Мастер - класс
5. География России: 8 (Кл.): задания и упражнения: пособие для учащихся / Е. В. Баранчиков, А. Е. Козаренко, О. А. Петрусюк.- М.: Просвещение, 2008.- 112 с.: ил.-(Шаг за шагом к пятерке).
6. География России. Природа.8 кл.: Атлас: Рек. М-вом образования РФ.-5-е изд., дораб.- М.: Дрофа; ДИК, 2002.-48 с.
7. Дронов В. П. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс./В.П. Дронов, И. И. Баринова, В. Я. Ром и др.- М.: Дрофа, 2010.- 271с.
8. Жижина Е. А. Поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс.- М., «ВАКО»,2009.
9. Карпов Г. В., Соловьев А. И. Хрестоматия по физической географии. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 2005.
10. Настольная книга учителя географии: Справ.- метод. пособие/ Авт.- сост.: Н. Н. Петрова, В. И. Сиротин.- М.: АСТ; Астрель, 2002.-303 с.
11. Петрова Н. Н. Тесты по географии. 6-10 классы: Метод. Пособие.- 3-е изд., стереотип./Н.Н.Петрова - М.: Дрофа, 2010.- 128 с.
12. Раковская Э. М. География: природа России: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений: Рек. М-вом образования РФ/ Э. М. Раковская.-6-е изд.- М.: Просвещение, 2002.-301 с.
13. Сиротин В. И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии (6-10 классы): Книга для учителя.- М.: «Просвещение», 2003.
14. Учебное электронное издание «География России. Природа и население. 8 класс». Авторы - д.г.н., проф. В. П. Дронов, к.г.н., доц. Л. Е. Савельева, к.п.н., доц. В. Б. Пятунинк.г.н., доц. Е. А. Таможняя Московского педагогического государственного университета.
15. Хабибуллин Р.Х. Раздаточные материалы по геогра-фии.8-9 кл./ Р Х. Хабибуллин.- М.: Дрофа, 2002.-64 с.
16. Элькин Г. Н. География России. Природа.8 кл.: Метод. пособие/ Г. Н. Элькин.- СПб.: Паритет, 2001.-253 с.- (Поурочное планирование).
17. Я иду на урок географии: Физическая география России: Кн. для учителя/ Общ. ред., сост.: К. С. Лазаревича.- М.: Первое сентября, 2000.-238 с.: ил.- (Б-ка «Первого сентября».
Голованова Елена Сергеевна
учитель английского языка МАОУ СОШ № 148 с углубленным изучением отдельных предметов
г. Екатеринбург [email protected]
J ^
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА «МАЛЬЧИК С ДЕВОЧКОЙ ДРУЖИЛ»
Л__________________________________________г
Аннотация. Автор делится опытом проведения классного часа, посвященного важной для детей теме: дружбе мальчиков и девочек.
Ключевые слова: классный час, функции классного часа, цели и задачи, сценарий, дружба,
Классный час -одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися [1, 2, 5]. Это время, когда по-настоящему в неформальной обстановке можно что-то сотворить, создать, узнать, обсудить. Это не урок, но и не пустые разговоры, это -классный праздник, на успех которого работает каждый. Классные часы являются основным компонентом системы работы классного руководителя. Они прово-
дятся с различными воспитательными целями. Классный час включается в школьное расписание и проводится каждую неделю в определенный день [3, 4]. Цели и задачи классного часа:
• Формирование знаний по вопросам политической, экономической и социальной жизни, о самом себе, о близких, о реальной, «живой» жизни за окном школы.
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
27
Мастер - класс
• Формирование гражданской позиции, нравственно-эстетических качеств личности.
• Научить понимать своих товарищей, пробудить желание помогать им решать проблемы, общаться, сотрудничать, взаимодействовать с ними.
• Создание условий становления и проявления субъективности и индивидуальности обучающегося, его творческих способностей.
• Формирование эмоционально-чувствительной сферы и ценностных отношений личности ребенка.
• Усвоение детьми знаний, умений и навыков познавательной и практико-созидательной деятельности.
• Формирование классного коллектива как благоприятной среды для развития и жизнедеятельности школьников.
По мнению некоторых ученых и практиков, классный час выполняет следующие воспитательные функции: просветительную, ориентирующую и направляющую [2, 4,5].
Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников. Предметом классного часа могут быть информация из разных областей знаний, явления социальной жизни, психологические проблемы детей.
Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения к миру на основе моральных и духовных ценностей, в выработке нравственной оценки событий и явлений. Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях.
Направляющая функция классного часа предусматривает организацию деятельности воспитанников, воздействие на их поведение, преобразование теоретических знаний в практические.
Формирующая функция проявляется в выработке у учеников навыков обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогает вести диалог, выстраивать аргументацию, отстаивать собственное мнение.
Эти функции по возможности должны быть отражены при формулировке цели воспитательного мероприятия.
Тематика классных часов разнообразна. Классные часы могут посвящаться:
• морально-этическим проблемам;
• проблемам науки и познания;
• эстетическим проблемам;
• вопросам государства и права;
• вопросам физиологии и гигиены, здорового образа жизни;
• психологическим проблемам;
• проблемам экологии;
• общешкольным проблемам, значимым общественным событиям, праздничным датам.
Содержание классного часа:
Содержание, цели, задачи классного часа зависят от возрастных особенностей и опыта учащихся.
Школьное методическое объединение классных руководителей 1-11 классов определяет традиционные классные часы на учебный год в соответствии с анализом воспитательной работы прошедшего учебного года с целями и задачами на предстоящий учебный год и с учетом традиционных общешкольных мероприятий проводится как единый классный час первым уроком во всех классах одновременно.
Тематика одного классного часа определяется классным коллективом на классном собрании (классным руководителем совместно с учащимися и их родителями) в конце каждого учебного года на будущий учебный год.
Требования к содержанию классного часа:
• Классные часы должны быть построены так, чтобы в своем содержании они шли от простого к сложному, от информации к оценкам, от оценок -к суждениям.
• В ходе классного часа классный руководитель не должен навязывать своего мнения и своих суждений, но его возможности - проводить коррекцию и оказывать помощь в поисках правильного решения.
• Необходимо учитывать психологические особенности учащихся при построении содержания классного часа. В содержании классного часа должна быть динамика видов деятельности, вопросов, информации.
• Классный час, независимо от своих разновидностей, должен нести положительный эмоциональный заряд, он должен развивать чувства учащихся, положительные эмоции.
• В содержании классного часа необходимо обратить внимание на итоговую часть. Классный час должен содержать момент, когда ребенок сможет оценить и сам классный час, и время, потраченное на него, и свое отношение к данному классному часу.
Организация и проведение классного часа.
Классный час состоит из нескольких частей:
- вступительная часть - постановка вопроса;
- основная (содержательная) часть - материал для решения вопроса;
- заключительная часть - решение вопроса и определение его жизненного значения.
• Подготовка к классному часу классный руководитель должен выполнить следующее:
• Определение темы классного часа, формулировка его целей исходя из задач воспитательной работы с коллективом;
28
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
Мастер - класс
• Тщательный отбор материала с учетом поставленных целей и задач исходя из требований к содержанию классного часа;
• Составление плана подготовки проведения классного часа;
• Подбор наглядных пособий, музыкального оформления, подготовку помещения, создание обстановки, благоприятной для рассмотрения вопроса, для откровенного, непринужденного разговора;
• Определение целесообразности участия в классном часе учащихся и их родителей, друзей, старших и младших товарищей, работников школы, специалистов по обсуждаемой теме;
• Определение своей роли и позиции в процессе подготовки и проведения классного часа;
• Выявление возможностей по закреплению полученной информации в дальнейшей практической деятельности детей.
Формы проведения классных часов разнообразны: лекция, беседа, диспут, викторина, конкурс, игра, конференция, заочное путешествие, праздник, акция и т.п.
Оценка качества классного часа:
Качество классного часа оценивается по критериям внешней и внутренней эффективности.
Инструментарием оценки внутренней эффективности классного часа являются отзывы, эссе учеников, которые они пишут по окончании классного часа.
Внешнюю эффективность оценивает заместитель директора по воспитательной работе.
На сегодняшний день, являясь классным руководителем шестиклассников, хотелось бы представить психологические особенности этого возраста.
Шестиклассники;
«Зенит любознательности» - так характеризуют возраст 11-12 лет многие исследователи.
Действительно, шестиклассников отличает необыкновенна познавательная активность, любознательность, широта познавательных интересов: история, философия, астрономия, политика, экология, магия, и многое другое, казалось бы совершенно не связанное с повседневной жизнью подростка.
Правда, психологи отмечают, что интересы эти поверхностны разбросаны, неустойчивы, а главное, зачастую далеки от школьной программы.
Главным и определяющим для подростков становится общение со сверстниками. Интересы и увлечения - лучшее средство для такого общения. Подросток интересуется тем, чем интересуются его друзья. Отсюда и характерная для подростков «мода на увлечения, когда какое-нибудь хобби внезапно охватывает весь класс или даже всю школу, а потом этот интерес так же внезапно гаснет.
Доктор психологических наук А. Прихожан отмечает, что подобная «мода» может причудливо соединять в различные комбинации самые разные интересы - от достаточно возвышенных до простых и даже вредных. Например, «мода» нюхать различные бытовые химические препараты приводит к детской токсикомании.
Причем для подростков-шестиклассников характерна безоглядность увлечений, когда любой ситуативный интерес может стать сверхценным, чрезмерным. Подростки становятся активными членами фан-клубов спортивных команд, музыкальных ансамблей, актеров и т.п. Особенно ярко эта безоглядность проявляется в музыкальных пристрастиях.
Вместе с тем у младших подростков встречается и полное отсутствие увлечений. Причин этого много: и отсутствие интересов у окружающих взрослых, и их настойчивость в развитии какого-либо интереса у подростка, и социальные условия. Отсутствие интересов может быть и следствием неуверенности в себе. Трудности и неуспехи в новой сфере могут привести к апатии, разочарованию.
Отсутствие интересов у подростков часто бывает следствием «отказа от усилия», стремления без особого труда преодолеть скуку и найти себе какое-то развлечение.
Такие подростки легко попадают под чужое влияние, становятся членами асоциальных группировок, а значит, требуют особого внимания родителей и педагогов.
Укрепление самооценки подростка, обучение приемам самоанализа, самоорганизации являются важными факторами, способствующими развитию познавательного интереса.
На развитие интересов подростка влияют и общая атмосфера школы, увлеченность педагогов, познавательная активность сверстников.
У шестиклассников проявляются характерные для младших подростков психологические черты:
• самосознание: интересуются своей личностью, формируется самооценка, которая влияет на эмоциональное состояние; формируется относительно независимая от мнения взрослых мораль, появляется склонность к поискам кумира, способность к философским размышлениям; следствие - нужны беседы по душам, нельзя уходить от вопросов на личные темы;
• конформизм: ориентируются на мнение сверстников, стремятся завоевать авторитет в группе (иногда не вполне адекватными способами); следствие - нет смысла критиковать подростковую мораль и тем более заниматься нравоучениями;
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
29
Мастер - класс
• коммуникативная активность: общение со
сверстниками имеет первостепенную важность, причем не только разговоры, но и игры, флирт, борьба (возня) и т.д.; следствие - нужно организовывать игры, в том числе флир-товые;
• эмансипация: стремятся жить и действовать, «как взрослые», это касается и вредных привычек, противодействуют диктату, анализируют поведение взрослых, повышенно чувствительны к несправедливости; следствие - поддерживать серьезный, искренний, уважительный тон отношений, избегать «педагогического лицемерия», с пониманием относиться к упрямству;
• эмоциональная неустойчивость: тревожны, повышенно чувствительны к оценкам окружающих, могут проявлять подростковую жестокость; следствие - относиться с пониманием, не реагировать по принципу «сам дурак»;
• активность: чем напряженнее жизнь, тем больше она нравится, интересы становятся избирательными; следствие - загружать, предлагать различные виды деятельности;
• сексуальность: проявляют серьезный интерес к вопросам пола, преимущественно наблюдая, интересуются возможностями собственного организма; следствие - вести тактичный диалог, рассказывать об этой стороне жизни в здоровом и нравственном ключе.
Как же строить воспитательную работу с младшими подростками?
Задача классного руководителя - создать педагогическое пространство для развития личности ребенка, обогащения его внутреннего мира. Эта работа применительно к шестиклассникам может включать в себя такие направления:
• выработка мотивации к учению, к познанию окружающего мира;
• привитие истинных трудовых и человеческих ценностей и развенчание лжеценностей;
• формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений;
• формирование личностных качеств, ориентация на положительный идеал;
• индивидуальная работа с детьми, внимание к внутреннему миру ребенка;
■ создание условий для самовыражения и самореализации детей.
Хорошо, если в общении с детьми воспитатель будет руководствоваться своеобразным кодексом, включающим такие правила.
1. НИКОГДА НЕ КРИЧАТЬ НА ДЕТЕЙ.
2. Никогда не использовать откровения детей им во вред.
3. Не изображать из себя безгрешного праведника.
4. Никогда не забывать хвалить детей за дело.
5. Никогда не сравнивать детей.
6. Не иметь любимчиков.
7. Никогда не жаловаться на детей.
8. Уметь прощать.
9. Уметь помочь.
10. Уметь терпеть и ждать.
11. Уметь быть интересным человеком.
12. Уметь требовать, любя, и любить, требуя.
13. Уметь быть лидером и разделять детские интересы.
14. Уметь для каждого найти доброе слово.
15. Уметь найти общий язык с учителями, с родителями.
16. Уметь любую работу делать вместе с учениками.
17. Уметь быть добрым, ласковым со всеми детьми.
18. Узнать о каждом как можно больше хорошего.
19. Защищать детей от них самих и от тех опасностей, которые их подстерегают.
20. Искать у каждого ребенка его главные достоинства и стараться развивать их.
21. Искать и находить подход к каждому.
22. Придумывать все с ними, а не за них.
23. Учить детей доброте, ответственности, уважению себя и других.
24. ЛЮБИТЬ ДЕТЕЙ!
Сегодня Вашему вниманию представлен один из тематических часов для учащихся 6 класса « Мальчик с девочкой дружил» - час общения о проблемах взаимоотношения мальчиков и девочек.
Характерная особенность подросткового возраста - половое созревание организма, что влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек. Причем иногда эти взаимоотношения приобретают черты тендерного насилия (в средних классах преимущественно действия против собственности и вербальное насилие, в котором иногда присутствует сексуальный оттенок).
По мнению исследователей, занимающихся этой проблемой, «в школьных группах идет скрытая «гражданская война» между мальчиками и девочками, хотя учителя часто не видят проблемы тендерного насилия в отношениях между детьми».
Главной причиной насилия психологи считают неспособность детей выразить позитивные чувства.
Предлагаемый классный час позволяет поговорить с младшими подростками об особенностях их тендерных ролей. Значительное место в сценарии занимают игровые ситуации, направленные на выражение позитивных чувств детей.
Мероприятие проводится накануне 8 Марта, поэтому большее внимание в ходе его уделяет-
30
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
Мастер - класс
ся девочкам. В этом возрасте они биологически взрослее мальчиков, и от их правильного поведения может зависеть вся атмосфера в классном коллективе.
Цели: дать детям представление о разнице характеров, интересов и увлечений мальчиков и девочек, о взаимоуважении как основе отношений; продолжить знакомство с основами этикета; развивать навыки доброжелательного и открытого общения детей друг с другом; развивать культуру взаимоотношений между учащимися противоположного пола; способствовать сплочению детского коллектива, созданию дружеской атмосферы в классе.
Оборудование:
Для работы «Портрет идеального мальчика. Портрет идеальной девочки»: подготовить подсказки (2 экземпляра) - тетрадные листки, на которых записаны положительные качества. Их по ходу мероприятия учитель вручает девочкам и мальчикам, умный не курит не пьет
не ругается матом добрый порядочный справедливый воспитанный вежливый независимый приятный собеседник хорошо танцует романтичный самостоятельный умеет выслушать умеет посочувствовать
Для воспитывающих ситуаций «Учимся выражать позитивные чувства»:
а) игра «Кто смелый?»: карточки с именами и фамилиями девочек класса. На каждой карточке написать одну из фраз, предназначенных именно этой девочке. Затем свернуть в трубочки и положить в коробку.
• (Имя) Ты сегодня прекрасно выглядишь!
• (Имя) Ты сегодня очень красивая!
• (Имя) Тебе эта прическа очень к лицу!
• (Имя) С тобой поговорить - одно удовольствие!
• (Имя) Как я рад тебя видеть!
• (Имя) Ты, как всегда, очаровательна!
• (Имя) Ты очень умна и красива!
• (Имя) Улыбнись, у тебя такая светлая улыбка!
• (Имя) Твои глаза сияют, как лучи!
• (Имя) Какой у тебя красивый, певучий голос!
• (Имя) Какая ты аккуратная, просто вся блестишь!
• (Имя) Ты просто замечательная девочка!
б) игра «Эстафета сочувствия»: пронумерованные карточки, на каждой из которых записана одна из следующих фраз.
1. Я тебе очень сочувствую, чем я могу помочь?
2. Не унывай, с каждым может случиться.
3. Бедненький! Как мне тебя жалко! Руки-ноги целы? Это самое главное.
4. Что-нибудь болит? Вставай, помогу тебе дойти до медпункта.
5. А пуговицы на месте? Могу пришить, если что.
6. За тетрадки не переживай, у меня есть запасные - поделюсь.
7. Давай свой рюкзак и куртку, мы их с девочками на батарее просушим.
8. Да ведь у тебя ноги совсем мокрые! Запросто можно простудиться! Садись к батарее и грейся, а мы попросим, чтобы тебя не вызывали к доске.
9. Ну, как дела, если что понадобится, проси, не стесняйся. Мы с девочками поможем.
10. Подсох немножко? Тебе нужно согреться, мы принесли тебе горячего чайку из столовой.
11. Ну что, полегчало? Не падай духом, мы с тобой!
12. Держись, друзья тебя не оставят!
Оформление: написать на доске название классного часа. Ниже нарисовать два круга так, чтобы один круг накладывался на другой; внутри одного написать «Мир мальчиков», внутри другого - «Мир девочек».
План классного часа:
I. Дискуссия «Кто виноват?».
II. Беседа «Мальчики и девочки - два разных мира».
III. Портрет идеального мальчика. Портрет идеальной девочки.
IV. Воспитывающие ситуации «Учимся выражать позитивные чувства».
Игра «Кто смелый?».
Игра «Эстафета сочувствия».
V. Заключительное слово.
VI. Подведение итогов.
играет на гитаре
уважает окружающих
культурный
красивый
аккуратный
скромный
занимается спортом
умеет вести себя в обществе
не смеется над чужим горем
поможет в трудную минуту
благородный
нежный
со вкусом одевается обладает чувством юмора
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
31
Мастер - класс
Ход классного часа:
I. Дискуссия «Кто виноват?»
Классный руководитель. Сегодня, накануне праздника о Марта, мы собрались, чтобы обсудить очень важную тему: дружба между мальчиками и девочками - возможна ли она? И есть ли она в нашем классе?
Справедливости ради нужно сказать, что в период между двумя праздниками - 23 февраля и 8 Марта -между мальчиками и девочками устанавливается что-то вроде короткого перемирия. Но потом вновь обиды, жалобы, агрессия, вражда.
- Кто же в этом виноват? (Мальчики и девочки высказываются.) Проведя классный час у учащихся своего класса, получила такие ответы:
Мальчики:
- Виноваты чаще всего девочки. Они все время подкалывают, высмеивают мальчиков, дразнят их, вот и получают.
- Девочки всегда первыми бегут жаловаться, хотя сами и виноваты. А мальчики не любят, когда ябедничают.
- Мальчикам иногда просто скучно на переменах, вот они и задирают девочек, чтобы те за ними погонялись.
- Девочки не могут признать свою вину, им хочется всегда быть правыми. А они должны уступать.
Девочки:
- Виноваты мальчики, они должны быть защитниками, а сами постоянно обижают девочек.
- Мальчики просто завидуют, что девочки лучше учатся и лучше себя ведут, учителя их хвалят чаще.
- Это мальчики должны уступать девочкам, ведь они должны быть рыцарями.
Классный руководитель. А может быть, виноваты обе стороны - просто не хотят понять друг друга? II.
II. Беседа «Мальчики и девочки -
два разных мира»
Классный руководитель. Можно сказать, что девочки и мальчики - этот два разных мира.
Девочки и мальчики разные с самого рождения и развиваются тоже по-разному. Ученые установили, что у них разный мозг, разная психика, разные пути развития. Мальчик и девочка по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
- Как вы думаете, почему женщин называют «слабой половиной человечества», а мужчин -«сильной»?
Полученные мною высказывания детей:
- Мужчины всегда были сильнее женщин - они воевали, охотились, поднимали тяжести.
- Женщины занимались домашним хозяйством, им не надо было тренировать свои мышцы, учиться владеть оружием, физически они были слабее.
Классный руководитель. А некоторые считают, что и мужчины, и женщины сильны по-своему.
Так, например, у мальчиков мозг больше, мальчики имеют склонность к освоению новых пространств, поэтому их так интересуют средства передвижения и воздействия (машины, инструменты). Мальчики быстрее соображают в сложных ситуациях, умеют принимать нестандартные решения. А девочки очень хорошо ориентируются в привычном пространстве, в том, что их окружает. В быту девочки практичнее мальчиков. Девочки более послушны, исполнительны, они легче приспосабливаются к изменениям.
На доске вы видите две окружности: одна - мир мальчиков, другая- мир девочек.
- Что бы вы поместили в мир мальчиков? (Машины, оружие, инструменты, стройки, спорт и т. п.)
- А из чего состоит мир девочек? (Наряды, дети, еда, дом, посуда и т. п.)
- Получается, что то, чего не хватает у мальчиков, есть у девочек, и наоборот. Как вы думаете, почему так распорядилась природа? (Потому что мальчики и девочки дополняют друг друга.)
Верно, они дополняют друг друга, и вместе они сильнее. Как бы слились две окружности, и место их слияния - это и есть наш общий мир, в котором хорошо и мальчикам, и девочкам.
Постараемся понять и принять наших мальчиков и девочек такими разными и по-своему прекрасными, какими их создала природа.
III. Портрет идеального мальчика.
Портрет идеальной девочки.
Классный руководитель. Какие человеческие качества ценят мальчики в девочках и девочки -в мальчиках? Портрет идеального мальчика составят девочки, а портрет идеальной девочки составят мальчики. На это задание вам дается 10 минут. Можете воспользоваться подсказкой (даем обеим группам карточку с написанными качествами), в этой карточке можно просто зачеркнуть ненужное, оставив нужное. Можете что-то дописать. Мальчики отдадут эту карточку девочкам, а девочки - мальчикам.
(Звучит музыка, мальчики и девочки обсуждают задание.)
Время истекло. Слушаем, как же выглядит идеальный мальчик, которого бы уважали все девочки.
(Представители групп зачитывают результаты.)
• Идеальный мальчик - ... (умный, добрый, благородный, уважает девочек, защищает
32
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
Мастер - класс
их, никого не дразнит, самостоятельный, независимый, не курит, не ругается матом, хорошо танцует, занимается спортом, играет на гитаре, вежливый, культурный и т. п.)
• Идеальная девочка -... (умная, добрая, аккуратная, воспитанная, культурная, красивая, со вкусом одевается, не строит из себя принцессу, скромная, умеет выслушать и посочувствовать, уважает других, нежная, романтичная, возвышенная, хорошо танцует, много знает и т. п.).
Классный руководитель. Идеальный - значит образцовый, вы узнали, каким нужно быть мальчиком, чтобы тебя уважали девочки и хотели с тобой дружить. И какой нужно быть девочкой, чтобы заслужить уважение мальчиков.
IV. Воспитывающие ситуации
«Учимся выражать позитивные чувства»
Классный руководитель. Но пока нам далеко до идеала, поэтому девочки и мальчики в нашем классе часто ссорятся, жалуются друг на друга, не могут наладить нормальные взаимоотношения. Психологи объясняют это тем, что мальчики не знают, как выразить позитивные чувства, поэтому прибегают к насилию. А девочки, не понимая этого, часто обижаются на мальчиков. Например, если мальчик толкает девочку, забирает и прячет ее вещи и книги, это, скорее всего, означает, что ему нравится эта девочка. Так что, девочки, не обижайтесь!
Игра «Кто смелый?»
Классный руководитель. Сейчас мы будем учиться выражать хорошие, положительные чувства: любовь, симпатию, жалость, нежность, радость. Предлагаю поиграть в игру «Кто смелый?». Это игра только для смелых мальчиков.
В этой коробке карточки с именами всех девочек класса. Каждый мальчик по очереди берет из коробки карточку, называет имя девочки, смотрит ей в глаза и произносит с выражением ту фразу, которая написана. В награду за смелость получает аплодисменты от девочек.
(Все мальчики выходят к доске, достают карточки из коробки, произносят нужные фразы. Девочки аплодируют.)
Думаю, девочкам очень понравилась эта игра. Какие фразы вам особенно запомнились? («Ты сегодня очень красивая!», «Ты замечательная девчонка!», «Ты сегодня прекрасно выглядишь!», «Ты, как всегда, очаровательна!», «Как я рад тебя видеть!» и др.)
Мальчики, как можно чаще говорите такие слова, и вы получите ключ к сердцам девочек.
Игра «Эстафета сочувствия»
Классный руководитель. А теперь поиграем в игру» которая называется «Эстафета сочувствия». Играют девочки, ведь именно они способны к сочувствию и сопереживанию. Представьте себе, что один из наших мальчиков попал в трудную ситуацию - на улице проливной дождь, он бежал в школу и прямо у порога поскользнулся и упал в лужу. Такая неприятность может случиться c каждым, но сегодня роль пострадавшего исполнит (имя, фамилия).
Вот наш пострадавший. Смотрите, как ему плохо! Он насквозь промок! В рюкзаке вода, книги и тетради тоже намокли. Сидит он на ступеньках школы, а мимо пробегают ученики, никто не обращает на него внимания. Как пригодится здесь доброе слово, простое участие!
Какими же словами выразить сочувствие?
У меня есть карточки, на которых записаны волшебные фразы, слова сочувствия. Эти карточки я раздала девочкам в начале урока. Девочки подойдут к нашему пострадавшему, посмотрят ему в глаза и произнесут волшебные слова сострадания. Но девочки могут добавить свои слова, могут вообще выразить сочувствие своими словами.
(Девочки выстраиваются в соответствии с номерами табличек. По очереди подходят к пострадавшему, произносят свои фразы и садятся на места.)
Вот такая получилась эстафета. Думаю, многие мальчики хотели бы оказаться на месте нашего сегодняшнего пострадавшего.
- Какие фразы вам запомнились?
(Дети высказываются.)
Не унывай, не падай духом, держись, мы с тобой -вот слова поддержки, которые всем нужно знать -и мальчикам, и девочкам. Тогда всем в нашем коллективе будет тепло и хорошо, как дома.
V. Заключительное слово
Классный руководитель. Сегодня мы говорили о девочках и мальчиках, о том, что они разные, что такими их создала природа. Хорошо, если мы научимся ценить и понимать это, не подражать другим, не переделывать их, а принимать такими, какие они есть.
Еще мы учились сегодня выражать свои хорошие чувства. Оказывается, для этого нужно сказать такие простые слова!
VI. Подведение итогов
Классный руководитель. Наш классный час подошел к концу.
- Какой момент сегодняшнего классного часа вам особенно запомнился?
- Считаете ли вы, что после этого классного часа изменятся отношения между мальчиками и девочками?
Эксперимент и инновации в школе 2013/2
33
Мастер - класс
- Как вы думаете, для кого сегодняшнее общение было полезнее - для мальчиков или для девочек?
(Дети заполняют анкету.)
Хотелось бы представить Вашему вниманию аналитический отчет по проведенному классному часу. В течение месяца, внимательно по- наблюдав за отношениями между мальчиками и девочками, хочется отметить, что они стали выражать больше позитивных чувств друг к другу, хотя в целом, дети всегда очень дружны в коллективе.
Проводя игру «Кто смелый?», сильная половина сначала неуверенно выражала свои чувства по отношению к девочкам или наоборот, баловались, но, в конце концов, они справились с заданием успешно.
Когда девочки взяли бразды управления в свои руки в эстафете сочувствия, то они справились с заданием сразу. Глядя на девочек в разных ситуациях, видно, кто какая будет мама в будущем.
Проанализировав ответы на последние три вопроса, можно представить ответы. Было опрошено 26 человек.
1. На вопрос, какой момент сегодняшнего классного часа вам особенно запомнился:
24% - Дискуссия « Кто виноват?»; 6% - Беседа «Мальчики и девочки - два разных мира»; 13% - Создание портрета идеального мальчика и портрета идеальной девочки; 51% - Игра
«Кто смелый?»; 6% -Игра «Эстафета сочувствия».
2. На вопрос, Считаете ли вы, что после этого классного часа изменятся отношения между мальчиками и девочками? 66% - ответили «да», 34% - ответили « нет».
3. Как вы думаете, для кого сегодняшнее общение было полезнее - для мальчиков или для девочек? 72% - ответили - для мальчиков, 28% - ответили - для девочек.
Таковы результаты данного классного часа.
Литература
1. Баханова О. В. Как организовать классный час по формированию общеучебных умений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, - 2009.- № 5.
2. Баханова О. В. Организация классного часа с использованием технологии деятельностного метода в формировании умений учащихся самостоятельно исправлять ошибку. // Эксперимент и инновации в школе. 2012 - № 6
3. Борсук Г. А. Классный час «Я и мир». // Эксперимент и инновации в школе. - 2009.- № 2.
4. Сиденко А. С. Секреты продуктивного профессионального общения при введении ФГОС второго поколения в школе: от теории к практике. // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 6.
5. Сиденко Е. А. Особенности старшего подросткового возраста. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2011. - № 2.
34
Эксперимент и инновации в школе 2013/2