Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Арифулина Рамиля Умяровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Белогорская Любовь Владимировна Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (г. Нижний Новгород)
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ТРАДИЦИОННЫЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы социально-педагогического сопровождения семейного воспитания младших школьников. Представлены современные формы сотрудничества педагогов и родителей младших школьников. В настоящее время воспитательный потенциал семьи снижается. Это происходит под влиянием социально-политических, экономических, демографических, психологических и других факторов объективного и субъективного характера. Социально-педагогическая поддержка понимается как способ, обеспечивающий создание благоприятных условий для развития субъекта. Сущность такой поддержки заключается в реализации права на полноценное развитие личности и ее самореализацию в социуме. Большинство ученых определяют соучастие школы и семьи как социально-педагогический процесс. Он влияет на формирование социальной активности у подрастающего поколения. Авторами рассматриваются как традиционные, так и современные формы социально-педагогической поддержки семейного воспитания. Наблюдается кризис традиционных форм сотрудничества между родителями и учителями. В связи с этим проблемой, стоящей перед школой, является разработка новых эффективных форм работы с родителями. К традиционным формам относятся родительские собрания, встречи с классным руководителем, индивидуальные консультации. К современным формам взаимодействия родителей и педагогов можно отнести родительские чаты, популярные бесплатные мессенджеры, сайты и боги педагогов, электронную почту и т.д. Авторы считают, что при грамотном использовании современных форм сотрудничества в рамках социально-педагогического сопровождения семейного воспитания младших школьников будет реализована единая стратегия развития ребенка родителями и педагогами. У родителей появится осознанное отношение к вопросам воспитания и развития ребенка.
Ключевые слова: социально-педагогическая поддержка, семейное воспитание, родители, младшие школьники.
Annоtation. The article deals with the issues of socio-pedagogical support of family education of younger students. Modern forms of cooperation between teachers and parents of junior high school students are presented. At the present time the educational potential of the family is decreasing. It occurs under the influence of socio-political, economic, demographic, psychological and other factors of objective and subjective nature. Social and pedagogical support is understood as a way to ensure the creation of favorable conditions for the development of the subject. The essence of such support lies in the realization of the right to the full development of personality and its self-realization in society. Most scientists define the complicity of school and family as a socio-pedagogical process. It affects the formation of social activity in the younger generation. The authors consider both traditional and modern forms of socio-pedagogical support of family education. There is a crisis of traditional forms of cooperation between parents and teachers. In this regard, the problem facing the school is the development of new effective forms of work with parents. Traditional forms include parents' meetings, meetings with the class teacher, individual consultations. To modern forms of interaction between parents and teachers can include parent chats, popular free messengers, websites and gods of teachers, e-mail, etc. The authors believe that with the competent use of modern forms of cooperation in the socio-pedagogical support of family education of junior high school students will be implemented a unified strategy of child development by parents and teachers. Parents will have a conscious attitude to the upbringing and development of the child.
Key words: social and pedagogical support, family education, parents, younger students.
Введение. Семья - это институт социализации, через который проходит первый этап жизни человека, который определяется системой отношений к себе, близким людям и различным формам деятельности человека. Это основа общества. В семье человек создается как личность. Семья - это главная опора человека в его жизни. Школа является организационным началом массовой повседневной деятельности в области непрерывного образования.
В настоящее время воспитательный потенциал семьи снижается под влиянием социально-политических, экономических, демографических, психологических и других факторов объективного и субъективного характера [3].
Семейное воспитание - одна из древнейших, самобытных форм социализации и воспитания детей, означает объективное воздействие культуры, традиций, семейных и повседневных условий и тесное взаимодействие родителей и детей, в процессе которого происходит всестороннее развитие и формирование их личности. Это тесное взаимодействие родителей и детей, формирование в семье нравственного сближения, любви, уважения и защиты, создание благоприятных условий для удовлетворения потребностей ребенка в развитии и воспитании.
Перед российской системой образования сегодня стоит задача поиска новых подходов к организации взаимодействия родителей и учителей, разработки технологий и форм социально-педагогического сопровождения семейного воспитания, развития семьи как социальной, личностной и национальной ценности.
Изложение основного материала статьи. Идеи социально-педагогического сопровождения семейного воспитания младших школьников не новы в педагогической науке и практике. На единство целей и общих взглядов семьи и школы в своих работах указывал К.Д. Ушинский [9].
По мнению К.Д. Ушинского, начальное образование должно стать логическим продолжением домашнего образования. Это дом, в котором необходимо заложить основы нравственного самосознания ребенка. В школе нужно создать максимально благоприятные условия для реализации внутреннего потенциала, который определяется типом семьи.
«А.С. Макаренко определил две основные образовательные задачи поддержки семейного воспитания: научить родителей правильно воспитывать детей и найти способы эффективного взаимодействия семьи и школы. А.С. Макаренко уделял особое внимание поиску оптимальных способов совместной работы семьи и школы на благо ребенка. По его мнению, такие методы, как морализаторство, публичная критика и т.д., неразумны и даже вредны» [5].
«Задачи школьного и семейного воспитания были раскрыты в работах П.Ф. Каптерева. В 1898 году ученый написал серию брошюр под названием "Энциклопедия семейного воспитания и школьного образования". В частности, большое внимание было уделено проблемам воспитания и развития детей в семье и школе» [5].
В семье родители выстраивают свою систему воспитания, и это формируется благодаря опыту родителей, собственным семейным традициям, всем доступным источникам информации, а также советам педагогов.
Социально-педагогическая поддержка понимается как способ, обеспечивающий создание благоприятных условий для развития субъекта, чтобы он мог принимать правильные жизненно важные решения. Сущность такой поддержки заключается в реализации права на полноценное развитие личности и ее самореализацию в социуме [1].
В современной педагогической науке и практике существует три основных подхода к решению проблемы взаимодействия семьи и школы.
1. Школа оказывает определяющее влияние на воспитание ребенка.
2. Обучение и воспитание детей в школе является логическим продолжением семейного воспитания.
3. Семья и школа равнозначно влияют на развитие детей, только их взаимодействие способствует формированию полноценной личности.
Реализация третьего подхода требует особой подготовки родителей к воспитанию детей. В то же время, проблема "семейного воспитания" заключается в том, чтобы обеспечить надлежащую поддержку семье в выполнении родительских функций.
Социально-педагогическая поддержка семейного воспитания, по мнению Н.П. Спириной, обеспечивается в процессе взаимодействия следующих функций:
• «функция направления - сопровождать вместе с кем-нибудь (спутник, охранник, указатель пути);
• функция взаимодействия - сопровождать, то есть напутствовать, выражать свое отношение к чему-либо, кому-либо;
• функция соучастия - принимать одновременное участие в деятельности (музыкальное, жестовое и другое сопровождение);
• функция стимулирования - дополнять, сопровождать;
• функция совершенствования - украшать, усиливать действие кого-либо, чего-либо» [7].
Е.Н. Землянская выделила функции в процессе социально-педагогической помощи: информационно-просветительские, личностно-коммуникативные, коммуникативно-рефлексивные; социально-воспитательные; личностно-коммуникативные, музыкально-рефлексивные; организационно-координирующие [2].
Большинство ученых определяют соучастие школы и семьи как социально-педагогический процесс, влияющий на формирование социальной активности у подрастающего поколения.
В настоящее время многие учителя считают, что молодые родители плохо владеют навыками общения с детьми. Очень часто родители транслируют детям свои собственные жизненные проблемы в профессиональной, семейной и других сферах, что приводит к своего рода "наследственному" опыту семейных ошибок и родительской неэффективности. Такая среда лишает ребенка чувства достижения и резко подрывает его самоуважение [3].
В современном образовательном процессе выделяются следующие современные тенденции сотрудничества семьи и школы:
1. осознание важности тесной интеграции семьи и школы для получения качественного результата взаимодействия;
2. разработка научной основы психолого-педагогического взаимодействия, опирающейся на принципы и положения современной педагогической науки;
3. рассмотрение сотрудничества семьи и школы как социально-деятельностной системы, действующей по законам функционирования деятельностных систем;
4. разработка теории эффективного управления системой педагогического взаимодействия школы и семьи;
5. обоснование системно-деятельностного подхода к организации взаимодействия семьи и школы в современных условиях.
Ученые и педагоги обращают внимание на необходимость разработки программ семейной психолого-педагогической поддержки для решения проблем семейного воспитания в новых реалиях. Наблюдается кризис традиционных форм сотрудничества между родителями и учителями. В связи с этим проблемой, стоящей перед школой, является разработка новых эффективных форм работы с родителями [6].
Для повышения педагогической грамотности родителей используются, как традиционные коллективные формы взаимодействия семьи и школы (родительские собрания), так и современные («Родительский всеобуч», «Родительский университет», «Семейная гостиная», «Родительский лекторий», «День открытых дверей» и др.).
Для эффективного взаимодействия семьи и школы используются различные формы работы: консультации психологов, врачей, юристов, педагогов; дискуссии по проблемам воспитания и развития школьников; семейные праздники и фестивали, совместные экскурсии и путешествия, соревнования между семьями и т.д.
«Организация тематических конференций для обмена опытом в воспитании поможет привлечь внимание к проблеме взаимодействия семьи и школы, педагогов, ученых и деятелей культуры, представителей общественных организаций. Конференция может быть научно-практической, теоретической, оценочной, обмена опытом и т.д., они организуются раз в год и требуют тщательной подготовки при активном участии родителей» [5].
Курсы повышения педагогической компетентности для родителей - очень интересная форма работы с семьей, включающая лекции учителей, изучение литературы по этому вопросу и участие в дебатах.
Родительские вечера предназначены для того, чтобы собрать родителей вместе. Тематика родительских вечеров очень разнообразна. Это может быть вечер воспоминаний о ребенке, разговор о долгосрочных проблемах.
В последнее время обучение родителей стало довольно эффективной формой сотрудничества с родителями. Это активная форма работы, которая позволяет родителям выявить и осознать проблемные ситуации в семье, изменить свои отношения с собственным ребенком, придать им больше открытости и уверенности.
Семинар - это современная форма развития педагогических компетенций родителей в воспитании детей, эффективное решение психологических проблем. Во время учебного семинара учитель предлагает выход из конфликтных ситуаций, которые могут возникнуть в отношениях родителей и детей, родителей и школы и т.д.
Одной из эффективных форм является семейный клуб, который организуется в форме встреч и требует специальной подготовки организаторов. Цель клуба - вовлечь родителей в дискуссию по вопросам воспитания и развития школьников. Главным условием успеха таких встреч и дискуссий является добровольность и общая заинтересованность.
В рамках встреч в семейном клубе родители смогут использовать свои профессиональные навыки (например, экскурсии на рабочее место или мастер-классы родителей, имеющих особые таланты и способности). В настоящее время популярны такие формы сотрудничества семьи и школы, как мозговой штурм, круглый стол, дискуссии.
Формами совместной деятельности семьи и школы могут быть: планирование школьных программ, дизайн класса и ландшафтный дизайн на школьном дворе, создание классной библиотеки, совместные праздники, поездки, конкурсы, фестивали, туристический слет, совместный просмотр фильмов, спектаклей и т.д.
К сожалению, в связи со сложной эпидемиологической обстановкой в России и во всем мире, уходят в прошлое традиционные формы индивидуальные формы социально-педагогического сопровождения семейного воспитания младших школьников: консультации родителей на дому, посещение семьи, во время которого учитель знакомится с жизнью ученика, его интересами и предпочтениями, отношениями с родителями, информирует родителей об успехах ребенка, дает советы и рекомендации по организации домашнего задания и т.д. [8]. Такие встречи в неформальной обстановке полезны как для родителей, так и для учителей. В то же время родители получают реальное представление об учебе и поведении ребенка, в то же время учитель получает информацию, необходимую им для более глубокого понимания ученика и его проблем.
Индивидуальное общение учителя с каждым из родителей дает возможность сообщить о достижениях ребёнка, а также почувствовать, что волнует и интересует родителей, способствует установлению откровенных, доверительных отношений с ними. Эта традиционная форма работы в последнее время стала менее эффективной, вследствие занятости родителей на работе. Но благодаря современным средствам связи (сотовая связь, социальные сети, родительские чаты, электронный журнал и т.д.) можно организовать общение учителя и родителей достаточно эффективно, и решить данную проблему с помощью сетевого взаимодействия посредством информационных технологий, которые предоставляют колоссальные возможности для выстраивания эффективных коммуникаций педагогов и родителей. Неоценимое значение в развитии отношений с семьёй имеет переписка в социальных сетях и классных чатах и т.д.
На сегодняшний день существует четыре наиболее эффективных способа взаимодействия педагога и родителей младших школьников:
- группа в социальной сети, например, Вконтакте;
- блог или личный сайт педагога;
- электронная почта;
- популярные бесплатные мессенджеры, например, Twitter, WhatsApp или Viber и т.д.
В социальной сети родители могут общаться в любое время, когда им удобно, обсуждать детали предстоящего мероприятия и делиться впечатлениями о прошедших праздниках и досугах. Здесь можно провести опрос среди родителей и оперативно собрать информацию, разместить ссылки на методическую литературу, фото- и видеоматериалы. В блоге можно размещать видеоконсультации для родителей, которые пропустили собрание.
Электронную почту класса легко создать и использовать. В ней можно хранить разную информацию и пересылать файлы в виде обычных и форматированных текстов, изображений, аудио и видео. Такой формат общения гарантирует быструю доставку сообщений, позволяет отправлять письма всем родителям младших школьников, что экономит время.
Мессенджеры позволяют быстро обмениваться информацией, передавать текстовые сообщения, звуковые сигналы, изображения, видео. С их помощью можно отправить фото с фрагментами занятия родителям. Используйте мессенджеры для личной переписки и отдельно создайте чат группы. Это позволит общаться со всеми родителями и обеспечить приватность для решения личных обращений.
Одной из современных форм социально-педагогической поддержки родителей являются родительские чек-листы, которые можно составить, используя бесплатный сервис www.canva.com. Удобно, что там можно воспользоваться готовыми шаблонами, а потом сохранить в формате PDF и распечатать, а также продублировать в блоге классного руководителя или сайте, просто встроив туда. Интересно оформленный листок родители могут повесить рабочим столом, он будет привлекать внимание не только родителей, но и ребенка.
Выводы. Таким образом, при грамотном использовании современных форм сотрудничества в рамках социально-педагогического сопровождения семейного воспитания младших школьников будет реализована единая стратегия развития ребенка родителями и педагогами. У родителей появится осознанное отношение к вопросам воспитания и развития ребенка - понимание потребностей младшего школьника, анализ его достижений и недостатков, обращение к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребенка.
Литература:
1. Газман, О.С. Воспитание и педагогическая поддержка детей / О.С. Газман // Народное образование. - 1998. - № 6. -С. 108-111
2. Землянская, Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для вузов / Е.Н. Землянская. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 406 с. - ISBN 978-5-534-12059-2
3. Бурина, Е.А. Особенности современной российской семьи в условиях социально-исторических изменений института родительства / Е.А. Бурина, А.Е. Кудинова // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - №1. - С. 6.
4. Волокитина, Ю.Н. Взаимодействие семьи школы в решении психологических, социально-педагогических и физиологических проблем адаптации первоклассников к школе / Ю.Н. Волокитина // Концепт, 2017. - Т. 24. - С. 37-41.
5. Нуриева, А.Р. Взаимодействие учителей и родителей в воспитании младших школьников / А.Р. Нуриева, Р.Ф. Миннуллина, Ф.С. Газизова // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №64-3. - С. 191-193.
6. Организация профориентационной работы с младшими школьниками и их родителями [Текст]: метод. рекомендации / И.А. Килина, Е.А. Доренбуш, Н.В. Осипова, Е.В. Понамарева; под общ. ред. В.И. Сахаровой. - Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2019. - 110 с.
7. Семья в современном обществе. Серия «Демография. Социология. Экономика». Том 4, № 1 / Под редакцией чл.-корр. РАН Рязанцева С.В., д. соц. н. Ростовской Т.К. - М.: Изд-во «Экон-информ», 2018. - 261 с.
8. Семенова, Л.Э. Детский взгляд на пандемию COVID-19: гендерная специфика представлений старших дошкольников и младших школьников / Л.Э. Семенова, В.Э. Семенова, И.А. Конева, Н.В. Карпушкина // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 4. - С. 14.
9. Ушинский, К.Д. Педагогика. Избранные работы / К.Д. Ушинский. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 258 с. -ISBN 978-5-534-07424-6.