Научная статья на тему 'Особенности психологического сопровождения образовательного процесса в кадетском корпусе'

Особенности психологического сопровождения образовательного процесса в кадетском корпусе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2311
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / КАДЕТСКИЕ КОРПУСА / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / PERSONALITY / INNOVATIVE MODEL / THE CADET CORPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Копылова Л. Е.

Статья содержит результаты анализа феномена психологического сопровождения образовательного процесса в кадетских корпусах. Рассмотрены вопросы разработки инновационной модели системы психолого педагогического сопровождения учебно воспитательного процесса с целью достижения высокого уровня социокультурной адаптации, для формирования ценностно смысловых жизненных ориентаций воспитанников кадетских корпусов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristics of the psychological support of educational process in the Cadet Corps

The article presents an analysis of the phenomenon of resistance to the personal information and psychological impact. We describe the author’s interpretation of this phenomenon as an integral education that includes a set of paper contains an analysis of the phenomenon of psychological support.

Текст научной работы на тему «Особенности психологического сопровождения образовательного процесса в кадетском корпусе»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

удк 157

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КАДЕТСКОМ КОРПУСЕ

© л. Е. кОПЫлОВА кадетская школа № 1780 (г. Москва) e-mail: lubashkao@mail.ru

Копылова Л. Е. - Особенности психологического сопровождения образовательного процесса в кадетском корпусе // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 1257-1259. - Статья содержит результаты анализа феномена психологического сопровождения образовательного процесса в кадетских корпусах. Рассмотрены вопросы разработки инновационной модели системы психолого-педагогического сопровождения учебновоспитательного процесса с целью достижения высокого уровня социокультурной адаптации, для формирования ценностно-смысловых жизненных ориентаций воспитанников кадетских корпусов.

ключевые слова: психологическое сопровождение, личность, инновационная модель, кадетские корпуса.

Kopilova L. E. - Characteristics of the psychological support of educational process in the Cadet Corps // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 1257-1259. - The article presents an analysis of the phenomenon of resistance to the personal information and psychological impact. We describe the author’s interpretation of this phenomenon as an integral education that includes a set of paper contains an analysis of the phenomenon of psychological support. Keywords: psychological support, personality, innovative model, the cadet corps.

Современная Россия кардинально и стремительно меняется политически и экономически. Меняются также духовные и материальные ценности. Все эти изменения затронули систему обучения и воспитания молодежи. Система образования России начала искать эффективные формы и методы обучения и воспитания. В России стали возрождаться такие виды учебных заведений, как гимназии, лицеи, школы разных профилей и направлений: казачьи, купеческие, морские, кадетские корпуса и др.

Социально-экономические особенности развития российского обществ выдвигают проблему поиска инновационного типа личности: нравственного, социально ответственного, инициативного, самостоятельного, творческого, импровизирующего, активного гражданина, находящегося в движении, с четко выраженной позитивной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию.

Актуальность проблемы системы психологического сопровождения образовательного процесса в кадетских корпусах обусловлена проявлением негативных социально-экономических тенденций в развитии современного общества, падением престижа Вооруженных сил и воинской службы, снижением интереса молодежи к военной службе.

Выявленная проблема обусловливает направление деятельности педагога-психолога, офицеров-воспитателей, преподавателей в кадетском корпусе

в русле воспитания и формирования культурного духовно-нравственного человека. Основная задача пе-дагога-психолога, учителей, офицеров-воспитателей, работающих в кадетском корпусе, является изучение, применение и разработка инновационных методов гражданско-патриотического воспитания, акцентированных на формировании у кадетов ценностных ориентаций гражданина-патриота.

В целях достижения высокого уровня социокультурной адаптации, для формирования ценностно-смысловых жизненных ориентаций, разрабатывается инновационная модель системы психологопедагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса.

Целью психолого-педагогического сопровождения является: создание условий, способствующих личностному росту учащихся, профессиональному самоопределению в соответствии с выбранным профилем обучения, формирование нравственного потенциала и морально-этических норм личности учащихся, содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.

Задачами психологического сопровождения образовательного процесса в кадетском корпусе являются:

• Выработка навыков стрессоустойчивости, саморегуляции поведения, самоконтроля;

• Формирование положительной установки и мотивации на ведение здорового образа жизни;

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 28 2012 г.

• Развитие системы мировоззрения и иерархической системы ценностей, как системы, определяющей жизненные позиции нравственно-ориентированной личности, реализующиеся в поведении;

• Создание положительной мотивации на формирование профессионального самоопределения учащихся в соответствии с выбранным профилем обучения;

• Содействие становлению и развитию активной гражданской позиции, патриотизма; формирования мотивации учащихся к самовоспитанию волевых качеств; формирование толерантного отношения к окружающим.

В процессе реализации программы используются разнообразные формы организации занятий и методы обучения: тренинг, групповые тематические беседы, комбинированные занятия, круглый стол, диспут, семинар, работа в группах, групповые консультации; обучающая психодиагностика, использование наглядных пособий и аудио-визуальных средств, и др.

В ходе реализации программы учащиеся овладевают следующими знаниями:

• О формах, приемах и методах релаксации, саморегуляции, снятии напряжения, дезактуализации негативных переживаний, повышении концентрации внимания, выработки позитивной поведенческой стратегии и т. д.

• О значимости ведения здорового образа жизни для гармонично развитой личности;

• Об индивидуальных психофизиологических особенностях личности;

• Значение профессионального самоопределения в жизни человека;

• Понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

Умениями:

• Применять на практике навыки саморегуляции, самоконтроля, релаксации;

• Соотносить свои индивидуальные психологические и физиологические особенности с требованиями выбираемой профессии;

• Использовать приемы самосовершенствования в учебной, трудовой и профессиональной деятельности, инициировать индивидуальные способности, основанные на собственных задатках и склонностях;

• Выработать устойчивую положительную мотивацию в необходимости сохранения, укрепления своего здоровья и ведения здорового образа жизни;

• Применять навыки социально-психологической адаптации в современном социуме.

Методологическую основу модели составляют теории и идеи, в основе которых лежат деятельностный, личностный, ценностный, системный, интегративный и культурологический подходы.

При моделировании психолого-педагогического сопровождения и развития духовно-нравственной личности кадета педагог-психолог учитывает культурнообразовательную среду кадетского корпуса.

Культурно-образовательная среда - это организация материальной и духовной культурной среды в интересах ребенка. Специфика культурно-образовательной среды кадетского корпуса заключается в том, что творческая деятельность детей и взрослых направлена на освоение культуры отношений человека с человеком, культуры быта, поведения в семье и в обществе, культуры образования, культуры труда (физического, интеллектуального и духовного), культуры творчества.

Работа педагога-психолога в кадетском корпусе нацелена на изучение личности кадета, особенностей приспособления к психологическому климату, традициям и нормам коллектива, к системе социальных ролей, вытекающих из структуры взаимоотношений. Эффективность этого процесса определяет успешность освоения кадетом новой деятельности.

Одной из важных задач психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в кадетском корпусе является деятельность по психопрофилактике негативных явлений, вызванных разными причинами.

Весь процесс обучения в кадетском корпусе приходится на пубертатный период. На фоне незавершенного роста и развития наступает период полового созревания, резко перестраивается функция гипота-ламо-гипофизарной системы, процессы возбуждения преобладают над процессом торможением, изменяется вся физиологическая система и ее функции.

Все ли подростки готовы к обучению и воспитанию в кадетском корпусе? С одной стороны, кадетский корпус должен давать образование повышенного уровня, воспитывать будущую элиту российского общества, с другой - протягивать руку помощи детям, которые нуждаются в ней. Практически в каждом кадетском корпусе встречаются социально-педагогически запущенные дети, с нарушениями в здоровье, немотивированные. как совместить решение этих задач?

Психопрофилактика в условиях кадетского корпуса рассматривается как гуманистическая, организованная, интегрированная система психолого-педаго-гических мероприятий со всеми участниками образовательного и воспитательного пространства: кадетами, педагогами, офицерами-воспитателями, родителями, администрацией в центре которых находятся интересы ребенка. Психолог организует и формирует непрерывность психопрофилактических мероприятий с четким распределением функций и обязанностей каждого участника сопровождения, с осознанием ответственности за деятельность и взаимодействие друг с другом во имя ребенка.

Для решения выявленных проблем разрабатываются новые методы психологического сопровождения, внедряются новые формы, способы и средства в психопрофилактических целях. Основным методом, используемым в работе педагога-психолога с кадетами, является метод творческого самовыражения. Метод творческого самовыражения в организации психопрофилактических мероприятий способствует развитию в личности учащихся таких качеств, как

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

ответственность, самоактуализация, самопознание, креативность, стремление познать окружающий мир, независимость, спонтанность, активность, социальная смелость, независимость, жизнерадостность.

Подростки, оживляя и поддерживая в себе творческое вдохновение, устраняет душевную напряженность, страхи, апатию, тревожность. В процессе занятий и тренингов учащиеся получают необходимые психологические знания, познают глубже собственный внутренний мир, учатся понимать, принимать себя и других.

Изменению подвергаются такие характеристики личности, как неуверенность в себе, низкая или заниженная самооценка, особенности межличностных взаимоотношений, страхи, внутренняя и внешняя конфликтность, непринятие себя и окружающих.

интегративный подход позволяет реализовать личностно ориентированный подход, который помога-

ет формировать целостный взгляд на мир и различные способы его познания.

Психолого-педагогическое сопровождение кадетов не ограничивается каким-либо одним направлением. Педагог-психолог является полноценным участником всего учебно-воспитательного процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 1999.

2. Алферов А. Д. Психология развития школьников. Ростов на Дону, 2000.

3. Битянова М. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1998.

4. Галеева Н. И. Методики творческого самовыражения М. Е. Бурно в структурно-функциональной модели психолого-педагогической деятельности по адаптации кадет-пятиклассников кадетской школы-интерната // Психотерапия, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.