/34 Civil Securitiy Technology, Vol. 7, 2010, No. 1-2 (23-24)
УДК 002 2:614.84:35
Состояние работ по созданию Системы-112 в Калужской области по итогам 2009 года
И. А. Саксаганский, А. Б. Семенов Аннотация
В рамках областной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Калужской области на 2009—2011 годы» начато создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (далее — Система-112).
Ключевые слова: Система-112, единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования.
Creation of system-112 in Kaluga Region. 2009 Results
I. Saksagansky, A. Semenov Abstract
Within the limits of the regional target program "Decrease in risks and softening of consequences of emergency situations of natural and technogenic character in the Kaluga region on 2009—2011" is begun creation of system of maintenance of a call of emergency field services through uniform number "112" on the basis of uniform dezhurno-dispatching offices of services of municipal unions (further — System-112).
Keywords: System-112, a uniform dezhurno-dispatching office municipal union service.
В Калужской области точкой отсчета по подготовке к созданию Системы-112 является декабрь 2007 года, когда на штатной основе были созданы единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС) во всех 24 муниципальных районах и 2 городских округах (г. Калуга, г. Обнинск). В каждой ЕДДС установлена цифровая мини-АТС, включенная в телефонную сеть Главного управления МЧС России по Калужской области. Техническое оснащение ЕДДС позволяет вести прием сообщений о происшествиях и чрезвычайных ситуациях (далее — ЧС), оперативно взаимодействовать с дежурно-диспетчерскими службами объектов экономики и организаций, ЕДДС области.
Калужским филиалом ОАО «ЦентрТелеком» в 2008— 2009 гг. в рамках плана мероприятий по реализации Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований» (далее — Концепция, утверждена распоряжением Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 1240-р) проведена необходимая модернизация АТС и узлов связи (объем финансирования — 32 млн рублей). Проделанная работа позволяет уже в первом полугодии 2010 года ввести единый номер доступа к экстренной оперативной службе «112» на всей территории области.
Одновременно проводилась работа по подготовке и принятию нормативных правовых актов Калужской области:
— постановление Правительства Калужской области от 12 мая 2008 г. № 187 «О концепции построения комплексной системы коллективной безопасности в городах Калужской области на период до 2015 года («Безопасный город»), приложение «Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112»;
— Закон Калужской области от 25 сентября 2008 г. № 460-ОЗ «Об областной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Калужской области на 2009—2011 годы»;
— распоряжение Губернатора Калужской области от 14 мая 2009 г. № 57-р «О создании межведомственной рабочей группы для отработки методологии развертывания и функционирования на территории Калужской области Системы-112». Следует отметить, что в рамках областной целевой
программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Калужской области на 2009—2011 годы» исключительно из средств областного бюджета предусматривалось выделить 15 млн рублей на пред-проектное обследование и разработку технического проекта Системы-112.
В октябре 2009 г. Головным разработчиком ФГУП НИИ «Восход» (г. Москва) государственный контракт по разработке технического проекта Системы-112 на базе ЕДДС муниципальных образований Калужской области был выполнен в полном объеме.
На этапе предпроектного обследования представители разработчиков посетили ряд объектов, на которых планировалось разместить компоненты Системы-112. Обследовались объекты как в Калуге, так и в других городах области, а также объекты в районных центрах. Собирались и анализировались материалы по состоянию уровня автоматизации этих объектов, по их оснащенности сетевой и вычислительной инфраструктурой, по готовности помещений к размещению оборудования Системы-112.
Кроме объектов автоматизации обследовалась телекоммуникационная инфраструктура области, определялись возможности операторов фиксированной и мобильной связи.
В результате проработки телекоммуникационной инфраструктуры в отчете был выявлен высокий уровень развития магистральных оптических каналов, объединяющих подавляющее большинство муниципальных образований области.
Уровень развития мобильной связи в Калужской области также достаточно высок и позволяет говорить о технической готовности к приему вызовов «112» практически на всей территории.
На втором этапе была разработана схема организации связи. В результате этой работы были получены требования к пропускной способности каналов связи между объектами Системы-112, схемы подключения различных видов объектов к каналам и схемы
подключения системы к телефонной сети общего пользования.
Исходными данными для этих проектных расчетов были приняты:
— численность населения муниципальных образований Калужской области;
— распределение количества звонков между дежурно-диспетчерскими службами по времени суток;
— критическая пиковая нагрузка в «час наибольшей нагрузки»;
— используемый способ кодирования-декодирования голосового трафика;
— влияние криптографической защиты на необходимую пропускную способность канала.
Схема организации связи на примере муниципального района «Хвастовичский район» представлена на рис.1.
Для построения сети организации связи была использована следующая топология сети: разделение области на три зоны ответственности, в центре каждой из них находится свой центр обработки вызовов (далее — ЦОВ). Каждый из этих центров выполняет одинаковые функции для объектов Системы-112 своих районов, а в случае потери работоспособности двух других может обеспечивать работоспособность всех объектов Системы-112 Калужской области.
Такая топология была принята после рассмотрения нескольких вариантов построения отказоустойчивой сети с гибкой маршрутизацией. Вариант был принят как обеспечивающий достаточную катастрофоустойчи-вость, с одной стороны, и укладывающийся в оценочные экономические нормативы затрат на такие системы, с другой стороны.
Результаты предварительных этапов и принятая топология сетевой инфраструктуры легли в основу технического проекта (далее — проект), разработанного на третьем этапе проектирования.
В проекте была окончательно подтверждена выбранная топология сетевой инфраструктуры. Три центра обработки вызовов в городах Калуге, Обнинске и Кирове обслуживают все объекты системы, за каждым центром закреплены свои районы.
В документах проекта проанализированы и классифицированы процессы, происходящие при приеме экстренных вызовов службами оперативного реагирования, описано взаимодействие его участников. Разработаны структура и архитектуры всех функциональных подсистем, описаны функции блоков, входящих в подсистемы.
Разработаны следующие базовые и вспомогательные подсистемы:
— подсистема приема, обработки и переадресации вызовов (как по открытым, так и закрытым каналам), поступающих на единый телефонный номер «112»;
— транспортная подсистема, обеспечивающая информационный обмен между объектами Системы-112 и с внешними объектами;
— подсистема информационной безопасности;
— подсистема хранения и актуализации данных;
— подсистема поддержки принятия решений;
— подсистема консультативного обслуживания населения;
ЦОВ г. Киров
UJ
о <[
сл а> о с
а> о
=7
=з о о
со <
о
о
I
"го со
I
м
Условные обозначения:
- Границы зоны ответственности оператора связи
О
- Оборудование абонентского доступа (модем)
- Оборудование передачи данных с модулем криптозащиты
Рис. 1. Схема организации связи (на примере Хвастовичского района Калужской области)
4096 Кбит/С
Cisco 2821
IP-Phone
IP-Phone
Мультмсервисная сеть IP/MPLS ОАО «ЦентрТелеком»
ZyXEL Prestige , 791 REE
ЕДДС
ул. Ленина, д. 23
енина, д. 58
IOOOBHSB-LX I
? Кбит/с G.SHD3L
2М8Кбит/<?|(6|1г'<: G.SHD3L
АРМ IP-Phone ')
& м -
IP-Phone
¡ZyXEL Pfestige I 791R EE
ZyXE|_ Prestige
. 791R EEQ SHDSL
7 Кбигт/с ■ G.SHDSL
-ДДС 02
¡ ул. Ленина, д. 8
ДДС 04 ул. Гагарина, д. 40
Сеть абонентского доступа района
I "? Кбит/с G.SHDSL
Ж]
Оборудование MPLS
Cisco 2S21
IP-Phone
АЛС 4096С
—---- ГЭС
дде 03
ул. Павлова, д. 4
mGate ITG
РУС/У С Сс. Хвасто ви ч и ,ул. Ленин а , д. 2 6
Рис. 2. Архитектура Системы-112 Калужской области
— географическая информационная подсистема;
— подсистема мониторинга;
— подсистема обучения;
— подсистема технологического обеспечения.
В проекте разработаны технические решения по вычислительной инфраструктуре. Серверная платформа и система хранения данных разработаны из учета требований всех функциональных подсистем к вычислительной мощности. Решение позволяет масштабировать используемые аппаратные ресурсы, снизить затраты потребляемой электроэнергии и требования к площади серверных помещений и размещаемым в них стойкам.
Особое место в проекте отдано построению подсистемы информационной безопасности, методикам построения модели угроз, а также классификации ресурсов системы с точки зрения их значимости и уязвимости.
25 ноября 2009 года на заседании комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности при Правительстве Калужской области рассмотрены результаты технического проектирования, проведена пре-
зентация итогов проектирования в ситуационном центре Губернатора Калужской области.
В настоящее время Главным управлением МЧС России по Калужской области совместно с органами исполнительной власти проводится работа по отбору трех муниципальных образований (2 муниципальных района и 1 городской округ) для создания в 2010 году внутриобластной опытной зоны по развертыванию Системы-112.
На эти цели предусмотрено из средств консолидированного бюджета Калужской области до 20 млн рублей.
Сведения об авторах
Саксаганский игорь Александрович, заместитель начальника ГУ МЧС России по Калужской области. Семенов Антон Борисович, начальник отдела организации и развития систем управления, связи и оповещения ГУ МЧС России по Калужской области.