Научная статья на тему 'Путешествие в историю'

Путешествие в историю Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
269
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Путешествие в историю»

Л. Н. Сорока

ПУТЕШЕСТВИЕ В ИСТОРИЮ

Я немало лет проработала в сельской Березорядской общеобразовательной школе Бологовского района, занимаясь краеведением не по долгу службы, а по велению сердца. У меня накопился некоторый опыт в преподавании этого предмета, и мне хотелось бы поделиться им с теми, кого интересует данный вопрос.

Известно, что "краеведение" происходит от слова "ведать", то есть знать свою малую родину, ее природу, историю, хозяйство, быт, взгляды, верования, традиции местного населения. Это не дань моде, а желание сохранить для потомков хотя бы то, что еще возможно. Начинать заниматься этим нужно именно в школе. В последние годы краеведение стало привлекать неподдельный интерес учеников, поскольку свою малую родину человеку необходимо знать "в лицо". Ее красота, ее неповторимость, ее пережитое - все это основа истинной любви к Отечеству.

Наши земли еще в начале ХХ века относились к Новгородской губернии, поэтому бологовцы не считают себя в полной мере тверитянами, а у учителя есть возможность выходить за рамки учебного пособия "История Тверского края", под общей редакцией В.М. Воробьёва (1996), которое используется на уроках краеведения во всех тверских школах. Поэтому я использую часть учебного времени по своему усмотрению и показываю ребятам мир за страницами учебника, тот мир, где течет знакомая река, на берегу которой раскинулось родное село, поля, лес, дороги...

Наше село Березовский Рядок расположено там, где в реку Мсту впадает Березайка. Чудесные пейзажи северного склона Валдайской возвышенности были свидетелями многих исторических событий. Здесь невольно рождаются поэтические строки.

Справа Мста, а слева Березайка. Прямо вдаль - леса, луга, поля. Издавна, меж рек, цветной мозаикой Березорядская раскинулась земля.

Давно - давно на устье люди жили. По-своему, порой кто как привык. Лепешки, деньги в жертву приносили У Радовки на камень-следовик.

Княгиня Ольга Мстою проходила. Велела ставить крепость-городок. И все селенья данью обложила, Не обошла Березовский Рядок.

Здесь Долгорукий был, Иван Московский,

Делили земли Новгород и Тверь. Рядовичи прошли сквозь все невзгоды Дорогою страданий и потерь.

Частенько встарь неурожаи были. От голода людей спасала Мста. В ту пору лоцманы умелые здесь жили, Их нанимали проводить суда.

Здесь, говорят, царица проплывала, Сама Екатерина. И меж рек Она построить город обещала. Оставить память о себе навек.

Сегодня здесь лежит село большое И прежняя природы благодать. Но всем нам важно вспоминать былое, Историю села потомкам рассказать.

В этих строках перед вами промелькнули лишь некоторые страницы прошлого края, где расположена наша школа. Это далекая бологовская глубинка, и ее история уходит своими корнями в глубокую древность.

"Пешком" в эту историю мы и отправляемся с ребятами уже не первый год в сентябре. Все начинается с посеще-

ния сельского кладбища. Ребята, знакомые с прошлым своей семьи, рассказывают о достойной жизни своих предков, что заставляет других задуматься, вызывает интерес. И мы начинаем составлять родословные некоторых березорядских фамилий. В этой работе принимают участие все: ученики, их родители, бабушки и дедушки, знакомые, соседи и другие люди, к которым ребята обращаются за помощью. Мальчишки и девчонки фактически выступают в роли юных исследователей, что дает им больше, чем словесно-книжное краеведение. Именно такая форма краеведческой работы помогает ученикам докопаться до таких глубин, о которых они раньше и не подозревали. Соприкосновение с прошлым рождает у них чувство РОДИНЫ. Параллельно с родословной собирается семейный альбом, и на занятиях краеведческого кружка ребята рассказывают о своих семьях и показывают фотографии предков.

Мы живем рядом с теми, кто еще хранит обычаи и традиции, память о прошлом. Достаточно просто пройти по улице - и прямо тут, "на завалинке", можно услышать интересные предания о селе и его окрестностях, воспоминания о земляках и другие истории из жизни сельчан, которые нам рассказывают добрые люди. В классе на уроках краеведения или на заседаниях краеведческого кружка ребята записывают услышанное. Так по крупицам собирается ими история села Березовский Рядок.

Она берет свое начало в глубине веков. Бологовский краевед М. А. Иванов в своей книге "Бологое на Валдае" [4.С. 14] упоминает, что в летописи 947 года сказано: "Идет Ольга к Новгороду и ставит на Мсте посты и дани". Он не уточняет, откуда взяты эти строки. Возможно, они из Лаврентьевского списка летописи под 6455-м годом: "Иде Олга Новугороду и устави по Мъстъ погосты и дань" [8.С. 113].

В летописных строках прямо не сказано о Березовском Рядке, но известно, что в опасных местах водного пути и на водных перекрестках славянские племена издавна ставили крепости-городки.

Напротив устья Березайки как раз и стоит Городок - деревенька в десяток домов. Археологические раскопки здесь не проводились, хотя вероятность существования крепости-городка очень велика. И чтобы испытать чувство сопричастности к тем далеким временам, мы бываем на месте предполагаемой крепости и с высокого берега Мсты смотрим на водный путь, имеющий историческое название как "путь из варяг в греки".

В нашем крае есть на что посмотреть. Мы с ребятами совершаем много экскурсий, так как это - один из немногих способов увлечь предметом, постепенно превратить учеников из пассивных слушателей в активных участников учебного процесса.

Например, говоря о культуре и верованиях древних славян, мы бываем у камня-следовика, памятника каменно-сечного искусства языческих времён, что находится у впадения речки Радовка в Березайку. Камням у древних славян придавалось значение предметов культа, а изображения на них обожествлялись. След на камне считался "божьим", то есть священным. Принося жертву камню с высеченной на нём стопой, люди просили у своего божества хорошего урожая, удачной охоты, избавления от болезней. Такие камни были известны ещё в V веке нашей эры. На камнях чаще всего выбиты (или высечены) следы человеческих ног. Вода, находящаяся в этих следах-углублениях, считалась целебной. В жертву камню приносились лепёшки, яйца, шерсть, мелкие деньги. Считалось, что вода из "божьего следа" снимает зубную боль [4.С. 15].

Услышав легенду о том, как Екатерина великая, проходя на барке по Мсте и увидев красавицу-церковь на пригорке, решила сойти на берег, ребята на берегу реки думали-гадали: "Где же это могло быть, в каком месте ступала нога знаменитой русской императрицы?" Проведя "поисковую" работу, ученики были немного огорчены, узнав, что город, который она обещала построить на высоком мстинском берегу, так и не возник по ви-

не березорядских мужиков, не постеливших Екатерине II ковров под ноги.

Знакомясь с архитектурой православных храмов, мы посещаем церковь Успенья Божьей Матери и Николы Чудотворца, что находится в центре села. С болью в сердце бываем у деревянной Предтеченской церкви, построенной еще в первой половине ХУШ века и сейчас находящейся в плачевном состоянии: церковь требует серьезного и срочного ремонта. Летом 2002 г. кровлю усилиями местных жителей отремонтировали, а значит, появилась надежда, что старинное здание будет спасено от полного разрушения. На экскурсии мы сравниваем сохранившийся памятник с фотографиями столетней давности, а на уроке по теме "Культура Тверского края в ХУШ веке" подводим итог.

Дети - любознательный народ, и если постоянно напоминать им о важности и значимости их поисковой и исследовательской работы, то они горы свернут. Поэтому экскурсии стали у нас основной формой работы. Так, при изучении темы: "Монголо-татарское нашествие на Русь" ставится вопрос, дошли ли монголо-татары до наших мест? В учебниках пишут, что не дошли. Тогда почему камень, у которого мы стоим, называется "татарским"? Старожилы рассказывают, что были у нас татары. Сами, конечно, не видели, а тоже от стариков слышали. И ребята тут же делают предположение: "А может быть, название Мста от слова "мстить"? Когда объясняешь, что Мста от угро-финского "шш1а", то есть "черная", из-за темной торфяной воды в ней, то это для ребят целое открытие. Микротопонимика села Березовский Рядок и его окрестностей - большое поле для исследовательской деятельности, и мы только начинаем работать в данном направлении, собираем материал, используя различные источники.

Сколько еще неизведанного хранит березорядская земля! Школьникам предстоит побывать в соседних деревнях, побеседовать с местными жителями, совершить множество походов и экскурсий. И есть у нас давняя мечта - посетить

Иверский монастырь (под Валдаем), во владения которому в 1650 г. указом царя Алексея Михайловича был отдан Березовский Рядок.

Живя в глубинке, далеко не все школьники имеют возможность бывать в культурных центрах Тверского края и Новгородской земли. Но мы - сельчане, и нас окружает живая природа, а соприкосновение с историей родного края происходит на каждом шагу. Осенью 2001 г. учащиеся нашей школы убедились в этом в прямом смысле слова. В низовьях реки Березайки работала группа археологов в составе ведущего специалиста Комитета по охране историко-культурного наследия при Тверской администрации А. Д. Максимова и кандидата исторических наук А. А. Фролова. Они занимались исследованиями в рамках научного проекта Тверского филиала общества "Знание" при финансировании Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ). Археологи начали изучать территориально-административное устройство и поселенческую структуру земель в нижнем течения реки Березайки. Учёные попросили ребят оказать помощь в сборе керамики по пахотным участкам жителей села и соседних деревень. Результат превзошел все ожидания! Дети не думали, что когда-нибудь им представится возможность прикоснуться к археологическим находкам. Они трудились с энтузиазмом, задавали вопросы руководителям раскопок, а получив ответ, пытались делать собственные предположения и выводы. Ведь поисково-исследовательская работа, да еще вместе со специалистами, несравнимо интереснее чтения даже очень увлекательной исторической книги. Ранее все их знания о прошлом села опирались на легенды, рассказы старожилов и единичные письменные исторические источники. Теперь же ребята не только узнали, что наши края были заселены людьми уже в начале XI в. нашей эры, но и сумели подержать в руках осколки глиняной посуды, которой пользовались в те давние времена.

Наша краеведческая работа ведется по разным направлениям. Перечислю некоторые из них:

• Следы из каменного века.

• Предания земли березорядской.

• История Березорядской школы.

• История села в воспоминаниях его жителей.

• Ремесла нашего края.

• История некоторых березорядских семей.

• Они сражались за наше счастье.

• История возникновения церкви.

• Наши выпускники на службе Отечеству и т. д.

Материалы по этим и другим направлениям собираются разными способами уже более десяти лет с участием учеников старших классов. Мы в четырех стенах не сидим: встречи со старожилами, посиделки с местными рукодельницами, помощь археологам по сбору керамики, изучение и использование результатов работы местных краеведов, а главное - экскурсии по родной земле. Все это - методы нашей поисковой и исследовательской работы.

В конце каждого учебного года учащиеся 7 - 8 классов сообщают о результатах своей личной краеведческой деятельности в течение года и представляют "на суд" одноклассников зачетные работы: истории своих семей, биографии предков, истории деревень и местных названий и многое другое. Кроме того, свои знания об истории родного края ребята показывают в школе, на сельских праздниках, а в марте 2003 г. торжественно открыли районную выставку "Здесь Бе-резайка встретилась со Мстою" в Боло-говском городском музее имени Н. И. Дубравицкого.

Идея организации такой выставки возникла несколько лет назад, но получила поддержку только при новом директоре музея Е. П. Кондратович. Материалы выставки собирались с помощью ребят не один год и хранились в кабинете истории и краеведения школы. Был у нас раньше и свой школьный музей, но в феврале 1998 года он пострадал от пожара. В огне погибло около 240 экспонатов.

Это было невосполнимой потерей, но члены кружка "Юный краевед", бывшие выпускники школы, взрослые, душой болеющие за сохранение местной истории, не остались стоять в стороне. Мы все вместе вновь начали собирать краеведческие материалы, которыми богат наш край, и задумали познакомить с местной историей жителей города и района.

Было решено представить прошлое и настоящее села в фотографиях, документах, показать предметы крестьянского быта, ремёсла. Нам хотелось рассказать о всех местных достопримечательностях, охватить историю сельских учреждений, показать особенности жизни людей далёкой тверской глубинки, неповторимость её истории и культуры, представить человека деревни - вечного труженика со своей особенной судьбой.

Подготовка выставки началась с того, что я пересмотрела все имеющиеся материалы, разложила их "по полочкам", чтобы было от чего оттолкнуться в дальнейшей работе. Затем составили подробный список того, что необходимо для реализации нашего замысла. Когда мы сравнили то, что у нас имеется, с тем, что бы мы хотели показать - картина стала ясна. Наш дружный коллектив принялся за работу с энтузиазмом, достойным подражания.

Все недостающие, как нам казалось, материалы мы искали у местных жителей. Результат нас радовал. Что-то сельчане отдавали безвозмездно, а некоторые семейные реликвии с пониманием и радостью предоставляли во временное пользование.

Итогом совместной многолетней поисковой работы явилась районная выставка "Здесь Березайка встретилась со Мстою. Страницы истории села Берёзов-ский Рядок". Именно СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ. Все материалы были размещены и представлены следующим образом:

1. Фотовыставка:

• Фотографии XIX века.

• Фотографии начала ХХ века.

• Времена колхоза "Завет Ильича" (30-е

годы).

• Фото из фронтового конверта.

• Совхоз "Сеглинский" (60-е - 80-е годы).

• Летопись Березорядской школы.

• На отрогах Валдайской возвышенности (70-е годы).

• Село Берёзовский Рядок сегодня.

2. Документы и материалы:

• Из истории березорядских семей.

• Из истории школы.

• Из истории пионерской и комсомольской организаций.

3. Крестьянский быт и ремёсла:

• Домашняя утварь.

• Посуда, орудия труда.

• Женское рукоделие (старинные полотенца, скатерти, салфетки, одежда, вышивки).

• Работы учениц Березорядской школы по вязанию и бисероплетению.

• Резьба по дереву работы местного умельца В. Г. Степанова.

Здесь были стол с самоваром, сундучок с приданым, половичок на полу и неизменная икона в "красном углу". Куда ни посмотришь, везде чувствовался дух русской деревни, тепло деревенского дома.

Во время каждой экскурсии по залу музея прослеживалась "веков связующая нить". Показ экспонатов сопровождался рассказом о людях березорядской земли, о преемственности поколений. Каждая вещь имела своё место и своё значение. Если шёл рассказ о школе, то показывались фотографии, документы. Здесь же были представлены старые школьные учебники, портфель одной ученицы, заботливо сделанный отцом ещё в 30-е годы, грифельная доска, заменяющая тетради, пионерский барабан, комсомольский билет и т. д.

Под фотостендом о колхозе стоял деревянный плуг - символ деревни, а вместе с фотографиями времён совхоза висели вымпелы "Лучший механизатор" и "Победитель социалистического соревнования". Взрослым всё это было знакомо, а подрастающее поколение рассматривало экспонаты с неподдельным интересом.

Показ работ школьниц - юных мастериц из Берёзовского Рядка являлся логическим завершением рассказа о ремёслах края, где жили и трудились их бабушки, прабабушки, чьи работы занимали достойное место в экспозиции. Выставка действовала в течение двух месяцев. Экскурсии проводились почти ежедневно.

Вот отрывки из некоторых отзывов о выставке:

"Спасибо за интересную выставку, ознакомившую нас с историей вашего края. Мы бывали во многих музеях, но ваша выставка отличается уникальностью и неповторимостью экспонатов. Студенты Волгоградского ГТУ'.

"Это просто замечательно, что учителя и учащиеся Березорядской школы в стенах городского музея показали всем нам уголок родного Отечества. Фотографии, русские ремёсла, рукоделье - в них русская история из бабушкиных сундуков и альбомов. В этой истории главная фигура - русский человек. А простой русский человек из деревни - это КОРЕНЬ, из которого выросло прекрасное дерево-Русь. Выставка сумела передать русский дух. При внимательном рассмотрении за внешней скромностью и простотой сердцем чувствуешь известное во всём мире духовное богатство русского народа. Спасибо за такое трепетное отношение к родной истории, к русской старине! З. П .Бойкова, заслуженный учитель РФ".

"Первый раз я видел выставку месяц назад. И после этого ещё заходил в музей, чтобы увидеть и удивиться. Больше всего меня поразило отношение к истории своего села. В наше время - отношение просто удивительное! Более века запечатлено на фото. Русские узнаваемые лица! Если бы таких энтузиастов, как организаторы выставки, было чуть больше, я уверен, что в стране жилось бы лучше. На таких людях держится историческая память. Спасибо вам! Александр Нероз-ников, корреспондент газеты "Перекрёсток"". Выставка заинтересовала многих в городе Бологое и районе. Наш труд оставил свой след в местной истории!

Краеведение в нашей школе органично сочетается с изучением ремесел, которыми испокон веков славился Березовский Рядок. Мы стараемся не дать исчезнуть почти забытым видам декоративно-прикладного искусства, приобщить детей к истокам русской культуры, к возрождению национальных традиций. В школе действует кружок "Юный краевед". На уроках технологии мальчики занимаются обработкой древесины, работают с металлом, а мы с девочками занимаемся по программе "Основы домашнего ремесла". Школьницы 8-9 классов вышивают, вяжут спицами и крючком, знакомятся с основами бисероплетения и традициями русской кухни, с обычаями и бытом крестьянской семьи, с устным народным творчеством. Мы поддерживаем тесную связь с местными рукодельницами, ходим к ним в гости. Женщины делятся своими знаниями и опытом с подрастающим поколением, приходят в школу на уроки, рассказывают о своей жизни, показывают свое рукоделие. Каждую весну в марте в школе традиционно проходит неделя история и краеведения. Вот уже несколько лет "Праздник русских ремесел" является неотъемлемой частью этой недельной программы, а выставка "Лучший клад - ремесло" собирает работы учениц, их мам, бабушек и даже прабабушек. При работе с детьми мы всегда стремимся поддерживать связь с их родителями: они - частые гости нашей школы.

Культурно-исторический потенциал березорядскогого края огромен, и задача состоит в том, чтобы как можно шире включить его в воспитательную систему школы. Чтобы построить будущее, нужно опираться на знания из прошлого. Только так возможно сохранить то, что завещали нам деды и прадеды. Мы понимаем, что изучение старины - многогранный, увлекательный каждодневный процесс, у которого не может быть конца. Как мало сделано по сравнению с тем, что еще предстоит сделать, а значит впереди новые трудности, преодолевая которые можно многому научиться и мно-

гое постичь. Но главный вывод из опыта моей работы следующий.

В настоящее время в нашей Тверской области идет много разговоров о том, является ли краеведение самостоятельным предметом в школьной программе или же часы, отведенные на него, следует распределить между учителями-предметниками, преподающими историю, географию, литературу и т. д. Наш опыт говорит в пользу того, что краеведение - это самостоятельный школьный предмет. Так же думают и сами ребята, юные краеведы. Ведь у них тоже есть свое мнение, которое чего-то стоит! Ниже приведу точки зрения о краеведении как школьном предмете, которые высказали выпускники Березорядской школы 2001 г. Они были первыми, с кем мне пришлось работать в данном направлении.

Михаил Сакаль. "В седьмом классе у нас появился новый предмет -краеведение. Мы были одними из первых, кто начал его изучать. Всем было интересно узнать историю своего края. После уроков мы часто ходили на экскурсии. Больше всего мне запомнились раскопки на берегу реки Березайки, где мы нашли глиняные черепки. Мы научились любить свой край и его историю".

Татьяна Ефимова. "Раньше я никогда не задумывалась, как богата и интересна история нашего села, сколько различных тайн хранит она. Очень увлекательно было ходить на экскурсии, слушать легенды о селе. Больше всего мне запомнился тот день, когда к нам в гости приехал автор учебника "История Тверского края" Вячеслав Михайлович Воробьев. Мы познакомили его с местными достопримечательностями, рассказали стихи о Березовском Рядке. Тогда я почувствовала гордость за свою малую родину и рада, что познакомилась с её историей на уроках краеведения".

Юлия Леонтьева. "Заниматься в кружке "Юный краевед" я начала еще задолго до того, как в расписании уроков появился предмет "краеведение". Вместе со старшими ребятами мы ходили на экскурсии. Я много не понимала, хотя и пы-

талась все запомнить. Остались в памяти все экскурсии и то, как мы устроили в нашей школе "День открытых дверей", восстанавливали работу школьного музея. Правда, он потом пострадал от пожара, но ребята приняли самое активное участие в сборе новых экспонатов. Историю своего края необходимо изучать в школе".

Максим Базов. "Краеведение мне понравилось сразу, как только начались первые экскурсии, первые задания. Особенно я запомнил экскурсию к камню-следовику, что находится у впадения речки Радовка в Березайку. Мы долго искали камень в лесу, а потом бросали в каменный след монетки и загадывали желания. Историю места, где ты родился и живешь, нужно знать всем".

Наталья Котова. "На уроки краеведения мы ходили охотно. Я никогда не забуду наши экскурсии, раскопки, исследования. Но время промчалось очень быстро, теперь мы выпускники. Жаль, что больше не придется посидеть на уроках, походить по окрестностям Березовского Рядка. Историю своего края необходимо изучать в школе и хранить ее".

Сергей Шевков. "Уроки краеведения помогли мне узнать много нового из истории села. Я помню, как мы искали старинные вещи, ходили на экскурсии. Когда знакомишься с каким-то историческим памятником, хочется узнать о нём еще больше. Мне нравится самому искать что-то новое, добывать сведения. Я советую всем изучать свой край и по крупицам восстанавливать его историю".

Для учителя краеведения самая большая благодарность - видеть интерес и понимание в глазах детей, их желание как можно больше узнать о той земле, на которой растешь, учишься, обретаешь друзей, то есть о своей РОДИНЕ в глубинном значении этого слова.

Академик Д. С. Лихачев (1992), говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечал, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость, и если не будет корней в род-

ной местности, в родной стороне - будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.

Мои ученики, эти мальчишки и девчонки, любят свой край, знают его историю. В их душе чувство Родины дало дружные всходы. В сердцах ребят зажегся огонек, который уверенно будет вести их по жизни. Теперь уже никто не сможет назвать их Иванами, не помнящими родства. Конечно, в истории много спорных вопросов, но ведь не зря говорят, что в споре рождается истина.

Мы будем спорить, истина дороже! Но, несмотря на это, скажем все же: Мы многому могли бы научиться, Листая давние истории страницы.

И сами собой напрашиваются слова, След из прошлого к сердцу тянется. Прав земляк наш Виктор Сычёв: "Если жить исторической памятью, Нам любая беда нипочем!"

Память ... Самое глубокое и живое толкование этого слова дано в словаре В. И. Даля [3. С. 14]. Как просто сказано в нем: "Память - способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить созданье о былом". Нам кажется естественным, что каждый человек знает и помнит историю своей жизни. Многие собирают историю своей семьи, и лишь некоторые интересуются историей своей малой родины. Отчий дом, отечество, родной край ... так называем мы землю, где родились и прожили многие годы, землю, на которой трудились и которую защищали наши отцы, деды и прадеды, где находятся дорогие нам могилы. От этих слов возникли и понятия "роди-новедение", "отечествоведение", "краеведение", которое утвердилось и начинало получать широкое распространение сравнительно недавно. Но именно краеведение направлено на то, чтобы наши березорядские дети слова "мы из глубинки" говорили не с сожалением, а с гордостью за родной край, чтобы они испытывали чувство сопричастности к богатой местной истории, сохраняли ее и выросли настоящими патриотами своей малой

родины. Пусть с детства ребенок знает, что у него есть "корни", на которые он всегда может и должен опереться.

В заключение приведу некоторые предания земли березорядской. Народ всегда ощущал потребность в сохранении и передаче собственной истории. Живая память о минувшем в человеческом обществе - залог его единства, жизнестойкости. У жителей каждого села, города, края - своя история, свои рассказы о событиях, происходивших на их малой родине. Они глубинно связаны с "большой" историей. Эти рассказы принято называть преданиями. Березорядская земля богата ими. Может быть, некоторые из них и вымышленные, но я думаю, что они не возникали просто так, а появились на основе каких-то достоверных событий и фактов. Независимо от имеющейся в них доли вымысла, предания с художественной достоверностью отражают сущность событий и восприятие их современниками, оценку, данную потомками. Вот почему можно с полным правом утверждать вслед за поэтом древности: "Слово предания - вечное слово, основа познания, правды основа" [6].

Камень-следовик

На правом берегу речки Радовки у впадения ее в Березайку лежит камень-следовик, памятник каменно-сечного искусства древних славян языческих времён с высеченной на нём человеческой стопой. Несколько десятков лет назад местные механизаторы от незнания или от любопытства решили этот камень сдвинуть трактором. Кто-то им сказал, что якобы это могила аж самого князя Рюрика. Попытка сдвинуть камень не удалась, а вот сам памятник был испорчен. След на нем стал не очень чётким. Когда приходишь посмотреть на камень, начинаешь сомневаться: тот ли это камень или нет. Единственное подтверждение места нахождения камня-следовика -местный топоним: поле рядом с камнем испокон веков называется Следком.

Курган

Если идти на речку Радовку мимо сельского кладбища, то вдоль дороги видна насыпь, которую местные жители

называют курганом. Дело в том, что давно кто-то пытался копать на месте предполагаемого кургана и даже находились монеты овальной формы и черепки глиняной посуды. Возможно, это действительно место славянского захоронения, а может быть, и место поселения. Исследования археологов 2001-2002 гг. подтвердили, что в трёхстах метрах от кургана, на берегу озера Выгляд, находились две стоянки первобытных людей эпохи неолита. Вероятно, будущие исследования покажут - курган вдоль дороги или нет.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"Татарский" камень

Интересно отметить огромный камень, который поднимается над водой реки Мсты под Великой горой, сразу за Дальним ручьем. Старики рассказывают, что в своём детстве слышали рассказы стариков о том, что будто бы на самом высоком месте Березовского Рядка между татарами и рядовичами произошла битва великая. Чем она закончилась, нам неизвестно, но камень под горой стал с тех пор называться "татарским".

В учебниках пишут и историки утверждают, что в наших краях татар не было. Может, оно и так, только вот "местная" история говорит об обратном. И в подтверждение этого над мстинской водой возвышается камень, давнишний свидетель старинной березорядской истории.

Колокол

На территории Березовского Рядка располагаются два храма: Предтечен-ская деревянная церковь, построенная в первой половине XVIII века, и каменная Успенья Божьей Матери и Николы Чудотворца, возведенная в 1870 году на месте сгоревшей от удара молнии похожей каменной церкви (так утверждают старожилы края и "Летопись Березорядской церкви" (рукопись, конец XIX в.), хранящаяся в Бологовском городском музее имени Н. И. Дубравицкого).

В селе живет легенда о том, что во времена литовского нашествия в XIV веке, когда войска литовского князя Ягайло шли на помощь татарам, местные жители приняли решение спрятать от завоевате-

лей церковный колокол. Сняли его с колокольни и скатили с высокого мстин-ского берега в омут под Великой горой до лучших времён. Правда, когда тяжёлый колокол спускали в реку, у него откололся край. Прошло время, и рядовичи решили колокол из воды поднять, да не тут-то было. Его занесло илом, на месте повреждения в воде образовался водоворот. Говорят, что в этом омуте возле колокола утонуло много жителей. Где теперь это место, точно не знает никто. А, может быть, и не было этого вовсе, но легенду о колоколе знают в селе все от мала до велика.

Во времена Екатерины II

Из поколения в поколение березо-рядскими жителями передается легенда о том, что будто бы в Берёзовском Рядке побывала сама матушка-царица Екатерина II. Она осматривала мстинский водно-торговый путь, попала в плохую погоду и вынуждена была остановиться в Березовском Рядке. Здесь ее не ждали и не смогли оказать должных почестей и внимания. Императрица замочила подол и ноги, так как на трапе не постелили половичков. И в довершение всего в доме, где Екатерина II разместилась на отдых, свирепствовали клопы. Разгневанная царица сказала: "Не бывать вашему рядку городом!"

Правда это или вымысел? Доподлинно лишь известно, что после посещения Крыма в 1785 году императрица ознакомилась с работой системы шлюзов и каналов на Мстинско-Вышневолоцкой водной системе и осталась увиденным вполне довольна. А Указ Екатерины II об объявлении городами Осташкова, Вышнего Волочка, Валдая, Рыбинска, Боро-вичей вышел за много лет до этого путешествия [5. С. 177]. Несмотря на хронологическую неувязку, эта легенда до сих пор живет среди березорядских жителеРйа. згневанная плохим приемом и ночлегом, Екатерина II двинулась по Мсте дальше. После устья Березайки, напротив деревни Городок, на дне реки лежали огромные камни - валуны и мешали проходу барок и лодок. Императрица приказала березорядским мужикам камни

со дна Мсты на берег вытащить. По преданию, с тех пор лежат эти камни на левом мстинском берегу, и почему-то местные жители их называют "журавлиными".

Молчальница Вера Александровна

В истории каждого государства есть много невыясненных загадок. К числу их принадлежит судьба императора Александра I и его супруги императрицы Елизаветы Алексеевны. Народное предание и показания разных лиц говорят, что они скрылись среди народа, а в соборе Петропавловской крепости вместо них были погребены другие лица.

Судьбой Александра I занимались многие историки, и хотя большинство их пришли к убеждению, что император Александр I и Сибирский старец -подвижник Феодор Кузьмич были одно и то же лицо, точных документальных доказательств у них не было. Две не так давно появившиеся книги поддерживают мнение, что Феодор Кузьмич действительно был царём Александром I. Одна из них на английском языке (Л. И. Страховский. Русский Александр I. Нью-Йорк, 1947). Другая-на русском (М. В. Зюзюкин. Мистерия императора Александра I. Буэнос-Айрес,1952). Профессор Страховский предполагает, что доказательства его утверждения могут быть найдены в частных бумагах английского семейства Кэчкарт. Эти документы опровергают любые другие версии, в том числе и исследования великого князя Николая Михайловича [1. С. 518). Судьба императрицы Елизаветы Алексеевны историками исследована не была, но в народных преданиях ее отождествляют с молчальницей Верой Александровной, скончавшейся в 1861 году в Сырковом монастыре Новгородской епархии.

Жизнь Александра Павловича никак не была связана с нашим краем, а предания говорят, что его супруга какое-то время жила в Березовском Рядке. Поэтому мы считаем возможным изложить имеющиеся легенды о ее судьбе.

К сожалению, жители Берёзовского Рядка уже не помнят этого предания, но согласно изданию Свято-Троицкой Сер-

гиевой Лавры "Русское православное женское монашество XVIII-XX вв." [9. С. 171], Вера Александровна появилась впервые в 1834 году в городе Тихвине под видом странницы и три года жила у одной благочестивой женщины, ежедневно занимаясь посещением храмов, молитвой и чтением Священного Писания. Потом год она пожила в Олонецкой губернии, прислуживая неподвижно лежащей больной жене одного дьячка, затем, оставив Тихвин, направилась в Валдай. По дороге она остановилась в погосте "Берёзовский Рядок", где ей понравилось богослужение и где она приняла приглашение одной крестьянской семьи пожить у них и научить их жить по-христиански. Поселилась Вера Александровна в особой избушке и принимала только детей: она рисовала для них изо-

бражения Спасителя и Божией Матери и учила их крестному знамению, молитвам и грамоте.

Но у Веры Александровны не оказалось паспорта, и она отказалась сказать властям, кто она. Следователю она ответила так: "Если судить по-земному, то я выше тебя, а если по-небесному, то я прах земли". И после этого она до кончины своей не произнесла более ни слова. Тогда её посадили в Новгородский острог, а оттуда через полтора года перевели в дом для умалишённых. Влиятельные лица, известные своей благотворительностью и сочувствием божьим людям, добились того, что Веру Александровну поместили в Сырков женский монастырь, находящийся в шести верстах от Новгорода, где она и скончалась.

Библиографический список

1. Вернадский Г. В. Русская история. М.: Аграф, 1997. 544 с.

2. Воробьёв В. М. История Тверского края. Тверь: Созвездие, 1996. 207 с.

3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Гос. изд-во иностран. и национал. словарей, 1955.Т. Ш .555 с.

4. Иванов М. А. Бологое на Валдае. Бологое, 1996. 132 с.

5. Иванов М. А. Бологовские странички. Бологое, 2002 . 255 с.

6. Криничная Н. А. Легенды. Предания. Бывальщины. М.: Современник, 1989. 286 с.

7. Лихачев Д. С. Учит земля родная // Вестник Союза краеведов России. 1992. №1. С. 7-10.

8. Новгородская первая летопись старшего и младшего извозов. М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1950.

9. Русское православное женское монашество XVШ-XX вв. / Сост. монахиня Таисия. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.