Научная статья на тему 'Организационно-педагогические задачи формирования самооценки младших школьников'

Организационно-педагогические задачи формирования самооценки младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
607
59
Поделиться

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреева Марина Николаевна

Children's interest in widening the sphere of activity, even non-significant achievements and school staffs acknowledgement increases pupils' self-evaluation. Priority of teacher's work is the stimulation of any activity in conditions of the educational process. Such things promote increasing pupils' self-evaluation, formation of teacher's competence in the choice of pedagogical means of stimulating junior pupils' self-evaluation.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреева Марина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pedagogical stimulation of junior pupils' self-evaluation

Children's interest in widening the sphere of activity, even non-significant achievements and school staffs acknowledgement increases pupils' self-evaluation. Priority of teacher's work is the stimulation of any activity in conditions of the educational process. Such things promote increasing pupils' self-evaluation, formation of teacher's competence in the choice of pedagogical means of stimulating junior pupils' self-evaluation.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические задачи формирования самооценки младших школьников»

4. Брыксина И.Е. // Язык. Культура. Коммуникация: межвуз. сб. науч. тр. Липецк, 2005. С. 58-66.

5. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М., 2000, С. 227-284.

6. Язык. Культура. Коммуникация: межвуз. сб науч. тр. Липецк, 2005.

Поступила в редакцию 3.09.2007 г.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

М.Н. Андреева

Andreeva M.N. Pedagogical stimulation of junior pupils’ self-evaluation. Children’s interest in widening the sphere of activity, even non-significant achievements and school staff’s acknowledgement increases pupils’ self-evaluation. Priority of teacher’s work is the stimulation of any activity in conditions of the educational process. Such things promote increasing pupils’ self-evaluation, formation of teacher’s competence in the choice of pedagogical means of stimulating junior pupils’ self-evaluation.

В условиях перехода российского общества к стабильному социально-экономическому развитию перед школой ставится задача воспитания социально активной личности, отвечающей нравственным и культурным нормам. Приоритетными целями начального образования становится развитие личности ученика, формирование готовности жить и взаимодействовать в изменяющихся условиях окружающей среды. Исходя из этого, основными задачами являются: развитие различных видов деятельности (учебнопознавательной, коммуникативной, художественно-эстетической, спортивной и др.), формирование умения учиться (самостоятельный поиск решения поставленных задач, контроль и оценка и пр.), принятие социальных ролей (ученик, одноклассник, воспитанник), формирование умений взаимодействия со взрослыми и сверстниками (сотрудничество, совместная деятельность и др.). Наиболее эффективным путем формирования личности и обеспечения успешности в своей судьбе является самовоспитание. Воспитательные воздействия эффективны, когда ребенок осознает необходимость личностных изменений, т. е. готов к самовоспитанию.

Основу такой позиции составляет субъектное отношение обучающегося к учебной деятельности, деятельности общения, самосознанию, которое опирается на собственные оценки, а не на оценки извне. Поэтому в основе самовоспитания и самопознания лежит

самооценка личности, которая влияет на сформированность у обучающихся уверенности в себе, умение увидеть перспективу своего развития, активно включиться в образовательный процесс и межличностное общение. «Самооценка - это элемент самосознания, характеризующийся эмоционально насыщенными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, целей, которые человек перед собой ставит» [1].

Самооценка существенно влияет на эффективность деятельности и на становление личности на всех этапах развития ребенка. У детей дошкольного возраста нет настоящей самооценки. Уровень запросов к самим себе, к успеху, положению возникает в связи с кризисом семи лет, поэтому младший школьный возраст является сензитивным периодом для формирования и развития самооценки. Этот возраст открывается критическим или переломным периодом, где «уровень запросов к себе, к успеху, положению возникает именно в связи с кризисом семи лет».

Уметь правильно оценивать свои возможности в деятельности и ее результаты, соотносить свою оценку с оценками окружающих, проявлять самокритичность, воспи-

тывать правильную реакцию на критику, видеть действительные причины неудач - невозможно без систематического обучения детей данным действиям. Организация разнообразных упражнений, создание специальных ситуаций будут способствовать длительному и сложному процессу формирования самооценки личности [2].

Исследователи доказали, что педагогически целесообразно обеспечивать ребенку позицию субъекта собственного развития, воспитания и обучения, выявили условия и закономерности перехода внешних объективных побудителей в субъективные факторы развития личности. В.Г. Пряникова обосновала целесообразность выделения педагогического стимулирования в самостоятельную отрасль педагогической науки, предложив термин «педагогическое стимулирование» [3].

В связи с влиянием самооценки на познавательную деятельность и межличностные отношения дети, познающие новый вид деятельности - учебную, нуждаются в целенаправленной педагогической поддержке и стимулировании процесса формирования самооценки. «Стимулировать - побуждать к действию, давать толчок; служить побудительной причиной, поощрять» [4]. Побудительная функция стимула действует эффективно, если объективное побуждение воспринимается сознанием, эмоциональной и волевой сферой личности и адекватно оценивается. Осуществлять стимулирование можно при условии создания системы внешних стимулов, путем их подбора или организации воспитывающей ситуации. При этом должны учитываться субъектные позиции всех участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся и их родителей. «Педагогический стимул направлен на воспитательный результат, используется в соответствии с педагогическими целями, задачами и содержанием деятельности» [5].

Работа по формированию и педагогическому стимулированию самооценки младших школьников проводилась на базе средних общеобразовательных школ № 13, 20, начальной общеобразовательной школы г. Норильска, в работе использовались рекомендации КГОУ ДПО «Норильский институт повышения квалификации».

Мы определили круг задач, способствующих стимулированию самооценки младших школьников:

1. Определение уровня развития самооценки личности младшего школьника.

2. Корректирование работы учителя в соответствии с определенной самооценкой личности младшего школьника.

3. Постановка применения педагогом технологий обучения и воспитания, способствующих стимулированию адекватной самооценки младшего школьника.

4. Оценка учителем уровня сформированное™ адекватной самооценки учащихся.

Опираясь в своей деятельности на единство и взаимосвязи, взаимодействие всех элементов, образующих целостную систему действий, педагог поэтапно побуждает учеников к самооценке. В первую очередь мы рекомендовали определить уровень развития самооценки, определить, какие трудности испытывают младшие школьники, что мешает им оценивать себя в целом и разнообразных видах деятельности. На данном этапе (подготовительно-диагностическом) учитель должен тесно взаимодействовать с педаго-гом-психологом, используя различные диагностические методики, рекомендации педа-гога-психолога.

Определение уровня самооценки личности мы производили при помощи метода диагностики Т.В. Дембо - С.Л. Рубинштейна. Как показало проведенное исследование, 83 % обучающихся 2-3 классов имеют неадекватную самооценку (61 % обладали завышенной, 22 % заниженной самооценкой). Это обусловливает их соответствующее отношение к обучению и одноклассникам, участию во внеклассных мероприятиях и неадекватное поведение. Детям с заниженной самооценкой мешает неуверенность в себе, склонность уходить в себя. Характерной особенностью детей с завышенной самооценкой является бестактность, чрезмерная критика других детей, конфликты во взаимоотношениях с одноклассниками. 8 % детей имели серьезные затруднения в ходе тестировании в связи с неумением дать оценку своей деятельности, личностным качествам.

В дальнейшем (ориентировочный этап) учителю необходимо стараться особенно поддержать тех учеников, самооценка которых занижена или является низкой, побужда-

ет в ребенке потребность работы над собой, показывает перспективу его деятельности. У детей с адекватной самооценкой меньше нравственных и психологических травм, они реже ссорятся, охотно общаются, быстро находят взаимопонимание и проявляют интерес к деятельности. Помощь детям с неадекватно завышенной самооценкой требует определенного такта и строгой сдержанности. Ребенок, которому учитель помог выявить его природную значимость, научил ее с пользой применять, сам может выстраивать деловые и доброжелательные отношения с другими детьми.

Продолжая работу (организационнообучающий этап), учителю необходимо создавать условия, способствующие вовлечению детей в различные виды деятельности и соответственно социальные отношения, в процессе которых и происходит формирование самооценки. Совместно с педагогами мы разработали и применили гибкие средства, приемы воспитания, необходимые для решения педагогических задач формирования самооценки, используя технологии педагогического стимулирования. Основная задача стимулирования - ориентация ребенка с позиции объекта, усваивающего внешние оценки его деятельности, на позицию субъекта, начинающего изучение и совершенствование своей личности. Это этап познания и принятия себя, формирования позитивного отношения к окружению, самовосприятию себя: познать себя, принять, полюбить и научиться себе помогать. Мы рекомендовали следующие мероприятия стимулирования: материальные (поощрительные наклейки на тетради, флажки на парте, призы, поездки, экскурсии и др.) и моральными (похвала, соревнование, игра, доверие, общественное мнение и др.), которые носят нормативный (запись в дневнике, грамоты, благодарственные письма родителям и др.) и креативный характер (выставка лучших работ, размещение фотографий на стенде «Ими гордится школа», поздравления по школьному радио, информация на школьном сайте и др.).

На заключительном этапе учителю необходимо активно применять методы стимулирования развития самооценки младших школьников с целью формирования и вырабатывания у него устойчивых и адекватных положительных представлений о себе, а так-

же навыков саморегуляции, что является основой самовоспитания.

Формирование самооценки младших школьников - это динамичный, развивающийся процесс, предусматривающий непрерывность и длительность его осуществления, использование разнообразных в современном обществе и образовательном процессе стимулов. Процесс формирования самооценки эффективен при активном участии самой личности и является отражением ее качественного своеобразия, состоит в целесообразном отборе стимулов, необходимой модификации и включении в этот процесс с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей младших школьников. При этом правильно стимулировать внутреннюю активность ребенка в работе над собой, побуждать его к собственному развитию и изменению. Необходимо также учитывать предшествующий опыт детей, его социальное окружение, тогда ученик чувствует себя комфортно, ему нравится, что он все понимает, а учитель добавляет информацию к тому, что он знал сам. От этого взаимоотношения становятся доверительнее.

На формирование самооценки в детском возрасте решающее влияние оказывает семья. При дефиците родительской любви у ребенка не возникает общей положительной самооценки [6]. В настоящее время педагоги испытывают значительные трудности в работе по формированию самооценки младших школьников в связи с отсутствием помощи родителей. По различным причинам родители порой далеки от истинных проблем своих детей, и сегодня это проблема не только семей «группы риска», но и достаточно благополучных семей.

В современной начальной школе растет потребность ухода от традиционных форм просветительства родителей, как малоэффективных [7]. Для решения этой задачи мы использовали активные формы работы с семьей: вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (олимпиады, конкурсы: «Мама, папа, я - дорога и семья», «Веселые старты», «Знатоки» и др., праздники, посвященные памятным датам, профессии родителей, выставки семейного творчества и др.), проведение круглых столов и многогранников с участием родителей, родительские конференции, индивидуальные психолого-педагогические консультации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1

Уровень самооценки учащихся по методу Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейна

Уровень сформированное^ самооценки младших школьников (%)

Кг - 25 чел.; Эг - 26 чел.

высокий (%) средний (%) низкий (%)

Критерии Контр. группа Экспер. группа Контр. группа Экспер. группа Контр. группа Экспер.

2005 г. 2007 г. 2005 г. 2007 г. 2005 г. 2007 г. 2005 г. 2007 г. 2005 г. 2007 г. 2005 г. 2007 г.

КЭ ФЭ КЭ ФЭ КЭ ФЭ КЭ ФЭ КЭ ФЭ КЭ ФЭ

Личная оценка 3 3 3 5 5 6 7 10 17 16 16 11

интеллектуальных качеств 12 % 12 % 11 % 19 % 20 % 24 % 26 % 38 % 68 % 64 % 61 % 42 %

Личная оценка 5 6 4 6 5 5 5 8 15 14 17 65 12

нравственных качеств 20 % 24 % 15 % 24 % 20 % 20 % 19 % 30 % 57 % 56 % % 46 %

Личная оценка 2 2 4 5 II 12 8 12 12 11 14 9

физических качеств 8 % 8 % 15 % 19 % 44 % 48 % 30 % 46 % 46 % 44 % 55 % 34 %

Личная оценка 4 4 3 5 10 11 11 14 11 10 12 7

своего места в окружающем мире 16 % 16 % 11 % 19 % 40 % 44 % 42 % 55 % 44 % 40 % 46 % 26 %

Интегральный 3 4 4 5 8 9 8 11 14 13 15 10

14 % 14,7 13,4 21 % 30 % 34 % 30 % 42 % 54,8 51 % 56 % 37 %

После проведения вышеперечисленных мероприятий мы снова оценили уровень самооценки учащихся по методу Т.В. Дембо -С.Я. Рубинштейна. Данные отражены в табл. 1.

Дети глубоко переживают всю гамму человеческих эмоций. Понять детей можно, только с уважением и объективно относясь к их переживаниям. Уверенность в доброте отношений, в любви создает у ребенка чувство, что он принимается таким, каков он есть, со всеми своими недостатками и достоинствами. Это чувство - ценнейшее достояние, основа для принятия личностью себя, и, что особенно важно, фундамент для роста человека.

Безусловно, на педагогическое стимулирование процесса формирования самооценки младших школьников распространяются принципы воспитания, обоснованные в педагогике. Обновление воспитательной работы связано сегодня с гуманизацией и демократизацией школы, формированием новых отношений между всеми субъектами образовательного процесса: обучающимися, педагогами, родителями.

Адекватная самооценка учащегося, на наш взгляд, может формироваться лишь в процессе применения педагогом комплекса мероприятий, способствующих ее становлению в тесном сотрудничестве учителя с родителями.

Поэтому сегодня, переживая время социальных противоречий и конфликтов, семье, общественным институтам и педагогическому сообществу необходимо определить наиболее эффективные пути педагогического стимулирования процесса формирования самооценки с младшего школьного возраста. Ребенок должен стать полноправным субъектом воспитательного процесса, учитывающего возрастные особенности и интересы, прежде всего, самого ребенка.

1. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М., 1999. С. 998.

3. Пряникова В.Г. Становление и развитие концепции педагогического стимулирования в теории советской педагогики, 1917-80-е гг.: дис.... д-рапед. наук. М., 1992.

4. Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. М., 1988.

5. Майкина О.H., Молодцова Т.Д. // Сов. педагогика. 1974. № 12. С. 63.

6. Хоментаускас Г.Т. Семья глазами ребенка. М., 1989.

7. Яшнова O.A. Социально-педагогические факторы успешности обучения и воспитания младших школьников: моногр. М., 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 20.08.2007 г.