УДК 370.182
ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
© Е.И. Евстифеева, Э.М. Османов
Evstifeeva E.I., Osmanov Е.М. Issues of adaptation of pupils of the first grade to educational environment. The problem of adaptation of schoolchildren to educational process is one of the most topical problems at the present stage of school development. The present article considers the problem of children’s psychological readiness to school and identification as an adaptation mechanism of pupils of the first grade to school reality.
ВВЕДЕНИЕ
Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально-стрессовой ситуации: изменяются привычные для малыша стереотипы поведения, появляются новые, не всегда привлекательные обязанности, ограничивается двигательная активность, складывается непривычный режим, ребенок испытывает воздействие коллектива сверстников и личности педагога. В ребенке происходят так называемые функциональные изменения. Один становится очень шумным или, наоборот замкнутым, другой - излишне развязным либо скованным, робким. Один слушается, когда к нему обращается учитель, другой же на замечания реагирует болезненно, плачет [1, 2].
В настоящее время 80-90 % детей 6-7 лет, поступающих в 1 класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья, а 18-20 % имеют негрубые нарушения физического здоровья. У этих детей снижены учебные возможности и работоспособность, повышена утомляемость, в результате чего они испытывают чрезмерное напряжение ведущих функциональных систем. В современных условиях эта проблема чрезвычайно остра в связи с резким снижением процента практически здоровых детей и увеличением отстающих в развитии, имеющих хронические заболевания, неврозы.
По данным отечественных и зарубежных авторов, до 30-50 % школьников имеют срывы адаптации в виде нейровегетативных, психоневрологических нарушений, учащения респираторных заболеваний [3, 4]. Несостоятельность адаптационных процессов в детском возрасте служит ранним признаком и причиной развития патологии в последующие возрастные периоды.
Период адаптации первоклассника к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых - мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут ребенку по-
сильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.
Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Учителю необходимо признать индивидуальность, самобытность, самоценность каждого ученика - носителя субъективного опыта, отказаться от представления о типовой особенности личности, от признания ведущей роли внешних воздействий (роли коллектива, учителя), а не саморазвития отдельной личности.
Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно (особенно в адаптационный период) не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика [5- 7].
Поэтому важно еще до начала обучения определить так называемую «группу риска» - детей, с которыми будет труднее всего. С этими учениками нельзя запоздать, упустить время для педагогической коррекции или надеяться на чудо, так как трудности не пройдут сами собой. Педагогу необходимо знать о состоянии здоровья поступившего в школу ребенка, иметь представления об индивидуальных особенностях развития ребенка, его темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса.
Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50-60 %) адаптируется в течение 2-3 месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладают хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.
Другим детям (их примерно 30 %) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца 1 полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверст-
никами неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуют, плачут). У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.
Эффективность адаптации зависит от многих факторов, в том числе - от исходного состояния организма. Поэтому исследование исходного состояния организма может иметь значение для прогнозирования успешности адаптации к обучению в школе.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучение морфофункциональных и психофизиологических особенностей первоклассников в процессе их адаптации к образовательной среде.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Всего обследовано 64 первоклассника общеобразовательных школ г. Борисоглебска Воронежской области. У учащихся определяли уровень ситуативной тревожности, состояние сердечно-сосудистой системы (ССС) по ЧСС и АД, особенности нервной системы с помощью теппинг-теста. Полученные результаты подвергались статистической обработке.
Анализ доступной литературы свидетельствует, что дезадаптация детей к школе проявляется в низкой успеваемости, особенностях поведения учащихся, снижении уровня здоровья и резервных возможностей организма. Причинами школьной дезадаптации считают отсутствие «школьной зрелости», т. е. несоответствие функциональных возможностей детей программным требованиям, комплекс «внутренних причин», так называемых проблем ребенка: недостаточный уровень интеллектуального развития, социальная незрелость, неумение общаться с окружающими, неудовлетворительное состояние здоровья и т. п., а также комплекс «внешних причин», т. е. проблем учителя: несоответствие содержания обучения возможностям ребенка и методике преподавания; личность самого учителя, стиль его отношений с учащимися и родителями и т. п.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Проблема адаптации первоклассников к новым формам жизнедеятельности в школе возникает при любых условиях обучения. Содержание, методы и формы работы в этот период определяются как возрастными и индивидуальными особенностями поступающих в школу детей, так и характерными особенностями системы их обучения.
Подготовка к школе включает в себя формирование готовности к принятию новой «социальной позиции» -позиции школьника, имеющего круг определенных обязанностей и прав и занимающего особое положение среди людей. Эта личностная готовность выражается, прежде всего, в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
С поступлением в школу резко изменяется уклад жизни ребенка, изменяются его отношения со взрослыми и сверстниками, в нем укрепляется сознание нового положения школьника, новых обязанностей в семье, в коллективе сверстников. Как было отмечено выше, ведущей деятельностью младшего школьника становится учение, которое существенно изменяет мо-
тивы его поведения, открывает новые источники развития познавательных и нравственных сил.
В первом классе нетрудно заметить желание подавляющего большинства детей учиться - все стремятся отвечать, тянут руки и даже встают, лишь бы учитель заметил. Именно высокая эмоциональная валентность учебной деятельности приводит к известному эффекту генерализации оценки учителя учеником. Хорошая оценка учителя рассматривается учеником не столько в своем специфическом качестве - как оценка конкретных знаний, сколько как общая оценка его достоинств, т. е. «плохой» он или «хороший». В соответствии с оценками учителя складываются и взаимоотношения между детьми в младших классах. Так, наиболее популярными учениками являются лишь хорошо успевающие. Вообще следует отметить исключительную роль учителя в изменении эмоциональных валентностей окружающих ребенка людей, вещей и явлений.
Считается, что учебная деятельность определяет возникновение психологических новообразований -рефлексию, произвольность, внутренний план действий, которые необходимы для освоения такого важнейшего элемента культуры, как инструкции, или способы, действия с предметами.
Механизм идентификации является не только историческим, но и актуальным психическим механизмом (наряду с некоторыми другими) любого морального выбора и действия. Однако идентификация у взрослой, сформировавшейся личности на уровне сознания или совсем не воспроизводится, или же в какой-то степени осознается только в ситуациях моральных конфликтов и принятия решений. Идентификации могут осознаваться и в тех проблемных ситуациях, когда принимаемые решения не носят морального характера, однако личность по тем или иным причинам (например, вследствие отсутствия опыта и навыков) не в состоянии принимать самостоятельные решения. Иначе говоря, механизм идентификации участвует в процессах принятия моральных решений на уровне сознания только тогда, когда личность вообще или в определенном аспекте осталась на уровне идентификации. При этом могут наблюдаться идентификационные фиксации.
Анализ функциональных резервов организма исследуемых групп школьников выявил, что среди первоклассников в исходном состоянии доминировали дети со средними резервами. Хорошие резервы кар-диореспираторной системы в большей степени были выражены в группе хорошо адаптированных первоклассников (52,3 %), а низкие - в группе неадаптированных (20,2 %). Исходный уровень кардиореспира-торных резервов может явиться значимым показателем для прогноза эффективности адаптации.
Среди первоклассников большое количество детей имели высокий уровень тревожности (46,4 %). Повышение уровня тревожности, снижение самооценки, неуверенности в себе, внутренней напряженности вообще характерно для первых месяцев адаптации в начальной школе. Уже к середине учебного года ситуация стабилизируется, самооценка повышается, а уровень тревожности у основной массы детей падает, т. е. идет нормальный процесс адаптации к школе.
Оценивая силу нервной системы, анализ полученных данных обнаружил, что в группе первоклассников (74,7 %) доминировали дети со слабой нервной систе-
мой. При этом в группах хорошо адаптированных и неадаптированных первоклассников сила нервных процессов существенно не различалась.
Проведенные исследования лишь на контингенте учащихся начальной школы не дают полной картины динамики состояния здоровья школьников в условиях интеграции интенсивных умственных и физических нагрузок. Для более глубокой комплексной оценки влияния новых форм образовательных технологий на формирование и сохранение стабильного уровня здоровья необходимо проведение более продолжительной мониторинговой системы наблюдения за детьми в процессе обучения в школе.
2. Жданова Л.А. Адаптация первоклассников к началу системного обучения в школе // Педиатрия. 1984. № 1. С. 47.
3. Глазачев О.С., Гавриков К.В. Индивидуальные особенности психофизиологических функций первоклассников процессе их адаптации к школе // Физиол. человека. 1992. Т. 18. № 6. С. 115-124.
4. Казин Э.М., Никифорова О.А., Заруба Н.А. и др. Психологические и физиологические особенности слабоуспевающих младших школьников // Валеология. 2000. № 1. С. 23-29.
5. Заруба Н.А., Никифорова О.А., Быцанова В.Е. и др. Зависимость успешности учебной деятельности от психологических и физиологических особенностей первоклассников // Валеология. 1997. № 3. С. 24-27.
6. Копылов Ю.А. Как ускорить привыкание первоклассников к обучению в школе // Начальная школа. 2004. № 9.
7. Солнцев А.А. Диагностика расстройств адаптации у детей при поступлении в дошкольное учреждение и школу // Педиатрия. 1985. № 4. С. 29.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности // Начальная школа. 2004. № 2.
Поступила в редакцию 14 мая 2007 г.