Научная статья на тему 'Современные педагогические проблемы в семейном воспитании'

Современные педагогические проблемы в семейном воспитании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2393
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
MODERN PEDAGOGICAL PROBLEMS / FAMILY EDUCATION / JUNIOR SCHOOLBOY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моцик Ксения Игоревна

Статья посвящена актуальной проблеме семейного воспитания ребенка, так как семья, являясь первоначальным общественным этапом в жизни человека, безусловно, оказывает самое важное воспитательное влияние на формирование личности младшего школьника. Автором статьи рассматриваются современные педагогические проблемы в семейном воспитании, выявлены причины возникновения и предприняты попытки выявления эффективных механизмов помощи педагога родителям в решении проблем воспитания ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные педагогические проблемы в семейном воспитании»

УДК 37.02

Педагогические науки

Моцик Ксения Игоревна, студентка ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина»

e - mail: [email protected]

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме семейного воспитания ребенка, так как семья, являясь первоначальным общественным этапом в жизни человека, безусловно, оказывает самое важное воспитательное влияние на формирование личности младшего школьника. Автором статьи рассматриваются современные педагогические проблемы в семейном воспитании, выявлены причины возникновения и предприняты попытки выявления эффективных механизмов помощи педагога родителям в решении проблем воспитания ребенка.

Ключевые слова: современные педагогические проблемы, семейное воспитание, младший школьник.

Annotation: The article is devoted to the actual problem of family education of the child, as the family, being the initial social stage in human life, of course, has the most important educational impact on the formation of the personality of the younger student. The author of the article considers modern pedagogical problems in family education, identifies the causes and attempts to identify effective mechanisms to help the teacher parents in solving the problems of child upbringing.

Keywords: modern pedagogical problems, family education, junior schoolboy.

В последнее время с семьей происходят радикальные изменения, отражающие как общие цивилизационные тенденции, так и преобразования в

нашем российском обществе. Исследователи говорят о формировании нового типа направленности личности, характеризующегося ориентацией на такие ценности как материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность, независимость, личный успех (Н. М. Лебедева, М. С. Яницкий и др.), о введении в современную семью принципа автономии личности (О. М. Здравомыслова), о том, что супруги всё более стремятся к саморазвитию, самосовершенствованию за пределами семьи (Н. Г. Марковская) [2]. По мнению этих учёных это создаёт угрозу дестабилизации семьи, приводит к росту числа неблагополучных семей. С другой стороны, само общество ставит перед людьми среднего возраста (какими являются родители детей) задачи личностного развития, самоактуализации, профессионального и карьерного роста, установления связей вне семьи, поэтому «отстранение» родителей от ребенка в этом возрасте, как отмечают В. С. Собкин и Е. М. Марич, -закономерное явление.

Подобные изменения в системе ценностно-смысловых ориентаций родителей детей влияют на функционирование семьи, и в первую очередь - на воспитательную функцию. Но, мы знаем, что именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. «Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребёнка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. Главное в воспитании маленького человека -достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребёнком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек» [1, с. 23; 3].

Но семейное воспитание в настоящее время обговаривается как составная часть социализации человека в современном и образованном обществе. Оно исполняется в целостной связи с другими разновидностями социального воспитания - школьного и общественного. Проблемы семейного воспитания, связанные со школой, изучаются общей и социальной педагогикой.

Мы исходим из того, что приоритетными направлениями в организации семейного и общественного воспитания в соответствии с ФГОС НОО следует считать:

- ориентирование воспитания на развитие социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни;

- приобщение растущего поколения к культурно-историческим традициям, формирование чувства патриотизма;

- совершенствование гражданского и правового воспитания обучающихся;

- формирование здорового образа жизни, активизация спортивно -массовой и оздоровительной работы;

- создание условий для формирования социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, развития творческих способностей каждого ребенка.

На начальных этапах формирования современного общества в методах воспитательной деятельности было характерно использование грубых методов с целью подготовки ребёнка к тяжёлым испытаниям в будущей взрослой жизни, что привело к девиации личности уже взрослых людей.

В настоящее время в соответствии с гуманистической направленностью образовательно-воспитательного процесса одним из самых благоприятных признан демократический стиль, так как в результате дети лучше понимают родителей, вырастают послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Родители прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию. Благодаря знанию типичных отношений в семьях и стилей родительского воспитания, педагог может лучше, быстрее и правильнее понять, с какой семьей он имеет дело. Но даже для каждого типа отрицательных отношений в семье имеются способы их преодоления, которые педагог может и обязан «донести» до родителей, воспитателей ребенка:

• Если вы хвалите ребенка - он учится быть благородным;

• Если ребенок растет с чувством безопасности - он учится верить в людей;

• Если вы поддерживаете его - он учится ценить себя;

• Если его окружает понимание и дружелюбие - он научится находить любовь в этом мире;

• Если вы постоянно критикуете и третируете его - он учится ненавидеть;

• Если вас сын или дочь растет в упреках - он учится жить с чувством

вины;

• Если вы смеетесь над своим ребенком - он становится замкнутым.

С целью выяснения основных педагогических проблем в семейном воспитании, мы провели исследование в общеобразовательных школах г. Ельца (МБОУ «Средняя школа № 1 им. М. М. Пришвина», МБОУ «Гимназия № 97 г. Ельца»), а именно опрос с учителями начальных классов и пришли к выводам, что необходимо:

• Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, а также формирования у них активного педагогического сознания;

• Просвещение родителей в вопросах духовно-нравственных основ семейного воспитания;

• Помощь родителям в овладении практическими навыками позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;

• Помощь в овладении навыками совместного проживания с детьми семейных событий;

• Помощь родителям в изучении и осознании особенностей своего ребенка.

По нашему глубокому убеждению, родители должны всегда помнить: только в семье ребенок может найти ту эмоциональную поддержку, которая ему необходима. Ребенок должен быть уверен, что при любых трудностях и сложных ситуациях, возникающих в жизни, у него есть прочный тыл - его

семья, где всегда поймут и помогут. У родителей же должна быть полная вера в своего ребенка. Другим защитником ребенка может стать школа, она призвана помочь молодому человеку самоопределиться. Но семья, школа, как известно -модель общества, а воспитание - один из его институтов, поэтому они не могут существенно отличаться от своей первоосновы.

С целью определение проблем в процессе воспитания младшего школьника нами было проведено анкетирование родителей, в процессе которого были получены следующие результаты. В 35% семей возникают проблемы взаимоотношений родителей и ребенка, 30 % родителей волнует нежелание ребенка учиться. Лишь 15 % родителей утверждают, что проблема заключается в отношениях ребенка и педагога, 10 % считают, что существует проблема адаптации ребенка в коллективе взаимоотношения со сверстниками.

Для преодоления этих проблем в семейном воспитании мы посчитали необходимым определить и использовать эффективные формы взаимодействия родителей и школы. Нами были реализована программа «Школа-семья-социум», направленная на внедрение инновационных форм совместной деятельности родителей и педагогов, повышение заинтересованности родителей во взаимодействии со школой.

Такими формами стали не только традиционные праздники, но и реализация инновационных творческих и социальных проектов с участием родителей, детей по благоустройству школы. Проведение внутришкольных мероприятий:

• рейтинговый конкурс между родительскими советами классов школы;

• художественный фестиваль самодеятельности с участием родителей и детей;

• выставка прикладного искусства и творчества родителей;

• конкурсы социальных проектов активов родительских советов;

• конкурсы семей «Моя семья - моя опора», «Семь+Я», «Мама, папа и я спортивная семья»;

• интеллектуальная семейная олимпиада с участием родителей.

В результате исследования мы убедились в том, что такое тесное взаимодействие между школой и родителями сокращает количество как педагогических проблем, так и семейных.

Проведенная нами, программа «Школа-семья-социум» способствовала:

• созданию условий для творческой самореализации родителей;

• расширению сферы и участия в жизни школы в целях обеспечения единства воспитательных воздействий школы и семьи,

• выявлению и развитию оптимальных и необходимых условий, форм и методов работы школы и семьи.

В заключении, нам хотелось бы обратиться к педагогам и родителям: если мы будем действовать в рамках общечеловеческих идеалов и ценностей, тесно взаимодействовать в процессе воспитания и становления личности ребенка - будущего нашей страны, то вероятность успеха на пути воспитания нового поколения существенно возрастет.

Работа выполнена под руководством к.п.н., доцента ЕГУ им. И. А. Бунина Мироновой Элины Леонидовны.

Библиографический список:

1. Антонов, А. И., Борисов, А. Л. Кризис семьи и пути его преодоления, А. И. Антонов, А. Л. Борисов. - М.: ИС, 1990. - 36 с.

2. Марковская, Н. Г. Место семьи в системе ценностных ориентаций личности: Автореф. дис. канд. социол. наук / Н. Г. Марковская. - М.: МГУ им М. В. Ломоносова, 1990. - 23 с.

3. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / сост. В. А. Соловьёва. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. - Вып 1. - С.102 - 120.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.