Научная статья на тему 'Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений'

Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / КОНКУРС / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ / ПЕДАГОГИ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT / COMPETITION / PROFESSIONAL ACHIEVEMENTS / TEACHERS / PRESCHOOL EDUCATION / EFFECTIVE MANAGEMENT MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуриева Алеся Радиевна, Галич Татьяна Николаевна, Кипрова Валентина Павловна

Статья посвящена одной из актуальных проблем профессиональному развитию педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений. Автором статьи проведено исследование, направленное на выявление возможности эффективного управления профессиональным развитием педагогов в детском саду. В результате исследования предложена и описана модель управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нуриева Алеся Радиевна, Галич Татьяна Николаевна, Кипрова Валентина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MANAGEMENT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS BY MEANS OF CONTESTS OF PROFESSIONAL ACHIEVEMENTS

He article is devoted to one of the urgent problems the professional development of teachers by means of competitions of professional achievements. The author of the article conducted a study aimed at identifying the possibility of effective management of the professional development of teachers in kindergarten. As a result of the research, a model for managing professional development of teachers by means of professional achievement competitions was proposed and described.

Текст научной работы на тему «Управление профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений»

Литература:

1. Андрианов М.А. Философия для детей в сказках и рассказах Пособие по воспитанию детей в семье и в школе. - М.: Современное слово, 2003. - 280 с.

2. Беседы с учителем: Третий класс четырехлетней начальной школы / Под ред. Л.Е. Журовой. - М.: Вентана-Граф, 2000. - 384 с.

3. Биржевая Т.А. Творческая деятельность на уроках литературного чтения во 2 классе // Начальная школа. - 2011. - №7. - С. 35-36.

4. Виноградова, Н.Ф. Литературное чтение. 1-4 классы. Программа (+ CD). - Москва: СПб.: Питер, 2013. - 112 с.

5. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. 1-4 классы. Программа (+ CD-ROM). - М.: Вентана-Граф, 2013. - 224 с.

6. Зайцева О.Б. Литературное чтение. 1-2 классы. Промежуточный и итоговый контроль. - М.: Учитель, 2014. - 978 с.

7. Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. // Начальная школа, 2000. - №7. - С. 36-45.

8. Лазарева В.А. Уроки литературного чтения в современной начальной школе // Начальная школа. -2005. - № 2. - С. 2-10.

Педагогика

УДК 371.13

старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга);

кандидат психологических наук Галич Татьяна Николаевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга);

магистр 2 курса Кипрова Валентина Павловна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ КОНКУРСОВ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Аннотация. Статья посвящена одной из актуальных проблем - профессиональному развитию педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений. Автором статьи проведено исследование, направленное на выявление возможности эффективного управления профессиональным развитием педагогов в детском саду. В результате исследования предложена и описана модель управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений.

Ключевые слова: управление, конкурс, профессиональные достижения, педагоги, дошкольное образование, эффективная модель управления.

Annotation. The article is devoted to one of the urgent problems - the professional development of teachers by means of competitions of professional achievements. The author of the article conducted a study aimed at identifying the possibility of effective management of the professional development of teachers in kindergarten. As a result of the research, a model for managing professional development of teachers by means of professional achievement competitions was proposed and described.

Keywords: management, competition, professional achievements, teachers, pre-school education, effective management model.

Введение. Профессиональное развитие педагогов происходит в результате овладения педагогами профессиональных компетенциями. По мнению доктора педагогических наук, профессора В.А. Адольфа "Профессиональная педагогическая компетентность - сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса" [1, с. 451.

Именно конкурсы профессиональных достижений позволяю педагогу повысить свою компетентность в области дошкольного образовании. Практиковались конкурсы профессиональных достижений в общеобразовательных школах, и вот наконец, для педагогов дошкольных образовательных учреждений стали появляться конкурсы, позволяющие педагогам детских садов обобщать и распространять свой опыт. В соответствии со Статьей 64 ФЗ Об образовании в РФ ФЗ 273 от 29.12.2012 года «... Дошкольное образование - первая ступень (необязательная) общего образования в РФ. » [8].

Все это явилось предпосылками для того, чтобы выявить возможности управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений. Нами было проведено исследование по проблеме выявления возможности управления профессиональным развитием педагогов средствами конкурсов профессиональных достижений.

Для реализации исследования, нами была разработана анкета.

Анкета для педагогов дошкольных образовательных учреждений

№ п.п. Наименование раздела Характеристика вопросов

1 Раздел I. Общие сведения Выявление общих сведений о респонденте

2. Раздел II. Мотивационный Выявление общее мнение о конкурсном движении педагогов; Выявление мотивации участия в конкурсах педагогического мастерства

3 Раздел III. Содержательный Выявление реальных участников конкурсов профессионального развития педагогов, и их мнения о содержании конкурсов

4 Раздел IV. Рефлексивный Выявление формы диссеминации педагогического опыта и аспектов организации конкурса

В анкетировании приняли участие педагоги 10 образовательных учреждений города Елабуга в количестве 274 человека. В исследовании участвовали педагоги дошкольных образовательных учреждений: воспитатели, воспитатели по обучению родному языку, инструктора по физическому воспитанию, педагоги-логопеды, педагоги-психологи, музыкальные руководители, педагоги-дефектологи.

100% - 274 педагога - это женщины. Стоит отметить, что в Елабужском муниципальном районе отсутствуют педагоги мужчины дошкольных образовательных учреждений мужчины. Поэтому, гендерный фактор в нашем исследовании не может быть рассмотрен.

Подавляющее большинство респондентов - воспитатели, это легко объясняется тем, что в дошкольных образовательных учреждениях воспитатели составляют основную категорию педагогов. Соответственно, именно поэтому воспитатели чаще участвуют в конкурсах профессиональных достижений. Если выстраивать пьедестал педагогов, которые больше участвуют в подобных конкурсах, то следующие по частоте участия в конкурсах музыкальные руководители и педагоги-психологи. Остальные педагоги участвуют меньше в конкурсах педагогических достижений.

Анализируя данные о педагогическом стаже, следует отметить, что подавляющее число участников конкурсов педагогических достижений имеют стаж от 11 до 5 до 15 лет. Можно сделать вывод, что педагоги, работающие в дошкольных организациях менее 5 лет, не владеют в достаточном объеме компетенциями педагога дошкольного образования.

Педагоги, работающие свыше 15 лет, теряют уверенность в себе, считая, что молодые педагоги обладают более высоким уровнем знаний инновационных технологий, и опасаются участия в конкурсах, что зачастую не является таковым.

Таблица 2

№ п/п Факторы влияния конкурсов % от общего кол-ва

1 Способствуют изменению деятельности педагога 26

2 Несет овладевание новыми компетенциями 36

3 Стимулирует личностный рост 58

4 Помогает обобщить профессиональный опыт 47

5 Дает возможность распространения педагогического опыта 21

6 Способствует совершенствованию имеющихся профессиональных компетенций 49

7 Помогает установить новые профессиональные связи 12

8 Вызывает неодобрение и зависть со стороны коллег 34

9 Стимулирует продвижение по карьерной лестнице 10

10 Повышает самооценку 33

11 Требует больших затрат (времени, эмоций, финансов) 78

12 Помогает саморазвиваться 16

13 Помогает избежать «эмоционального выгорания» педагогов 3

Мы выяснили, что самым значимым, по мнению респондентов, является фактор, требующий больших затрат от педагога: время, эмоции, финансы. Также 58% опрошенных считают, что участие в конкурсах профессиональных достижений происходит личностный рост педагога. Респонденты выделили и такие факторы как, повышение самооценки, совершенствование и обновление профессиональных компетенций.

Всего 10 % респондентов считают, что конкурсы помогают повышению по карьерной лестнице, и 34% опрошенных не хотели бы участвовать в конкурсах из-за зависти со стороны коллег.

26 % педагогов считают, что участие в конкурсах способствуют изменениям в деятельности педагога, 12 % респондентов выделили такой фактор как установка новых профессиональных связей у педагогов.

Не все педагоги уверены, что конкурсы помогают избежать профессионального эмоционального выгорания педагогов, так считают, что участие в конкурсах забирает много сил у педагогов.

Мотивы участия в конкурсах % от общего кол-ва

Внешние факторы Материальное поощрение 55

Дополнительные баллы к аттестации 58

Включение в инновационную деятельность 15

Одобрение со стороны коллег 3

Повышение рейтинга образовательной организации 17

Принуждение со стороны администрации ДОО 34

Поддержка и одобрение семьи 66

Внутренние факторы Включение в прогрессивное сообщество педагогов 4

Здоровая конкуренция среди конкурсантов 6

Потребность в самореализации 32

Возможность поделиться своим опытом с другими педагогами 19

Получение удовольствия от освоения нового занятия 23

Возможность познакомиться с опытом лучших педагогов 26

Возможность самообразования, саморазвития, самосовершенствования 36

Возможность дальнейшего профессионального роста 35

Желание стать лидером образования 4

Карьерный рост 12

Изучение полученных данных, позволило нам сделать следующие выводы: основным мотивом для педагогов является финансовый фактор. Немаловажным для респондентов является и поддержка со стороны семьи - 66% и администрации 34%.

Также многие педагоги считают, что участие в конкурсах дает возможность в самореализации - 36%, и возможности узнать опыт других педагогов -26%.

Исследовав трудности участия в конкурсе, было отмечено, что 26 % педагогов отмечают недостаточную поддержку и помощь со стороны коллег и 46 % педагогов - недостаточную помощь со стороны администрации ДОО, как трудность участия в конкурсе, ведь для участия в конкурсе у конкурсанта должна быть крепкая, сплоченная команда.

55% респондентов отметили трудность в описании и структурировании своего опыта и 56% отметили как трудность участия в конкурсах нехватку научно-методическое сопровождение конкурсантов.

13% опрошенных вообще не понимают смысла и целей конкурсов профессиональных достижений.

Если целью конкурса профессиональных достижений является выявление лучшего при равных возможностях и равных силах, то мы выяснили какие, на взгляд педагогов параметры нужно учитывать при подведении результатов конкурса: 93% респондентов считают, что при оценивании конкурса должно быть четкое разделение педагогов по должностям. В каждой должности должна быть своя номинация.

Самым несущественным, по мнению опрошенных, является возраст, именно он не влияет на результаты конкурсов. Остальные параметры являются также существенными и составляют около половины всех результатов: квалификационная категория, педагогический саж и опыт участия в конкурсах.

Раздел IV Анкеты был направлен на рефлексивный анализ отношения участников к конкурсам профессиональных достижений.

С помощью следующего вопроса мы выяснили, кто был инициатором диссеминации педагогического опыта:

- 43 % педагогов участвовали в конкурсах по личной инициативе;

- 33% по уговорам и предложению администрации;

- 24 % респондентов участвовали в конкурсах профессионального мастерства по принуждению.

Это свидетельствует о том, что около половины педагогов самостоятельно приходят к диссеминации педагогического опыта, что является положительным аспектом организации конкурсов педагогических достижений.

Потребность в новой квалификации обусловлена комплексом факторов: состоянием и тенденциями развития государственного образовательного заказа, региональной образовательной практики, потребностями субъектов образования (педагогов и руководителей, воспитанников и их родителей).

Именно поэтому на основании проведенного исследования мы создали эффективную модель управления профессиональным развитием педагогов. Данная модель была составлена на основании анализа исследования, в котором приняло участие 274 педагога детских садов города Елабуга. Модель является исходной в управлении профессиональным развитием педагогов посредством конкурсного движения, и может быть использована руководителями образовательных учреждений. Распишем все пункты нашей модели.

Для педагогов: на основании анализа исследования нами было выяснено, что большинство педагогов считает, мотивация участия в конкурсах - это финансовая мотивация, и для того, что руководитель исследовал данный аспект, при выдвижении педагога на конкурс мы данный аспект включили в нашу модель.

Соответственно, для того, чтобы педагог получил мотивацию на участие в конкурсе у него должно быть хорошее сопровождение (методическое, технологическое, финансовое, научное).

Как и в каждой деятельности у каждой из сторон должны быть гарантии и обязательства. Педагог гарантирует участие в конкурсе, на что ему гарантировано рабочее место, а возможно и материальное поощрение и признание.

Для администрации ОУ: обязательно наличие лучшего педагога, поэтому администрация проводит отбор, для тех, кто еще недостаточно готов, даются рекомендации для совершенствования и саморазвития. Те, кто готов, отбираются для участия в конкурсе. Со стороны администрации обязательство- предоставление сопровождения на конкурсе для конкурсанта, сохранение рабочего места, гарантия - гарантированное участие педагога в в конкурсе. Анализ мотивационного аспекта педагогов, администрация должна отследить и скорректировать мотивационный аспект педагогов своего ДОО.

Выводы. Проведенное нами исследование позволило сформулировать правильную модель управление профессиональным развитием педагогов, исходя из интересов и потребностей педагогов и администрации. Управление каким-либо процессом в образовательном учреждении - это комплексный и целенаправленный процесс воздействия на объект с целью достижения определенных, заранее спрогнозированных результатов в соответствии с целями. Каждый руководитель ставит перед собой цель в профессиональном развитии педагогов своей организации. Именно, разработанная нами модель поможет руководителю эффективно управлять профессиональным развитием педагогов посредством конкурсных достижений.

Литература:

1. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 1998. С. 118.

2. Дубровская В.А. Мотивация персонала: методические рекомендации. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. - 51 с.

3. Желнова О.Д. Конкурс профессиональных достижений как средство повышения профессионализма педагогов // Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Петербургская школа: уважая прошлое, живем в настоящем, предвосхищаем будущее...», под общей редакцией О.Б. Даутовой, В.М. Шутовой. - СПб.: Издательство Александра Сазанова, 2013. - 222 с.

4. Желнова О.Д. Профессиональное развитие личности: межпредметный подход // Сборник статей магистрантов МП «Управление образованием», НИУ ВШЭ, выпуск первый. - СПб.: НИУ ВШЭ, 2012. - 84 с.

5. Конкурс профессиональных достижений как средство повышения профессионализма педагогов». Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Петербургская школа: уважая прошлое, живем в настоящем, предвосхищаем будущее...», под общей редакцией О.Б. Даутовой, В.М. Шутовой. - СПб.: Издательство Александра Сазанова, 2013. - 222 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: 2013 г.

7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.

8. Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской федерации», № 273-ФЗ. Глава 7. Ст. 64. / https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/64/

Педагогика

УДК: 371.4

старший преподаватель Нуриева Алеся Радиевна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук Миннуллина Розалия Фаизовна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга); кандидат педагогических наук Газизова Фарида Самигулловна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет (г. Елабуга)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников. Авторами анализируются формы, методы и функции сотрудничества учителей и родителей, проблемы организации сотрудничества педагога и родителей. Изучена научно-методическая литературы по проблеме. Проведена научно-исследовательская работа. Авторы утверждают, что тесное сотрудничество учителей и родителей может способствовать положительному отношению родителей к школе и их готовности к взаимодействию с классным руководителем в процессе воспитания младших школьников.

Ключевые слова: сотрудничество, взаимодействие, семейное воспитание, учитель, ученик, родители, педагогический процесс, взаимопонимание, деятельность, духовный мир, младший школьник.

Annotation. The article deals with the problem of cooperation between teachers and parents in the education of younger students. The authors analyze the forms, methods and functions of cooperation between teachers and parents, the problems of organizing cooperation between the teacher and parents. Studied scientific and methodical literature on the problem. Conducted research work. The authors argue that the close cooperation of teachers and parents can contribute to a positive attitude of parents to school and their willingness to interact with the class teacher in the process of educating younger students.

Keywords: cooperation, interaction, family education, teacher, student, parents, the pedagogical process, understanding, activities, the spiritual world, the younger student.

Введение. Организация современного образовательного процесса подчинена требованиям ФГОС НОО, который в свою очередь предполагает тесное сотрудничество учителей и родителей, как партнеров по организации эффективного педагогического процесса.

Педагогическое сотрудничество - это двухсторонний процесс предполагающий взаимодействие минимум двух субъектов образовательного процесса [13, с. 112].

Сотрудничество как современная тенденция - это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности учеников и взрослых (учителей и родителей), основанная на взаимопонимании, проникновении в духовный мир друг друга, на коллективном анализе хода и результата деятельности [14, с. 247].

Актуальность проблемы обусловлена тем, что именно при условии тесного сотрудничества учителей и родителей возможно успешное решение задач воспитания младших школьников. Здесь решается общая задача взаимодействия семьи и школы, разграничение функций сотрудничающих сторон, взаимная помощь в реализации задач воспитательного и образовательного процессов [15].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.