Научная статья на тему 'Родительская культура как условие духовно-нравственного становления подрастающего поколения'

Родительская культура как условие духовно-нравственного становления подрастающего поколения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ РЕБЕНКА / РАЗВИТИЕ / РОДИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байдикова О.В., Милешина И.И., Гончарук Л.Л.

В статье рассматривается институт семьи как основа в воспитании и социализации ребенка. Поднимаются вопросы формирования родительской культуры. Перечисляются особенности семейного воспитания. Также подчеркивается важность воспитательной деятельности, наличие индивидуального подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Байдикова О.В., Милешина И.И., Гончарук Л.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Родительская культура как условие духовно-нравственного становления подрастающего поколения»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2019

УДК 376

О.В. Байдикова

учитель - логопед МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области", РФ E-mail: olyabaidikova@yandex.ru И.И. Милешина воспитатель

МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области", РФ E-mail: mileshina1993@mail.ru Л.Л. Гончарук инструктор по физической культуре МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 25 с. Ясные Зори Белгородского района Белгородской области", РФ E-mail: novikovamw@mail.ru

РОДИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА КАК УСЛОВИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация

В статье рассматривается институт семьи как основа в воспитании и социализации ребенка. Поднимаются вопросы формирования родительской культуры. Перечисляются особенности семейного воспитания. Также подчеркивается важность воспитательной деятельности, наличие индивидуального подхода.

Ключевые слова:

Семья, воспитание, социализация ребенка, развитие, родительская культура

Семья на протяжении веков вносила главный вклад в развитие и социализацию ребенка, играла важную роль в формирование нравственных ценностей, черт характера, интеллектуального потенциала, эмоциональных особенностей. В основе успешной трансляции родительского опыта детям в целом лежит достаточный уровень родительской культуры.

На сегодняшний день социально значимые вопросы формирования родительской культуры и достижения родительского акме, остаются недостаточно изученными и мало разработанными, хотя имеются содержательные работы отечественных психологов и педагогов, посвященные психологии семьи и родительства (А. Я. Варга, Ю. Б. Гиппенрейтер, И. М. Марковская, С. Ю. Мещерякова, Р. В. Овчарова, А. С. Спиваковская, В.В. Столин и другие).

Обращаясь к анализу понятия «культура» мы находим, что от латинского cultura - это возделывание, воспитание, образование, развитие [1, с. 394]. Именно поэтому культуру личности родителя следует понимать не только как образованность, т.е. обученность каким-либо педагогическим методикам семейного воспитания, а, прежде всего, как способность к развитию своей личности, «возделыванию», «взращиванию» в себе необходимых качеств, необходимых для эффективного общения с собственным ребенком.

Особенность семейного воспитания в том, что его длительность и всеобъемлющий охват продолжается на протяжении нескольких десятилетий жизни. Воздействие этого воспитания может быть

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2019

благотворным и неблаготворным, и человек испытывает это влияние, даже находясь вне дома.

Кроме того, оно органично сливается со всей жизнедеятельностью растущего человека: в семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности - познавательную, трудовую, общественную, художественно-эстетическую, игровую, общение. Причем проходит все этапы от элементарных попыток до сложнейших социально и личностно значимых форм поведения. Одобрение и поощрение любого успеха ребёнка, в каком бы то ни было виде деятельности, сотрудничество с ребёнком, помощь и поддержка, ведение полноценного диалога присутствует у одних родителей, отсутствие соразмерности в поощрении и наказании, одобрении и порицании, поддержке и нравоучениях, доминирование авторитарных воздействий характерно для других родителей.

Ещё одной особенностью семейного воспитания является то, что оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, т.к. «проводником» его является родительская любовь к детям.

Таким образом, специфичность семейного воспитания по сравнению с другими видами воспитания весьма очевидна. И очевидна также его уникальность и неповторимость в каждом конкретном семейном случае.

« Норма» понятие растяжимое. Также и в воспитательной деятельности не существует определенной нормы подчеркивает А.С. Спиваковская. Она отмечает, что отношения с ребенком глубоко индивидуальны и неповторимы. По её мнению, родительская любовь и уверенность ребенка в родительской любви являются источником и гарантией его эмоционального благополучия: «Только любовь способна научить любви» [2, с.58].

«Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. По мнению отечественных психологов (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. Я. Гальперин, Л. И. Божович, В. С. Мухина и другие) для развития личности ребенка важна гармонизация семейных отношений. Неоспоримо значение стиля общения взрослого с ребенком.

Выполнение воспитательной функции - главная задача семьи. В это понятие входит не только взаимоотношение родителей и детей, но и их предпосылок, т.е определенного образа жизни семьи и взаимоотношений ее членов.

Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне. Результат такого воспитания - здоровье ребенка, его счастье и благополучие. Все зависит от уровня и образа жизни семьи, от умения родителей создать счастливую семейную атмосферу.

Развитая форма родительства характеризуется относительной устойчивостью и стабильностью и реализуется в согласованности представлений супругов о своих ролях, слаженных действиях родителей в процессе взаимодействия с ребёнком. Как интегральное образование личности родительство включает: ценностные ориентации супругов (семейные ценности); родительские установки и ожидания; родительское отношение; родительские чувства; родительские позиции; родительскую ответственность; стиль семейного воспитания.

Взаимоотношения родителя достигшего родительского акме и ребёнка предполагают отношения в семье, основанные, прежде всего, на чувстве безусловной любви.

Поведение не сформировавшегося родителя характеризуется тем, что взаимоотношения в семье основаны на условной любви, когда при условии выполнения ребёнком требований родителей он получает поддержку, ласку и заботу, в противном случае - осуждение, наказание, непринятие.

Недополучивший родительской любви, ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, либо замкнутым, чрезмерно застенчивым, нравственно несостоятельным Выросший же в атмосфере чрезмерной любви и ласки, благоговения и почитания ребёнок, рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 10 / 2019

Разумная соразмерность чувств в отношении ребёнка присутствует в тех семьях, где родители постоянно продвигаются к достижению родительской культуры. Если в семье нет должной гармонии чувств, обусловленной позитивным родительским отношением, если ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, эмоционально отрицательных проявлений в его адрес, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.

Таким образом, родительская культура предполагает, прежде всего, определенный уровень родительской зрелости. Осознанная мысль стать родителем предполагает отношения в семье основанные на чувстве любви; общение, определяющее нравственную атмосферу, стиль и тон взаимоотношений ее членов; проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Всё это благоприятно влияет на развитие и воспитание ребенка, дает ему ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от любых неприятностей, духовно-нравственную опору, а в лице родителей - авторитетных помощников, защитников и друзей. Список использованной литературы:

1. Психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского, М. Г. Ярошевского. - 2-е изд. - Ростов н/Д., 1998.

2. Спиваковская А. С. Как быть родителем / А. С. Спиваковская. - М., 1986.

© Байдикова О.В., Милешина И.И., Гончарук Л.Л., 2019

УДК 376.112.4

Гилева Е.В

Воспитатель МБДОУ №20. г. Томск Магистрант 2 курса ТГПУ evagileva79@mail.ru

МЕТОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ В ДОУ.

ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ

Аннотация

По закону РФ об образовании дети с ОВЗ могут посещать общеобразовательный детский сад воспитываться и развиваться в коллективе своих сверстников. Для этого создаются специальные группы (комбинированной направленности), все дети имеют равные права на получение образования. Для детей с ОВЗ составляется индивидуальная программа развития и более глубокая направленность на развитие ребёнка.

В статье речь идет о песочной терапии, этот природный неорганический материал, несет в себе очень большой терапевтический эффект. Как с помощью песка можно корректировать психическое состояние ребенка.

Ключевые слова:

Дети ОВЗ, игра, песочная терапия, инклюзия, ФГОС

Главной особенностью работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью, является постоянное психологическое, медицинское и педагогическое сопровождение детей специалистами, которые взаимодействуют между собой. Работа заключается во всестороннем поиске путей преодоления дефектов и социализация в обществе.

Все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют, помимо общих потребностей, свои специальные образовательные потребности. И эти потребности должны быть удовлетворены специальными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.