Научная статья на тему 'Особенности социально-психологической адаптации воспитанников к жизнедеятельности кадетского корпуса'

Особенности социально-психологической адаптации воспитанников к жизнедеятельности кадетского корпуса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
613
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ / СОЦИАЛЬНО-ГРУППОВАЯ СПЛОЧЕННОСТЬ / МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / EMOTIONAL HEALTH / SOCIAL-GROUP UNITY / MOTIVATION TO EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грушко Наталья Викторовна, Смирнова Ольга Владимировна

В статье рассматриваются особенности социально-психологической адаптации воспитанников к особым условиям кадетского корпуса. Авторами исследуется социально-психологическая адаптация как результат приобщения личности к новым группам, а также видам деятельности, которые имеют место в данном образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Грушко Наталья Викторовна, Смирнова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Socially Psychological Adaptation of Pupils to Activity of Military School

In article features of social and psychological adaptation of pupils to special conditions of a cadet corps are considered. Authors investigate social and psychological adaptation as result of familiarizing of the personality with new groups, and also kinds of activity which take place in this educational institution.

Текст научной работы на тему «Особенности социально-психологической адаптации воспитанников к жизнедеятельности кадетского корпуса»

ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2016. № 3. С. 33-38. УДК 159

Н. В. Грушко, О. В. Смирнова

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ К ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДЕТСКОГО КОРПУСА

В статье рассматриваются особенности социально-психологической адаптации воспитанников к особым условиям кадетского корпуса. Авторами исследуется социально-психологическая адаптация как результат приобщения личности к новым группам, а также видам деятельности, которые имеют место в данном образовательном учреждении.

Ключевые слова: социально-психологическая адаптация; эмоциональное самочувствие; социально-групповая сплоченность; мотивация к учебной деятельности.

N. V. Grushko, O. V. Smirnova

Dostoevsky Omsk State University

FEATURES OF SOCIALLY PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF PUPILS TO ACTIVITY OF MILITARY SCHOOL

In article features of social and psychological adaptation of pupils to special conditions of a cadet corps are considered. Authors investigate social and psychological adaptation as result of familiarizing of the personality with new groups, and also kinds of activity which take place in this educational institution.

Keywords: social and psychological adaptation; emotional health; social-group unity; motivation to educational activity.

Проблема адаптации воспитанников к особым условиям кадетского корпуса была установлена еще в начале XX в. Российское государство посредством кадетских корпусов решало две задачи: во-первых, оказывало помощь в воспитании детей семьям воинов или гражданских лиц, погибших, потерявших здоровье или отличившихся при защите Отечества или на службе ему; во-вторых, давало детям, предназначенным к военной службе в офицерском звании, «общее образование и соответствующее предназначению воспитание» [1, с. 11]. Уже тогда исследователи отмечали ряд позитивных и негативных моментов в жизнедеятельности кадет, которые влияли на особенность их адаптации: «слишком большое и вредное для воспитанников и дела перегрузка всякого рода занятиями, доходящая в кадетских корпусах до того, что у

© Грушко Н. В., Смирнова О. В., 2016

воспитанников не остается ни одной свободной минуты; внесение в строй школы сухого казарменного характера, который особенно вредно отражается на младших воспитанниках, ибо детская душа ищет ласки, а не казарменной выправки; неестественное предъявление к воспитанникам младшего возраста некоторых обязательных требований по ношению воинского платья, что иной раз приводит к хроническим болезням...» [2].

Сущность процесса адаптации как выражения единства взаимодействующих сторон -человека и социальной среды - отражена в концепциях отечественных ученых Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. А. Налчаджяна, С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульхановой-Славской, Б. Ф. Ломова, А. В. Петровского, Е. В. Шороховой и др., где в основе единства -активность личности, ориентированная на

познание окружающего мира и выработку четких принципов и определенных способов взаимодействия, дающих возможность и приспособиться к изменившимся социальным условиям, и преобразовать их по мере необходимости. В структуре социальной адаптации личности выделяются следующие компоненты (они же критерии адаптированности): выходные параметры деятельности личности, степень интеграции личности с макро- и микросредой, степень реализации внутрилич-ностного потенциала, эмоциональное самочувствие [3, с. 26].

В современных условиях кадеты также сталкиваются с проблемой некоего разрыва семейных отношений, так как условия кадетского корпуса жестко ограничивают контакты учащихся с близкими. Трудности возникают и с элементарными навыками самообслуживания; изменение социального статуса, смена межличностных контактов и взаимодействие с окружающими, следование уставу, физическая нагрузка, увеличенная в несколько раз, в отличие от школьной программы, - всё это в первое время пребывания в корпусе приводит к трудностям социально-психологической адаптации, нервному напряжению - стрессу.

Термин «адаптация» происходит от лат. аёар1аИо - приспособление, прилаживание. Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни [4, с. 81]. С учетом специфики довузовских образовательных учреждений Министерства обороны РФ (суворовских и кадетских училищ) выделяют: социально-бытовую, учебную, профессионально-служебную, социально-психологическую адаптацию учащихся [5].

В нашей статье мы исследуем социально-психологическую адаптацию как результат приобщения личности к новым группам, а также видам деятельности, которые имеют место в данном социуме. Социально-психологическая адаптация понимается как результат процесса различных изменений, в частности социальных, социально-психологических, морально-психологических, демографических и т. д. [6]. Социальная адаптация является необходимым условием для обеспечения оптимальной социализации человека. Она позволяет человеку не просто проявлять себя, свое

отношение к людям, деятельности, быть активным участником социальных процессов и явлений, но и благодаря этому обеспечивать свое естественное социальное самосовершенствование. Показателями успешной социальной адаптации человека являются его удовлетворенность этой средой, активность самопроявления и приобретение соответствующего опыта [4, с. 82].

Социально-психологическая адаптация подразумевает процесс взаимодействия кадета и окружения. Кадет считается адаптированным в том случае, когда он, «находясь среди других кадетов, не конфликтует с ними, доволен своей деятельностью и собой, идет навстречу ожиданиям группы, самоутверждается и свободно выражает свои творческие способности. В свою очередь, социальное окружение способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию индивидуальности кадета» [7].

Критериями социально-психологической адаптации в нашем исследовании выступают: эмоциональное самочувствие, мотивация к учебной деятельности и социально-групповая сплоченность. Целью данного исследования является изучение особенностей социально-психологической адаптации воспитанников к жизнедеятельности довузовского образовательного учреждения Министерства обороны РФ. Достижение цели определяется следующими исследовательскими задачами:

1. Изучить особенности эмоционального самочувствия воспитанников первого и второго года обучения.

2. Изучить социально-групповую сплоченность воспитанников первого и второго года обучения.

3. Изучить мотивацию к учебной деятельности воспитанников первого и второго года обучения.

Выборку исследования составили воспитанники довузовского учреждения Министерства обороны РФ (ДОУ МО РФ) в количестве 40 человек 13-14 лет: 20 человек - первого года обучения, 20 человек - второго года обучения. Критерием отбора является год поступления. Гипотезой исследования стало предположение о том, что специфика кадетского корпуса, как закрытого учреждение интернатного типа, оказывает влияние на социально-психологическую адаптацию воспитанников. Методики, применяемые в исследовании: тест

школьной тревожности Филлипса (адаптированный вариант) для изучения эмоционального самочувствия воспитанников; методика изучения школьной мотивации (W. Henning) для определения уровня мотивации к учебной деятельности в корпусе; метод социометрии для выявления уровня социально-групповой сплоченности. В качестве статистических методов обработки данных применялись: среднее арифметическое и метод анализа социо-матрицы (позволяет определить социологические индексы: групповое единство, групповую разобщенность, групповую сплоченность).

Результаты исследования. На первом этапе мы исследовали уровень эмоционального самочувствия воспитанников ДОУ МО РФ.

Эмоциональная сфера играет огромную роль в жизни человека. Она помогает внутренней регуляции поведения: через пережи-

100% 90% 80%% 70%%

н

и

| 60%% 13

N 50%% н ■й

iE 40%% (й о а

> 30%% 20%% 10% 0%

По полученным данным видно, что баллы по фактору «Переживание социального стресса» у воспитанников 7-го и 8-го классов низкие. Это говорит о том, что дети практически не подвержены стрессам в обществе и в процессе общении. Фактор «Фрустрация потребности в достижении успеха»: у учащихся 8-го класса показатели выше (41 %), чем у воспитанников 7-го класса (26 %). Вероятнее всего,

вание положительной или отрицательной эмоции выражается оценка события, явления. Эмоции могут служить способом познания мира, общения с другими; кроме того, они насыщают человеческую жизнь красками. С поступлением в кадетское училище увеличивается число требований, ожиданий, акцент делается на то, что воспитанник «должен», а не на то, что он «хочет». С другой стороны, кадету приятно быть и чувствовать себя взрослее, ответственнее, видеть, что окружающие воспринимают его как будущего офицера. Безусловно, такое положение вызывает противоположные переживания: с одной стороны, стремление оправдать ожидания, а с другой - страх оказаться плохим учеником. На этом фоне возникает тревожность как один из критериев эмоционального самочувствия учащегося кадетского корпуса (рис. 1).

это связано с большей загруженностью распорядка дня, что препятствует успешному достижению определенных целей. Фактор «Страх самовыражения»: у учащихся 7-го класса показатели выше (43 %), чем у воспитанников 8-го класса (37 %). Прежде всего это связано с тем, что для семиклассников это первый год обучения, поэтому они в большей степени еще стесняются раскрывать свои спо-

65%

41% 43% 45% 44% —ч

37% 41% 31%%

20% 30% 29% 39%

20% 26%

1 2 ¡1 I

•1 год обучения

2 год обучения

Рис. 1. Профиль школьной тревожности

собности и таланты по сравнению с учениками 8-го класса, которые уже успели хоть немного проявить себя в стенах учебного заведения. Фактор «Страх несоответствовать ожиданиям окружающих»: у учащихся 8-го класса показатели выше (44 %), чем у воспитанников 7-го класса (30 %), и приближаются к уровню повышенной тревожности. Воспитанники 8-го класса в большей степени ориентируются на то, как другие оценивают их поступки и мысли, в связи с этим возникает тревога за даваемые окружающими оценки, возрастает ожидание негативных баллов. Фактор «Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу» - 7-й класс (29 %), 8-й класс (16 %). Данные показывают, что воспитанники второго года обучения лучше приспосабливаются к стрессогенным ситуациям (это понижает уровень неадекватного реагирования на тревожный фактор окружающей среды), чем воспитанники первого года обучения. Фактор «Общая тревожность в КК»: у семиклассников полученные результаты чуть выше (39 %) по сравнению с восьмиклассниками (31 %). Это говорит о том, что воспитанники сталкиваются с трудностями включения в жизнь корпуса, что, в свою очередь, приводит к эмоциональному напряжению.

Рассматривая факторы «Страх ситуации проверки знаний» и «Проблемы и страхи

в отношениях с учителями», можно проследить некую взаимосвязь: по первому фактору у 7-го класса - 41 %, у 8-го - 45 % (проявление тревожности), а по второму - 65 % и 100 %, соответственно, что уже говорит о повышенной и высокой тревожности учащихся этих классов, об их тревоге при встречах и взаимодействии с преподавательским составом. Негативный эмоциональный фон в отношениях со взрослыми существенно снижает успеваемость воспитанников по учебным предметам, вследствие чего возникают трудности в выполнении домашнего задания и его проверке на занятии. На рис. 2 показано, сколько человек с каждого взвода по тому или иному фактору имеет повышенный и высокий балл тревожности в классе.

Результаты социально-групповой сплоченности в классах были получены при помощи диагностики, целью которой являлось определение индекса групповой сплоченности коллектива. Для этого использовалась социометрическая оценка групповой сплоченности. Определялись: групповое единство; групповая разобщенность; групповая сплоченность. Сплоченность в данной методике связывается с таким уровнем развития межличностных отношений, при котором в них высок процент выборов, основанных на взаимной симпатии (рис. 3).

20

16

12

с

о

10

•1 год обучения

2 год обучения

Рис. 2. Количество воспитанников, имеющих повышенный и высокий балл тревожности

9

8

4

0

11 10

Индекс группового единства

Индекс групповой разобщенности

34 39

Индекс групповой сплоченности

□ 7 класс Ш8 класс Рис. 3. Социометрическая оценка групповой сплоченности 7-го и 8-го класса

Рассматривая индекс группового единства, который по баллам выходит на средний уровень, можно сделать вывод, что и в 7-м, и 8-м классе существует сближение оценок в нравственной и деловой сферах, в подходе к целям и задачам совместной деятельности.

Индекс групповой разобщенности в обоих классах находится на низком уровне, что свидетельствует об оптимальном климате внутри каждого из классов, но для улучшения показателя групповой сплоченности следует проводить профилактические работы, устранять возникновение каких-либо конфликтов между воспитанниками каждого года обучения. Индекс групповой сплоченности находится на среднем уровне в обоих классах, но в 7-м он ниже - ближе к порогу низкого уровня, что говорит о слабой сплоченности класса. У 8-го класса полученный балл также не велик. Полученные результаты требуют особого внимания со стороны педагога-психолога и воспитателей, проведения мероприятий по сплочению воспитанников внутри коллектива.

Также исследовался уровень мотивации к учебной деятельности воспитанников первого и второго года обучения. Мотивы, побуждающие воспитанников учиться в ДОУ МО РФ, были изучены при помощи методики W. Henning «Изучение школьной мотивации». По желанию заказчика исследования при подсчете данных не учитывался балл, которым воспитанники должны были оценить каждое из утверждений, таким образом, подсчитыва-лось общее количество баллов, полученных под каждым мотивом.

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод, что на данном этапе у учащих-

ся 7-го и 8-го класса преобладает прагматический мотив (105 баллов у воспитанников первого года обучения и 127 - второго года обучения), что говорит, о стремлении ребят приобрести новый социальный статус, реализовать свой потенциал, обеспечить себе в дальнейшем комфорт и безопасность, достойный уровень жизни, обеспечить семью. Познавательная мотивация для ребят обоих классов также является немаловажным мотивом в учебной деятельности - 87 и 94 соответственно. Учеба - это основной и главный вид деятельности в данном возрасте. Они учатся, перенимают опыт у старших ребят, командиров, узнают много нового о своей будущей профессии офицера и стремятся достичь желаемого. В силу особенности учебного заведения у воспитанников первого и второго года обучения присутствует мотив долга - соответственно 86 баллов (первый год обучения) и 103 балла (второй год обучения). У них складывается понимание, что они будущие защитники Отечества и обязаны защищать своих родных, близких, свою Родину. На наш взгляд, это очень важный момент, так как сегодня, как и прежде, перед кадетскими корпусами стоит основная задача - подготовить элиту офицерского корпуса Вооруженных сил РФ и достойных граждан, государственно мыслящих, патриотично настроенных на деятельность, связанную с развитием и процветанием России.

Подводя итоги, можно сказать, что эмоциональное самочувствие воспитанников первого и второго года обучения в основном ниже среднего уровня, но один из критериев показывает повышенный и высокий балл тревожности. Гипотеза подтвердилась частично.

Социально-групповая сплоченность воспитанников первого и второго года обучения находятся на среднем уровне. Гипотеза подтвердилась. Мотивация к учебной деятельно -сти воспитанников первого и второго года обучения высокая, но различий в ней нет. Гипотеза не подтвердилась.

Результаты исследования были переданы педагогам-психологам, работающим с кадетами каждого года, обучения для дальнейшего анализа и профилактической деятельности. В перспективе планируется изучение социально-психологической адаптации воспитанников через внеучебную деятельность, а именно включение их в проектную деятельность, участие в различных кружках, конкурсах и т. д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Луговой А. А. Кадетское движение в России: История и современность // Вопросы создания и перспективы развития кадетского движения в МЧС России : материалы Между-нар. конгресса (Санкт-Петербург, 29-30 марта 2013 г.) : в 2 т. / сост. О. М. Латышев, С. В. Шарапов, Ю. А. Волкова, Е. В. Теренть-

ева, Н. В. Бирюлева. - СПб. : СПб ун-т ГПС МЧС России, 2013. - Т. 1. - С. 11-15.

2. Каменев А. И. История подготовки офицерских кадров в России. - М. : ВПА им. Ленина, 1990. - 195 с.

3. Грушко Н. В., Чернобровкина С. В. Творческий потенциал как фактор социально-психологической адаптации молодежи в меняющихся экономических условиях Омской области : монография. - Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2013. - 120 с.

4. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика : учебник. - М. : Гардарики, 2005. - 269 с.

5. Милованова Н. Ю. Трудности социальной адаптации воспитанников к особенностям жизнедеятельности кадетского корпуса // Социально-экономические явления и процессы. - 2011. - № 10 (032). - С. 314-317.

6. Мнацаканян И. А. Социально-психологическая адаптация: сущность и функции. -URL: http:// superinf.ru/view_helpstud.php? id = 3387 (дата обращения: 23.04.2016).

7. Галеева Н. И. Проблемы социально-психологической адаптации кадет-пятиклассников Московского казачьего кадетского корпуса им. М. А. Шолохова. - URL: festival.1september.ru (дата обращения: 15.06.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.