сущность. Каждое поколение подростков увлекалось различными направлениями популярной музыки. Еще в 50-х гг. отмечалась роль популярной музыки в подростковых группах. С тех пор популярностью пользовались различные стили поп- и рок-музыки.
Таким образом, музыка представляет интерес прежде всего как социальный феномен, как элемент образа жизни.
1. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры: кн. для учителя: Из опыта работы. М., 1991.
2. Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. М., 1961.
3. Цукерман В.С. Музыка и слушатель. Опыт социологического исследования. М., 1972.
4. Абдулин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: пособие для учителя. М., 1983.
5. Апраксина О.А. Становление и развитие музыкально-эстетического воспитания. М., 1971.
6. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе искусств. М., 1983.
7. Апраксина О.А. // Музыкальное воспитание в школе. М., 1975.
8. Кабалевский Д.Б. Как рассказать о музыке. М., 1989.
9. Кабалевский Д.Б. Избранные статьи музыки. М., 1963.
10. Кабалевский Д.Б. Сила искусства. М., 1984.
11. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избр. тр. М., 2004.
12. Петровский А.В. Быть личностью. М., 1990.
13. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / под ред. В.В. Давыдова, В.П. Зинченко. М., 1989.
14. Запесецкий А.С. Музыка и молодежь. М., 1988.
Поступила в редакцию 12.07.2006 г.
ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ ВОСПИТАННИКОВ К ОСОБЕННОСТЯМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДЕТСКОГО КОРПУСА
Н.Ю. Милованова
Milovanova N.Y. Problems of adaptation of the students to the specific features of life and activity of the military school. The article characterizes the process of adaptation of the students to different spheres of life and activity of the military school, reveals the problems of adaptation, their grounds and forms of representation, formulates the tasks of social and pedagogical work with first-year students of military schools.
Проблема адаптации учащихся к специфическим условиям кадетского корпуса была поставлена еще в начале ХХ в. Уже в это время исследователи отмечают позитивные и негативные аспекты жизненной ситуации кадетов, влияющие на особенности их адаптации.
Так, в докладе бюджетной комиссии Думы в 1901 г., посвященном деятельности кадетских корпусов, были указаны трудности, с которыми сталкивались воспитанники, попадая в данное учебное заведение. Среди них выделялись «... слишком большая и вредная для кадетов и дела перегрузка всякого рода занятиями, доходящая в некоторых кадетских корпусах до того, что у воспитанников не остается ни одной свободной минуты; внесение в строй школы сухого казарменно-
го характера, который особенно вредно отражается на младших воспитанниках, ибо детская душа ищет ласки, а не казарменной выправки; неестественное предъявление к воспитанникам младшего возраста некоторых обязательных требований по отношению воинского платья, что иной раз приводит к хроническим болезням...» [1].
Изучение процесса адаптации первокурсников Тамбовского кадетского корпуса имени Л.С. Демина позволило нам выявить типичные трудности адаптации кадетов к новым условиям жизнедеятельности, присущим данному виду образовательно-воспитательного учреждения. В ходе исследования были рассмотрены такие сферы жизнедеятельности кадетского корпуса, как социально-бытовая, учебная, профессионально-слу-
жебная, досуговая, а также общение. Каждая из названных сфер требует от воспитанников освоения ее особенностей.
Трудности в социально-бытовой адаптации возникают у первокурсников в основном в первые два месяца их пребывания в кадетском корпусе. В это время под воздействием нового распорядка дня, систематических занятий по физической и строевой подготовке, различных тренировок, условий казарменной жизни происходит интенсивная ломка сложившихся ранее стереотипов поведения и формирование новых.
Большинство первокурсников не владеют элементарными навыками самообслуживания. Некоторые из них не привыкли соблюдать правила личной гигиены. Зачастую у первокурсников возникают сложности со стиркой, глажением одежды, чисткой обуви. Это связано с тем, что до поступления в кадетский корпус учащиеся проживали в семье, где основные бытовые заботы брали на себя родители.
Резкий переход от домашнего уюта, комфорта к казарменному укладу жизни, строго регламентированному режиму дня создает для многих первокурсников серьезную проблему. Как показывает наше исследование, впервые учащиеся подвергаются дисциплинарному взысканию именно за несоблюдение режима. У 40% первокурсников конфликты с соседями по общежитию, комендантом возникают именно на бытовой почве. Причинами конфликтов являются неумение или, чаще всего, нежелание соблюдать порядок и чистоту в корпусе и на окружающей его территории, добросовестно осуществлять дежурство по общежитию, неспособность работать в коллективе и подчиняться его требованиям.
Трудности в учебной адаптации первокурсников связаны, прежде всего, с требованиями усложненной учебной программы кадетского корпуса. Учебная нагрузка кадетов превышает школьную в 1,5-2 раза. Кадеты, помимо учебного плана общеобразовательной школы, должны изучить предметы дополнительной программы, включая дисциплины военной подготовки. Им необходимо освоить новые, непривычные формы и методы обучения, преодолеть состояние напряженности, неуверенности, сомнения в своих возможностях.
Изучение статистики отчислений воспитанников из кадетского корпуса за последние пять лет показало, что в среднем за учебный год 3-4 первокурсника отчисляются за неуспеваемость и дисциплинарные нарушения.
На наш взгляд, невозможно понять, какие трудности возникают в учебной адаптации первокурсников, не разобравшись в особенностях процесса обучения в кадетском корпусе. Следует отметить, что учебное время в условиях кадетского корпуса как интернатного учреждения имеет отличительные особенности.
По своей структуре учебное время в кадетском корпусе представляет собой совокупность двух взаимосвязанных подсистем: 1) времени аудиторных учебных занятий в объеме 6 ежедневных и 36 еженедельных часов; 2) внеаудиторного времени - самостоятельной учебно-познавательной деятельности (самоподготовки) в объеме 3 ежедневных и 18 еженедельных часов.
Самоподготовка - это особый вид внеаудиторной учебной работы кадетов. Индивидуальная организация времени самоподготовки зависит от степени сформированности у кадетов мотивов учебной деятельности, от их информационно-познавательных умений и адекватной оценки достигнутых результатов.
Как показывают результаты опроса, до 60% кадетов-первокурсников субъективно испытывают дефицит времени. Причем сами кадеты и их учителя, офицеры-воспитатели по-разному оценивают причины неуспеваемости и дефицита времени.
В ходе нашего исследования установлено, что по мнению самих кадетов нехватка времени связана, прежде всего, с неумением эффективно планировать время самостоятельной работы (51%), с неготовностью незамедлительно включиться в самостоятельную учебно-познавательную деятельность (35%), с отсутствием навыков конспектирования (45%) и с незнанием приемов рациональной работы с источниками информации (40%).
По мнению учителей и офицеров-воспи-тателей, главными причинами неудовлетворительных знаний кадетов и дефицита времени являются: отсутствие систематической внеаудиторной работы над учебным материалом (75%), низкая личная ответственность за учебу (71%), недостаточные трудолюбие и настойчивость (65%), несформиро-
ванные навыки самостоятельной учебной работы (62%), низкая мотивация учебы (41%), слабый контроль со стороны учителя за учебной работой кадетов (37%).
Следовательно, именно на первом курсе особенно важно содержательно наполнить, четко структурировать, педагогически целесообразно организовать учебное время кадетов и помочь им овладеть навыками самостоятельной учебной работы.
Серьезные трудности в учебной адаптации вызывает усложненная программа обучения в кадетском корпусе. Несоответствие интеллектуальных способностей первокурсников этой программе обнаруживается нечасто, т. к. основная масса таких подростков отсеивается на вступительных конкурсных экзаменах. Однако нередко успешной учебной адаптации воспитанников препятствуют особенности личностного склада характера, темперамента. Организация учебной деятельности в кадетском корпусе имеет свою специфику, связанную с необходимостью усвоения большого объема учебной информации в ограниченное время, а также с новыми формами обучения, с отсутствием систематического контроля за самостоятельной работой со стороны родителей и др. Поэтому иногда интеллектуально развитые, но недостаточно собранные учащиеся в условиях кадетского корпуса оказываются в числе неуспевающих.
Профессионально-служебная адаптация учащихся заключается в освоении роли кадета, связанных с ней служебных обязанностей, в приспособлении к повышенным психофизиологическим нагрузкам.
Профессионально-служебная адаптация -сложный многосторонний процесс, содержащий в себе следующие аспекты: психологический (приспособление кадета к специфической деятельности на уровне психических процессов и свойств); социальный (освоение воспитанником статуса кадета); физиологический (приспособление организма подростка к новым физическим нагрузкам).
В процессе исследования мы в первую очередь оценили состояние здоровья подростков, т. к. оно во многом определяет уровень успешности профессионально-служебной адаптации учащихся.
По итогам медицинских осмотров учащиеся распределяются по группам здоровья.
В 2004-2005 учебном году среди первокурсников ни один подросток не попал в I группу здоровья, во II группу было отнесено 48 человек, в III группу - 5 человек. Безусловно, это создает дополнительные трудности в их адаптации к повышенным психофизиологическим нагрузкам.
Наиболее интенсивно профессиональнослужебная адаптация учащихся протекает на самом начальном этапе обучения, а также при прохождении военно-полевых сборов. В это время воспитанники осваивают азы воинской службы: изучают уставы, получают специальную подготовку по радиотехнике, парашютному спорту, стрельбе по мишени, изучают основы тактики, радиационной, химической и биологической защиты. Все это, естественно, сопряжено с высокими физическими и интеллектуальными нагрузками.
Среди основных трудностей профессионально-служебной адаптации, с которыми сталкиваются первокурсники, на первое место в кадетском корпусе выдвигаются вопросы дисциплины. Как показывает практика, вчерашним школьникам в первые месяцы пребывания в кадетском корпусе достаточно тяжело находиться в строго регламентированных условиях, быть дисциплинированными. Неприспособленность к такому образу жизни может проявлять себя в различных сферах деятельности воспитанников. Есть кадеты, которые всюду опаздывают, не успевают своевременно встать в строй, характеризуются забывчивостью, невнимательностью, другие - имеют неопрятный вид, третьи - ответственно выполняют приказы офи-церов-воспитателей и лиц старшего командного звена, а поручения младших командиров игнорируют, четвертые - в теории прекрасно знают воинские уставы, но не могут применять их на практике.
Следует отметить, что от принятия кадетом требований воинских уставов, приказов, директив офицеров-воспитателей, младших командиров зависит формирование у него внутренней необходимости строгого соблюдения норм и правил кадетского корпуса, четкого выполнения возложенных на него служебно-функциональных обязанностей. В этом и заключается переход от внешних требований кадетских уставов ко внутренней убежденности поступать именно таким способом [2].
Социально-психологическая адаптация первокурсников представляет собой процесс преодоления трудностей вхождения подростков в жизнь кадетского коллектива, построенного по типу воинского подразделения, в систему официальных и неофициальных отношений.
При поступлении в кадетский корпус у воспитанников коренным образом изменяется круг и характер общения.
Во-первых, резко ограничиваются контакты с родными и близкими, с прежними референтными группами, состоящими из знакомых и друзей.
Во-вторых, возникает необходимость адаптироваться к совершенно новой форме коллектива - мужскому коллективу, т. е. гомогенной среде, которая имеет свою специфику. В связи с тем, что некоторые кадеты пытаются завоевать авторитет силовыми методами воздействия на сверстников, возникает необходимость противостоять этим воздействиям, сплотить коллектив против таких проявлений. Довольно часто в основе причин дезадаптации у воспитанников лежат личные, интимные переживания. Проблема заключается в том, что кадеты основную часть времени проводят в однополом коллективе. Опыт общения с противоположным полом у них ограничен увольнениями и каникулярными отпусками.
В-третьих, в кадетском корпусе первокурсники сталкиваются с проблемой подчинения своим сверстникам - младшим командирам. В свою очередь младшие командиры также должны адаптироваться к своему статусу. Они обязаны беспрекословно выполнять поручения офицера-воспитателя, уметь организовывать кадетов. Для некоторых воспитанников необходимость адаптироваться к подобной иерархии руководства создает известные затруднения.
В-четвертых, каждый первокурсник должен осознать систему духовных ценностей и традиций кадетского корпуса. В противном случае кадет может стать «аутсайдером», даже при хороших показателях в учебе.
Таким образом, кадет должен, по существу, заново научиться общению со старшими, с товарищами, должен усвоить формальную сторону общения в воинском коллективе. Кроме того, у каждого воспитанника имеется потребность самоутвердиться в нефор-
мальных взаимоотношениях. Усвоение формальных и неформальных норм поведения в новом коллективе наряду с активным формированием этих норм в конечном счете является результатом социально-психологической адаптации учащихся, т. е. адаптации к новым условиям общения и совместной деятельности. Следует отметить, что отставание воспитанников в адаптации к формальной системе общения неизбежно отражается на неформальных отношениях, на положении кадета в учебной группе. В воинских коллективах формальная и неформальная сферы общения вообще оказываются тесно взаимосвязаны.
Анализ нарушений социально-психологической адаптации у кадетов позволил выделить наиболее характерные для них психозащитные реакции, к которым относятся: активный протест (враждебность, негативизм, недисциплинированность); пассивный протест (избегание, пассивность, депрессивное настроение); тревожность и неуверенность в себе.
Успешная адаптация кадетов, на наш взгляд, требует объединения усилий социальных педагогов, психологов, офицеров-воспитателей, учителей. Основными задачами их деятельности являются:
- помощь новым воспитанникам в функциональном освоении среды жизнедеятельности кадетского корпуса;
- обучение первокурсников навыкам самостоятельной учебной работы;
- включение кадетов в профессионально-служебную деятельность и развитие у них соответствующих личностных качеств;
- формирование межличностных отношений в кадетском коллективе, способствующих установлению благоприятного для жизнедеятельности воспитанников морально-психологического климата.
Реализация названных задач позволит первокурсникам легче справиться с трудностями адаптационного процесса и успешно освоиться в новом статусе воспитанника кадетского корпуса.
1. Гурковский В.А. Кадетские корпуса Российской империи. М., 2005. С. 215.
2. Барабанщиков А.В. Актуальные вопросы воинского воспитания, укрепления дисциплины личного состава части в современных условиях. М., 1985. С. 33.
Поступила в редакцию 15.04.2006 г.