АДАПТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ К ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДЕТСКОГО КОРПУСА
В.А. Монастырский, Н.Ю. Милованова
Monastyrskiy V.A., Milovanova N.Yu. Pupils’ adaptation to the life in a military school. In the article the problem of pupils’ adaptation to the life in a military school is considered. The main difficulties of freshmen’s adaptation are revealed. The presented criteria and indices make it possible to make a diagnosis of pupils’ level of adaptation to the conditions of the military school, and to work out a program of adaptation taking into account the data gathered.
Поступление школьника в кадетский корпус приводит к значительным изменениям его социального статуса, межличностных контактов, жизненных стереотипов, сложившейся системы взаимоотношений с окружением и неизбежно требует пересмотра установок, отношений, представлений о своих социальных ролях таким образом, чтобы они были адекватны вновь сложившимся условиям жизнедеятельности. После поступления в кадетский корпус ко вчерашнему школьнику предъявляются новые, можно сказать, повышенные требования. Условия обучения в кадетском корпусе существенно отличаются от прежнего образа жизни подростка. За сравнительно короткий срок первокурсник должен адаптироваться к армейскому укладу жизни: жесткой дисциплине, строгому распорядку дня, общению в гомогенной среде, необходимости беспрекословного подчинения командирам, дефициту свободного времени.
Адаптация воспитанника к жизнедеятельности кадетского корпуса предполагает приобщение к казарменному быту и новым условиям умственного и физического труда, овладение военно-учебной деятельностью, освоение армейских норм поведения, регламентированных уставом, принятие норм, ценностей и традиций кадетского корпуса.
В условиях кадетского корпуса у первокурсника должны сформироваться качества, не всегда присущие ученикам гражданского общеобразовательного учреждения: личная дисциплинированность и исполнительность, ответственность, готовность точно и своевременно выполнить приказ командира, решительность, выдержка и самообладание, устойчивость в ситуациях повышенной напряженности, высокая работоспособность, физическая выносливость.
Обучение в кадетском корпусе предполагает четкое соблюдение распорядка дня, по-
вышение подвижности и физической нагрузки (обязательная утренняя зарядка, спортивная подготовка), строгую служебную иерархию, известное ограничение степени личной свободы, необходимость подчинять свои желания и потребности общим целям и коллективным устремлениям на фоне высокой информационной нагрузки по общеобразовательной и военной подготовке, что вызывает определенные трудности в адаптации воспитанников к новым условиям жизнедеятельности. Не всем бывшим школьникам, поступившим в кадетский корпус, удается безболезненно и быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям. У первокурсников происходит переориентация ценностей, взглядов, меняется поведение. Эффективность процесса адаптации в значительной мере определяет успешность освоения кадетами новых видов деятельности.
На основании изученных видов деятельности воспитанников в условиях кадетского корпуса нами были выделены четыре основных вида адаптации - социально-бытовая, учебная, профессионально-служебная, социально-психологическая.
Результаты исследований, проведенных на базе Тамбовского кадетского корпуса имени Л.С. Демина, позволили выявить основные трудности адаптации воспитанников к новым условиям обучения.
Социально-бытовая адаптация заключается в приспособлении воспитанника к новым бытовым условиям (казарменный образ жизни, подъем, отбой, регламентированный прием пищи, досуг), в выработке навыков самообслуживания, привычки соблюдения нового распорядка дня, требований воинской дисциплины, в разносторонней включенности в жизнь кадетского коллектива.
Трудности в социально-бытовой адаптации возникают у первокурсников, в основном, в первые два месяца их пребывания в кадетском корпусе. В это время под воздей-
ствием нового распорядка дня, систематических занятий по физической и строевой подготовке, различных тренировок, условий казарменной жизни происходят интенсивная ломка сложившегося ранее стереотипа поведения и формирование нового. Наблюдения за состоянием кадетов-первокурсников показывают, что именно в это время наиболее ярко проявляются возникающие у них отрицательные психические состояния и эмоции. Около 60% опрошенных кадетов, проживающих в общежитии, оказываются неготовыми к элементарным навыкам самообслуживания. Это связано с тем, что до поступления в кадетский корпус учащиеся проживали в семье, где основные бытовые заботы брали на себя родители. Смена домашнего уюта, комфорта на казарменный образ жизни, строго установленный режим дня в кадетском корпусе вызывают особое недовольство у первокурсников. Как показывает наше исследование, впервые учащиеся подвергаются дисциплинарному взысканию именно за несоблюдение режима.
У 40% первокурсников возникают серьезные конфликты с соседями по общежитию, комендантом именно на бытовой почве. Причинами конфликтов являются неумение или, чаще всего, нежелание соблюдать порядок и чистоту в корпусе и на окружающей его территории, добросовестно осуществлять дежурство по общежитию, неспособность работать в коллективе и подчиняться его требованиям.
Таким образом, бытовая адаптация охватывает различные аспекты формирования навыков, установок, привычек, отношений между подростками в кадетском коллективе.
В кадетском корпусе первокурсники проходят также процесс адаптации к учебному процессу - учебную адаптацию. Трудности в учебной адаптации первокурсников связаны, прежде всего, с требованиями усложненной учебной программы кадетского корпуса. Учебная нагрузка кадетов превышает школьную в 1,5-2 раза. Кадеты, помимо учебного плана общеобразовательной школы, должны освоить предметы дополнительной программы. Так как кадетский корпус готовит учащихся к успешному поступлению в военные инженерные учебные заведения, учебный план предусматривает
углубленное изучение математики и физики. При этом нужно учесть, что система обучения в общеобразовательной школе и система обучения в кадетском корпусе значительно различаются между собой. В кадетском корпусе основное значение придается самостоятельной работе, к которой школьники не всегда оказываются в достаточной мере подготовленными. Поэтому дидактическая адаптация учащихся связана с преодолением затруднений в учебе, освоением непривычных форм и методов обучения, преодолением психических состояний напряженности, неуверенности, сомнения в своих возможностях.
На наш взгляд, невозможно понять, какие трудности возникают в учебной адаптации первокурсников, не разобравшись в особенностях процесса обучения в кадетском корпусе. Следует отметить, что учебное время в условиях кадетского корпуса как интернатного учреждения приобретает особую значимость для воспитанников. Организация учебного времени в кадетском корпусе является способом и средством педагогического проектирования, планирования, учета и контроля различных форм и видов учебнопознавательной деятельности - с одной стороны, а с другой - учебное время выступает своего рода пространством саморазвития и самореализации личности воспитанника.
По своей структуре учебное время в кадетском корпусе представляет собой совокупность двух взаимосвязанных подсистем: 1) педагогически организуемого аудиторного времени в объеме 6 ежедневных и 36 еженедельных часов; 2) внеаудиторного времени -самостоятельной учебно-познавательной деятельности (самоподготовка) в объеме 3 ежедневных и 18 еженедельных часов.
Педагогически организованное учебное время в кадетском корпусе выступает как особый способ управления образовательным процессом и субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и кадета в познавательной деятельности. Действия педагогов направлены на развитие интеллектуальных, эмоционально-волевых, коммуникативных и практико-прикладных способностей обучающихся в соответствии с объективно заданными, нормативными целями и задачами
допрофессиональной военной подготовки воспитанников.
Самоподготовка представляет собой особый вид внеаудиторной учебно-познавательной деятельности кадетов. Индивидуальная организация времени самоподготовки зависит от степени сформированности у кадетов мотивов учебной деятельности, их информационно-познавательных умений и адекватной оценки достигнутых результатов. Успешность - неуспешность, удовлетворенность - неудовлетворенность достигнутым повышают либо понижают индивидуальный темпоритм самоподготовки кадетов.
Анализ сложившейся практики использования учебного времени свидетельствует, что до 70% кадетов-первокурсников субъективно испытывают дефицит времени. Как показывает наше исследование, это связано, прежде всего, с неумением кадетов эффективно планировать время самостоятельной работы (51%), неготовностью незамедлительно включиться в самостоятельную учебно-познавательную деятельность (35%) и отсутствием навыков конспектирования и рациональной работы с источниками информации (45%).
Нередко успешной учебной адаптации воспитанников препятствуют особенности личностного склада характера, темперамента. Организация учебной деятельности в кадетском корпусе имеет свою специфику, связанную с необходимостью усвоения большого объема учебной информации в ограниченное время, новыми формами обучения, отсутствием систематического контроля за самостоятельной работой со стороны родителей
и т. д. Поэтому иногда интеллектуально развитые, но недостаточно собранные учащиеся в условиях кадетского корпуса оказываются в числе неуспевающих.
Так как кадетский корпус осуществляет образовательный процесс с учетом дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку, следует выделить профессионально-служебную адаптацию воспитанников. Профессиональнослужебная адаптация учащихся заключается в освоении роли кадета, связанных с ней служебных обязанностей, приспособлении к новым психофизиологическим нагрузкам.
В кадетском корпусе ученик должен адаптироваться к элементам несения военной службы (наряды, построения, хождение в воинском строю, исполнение роли командира учебной группы, отделения), что требует от него достаточной физической подготовленности, дисциплинированности, личной организованности.
Наиболее интенсивно профессиональнослужебная адаптация учащихся протекает на самом начальном этапе обучения, а также при прохождении военно-полевых сборов. В это время воспитанникам прививаются первичные навыки допрофессиональной военной подготовки: изучаются уставы, на практике происходит обучение основам военной службы. Кадеты получают специальную подготовку по радиотехнике, парашютному спорту, стрельбе по мишени, изучают основы тактики, радиационной защиты, что, естественно, сопряжено с высокими физическими и интеллектуальными нагрузками.
Наиболее часто трудности с профессионально-служебной адаптацией связаны у кадетов с их недостаточной физической подготовленностью (52% кадетов). Стандартность требований по физической подготовке, без учета индивидуально-психологических способностей, предельно напрягает адаптивные системы подростков.
Социально-психологическая адаптация первокурсников представляет собой процесс преодоления трудностей вхождения подростков в жизнь кадетского коллектива, систему официальных и неофициальных отношений.
При поступлении в кадетский корпус у воспитанников коренным образом изменяются круг и характер общения. Во-первых, резко ограничиваются контакты с родными и близкими, с прежними референтными группами, состоящими из знакомых и друзей. Во-вторых, возникает необходимость адаптироваться к совершенно новой форме коллектива - мужскому коллективу, то есть гомогенной среде, которая имеет свою специфику. Зачастую некоторые кадеты хотят завоевать авторитет силовыми методами воздействия на сверстников, поэтому возникает необходимость противостоять этим воздействиям, сплотить коллектив против таких проявлений. Очень часто в основе причин деза-
даптации у воспитанников лежат личные, интимные переживания. Проблема заключается в том, что кадеты основную часть времени проводят в однополом коллективе. Опыт общения с противоположным полом у них ограничен увольнениями и каникулярными отпусками. В-третьих, общение между кадетами регламентируется требованиями устава, которые для подростков являются совершенно непривычными, и к ним также необходимо адаптироваться. В кадетском корпусе первокурсники сталкиваются с проблемой подчинения своим сверстникам -младшим командирам. В свою очередь, младшие командиры также должны адаптироваться к своему статусу. Они обязаны беспрекословно выполнять поручения офицера-воспитателя, уметь организовывать кадетов. Для некоторых кадетов необходимость адап-
тироваться к подобной иерархии руководства создает известные затруднения. В-четвертых, каждый первокурсник должен осознать систему духовных ценностей и традиций кадетского корпуса. В противном случае кадет может стать «аутсайдером», даже при хороших показателях в учебе.
Следует отметить, что отставание воспитанников в адаптации к формальной системе общения неизбежно отражается на неформальных отношениях, на положении кадета в учебной группе. В воинских коллективах формальная и неформальная сферы общения вообще оказываются тесно взаимосвязаны.
В процессе исследования нами были разработаны критерии, показатели и уровни адаптации учащихся к жизнедеятельности кадетского корпуса (см. табл. 1).
Таблица 1
Критерии, показатели и уровни адаптации учащихся к жизнедеятельности кадетского корпуса
Вид
адапта-
ции
Критерий
Показатели
Уровни
Методы
исследова-
ния
1
4
5
Соци- Функ-циональ-ное освоение
ально- среды
бытовая жизне-
адапта- деятель-
ция ности
кадетского корпуса
навыки самообслуживания в условиях общежития
Высокий - высокоразвитые навыки самообслуживания и поддержания порядка, ставшие привычкой____________________________________
Средний - достаточно развитые навыки самообслуживания и поддержания порядка, нуждающиеся во внешнем стимулировании__________
Низкий - слабо развитые навыки самообслуживания, неумение (или нежелание) поддерживать бытовой порядок________________________
Высокий - строгое и саморегулируемое соблюдение распорядка дня______________________
соблюдение распорядка дня
Средний - соблюдение распорядка дня, поддерживаемое внешним контролем________________
Низкий - частые нарушения распорядка дня в силу неумения (или нежелания) организовать свою деятельность
Высокий - активное, инициативное и разностороннее участие в жизни кадетского коллектива
включенность в жизнь кадетского коллектива
Средний - участие в жизни кадетского коллектива носит избирательный и по преимуществу исполнительский характер___________________
Низкий - общественные мероприятия игнорируются, отношение к жизни коллектива пассивное
Беседа с заведующим кадетского общежития, кадетами, офицерами-воспитателями, изучение дисциплинарных карточек кадетов
2
3
Продолжение таблицы 2
1
2
3
4
5
Учебная
адапта-
ция
Успешность в учебной деятельности
качество обучения
отношение к учебной деятельности
владение навыками самостоятельной учебной работы
Высокий
«хорошо»
успеваемость на «отлично» и
Средний - успеваемость на «хорошо» и «удовлетворительно»___________________________
Низкий - успеваемость на «удовлетворительно» и «неудовлетворительно»_______________
Высокий - высокий интерес к учебе, познавательная готовность, удовлетворенность результатами обучения___________________________
Средний - умеренный и избирательный интерес к обучению, частичная удовлетворенность его результатами______________________________
Низкий - незаинтересованное и пассивное отношение к учебе и ее результатам_____________
Высокий - уверенное владение навыками самостоятельной учебной работы, умение эффективно организовывать самоподготовку к заня-
Средний - владение основными навыками самостоятельной учебной работы, самоподготовка к занятиям в целом дает положительные результаты_____________________________________
Низкий - слабое владение навыками самостоятельной учебной работы, неумение организовывать самоподготовку к занятиям____________
Изучение успеваемости кадетов, беседа с кадетами, учителями-предметниками
освоение
кадета
роли
Высокий - полное освоение роли кадета, твердая
ориентация на будущую военную профессию___________
Средний - частичное освоение роли кадета, недостаточно устойчивая ориентация на будущую военную профессию_____________________________
Профес-
сиональ-
но-
служеб-
ная
адапта-
ция
Соответ-
ствие
профес-
сиональ-
но-
служебным требованиям
Низкий - недостаточное освоение роли кадета, отсутствие ориентации на военную профессию в будущем___________________________________
приспособление к новым психо-физиологическим нагрузкам
Высокий - полное приспособление к новым психофизиологическим нагрузкам______________
Средний - частичное приспособление к новым психофизиологическим нагрузкам__________
Низкий - неспособность приспособиться к новым психофизиологическим нагрузкам________
выполнение
профессиональ-
но-служебных
обязанностей
Высокий - отличное выполнение профессионально-служебных обязанностей, их освоение в полном объеме
Средний - в целом хорошее выполнение профессионально-служебных обязанностей, достаточное их освоение
Беседа с кадетами, изучение про-фессиональ-ных намерений кадетов по методикам Л.М. Фридмана, Т.А. Пушкиной, изучение медицинских карт кадетов, изучение дис-циплинар-ных карточек
Низкий - неудовлетворительное выполнение профессионально-служебных обязанностей, их слабое освоение
Соци-
ально-
психоло-
гическая
адапта-
ция
Отношения в коллективе кадетского корпуса
социометрический статус в группе
Высокий - авторитетность, формальное и неформальное лидерство, высокое число предпочтений
Социометрическое исследование, определение уровня
Окончание таблицы 2
характер оценки командно-преподавательским составом
эмоциональная
устойчивость
Средний - в целом позитивное отношение, достаточное число предпочтений________________
Низкий - отверженность, положение аутсайдера, отсутствие предпочтений__________________
Высокий - высокая оценка личностных и деловых качеств кадета
Средний - удовлетворенность личностными и деловыми качествами кадета с указанием на отдельные недостатки
Низкий - неудовлетворенность личностными и деловыми качествами кадета
Высокий - высокая степень эмоциональной устойчивости, принятие себя и других, отсутствие тревожности______________________________
Средний - достаточная эмоциональная устойчивость, в целом положительное отношение к себе и другим, невысокий уровень тревожности
Низкий - низкая эмоциональная устойчивость, непринятие себя и других, высокий уровень тревожности_____________________________
тревожности, зуче-ние личных карт кадетов, беседа с офицерами-воспитателями
Процесс адаптации к условиям кадетского корпуса охватывает все стороны жизнедеятельности воспитанников. Поэтому только комплексный подход, учитывающий всю совокупность рассмотренных видов адаптации, способен сделать этот процесс непродолжительным и успешным для каждого из кадетов. Разработанные нами критерии и по-
казатели позволяют диагностировать уровни адаптированности кадетов-первокурсников на различных этапах освоения ими новых форм и условий жизнедеятельности и, таким образом, выступают в качестве инструментов управления адаптационным процессом.
Поступила в редакцию 11.01.2006.