Научная статья на тему 'Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях кадетского корпуса'

Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях кадетского корпуса Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1115
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДЕЗАДАПТАЦИЯ / КАДЕТСКИЙ КОРПУС / КАДЕТСКОЕ БРАТСТВО / ПОДРОСТОК / СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Долгая Наталья Александровна

В статье представлены результаты исследования процесса социально-педагогической адаптации подростков в условиях кадетского корпуса. Выявлены основные трудности, возникающие у учащихся в первые месяцы обучения в кадетском учреждении. Разработана программа, включающая в себя мероприятия по профилактике и коррекции трудностей адаптационного периода, выработаны конкретные рекомендации, необходимые для работы социального педагога как с кадетами, так и их семьями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях кадетского корпуса»

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ КАДЕТСКОГО КОРПУСА

© 2011 Долгая H.A.

Дагестанский государственный педагогическийуниверситет

В статье представленырезулътаты исследования процесса социально-педагогической адаптации подростков в условиях кадетского корпуса. Выявлены основные трудности, возникающие у учащихся в первые месяцы обучения в кадетском учреждении. Разработана программа, включающая в себя мероприятия по профилактике и коррекции трудностей адаптационного периода, выработаны конкретные рекомендации, необходимые дляработы социального педагога как с кадетами, так и их семьями.

The author of the article represents the results of the research of the process of teenagers’ socio-pedagogical adaptation in conditions of the cadet corps. She revealed the main difficulties encountered by the cadets in the first months of training in the cadet corps. On the basis of the obtained results she developed a program that includes activities on the prevention and correction of the adaptation period difficulties, specific recommendations, necessary for the social pedagogue’s work both with the cadets and their families.

Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, кадетский корпус, кадетское братство, подросток, социальный педагог.

Keywords: adaptation, desadaptation, cadet corps, cadet brotherhood, teenager, social teacher.

Начальный период обучения в кадетском корпусе, как правило, сложен для всех подростков, поступивших в него. Подросток, зачисленный после всех экзаменов, проверок в военно-учебное заведение, сталкивается с новыми условиями и требованиями:

- биологическое - ограничение времени сна; ограничение в разнообразии, количестве и качестве пищи; систематическая физическая нагрузка (зарядка, занятия спортом, увеличенное число уроков физкультуры);

- социально-психологическое -иерархичность общения, субординация; строгая регламентация норм поведения, ограничение реализации потребностей и интересов; жесткая регламентация распорядка дня; ограничение в получении информации; ограничение в общении с родителями и друзьями; преобладание групповых видов деятельности; необходимость построения

контактов с незнакомыми людьми; жесткая дисциплина; общение в гомогенной среде; дефицит свободного времени; переход к самостоятельному быту; постоянное нахождение на виду и под контролем; казарменные условия проживания;

- педагогическое - усвоение традиций и ритуалов, формирование качеств: личная дисциплинированность и исполнительность, ответственность, готовность точно и своевременно выполнить приказ, решительность, выдержка и самообладание, смена преподавателей, различие требований, предъявляемых каждым учителем в отдельности, увеличение количества изучаемых предметов, в том числе и военных дисциплин; преобладание авторитарного стиля общения; приобретение навыков

самообслуживания.

В ответ на новые повышенные требования у подростка в первые недели и месяцы могут появиться различные жалобы, связанные с состоянием здоровья (головные боли, тошнота, нарушение сна, усталость, плаксивость, снижение аппетита) и эмоциональным состоянием (отрицательное отношение к учебе, учителям, постоянное чувство страха и т.д.), что может продолжаться до окончания адаптационного периода.

В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы адаптации подростка к условиям кадетского корпуса. Исходя из этого была поставлена задача - выявить основные проблемы адаптации подростков в кадетском корпусе; разработать программу и рекомендации по профилактике и преодолению трудностей адаптационного периода.

Экспериментальная база

исследования - муниципальное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная кадетская школа-интернат г. Махачкалы «Первый Дагестанский кадетский корпус» имени генерал-полковника Геннадия Трошева. Исследованием были охвачены 80 подростков. До начала работы они были разделены на две (экспериментальная и контрольная)группы.

Изучение социально-педагогичес-кой адаптации подростков в условиях кадетского корпуса проводилось с помощью методик: рисуночный тест

«Что мне нравится в кадетском корпусе» (основой для теста послужила методика А. М. Шуберта), опросник «Отношение подростков к кадетскому корпусу», «Тест школьной тревожности Филлипса», анкета «Адаптация в кадетском корпусе», социометрия.

Проанализировав данные

рисуночного теста «Что мне нравится в кадетском корпусе» и опросника «Отношение подростков к кадетскому корпусу», мы констатировали, что подросток при поступлении в кадетский корпус владеет минимальной

информацией об особенностях воспитательно-образователь-ного процесса в данном учебном заведении.

Основными источниками информации, как правило, являются родственники, родители, СМИ. В результате у подростка в первые месяцы обучения в кадетском корпусе возникает проблема, заключающаяся в несоответствии ожидаемого от обучения в кадетском корпусе с действительностью.

Большинству учащихся как в экспериментальных, так и контрольных группах характерен средний уровень мотивации обучения в кадетском корпусе, для которого свойственно преобладание внешних сторон в кадетском корпусе (50-60%). Подростка привлекает не сам процесс обучения, традиции, обычаи, а форма военной одежды, возможность стрельбы из оружия в будущем и т.д.

В первые месяцы обучения подростки (80-90%) не знают кадетских традиций, а те, кто знает, в основном называют традиционные кадетские праздники, поэтому подростки первоначально неосознанно относятся к уставу, в большей степени воспринимая его как часть игры.

Негативное отношение подростков к условиям кадетского учреждения формируется под воздействием неблагоприятного социально-

психологического климата в коллективе класса, неорганизованного досуга, отсутствия специальных помещений для игр и тренировок, отсутствия рядом родителей и друзей.

Факторами, вызывающими чувство тревожности у подростков и тем самым затрудняющими процесс социальнопедагогической адаптации, являются:

- трудности во взаимоотношениях со сверстниками. Социометрия, проведенная в контрольных и экспериментальных классах, выявила, что в исследуемых группах большинство подростков имеют статусы «принимаемых» или

«отвергнутых». Многие дети делают 3-4 выбора при ответах на вопросы, поэтому можно предположить, что круг общения у подростка в классе ограничивается определенным количеством товарищей. Полученные данные говорят о характере отношений, существующих в группах, и свидетельствуют о разобщенности на

отдельные группировки. Мотивация выборов в большинстве случаев определяется желанием подростков общаться, иметь общее дело и т.д.;

- страх не соответствовать требованиям окружающих (родителей, учителей, одноклассников);

- боязнь учителей, офицеров-воспитателей. В результате беседы были выявлены основные причины страха: оценка знаний, авторитарный стиль общения, непонимание со стороны сверстников, отсутствие опыта общения с малознакомыми людьми и т.д.

В завершение констатирующего

эксперимента были получены следующие результаты:

- высокий уровень адаптации в экспериментальных классах - 20% (2006 г.) - 17% (2007 г.), контрольных -соответственно 18-20% учащихся;

- хорошая адаптация в

экспериментальных классах - 26-29%, контрольных - 25-26% учащихся;

положительное отношение к кадетскому корпусу в экспериментальных классах -30-38%, контрольных - 32-36%

учащихся;

- низкий уровень адаптации в

экспериментальных классах - 14-9%,

контрольных - 16-10% учащихся;

- негативное отношение к кадетскому корпусу, близкое по своим показателям к дезадаптации в экспериментальных классах - 10-7%, контрольных - 9-8% учащихся.

Эти результаты подтверждают необходимость применения системы заданий как социально-педагогического пакета, позволяющих успешно формировать необходимый уровень социально-педагогической адаптации у подростков в кадетском корпусе. С учетом полученных данных на этапе формирующего эксперимента была организована работа по разработанной нами программе, нацеленной на предупреждение и преодоление трудностей у учащихся кадетских корпусов, сохранение здоровья и эмоционального благополучия подростка в период адаптации.

Разработанная программа включает в себя пять блоков. Каждый блок

представляет собой вполне автономную, но в то же время взаимосвязанную с другими модульную программу.

Первый блок содержит описание работы, занятий, мероприятий

социального педагога, психолога,

методиста, офицеров-воспитателей с родителями, направленных на адаптацию подростка в кадетском корпусе.

Второй блок предполагает организацию совместной деятельности социального педагога, психолога,

методиста и офицеров воспитателей по обнаружению и профилактике проблем у подростка в период его адаптации в кадетском корпусе.

Третьим блоком программы

адаптации является психолого-

педагогичес-кая деятельность с коллективом учащихся.

Четвертым блоком программы выступает индивидуальная работа с подростком.

В пятом блоке программы приводятся общие рекомендации специалистам

(социальному педагогу, психологу,

методисту) по организации работы с

участниками педагогического процесса.

Для определения результативности внедрения программы адаптации

подростков в кадетском корпусе

«Кадетское братство» был проведен итоговый диагностический срез.

Результаты контрольного среза показали в экспериментальных группах:

- снижение уровня

дезадаптированных подростков.

Негативное отношение к учреждению снизилось до 2-3% от общего числа учащихся. Увеличилось число учащихся, которые положительно относятся к обучению в кадетском корпусе и с желанием учатся в нем;

- возрастание объема и уровня

знаний в области кадетского образования: 60-70% учащихся

отмечают, что знают кадетские традиции и ритуалы и могут назвать их, в то время как в контрольных группах - только 1020%;

- положительную тенденцию по

шкалам «Фрустрации потребности в достижении успеха», «Страх

самовыражения», «Страх ситуации

проверки знаний», «Страх не

соответствовать ожиданиям

окружающих», «Проблемы и страхи в отношениях с учителями»;

- увеличение коэффициента сплоченности. Социометрия показала, что в экспериментальных группах при проведении повторной диагностики количество детей в микрогруппах увеличилось до 8%; ни один из подростков не остался вне детского коллектива;

- значительное улучшение

отношений с учителями, офицерами-воспитателями. Подростки оценивают их не только как учителей, но и как старших друзей. Большая часть сравнивает их с родителями, близкими родственниками;

- незначительное улучшение

успеваемости. Однако есть

положительная динамика,

соответственно, при дальнейшей работе есть возможность развития этих показателей.

В завершение контрольного эксперимента нами были

проанализированы все полученные в ходе работы данные, что позволило нам сделать следующий вывод.

Примечания

К условиям жизнедеятельности в кадетском корпусе полностью адаптировались 38% (2006 г.) / 41% (2007 г.) учащихся экспериментальных групп и 14% (2006 г.) / 11% (2007 г.) контрольных групп. Из них в ЭГ - 36% (2006 г.) / 35% (2007 г.) и КГ - 20% (2006 г.) / 22% (2007 г.) имеют хороший уровень адаптации с учебной мотивацией. У 20% (2006 г.) / 16% (2007 г.) ЭГ и 30% (2006 г.) / 31% КГ наблюдается частичная адаптация с

внешней школьной и игровой мотивацией. По-прежнему у части

учащихся сохранился низкий уровень адаптации 5% (2006 г.) / 6% (2007 г.) ЭГ, 24% (2006 г.) / 28% (2007 г.) КГ и негативное отношение к кадетскому корпусу 1% (2006 г.) ЭГ, 2% (2007 г.) КГ, что свидетельствует о неполном принятии подростком условий

жизнедеятельности кадетского корпуса.

Таким образом, проведенное

исследование свидетельствует о целесообразности внедрения в деятельность кадетских учреждений программы адаптации, которая построена с учетом особенностей данных учреждений.

1. Лусканова Н. Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. М., 1999. 2. Шуберт А. М. Изучение личности ребенка по его рисунку // Психопатология и психопрофилактика детского возраста. М. : Мосздравотдел, 1929. С. 166-228.

Статья поступила вредакцию 19.08.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.