Научная статья на тему 'Алгоритм действия операторов «Системы-112» при получении сообщения о происшествии'

Алгоритм действия операторов «Системы-112» при получении сообщения о происшествии Текст научной статьи по специальности «Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства»

CC BY
14764
2221
Поделиться
Ключевые слова
ЦЕНТР ОБРАБОТКИ ВЫЗОВОВ / "СИСТЕМА-112" / ВЫЗОВ ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ / ЕДИНЫЕ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИЕ СЛУЖБЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ / ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИЕ СЛУЖБЫ ЭКСТРЕННЫХ ОПЕРАТИВНЫХ СЛУЖБ / "SYSTEM-112"

Аннотация научной статьи по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства, автор научной работы — Качанов Сергей Александрович, Агеев Сергей Владимирович, Ковтун Олег Борисович, Измалков Владимир Александрович

В статье изложена последовательность действий операторов «системы-112» и диспетчеров ЕДДС при получении сообщения по единому номеру «112».

Похожие темы научных работ по общим и комплексным проблемам технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства , автор научной работы — Качанов Сергей Александрович, Агеев Сергей Владимирович, Ковтун Олег Борисович, Измалков Владимир Александрович,

The Algorithm of the "System-112" Operators When Receiving an Incident Report

The article describes a sequence of actions of "System-112" operators and EDDS dispatchers when a message is received through a single number "112".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Алгоритм действия операторов «Системы-112» при получении сообщения о происшествии»

УДК 614.8:351.86+519.8

Алгоритм действия операторов «Системы-112» при получении сообщения о происшествии

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2012

С.А. Качанов, С.В. Агеев, О.Б. Ковтун, В.А. Измалков

Аннотация

В статье изложена последовательность действий операторов «системы-112» и диспетчеров ЕДДС при получении сообщения по единому номеру «112».

Ключевые слова: центр обработки вызовов; «Система-112»; вызов экстренных служб; единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований; дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб.

The Algorithm of the "System-112" Operators When Receiving an Incident Report

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2012

S. Kachanov, S. Ageev, O. Kovtun, V. Izmalkov

Abstract

The article describes a sequence of actions of "System-112" operators and EDDS dispatchers when a message is received through a single number "112".

Key words: "System-112"; call center emergency calls; a common duty and dispatch service municipality; duty and service dispatching emergency services.

Создаваемая «Система-112» является одним из основных элементов автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (АИУС РСЧС). «Система-112», создаваемая на базе единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) муниципальных образований, чаще всего является источником получения первичной информации о чрезвычайной ситуации, и поэтому именно с нее как правило начинается реагирование на происшествия и чрезвычайные ситуации (10).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для унификации процессов передачи информации, повышения эффективности информационного взаимодействия дежурно-диспетчерских служб (ДДС) экстренных оперативных служб и обеспечения однократного ввода данных в «Систему-112»

(данные должны вводиться только один раз и в одном месте и быть доступны для других приложений без их копирования информации в «Системе-112») разработана и согласована со всеми заинтересованными федеральными органами исполнительной власти унифицированная карточка информационного обмена в «Системе-112» [4].

Карточка должна иметь единую для всех ДДС унифицированную часть и специфическую для каждой экстренной оперативной службы.

Унифицированная часть карточки информационного обмена в «Системе-112» состоит из следующих блоков:

Служебная информация;

Сведения о телефоне, с которого принят звонок (автоматическое заполнение);

Сведения об источнике информации (заявителе);

Сведения о месте происшествия;

Сведения о самом происшествии (что случилось?).

Специфическая часть карточки должна быть динамически раскрывающейся в зависимости от того, в какую службу она приходит — «01», «02», «03» и т.д. При этом диспетчер соответствующей службы не вводит данные заново, а продолжает заполнять карточку исходя из специфики работы службы, имея уже при этом первичную информацию, введенную оператором «Системы-112». Это в значительной степени сокращает время приема и обработки вызова.

Необходимо отметить, что согласно п. 13 «Положения о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 958, контроль за реагированием на происшествие, анализ и ввод в базу данных информации, полученной по результатам реагирования, уточнение и корректировка действий привлеченных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, информирование взаимодействующих дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб об оперативной обстановке о принятых и реализуемых мерах осуществляется диспетчерским персоналом единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований.

На рис. 1 показана последовательность совершения основных процедур (действий) по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», которая позволяет оптимизировать время приема и обработки вызова и сократить общее время реагирования на происшествие. Данная последовательность указана в типовом Регламенте информационного взаимодействия дежурных диспетчерских служб в рамках системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб.

Как видно из рисунка, вызов по единому номеру «112» поступает оператору «Системы-112» в центр обработки вызовов (ЦОВ) или ЕДДС в зависимости от территориального расположения абонента. При этом ведется автоматическая запись разговора оператора с абонентом.

Если в момент поступления вызова в ЕДДС нет свободного оператора, вызов переводится на оператора ЦОВ (резервного ЦОВ). При этом происходит определение номера телефона абонента и сопоставление его с имеющимися в системе списками. По результатам сопоставления вызову присваивается соответствующий приоритет.

При наличии нескольких свободных операторов распределение вызовов должно осуществляться в автоматическом режиме с учетом общего времени загрузки каждого оператора с начала смены.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оператор «Системы-112» при приеме вызова заполняет общую и, при необходимости, специфиче-

скую часть унифицированной карточки информационного обмена (информационная карточка). Под унифицированной карточкой информационного обмена понимается документ единой базы данных «Системы-112», доступ к которому имеют все ДДС, привлекаемые к реагированию. Под передачей унифицированной карточки информационного обмена между ДДС понимается извещение соответствующей ДДС о создании (корректировке) информационной карточки, относящейся к компетенции соответствующей ДДС. При отсутствии необходимости экстренного реагирования должна быть обеспечена возможность перевода вызова на ГУК для предоставления позвонившему информации по стандартным вопросам или доступ к базе знаний подсистемы консультативного обслуживания населения.

При необходимости экстренного реагирования оператор «Системы-112» в ходе первичного заполнения унифицированной карточки информационного обмена, руководствуясь уточненными критериями передачи информации, указанными в двухсторонних соглашениях по организации взаимодействия между ЕДДС и ДДС, принимает решение о привлекаемых для реагирования ДДС и завершает вызов или перенаправляет вызов в соответствующую ДДС.

При перенаправлении вызова в ДДС оператор «Системы-112» одновременно в автоматизированном режиме передает диспетчеру ДДС унифицированную карточку информационного обмена, заполненную в электронном виде в ходе первичного опроса. Оператор «Системы-112» дожидается ответа диспетчера ДДС, подтверждения получения заполненной информационной карточки и подтверждения о соответствии поступившего вызова зоне ответственности данной ДДС. Если в режиме конференции отпадает необходимость участия в ней оператора «Системы-112», то после получения подтверждений оператор «Системы-112» отключается от абонента.

При внезапном прерывании вызова оператор осуществляет обратный дозвон до позвонившего абонента. В случае невозможности продолжения разговора (абонент не отвечает) оператор «Системы-112» действует, исходя из уже полученной информации.

При самостоятельном завершении вызова оператор «Системы-112» определяет перечень ДДС, силы и средства, которых необходимо привлечь для реагирования на поступивший вызов, вносит список ДДС в унифицированную карточку информационного обмена и, используя автоматизированную информационную систему, направляет ее адресатам. Автоматически информационная карточка сохраняется в базе данных автоматизированной информационной системы «Системы-112».

После отправки унифицированной карточки информационного обмена в ДДС оператор «Системы-112» контролирует подтверждение получения информационной карточки, при необходимости, по теле-

Входящий вызов 112

База данных оператора.

11_КЭ - Регистрация вызова, получение данных абонента

Постановка вызова в 7 очередь __ нет

Совершение обратного вызова

База данных вызовов:

ФИО,дата рождения, адрес, время; данные оператора^-

13 Запрос картографических-данных

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17

Копирование в новую карточку

16 Обновление карточки события/ привязка вызова к _карточке_

Регистрация нового события

/ отображение на карте / автоматическое заполнение 18 карточки оператором 112

Подсистема С1Э

Е

20 До-заполнение карточки события

21 Категоризация / Определение сценария действий по событию / Оповещение заявителя

База данных служб

Определение списка ДДС / 23Передача Карточки в ДДС

24 Передача информации диспетчерам ЕДДС

V

►|25Оповещение служб (ДДС) -|2б Закрытие карточки события

База данных событий -Дата/время -Георасположение -Категория события -Описание Заявителя -Описание Оператора -Данные участников (кол-во) -Тип участников - Травмы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I 'ис. 1. Блок-схема совершения действий операторским персоналом «Системы-112» при организации экстренного реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях)

фонным каналам связи предоставляет уточняющую информацию.

Если к реагированию на вызов привлекаются одна или несколько ДДС, информационная карточка автоматически направляется на рабочее место диспетчера ЕДДС соответствующего муниципального образования. Диспетчер ЕДДС подтверждает получение информационной карточки. При привлечении нескольких ДДС диспетчер ЕДДС отвечает за организацию их взаимодействия, корректировку действий, обеспечение информацией системы мониторинга, доведение новой информации по данному

происшествию. При получении любой информационной карточки диспетчер ЕДДС осуществляет контроль своевременного закрытия информационной карточки диспетчерами ДДС, анализирует данные по результатам реагирования и, при необходимости, вносит записи в специфичную часть информационной карточки, касающуюся ЕДДС. После завершения реагирования всеми участвующими ДДС диспетчер ЕДДС закрывает информационную карточку и отправляет ее оператору «Системы-112».

Диспетчер ДДС после получения информационной карточки организует реагирование на вызов.

Действия по организации реагирования определяются должностными инструкциями. При необходимости, диспетчер уточняет информацию по контактному телефону позвонившего. Все действия по реагированию диспетчер ДДС вносит в информационную карточку. После завершения реагирования диспетчер ДДС ставит в информационной карточке соответствующую отметку и отправляет информационную карточку диспетчеру ЕДДС.

По результатам анализа функционирования «Системы-112» Европейского союза и в пилотных зонах Российской Федерации можно предложить следующие сроки совершения процедур по обеспечению вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» применительно к условиям Российской Федерации: см. табл. 1.

Исполнение функций в рамках «Системы-112» диспетчерским персоналом ЕДДС происходит по двум направлениям [1]:

привлечение ЕДДС к реагированию на вызов в случае квалификации происшествия как ЧС или привлечении к реагированию нескольких экстренных оперативных служб (ЭОС). В этом случае ЕДДС руководит действиями всех привлекаемых к реагированию ДДС;

сопровождение всех остальных вызовов, реагирование на которые осуществляют экстренные оперативные службы. При сопровождении вызова ЕДДС выполняет контролирующие функции.

При передаче от оператора «Системы-112» голосового вызова о ЧС диспетчерский персонал ЕДДС, при необходимости, заполняет или корректирует общую и специфическую части унифицированной карточки информационного обмена и завершает вызов.

При реагировании по первому направлению дис-

петчер ЕДДС, руководствуясь уточненными критериями передачи информации, указанными в двухсторонних соглашениях по организации взаимодействия между ЕДДС и ДДС, принимает решение о целесообразности привлечения к реагированию других

ДДС.

Информационная карточка вызова находится в базе данных «Системы-112» и доступна всем ДДС, привлеченным к реагированию. Каждая ДДС имеет возможность корректировки своей специфической части информационной карточки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Диспетчер ЕДДС координирует действия всех ДДС по реагированию на ЧС. Для координации действий ДДС диспетчер следит за изменениями в информационной карточке, вносимыми диспетчерами ДДС, уточняет у них по имеющимся каналам связи информацию о действиях подчиненных им сил, в случае масштабной ЧС доводит информацию до руководства для принятия оперативных решений. При простом реагировании с привлечением нескольких ДДС диспетчер ЕДДС может самостоятельно принимать решения по управлению ликвидацией происшествия. Диспетчер ЕДДС по телефону доводит до диспетчеров ДДС информацию о принятых решениях и вносит соответствующую запись в информационную карточку. Если ликвидация одного происшествия (ЧС) происходит на нескольких участках, диспетчер ЕДДС также доводит до всех ДДС оперативную информацию о ходе ликвидации последствий на всех участках и необходимых действиях на каждом участке, ставит задачи по привлечению дополнительных сил. Кроме того, диспетчер ЕДДС доводит до диспетчерского персонала ДДС новую информацию по тому же событию, поступающую от абонентов «Системы-112».

Сроки совершения процедур

Таблица 1

№ Временной показатель Значение

1. Время ответа на звонок оператором «Системы-112» не более 8 сек.

2. Время опроса звонящего или идентификации ситуации оператором «Системы-112» не более 75 сек.

3. Время ожидания сервисом ГУЯ действий абонента 20 сек.

4. Время оказания оператором «Системы-112» консультативных услуг абоненту (будет уточняться по результатам разработки требований к системе консультативного обслуживания населения) не более 3 мин.

5. Время оповещения соответствующих ДДС экстренных оперативных служб о происшествии не более 60 сек.

6. Время подтверждения получения заполненной информационной карточки и переадресованного вызова диспетчером ДДС не более 4 сек.

7. Время подтверждения диспетчером ДДС соответствия поступившего вызова зоне ответственности данной ДДС не более 30 сек.

8. Время осуществления обратного дозвона оператором «Системы-112» (набор номера абонента) не более 10 сек.

9. Время ожидания оператором «Системы-112» ответа абонента при обратном дозвоне не менее 30 сек и не более 1 мин.

10. Среднее время оказания услуг психологической поддержки в «Системе-112». 10 мин.

11. Время ответа на звонок переводчиком и психологом «Системы-112» (если они не входят в штатное расписание) не более 20 сек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Снятие вызова с контроля диспетчерским персоналом ЕДДС после завершения реагирования всеми ДДС не более 5 мин.

13. Время хранения информации о поступившем вызове (информационная карточка, аудиозапись) не менее 3 лет

Диспетчер ЕДДС передает диспетчерам ДДС сведения о погодных условиях, данные подсистемы мониторинга «Системы-112», если эти сведения могут влиять на ход ликвидации происшествия (ЧС). Всю информацию о ходе и результатах ликвидации последствий ЧС диспетчер ЕДДС вносит в информационную карточку и доводит до оперативного дежурного ЦУКС субъекта Российской Федерации.

При необходимости, диспетчерский персонал ЕДДС осуществляет оповещение населения о возможных угрозах и рекомендуемых действиях.

При реагировании по второму направлению (если вызов не квалифицируется как ЧС, но требует привлечения к реагированию силы одной экстренной оперативной службы) информационная карточка поступает для контроля на рабочее место диспетчера ЕДДС. Диспетчер ЕДДС следит за ходом реагирования на происшествие по состоянию информационной карточки, может уточнять информацию в ДДС, контролирует завершение реагирования ДДС. При необходимости (по запросу ДДС или по своей инициативе) дис-

петчер ЕДДС доводит до диспетчера ДДС оперативную информацию (появление новой информации по вызову, существенное изменение погодной или дорожной обстановки), вносит в специфическую часть информационной карты, касающуюся ЕДДС, информацию по результатам реагирования.

Для любого происшествия, находящегося на контроле в ЕДДС, диспетчер ЕДДС осуществляет снятие вызова (соответственно, информационной карточки) с контроля только после получения информации о завершении реагирования от всех привлекаемых ДДС и окончательного заполнения информационной карточки.

Таким образом, создание «Системы-112» носит комплексный межведомственный характер, и для ее создания требуется принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений в области обеспечения безопасности населения.

Унифицированная карточка информационного обмена в «Системе-112»

Приложение

Наименование Формат Описание

Унифицированная часть опросного листа заполняется оператором (диспетчером), первым принявшим вызов («112», «01», « 02», «03», «04» и т. д.)

Служебная информация

Дата Дата Дата происшествия или ЧС. Должна автоматически выводиться текущая дата с возможностью ее редактирования.

Время Время Время начала происшествия или ЧС. Должно автоматически выводиться текущее время с возможностью его редактирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Состояние Классификатор Состояние реагирования на происшествие выбирается из классификатора. По умолчанию — «начало»

Сведения о телефоне, с которого принят звонок (автоматическое или ручное заполнение)

Телефон Текст Номер абонентского устройства, с которого поступило сообщение — автоматическое определение (функция АОН АТС) или сообщение терминального устройства ГЛОНАСС

Фамилия Текст Фамилия владельца абонентского устройства по базе данных оператора связи

Имя Текст Имя владельца абонентского устройства по базе данных оператора связи

Отчество Текст Отчество владельца абонентского устройства по базе данных оператора связи

Адрес Текст Адрес установки абонентского устройства, с которого поступило сообщение, по базе данных местного телефонного узла

Координата: широта (град.) Число Из сообщения терминального устройства ГЛОНАСС или от оператора мобильной связи

Координата: долгота (град.) Число Из сообщения терминального устройства ГЛОНАСС или от оператора мобильной связи

Точность координат Число Точность координат терминального устройства или размер зоны для аппаратов мобильной связи.

Сведения об источнике информации (заявителе)

Фамилия Текст Фамилия

Имя Текст Имя

Отчество Текст Отчество

Телефон Текст Номер контактного телефона (по умолчанию дублируется номер абонентского устройства, с которого поступило сообщение)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Язык общения Классификатор Язык общения с заявителем

Адрес Текст Адрес проживания (не обязательно)

Наименование Формат Описание

Сведения о месте происшествия

Место Классификатор Определяется по классификатору ОКАТО

Улица Текст Ввод вручную или из списка

Дом № Число Номер дома

Дом дробь (не отображается) Число Номер дома (дробная часть)

Корпус Число Номер корпуса дома

Строение Число Номер строения

Владение Число Номер владения

Подъезд Число Номер подъезда дома, корпуса, строения, владения

Этаж Число Номер этажа. Подвальные этажи вводятся со знаком «-»

Квартира (офис) Число Номер квартиры (офиса)

Код Число Код домофона или кодового замка

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дорога Текст Ввод вручную или из списка

км Число Километр дороги

м Число Уточнение места происшествия на дороге с точностью до 100 м

Адресный участок Текст Поименованный участок местности, не имеющий адреса в стандартном виде, например, Микрорайон № 5 или усадьба Шереметьева

Рядом Логич. Признак того, что место происшествия находится не совсем в том месте, как его удается формализовать

Объект Классификатор Определяется по классификатору ОКПО

Уточнение Текст Уточняющая информация по месту происшествия, например, как проехать

Сведения о происшествии

Тип происшествия Классификатор Сводный классификатор видов происшествий и ЧС для всех ДДС

Описание Текст Краткое описание происшествия

Число пострадавших Число Число людей, для которых может требоваться мед. помощь

Угроза людям Логич. Признак того, что происшествие или его последствия угрожают жизни людей — возможно потребуются эвакуационные мероприятия

Признак ЧС Логич.

Дополнительная информация Текст

Сведения о привлеченных ДДС

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наименование ДДС Текст Выбирается из классификатора ДДС оператором «Системы-112»

Время выдачи ДДС приказа на выезд сил и средств Время Время передачи приказа на выезд к месту происшествия наряду экстренного реагирования (заполняется диспетчером ДДС)

Время прибытия к месту происшествия сил и средств, подчиненных ДДС Время Время прибытия наряда экстренного реагирования к месту происшествия (заполняется диспетчером ДДС)

Дополнительные данные о ДТП из системы «ЭРА-ГЛОНАСС» (отдельная вкладка)

Тип вызова (экстренный/тестовый) Логич. Заполняется из сообщения от системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

Вид срабатывания (авто/вручную) Логич. Заполняется из сообщения от системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

«Флаг» наличия пострадавших, требующих первой помощи Логич. Заполняется из сообщения от системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

«Флаг» наличия голосового соединения с ТС Логич. Заполняется из сообщения от системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

Тип ТС Классификатор Заполняется из сообщения от системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

VIN Текст Заполняется из сообщения от системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

Тип двигателя Классификатор Заполняется из сообщения от системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

Направление движения Число Заполняется из сообщения от системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

Координаты недавнего месторасположения № 1: широта Число Заполняется из сообщения от системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

Координаты недавнего месторасположения № 1: долгота Число Заполняется из сообщения от системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

Наименование Формат Описание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Координаты недавнего месторасположения № 2: широта Число Заполняется из сообщения от системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

Координаты недавнего месторасположения № 2: долгота Число Заполняется из сообщения от системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

«Флаг», указывающий достоверность данных о местоположении Логич. Заполняется из сообщения от системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

Число пассажиров Число Заполняется из сообщения от системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

Краткий ссылочный идентификатор (КСИ) вызова Текст Заполняется из сообщения от системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

Уникальный ссылочный идентификатор (УСИ) вызова Текст Заполняется из сообщения от системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

Специфичная часть карточки информационного обмена в «Системе-112»

Часть опросного листа, специфичная для ДДС «01» (заполняется в ДДС «01» или диспетчером «Системы-112»)

Характер происшествия Текст Классификатор вида происшествий и ЧС (пожар, короткое замыкание, запах дыма ...)

Обстоятельства и объект происшествия Текст Что горит, какие материалы, какое здание. Ввод вручную или из списка

Этажность Число Количество этажей объекта (здания), где произошло происшествие (пожар)

Объект газифицирован Логич. Признак наличия на объекте баллонов со сжиженным газом или газопровода

Оценка времени развития пожара Число Сколько времени прошло от момента начала пожара до момента обнаружения и сообщения

Наблюдаемые последствия пожара Текст Разрушение перекрытий, обрушение кровли и др.

Характеристика подъездных путей Текст Автомобильные пробки, скопление автомобилей во дворах, ремонтные работы, свободный маршрут.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характеристика условий работы Текст Нахождение объекта в огражденной, охраняемой зоне, наличие ворот, шлагбаумов, решеток и жалюзей на окнах.

Необходимость спасательных работ Логич. Наличие людей в зоне пожара

Оценка возможности эвакуации Текст Наличие незадымленных лестничных клеток, лестниц между балконами, открытых галерей и др.

Информация о собственниках и арендаторах объекта Текст Адреса и телефоны.

Часть опросного листа, специфичная для ДДС «02» (заполняется в ДДС «02» или диспетчером «Системы-112»)

Вид правонарушения Текст Определяется по классификатору видов правонарушений

Число правонарушителей Число Количество правонарушителей

Количество ТС Число Число транспортных средств (ТС), участвовавших в происшествии

Сведения о подозреваемых (по каждому отдельно)

Пол Логич. Пол подозреваемого (кого запомнили)

Возраст (лет) Число Возраст подозреваемого «на вид»

Рост Текст Выбирается из классификатора

Телосложение Текст Выбирается из классификатора

Одет Текст Описание одежды подозреваемого

Особые приметы Текст Краткое описание примет подозреваемого

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сведения о разыскиваемых (по каждому отдельно)

Пол Логич. Пол разыскиваемого

Фамилия Текст Фамилия разыскиваемого

Имя Текст Имя разыскиваемого

Отчество Текст Отчество разыскиваемого

Дата рождения Дата Дата рождения разыскиваемого

Возраст Число Возраст разыскиваемого (может вычисляться по дате рождения) в целых годах

Рост Текст Выбирается из классификатора

Телосложение Текст Выбирается из классификатора

Одет Текст Описание одежды разыскиваемого

Особые приметы Текст Краткое описание примет разыскиваемого

Сведения о транспортных средствах (по каждому отдельно)

Тип ТС Текст Выбирается из классификатора типов ТС, для каждого ТС, участвовавшего в происшествии

Цвет ТС Текст Выбирается из классификатора цвета ТС, для каждого ТС, участвовавшего в происшествии

Гос. номер Текст Государственный регистрационный номер ТС, для каждого ТС, участвовавшего в происшествии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Регион Текст Для каждого ТС, участвовавшего в происшествии

Скрылось Логич. Признак того, что ТС скрылось с места происшествия

Дополнительные данные о ДТП из системы «ЭРА-ГЛОНАСС» (отдельная вкладка)

Причина срабатывания модуля системы «ЭРА-ГЛОНАСС» Текст Заполняется из сообщения от системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

(Вид срабатывания) Текст Заполняется из сообщения от системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

(ГипТС) Текст Заполняется из сообщения от системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

VIN Текст Заполняется из сообщения от системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

(Тип двигателя) Текст Заполняется из сообщения от системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

Направление движения число Заполняется из сообщения от системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

Координаты недавнего месторасположения: широта число Заполняется из сообщения от системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

Координаты недавнего месторасположения: долгота число Заполняется из сообщения от системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

Число пассажиров число Заполняется из сообщения от системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

Краткий ссылочный идентификатор (КСИ) вызова Текст Заполняется из сообщения от системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

Номер телефона и Ф.И.О. оператора РНИЦ Текст Заполняется из сообщения от системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

Часть опросного листа, специфичная для ДДС «03» (заполняется в ДДС «03» или диспетчером «Системы-112»)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что произошло Текст Классификатор вида вызовов

Кто вызвал Текст Выбирается из классификатора видов вызывающих (прохожий, родственник и т.п.)

Консультация Логич. Признак того, что проведена консультация по телефону. (Состояние реагирования должно автоматически переключиться на «завершено»)

Сведения о больных (по каждому отдельно)

Фамилия Текст Фамилия больного

Имя Текст Имя больного

Отчество Текст Отчество больного

Дата рождения Дата Дата рождения больного

Возраст Число Возраст больного (может вычисляться по дате рождения) в целых годах

Пол Логич. (м/ж) Пол больного

Повод Текст Выбирается из классификатора поводов к вызову скорой медицинской помощи

Способность к самостоятельному передвижению Текст Описание способности к самостоятельному передвижению

Часть опросного листа, специфичная для ДДС «04» (заполняется в ДДС «04» или диспетчером «Системы-112»)

Вид происшествия Текст Выбирается из классификатора поводов обращения в службу «04»

Инструкции Текст Инструкция по действиям оператора и/или заявителя по данному виду происшествия (выбирается из справочника автоматически)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Консультация Логич. Признак того, что проведена консультация по телефону. (Состояние реагирования должно автоматически переключиться на «завершено»)

Часть опросного листа, специфичная для ДДС ЖКХ (заполняется в ДДС ЖКХ или диспетчером «Системы-112»)

Вид происшествия Текст Выбирается из классификатора поводов обращения по телефону ДДС ЖКХ

Коммунальная служба Текст Выбирается из справочника экстренных служб ЖКХ муниципального образования

Инструкции Текст Инструкция по действиям оператора по данному виду происшествия (выбирается из справочника автоматически по выбранной коммунальной службе)

Консультация Логич. Признак того, что проведена консультация по телефону. (Состояние реагирования должно автоматически переключиться на «завершено»)

Часть опросного листа, специфичная для службы «Антитеррор» (заполняется в службе «Антитеррор» или диспетчером «Системы-112»)

Вид террористического акта Текст Выбирается из классификатора

Количество погибших Число Количество погибших людей

Количество пострадавших Число Количество пострадавших людей

Количество подозреваемых Число Количество лиц, совершивших террористический акт

Описание подозреваемых Текст Описание лиц, совершивших террористический акт

Вооружение подозреваемых Текст Классификатор

Транспортные средства подозреваемых Текст Классификатор

Направление движения подозреваемых Текст Куда скрылись лица, совершившие террористический акт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Повреждения подозреваемых Текст Сведения о ранениях и травмах лиц, совершивших террористический акт

Литература

1. Качанов С.А., Агеев С.В., Ковтун О.Б., Виноградов А.В. Применение комплексного планирования мероприятий в целях совершенствования системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в субъекте Российской Федерации // Технологии гражданской безопасности. 2012. Т. 9. № 2. С. 4—10.

2. Качанов С.А., Агеев С.В., Могильников С.А., Ковтун О.Б., Грачев В.Л., Романов А.С. Методические подходы обоснования создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации // Технологии гражданской безопасности. 2011. Т. 8. № 4. С. 10— 14.

3. Акимов В.А., Качанов С.А., Нехорошев С.Н., Юдин С.А. Основные требования к программно-техническим решениям создания «системы-112» с учетом отечественного и зарубежного опыта // Технологии гражданской безопасности. 2010. Т. 7. № 1—2.

4. Зубков В.Н., Агеев С.В., Денисов О.В., Тыминский В.В., Акульшин С.Б. Проблемы организации информационного взаимодействия дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб в процессе создания «системы-112» // Технологии гражданской безопасности. 2010. Т. 7. № 1—2. С. 60—64.

5. Агеев С.В., Чухров И.П., Хайновский А.С. Основные принципы создания и функционирования автоматизированных средств поддержки принятия решения в «системе-112» // Технологии гражданской безопасности. 2010. Т. 7. № 1—2. С. 47—54.

Сведения об авторах

Качанов Сергей Александрович: д. т. н., проф., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), зам. нач. ин-та по научн. раб. 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7. E-mail: skachanov@inbox.ru

Агеев Сергей Владимирович: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), нач. научно-исслед. центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7. E-mail: asvaser@yandex.ru

Ковтун Олег Борисович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), нач. отд.

121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7. E-mail: kool65@yandex.ru

Измалков Владимир Александрович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7. E-mail: izmalkov@sistem-112.ru

С°)о[йо(§5ШЭШ®[3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Воробьёв Ю.Л., Акимов В.А., Соколов Ю.И.

Системные аварии и катастрофы в техносфере России. МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012. 308 с.

ISBN 978-5-93970-075-7

В книге рассмотрены причины возникновения и последствия техногенных аварий и катастроф в различных отраслях экономики Российской Федерации, нормативное правовое обеспечение безопасности техносферы Российской Федерации.

В первой главе освещаются вопросы состояния техносферы и техногенной безопасности, системные причины аварий.

Вторая глава полностью посвящена рассмотрению состояния нормативной правовой базы в сфере безопасности техносферы.

Остальные разделы посвящены анализу причин произошедших аварий и катастроф в сфере транспорта, энергетики, на гидротехнических сооружениях и угольных шахтах.

Книга представляет интерес для специалистов, занимающихся промышленной безопасностью, работников органов управления РСЧС всех уровней, слушателей и студентов высших учебных заведений по направлению подготовки «Техносферная безопасность», а также для широкого круга читателей, интересующихся проблемами безопасности на промышленных объектах.

Содержание

Глава 1.

Техносфера и техногенная безопасность.

1.1. Понятие «техносфера».

1.2. Состояние безопасности в техносфере России.

1.3. Системные причины аварий.

1.4. Состояние технического регулирования вопросов безопасности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Глава 2.

Нормативная правовая база в сфере безопасности техносферы.

2.1. Техногенная безопасность.

2.2. Промышленная безопасность опасных производственных объектов.

2.3.Транспортная безопасность

2.4. Нормативное обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.

2.5. Нормативное обеспечение безопасности в сфере электроэнергетики.

Глава 3.

Транспортные аварии.

3.1. Железная дорога.

3.2. Дорожно-транспортные происшествия.

3.3. Аварии на водном транспорте.

3.4. Авиационные аварии.

3.5. Аварии на трубопроводном транспорте.

Глава 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Аварии на объектах электроэнергетического

комплекса России.

4.1. Электроэнергетический комплекс России.

4.2. Причины аварий в электроэнергетическом комплексе.

4.3. Пожары и аварии на электростанциях.

4.4. Системная энергетическая авария в Московском регионе.

4.5. Авария в системе энергоснабжения Санкт-Петербурга 20 августа 2010 года.

4.6. Массовые нарушения на сетях электроснабжения регионов.

Глава 5.

Аварии на гидротехнических сооружениях.

5.1. Гидротехнические сооружения и их классификации.

5.2. Состояние гидротехнических сооружений в России.

5.3. Гидродинамические аварии и их причины.

5.4. Последствия гидродинамических аварий.

5.5. Аварии на гидросооружениях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Глава 6.

Аварии на угольных шахтах.

6.1. Значение угля.

6.2. Причины аварий и опасные факторы, связанные с добычей угля.

6.3. Взрывы на угольных шахтах России.

6.4. Почему взрываются шахты?

6.5. Анализ ситуации после взрыва «Распадской».

6.6. Меры по снижению аварийности в угольной промышленности.

6.7. Проблемы в обеспечении промышленной безопасности на угольных шахтах.