Научная статья на тему 'Формирование нравственности ребёнка в условия семейного воспитания'

Формирование нравственности ребёнка в условия семейного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9735
595
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / СЕМЬЯ / СТИЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ / НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / MORALITY / MORAL EDUCATION / FAMILY / STYLE / FAMILY EDUCATION / MORAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремина Наталья Юрьевна

В статье на основе анализа понятия «нравственности» определяются критерии нравственного человека. Важнейшим средством воспитания нравственного человека является семья. Сопоставление стилей семейного воспитания и особенностей характерологических свойств родителей позволяет обнаружить влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка. Таким образом становиться возможным установить какой стиль семейного воспитания который наиболее способствует развитию нравственных ценностей ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF MORAL CHILD INTO FAMILY EDUCATION

On the basis of the analysis of the concept of "morality" are defined by the criteria of moral rights. The most important means of educating moral man is the family. A comparison of styles of family education and the characteristics of the parents of character properties can detect the influence of the style of family education on the formation of the child. Thus it becomes possible to establish what style of family education that is most conducive to the development of moral values of the child.

Текст научной работы на тему «Формирование нравственности ребёнка в условия семейного воспитания»

А.М. Горчакова, Е.А. Чаладзе ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ В ЭКСПРЕССИВНОЙ...

Овладение детьми этими грамматическими моделями обеспечивает готовность к усвоению различных типов сложных (с сочинительной и подчинительной связью) предложений.

Предложенные этапы работы по усвоению ребенком языковой системы можно представить в виде таблице 3.

Совершенствование навыка практического использования грамматических моделей происходит в процессе формирования связной речи, а также в процессе последующего освоения письменной формы речи в школе. Предлагаемая система коррекционной работы позволит сложиться единой языковой системе ребенка с недоразвитием речи и будет использоваться им в процессе живого естественного общения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений; в 2 тт. Т.П/Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. С.112 -122.

2. Ковшиков В.А.. Экспрессивная алалия и методы ее преодоления. СПб.: КАРО, 2006. 304 с.

3. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. Перевод с английского Е. И. Негневицкой/ Под общей редакцией и с предисловием доктора филологических наук А. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1976. 336 с.

FORMATION OF GRAMMATICAL MODELS IN EXPRESSIONAL SPEECH OF PRESCHOOL CHILDREN WITH ALALIA

© 2013

A.M. Gorchakova, senior teacher of the department of «Logopedics»

E.A. Chaladze, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of «Logopedics» Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: Article focuses on the most pressing problem for speech therapy: the formation of speech in children with systemic speech deficiency. In the article the system work on the formation mechanism of language in children with alalia through modeling communicative situations.

Keywords: expressive alalia; dialogue; communicative situation, grammatical model, grammatical forms, phrasal words; stages of formation.

УДК 37.017

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ РЕБЁНКА В УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

© 2013

Н.Ю. Еремина, кандидат психологических наук, начальник учебно-методического управления

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, Самара (Россия)

Аннотация: В статье на основе анализа понятия «нравственности» определяются критерии нравственного человека. Важнейшим средством воспитания нравственного человека является семья. Сопоставление стилей семейного воспитания и особенностей характерологических свойств родителей позволяет обнаружить влияние стиля семейного воспитания на формирование личности ребенка. Таким образом, становится возможным установить, какой стиль семейного воспитания наиболее способствует развитию нравственных ценностей ребенка.

Ключевые слова: нравственность, нравственное воспитание, семья, стиль семейного воспитания, нравственные ценности.

Процесс формирования представлений о нравственности начался в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Китае. Проблемами нравственности активно занимались Сократ, Платон и Аристотель. Тогда о нравственном человеке говорилось: «Нравственно прекрасным называют человека совершенного достоинства ... Ведь о нравственной красоте говорят по поводу добродетели: нравственно прекрасным зовут справедливого, мужественного, благоразумного и вообще обладающего всеми добродетелями человека» [1, с. 360]. В предшествующий период на протяжении тысячелетий был накоплен первичный мыслительный материал, который закреплялся, главным образом, в устном народном творчестве — в мифах, сказках, религиозных представлениях первобытных людей. Именно в этих произведениях делались первые попытки отразить, осмыслить отношения между людьми, отношения человека и природы, представить место человека в мире. Далее, началу процесса способствовала и крутая ломка общественной жизни, которая происходила в середине первого тысячелетия до нашей эры. Все более укреплявшаяся государственная власть вытесняла родоплеменные отношения, старые традиции, обычаи. Возникала потребность в формировании новых ориентиров, идеалов, новых механизмов регулирования отношений между людьми.

С годами понимание нравственности изменилось. Так, например, в словаре С.И. Ожегова мы видим: «Нравственность — это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами»

[2, с. 414].

Л.А. Григорович дал следующее определение: «нравственность - это личностная характеристика, объединяющая такие качества и свойства, как доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм» [3, с.104].

Понятие нравственное воспитание П.И.Подласый раскрывает как целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали [4, с.163].

Основными задачами нравственного воспитания являются: «1. формирование нравственного сознания; 2. воспитание и развитие нравственных чувств; 3. выработка умений и привычек нравственного поведения» [5, с. 163].

Проанализировав этот вопрос, мы пришли к выводу, что основными критериями нравственности человека могут являться его убеждения, моральные принципы, ценностные ориентации, а также поступки по отношению к близким и незнакомым людям. Мы считаем, что нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

По мнению И.Ф. Харламова, содержание нравственности заключается в следующем:

- в отношении к Родине (патриотизм) - любовь к своей стране, истории, обычаям, языку, желание стать на ее защиту, если это потребуется;

- в отношении к труду (трудолюбие) - предпола-

гает наличие потребности в созидательной трудовой деятельности и ее, понимание пользы труда для себя и общества, наличие трудовых умений и навыков и потребность в их совершенствовании;

- в отношении к обществу (коллективизм) - умение согласовывать свои желания с желаниями других, умение координировать свои усилия с усилиями других, умение подчинятся и умение руководить;

- в отношении к себе - уважение себя при уважении других, высокое сознание общественного долга, честность и правдивость, нравственная чистота, скромность;

- в человеколюбии или гуманности.

Результатом нравственного воспитания является

нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку [6, с. 30].

«Нравственная воспитанность - это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива» [7, с. 269].

Нравственным следует считать такого человека, для которого нормы, правила и требования выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

Так что же является основным важнейшим средством воспитания нравственного человека? В педагогической психологии таким средством является семья. Семья -особого рода коллектив, выступающий в воспитании как форма и средство долговременного психологического воздействия на личность ребенка. Семья формирует базовые личностные качества: доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревогу, сердечность и теплоту в общении, а может, и наоборот, воспитывать отчужденность и холодность, злость и агрессивность.

Семья нужна человеку для счастья, нравственного и физического здоровья человека. С семьей связаны такие близкие и дорогие его сердцу понятия, как добро, уют, дом, мать. Семья дает опору чувствам, мечтам, надежде, помогает осуществлению жизненных планов. Она готовит человека к жизни в обществе, учит трудиться, творить, любить свое дело, доводить до конца задуманное.

Семья нужна не только человеку, но и обществу. Она способствует совершенствованию общественных отношений, воспитанию подрастающих поколений.

В реальной действительности каждая семья темно связана с обществом, в котором она живет, его экономикой, политикой, культурой, ориентациями и настроениями людей. Хотят того члены семьи или не хотят, их образ жизни в определенной мере является отражением образа жизни этого общества. Несмотря на кажущуюся замкнутость семьи в домашнем круге, жизнь «большого мира» непременно сказывается на характере внутрисемейных отношений.

Основное назначение семьи не только рождение, воспитание и обучение детей. Семья играет значительную роль в обеспечении физической, психологической и нравственной готовности ее членов выполнять свои гражданские обязанности: трудиться, участвовать в распределении результатов труда, управлении обществом, повышать свой профессиональный уровень, соблюдать принятые нравственные нормы.

Семья организует бытовое потребление, духовное развитие, моральную поддержку, эмоциональное общение, досуг, приобщение к культуре. Семья учит человека понимать и принимать жизнь целостно, такой, какова она сегодня, но семья же готовит его и к будущему, пере-

22

давая ему лучшие из накопленных в прошлом традиции, нравственные ценности. Она формирует социальное и индивидуальное сознание личности.

Основная цель семьи - создание условий для всестороннего развития личности. От того, что дала семья человеку для становления его личности, зависит ее общественное значение.

Воздействие семьи на детей и взрослых происходит повседневно и непрестанно. В настоящее время никто из ученых, занимающихся проблемами социологии и социальной психологии, не сомневается в необходимости семьи для нормального развития детей, а следовательно, для обеспечения как количественного, так и качественного уровня воспроизводства населения. Общественное воспитание не может заменить семейного, так как решающую роль в становлении личности играет не дидактика, а та специфическая психологическая атмосфера, которая создается супружеством, материнством и отцовством, отношениями между старшим и младшим поколениями в семье.

Человек должен быть кому-то нужен, о ком-то заботиться, делить с кем-то радость и горе. В определенной мере эта потребность реализуется в общении с друзьями, товарищами по работе, в окружающей человека социальной среде. Взаимоотношения на работе, в быту, учебе, на досуге очень важны для человека. Они - непременные условия его жизни. Но какое бы удовлетворение ни получал человек от широкого общения, какое бы счастье ни приносили ему работа, творчество, успех, общественное признание - он не достигнет удовлетворения, если все это не будет разделено с близким человеком: женой, мужем, сыном, дочерью. В этих единственных людях, как в зеркале, многократно отразятся переживания и успех, признание и счастье, их одобрение и оценка окажутся самыми ценными, самыми дорогими, самыми важными.

В семье мы ищем одобрение и психологическую поддержку. Как бы ни была развита человеческая личность, в ней происходит столкновение ориентаций, позиций, ценностей, в результате чего человеку приходится испытывать разочарования, физические и душевные страдания. Поэтому каждый хочет быть уверенным в том, что в близких людях, ради которых он живет, работает, в чем-то себе отказывает, в трудную минуту он найдет поддержку и опору.

Потребность в согласовании своих ценностей и позиций в семье дополняется потребностью в солидарности и взаимопомощи, играющей большую роль в объединении членов семьи, в консолидации их действий. При этом для общества очень важно, вокруг каких ценностей объединяется семья: находится ли она в плену ложных эстетических представлений или способна научить людей, как должно жить, чтобы оправдать свое существование, утверждать идеалы добра, справедливости, достоинства, долга. В семье, которая бесконечно сталкивается с нравственным выбором, особенно важно жить «по совести». Нравственная справедливость образует здесь основу психологического комфорта и уверенности.

Особое место в семье занимает трудолюбие и уважение к любой общественно полезной деятельности. Только в труде человек формируется как личность, осознает общественное значение своей деятельности, учится правильно сочетать общественные и личные интересы. Трудолюбие - необходимое условие нормальных отношений в семье и важный фактор воспитания. Без любви к труду, без необходимых знаний и навыков никакое дело не сделаешь и, главное, не заразишь интересом к работе ребенка, для которого труд - это прежде всего то, что повседневно делается в семье. Домашний труд важен для семьи и как показатель отношения друг к другу. В повседневных занятиях, нужных для благополучия и нормального течения жизни семьи, проявляются уважение и любовь друг к другу, забота о здоровье и настроении членов семьи.

Семейный быт, в конечном счете, определяет нравственно - психологические отношения в семье. Ежедневные завтраки и ужины, уборка, стирка, ремонт могут повысить степень уважения и признательности членов семьи. В то же время неумение управлять всеми этими повседневными процессами часто приводит к потере любви и охлаждению супругов, к конфликтам между членами семьи.

Труд во имя членов семьи, когда он осуществляется вследствие побуждения собственной совести, без принуждения, создает в семье атмосферу свободы, доверия и признания. Когда же он отмечен печатью внутреннего сопротивления, принудительной необходимостью, он разрушителен.

Домашний труд, как бы утомителен он ни был, свое вдохновение черпает в благодарности близких - благодарности как символе взаимности, признательности и глубокой родственной связи.

Сегодня социально-политическое устройство общества с его безответственностью, коррупцией, нравственной распущенностью, карьеризмом, расхождением между словом и делом, несоблюдением принципов социальной справедливости, производственным воровством не может не отразиться на условиях воспитания детей в семье.

Формальное воспитание в семье не может не закладывать в души детей нравственную основу поведения и жизнедеятельности. В психологии существует два подхода, один из которых выделяют А.В.Петровский, Л.Г.Сагатовская, В.В.Юстицкий, Э.Г.Эйдемиллер, А.И.Захаров, Д.Н.Исаев. В.И.Гарбузов и др., основанный на анализе типов родительско-детских отношений, и В.М.Миниярова, в основе которого лежит подход учета стилей семейного воспитания, анализ стереотипов взаимоотношений родителей с ребенком.

Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и субъективных факторов и генетических особенностей ребенка. На выбор родителями стиля семейного воспитания оказывают влияние в первую очередь тип темперамента, традиции, в которых воспитывались сами родители, научно-педагогическая литература, которая имеет как положительное, так и отрицательное значение, так как каждый родитель обращает внимание, прежде всего, на то, что оправдывает его отношения с ребенком.

В то же время нельзя не считаться с историческим фактором развития социально-экономических отношений в обществе, которые создают предпосылки для увеличения или уменьшения культивирования продуктивных и непродуктивных стилей семейного воспитания.

В отечественной литературе достаточно широко представлены работы, описывающие типы семейных взаимоотношений. Например, Л.Г.Сагатовская выделяет шесть типов отношений родителей к детям: 1) чрезвычайно пристрастное отношение, уверенность, что дети главное в жизни; 2) безразличное отношение к ребенку, к его запросам, интересам; 3) эгоистическое отношение, когда родители считают ребенка основной рабочей силой семьи; 4) отношение к ребенку как объекту воспитания без учета особенностей его личности; 5) отношение к ребенку как помехе в карьере и личных делах; 6) уважение к ребенку в сочетании с возложением на него определенных обязанностей [8, с. 64].

Интересным представляется подход к стилям взаимоотношений в семье, основанный на темпераменте и роли воспитания в образовании приневрологических радикалов, описанный В.И.Гарбузовым, А.И.Захаровым, Д.Н.Исаевым. На основе существующих в природе трех типов темперамента, за исключением четвертого

- меланхолического, они доказывают, что система неправильного семейного воспитания приводит к психоневрологическим состояниям детей. Условно им выделяются три основных типа воспитания: «отвергающее» воспитание или непринятие, гиперсоциализирующее и эгоцентрическое. В области психологии, и в частности в

23

психотерапии, нарушения в воспитательном процессе в семье представлены в виде таких отклонений, как: гипо-и гиперпротекция, безнадзорность, эмоциональная отверженность и повышенная моральная ответственность [9, с.14-24].

Рассмотренные типы семейного воспитания в основном объясняют уже имеющиеся изменения в характерологических особенностях личности и показывают, насколько тот или иной тип воспитания усиливает имеющуюся акцентуацию в характере ребенка.

Предлагаемые В.М.Минияровым стили семейного воспитания в соответствии с классификацией характерологических типов личности будут носить иные терминологические названия, чем те, которые были приведены ранее, хотя многие из них соответствуют в той или иной мере уже указанным стилям воспитания. В основе предлагаемых нами стилей воспитания лежат следующие виды отношений, которые в свою очередь формируют определенный тип личности:

- отношение родителей к деятельности ребенка;

- отношение родителей к использованию методов поощрения и наказания;

- отношение родителей к ребенку;

- отношение родителей к окружающим людям;

- отношение родителей к нравственным ценностям;

- отношение родителей к мыслительной деятельности ребенка.

Таким образом, дети с конформными характерологическими свойствами формируются в процессе попустительского стиля семейного воспитания. Дети с доминирующими характерологическими свойствами формируются у таких родителей, чей стиль воспитания, в основном, носит соревновательный характер, поэтому его можно назвать состязательным. У родителей с сензитивными характерологическими свойствами превалирует рассудительный стиль воспитания детей в семье, т.к. родители в основном придерживаются гуманистического понимания построения взаимоотношений с детьми. Дети с ярко выраженными инфантильными характерологическими свойствами могут воспитываться в стиле предупредительного воспитания, когда они лишены возможности принимать самостоятельные решения. Формирование детей с тревожным характерологическим свойством происходит там, где осуществляется контролирующий стиль семейного воспитания или воспитание повышенной моральной ответственности. И, наконец, дети с интровертивными характерологическими свойствами формируются у таких же родителей при, так называемом сочувствующем стиле семейного воспитания

Следует также отметить, что если особенности характерологических свойств родителей лежат в основе формирования личностных свойств детей, то наиболее сложные стили воспитания возникают в результате стремления родителей решать личные проблемы за счет детей. В таких случаях у детей формируются несколько характерологических свойств, которые могут либо усиливать проявления психогенного характера, либо, наоборот, снижать их. Так, дети с приневрологически-ми заболеваниями имеют ярко выраженные свойства доминирования и тревожности, инфантильности. Менее склонны к психическим заболеваниям дети с характерологическими свойствами тревожности и конформности, доминирования и сензитивности, инфантильности и сен-зитивности.

Рассмотренная выше типология позволяет обнаружить влияние стиля семейного воспитания на формирование личности, что способствует развитию нравственных ценностей ребенка. На наш взгляд, типология, предполагающая изучение личности в норме, содержит обширный материал по описанию типических образов, которые возникают на различных этапах становления личности, формируя стереотипы взаимоотношений ребёнка как конкретно с членами его семьи, так и отдельными социальными группами и обществом в целом. Считаем, Самарский научный вестник. 2013. № 1(2)

что именно эта типология является наиболее адекватной для описания многообразия психологических особенностей и позволяет, в определённой степени, прогнозировать формирование нравственности ребенка в условиях семейного воспитания [10, с. 93].

Анализируя работы В.А.Сухомлинского, С.И. Варюхиной и других исследователей, можно выделить основные условия формирования нравственных потребностей ребенка в семье.

1. Атмосфера любви. Лишённый этого чувства человек не способен уважать своих близких, сограждан, Родину, делать людям добро. Атмосфера любви и сердечной привязанности, чуткости, заботливости членов семьи друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, даёт широкий простор для проявления чувств ребёнка, формирования и реализации его нравственных потребностей.

2. Атмосфера искренности. Если ребёнку нельзя сообщить чего-нибудь, то всегда лучше честно и прямо отказать в ответе или провести определённую границу в осведомлении, чем выдумывать вздор и потом запутываться в нём или чем лгать и обманывать и потом быть изобличённым детской проницательностью.

3. Разъяснение (воздействие словом). В. А. Сухомлинский отмечал, что слово должно применяться именно к конкретному человеку, слово должно быть содержательным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску.

Чтобы слово воспитывало, оно должно оставлять след в мыслях и душе воспитанника, а для этого надо учить вникать в смысл слов. Только тогда мы можем рассчитывать на эмоциональное воздействие.

Большой ошибкой в семейном воспитании являются упреки. Правильно поступают те родители, которые вызывают у детей чувство гордости их взрослостью, подбадривают, вселяют уверенность в возможность успеха. В чём же вред упреков? Основное зло в том, что такие упреки вызывают неверие в себя, а неверие расслабляет волю и парализует душу, мешая принимать самостоятельные решения в преодолении трудностей.

Крайней мерой воздействия В. А. Сухомлинский считает наказание. Наказание имеет воспитательную силу в том случае, когда оно убеждает, заставляет задуматься над собственным поведением, над отношением к людям. Но наказание не должно оскорблять достоинство человека, выражать неверие в него.

Очень важным методом в воспитании В. А. Сухомлинский считает запрещение. Оно предупреждает многие недостатки в поведении, учит детей разумно относиться к своим желаниям.

Необходимо исключение так называемых прибавочных раздражителей из жизни ребёнка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя. Оградить ребёнка от контакта с безнравственными людьми.

Важнейшим методом овладения знаниями и опытом у ребёнка является имитация. Инстинкт имитации заставляет ребёнка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его людей [11].

Основными направлениями работы психологов с родителями являются:

- составление характеристик семей воспитанников (состав родителей, сфера занятости, образовательный и социальный уровень);

- организация диагностической работы по изучению семей;

- использование оптимальных форм и методов в индивидуальной, групповой работе с родителями;

- организация психолого-педагогического просвещения;

- создание системы массовых мероприятий с родителями;

- вовлечение родителей и других членов семьи в совместную с педагогами и воспитанниками творческую, трудовую, спортивно-туристическую, социально-значимую деятельность;

- выявление и использование позитивного опыта семейного воспитания;

- оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении других негативных явлений у подростков;

- включение в работу с семьёй педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования.

Забота о нравственном развитии ребенка формирует в нем социальный иммунитет к той безнравственности, которая может похитить его у родителей. Поэтому нравственное воспитание в семье является важным и ответственным делом каждого родителя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т.4. М.: Мысль, 2004. 360 с.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание. М.: ИТИ ТЕХНОЛОГИИ. 2002. 414 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Григорович Л.А. Педагогика и психология. М.: Гардарики, 2004. 104 с.

4. Подласый П.И. Педагогика: Учебник для студентов высш. учеб.завед. М.: Просвещение, 1996. 163 с.

5. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Соч. В 7-ми томах. Т. 4. М.: Знание, 1979. 163 с.

6. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для классн. руководителей. М.:

Просвещение, 1983. 30 с.

7. Галузинский В.М.Индивидуальный подход в воспитании учащихся. Киев: Радянська школа, 1982. 269 с.

8. Сагатовская Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива. Томск, 1971. 64 с.

9. Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. М.: Медицина, 1977. С.14-24.

10. Минияров, В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 256 с.

11.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х томах. М.: Педагогика, 1980.

FORMATION OF MORAL CHILD INTO FAMILY EDUCATION

© 2013

N.Yu.Eremina, candidate of psychological sciences., Head of Educational Department

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samara (Russia)

Annotation: On the basis of the analysis of the concept of “morality” are defined by the criteria of moral rights. The most important means of educating moral man is the family. A comparison of styles of family education and the characteristics of the parents of character properties can detect the influence of the style of family education on the formation of the child. Thus it becomes possible to establish what style of family education that is most conducive to the development of moral values of the child.

Keywords: morality, moral education, family, style, family education, moral values.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.