Научная статья на тему 'Система классных часов - способ формирования социальных компетенций'

Система классных часов - способ формирования социальных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1331
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / ОЦЕНИВАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КЛАССНЫЙ ЧАС / СОЦИАЛИЗАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гегер Татьяна Александровна

В статье обсуждаются способы формирования и оценивания социальных компетенций учащихся 13-14-летнего возраста, способы формирования содержания образовательных программ воспитательной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система классных часов - способ формирования социальных компетенций»

Т. А. Гегер

СИСТЕМА КЛАССНЫХ ЧАСОВ - СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ1

В статье обсуждаются способы формирования и оценивания социальных компетенций учащихся 13-14-летнего возраста, способы формирования содержания образовательных программ воспитательной работы.

Ключевые слова: формирование, оценивание, социальные компетенции, классный час, социализационное занятие.

Программа воспитания для моего класса включает описание социальных компетенций и способы их формирования в рамках проведения классных часов.

До того, как наша школа, стала принимать участие в эксперименте под руководством С. Г. Молчанова, я была уверена, что «воспитание - это формирование личности как творца своей жизни и своей судьбы». Но это определение слишком общее, слишком абстрактное, чтобы служить практическому работнику реальным ориентиром для отбора организации и содержания воспитания. И теперь, когда наши классные руководители встали на позицию С. Г. Молчанова, К. Г. Тротта, А. Т. Тутатчикова, которая фиксирует, что «...социализация - это функция государства или общества по отношению к гражданину (члену общества), а воспитание - это способ реализации этой функции» [2. С. 78], мне как классному руководителю стало ясно, что воспитание - это «передача содержания социализации» 1. С. 89], т. е. «организация освоения детьми социальных компетенций» [1. С. 89].

При этом под социальной компетенцией мы понимаем вслед за С. Г. Молчановым: «1) теоретические представления о социальном явлении., 2) теоретические представления

о возможных способах социально-позитивного поведения. и 3) .реальные способы поведения» [1. С. 95-96].

В моем классе учатся дети подросткового возраста. Для этого возраста (13-15 лет) характерна особая восприимчивость к красоте, что связано с половым созреванием, чувством зрелости, осознанием себя человеком, гражданином, представителем своего народа, членом семьи и развитием самосознания подростка.

При составлении «образовательной программы воспитательной работы» [2. С. 74] для моего класса и разработках классных социализационных занятий я использовала методику С. Г. Молчанова.

Для установления и фиксации содержания социализации в сентябре 2009 г. был проведён классный час «по выявлению существенных социально-значимых качеств личности» (С. Г. Молчанов) учащихся класса. Этот классный час позволил выявить ряд значимых, референтных социальных компетенций, выбранных учащимися из предложенного перечня универсальных, мужских и женских компетенций [2. С. 80-81], причем тех, которые учащиеся хотели бы видеть в своих одноклассниках. Качества представлены по мере убывания усреднённых данных при подсчёте часто встречающихся качеств.

Дальше предстояла задача составить программу проведения классных часов и других социализационных мероприятий, позволяющих оказать воздействие, по преимуществу, на избранные учащимися социальные компетенции (табл. 1). В соответствии с рекомендациями С. Г. Молчанова мы выделили три группы социализационных занятий: 1) «. ориентированные на формирование теоретических представлений о социальных компетенциях» [2. С. 96]; 2) «.ориентированные на формирование представлений о возможных способах позитивного поведения» [2. С. 96]; 3) организующие демонстрацию «...

уже освоенных способов поведения» [2. С. 97] - и, кроме их научного наименования мы дали им названия в игровом оформлении, соответственно - 1) «знаю», 2) «понимаю», 3) «делаю», предназначенные для учащихся.

Таблица 1

Социально-значимые качества личности (компетенции)

Возраст 13-14 лет

Качества мальчиков Качества девочек

1. Бодрость 2. Сила 3. Ум 4. Надёжность 5. Вера в себя 6. Мужественность 7.Энергичность 8. Активность 9. Ответственность 10. Индивидуализм 1. Верность 2. Активность 3. Умение понимать других 4. Ум 5. Честность 6. Доброта 7. Высокая мораль 8. Оптимизм 9. Теплота 10. Женственность

В первую группу занятий - «Ориентированные на формирование теоретических представлений о социальных компетенциях» или «ЗНАЮ» - мы включили:

1. Что такое самопознание? Нужно ли человеку учиться познавать себя?

2. Сила характера. От чего она зависит?

3. О красоте и мужестве.

4. Учись видеть прекрасное в человеке.

5. Учимся строить отношения.

6. Что такое настоящая дружба?

Во вторую группу занятий - «Ориентированные на формирование представлений о возможных способах позитивного поведения» или «ПОНИМАЮ» - мы включили:

1. Могу ли я учиться лучше?

2. Учение с увлечением.

3. Ответственное отношение к обязанностям.

4. Нет - вредным привычкам! Освоим полезные!

5. Роль волевых качеств характера человека в его жизни.

А также классные беседы:

1. Красота и здоровье девушки.

2. Красота и здоровье юноши.

3. Внеклассные мероприятия

4. Визитная карточка класса.

5. Фотоконкурс «Как прекрасен мир».

6. Конкурс причёсок.

В третью группу занятий - «Демонстрация уже освоенных способов поведения» или «ДЕЛАЮ» - мы включили:

1. Конкурсы различного уровня.

2. Спортивные соревнования.

3. Акции «Память», «Уважение».

4. Общественно-полезные занятия.

5. Трудовое лето.

6. Итоговое родительское собрание.

Надо понимать, что представленные выше социализационные занятия могут дополняться другими формами занятий и, как предлагает С. Г. Молчанов, индивидуальными социально-образовательными проектами.

Конспект каждого социализационного занятия (и в том числе классный час) начинается с титульного листа, на котором представлены по схеме, предложенной С.Г. Молчановым, основные его исходные параметры. Например:

Классный час в форме деловой игры

Тема «Что такое настоящая дружба?»

7 «А» класс

Возраст воспитанников: 13-14 лет

Перечень социальных компетенций, избранных для мальчиков и девочек (см. табл. 1)

Компетенции, по преимуществу формируемые в рамках занятия2

• Надёжность - безотказность, долговечность, сохраняемость.

• Умение понимать других - способность осмыслить, оценить поступки.

• Верность - стойкость и неизменность в чувствах, отношениях друг к другу, в исполнении своих обязанностей

Функции занятия

Формулировка функций занятия в игровом оформлении (для детей) Потенциальные функции занятия для реализации Преимущественная выраженность функции Отметьте знаком «+» по убывающей

1 2 3 4

Знаю Формирование теоретических представлений Первостепенная

Второстепенная ++

Третьестепенная

Понимаю Формирование теоретических представлений о возможных способах Первостепенная +++

Второстепенная

Третьестепенная

Делаю Организация демонстрации способов поведения Первостепенная

Второстепенная

Третьестепенная +

Классный час «Что такое настоящая дружба» проходил в виде деловой игры. Цель данного классного часа: увеличить степень выраженности таких качеств личности, как надёжность, умение понимать других, верность. Преимущественная направленность классного часа заключалась в формировании теоретических представлений о возможных способах поведения.

В рамках классного часа организуется воздействие на увеличение степени выраженности таких социальных компетенций, как «умение понимать других», «дружба», «надёжность», «верность», в части формирования теоретических представлений у участников относительно возможных позитивных способах поведения.

Примерная схема занятия

1. Введение в тему с использованием метода «Займи позицию». 9 мин.

2. Объявление темы и ожидаемых результатов занятия. 1 мин

3. Мозговой штурм «Дружба - это ...». 5 мин.

4. Игровое упражнение «Найди себе подобного». 5 мин.

5. Интерактивное упражнение «Моделирование дружбы». 20 мин.

6. Подведение итогов занятия. 5 мин.

В результате данной деловой игры учащиеся охотно участвовали в выполнении различных заданий, была видна заинтересованность учащихся и нескрываемый интерес к освоению теоретических представлений и способов деятельности, в которых явлены социальные компетенции: «умение понимать других», «дружба», «надёжность», «верность».

Я считаю также, что наряду с классными часами, возможно использование и других социализационных занятий, позволяющих формировать соцально-значимые, позитивные качества личности (социальные компетенции).

Например, я пробовала уже несколько раз проводить занятие, которое названо мною «Визитная карточка класса».

Соииализаиионное занятие

Тема «Визитная карточка класса»

7 «А» класс

Возраст воспитанников: 13-14 лет

Перечень социальных компетенций, избранных для мальчиков и девочек3

Компетенции, по преимуществу формируемые в рамках занятия

• Ответственность - осознанность последствий свои поступков и действий.

• Индивидуализм - наличие собственных взглядов, подчёркивающих индивидуальную свободу и независимость.

• Активность - прямое и непосредственное участие в каких-либо делах группы (класса).

Функции занятия

Формулировка функций занятия в игровом оформлении (для детей) Потенциальные функции занятия для реализации Преимущественная выраженность функции Отметьте знаком «+» по убывающей

1 2 3 4

Знаю Формирование теоретических представлений Первостепенная

Второстепенная ++

Третьестепенная

Понимаю Формирование теоретических представлений о возможных способах Первостепенная +++

Второстепенная

Третьестепенная

Делаю Организация демонстрации способов поведения Первостепенная

Второстепенная

Третьестепенная +

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Достаточно адекватным является проведение классного часа «Учись видеть прекрасное в человеке», который был разработан мною вместе с ребятами моего класса. Функции этого классного часа заключаются в следующем: дать представление о многообразии форм проявления красоты в человеке, показать роль искусства в раскрытии прекрасных сторон личности, развивать эстетическое восприятие, вдумчивое и внимательное отношение к окружающим людям.

Классный час

Тема «Учись видеть прекрасное в человеке»

7 «А» класс

Возраст воспитанников: 13-14 лет

Перечень социальных компетенций, избранных для мальчиков и девочек

Компетенции, по преимуществу формируемые в рамках занятия

• Забота о людях - беспокойство о человеке, забота о нём, уход за ним.

• Искренность - правдивость, открытость.

• Культурность - владение культурой общения, поведения, внешнего вида, письма.

• Теплота - сердечное, доброе отношение, внутренняя красота / дали определения учащиеся.

Функции занятия

Формулировка функций занятия в игровом оформлении (для детей) Потенциальные функции занятия для реализации Преимущественная выраженность функции Отметьте знаком «+» по убывающей

1 2 3 4

Знаю Формирование теоретических представлений Первостепенная +++

Второстепенная

Третьестепенная

Понимаю Формирование теоретических представлений о возможных способах Первостепенная

Второстепенная

Третьестепенная +

Делаю Организация демонстрации способов поведения Первостепенная

Второстепенная ++

Третьестепенная

В чём же преимущество предложенной С. Г. Молчановым классификации классных часов и вообще социализационных занятий? Эта классификация обеспечивает, во-первых, понимание того, как выбирать способ формирования конкретных, значимых, референтных для учащихся класса компетенций, во-вторых, удобство в систематизации и отборе социализационных занятий, в-третьих, систематичность, операциональность и экономичность при формировании образовательной программы воспитательной работы для класса, а также для отбора содержания социализации и инструментального обеспечения оценивания социализованности.

В ходе реализации образовательной программы по формированию у учащихся моего класса референтных для них, избранных ими самими, компетенций, для меня стало очевидным, что жестко разграничить социализационные занятия (классные часы) по основанию -реализация преимущественной функции: а) формирование теоретических представлений о социальном явлении, б) формирование теоретических представлений о возможных способах социально-позитивного поведения, б) демонстрация реальных способов поведения (С. Г. Молчанов) - не представляется возможным. Но возможным представляется фиксировать на каждом этапе социализационного занятия, какая из этих трех функций должна акцентироваться мною, как профессиональным педагогом, и мне ясно, что делать, как организовать педагогическое воздействие (взаимодействие), поскольку понятна и «мишень» [1].

Интересно также отметить, что проведение классных часов по формированию одних групп социальных компетенций (качеств), неизбежно затрагивает, говорит С. Г. Молчанов [1], и формирование всех других, только в разной степени. Ведь человек живущий сегодня располагает всеми социальными компетенциями, присущими всему сегодняшнему

человечеству, а различия между людьми состоят в том, как эти социальные компетенции у каждого человека выражены.

Примечания

1 Научное редактирование статьи осуществлено профессором, доктором педагогических наук, академиком АГН С. Г. Молчановым.

2 На титульном листе социализационного занятия фиксируются основные компетенции, как правило 2-3, на которые, по преимуществу, предположительно окажет воздействие настоящее занятие, а также даются описательные характеристики этих компетенций, как правило, через совокупность их признаков (комментарий научного редактора. - С. М.).

3 Надо заметить, что данный перечень социальных компетенций повторяется для всех социализационных занятий. Меняется лишь перечень компетенций, по преимуществу, подвергающийся воздействию именно на этом занятии.

Список литературы

1. Молчанов, С. Г., Тротт, К. Г. Категория «воспитание» и образовательные программы воспитательной работы // Челябинский гуманитарий. 2009. № 3 (9). С. 74-86.

2. Молчанов, С. Г., Тутатчиков, А. Т. Социализация, социальные компетенции, социа-лизованность // Челябинский гуманитарий. 2009. № 3 (9). С. 87-97.

3. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А. А. Реана. СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 656 с.

Т. А. Данельченко

ВВЕДЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В РЕАЛИЗАЦИЮ СОВМЕСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

В статье обосновывается идея о том, что укрупнение единиц управления сетью образовательных учреждений позволит создать новые модели и механизмы взаимодействия компонентов районной образовательной системы по реализации здоровьесберегающих образовательных программ. Показана роль координационного совета образовательного комплекса микрорайона в обеспечение гарантии качества образовательных услуг.

Ключевые слова: здоровьесберегающее образование, образовательный комплекс, совместная образовательная программа, координационный совет.

Основные положения пункта национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», говорящем о реализации в школе приоритета здорового образа жизни, направлены на создание образовательных программ, вызывающих в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, в выборе учебных курсов, адекватных собственным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь должна стать важнейшим условием формирования здорового образа жизни [2]. Поэтому переход к современному состоянию образования можно определить как переход к здоровьесберегающему образованию. Здоровьесберегающее образование - процесс воспитания, обучения и развития, имеющий потенциал оздоровления и направленный на достижение уровня образованности учащихся, не вызывающего специфических заболеваний у субъектов образования. Под педагогическим управлением здоровьесберегающим

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.