Научная статья на тему 'Особенности организации учебно-воспитательного процесса в рамках экспериментальной модели «Шестилетняя начальная школа»'

Особенности организации учебно-воспитательного процесса в рамках экспериментальной модели «Шестилетняя начальная школа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2318
211
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПЕРИМЕНТ / МОДЕЛЬ ШЕСТИЛЕТНЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / "НАУЧИТЬ УЧИТЬСЯ" / АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ / ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каманина Светлана Владимировна

В статье рассматриваются концептуальные положения эксперимента «Шестилетняя начальная школа», раскрывается система работы образовательного учреждения, создающего свой вариант экспериментальной модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности организации учебно-воспитательного процесса в рамках экспериментальной модели «Шестилетняя начальная школа»»

Для того, чтобы у учащихся развить самостоятельную познавательную деятельность в учебном процессе, я соблюдаю определенные психологические условия:

1. Создаю на уроке эмоциональную атмосферу. Позволяющую ученику осознать пользу и значимость изучаемого материала и выполняемой работы. пережить свой личный успех и успех товарищей. а также чувство радости открытия и познания нового. Создания эмоциональной атмосферы в классе способствует активному творческому поиску детей. повышает их интерес к знаниям.

2. Развиваю их познавательные способности. На уроках учу думать. рассуждать. спорить и доказывать.

Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах - это социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным. знать и уметь использовать (реализовать) свои возможности. В решении данной проблемы мне помогает комплекс творческих заданий. выполнение которых требует индивидуального решения. умения реализовать свое « Я»

Работая по Образовательной программе «Школа 2100. анализируя результаты работы. пришла к выводу. что для успешной реализации данной программы необходима ещё и предварительная работа с детьми старшего дошкольного возраста. разработала программу для детей 5-6лет «Развитие математических способностей». Предлагаемый курс дает возможность развивать познавательные способности детей. интеллект. творческое начало. развивать все виды речевой деятельности. прививать навыки культуры речевого общения детям подготовительной к школе группы.

Есть звание - первый учитель и выше его не сыскать - вот. что мне помогает сохранить желание учиться. укрепить веру в себя. позволяет строить педагогический процесс на принципах гуманно- личностного подхода к детям.

Опытом своей работы делюсь с коллегами на педагогических советах. психолого-педагогических семинарах разного уровня. заседаниях кафедры учителей начальных классов. городского методического объединения через систему открытых уроков. мероприятий и их анализ.

В статье рассматриваются концептуальные положения эксперимента «Шестилетняя начальная школа», раскрывается система работы образовательного учреждения, создающего свой вариант экспериментальной модели.

Каманина Светлана Владимировна,

заместитель директора по НМР ГОУ СОШ № 1996 г. Москвы

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РАМКАХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МОДЕЛИ «ШЕСТИЛЕТНЯЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»

Каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность экспериментальной модели шестилетней начальной школы?

Ключевые слова: эксперимент, модель шестилетней начальной школы, преемственность, «научить учиться», адаптация пятиклассников, гендерное воспитание, личность учителя.

Сохранение физического. психического здоровья детей - приоритетная задача современного образования. Переход ребенка из начальной в основную школу - один из самых сложных этапов школьного обучения. В этот период происходит наложение двух типов кризисов: возрастного. который определяется особенностями развития детей. и кризиса. вызываемого изменениями организационно-педагогических условий. резкой сменой видов деятельности. Необходимость решения данной проблемы явилась основанием для отработки модели «Шестилетняя начальная школа». Цель эксперимента: создание комфортной образовательной среды для детей 6-7. 10-12 лет как особых периодов перехода от одной ступени об-

разования к другой с наименьшими потерями физического и интеллектуального потенциала учащихся.

Особенностью эксперимента является вариативность решения приоритетных исследовательских задач школами - экспериментальными площадками. Теоретическое обоснование эксперимента разработано Я.С. Турбовским. д.п.н.. профессором. заведующим лабораторией «Методологии управляемого развития образованием» Московского центра качества образования. Согласно концепции каждое образовательное учреждение. участвующее в эксперименте. создает и апробирует свою модель шестилетней начальной школы в соответствии с возможностями. традициями. стратегией развития школы.

В первом цикле эксперимента (2005-2008 гг.) были разработаны основные направления создания модели шестилетней начальной школы. Эксперимент. проводимый в школах Москвы и Зеленограда. доказал свою значимость. и был пролонгирован. в настоящий момент осуществляется практический этап 2-ого года эксперимента. В рамках эксперимента регулярно проводятся семинары. совещания. встречи и консультации с научными руководителями ГЭП на базе школ. МЦКО. Тесное взаимодействие педагогов-экспериментаторов позволяет следить за ходом эксперимента в школах с различной организационной структурой. регулировать и корректировать направления исследования. обмениваться опытом работы.

Основные задачи эксперимента

Концепция и рабочая программа эксперимента по созданию модели шестилетней начальной школы предполагают решение следующих основных задач:

• выявить и апробировать продуктивные возможности взаимодействия дошкольного учреждения и школы. основанного на принципах приро-досообразности и адаптации;

• определить методы и средства активизации познавательного интереса детей как основы подготовки учащихся начальной школы к многопредметной деятельности;

• системно раскрыть содержание проблемы «научить учиться» как главной цели. последовательно решаемой в каждом классе начальной школе;

• обеспечить решение задач личностного становления учащегося начальной школы. перехода в подростковый возраст;

• разработать систему комплексного (методического. психолого-педагогического. административного) сопровождения классным руководителем начальных классов своего класса при переходе на новую ступень обучения как необходимого условия эмоционально-комфортного состояния учащихся в 5 классе.

В ГОУ СОШ № 1996 в ходе эксперимента были выдвинуты следующие направления работы по обеспечению бесконфликтного протекания адаптационного периода в 1. 5-6 классах:

• выявление тех изменений в жизни ребенка. которые необходимо смягчить. сделать более плавными для обеспечения переходного периода как здоровьесберегающего; оказание психологической поддержки каждому ребенку;

• развитие личности ребенка на основе формирования учебной деятельности. обеспечение преемственности в развитии общеучебных умений. навыков и способов деятельности. проведение анализа сформированных умений и определение необходимых путей коррекции;

• создание благоприятной среды для обучения через сотрудничество. обеспечение эмоциональной обстановки в классе. близкой к начальной школе (доверительность. искренность. мягкость. оптимизм. возможность посоветоваться).

Школа может выполнить эту работу лишь в том случае. если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы.

Особенности образовательной практики ГОУ СОШ № 1996

Можно выделить следующие особенности образовательной практики ГОУ СОШ № 1996. способствующие организации и проведению эксперимента.

• Опыт функционирования школы в статусе учебно-воспитательного комплекса. сохранение устойчивых связей с ДОУ.

• Накопленный опыт по созданию единой образовательной среды в ходе исследовательской работы образовательного учреждения по теме: «Система организации помощи и поддержки учащихся в процессе обучения и развития. Решение проблемы преемственности между ступенями обучения».

• Участие в работе городской экспериментальной площадки с 2005 по 2008 год по организации учебно-воспитательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий.

• Наличие высокопрофессионального стабильного педагогического коллектива. способного к решению исследовательских задач.

Вариативное решение концептуальных задач

эксперимента по созданию и апробации модели «Шестилетняя начальная школа» в ГОУ СОШ № 1996

Детский сад - первый класс Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми.

Ж.-Ж. Руссо

Одна из наиболее актуальных проблем в современном образовании - проблема преемственности между дошкольным и школьным образованием. Ее значимость связана с нарушением преемственных связей в целях и задачах. содержании и методах. формах организации обучения и воспитания. а также с изменением требований общества к качеству воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Для решения проблемы адаптации детей при переходе из ДОУ в начальную школу на основе принципов преемственности мы выделяем два основных этапа.

На первом этапе перед педагогами стоит задача создания условий для благоприятной адаптации дошкольника к школьному обучению. Работа строится на принципах гуманистического отношения к личности ребенка. Апробированы различные формы организации деятельности по сотрудничеству с ДОУ:

• постоянно действующий семинар для воспитателей и учителей по проблемам развития детей;

• раннее знакомство учителя начальных классов с дошкольниками;

• психолого-педагогическое консультирование родителей будущих первоклассников;

• проведение педагогами и психологами игровых развивающих занятий с детьми для обеспечения равных стартовых возможностей.

Второй этап - адаптация ребенка к школе - перестройка познавательной. мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому школьному обучению. Необходима специальная организация учебно-воспитательного процесса для успешности адаптационного периода: методическая и психологическая подготовка учите-

лей. начинающих работу с первоклассниками. проведение нетрадиционных уроков. организация лектория для родителей «Первый раз в первый класс». психологическая диагностика учащихся.

Варианты организации образовательного процесса в экспериментальной модели

Самым сложным вопросом в реализации эксперимента стало обеспечение возможности перехода учителя начальной школы со своим классом в среднее звено. Каждая из школ. участвующих в эксперименте. ищет собственные пути решения этой задачи. так как в настоящий момент нет нормативных документов. регламентирующих этот вопрос.

В ходе эксперимента наша школа апробировала следующие варианты организации образовательного процесса:

1) на начальном этапе: учитель - классный руководитель 1-го класса. осуществляет «раннее сопровождение» дошкольников. проводя игровые развивающие занятия с детьми (курс «Скоро в школу»);

2) при переходе из начальной в среднюю школу осуществляется сопровождение учащихся учителем начальных классов в средней школе в качестве куратора;

3) учитель начальных классов. работавший с детьми в начальной школе. продолжает работу в качестве учителя - предметника;

4) учителя - предметники. преподающие младшим школьникам такие дисциплины изо. иностранный язык. музыка продолжают обучение детей в 5-6 классах в качестве классных руководителей и учителей-предметников.

По результатам анкетирования родителей четвероклассников 85 % опрошенных высказываются за дальнейшее сопровождение учителем их детей в пятом классе в роли куратора - классного руководителя; 80 % родителей хотели бы. чтобы учитель начальных классов продолжал вести один из предметов в 5 классе.

В рамках эксперимента в ГОУ СОШ № 1996 были созданы условия для преподавания учителями начальных классов в 5-6 классах у своих выпускников таких предметов как математика. русский язык. риторика. Обобщая опыт работы. можно выделить следующие основные проблемы. возникающие при переводе учителя начальных классов в среднее звено:

• учитель должен иметь помимо специальности «учитель начальных классов» образование по предмету;

• сложности с учебной нагрузкой в среднем звене;

• трудности организации деятельности в случае. если учитель начинает работу с первым классом и ведет один из предметов у пятиклассников;

• желание самого учителя изменить привычный ход педагогической деятельности.

Но. несмотря на наличие организационных трудностей. результаты экспериментальной работы положительны. Показателями эффективности ОЭР являются данные диагностик. свидетельствующие о безболезненной. успешной адаптации пятиклассников (низкий уровень тревожности). удовлетворенности родителей учащихся экспериментальных классов организацией учебного процесса при переходе на новую ступень обучения. Так на вопрос «Приспособился ли ребенок к новым усло-

виям обучения?» 83% родителей учащихся 5-ого экспериментального класса дали положительный ответ. в контрольном классе - 60% родителей. На вопрос «Как ребенок воспринимает отношения с учителями?» 90 % родителей учеников экспериментального класса выбрали вариант ответа «в основном положительно». В контрольном классе этот показатель равен 65%.

В чем заключаются преимущества организации учебновоспитательного процесса по представленной модели?

В модели «Шестилетняя начальная школа» ученик. переходя в 5 класс. получает поддержку от учителя. работавшего с ним на протяжении ряда лет в начальной школе. По наблюдениям психологов. первое. что необходимо ученикам пятых классов - иметь возможность кому-нибудь доверить свои чувства. проблемы. В то же время собственный внутренний мир кажется пятикласснику хрупким. он всячески скрывает его от вторжения. в особенности от взрослых. Учитель начальных классов уже имеет в своем арсенале средства. которые могут помочь ребенку в проявлении и осознании своих чувств. переживаний. Новым учителям. начинающим работу с пятиклассниками. еще только предстоит завоевать доверие ребенка. Важнейший ресурс для успешного прохождения ребенком кризиса - абсолютное принятие его взрослым. Педагог. хорошо изучивший сильные и слабые стороны своих подопечных. может вовремя оказать помощь пятикласснику. его родителям. педагогам-предметникам основной школы. начинающим работу с детьми.

Системное решение проблемы «научить учиться» в рамках модели шестилетней начальной школы

Тот знает достаточно, кто знает, как научиться.

Г Адамс

Современная школа является базовым звеном в системе образования и выступает как специальная организация. созданная для передачи знаний и опыта подрастающему поколению. В условиях резкого увеличения объема знаний необходима смена педагогических приоритетов с «выучить» на «воспитать» и с «научить» на «научить учиться». В рамках эксперимента мы изучаем процесс освоения детьми умения учиться. первостепенной задачей является формирование мотивации к дальнейшему обучению. К проблеме обучения детей умению учиться в разное время обращались известные педагоги. психологи (Ю.К. Бабанский. В.А. Кулько. Т.Д. Цех-мистрова. В.Ф. Паламарчук. Д.В. Татьянченко. С.Г. Во-ровщиков. Г.А. Цукерман и др.). Суть понятия «научить учиться» - владение учащимися совокупностью способов действий. обеспечивающих самостоятельное усвоение знаний и формирование умений и компетенций.

При проведении эксперимента возникла необходимость в отработке новых направлений педагогической деятельности для решения задачи «научить учиться». Рассмотрим некоторые из них.

Система применения игровых приемов обучения для формирования учебной деятельности первоклассников в модели шестилетней начальной школы

Трудность перехода детей из детского сада в первый класс определяется новыми условиями жизни. деятельности. требованиями к ребенку. Важно в этот сложный период во избежание стрессовой ситуации сохранить игру как привычную для детей деятельность. На

основе изучения опыта применения игры в детском саду учителя-экспериментаторы используют сюжетноролевые. конструктивные. подвижные. дидактические. игры-драматизации в процессе обучения детей в первом классе. Проводимый с родителями комплекс мероприятий по теме «Игра и игрушка в жизни первоклассника» способствует положительному изменению отношения родителей к игровой деятельности детей. Результаты исследования в рамках эксперимента доказывают. что системное целенаправленное включение игровых моментов в содержание уроков помогает детям преодолевать трудности в отношениях со сверстниками. с учителем. сложности в сфере отношения к себе. способствуют успешному освоению основ учебной деятельности.

Важным направлением развития умения учиться является формирование читательской компетентности младших школьников.

Тесное взаимодействие учителей начальных классов с учителями-филологами в рамках эксперимента по созданию модели «Шестилетняя начальная школа» позволило нам выделить актуальные направления литературоведческой пропедевтики в начальной школе - наиболее важные задачи практического освоения литературного материала. необходимые для успешного обучения учащихся на второй ступени обучения. Для осуществления преемственных связей педагогами составлены и используются в работе единые таблицы общеучебных умений учащихся. формируемых с 1 по 6 класс. Известно. что пятиклассники. обладая хорошей скоростью и техникой чтения. не всегда понимают смысл прочитанного. Особое место в системе работы занимает формирование у детей разных уровней понимания текста и развитие читательской самостоятельности. Наши исследования подтверждают. что смысловой компонент является самым трудным. поскольку требует сформиро-ванности таких психических качеств. как отражение совокупности свойств воспринятого. узнавание. соотнесение воспринятого с известным. Читательская самостоятельность характеризуется показателями: мотивация обращения ребенка к книгам. желание читать; самостоятельный осознанный выбор книги; интерес к книге и его проявление до. во время и после чтения книги. Решение ряда задач возможно при обучении учащихся приемам проектно-исследовательской деятельности. Высокую оценку специалистов получили проектные работы учащихся школы: «Читаем вместе. дома и в классе о дружбе. любви и согласии». «Фольклорные и литературные источники сказок А.С. Пушкина». «Секреты Демосфена». Работа по обучению учащихся основам проектной деятельности продолжается в среднем звене. путем включения мотивированных детей в работу школьного научного общества «Интеллектуал».

Особенности гендерного воспитания младших школьников в процессе социализации личности учащихся шестилетней начальной школы

К материнскому и отцовскому долгу человека надо готовить чуть ли не с колыбели...

В.А. Сухомлинский

Новым интересным направлением работы в рамках эксперимента стало для педагогов школы изучение вопросов гендерного воспитания детей с целью

успешной социализации. Поздние браки. недостаточное внимание к детям. сложные межличностные отношения в семьях оказывают свое влияние. и теперь дети воспитываются по правилу «все равны». Одна из главных задач школы на сегодняшний день - это воспитать из девочек - будущих женщин. а из мальчиков -будущих мужчин. Сложность также состоит в том. что в настоящее время учебные программы. нормативные документы не учитывают различий между мальчиками и девочками.

Психология поведения детей в младшем школьном возрасте определяется связанной с началом обучения интенсивной социализацией и отсутствием выраженного полового метаморфоза. Чтобы поло-ролевое воспитание младших школьников происходило должным образом. необходимо проводить специальную работу по гендерному воспитанию. Проведение ОЭР показывает. что на первом этапе нужно решить проблему подготовленности самих педагогов. а именно. задачи владения методологией. категориальным аппаратом в направлении поло-ролевого воспитания учащихся. В школе разработана система методической работы с педагогами по формированию базы знаний. приемов и способов деятельности по развитию гендерной культуры учащихся. (Приложение 1).

Психолого-педагогическое просвещение родителей ставит задачей ознакомление взрослых с индивидуальными особенностями развития мальчиков и девочек. Разработана тематика собраний для родителей учащихся разных возрастных групп. подобраны диагностические методики. тесты («Знаете ли вы своего ребенка». «Какой вы воспитатель». «Хорошая ли вы мать»).

Работа с учащимися включает следующие направления:

• диагностика личностных качеств учащихся (рисуночные тесты «Идеальный мужчина. идеальная женщина». «Кем ты будешь. когда станешь взрослым?». методика неоконченных предложений и др.);

• классные часы. беседы для мальчиков. девочек;

• ролевые игры. упражнения на знание этикета;

• подчеркивание характерных женских и мужских черт поведения при изучении литературных произведений. произведений фольклора;

• конкурсы «А ну-ка. мальчики (девочки)» и др.

В рамках создания системы работы по гендерному воспитанию учащихся в начальной школе сформированы гомогенные группы для изучения предметов эстетического цикла: музыки. изобразительного искусства. трудового обучения. Темы занятий определяются с учетом различия познавательных интересов мальчиков и девочек (на фоне общей положительной учебной мотивации). Обучение с учетом гендерных особенностей учащихся требует отбора особого содержания учебного материала и применения таких методов и форм обучения. которые соответствовали бы разному типу восприятия информации девочками и мальчиками. Мальчики. прежде всего. ищут смысл и. ухватив его. сразу готовы действовать. Девочкам для этого требуется больше времени. зато они более эмоциональны. тоньше чувствуют. По результатам наблюдений выработаны принципы работы учителя с мальчиками и девоч-

ками. Работая в гомогенных группах. мы отслеживаем динамику гендерного развития младших школьников.

Разработанная система деятельности по гендерному воспитанию позволяет помочь детям освоить социальные роли. соответствующие их половой принадлежности. а родителям - успешно решать возникающие проблемы семейного воспитания.

Необходимость реализации преемственных связей в работе классных руководителей

для обеспечения эмоционально-комфортного перехода учащихся из четвертого в пятый класс

Начало пятого класса - сложный период. и не только для ребенка. но и для учителей. и для родителей. Проблем много. и они не ограничиваются рамками учебного процесса в классе. связаны с организацией жизни школы в целом. И хотя каждая школа - сложный и своеобразный «организм». но многие трудности. переживаемые участниками учебно-воспитательного процесса. похожи. Эксперимент «Шестилетняя начальная школа» позволил уделить пристальное внимание этому сложному периоду. Как уже отмечалось выше. многих проблем можно избежать в случае перехода учителя начальных классов со своим классом в среднее звено или назначением на должность классного руководителя учителя-предметника. работавшего с детьми в начальной школе.

Практика показывает. что успешность адаптации пятиклассника зависит от скоординированности действий учителей начальных классов (классного руководителя 4 класса) и педагогов среднего звена. Для решения проблем преемственности в школе в рамках экспериментальной работы создано временное творческое объединение педагогов «Содружество». которое ставит перед собой следующие цели:

- создать условия для организации прочных долговременных связей между педагогами разных ступеней обучения;

- облегчить естественный процесс адаптации. сделав его по возможности безболезненным для ученика и учителя;

- создать доброжелательную атмосферу. позволяющую школьникам и педагогам понимать друг друга;

- актуализировать мотивацию обучения. постепенно вырабатывать способность учащегося брать на себя ответственность за успешность своего обучения.

Одной из особенностей труда учителя является своеобразие и сложность объекта педагогического воздействия: известно. что учитель имеет дело не просто с человеком как биологическим существом. а с личностью. наделенной конкретными психологическими особенностями. На этапе перехода в среднее звено у ребенка обостряются психологические проблемы. Отсюда возникает своеобразие системы «учитель - ученик». для которой характерно не одностороннее воздействие учителя на ученика. а их взаимодействие. поскольку ребенок так или иначе реагирует на всю систему учебно-воспитательных приемов.

Первая задача. стоящая перед классными руководителями 4 и 5 класса - попытка выработать единый стиль педагогического руководства. В большинстве случаев можно найти компромисс в определении единых требований к ребенку со стороны классного руководителя 4 и 5 класса. Единая позиция учителей по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

основным организационным вопросам (стиль одежды. дежурство. ведение дневников и т.д.) помогает избежать конфликтных ситуаций с детьми и родителями. В практике школы успешно зарекомендовал себя прием проведения родительских собраний в пятом классе двумя педагогами - бывшим и нынешним классным руководителем. Такой подход позволяет избежать необоснованных претензий родителей по разным вопросам («А вот в начальной школе мы делали так-то...»). Наглядный пример согласованной работы педагогического коллектива придает уверенность и снижает тревожность родителей. которых не меньше. чем детей. беспокоит начало нового этапа учебы. Большинство детей переживает этот период как важное событие в жизни и связывает его с особыми ожиданиями.

Мы изучаем причины возможной медленной адаптации учащихся в 5 классе. Одним из оснований может стать чувство одиночества пятиклассника из-за отсутствия первого учителя и желание оказаться в привычной для себя ситуации: когда тебя знают. о тебе заботятся. Пути преодоления трудностей: присутствие учителя начальных классов на классных часах. мероприятиях. посещение уроков. общение на внеклассных мероприятиях. шефство пятиклассников в 1 классе у своего учителя.

Обобщая опыт работы наших педагогов по организации учебно-воспитательного процесса в пятом классе. можно определить следующие задачи.

1. В начальной школе все эмоциональные связи ребенка замкнуты на одном учителе. Одна из задач классного руководителя (и бывшего классного руководителя) заключается в том. чтобы помочь пятикласснику привыкнуть к тому. что все педагоги. с которыми ему придется работать. разные!

2. С первых дней классному руководителю необходимо вести активную работу по командообразованию: экскурсии. посещение кинотеатров. классное самоуправление. Дети должны быть активными субъектами. которые творят классную жизнь вместе с учителем.

3. В классе должны быть четко очерчены правила класса на основании сложившихся традиций начальной школы с добавлением новых.

4. С помощью психологической службы и консультации учителя начальной школы необходимо выработать стратегию поддержки детей. испытывающих трудности в адаптации. Важно также выработать индивидуальный режим работы с родителями таких детей.

5. Рекомендуется проведение игр на сплочение коллектива.

Предложенная организация процесса адаптации детей обеспечивает возможность реализации индивидуального подхода к каждой конкретной личности; каждый ребенок имеет возможность адаптироваться в своем индивидуальном темпе.

Личность учителя в модели «Шестилетняя начальная школа»

Учатся у тех, кого любят.

И. Гзте

Какие сложности испытывает учитель. начиная работу по модели «шестилетняя начальная школа»?

Роль педагогов в плане социального влияния на пятиклассников на первый взгляд кажется меньшей. чем для младших школьников. тем не менее это не так. Действительно. подростки не всегда смотрят на педагогов. как в начальной школе. «влюбленными глазами». подвергают их критике между собой. иногда проявляют открытое недовольство. Кроме того. в школе подростки стремятся демонстрировать друг другу собственную взрослость. которую они выражают. прежде всего. как непослушание значимым взрослым. проверяют свои новые возможности. Поэтому. начиная работать с подростками. педагог начальной школы сталкивается с объективными трудностями. С одной стороны. ему необходимо принимать подростков и демонстрировать это принятие. С другой - справляться с собственными. иногда негативными чувствами. С третьей - находить новые для себя формы педагогического воздействия. соответствующие возрастным особенностям учащихся.

Наиболее важным условием. «фундаментом» успеха. на наш взгляд. является способность педагога управлять собственными чувствами. умение вести себя спокойно и уверенно в любой ситуации.

Следует помнить о том. что подростки в отличие от младших школьников с особой остротой воспринимают несправедливость оценки. Причем в действительности педагог может быть и прав. а оценка - соответствовать реальной ситуации. но подросток часто воспринимает отметку как оценку собственной личности. а не результата своего труда. Поэтому очень важно уметь четко обосновывать оценку и критерии ее выставления. Особое чувство обиды также вызывает у подростка сопоставительное оценивание. характерное для начальной школы. когда успехи ребенка сравниваются с успехами товарища.

Помимо этого можно выделить следующие способности и профессиональные качества. необходимые педагогу экспериментальной модели шестилетней начальной школы.

• Педагогическое воображение - проектирование личности ученика. его позитивного будущего. Учитель должен представлять себе образ выпускника шестилетней начальной школы.

• Эмпатия - умение проникать во внутренний мир ребенка. определять его психическое состояние на протяжении всего периода обучения с 1 по 6 класс.

• Коммуникативность. педагогический такт - внутренняя культура учителя. интеллигентность. умение общаться с учениками и родителями. находить к ним правильный подход.

• Авторитет педагога - общепризнанное значение человека. его влияние на людей. проявление уважения и доверия к нему. Дети и подростки. сталкивающиеся в жизни с множеством рискованных ситуаций. уважают педагогов находчивых. волевых. требовательных. сильных и добрых одновременно.

В рамках эксперимента разработаны критерии оценки профессиональных компетенций педагога и рабочая карта для проведения процедуры самооценки.

Выводы

В ходе эксперимента разработаны критерии и индикаторы определения эффективности экспериментальной модели. Сопоставление данных слежения за результативностью эксперимента с предполагаемыми показателями дает возможность скорректировать методы. способы действия педагогов с целью достижения наилучшего результата.

Психолого-педагогической службой осуществляется непрерывное сопровождение эксперимента. Данные исследований. проводимых в экспериментальных 1-6 классах. а также 7-8 классах. участвовавших в эксперименте. подтверждают значимость и эффективность осуществляемого эксперимента. В рамках эксперимента «Шестилетняя начальная школа» в 7-8 классах проводится мониторинг:

• диагностика умственного развития (Краткий Ориентировочный Тест В.Н.Бузина);

• диагностика мотивации (методики Е.П.Ильина «Направленность на приобретение знаний» и «Направленность на получение отметки»);

• диагностика школьной тревожности Филлипса. При сравнении результатов диагностик 7. 8 экспериментальных классов (где учитель начальной школы продолжал работать с детьми в среднем звене) и контрольных. выявлены более низкие показатели школьной тревожности у детей экспериментальных классов. родители высказывают удовлетворенность учебно-воспитательным процессом. Также учащиеся экспериментальных классов имеют более высокий уровень учебной мотивации; преобладает направленность на приобретение знаний; количество детей с заниженной самооценкой в этих классах меньше. чем в контрольных классах. (Приложение 2).

Проведение эксперимента показало возрастающую роль требований. предъявляемых к личности учителя шестилетней начальной школы. Только педагог. обладающий высоким уровнем профессиональных компетенций. способен занимать ведущие позиции в современном образовании. пользоваться авторитетом учащихся и родителей. Учитель шестилетней начальной школы должен уметь «расти» вместе с учениками. тонко чувствовать изменения в психологическом состоянии взрослеющих детей. перестраиваться. находить к ним правильный подход на разных возрастных этапах.

Успешность осуществления эксперимента по разработке модели шестилетней начальной школы невозможна без осуществления тесной связи между педагогами ДОУ, начальной школы и среднего звена на основе полного принятия ведущей идеи эксперимента.

Литература

1. Концептуальные основы и промежуточные итоги разработки модели 6-летней начальной школы с позиции требований принципа преемственности /под ред. Держиц-кой О.Н. - М.: Московский центр качества образования. 2007. С. 7-21.

2. Кулинич Г.Г. Родительские собрания по половому воспитанию: 1 - 11 классы - М.: ВАКО. 2007.

3. Сомова Н.Л. В пятый класс - в первый раз: пособие для родителей. специалистов службы сопровождения, психологов. педагогов школ и гимназий. - СПб.: КАРО. 2001.

4. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися. М.: Генезис. 2007. С. 64-66.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Тематика совещаний по проблемам гендерного воспитания учащихся

Теоретические основы и практические приемы организации гендерного воспитания школьников.

Проблемы преемственности гендерного воспитания на ступенях «детский сад - начальная школа - среднее звено» в рамках экспериментальной работы.

Национальные традиции поло-ролевого воспитания детей.

Самообразование в области гендерного обучения как важный компонент педагогического мастерства учителя.

Основные требования к уровню гендерной культуры учителя шестилетней начальной школы Гендер и асимметрия гендерной социализации.

Сверстники как участники гендерной социализации.

Гендерное воспитание школьников на разных возрастных этапах.

Типичные трудности. возникающие у учащихся 10-12 лет на этапе перехода из начальной в основную школу.

Особенности работы педагогов с группами мальчиков и девочек.

Совместная работа учителя и родителей по вопросам гендерного воспитания учащихся.

Организация работы по гендерному воспитанию во внеурочное время.

Роль коллективных творческих дел в формировании гендерной культуры учащихся.

Расширение и углубление связей школы. семьи. внешкольных организаций как важное условие повышения эффективности воспитательного процесса по формированию гендерной культуры учащихся Средства массовой информации как институт гендерной социализации.

Роль классного родительского собрания по гендерному воспитанию школьников в решении проблем взаимодействия родителей и детей.

Интеграция воспитательных усилий учителя начальных классов. педагогов-предметников. педагогов дополнительного образования в области гендерного воспитания.

Разновозрастное сотрудничество учащихся как одно из средств успешной социализации мальчиков и девочек.

Мониторинг эффективности воспитательной системы класса по формированию гендерной культуры школьников.

Требования к построению урока с гомогенным составом учащихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

5п

4

3

2

1

0

Диагностика школьной тревожности у учащихся 7-ых классов

Ь

□ общ. тревожность

□ соц. стресс

□ достиж. успеха

□ страх самовыр

□ проверка знаний

□ ожид. окруж.

□ сопрот. стрессу

□ отнош. с учителями

Диаграмма сравнения мотивов учащихся 8-ых классов

12

10

8

6

4

2

0

г—

ІЛІ

ч 11, .

8 В (эксп.) 8 Б

(контр.)

□ отметка

□ знания

□ ни один из мотивов не преобладает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.