Научная статья на тему 'Воспитание у младших школьников ценностного отношения к здоровью в условиях взаимодействия семьи и школы'

Воспитание у младших школьников ценностного отношения к здоровью в условиях взаимодействия семьи и школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2110
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / СЕМЬЯ / УЧИТЕЛЬ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ СОТРУДНИЧЕСТВА / HEALTH / VALUE ATTITUDE / FAMILY / TEACHER / JOINT ACTIVITY / COLLABORATION PRINCIPLES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савинова Светлана Владимировна

Обосновывается идея значимости объединения усилий всех участников образовательного процесса (ребёнка, родителей, учителей) при решении вопроса воспитания у младших школьников ценностного отношения к здоровью. Раскрывается роль учителя как инициатора сотрудничества с родителями учеников. Предлагается научно обоснованная модель процесса воспитания у младших школьников ценностного отношения к своему здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савинова Светлана Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Воспитание у младших школьников ценностного отношения к здоровью в условиях взаимодействия семьи и школы»

позиции в армянских и татарских семьях. В личностно ориентированных семьях, к которым мы смогли отнести русские семьи и семьи, в которых родители - представители различных национальностей, следовательно, и культур, гендерные ролевые позиции способствуют усвоению равенства. К позиционноориентированным семьям, в которых отношения построены иерархично (отец - авторитарная фигура) и власть распределяется неравномерно, что способствует жесткой дифференциации гендерных ролей, мы отнесли греческие семьи.

Разные гендерные ролевые позиции, выявленные в семьях воспитанников ДОУ, позволили нам сделать вывод о том, что при организации гендерного воспитания мальчиков и девочек, просвещения их родителей необходимо учитывать национальные культурные традиции и помнить, что полоролевое поведение формируется в результате тесного взаимодействия биологических и психологических факторов, а также социокультурной среды, в которой растет ребенок. В ходе исторического развития общества содержание гендерных ролей подвергается изменениям, что непосредственно передается как норма поведения подрастающему поколению. В процессе усвоения, закрепления и формирования гендера ребенку важны не только биологические свойства, данные от рождения, но и семейное воспитание, и собственный опыт.

литература

1. Гендерная психология. Практикум / под ред. И.С. Клециной. 2-е изд. СПб. : Питер, 2009. 496 с.: ил.

2. Штылева Л.В. Фактор пола в образовании: гендерный подход и анализ. М. : ПЭРСЭ, 2008.

Influence of family upbringing on girls’ and boys’ gender formation in the preschool period

The first images of a typical "man” or "woman” are given to a child by his family. The image that will be demonstrated depends on the type and form of the family, family members’ ideas about social role and place of a woman and man, importance of cultural norms and requirements that the family members hold and that are cultivated in the family. The research is devoted to the influence offamily upbringing on girls’ and boys’ gender formation in the preschool period.

Key words: gender formation, gender differences, gender directions, "unisex” clothes, gender stereotypes, gender role positions.

С.В. САВИНОВА (Волгоград )

воспитание у младших Школьников ценностного отношения к здоровью в условиях взаимодействия семьи и школы

Обосновывается идея значимости объединения усилий всех участников образовательного процесса (ребёнка, родителей, учителей) при решении вопроса воспитания у младших школьников ценностного отношения к здоровью. Раскрывается роль учителя как инициатора сотрудничества с родителями учеников. Предлагается научно обоснованная модель процесса воспитания у младших школьников ценностного отношения к своему здоровью.

Ключевые слова: здоровье, ценностное отношение, семья, учитель, совместная деятельность, принципы сотрудничества.

В настоящее время формирование ценностного отношения к своему здоровью у подрастающего поколения стало одним из важнейших направлений государственной политики России. К сожалению, забота о собственном здоровье не является ценностью в рамках менталитета существенной части населения России [2]. Здоровый образ жизни - это активное состояние. Оно требует от человека волевых усилий и осмысления поступков, прогнозирования последствий для себя как лично, так и для других людей. Это особенно важно, если задуматься о том, что от здоровья существующего поколения зависят здоровье и счастье следующего.

Фундамент здоровья закладывается в детстве, поэтому важное значение в формировании здоровья нации приобретает совместная деятельность семьи и школы [1; 4]. В настоящее время на федеральном уровне принят ряд документов, в которых подчёркивается необходимость формирования системы сохранения и укрепления здоровья (Концепция охраны здоровья населения, Национальная доктрина образования, Концепция развития физической культуры и спорта). В «Национальной доктрине образования Российской Федерации» в качестве одной из основных целей определено воспитание здорового образа жизни. Однако, как показали результаты нашего исследования,

© Савинова С.В., 2010

культура бережного отношения к своему здоровью, умение и желание заботиться о нём у большинства школьников остаются на очень низком уровне. Поэтому уже с первых дней ребёнка в школе необходимо объединить усилия всех участников учебно-воспитательного процесса - самого ребёнка, родителей и учителей - для того, чтобы научить младших школьников контролировать своё здоровье, управлять им, формировать собственное здоровье, оценивать своё здоровье, ценить его.

Как свидетельствуют результаты проведенного нами анализа, в теории начального образования вопросы воспитания у младших школьников ценностного отношения к своему здоровью в условиях совместной деятельности семьи и школы не получили своего полного развития и обоснования. Под совместной деятельностью мы понимаем взаимодействие равноправных субъектов (учителей и родителей), направленное на достижение единой цели - воспитание у детей ценностного отношения к здоровью. Такая деятельность должна строиться на следующих принципах: равенство, диалогичность, единство, взаимное доверие, совместный поиск и принятие решений.

Принцип равенства и диалогичности предполагает, что и учитель, и родители являются равноправными субъектами воспитательного процесса. Каждый из участников высказывает своё мнение, свои идеи, которые совместно обсуждаются, а в итоге принимаются наиболее приемлемые и эффективные формы работы. В воспитании ценностного отношения к здоровью у детей взрослым следует соблюдать и принцип единства. Учитель и родители должны придерживаться общих целей и задач, предъявлять единые требования к себе и ребёнку для достижения этих целей. Взрослые участники воспитательного процесса сами должны стать образцом для подражания, проводниками здорового образа жизни, предъявляя при этом одинаковые требования и к себе, и к детям, воспитывая у них тем самым ответственное отношение к своему здоровью.

Несомненно, что все эти принципы будут действовать лишь в том случае, если между учителями и родителями установятся доброжелательные отношения, основанные на уважении каждого как личности. В этом и заключается принцип взаимного доверия. Принцип совместного поиска и принятия решения способствует проявлению инициативы со стороны и учителей, и родителей, заставляет каждого участника процесса воспитания зани-

мать активную позицию, вырабатывает умение принимать правильное, наиболее оптимальное решение. Важно, что родители выступают инициаторами той деятельности, которая способствует воспитанию ценностного отношения к здоровью у детей. Позиция учителя заключается в координации и помощи в воплощении высказанных идей в интересные и соответствующие возрасту детей формы. Все принципы тесно взаимосвязаны друг с другом, и несоблюдение хотя бы одного из них нарушает партнёрские отношения между педагогом и родителями.

Имеющиеся противоречия между всё возрастающей социальной значимостью сохранения здоровья каждого члена общества и отсутствием ценностного отношения к собственному здоровью в том числе и у подрастающего поколения побудили нас научно обосновать и разработать модель процесса воспитания у младших школьников ценностного отношения к своему здоровью [3]. Модель представляет собой три взаимосвязанных этапа: мотивационно-познавательный,

деятельностно-поведенческий, результативнооценочный.

На первом этапе решались следующие задачи: разработка совместных целей деятельности педагогов и родителей, формирование у младших школьников понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», осознание значимости здоровья для полноценной жизни, признание здоровья как одной из важнейших ценностей человеческой жизни, понимание ответственности за своё здоровье. Приоритетными средствами стали уроки здоровья, при подготовке к которым дети совместно с родителями находили средства сохранения и улучшения здоровья, выпуск газет «Моя семья и ЗОЖ», анкетирование.

На втором этапе решались такие задачи, как воспитание силы воли, выдержки, терпения, выносливости, дисциплинированности, стимулирование творческой активности, самостоятельного поиска учеников, формирование у них готовности передавать свои знания, опыт, пробуждение чувства прекрасного, воспитание стремления к самосовершенствованию. Для решения поставленных задач была разработана программа, состоящая из следующих разделов:

• «Мы играем, отдыхаем - своё здоровье укрепляем»;

• «С режимом дня мы друзья»;

• «Закаляйся, если хочешь быть здоров!»;

• «Со здоровьем дружен спорт»;

• «Кто правильно питается, здоровым развивается»;

• «Чистота - залог здоровья»;

• «Вредным привычкам - нет!»;

• «Пусть и сердце, и душа будут добрыми»;

• «Экологическими тропинками»;

• «Учимся управлять своими эмоциями».

Реализация программы проходила в тесном сотрудничестве учителя с родителями. Данная программа стала основной частью формирующего эксперимента и была рассчитана на все четыре года обучения в начальной школе. По своему построению она является концентрической, с каждым новым «витком» знания становятся более глубокими и осознанными, повторение идёт на более высоком уровне: ученики могут применить их в новой, не знакомой для них обстановке, в новых условиях, могут преобразовать их соответственно сложившейся ситуации. Все разделы программы взаимосвязаны между собой и направлены на развитие ценностного отношения ко всем компонентам здоровья в условиях совместной деятельности семьи и школы. Основными средствами являлись совместное с родителями ведение дневников здоровья, выполнение правил здорового образа жизни, соблюдение санитарногигиенических норм, участие в спортивных мероприятиях, ролевые игры, аутотренинги, проекты.

Третий этап стал этапом закрепления и активизации приобретённого младшими школьниками опыта совершенствования собственного здоровья. Дети, опираясь на полученные в ходе первых двух этапов эксперимента знания и приобретённые умения и навыки, направленные на обогащение своего здоровья, самостоятельно находили пути укрепления и совершенствования собственного организма. На данном этапе приоритетными средствами стали самостоятельный поиск и апробация на практике упражнений, направленных на улучшение работы определённых органов, например, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика; создание проектов по здоровьесбереже-нию, исследовательская работа.

Реализация данной программы позволила значительно повысить уровень отношения к своему здоровью у учащихся начальной школы. В ходе исследования мы могли наблюдать и оценивать изменения в отношении учащихся к собственному здоровью на протяжении че-

тырёх лет обучения в начальной школе. Если в начале эксперимента преобладал низкий уровень сформированности изучаемого нами новообразования, то в конце эксперимента у 42% детей был выявлен высокий уровень сформи-рованности ценностного отношения к своему здоровью, у 58% - средний. Школьников с низким уровнем в экспериментальной группе не оказалось.

Таким образом, данные, полученные после проведения эксперимента, показали эффективность разработанной нами модели процесса, направленного на воспитание у младших школьников ценностного отношения к своему здоровью в условиях совместной деятельности педагогов и родителей. Приобретённые детьми знания по сохранению, укреплению, обогащению собственного здоровья, совместные действия семьи и школы позволили младшим школьникам не только научиться ценить своё здоровье, контролировать его, преобразовывать, но и передавать свой опыт, делиться им со сверстниками.

Проведённое исследование позволило сделать следующие выводы:

• воспитание ценностного отношения к своему здоровью у младших школьников - неотъемлемая часть воспитательного процесса;

• семья ребёнка должна быть активным полноправным участником учебновоспитательного процесса;

• используемые нами в ходе исследования методы личностно ориентированного образования, проблемного обучения, проектной и исследовательской деятельности являются эффективным механизмом воспитания у младших школьников ценностного отношения к здоровью; по сравнению с традиционными подходами они обеспечивают формирование у детей более полного понимания феномена здоровья, его составляющих, позволяют самим ученикам начальной школы делать необходимые выводы, учат их контролировать своё здоровье, управлять им.

литература

1. Змановский Ю.Ф. Воспитываем детей здоровыми. М. : Медицина, 1989. 126 с.

2. Попова А.И. Здоровьесберегающая среда в школе // Нач. шк. 2004. № 4. С. 3 - 5.

3. Савинова С.В. Воспитание ценностного отношения к здоровью у младших школьников во внеурочной деятельности // Материалы Макаренков-ских педагогических чтений. Вып. 7. Волгоград : Изд-во ВГАПК РО, 2009. С. 306 - 311.

4. Филиппова Л. А. Педагогика здорового развития детей // Нач. шк. плюс До и после. 2003. № 2. С. 50 - 52.

Development of primary school children’s value attitude to health in the conditions of family and school cooperation

There is substantiated the idea of significance of combining the efforts of all the participants of the educational process: child, parents, teachers while deciding the issue of development ofprimary school children’s value attitude to health. There is revealed the role of a teacher as the initiator of collaboration with pupils’ parents. There is suggested the theoretically substantiated model of development ofprimary school children’s value attitude to their health.

Key words: health, value attitude, family, teacher, joint activity, collaboration principles.

М.Н. АЛИЕВ, Р.Т. ГАДЖИМУРАДОВА (Махачкала)

воспитание общей выносливости младших школьников

Исследованы возможности воспитания общей выносливости и работоспособности младших школьников с применением дозированных циклических упражнений в условиях начальной школы. Получены положительные результаты. Даны научно-практические рекомендации, позволяющие воспитывать выносливость и развивать физическую работоспособность у детей 6 - 7лет с использованием циклических упражнений на аэробном режиме.

Ключевые слова: возможность и необходимость воспитания общей выносливости и работоспособности младших школьников, дозированные циклические упражнения, объем, темп, интенсивность и дозировка нагрузок.

Одной из главных задач физического воспитания детей младшего школьного возраста является целенаправленное развитие основных двигательных качеств. Комплексной программой физического воспитания учащихся 1 -11-х классов общеобразовательной школы

предусмотрены специальные упражнения для воспитания общей выносливости у младших школьников. Педагогические наблюдения в общеобразовательных школах г. Махачкалы показали, что на уроках физической культуры уделяется недостаточно внимания развитию общей выносливости у младших школьников, используется ограниченное количество упражнений, требующих повышения выносливости. В результате учащиеся 6 - 7 лет поздно получают физические нагрузки на выносливость. Это приводит к тому, что младшие школьники не готовы к бегу на 300 м и 500 м. Возрастная динамика развития общей выносливости и экспериментальное обоснование эффективных средств и методов воспитания общей и специальной выносливости у детей младшего школьного возраста достаточно глубоко исследованы [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10]. Однако в научно-методической литературе вопросы методики воспитания общей выносливости у младших школьников освещены недостаточно. В целом такая методика не разработана, несмотря на то, что многие специалисты по физическому воспитанию указывают на возможность и целесообразность развития этого физического качества.

Цель данного исследования - изучить возможности воспитания общей выносливости и работоспособности у младших школьников с применением дозированных циклических упражнений аэробной производительности и разработать научно-практические рекомендации для учителей физической культуры. Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:

1) исследовать возможность воспитания общей выносливости и работоспособности у младших школьников и выявить эффективные педагогические средства, способствующие развитию этих качеств у детей 6 - 7 лет;

2) разработать методику воспитания общей выносливости у младших школьников с использованием дозированных циклических упражнений и экспериментально обосновать ее эффективность в условиях начальной школы;

3) разработать научно-педагогические рекомендации для учителей начальных классов по воспитанию общей выносливости у младших школьников с применением дозированных циклических упражнений.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: тео-

© Алиев М.Н., Гаджимурадова Р.Т., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.