Научная статья на тему 'Проблема воспитания у младших школьников ценностного отношения к учению как основы становления опыта учебно-познавательной деятельности'

Проблема воспитания у младших школьников ценностного отношения к учению как основы становления опыта учебно-познавательной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1765
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЫТ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ГОТОВНОСТЬ К САМООБРАЗОВАНИЮ / ОТНОШЕНИЕ К УЧЕНИЮ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / EXPERIENCE / EDUCATIONAL AND COGNITIVE ACTIVITY / EMOTIONAL-VALUE ATTITUDE / READINESS FOR SELF-EDUCATION / ATTITUDE TO STUDYING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савинова Людмила Юрьевна, Казакова Анжелика Анатольевна

Статья посвящена одной из сложных проблем современного образования, в особенности начального проблеме воспитания ценностного отношения младших школьников к знаниям, учебной и творческой деятельности. Проведён анализ существующих подходов к пониманию содержания и технологиям работы по наполнению ценностных отношений младших школьников к учебной и познавательной деятельности. Предпринята попытка определения места ценностного отношения к учению в структуре опыта учебно-познавательной деятельности в начальной школе. Статья содержит описание диагностического комплекса исследования ценностного отношения к учению в соответствии с его трёхкомпонентной структурой, описание качественных характеристик различных уровней сформи-рованности ценностного отношения к учению у младших школьников. Описаны результаты исследования проявления ценностного отношения к учению младших школьников в разные годы, определены проблемные точки процесса воспитания ценностного отношения к учению и возможные причины трудностей по достижению целей данного направления образовательного процесса. Авторами доказана необходимость системного подхода к организации учебно-познавательной деятельности учащихся на начальной ступени образования, рассмотрения проблемы воспитания ценностного отношения к учению как ключевой проблемы воспитания в младшем школьном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савинова Людмила Юрьевна, Казакова Анжелика Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Problem of Upbringing of the Primary Schoolchildren's Value Attitude to the Studying Process as the Basis for Forming the Experience of Educational and Cognitive Activity

The article is devoted to one of the complex problems of modern education, especially the primary one, the problem of upbringing the primary schoolchildren's value attitude to knowledge, educational and creative activity. The analysis of nowadays approaches to the problem is carried out. An attempt has been made to determine the place of the value attitude to education in the structure of the experience of educational and cognitive activity in primary school. The article contains a description of the complex for diagnose value attitude to studying in accordance with its three-component structure. The description of the qualitative characteristics of the various levels of the value attitude is shown. The researching results in different years are described. The problem points in the process of education of the value attitude to the studying process and possible causes of difficulties in achieving the goals of this direction of the educational process are shown. The necessity of a systematic approach to the problem at the stage of primary education is proved. The authors consider the problem as a key problem of upbringing process in primary school.

Текст научной работы на тему «Проблема воспитания у младших школьников ценностного отношения к учению как основы становления опыта учебно-познавательной деятельности»

http://www.uchzap.com ISSN 2542-0089 ISSN 2542-0070 (Online)

УДК: 373.332

DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-3-57-67

Людмила Юрьевна Савинова1,

кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48),

e-mail: ludmila.savinova@bk.ru)

Анжелика Анатольевна Казакова2,

старший преподаватель,

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48),

e-mail: kazakova_ang@mail.ru

Проблема воспитания у младших школьников ценностного отношения к учению как основы становления опыта учебно-познавательной деятельности

Статья посвящена одной из сложных проблем современного образования, в особенности начального - проблеме воспитания ценностного отношения младших школьников к знаниям, учебной и творческой деятельности. Проведён анализ существующих подходов к пониманию содержания и технологиям работы по наполнению ценностных отношений младших школьников к учебной и познавательной деятельности. Предпринята попытка определения места ценностного отношения к учению в структуре опыта учебно-познавательной деятельности в начальной школе. Статья содержит описание диагностического комплекса исследования ценностного отношения к учению в соответствии с его трёхком-понентной структурой, описание качественных характеристик различных уровней сформи-рованности ценностного отношения к учению у младших школьников. Описаны результаты исследования проявления ценностного отношения к учению младших школьников в разные годы, определены проблемные точки процесса воспитания ценностного отношения к учению и возможные причины трудностей по достижению целей данного направления образовательного процесса. Авторами доказана необходимость системного подхода к организации учебно-познавательной деятельности учащихся на начальной ступени образования, рассмотрения проблемы воспитания ценностного отношения к учению как ключевой проблемы воспитания в младшем школьном возрасте.

Ключевые слова: опыт, учебно-познавательная деятельность, ценностное отношение, готовность к самообразованию, отношение к учению, младший школьник

Введение. Изменения, происходящие в современном мире: их скорость, инно-вационность и порой непредсказуемость осознаются как необходимость формирования у подрастающего поколения готовности к самообразованию и саморазвитию. В Стандарте начального общего образо-

вания содержанию отводится решающая роль3. В ФГОС НОО содержанию начального образования отводится решающая роль.

Отвечая на эти вопросы, разработчики стандарта подчёркивают, что важными составляющими реализации стандарта обра-

1 Л. Ю. Савинова - сбор материала, анализ, систематизация материала исследования, оформление статьи, организация диагностического исследования.

2 А. А. Казакова - сбор материала, анализ, систематизация материала исследования, оформление статьи.

3 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: пояснительная записка к проекту приказа Министерства образования и науки РФ (подготовлен Минобрна-уки России 04.04.2018 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ivo.garant.rU/#/document/56749033/ рагадгарЬ|/4/йосН5Ш/5еК1тк/0/соп1ех1/ФПЭС НОО (дата обращения: 12.04.2018); Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в новой редакции: проект Приказа Министерства образования и науки РФ (подготовлен Минобрнауки России 09.07.2017 г.) [Электронный ресурс] // Парант.ру. - Режим доступа: http://www.garant.rU/products/ipo/prime/doc/56619639/#ixzz5EDnA1cYy (дата обращения: 12.04.2018).

© Савинова Л. Ю, Казакова А. А., 2018

57

зования выступают развитие познавательных интересов, ценностного отношения к образованию, опыта учебно-познавательной и позитивной творческой деятельности. Такой взгляд согласуется с теоретическими представлениями о структуре содержания образования на основе культурологического подхода (В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин).

Наличие категории опыта в содержании образования подчёркивает значимость собственной деятельности ребёнка по овладению знаниями о мире, что определяет образование как достояние личности ребёнка и условие перехода в дальнейшем к самостоятельному образованию.

Готовность и способность личности к саморазвитию, заложенная в требованиях Стандарта начального образования к результатам образования, определяется не только овладением способами деятельности, но в большей степени сформирован-ностью мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловыми ориентациями и установками, отражающими индивидуально-личностные позиции в отношении самообразования и саморазвития.

Проблема становления опыта деятельности в отечественной психолого-педагогической науке рассматривается в рамках субъектного и личностного подходов к анализу активности личности в процессе жизнедеятельности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Е. И. Исаев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Л. С. Рубинштейн, В. И. Слободчиков и др.).

Формирование опыта важно не только с точки зрения приобретения компетентности в определённой деятельности, но и с позиции устойчивости личности [15].

Опыт, как показывают проведённые теоретические и экспериментальные исследования [10; 15], понимается и как совокупность знаний, умений и отношений (Л. С. Выготский, В. Н. Мясищев), и как набор жизненных событий (Л. И. Анцыферо-ва), и как операциональные структуры, формирующиеся на основе алгоритма выполняемой деятельности (Е. Ю. Артемьева), и как способность к интерпретации явлений действительности на основе личностных конструктов (М. А. Холодная). Опыт не является чем-то раз и навсегда данным, а представляет собой динамическое образование, играет особую роль в активном освоении действительности.

В рамках нашего исследования важным представляется то, что опыт - это не только то, что человек усвоил в прошлом (фиксированные формы опыта), но и то, что происходит с ним в настоящем (оперативные формы опыта) и то, что появится в опыте в качестве новоообразований в будущем (потенциальные формы опыта) [16]. Такой подход позволяет по-новому посмотреть на становление опыта учебно-познавательной деятельности младшего школьника. С одной стороны, она выступает в качестве цели образования на данной ступени развития ребёнка (младший школьник активно начинает осваивать умение учиться), с другой - именно в рамках этой деятельности и появляются все основные новообразования младшего школьника (другими словами, учебно-познавательная деятельность является ведущей на ступени начального образования). Учебная деятельность - это деятельность по самоизменению (Д. Б. Эль-конин). Включение ребёнка в учебную деятельность предполагает не только ориентацию на выработку умений осуществлять процессы познания и учения, которые можно рассматривать в ретроспективе, но и как приобретение способности познавать, учиться здесь и сейчас, быть готовым в процессе познания и учения к приобретению новых компетенций. Это требует от педагогов при организации учебно-познавательной деятельности младшего школьника создания условий для одновременной ориентации ребёнка на прошлое, настоящее и будущее. Решение настолько сложной задачи возможно при условии воспитания у ребёнка положительного ценностного отношения к учению.

Методология и методы исследования. Е. В. Бондаревская, Б. М. Бид-Бад, В. А. Караковский, Н. Д. Никандров, А. В. Петровский, П. И. Пидкасистый и другие рассматривают образование как одну из высших ценностей человеческого общества. В основе современного стандарта образования лежит аксиологический подход, что диктует ценностную базу содержания образования. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников1 как научно-методологической основе ФГОС

1 Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение: Рос. акад. образования, 2009. - 24 с. - (Стандарты второго поколения).

среди базовых национальных ценностей выделена наука (познание, истина, научная картина мира и др.).

Важные общетеоретические и экспериментальные аспекты изучения отношения школьников к учению представлены в работах В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина и других, а также в исследованиях мотивации учения школьников, проведённых В. В. Репкиным, А. К. Дусавицким и др. В педагогических работах Ш. А. Амонашвили, П. С. Костюк, Н. А. Менчинской и других раскрыто влияние различных форм и методов деятельности классного руководителя на воспитание ответственного отношения учащихся к учению, а также педагогические условия и пути работы с родителями по воспитанию у детей правильного отношения к учению, роль коллектива в формировании сознательного отношения к учению и т. д.

В соответствии с данными статистики1, немного менее половины будущих первоклассников уже не хотят учиться в школе. В процессе получения образования школьники постепенно теряют мотивацию учения2 [17], заменяя её мотивацией сдать ЕПЭ, чтобы поступить в вуз.

Основным средством учения, как особого вида познавательной деятельности, является учебная деятельность [6]. Развитие знания об этой деятельности составляет важнейшее направление исследований психолого-педагогической науки. В научных публикациях, отражающих результаты исследовательского поиска по данной проблематике, содержится осмысление феномена учебной деятельности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, В. И. Слободчиков, Д. Б. Эльконин и др.), раскрывается её специфика по сравнению с другими видами человеческой активности (П. И. Вергелес, В. В. Давыдов, А. И. Раев, В. В. Репкин, Д. Б. Эльконин и др.), обосновываются представления о её структуре и типах (Ю. К. Бабанский, П. И. Вергелес, В. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. К. Маркова, И. А. Мещерова, А. И. Раев и др.). В

1 Портрет московского первоклассника (по материалам РИА-Новости) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ria.ru/ratings_analytics/ 201 20329Z609002013.html.23 (дата обращения: 20.04. 2018).

2 Школы в РФ не испытывают дефицита в педагогических кадрах (по материалам РИА-Новости) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www. rn.epochtimes.rU/content/view/53600/3 (дата обращения: 20.04.2018).

большинстве работ высказывается мнение, что становление учебной деятельности необходимо начинать со взаимодействия учителя и ученика при наличии инициативы и заинтересованности обучаемого.

Следует отметить, что понимание личностной значимости учения не происходит «автоматически» в ходе усвоения знаний. Чтобы знания воспитывали, надо воспитать отношение к самим знаниям. (А. Н. Леонтьев). Значит, желательно в ходе обучения сформировать у школьников активное внутреннее отношение к знаниям, к способам их приобретения. В этом случае усвоение новых знаний и способов работы приведёт к личностному развитию школьников. Таким образом, неформальное усвоение содержания образования возможно, если учение имеет жизненный смысл для самого учащегося, то есть необходимо воспитать ценностное отношение к учению.

В педагогической литературе описаны различные пути воспитания ценностного отношения к Родине, природе, семье, человеку, однако процесс воспитания отношения к учению как ценности описан недостаточно. Как правило, пути решения данной проблемы основаны на изменениях в организации учебного процесса: применение новых форм и методов обучения, способов оценивания и т. д. Однако эти способы не позволяют сформировать ценностное отношение к учению, а лишь формируют осознанную учебную деятельность.

Особенно важно правильно организовать процесс воспитания ценностного отношения к познанию, учению именно в младшем школьном возрасте, так как вместе с процессом обучения ребёнка тому, как учиться, передаётся отношение к этой деятельности.

Обобщая вышесказанное, важно отметить, что ценностное отношение занимает особое место в процессе становления опыта вообще и опыта учебно-познавательной деятельности в частности.

Выступая как элемент опыта учебно-познавательной деятельности, ценностное отношение к учению является стимулом к деятельности, поскольку учение в этом смысле выступает как объект интересов ребёнка. Будучи основой становления опыта, ценностное отношение придаёт личностный смысл учебно-познавательной деятельности, ориентирует ребёнка на саморазвитие.

Целенаправленная работа педагога по воспитанию ценностного отношения младших школьников к учению возможна на основе определения особенностей и уровня их развития. Насыщение, а, следовательно, и изучение ценностных отношений возможно в триединстве компонентов, их составляющих: когнитивного, реализующего информационно-фиксирующую и обобщающую функции, эмоционально-оценочного - эмоционально-императивную, и моти-вационно-поведенческого - выполняющего мотивационно-поведенческую и прогностическую функции.

В 2012 и 2014 годах нами были проведены эксперименты, направленные на выявление особенностей и определения уровней сформированности ценностного отношения к учению у младших школьников. В эксперименте приняли участие ученики младших классов ГБОУ «СОШ № 464» Пушкинского района Санкт-Петербурга (53 испытуемых), ГБОУ «СОШ № 543» Московского района Санкт-Петербурга (43 младших школьника) и ГБОУ «СОШ № 27 им. Бунина» Василеостровского района Санкт-Петербурга (21 человек). Общее количество испытуемых - 117 учеников начальной школы.

Для определения проявления у младших школьников каждого из компонентов ценностного отношения к учению были использованы следующие группы методик:

- модифицированная методика «Неоконченные предложения», цель которой -определить обобщённость знаний о процессе учения, о способах получения знаний;

- методика Н. Г. Лускановой, позволяющая определить уровень учебной мотивации;

- проект, цель которого заключалась в определении характера эмоций, их силы и устойчивости, в выявлении опыта поведения, в установлении соответствия знаний, эмоций и поведения;

- опросник, цель которого - выявить мотивационные предпочтения в учебной деятельности;

- «Опросник для изучения эмоционального отношения к учению» (А. Д. Андреевой), цель проведения - диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению, включающая в себя выявление познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева;

- «Диагностика отношения к учению и к учебным предметам», цель которой - качественный анализ причин предпочтения тех или иных предметов и мотивов учения;

- методика проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (по Н. Г. Лускано-вой), цель которой - выявить наличие опыта проявления ценностного отношения к учебной деятельности;

- методика «Составление расписания на неделю» С. Я. Рубинштейна в модификации В. Ф. Моргуна, целью которой является диагностика отношения ученика к конкретным учебным предметам и к учению в целом;

- методика мини-сочинения на тему: «Зачем я хожу в школу?», целью которой является определение точности и обобщённости знаний детей, а также установление соответствия знаний, эмоций и поведенческой реакции.

На основе опытно-экспериментальных данных нами были выявлены и охарактеризованы уровни проявления каждого из компонентов ценностного отношения к учению. Таких уровней оказалось пять: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего и высокий. Ниже будет представлено описание названных уровней по когнитивному, эмоционально-оценочному, мотивационно-поведенческому компонентам.

Группы учащихся начальных классов,

находящихся на разных уровнях проявления когнитивного компонента

ценностного отношения к учению

Ученики, имеющие низкий уровень развития когнитивного компонента, имели недостаточный объём знаний о способах получения и источниках знания, отличались узостью кругозора, их представления о понятии «учение» были обрывочны, неточны. В целом можно констатировать непонимание этими детьми смысла процесса учения.

Младшие школьники, находящиеся на уровне развития когнитивного компонента ниже среднего, дают характеристику процессу учения на основе формальных, внешних признаков, имеют ограниченный объём знаний, образ процесса учения фрагментарен и неполон.

Средний уровень развития когнитивного компонента показали дети, имеющие необходимый объём знаний о процессе учения, однако эти знания являются неполными и поверхностными.

Достаточный объём знаний, чёткие представления об основных базовых понятиях, составляющих процесс учения, позволил отнести учащихся к уровню выше среднего.

Ученики, отличавшиеся большим объёмом знаний, системностью и обобщённостью понятий, осознанностью смысла процесса учения, способностью применить свои знания на практике, находились на высоком уровне развития когнитивного компонента.

Группы учащихся начальных классов,

выделенные на основе уровней проявления эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения к учению

Младшие школьники были отнесены к низкому уровню развития эмоционально-оценочного компонента, если демонстрировали резко отрицательное отношение к обсуждению темы учения, нежелание участвовать в дискуссии, бедность высказываний, неадекватное проявление эмоций.

Ученики, находящиеся на уровне ниже среднего, проявляли ситуативность в желании вести дискуссию, при попытке исследователя стимулировать реакцию отказывались от общения.

Проявление чаще положительного отношения к дискуссии, интерес и желание обсуждать учебные ситуации, наличие собственного, но неустойчивого мнения - характеристики учеников, имеющих средний уровень проявления эмоционально-оценочного компонента.

Дети, проявлявшие устойчивые положительные эмоции устойчивость собственного мнения, были выделены в группу учащихся, имеющих уровень проявления эмоциональ-но-оценочного-компонента выше среднего.

Продемонстрировавшие желание и позитивное отношение к обсуждаемой теме, устойчивость проявления эмоции, яркость, способность объяснить оценку явлений, адекватное внешнее проявление реакций высокий.

Группы учащихся начальных классов в соответствии с уровнем проявления

мотивационно-поведенческого компонента ценностного отношения к учению

Низкий уровень проявления мотива-ционно-поведенческого компонента продемонстрировали дети, не способные объяснить выбор линии поведения в предложен-

ных ситуациях, имеющие поведение, не соответствующее имеющимся знаниям, проявляющимся эмоциям и линии поведения.

Уровень ниже среднего показала группа детей с малым социальным опытом, невозможностью объяснить выбор линии поведения, тенденцией подстроиться под общую линию поведения без объяснения позиции.

Ситуативный характер совершения самостоятельного акта принятия решения, частое совершение непродуманных действий, неполное соответствие между знаниями, эмоциями и поведением свойственны ученикам, находящимся на среднем уровне проявления мотивационно-поведенческого компонента.

Ученики, способные принять самостоятельное мотивированное решение, формирующие свою позицию на основе собственных размышлений, в большинстве случаев показывающих совпадение знаний, эмоциональных реакций и линии поведения, были отнесены нами к уровню проявления мотивационно-поведенческого компонента выше среднего.

Высокий уровень показали дети, продемонстрировавшие устойчивое, самостоятельное, мотивированное поведение в различных условиях общения, осознанность и обоснованность осуществления выбора варианта поведения.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе экспериментального исследования нам удалось установить, что ценностное отношение к учению у младших школьников развито негармонично, о чём свидетельствуют нижеприведённые данные.

Результаты 2012 и 2014 годов показывают (рис. 1 и 2), что когнитивный компонент ценностного отношения к учению у младших школьников развит слабо. С 2012 к 2014 году существует тенденция к бОльшей дифференциации групп, однако эту тенденцию вряд ли можно назвать положительной. Если в 2012 году большинство учащихся начальной школы находились на среднем уровне, не было учеников, имеющих высокий и низкий уровни, то к 2014 году, с одной стороны, статистически незначимые изменения мы наблюдаем на уровнях выше и ниже среднего, на высоком уровне (с 0 до 5 %), с другой -значимую разницу видим на среднем (процент детей этой группы «упал» с 51 до 34 %) и на низком (с 0 до 13 %) уровнях.

Полученные данные, несмотря на появление небольшого количества детей с

высоким уровнем развития когнитивного компонента, свидетельствуют об отрицательных тенденциях в становлении когнитивного компонента ценностного отношения к учению у младших школьников. Увеличивается количество детей, слабо понимающих смысл процесса учения, имеющих недостаточный объём знаний о способах получения и источниках знаний, отличающихся узостью кругозора. Такое положение вещей вызывает необходимость ос-

мысления исследователями и практиками проблемы целенаправленного наполнения когнитивного компонента ценностного отношения младших школьников к учению.

Формирующиеся в ходе общения со взрослым представления детей о процессе учения сопровождаются определёнными эмоциональными реакциями, порождают оценочные суждения. Как видно из рис. 3 и 4, не-наполненные представления об учении порождают отрицательное к нему отношение.

Ниже среднего Средний Выше среднего

Рис. 1. Распределение младших школьников по группам в соответствии с уровнем проявления когнитивного компонента ценностного отношения к учению. Данные 2012 года Fig. 1. The students' distribution by groups in accordance with the level of cognitive component of the value attitude to studying. Data for 2012

Рис. 2. Распределение учащихся по группам в соответствии с уровнем проявления когнитивного компонента ценностного отношения к учению. Данные 2014 года Fig. 2. The students' distribution by groups in accordance with the level of cognitive component of the value attitude to studying. Data for 2014

Рис. 3. Распределение учащихся по группам в соответствии с уровнем проявления эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения к учению. Данные 2012 года Fig. 3. The students' distribution by groups in accordance with the level of emotional and evaluative component of the value attitude to studying. Data for 2012

Рис. 4. Распределение учащихся по группам в соответствии с уровнем проявления эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения к учению. Данные 2014 года Fig. 4. The students' distribution by groups in accordance with the level of emotional and evaluative component of the value attitude to studying. Data for 2014

Почти треть испытуемых 2014 года в ходе исследования продемонстрировали либо резко отрицательное отношение к обсуждению темы учения, нежелание участвовать в дискуссии, бедность высказываний, неадекватное проявление эмоций, либо ситу-ативность в желании вести дискуссию, отказ от общения, если исследователь побуждал участников к дальнейшему обсуждению. Особенно настораживает явная тенденция к снижению за 2 года процента детей, имеющих позитивное отношение к обсуждению темы учения, способных объяснить оценку явлений, демонстрирующих адекватное учебной ситуации внешнее проявление реакций. Обращает на себя внимание тот факт, что данные 2012 года показывают сочетание в целом среднего уровня развития представлений о процессе учения с положительным отношением к нему, в то время как результаты 2014 года указывают не только (а, может, не столько) на снижение наполненности знаний о процессе учения, но и на существенное изменение к самому процессу учения. Здесь мы видим отношения, с одной стороны, что ребёнок отрицательно относится к тому, о чём не

знает, с другой же - он не приемлет и то, что знает. Другими словами, ценность учения в младшем школьном возрасте явно снижается.

Представления о событиях и явлениях, вызывая определённое эмоциональное отношение, проявляются в поведении и деятельности. Именно поэтому сформированность мотивационно-поведенческого компонента ценностного отношения к учению позволяет судить о действенности этого отношения. На рис. 5 и 6 представлена динамика развития мотивационно-действенного компонента ценностного отношения младших школьников к учению. Группа детей, имеющих высокий уровень этого компонента, в обоих случаях составляет довольно низкий процент (6 %). Как и с когнитивным, и эмоционально-оценочными компонентами наблюдается явная отрицательная тенденция. От 2012 к 2014 году уменьшается количество детей, имеющих средний и выше среднего уровни, значительно увеличивается число младших школьников, не способных объяснить выбор линии поведения в предложенных ситуациях, имеющих поведение, не соответствующее имеющимся знаниям и проявляющимся эмоциям.

Рис. 5. Распределение учащихся по группам в соответствии с уровнем проявления мотивационно-поведенческого компонента ценностного отношения к учению. Данные 2012 года Fig. 5. The students' distribution by groups in accordance with the level of motivational and behavioral component of the value attitude to studying. Data for 2012

Рис. 6. Распределение учащихся по группам в соответствии с уровнем проявления мотивационно-поведенческого компонента ценностного отношения к учению. Данные 2014 года Fig. 6. The students' distribution by groups in accordance with the level of motivational and behavioral component of the value attitude to studying. Data for 2014

Таким образом, мы видим, что компоненты ценностного отношения к учению тесно взаимосвязаны. Слабое понимание смысла учения влечёт за собой отрицательное отношение, что проявляется в неадекватных учебным ситуациям поведенческих реакциях. Кроме того, полученные данные свидетельствуют о том, что снижается ценность учения как значимой деятельности. И это несмотря на то, что для младшего школьного возраста учебная деятельность является основным источником и средством развития личности.

Изучение проявлений ценностного отношения к учению у младших школьников выявило и, как отмечалось ранее, дисгармоничность его развития. Полученные данные свидетельствуют о преобладании эмоционально-оценочного компонента ценностного отношения над когнитивным и мотивацион-но-поведенческим, что, скорее всего, объясняется особенностями младшего школьного возраста (эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивое отношение к миру). Важно отметить и тот факт, что лишь по мотивационно-поведенческому компоненту выявлено значительное количество учащихся, имеющих низкий и ниже среднего уровни проявления ценностного отношения к учению (половина всех исследованных в 2014 году). Мы видим, что не выявлено (в 2012 г.) или выявлено крайне мало (в 2014 г.) школьников с высоким уровнем когнитивного компонента, доля учащихся с высоким уровнем по мотивационно-поведенческому компоненту крайне мала. Велика также разница между коэффициентом проявления когнитивного и мотивационно-поведенче-ского, эмоционально-оценочного и мотива-ционно-поведенческого компонентов.

Итак, полученные нами данные позволяют констатировать, что наблюдается отрицательная тенденция в развитии ценностного отношения к учению у младших школьников, дети не осознают пользу полученных знаний, редко связывают своё будущее с образованием. Сам процесс учения дети считают необходимым, вынужденным, потому что так требуют взрослые, так принято в обществе. Школа воспринимается детьми как что-то неизбежное, принудительное. Образ учения у младших школьников неполный и стереотипный. Отношение детей к учению как ценности раздроблено, наблюдается рассогласование между его компонентами.

Таким образом, недостаточный уровень проявления ценностного отношения к учению требует построения особой педагогической системы, которая бы обеспечила целостное развитие когнитивного, эмоционально-оценочного и мотивационно-пове-денческого компонентов этого отношения.

Заключение. Становление опыта учебно-познавательной деятельности в младшем школьном возрасте возможно только на основе особого отношения к учению -признание его ценности, переживание положительных эмоций в процессе открытия новых знаний, появления умений и развития способностей. Тем не менее, воспитание ценностного отношения младших школьников к учению является весьма сложным процессом, поскольку становление его структурных компонентов отличается, как показало наше исследование, неравномерностью и гетерохронностью. В младшем школьном возрасте более успешно формируется эмоционально-оценочный компонент ценностного отношения к учению, который проявляется в устойчи-

вом проявлении положительных эмоций, в способности объяснить оценку явлениям и действиям, в адекватной внешней реакции. Проблемными зонами и точками особого внимания педагогов должны стать когнитивный и мотивационно-поведенческий элементы отношения. Они отличаются тем, что образ учения у младших школьников фрагментарен, есть представления только о формальных характеристиках этого процесса, самостоятельный акт принятия решения носит ситуативный характер, часто совершаются непродуманные действия, наблюдается неполное соответствие между знаниями, эмоциями и поведением.

С сожалением необходимо констатировать, что такое положение вещей касается в целом воспитания системы ценностных отношений младших школьников [7; 12]. В связи с вышеизложенным становится акту-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

альным воспитание ценностного отношения к учению не просто в триединстве компонентов, его составляющих, а как основы опыта учебно-познавательной деятельности, как элемента в структуре целостной личности ребёнка. Акцент в образовании необходимо сместить на воспитание личности младшего школьника, на создание условий для переструктурирования субъектного (личного) опыта ребёнка посредством деятельности по освоению реальности в ходе обогащающего субъект-субъектного взаимодействия [9].

В связи с тем, что воспитание ценностного отношения к учению является одной из главных задач и проблемных точек образования, необходимо продолжение исследования в направлении выделения психолого-педагогических условий, обеспечивающих результативность этого процесса.

Список литературы

1. Антюшко А. Н., Савинова Л. Ю. Психолого-педагогические условия воспитания у младших школьников ценностного отношения к учению // Перценовские чтения. Начальное образование. СПб., 2012. Т. 3, № 1. С. 19-23.

2. Березовская О. В. Ценности и ценностные ориентации личности. К постановке проблемы // Культура. Наука. Образование. 2011. № 1. С. 14-22.

3. Божович Л. И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Известия АПН РСФСР 1951. Вып. 36. С. 3-104.

4. Вергелес П. И., Савинова Л. Ю. Педагогические технологии в подготовке современного учителя начальных классов // Начальная школа. 2015. № 1. С. 63-67.

5. Ибраева Н. Формирование опыта учебно-познавательной деятельности учащихся начальных классов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Фрунзе, 1984. 187 с.

6. Ительсон Л. Б. Учебная деятельность, её источники, структура и условия // Хрестоматия по возрастной психологии. М., 1996. 304 с.

7. Казакова А. А. Содержательно-ценностная составляющая в структуре творческих способностей // Перценовские чтения. Начальное образование. СПб., 2015. Т. 6, вып. 1. С. 49-55.

8. Краевский В. В. Содержание образования - бег на месте // Педагогика. 2000. № 7. С. 3-15.

9. Осмоловская И. М., Шалыгина И. В. О культурологическом подходе к содержанию образования // Образование и наука. 2006. № 2. С.120-127.

10. Осницкий А. К. Структура, содержание и функции регуляторного опыта человека: дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01. М., 2001. 370 а

11. Пешкова В. Е. Моделирование учебно-познавательной деятельности младших школьников [Электронный ресурс] // Новые технологии. 2011. № 4. Режим доступа: https://www.cyberleninka.ru/ article/n/modelirovanie (дата обращения: 20.04.2018).

12. Раев А. И. Некоторые направления развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности // Избранные труды по педагогической психологии / сост. П И. Вергелес. СПб.: Изд-во РППУ им. А. И. Перцена, 2006. С. 285-295.

13. Савинова Л. Ю. Модель воспитания ценностных отношений у младших школьников // Пумани-тарные науки и образование. 2011. № 2. С. 42-49.

14. Савинова Л. Ю., Иванова М. Н. Диагностика проявлений ценностного отношения младших школьников к учению // Перценовские чтения. Начальное образование. 2014. Т. 5, № 1. С. 107-113.

15. Семенцова К. С. Теоретический обзор исследований опыта личности как психологического феномена [Электронный ресурс] // Вестник Псковского государственного университета. Сер. Социально-гуманитарные науки. 2012. № 1. Режим доступа: https://www.cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy (дата обращения: 18.04.2018).

16. Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 272 с.

Статья поступила в редакцию 15.05.2018; принята к публикации 27.06.2018

Библиографическое описание статьи

Савинова Л. Ю., Казакова А. А. Проблема воспитания у младших школьников ценностного отношения к учению как основы становления опыта учебно-познавательной деятельности // Учёные записки ЗабГУ. Сер. Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 3. С. 57-67. DOI: 10.21209/2542-0089-201813-3-57-67.

Lyudmila Yu. Savinova1,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (48 Moyka st., Saint Petersburg, 191186, Russia), e-mail: ludmila.savinova@bk.ru

Anzhelika A. Kazakova2,

Senior Lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (48 Moyka st., Saint Petersburg, 191186, Russia), e-mail: kazakova_ang@mail.ru

The Problem of Upbringing of the Primary Schoolchildren's Value Attitude to the Studying Process as the Basis for Forming the Experience of Educational and Cognitive Activity

The article is devoted to one of the complex problems of modern education, especially the primary one, the problem of upbringing the primary schoolchildren's value attitude to knowledge, educational and creative activity. The analysis of nowadays approaches to the problem is carried out. An attempt has been made to determine the place of the value attitude to education in the structure of the experience of educational and cognitive activity in primary school. The article contains a description of the complex for diagnose value attitude to studying in accordance with its three-component structure. The description of the qualitative characteristics of the various levels of the value attitude is shown. The researching results in different years are described. The problem points in the process of education of the value attitude to the studying process and possible causes of difficulties in achieving the goals of this direction of the educational process are shown. The necessity of a systematic approach to the problem at the stage of primary education is proved. The authors consider the problem as a key problem of upbringing process in primary school.

Keywords: experience, educational and cognitive activity, emotional-value attitude, readiness for self-education, attitude to studying

References

1. Antyushko A. N., Savinova L. Yu. Psihologo-pedagogicheskie usloviya vospitaniya u mladshih shkol'nikov cennostnogo otnosheniya k ucheniyu // Gercenovskie chteniya. Nachal'noe obrazovanie. SPb., 2012. T. 3, № 1. S. 19-23.

2. Berezovskaya O. V. Cennosti i cennostnye orientacii lichnosti. K postanovke problemy // Kul'tura. Nauka. Obrazovanie. 2011. № 1. S. 14-22.

3. Bozhovich L. I. Otnoshenie shkol'nikov k ucheniyu kak psihologicheskaya problema // Izvestiya APN RSFSR. 1951. Vyp. 36. S. 3-104.

4. Vergeles G. I., Savinova L. Yu. Pedagogicheskie tekhnologii v podgotovke sovremennogo uchitelya nachal'nyh klassov // Nachal'naya shkola. 2015. № 1. S. 63-67.

5. ibraeva N. Formirovanie opyta uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti uchashchihsya nachal'nyh klassov: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01. Frunze, 1984. 187 s.

6. Itel'son L. B. Uchebnaya deyatel'nost', eyo istochniki, struktura i usloviya // Hrestomatiya po vozrast-noj psihologii. M., 1996. 304 s.

7. Kazakova A. A. Soderzhatel'no-cennostnaya sostavlyayushchaya v strukture tvorcheskih sposob-nostej // Gercenovskie chteniya. Nachal'noe obrazovanie. SPb., 2015. T. 6, vyp. 1. S. 49-55.

8. Kraevskij V. V. Soderzhanie obrazovaniya - beg na meste // Pedagogika. 2000. № 7. S. 3-15.

9. Osmolovskaya I. M., SHalygina I. V. O kul'turologicheskom podhode k soderzhaniyu obrazovaniya // Obrazovanie i nauka. 2006. № 2. S.120-127.

1 L. Yu. Savinova - data collection, analysis, systematization of research materials, article design, diagnostic research organization.

2 A. A. Kazakova - data collection, analysis, systematization of research materials, article design.

10. Osnickij A. K. Struktura, soderzhanie i funkcii regulyatornogo opyta cheloveka: dis. ... d-ra psihol. nauk: 19.00.01. M., 2001. 370 c.

11. Peshkova V. E. Modelirovanie uchebno-poznavatel'noj deyatel'nosti mladshih shkol'nikov [Ehlek-tronnyj resurs] // Novye tekhnologii. 2011. № 4. Rezhim dostupa: https://www.cyberleninka.ru/article/n7mod-elirovanie (data obrashcheniya: 20.04.2018).

12. Raev A. I. Nekotorye napravleniya razvitiya mladshego shkol'nika kak sub"ekta uchebnoj deyatel'nosti // Izbrannye trudy po pedagogicheskoj psihologii / sost. G. I. Vergeles. SPb.: Izd-vo RGPU i m. A. I. Gercena, 2006. S. 285-295.

13. Savinova L. Yu. Model' vospitaniya cennostnyh otnoshenij u mladshih shkol'nikov // Gumanitarnye nauki i obrazovanie. 2011. № 2. S. 42-49.

14. Savinova L. Yu., Ivanova M. N. Diagnostika proyavlenij cennostnogo otnosheniya mladshih shkol'nikov k ucheniyu // Gercenovskie chteniya. Nachal'noe obrazovanie. 2014. T. 5, № 1. S. 107-113.

15. Semencova K. S. Teoreticheskij obzor issledovanij opyta lichnosti kak psihologicheskogo fenome-na [Ehlektronnyj resurs] // Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Social'no-gumanitarnye nauki. 2012. № 1. Rezhim dostupa: https://www.cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskiy (data obrashcheniya: 18.04.2018).

16. Holodnaya M. A. Psihologiya intellekta. Paradoksy issledovaniya. SPb.: Piter, 2002. 272 s.

Received: May 15, 2018; accepted for publication June 27, 2018

Reference to the article

Savinova L. Yu., Kazakova A. A. The Problem of Upbringing of the Primary Schoolchildren's Value Attitude to the Studying Process as the Basis for Forming the Experience of Educational and Cognitive Activity // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 13, No. 3. PP. 57-67. DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-3-57-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.