Научная статья на тему 'Взаимодействие учителей и родителей в воспитании младших школьников'

Взаимодействие учителей и родителей в воспитании младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2585
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ / УЧИТЕЛЬ / УЧЕНИК / РОДИТЕЛИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ВЗАИМОПОНИМАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДУХОВНЫЙ МИР / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / COOPERATION / INTERACTION / FAMILY EDUCATION / TEACHER / STUDENT / PARENTS / PEDAGOGICAL PROCESS / UNDERSTANDING / ACTIVITIES / SPIRITUAL WORLD / YOUNGER STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуриева Алеся Радиевна, Миннуллина Розалия Фаизовна, Газизова Фарида Самигулловна

В статье рассматривается проблема сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников. Авторами анализируются формы, методы и функции сотрудничества учителей и родителей, проблемы организации сотрудничества педагога и родителей. Изучена научно-методическая литературы по проблеме. Проведена научно-исследовательская работа. Авторы утверждают, что тесное сотрудничество учителей и родителей может способствовать положительному отношению родителей к школе и их готовности к взаимодействию с классным руководителем в процессе воспитания младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нуриева Алеся Радиевна, Миннуллина Розалия Фаизовна, Газизова Фарида Самигулловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF TEACHERS AND PARENTS IN THE EDUCATION OF YOUNGER SCHOOLBOYS

The article deals with the problem of cooperation between teachers and parents in the education of younger students. The authors analyze the forms, methods and functions of cooperation between teachers and parents, the problems of organizing cooperation between the teacher and parents. Studied scientific and methodical literature on the problem. Conducted research work. The authors argue that the close cooperation of teachers and parents can contribute to a positive attitude of parents to school and their willingness to interact with the class teacher in the process of educating younger students.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие учителей и родителей в воспитании младших школьников»

Выводы. Проведенное нами исследование позволило сформулировать правильную модель управление профессиональным развитием педагогов, исходя из интересов и потребностей педагогов и администрации. Управление каким-либо процессом в образовательном учреждении - это комплексный и целенаправленный процесс воздействия на объект с целью достижения определенных, заранее спрогнозированных результатов в соответствии с целями. Каждый руководитель ставит перед собой цель в профессиональном развитии педагогов своей организации. Именно, разработанная нами модель поможет руководителю эффективно управлять профессиональным развитием педагогов посредством конкурсных достижений.

Литература:

1. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1998. С. 118.

2. Дубровская В.А. Мотивация персонала: методические рекомендации. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. - 51 с.

3. Желнова О.Д. Конкурс профессиональных достижений как средство повышения профессионализма педагогов // Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Петербургская школа: уважая прошлое, живем в настоящем, предвосхищаем будущее...», под общей редакцией О.Б. Даутовой, В.М. Шутовой. - СПб.: Издательство Александра Сазанова, 2013. - 222 с.

4. Желнова О.Д. Профессиональное развитие личности: межпредметный подход // Сборник статей магистрантов МП «Управление образованием», НИУ ВШЭ, выпуск первый. - СПб.: НИУ ВШЭ, 2012. - 84 с.

5. Конкурс профессиональных достижений как средство повышения профессионализма педагогов». Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Петербургская школа: уважая прошлое, живем в настоящем, предвосхищаем будущее...», под общей редакцией О.Б. Даутовой, В.М. Шутовой. - СПб.: Издательство Александра Сазанова, 2013. - 222 с.

6. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: 2013 г.

7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.

8. Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской федерации», № 273-ФЗ. Глава 7. Ст. 64. / https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/64/

Педагогика

УДК: 371.4

старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук Миннуллина Розалия Фаизовна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук Газизова Фарида Самигулловна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников. Авторами анализируются формы, методы и функции сотрудничества учителей и родителей, проблемы организации сотрудничества педагога и родителей. Изучена научно-методическая литературы по проблеме. Проведена научно-исследовательская работа. Авторы утверждают, что тесное сотрудничество учителей и родителей может способствовать положительному отношению родителей к школе и их готовности к взаимодействию с классным руководителем в процессе воспитания младших школьников.

Ключевые слова: сотрудничество, взаимодействие, семейное воспитание, учитель, ученик, родители, педагогический процесс, взаимопонимание, деятельность, духовный мир, младший школьник.

Annotation. The article deals with the problem of cooperation between teachers and parents in the education of younger students. The authors analyze the forms, methods and functions of cooperation between teachers and parents, the problems of organizing cooperation between the teacher and parents. Studied scientific and methodical literature on the problem. Conducted research work. The authors argue that the close cooperation of teachers and parents can contribute to a positive attitude of parents to school and their willingness to interact with the class teacher in the process of educating younger students.

Keywords: cooperation, interaction, family education, teacher, student, parents, the pedagogical process, understanding, activities, the spiritual world, the younger student.

Введение. Организация современного образовательного процесса подчинена требованиям ФГОС НОО, который в свою очередь предполагает тесное сотрудничество учителей и родителей, как партнеров по организации эффективного педагогического процесса.

Педагогическое сотрудничество - это двухсторонний процесс предполагающий взаимодействие минимум двух субъектов образовательного процесса [13, с. 112].

Сотрудничество как современная тенденция - это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учеников и взрослых (учителей и родителей), основанная на взаимопонимании, проникновении в духовный мир друг друга, на коллективном анализе хода и результата деятельности [14, с. 247].

Актуальность проблемы обусловлена тем, что именно при условии тесного сотрудничества учителей и родителей возможно успешное решение задач воспитания младших школьников. Здесь решается общая задача взаимодействия семьи и школы, разграничение функций сотрудничающих сторон, взаимная помощь в реализации задач воспитательного и образовательного процессов [15].

Зачастую педагоги обвиняют семью в недостаточной степени воспитания, участия, контроля, заинтересованности в жизни ребенка. В это же время родители имеют претензии к педагогам, обвиняя их либо в предвзятости, либо в незаинтересованности, а то и в низком профессиональном уровне и невысоких моральных качествах.

Вопросы семейного воспитания, взаимодействия родителей и школы, обеспечение эффективного сотрудничества между ними раскрыты в трудах: Е.В. Губанихиной, Н. Джексон, В.А. Кольцова, А.Ю. Коджаспирова, А.М. Коджаспировой, Т.К. Ким, Л.И. Савинова, М.А. Мазаловой, М.М. Прокопьевой, Г.Ф. Шафранова-Гуцева, и др.

Изложение основного материала статьи. Любой процесс, в том числе сотрудничество учителей и родителей строится на основании определенных принципов. В.А. Кольцов выделяет принципы равенства, взаимного уважения и четкого распределения ответственности. И.П. Прокопова считает, что эффективное сотрудничество может быть достигнуто на базе обоюдно принятых обеими сторонами принципов: соглашения, сопряжения, сопереживания, сопричастности и содеянности.

Для того, чтобы сотрудничество было эффективным учителю необходимо формы и методы работы с учетом отношения родителей к школе в целом. Так, В.А. Кольцов выделяет три варианта взаимодействия школы и семьи: родители полностью понимают и принимают школу; Родители нейтрально, равнодушно относятся к школе; неприязненное, конфликтное отношение родителей к школе [14, с. 845].

В процессе педагогического сотрудничества, школа может предложить семье три основных составляющих педагогической помощи: образовательную (помощь в обучении и воспитании); психологическую (включающую социально-психологическую поддержку и коррекцию); посредническую (помощь в организации, координации и информирования в вопросах семейного воспитания) [12, с. 255].

Анализ научной литературы по вопросу сотрудничества учителей и родителей современных школьников позволил выявить тенденцию понижения уровня сотрудничества родителей и педагогов, уклонение родителей от своих воспитательных функций. Так, Е.В. Евстропова видит причину данной проблемы в стереотипах, сложившихся за многие годы о том, что за воспитание и обучение школьника отвечает только образовательное учреждение [7].

С.И. Андреева выделяет другую причину, она считает, что родители могут избирать позицию «противника» потому что борются за влияние на своего ребенка, именно поэтому прослеживается их отчуждение от школы [1, с. 23].

Трудности во взаимодействии семьи и школы могут возникать из-за формализации процесса взаимодействия, нежелания педагогов менять ситуацию, даже с учетом того, что и родители и школа чувствуют потребность в сотрудничестве друг с другом. Особенно это касается молодых учителей, которые еще чувствуют робость перед родителями, неуверенность в своей профессиональной компетентности.

Т.И. Слезкова обращает внимание на то, что причинами проблем сотрудничества семьи и школы могут быть действия, как педагогов, так и родителей. К факторам препятствующим сотрудничеству со стороны учителей, относятся: авторитарный характер действий; низкая профессиональная компетентность; неспособность объективно оценивать воспитательный потенциал семьи; нежелание работать с родителями, предвзятое отношение к ним; неумение учителя найти подход к ученику; субъективное отношение к учащимся; не лестные комментарии в адрес родителей и учеников [15, с. 98].

Со стороны родителей факторами, препятствующими сотрудничеству, выступают: низкая, общая педагогическая культура; недооценка роли сотрудничества со школой; отсутствие должного контроля и внимания к воспитанию школьника; переоценка своих воспитательных возможностей; повышенные, нередко безосновательные требования к учителю; завышенное мнение о своем ребенке; нежелание родителей глубоко вникать в события школьной жизни; излишняя активность, стремление вмешаться в учебный процесс со стороны родителей, не имеющих психолого-педагогического образования и соответствующих знаний [11, с. 65].

В потоке бесконечных претензий между родителями и педагогами страдает психоэмоциональное состояние детей, по отношению к которым предъявляются противоречивые требования.

Т.А. Гурьянова высказывается, что умение выстраивать сотрудничающие взаимоотношения с родителями - это профессиональная компетентность учителей [4, с. 38]. Она призывает педагогов понимать сущность феномена родительства, по косвенным признакам уметь определять стиль воспитания в семье, проблемы в детско-родительских отношениях, быть помощником, а не судьей. Учитель должен понимать специфику взаимоотношений в разных типах семей: неполных, многодетных, семьях мигрантов, семьях с алкоголезависимым родителем.

Подробно особенности взаимоотношений с такими семьями рассмотрены в трудах Е.В. Голубевой, Н. Джексон, Н.Н. Мининой, Е.В. Пишина, Л.И. Савинова.

А. Адлер напоминает, родители - это не квалифицированные педагоги и в вопросе воспитания руководствуются традициями и интуицией, а значит, не могут нести ответственность за все плохие качества ученика [2, с. 130].

Поэтому учителю не стоит принимать все близко к сердцу, а следует выстраивать гармоничные отношения с родителями своих учеников, используя свой профессиональный опыт.

И.Ф. Дементьева соглашается, что взаимодействие учителей и родителей носит вынужденный характер, поскольку каждая сторона испытывает потребность в содействии и помощи другой стороны. Она сравнивает семью и школу как «маршрутную пару», усилия которой направлены на решение задач воспитания ребенка [5].

Для решения обозначенных проблем и устранения причин их возникновения необходимо четкое осознание участниками учебно-воспитательного процесса значимости сотрудничества школы и семьи, когда каждый из участников следует своей роли и выполняет свои функции, не перекладывая свои обязанности.

Родители - это равноправные участники педагогического процесса, которые должны быть включены в жизнедеятельность школы всегда, а не только тогда, когда педагоги уже не справляются с ситуацией [9, c. 71].

Мы считаем, что тесное сотрудничество учителей и родителей может способствовать положительному отношению родителей к школе и их готовности к взаимодействию с классным руководителем в процессе воспитания младших школьников.

Анализ научной литературы по проблеме организации сотрудничества учителей и родителей младших школьников позволил сделать вывод, что для того чтобы получить положительный отклик от родителей, сформировать в них потребность в сотрудничестве с классным учителем в вопросах воспитании младших школьников, вся атмосфера взаимодействия педагога с семьей должна демонстрировать, заинтересованность педагога в родителях и в единении совместных усилий для решения воспитательных задач. К сожалению не все родители откликаются на стремление учителя к сотрудничеству, но как подчеркивает М.М. Шубович, основная задача родителей - сделать школу своим союзником, единомышленников в вопросе обучения и воспитания своего ребенка [13].

Поэтому родителям не следует забывать об ответственности перед школой и, особенно, перед своим ребенком. Несмотря на все трудности и противоречия во взглядах педагогов и родителей организация эффективного сотрудничества школы и семьи - это вполне реальная и достижимая цель.

В рамках эмпирического исследования сотрудничества учителей и родителей младших школьников с помощью методики «Сотрудничество семьи и школы» был диагностирован исходный уровень сотрудничества (констатирующий этап), разработана и реализована программа формирования эффективного сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников (формирующий этап), а также была произведена контрольная диагностика с целью оценки эффективности разработанной программы.

На констатирующем этапе работы продиагностировано отношение родителей к сотрудничеству со школой и выявлен уровень сотрудничества семьи и школы. В результате исследования сделан вывод, что показатели контрольной и экспериментальной группы находятся примерно на одинаковом уровне с небольшими различиями по некоторым вопросам.

Так количественный анализ ответов родителей контрольной группы показал, что: подтвердились ожидания родителей от работы классного учителя у 68,33% опрошенных; заинтересованность в дальнейшем взаимодействии со школой - 55%; активность родителей - 75%; нежелание родителей сотрудничать со школой - 17,77%.

В основном показатели по основным критериям отношения родителей контрольной группы к сотрудничеству со школой находятся на среднем уровне. Замечательно, что нежелание родителей сотрудничать имеет невысокий показатель и находится чуть выше границы низкого уровня.

Диагностика результатов анкетирования родителей экспериментальной группы показала, что: подтвердились ожидания родителей от работы классного учителя у 73,23% опрошенных; заинтересованность в дальнейшем взаимодействии со школой - 62,5%; активность родителей - 75%; нежелание родителей сотрудничать со школой - 16,67%.

Показатели параметров подтверждения ожиданий родителей от сотрудничества со школой и активности родителей находятся на уровне «выше среднего». На среднем уровне показатель заинтересованности родителей в дальнейшем взаимодействии. Показатель параметра «нежелание родителей сотрудничать с учителем» находится чуть выше границы низкого уровня. В целом по группе общий показатель составляет 56,7% положительного отношения родителей к сотрудничеству со школой и находится на среднем уровне.

В результате проведённого теоретического и эмпирического исследования была отмечена необходимость формирования у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству, их привлечение к школьной жизни, включение в совместную деятельность с классом, а также необходимость проведения мероприятий по просвещению родителей в области психолого-педагогических знаний.

В рамках формирующего этапа выпускной квалификационной работы была разработана программа организации сотрудничества школы с родителями обучающихся «Семья и школа - на встречу друг другу!». Идея программы заключается в установлении доверительных партнерских отношений с семьей каждого ученика. Формирование сотрудничества между учащимися, родителями и учителями зависит от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги должны быть объединены единством стремлений и взглядов на воспитательный процесс, должны преследовать общие цели и воспитательные задачи, иметь единый взгляд на пути достижения намеченных результатов. Только так воспитательный процесс будет успешным. Ведь родители и учителя воспитывают одних и тех же детей, а значит разрозненные взгляды на процесс воспитания и применяемые в нем формы и методы - недопустимы.

Согласно разработанной программе сотрудничества с семьями школьников выделено несколько основных направлений работы учителя и школы в целом:

1. Организационная деятельность учителя по взаимодействию с семьёй (изучение семей, выявление возможностей родителей для участия в организации воспитательной работы с детьми, изучение запроса родителей на содержание и формы обучения их детей т.д.).

2. Просвещение родителей по вопросам педагогики, возрастной психологии и психологических особенностей детей младшего школьного возраста (тематические классные часы и общешкольные родительские собрания, организация встреч со специалистами).

3. Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательному пространству (работа родительских активов классов, участие родителей в заседаниях Совета профилактики; активное вовлечение родителей в организацию классных и школьных мероприятий).

4. Развитие отношений взаимопонимания и взаимоуважения между родителями и детьми (создание ситуаций для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям, и, наоборот, родителей к детям, организация совместных мероприятий, практикумов, коуч-занятий по решению проблем общения детей и родителей).

Итогом реализации программы являются следующие результаты:

1. Увеличение показателя активности родителей и их предрасположенности к взаимодействию с классным руководителем было достигнуто за счет использования нетрадиционных форм организации совместной деятельности на родительских собраниях, привлечения родителей к совместным праздничным мероприятиям, участия в конкурсах совместных работ родителей и учеников.

2. Родители стали более открытыми по отношению к классному руководителю, что проявляется в манере общения от сухого и сдержанного к более доверительному.

Выводы. После реализации программы сотрудничества учителей и родителей была произведена оценка эффективности проведенной программы по методике «Сотрудничество семьи и школы». Как показало исследование, уровень сотрудничества в контрольной и экспериментальной группах повысился. Однако в

контрольной группе, где взаимодействие классного руководителя с семьями обучающихся осуществлялось по традиционной системе, изменения не столь значительны. В экспериментальной же группе внедрение программы организации сотрудничества семьи и школы позволило достичь более высоких результатов. Так, уровень заинтересованности родителей в дальнейшем взаимодействии повысился на 7,15%. Уровень активности родителей повысился на 8,93%. Снизился показатель нежелания родителей сотрудничать со школой до отметки 11,09%.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной деятельности по проблеме организации сотрудничества учителей и родителей младших школьников в вопросе воспитания показали, что гипотеза о том, что тесное сотрудничество учителей и родителей может способствовать положительному отношению родителей к школе и их готовности к взаимодействию с классным учителем в воспитании младших школьников, в процессе опытно-экспериментальной деятельности подтвердилась.

Литература:

1. Андреева С.И., Фоменко А.А. Сотрудничество учителей с родителями: учимся вместе // Современное образование Витебщины, 2017. - № 2 (6). - с. 22-25.

2. Аудмайкер К. Все на одного: Как защитить ребенка от травли в школе. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 152 с.

3. Волокитина Ю.Н. Взаимодействие семьи школы в решении психологических, социально-педагогических и физиологических проблем адаптации первоклассников к школе. Концепт, 2017. - Т. 24. -с. 37-41.

4. Гурьянова Т.А. Трудности взаимодействия молодых учителей с родителями // Вестник Алтайского государственного педагогического университета, 2017. - с. 38-40.

5. Дементьева И.Ф. Семья и школа: партнерство или противостояние? // Проблемы современного образования, 2014. - [Электронный ресурс]. - режим доступа: https://cyberieninka.m/artide/n/semya-i-shkola-partnerstvo-ilil-protivostoyanie/

6. Джексон Н. Классный учитель: как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии: учебное пособие. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 286 с.

7. Евстропова Е.В. Проблема сотрудничества педагога и родителей в современном образовательном процессе // VII Международная студенческая научная конференция, 2015. - [Электронный ресурс]. - режим доступа: https:// scienceforum.ru/2015/article/2015011636/

8. Ким Т.К. Семья как субъект взаимодействия со школой. - М.: Прометей, 2013. - 166 с.

9. Пистун Ю.В. Особенности взаимодействия педагога с родителями в условиях реализации ФГОС // Инновационные технологии в образовании и науке: материала международной науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС Интерактив Плюс, 2017. - В 2 т. Т1. - с. 160-162.

10. Пишина Е.В. Как организовать работу с родителями // Начальная школа, 2015. - № 4. - с. 65-66.

11. Прокопьева Ю.П., Неустроева Е.Н. Совместная работа семьи и школы в воспитании ребенка. // Концепт, 2017. - Т 26. - с. 255-256.

12. Приказ МОиН РФ от 18 декабря 2012г. №1060 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. №373». - Зарегистрирован Минюстом России 11.02.2013 г. №26993.

13. Приказ МОиН РФ от 6 октября 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». - Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 г. №15785.

14. Распоряжение правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025». - М.: Российская газета - Федеральный выпуск, 2015. -№ 6693 (122).

15. Савинов Л.И., Камышова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей - М.: Дашков и К°, 2014. - 260 с.

Педагогика

УДК 371.7

старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук Газизова Фарида Самигулловна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат психологических наук Галич Татьяна Николаевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ

ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

Аннотация. В статье приводятся результаты проверки эффективности программы внеклассной работы по формированию здорового образа жизни младших школьников в процессе внеклассной работы, делается вывод о необходимости соблюдения в ходе такой работы формирования у младших школьников ценностной ориентации на здоровый образ жизни; использования активных форм и методов работы; выстраивания партнерских отношений между учителями, учащимися и их родителями.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, младшие школьники, внеклассная работа, младший школьник, развитие, личность, жизнедеятельность, кругозор, ценностная ориентация, внутренние ценности, социокультурные формы.

Annotation. The article presents the results of testing the effectiveness of the extracurricular work program on the formation of a healthy lifestyle of younger schoolchildren in the process of extracurricular work, it is concluded

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.