Научная статья на тему 'Классный час «Наша дружная семья». Как установить взаимодействие между взрослыми и детьми, между учащимися 1 и 5 классов?'

Классный час «Наша дружная семья». Как установить взаимодействие между взрослыми и детьми, между учащимися 1 и 5 классов? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1142
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАССНЫЙ ЧАС / ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ДЕТИ / ВЗРОСЛЫЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никифорова Л. А., Нефедьева Л. И.

В классном часе рассматриваются такие вопросы: внеучебная деятельность; проблема преемственности начальной и основной школы; взаимодействие детей и взрослых, между детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классный час «Наша дружная семья». Как установить взаимодействие между взрослыми и детьми, между учащимися 1 и 5 классов?»

w

Классный руководитель — сердце класса

J

Л

Никифорова Л. А. Нефедьева Л. И.

Московская обл.,

г. Орехово-Зуево

: ч

классный час

«НАША ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»

Как установить взаимодействие между взрослыми и детьми, между учащимися 1 и 5 классов?

Аннотация. В классном часе рассматриваются такие вопросы: внеучебная деятельность; проблема преемственности начальной и основной школы; взаимодействие детей и взрослых, между детьми.

Ключевые слова: классный час, внеучебная деятельность, преемственность, дети, взрослые

Участники классного часа:

учащиеся 1 «В» класса, учащиеся 5 «А» класса, классные руководители 1 «В» и 5 «А» классов, родители учеников, гости школы

Цель: 1. Формирование ценности и важности семьи в глазах детей.

2. Устаносление личностно-ориентированное взаимодействие взрослых и учащихся 1 и 5 классов.

Задачи:

- пополнить знания учащихся о традициях, праздниках и быте русского народа;

- изучить свою родословную;

- способствовать сплочению и развитию коллектива класса посредством совместной деятельности;

- создать условия для творческих форм взаимоотношения с родителями, включающих настрой на совместную работу, желание действовать сообща;

- вовлечь родителей в общую с педагогами и детьми деятельность;

- создать условия, способствующие единению, сплочению семьи, взаимопониманию родите-лей,учителей и детей.

Об особенностях работы с учащимися 1-5 классов написано много работ [1, 2, 3, 4, 5], в которых авторы предлагают различные методы и формы работы и оценивания ее эффективности. Мы предлагаем вниманию читателя классный час, который помогает установить взаимодействие между взрослыми и детьми, между учащимися 1 и 5 классов.

Классная комната оформлена в стиле старинной русской избы. Стены украшены поделками и рисунками учеников, пословицами о семье, стенными газетами о семье, выполненными учащимися, рисунками семейных гербов, рисунками семейных родословных деревьев, выполненных учениками совместно с родителями.

Сценарий классного часа

Ведущий 1. Дорогие ребята, родители, гости! Мы рады сегодня всех вас видеть в стенах нашей школы. Заканчивается 2008 год, который был объявлен Годом Семьи. А что такое семья?! Это наши бабушки и дедушки, мамы и папы, сестры и братья, словом это близкие нам люди. Каждый из вас вырастет, станет крепким и здоровым, и обязательно создаст свою семью. Каждый человек хочет, чтобы его семья была крепкой и дружной. Каждая семья имеет свой дом, в который мы приходим после работы или учёбы, в котором нам помогут советом и делом в трудную минуту, в котором нас любят такими, какие мы есть.

Семьей становится и коллектив, в котором ты работаешь, и класс, в котором ты учишься. И нам, учителям, хотелось бы, чтобы школа тоже стала для вас, наших учеников, домом.

Ученик 5-го класса.

Дом, в котором мы живем,

Самый лучший в мире дом.

Память добрую о нём

Мы всю жизнь в сердцах несём.

Пусть тепло и добрый свет

Будут в нём на тысячу лет!

2

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

w

Классный руководитель — сердце класса

Ведущий 2. А сейчас ребята, мы все познакомимся:

Ну-ка, Данилы, Настя, Ярослава, Лия - покажитесь! Серёжа, Ангелина, Женя, Даши - улыбнитесь!

Максимы, Алёна, Полина и Майя - распрямитесь! Илюши, Рита, Егор и Витя - потянитесь!

А теперь все вместе - поклонитесь!

Ведуший 1.

Сегодня в этом доме мы собрались не зря.

Сегодня мы узнаем, как нам важна семья.

Давайте же о дружбе в семье поговорим,

И дружбе в наших семьях наш праздник посвятим! Ученик 5 класса.

Моя семья, моя святыня,

Ко мне в наследство перешла.

В ней доброты на всех хватает,

На всех хватает в ней тепла.

Моя судьба, моя гордыня,

На весь оставшийся мой век Ты подарила мне не имя,

Дала мне званье - ЧЕЛОВЕК.

Ведущий 2. У каждого человека есть дом, в котором он родился. И, где бы мы ни были, мы всегда помним этот дом, знаем, что туда всегда можно вернуться. Дом - это не только крыша над головой, это ещё и тепло семьи, ласковые руки мамы, насквозь пронизывающие глаза папы, братья и сестры, бабушки и дедушки...

Ученик 1 класса.

В семейном кругу мы с вами растём.

Основа основ - родительский дом.

В семейном кругу все корни твои,

И в жизнь ты входишь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём,

Основа основ - родительский дом.

Ведущий 1. Из истории, из фильмов, из наших занятий в школе Вы, ребята, знаете, что во все времена те, кто жили до нас - наши предки отчаянно и храбро охраняли свои семьи, свой род, свой народ от чужого, инородного, вредоносного. Они чтили свои традиции, а семейные и родовые реликвии передавались из поколения в поколение. В каждом доме - своя жизнь, своя история. И, история эта есть неотъемлемая часть истории нашего народа.

Ведущий 2. Нет на земле человека, который бы появился на свет сам по себе. Каждый человек имеет родителей. У родителей в свою очередь тоже есть родители, у родителей родителей - тоже есть родители. Вот эта цепочка из родителей, уходя в глубину времён, и носит название рода. Слово о роде, записанное, зафиксированное письменно, носит название РОДОСЛОВИЕ. В старину каждый знал историю своего рода: кто и кем были его деды, прадеды, чём

занимались, с кем воевали, кого любили. Родословие часто рисовали в виде дерева, которое называлось генеалогическим древом.

Ученик.

То не дань капризной моде -

Предков знать за триста лет.

Нет без прошлого «сегодня»

Без него и «завтра» нет.

Ведущий 1. Кто Ваши предки? Кем они были? Что делали? Где жили? Какие у них были семьи? Как они выглядели? Похожи ли Вы на них?

Вы с вами некоторое время занимались этой проблемой в наших классах. С помощью родителей, вы пытались выяснить: как глубоко уходит Ваша родословная, о скольких поколениях Ваших предков сохранена память в Вашем роду. Итогом этой совместной работы стали рисунки Ваших родословных, которые и представлены здесь в классе на стенах. А, поскольку сделать эту работу вам помогали ваши родители, то и представить её всем нам вам сегодня тоже помогут ваши родители, присутствующие здесь.

Ученики вместе со своими мамами (папами) выходят к своей работе и рассказывают о своей родословной. Родители помогают своим детям рассказывать о предках.

Ведущий задает вопросы о семье:

Кого больше в вашем роду: мужчин или женщин?

Какие профессии наиболее часто встречаются в вашем

роду?

Есть ли в вашем роду долгожители?

Кем были ваши деды? Где жили ваши деды?

Защищали ли ваши деды Родину от врагов?

Если да, то где воевали ваши деды?

Почему родословная часто изображается в виде дерева?

Ученик. В старину в одной избе могли проживать несколько семей. Сыновья приводили в дом к отцу и матери «невесток» - своих жён. Все жили вместе одной дружной семьей. Отца в доме называли «большак». Он был главой семейства, главным добытчиком, охотником, распорядителем работы для сыновей. Мать называли «большуха». Она «командовала» всем женским полом в доме: и невестками и дочерьми, которые ещё не вышли замуж. Большуха в доме считалась хранительницей семьи, «Ладой», которая предвидела и улаживала все проблемы. Наряду с отцом и матерью в особом почете были бабушки и дедушки. Они были главными советчиками во всех делах. В народе говорили так: «Баба, бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь. Был бы дедуся, никого не боюся. Дед - щиток, кулак - молоток».

Ведущий 2. Ребята, многие ваши интересы, таланты, способности достались Вам в наследство от ваших предков, даже от тех, которых вы не знае-

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

3

w

Классный руководитель — сердце класса

те, никогда не видели, которые быть может забыты. Но, память о них воплотилась в вас, в ваших склонностях и привычках, в вашем обличье. Все мы похожи на своих родителей, на мам и пап, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек... Когда-нибудь и вы станете родителями, потом у ваших детей тоже появятся дети, а вы станете бабушками и дедушками, прабабушками, прадедушками. Так и продолжается род человеческий. Никто и ничто не исчезает бесследно. В нас живы черты наших предков, в наших потомках будут живы наши черты.

Ведущий 1. Наши предки, оставляли о себе память не только в героических событиях, но и в буднях и праздниках. Традиционная культура наших предков, дожившая до настоящего времени, донесла до нас частичку их души, их видения мира, их бытия. Память о своем роде, о занятиях мужчин, об исторической глубине рода доносят до нас и родовые знаки - гербы. Родовой герб нес в себе информацию о родоначальнике. Часто она была зашифрована в символах. Родовой герб передавался из поколения в поколение. Люди берегли его и почитали.

Я знаю, что учащиеся обоих классов знают, что такое герб! Они рисовали вместе с родителями семейные гербы. Давайте послушаем рассказы учеников и их родителей об их гербах.

Ученики выходят со своими родителями, показывают нарисованный семейный герб и комментируют то, что на нём изображено.

Ведущий 2. На Руси всегда жили большими семьями. Старшее поколение передавало младшему все свои знания, тайны мастерства, традиции. Ведь наш класс - это тоже большая дружная семья, в которой каждый находится 10 лет!!! Настало время показать и наши классные гербы, которые ребята приготовили к данному классному часу.

Ученики демонстрируют герб класса и рассказывают о нём.

Ведущий 1. Наша школа - это тоже большая дружная семь я, в которой старшие - учителя, учат младших; старшеклассники помогают ученикам младших классов. Наш сегодняшний классный час - это эстафета преемственности. Бывшие ученики Ларисы Анатольевны, сегодняшний 5 «А» класс, теперь оказались под опёкой нового классного руководителя - Ларисы Ивановны. Ну, а Лариса Анатольевна приняла к себе первоклассников, тех, которые первый год находятся в нашей большой дружной школьной семье. Мы надеемся, что пятиклассники всегда помогут первоклассникам, поделятся с ними теми знаниями, которыми они уже овладели, поделятся своим опытом быть школьниками.

Ведущий 2. На Руси был хороший обычай - обмениваться полотенцами, или совместно, всей деревней, всем миром соткать обрядовое полотенце.

Совместное творчество объединяло все семьи, помогало пережить лихую годину, болезни.

Полотенце, рушник имело в старые времена сакральное значение. Полотенце было непременным атрибутом семейных и календарных обрядов. На полотенце принимали новорожденного, колядовщики принимали дары от хозяев на полотенце, полотенце, перевешенное через ворота, оповещало, что в этом доме праздник или печаль. Известны свадебные и поминальные полотенца. И отличались они друг от друга вышитыми на них узорами - символами. Символы служили своего рода письменностью, они несли информацию о событиях и людях.

Ученик 5 класса рассказывает о символике круга, креста, треугольника, ромба. Другой ученик рассказывает о правилах построения орнамента и обрядовой вышивке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ведущий 1. Вот и мы с вами, в знак дружбы первого и пятого классов, «со-творим» своё обрядовое полотенце. И, это задание для наших родителей. Используя семейные гербы, они изготовят одно полотенце, которое будет символом счастья и здоровья каждого, успешности в учебе и творчестве.

Родители начинают работу над обрядовым полотенцем. На куске обоев они прикрепляют семейные гербы, а в центре - гербы классов.

В это время, ученики знакомятся с народным праздником «Наум-грамотник».

Ведущий 2. Народное бытие на Руси отмечено как трудовыми буднями, так и праздниками. Люди умели хорошо и с пользой работать, а также веселиться и отдыхать. Но на всё было свое время. Трудовые будни чередовались с праздничными днями в народном календаре. 14 декабря в народе праздничный день - «Наум-грамотник». В этот день, по заведенному обычаю, ребятишек начинали учить грамоте.

Кто из вас ответит на мой вопрос: почему только с середины декабря начинались занятия грамотой с детьми?

Ответы учащихся.

1) В декабре больше времени для овладения грамотой.

2) В декабре начинаются холодные дни и заканчиваются работы взрослых.

3) Декабрь - самое удобное время, т. к. день короткий, вечера длинные.

Ведущий 1. Само слово «Наум» образовано из двух: «на» и «ум». Это означает - воздействовать на ум, научить чему-либо, положить «на ум» знания. В народе говорили: «Пророк Наум поставит неслухов на ум», или «Батушка Наум, наведи меня на ум», «Голова без ума, что фонарь без свечи».

Ребята приготовили нам небольшую инсценировку старого народного обычая.

4

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

w

Классный руководитель — сердце класса

Мать будит сына:

«Просыпайся ранёхонько,

Умывайся белёхонько,

К учителю собирайся,

За азбуку принимайся!»

Отец с матерью приводят сына к учителю. Отец, передавая сына учителю, даёт ему плётку и говорит:

«Научи учитель дитя уму-разуму,

За ленность наказывай побоями».

Ученик кланяется учителю три раза. Учитель трижды символически бьет ученика плеткой, приговаривая:

«Аз - били мене раз,

Буки - набрался муки,

Аз и буки - бери указку в руки».

Мать отдает учителю горшок с кашей и приговаривает:

«Возьми, учитель, за работу, да не мори дитятко слишком грамотой, пореже угощай отпрыска розгами». «Без муки нет и науки» - отвечает учитель, садится за стол, открывает азбуку и задаёт вопросы первоклассникам:

1) Она лучше всех на свете, без неё прожить нельзя, Она есть у Кати, Пети, и, конечно, у меня. (Мама)

2) Старинная русская народная игрушка-сувенир. (Матрёшка)

3) Рубашка из железных колец. (Кольчуга)

4) Это обычно бывает в сказке, а иногда в жизни.

Так называют всё удивительное, волшебное.

А когда оно свершается, мы удивляемся, радуемся. (Чудо)

5) Мал малышок, а мудрые пути подскажет. (Ручка, перо).

6) Хорошо видит, а слепой. (Неграмотный)

7) Денег не получаю, а учу днём и ночью. (Книга)

8) Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга)

9) Черные, кривые, от рожденья все немые,

Встанут в ряд - сейчас заговорят. (Буквы)

10) Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,

Где ни пройдёт, там след останется. (Карандаш)

11) Мой первый слог средь цифр найдите,

Конец - ищите в алфавите,

А целое - нетрудно отгадать,

Взирая на детей, на их отца и мать. (Семья)

За это время родители приготовили обрядовое полотенце. Они встают у выхода из класса, образуя этим полотенцем символические ворота.

Ведущий 1. Наш классный час подошёл к концу.

Пусть в вашей семье счастье льётся рекою.

Успехов, здоровья, любви,

А также покоя.

А что ещё для счастья нужно?

Ответ хором: Семейная, крепкая дружба.

Главное помнить, что не нужен и клад, когда в семье лад.

В старину на Руси ворота имели сакральное значение. Они служили как-бы границей, ограждающей моё, родное, семейное, от чужого. Сквозь ворота прогоняли скот - чтоб не болел, на воротах вешали полотенца, под воротами разводили огонь во времена лихой годины и мора - чтоб не проникла во двор. А дети и подростки часто играли «В воротца», чтоб очистить себя от всего дурного, плохого, ненужного.

Вот и вы сейчас, пройдете сквозь «ворота», устроенные вашими мамами из полотенца. В добрый путь, ребята!

Учащиеся выходят из класса через символические ворота.

Литература

1. Клепиков В. Н. Обсуждение проблемных жизненных ситуаций на классных часах в школе. // Эксперимент и инновации в школе.-2009.-№ 2.

2. Мазура Т. В. Сценарий КВН по истории «Делу время - потехе час». // Инновационные проекты и программы в образовании.- 2011.- № 3.

3. Селюкова М.А., Сиденко Е.А. Целеполагание: тренинг для младших подростков. // Эксперимент и инновации в школе. - 2012.- № 5.

4. Сиденко Е. А. К вопросу адаптации младшего и старшего подростка в социуме//Эксперимент и инновации в школе.- 2011.- № 6.

5. Социальный мониторинг воспитания детей в Российской Федерации / Под ред. С. В. Дармодехина. М., 2004.

Эксперимент и инновации в школе 2012/6

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.