. В игре преодолеваются трудности, дается выход энергии; элемент соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на творчество. В начальной школе игра стоит на втором месте по значимости после учебной деятельности и существенно влияет на развитие интеллектуальных умений и личностных качеств учащихся. Во внеклассной работе с учащимися максимально используются возможности игры.
Литературная игра стала своеобразной традицией в классе, так как приобщение детей к чтению является актуальной государственной проблемой, а отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте.
Говорят: «Книга - это открытие мира». Но в век телевидения и компьютерных технологий, порой, бывает сложно заставить ребенка взять в руки книгу. Поэтому, начиная с первого класса, разрабатывается серия литературных игр для закрепления материала, изученного на уроках внеклассного чтения.
Эти игры не только способствуют повышению интереса к чтению, но и развивают речь, память, логику, расширяют кругозор учащихся. В процессе литературной игры у учащихся развиваются коммуникативные
навыки, воспитывается чувство коллективизма, сплоченности, формируется умение работать в команде.
При организации игр дети знакомятся с Правилами честного ведения игры:
❖ Только честная игра на равных, иначе победа не интересна.
❖ Конечно, обидно, когда проиграешь, но нельзя злиться на того, по чьей вине, может, и произошло поражение.
❖ Не злорадствуй, когда другие проигрывают.
❖ Если выиграл - радуйся, но не зазнавайся. Научи других тому, что сам умеешь.
❖ Не унывай при неудачах. Учись у других. Если что-то не получается, будь терпелив и добьешься успеха.
❖ Умей учиться на собственных ошибках.
Дети учатся радоваться победам и легче принимать поражения, получают навыки публичных выступлений и импровизации, увлекаются поиском материалов для общего дела. Таким образом, решается задача развития и совершенствования интеллектуальных умений учащихся. У них развивается познавательная активность, закрепляются умения и навыки, полученные на уроках.
Школьные и классные праздники занимают в жизни младшего школьника особое место. Дети этого возраста эмоциональны, впечатлительны, для них характерны яркость, острота восприятия, стремление к самовыражению. Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух.
««Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ученик считает свои дни от праздника до праздника, как считаем мы свои годы от одного важного события в жизни нашей до другого... И наоборот, тускло и серо было бы это «детство», если бы из него выбросить праздник...» - писал К. Д. Ушинский.
Проведение больших праздников стало доброй традицией. Праздники проводятся полностью силами детей (без услуг аниматоров).
Коллективная деятельность по подготовке к празднику бывает, как правило, радостной, способствует устранению конфликтных ситуаций между детьми, что делает школьный праздник эффективным средством сплочения и роста коллектива. Готовясь к празднику, дети больше времени проводят вместе, а значит, учатся понимать и принимать друг друга такими, какие они есть.
Понимая, что от каждого из них зависит успех праздника, дети чувствуют ответственность за свои действия. Играя роли, они пытаются, как актеры, «перевоплотиться», а не просто выразительно прочитать выученные слова. Праздники помогают каждому ребенку раскрыть свои способности, обрести уверенность в себе.
Праздник становится событием в жизни ребенка, значительной частью жизни растущего человека. Главное условие на празднике - учащиеся долж-ны быть не только зрителями, но и непременными, активными участниками. В этом случае ребята не только весело проводят свой досуг, но и развивают и удовлетворяют свой творческий потенциал. Поэтому, разрабатывая
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1
71
Мастер-класс
сценарии праздников, продумывается возможность для выступления каждого ребенка.
При этом нельзя принуждать, заставлять ребенка участвовать в празднике. Все дети разные: одни любят находиться в центре всеобщего внимания, другие же стеснительны, не уверены в себе и своих силах. Чуткость и деликатность помогают создать условия, в которых такие ребята могут раскрепоститься, побороть свои комплексы.
В праздниках участвуют все учащиеся. Если в мероприятиях задей-ствуются наиболее активные дети, другим учащимся отводится роль пассивного наблюдателя, то это значительно упрощает и облегчает подготовку к празднику, но это наносит удар по самолюбию других ребят - появляются горечь, обида, неверие в свои силы, безынициативность.
Глубокое содержание материалов для проведения праздников способствует становлению в детских душах ориентиров добра, истины, любви и красоты, уважению к прошлому и традициям народов, а также решает задачу создания благоприятных условий для самореализации учащихся.
Воспитание общечеловеческих ценностей в процессе формирования детского коллектива обеспечивается целостностью процесса воспитания на основе личностно-ориентированного подхода. Через значимую для самопознания учащегося деятельность пробуждается интерес к развитию личности. Личностно-ориентированная творческая деятельность отличается добровольностью, возможностью выбора ролей, поручений, форм объединения с другими участниками деятельности, совместным анализом значимости этой деятельности, как для каждого участника, так и для всего коллектива в целом. Наиболее эффективными воспитательными технологиями выступают проектная деятельность, воспитание в сотруд-ничестве, коллективная творческая деятельность (КТД).
При использовании проектной деятельности делается акцент на личностные характеристики учащихся, что повышает мотивацию их деятельности. Темы проектов берутся из жизни, дети опираются на собственный опыт, что способствует личностно-смысловому отношению к проекту. В результате использования проектной деятельности создается основа комфортной психологической атмосферы в классе, организуются индивидуальные и коллективные формы сотрудничества, создается ситуация успеха.
КТД используется в различных направлениях деятельности:
- общественно-политической, развивающей гражданское отношение к прошлому и настоящему Отечества, к перспективе на улучшение;
- познавательной, развивающей наблюдательность, творческое воображение, направленной на расширение и углубление знаний о мире;
- художественно-эстетической, развивающей гражданское отношение к эстетической стороне жизни нашей Родины, народов других стран, к искусству, как составной части духовной культуры;
- спортивно-оздоровительной, развивающей гражданское отношение к здоровому образу жизни. В результате коллективной творческой деятельности
решается задача создания воспитывающей среды, способствующей дальнейшей социализации личности.
Дети третьего тысячелетия не представляют своей жизни без компьютера. Современные информационные технологии и технические средства обучения (компьютер, презентационное мультимедийное оборудование, Интернет) стимулируют интерес учащихся к внеурочным мероприятиям, создают обучающую среду с ярким и наглядным предоставлением информации, что особенно привлекательно для младших школьников.
Интернет как источник информации дает возможность общения одноклассников вне школы по электронной почте, сотрудничества с родителями. Классные проекты (праздник, игра, классный час) сопровождаются компьютерными презентациями. Ведется тестирование и компьютерная обработка данных. Использование ИТ в воспитательном процессе формирует позитивные ценностные ориентации (разработка проектов «Здоровый образ жизни», «Движение - это жизнь», «Животные дома»). Дети учатся искать, систематизировать, представлять материалы, приобретают опыт публичного выступления.
Разнообразие форм (индивидуальной, групповой, коллективной) деятельности и эффективных методов воспитания играет большую роль в реализации поставленной цели. В процессе воспитания используются методы прямого и косвенного воздействия (метод создания педагогической ситуации). Позитивным педагогическим воздействием на воспитанников является метод убеждения, когда учитель-воспитатель передает свое эмоциональное состояние, побуждая учащегося к совместной деятельности. Весьма перспективным в воспитательной работе с младшими школьниками является метод взрыва, когда воспитатель доводит до наивысшего эмоционального накала отрицательных переживаний ребенка и создает ситуацию глубокого эмоционального переживания, ко-
торое приводит к эмоциональному и моральному удовлетворению и успокоению. Вышеперечисленные методы применяются в сочетании с методом поощрения и наказания. Приемами положительного воспитательного воздействия на учащихся могут быть: грамоты, поощрительные записи в дневнике, подарки, участие в праздничных мероприятиях.
Формирование классного коллектива невозможно без сотрудничества с семьей. Система работы с родителями учащихся основывается на сочетании педагогического просвещения и включения их в активную деятельность по воспитанию подрастающего поколения. Сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы с родителями при уважении и требовательности к родителям, опоре на положительный опыт семейного воспитания создает сплоченный коллектив единомышленников - взрослых и детей. (Темы родительских собраний: «Значение семейных традиций в формировании у ребенка желания трудиться», «Поощрение и наказание в семье: разумный баланс» и др.) Позиция учителя-воспитателя заключается в том, чтобы вызвать к жизни позитивные факторы семейного школьного воспитания.
При планировании воспитательной работы, учитываются мнения родителей и детей. Если классный ру-
72
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1
Мастер-класс
ководитель младших школьников продолжает работу с детским коллективом в следующем учебном году, то дети вспоминают все мероприятия, которые были проведены в прошлом году и распределяют их по группам:
а) самые интересные;
б) самые скучные;
в) самые веселые;
г) самые полезные; и т. д.
Таким образом, осуществляется обратная связь с детьми. Из полученной информации делается вывод, какие мероприятия обязательно нужно включить в план работы будущего года.
Воспитательная деятельность, как и любая другая, предусматривает результат и его оценку, исходя из поставленной цели. Классный руководитель отслеживает предварительные, промежуточные и итоговые результаты своей работы. Так корректируется содержание форм и методов педагогической деятельности и создаются необходимые условия для ее совершенствования.
Список используемой литературы
1. Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах. - Москва, 1985.
2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. -Москва: ВАКО, 2007.
3. Дюкина О.В. Дневник классного руководителя начальной школы. - Москва: ВАКО, 2007.
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Москва, 2001.
5. Кульневич С.В., Лакоценина Воспитательная работа в начальной школе. - Воронеж: УЧИТЕЛЬ, 2004.
6. Максименко Н.А. Спутник классного руководителя 1-4 классы. -Волгоград: Учитель, 2007.
7. Мартынова Я.Ю. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Выпуск 2. - Волгоград: Учитель, 2007.
8. Реан А.А. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей. - Санкт - Петербург: прайм - ЕВРОЗНАК, 2003.
9. Степанова Е.Н., Александрова М.А. Классному руководителю о классном часе. - Москва: СФЕРА, 2007.
Статья посвящена вопросу адаптации младших подростков в социальной среде. Рассматриваются психологические особенности данного возраста, даются рекомендации педагогам и психологам по работе с детьми младшего подросткового возраста.
Сиденко Елена Александровна
Ст. преподаватель АПК и ППРО
к вопросу АДАПТАЦИИ младшего подростка в социуме
Как помочь подростку адаптироваться в школе и дома?
Ключевые слова: пубертат, младший подростковый возраст, взросление, адаптация к социальной среде, особенности подросткового периода
Вопросу адаптации подростка в социуме всегда уделяли повышенное внимание психологи, педагоги, воспитатели. Сейчас, когда в системе российского образования происходят значительные изменения, связанные с переходом на образовательный стандарт второго поколения, этот вопрос приобрел особую актуальность. Подростковый возраст - это переход от мира детства к миру взрослых, важнейший период становления личности и выстраивания новых взаимоотношений с самим собой и окружающим миром.
Чем примечателен этот возраст? Как избежать типичных ошибок, помочь, а не навредить развитию личности подростка? В данной статье мы рассмотрим характеристики подросткового возраста и попытаемся найти ответ на поставленные вопросы.
С физиологической точки зрения, подростковый возраст означает процесс изменений в организме ре-
бенка, вследствие которых он становится взрослым и способным к продолжению рода. Поэтому термины «половое созревание», «подростковый возраст»
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1
73