Научная статья на тему 'О ходе работ по развитию Системы-112'

О ходе работ по развитию Системы-112 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
430
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
единые дежурно-диспетчерские службы / пилотные зоны / Система-112 / экстренные оперативные службы / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ / опытная эксплуатация / single dispatch service / the pilot zone / System-112 / emergency services / automated systems / pilot operation

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чижиков Эдуард Николаевич

В статье описывается стратегия развития Системы-112, с использованием опыта пилотных зон, в современных реалиях при совместной координации работ Федеральной исполнительной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чижиков Эдуард Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the development strategy of the System-112, using the experience of pilot zones in present reality with the joint coordination of federal executive power

Текст научной работы на тему «О ходе работ по развитию Системы-112»

УДК 002 2:614.84:35

О ходе работ по развитию Системы-112

Э. Н. Чижиков

Аннотация

В статье описывается стратегия развития Системы-112, с использованием опыта пилотных зон, в современных реалиях при совместной координации работ Федеральной исполнительной власти.

Ключевые слова: единые дежурно-диспетчерские службы, пилотные зоны, Система-112, экстренные оперативные службы, автоматизированные системы, опытная эксплуатация.

Progress of the system-112 Development

E. Chizhikov

Abstract

The article describes the development strategy of the System-112, using the experience of pilot zones in present reality with the joint coordination of federal executive power.

Key words: single dispatch service, the pilot zone, System-112, emergency services, automated systems, pilot operation.

Российская Федерация в 1998 году совместно со странами Европейского союза подписала телекоммуникационное соглашение, согласно которому единым номером экстренного вызова экстренных оперативных служб стал номер «112».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года № 894 в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации начиная с 2008 года назначен номер «112». Указанным постановлением определен перечень оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи.

До введения единого номера вызова экстренных оперативных служб «112» используется действующая на местных сетях связи нумерация специальных служб.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 1240-р «О Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных опера-

тивных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований» одобрена указанная Концепция и утвержден План мероприятий по ее реализации.

Президент Российской Федерации 3 ноября 2009 года согласился с предложением Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возложении на МЧС России функции координатора работ, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по созданию, развитию и использованию Системы-112.

Основными целями создания Системы-112 в Российской Федерации являются:

— создание единого канала вызова экстренных оперативных служб на всей территории страны (номер «112»);

См! Securitiy Technology, Vol. 7, 2010, N0. 1-2 (23-24)

— уменьшение среднего времени реагирования оперативных служб при происшествиях;

— снижение количества погибших от внешних причин смерти;

— снижение материальных потерь от пожаров и чрезвычайных ситуаций.

Для отработки методологии развертывания и функционирования Системы-112 приказом МЧС России определены пилотные регионы (Курская, Астраханская, Калужская области и г. Санкт-Петербург). В настоящее время:

— проводится пилотное внедрение Системы-112 в Курской и Астраханской областях;

— проведено проектирование в Калужской области;

— проведено проектирование зданий центров обработки вызовов (ЦОВ) в 7 регионах;

— разрабатывается методология развертывания Систе-мы-112 в регионах;

— уточнены основные подходы к функциям, составу и созданию Системы-112;

— организуется работа постоянно действующей межведомственной рабочей группы по созданию на территории Российской Федерации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» при Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

Курская область

В Курской области пилотная зона разворачивалась в 2008 и 2009 годах как за счет федерального бюджета по заказу Федерального агентства по информационным технологиям в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002—2010 гг.)», так и за счет бюджета субъекта Российской Федерации.

В целях успешного проведения указанных мероприятий на территории области была подготовлена вся необходимая нормативно-правовая база, подобран в необходимом количестве диспетчерский персонал, подготовлены соответствующие помещения.

Завершаются работы по развертыванию Систе-мы-112 в 17 (из 31) муниципальных образованиях.

На сегодняшний день в дежурной смене ЦУКС развернуто 7 рабочих мест центра обработки вызовов Системы-112 (из них 3 — резервные); количество обращений населения составляет около 30 тыс. в месяц и продолжает расти, что подтверждает важность и жизненную необходимость реализации Системы-112.

Астраханская область

В Астраханской области пилотная зона разворачивалась в 2009 году также за счет совместного финансирования из федерального и бюджета субъекта Российской Федерации.

Начальный этап создания Системы-112 включает:

— подготовку помещений в здании ГУ МЧС России по Астраханской области для развертывания ЦОВ-112;

— разработку технического проекта создания Систе-мы-112 и ПАК ДДС-01 Астраханской области;

— техническое оснащение объектов автоматизации первого этапа создания Системы-112 и ПАК ДДС-01 Астраханской области;

— организацию ЦОВ-112 Астраханской области и развертывание Системы-112 на территории г. Астрахани;

— организацию каналов управления и передачи данных между ЦОВ-112, ДДС города Астрахани и ЕДДС муниципальных районов Астраханской области;

— обучение диспетчерского состава ЦОВ-112, ДДС экстренных оперативных служб, специалистов ЕДДС работе в общей Системе-112.

Окончание выполнения мероприятий этапа — 20 декабря 2009 года.

При этом развертывание Системы-112 Астраханской области в муниципальных районах выполняется на базе пожарных частей.

Результаты проведения опытной эксплуатации в Курской области подтвердили правильность основных положений Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112», однако подходы к ее реализации требуют уточнения. Так, при реализации программно-технического комплекса Системы-112 было найдено техническое решение, при котором на территории субъекта Российской Федерации (в зависимости от демографических и географических особенностей региона) достаточно иметь всего один или два центра обработки вызовов, а не создавать их в каждом муниципальном образовании. Это позволит снизить затраты при масштабном развертывании Системы-112 в Российской Федерации.

Предварительные результаты опытной эксплуатации показывают, что систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» целесообразно создавать в несколько этапов:

— на первом этапе (2008—2010 гг.) предлагается завершить опытную эксплуатацию пилотных зон Систе-мы-112;

— на втором этапе (2011—2015 гг.) предлагается развернуть Систему-112 в других субъектах Российской Федерации на основе ЕДДС муниципальных районов или ДДС-01; обеспечить взаимодействия с действующими службами органов внутренних дел (телефон «02»), скорой медицинской помощи (телефон «03») и аварийными службами ЖКХ за счет совместного обеспечения из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В последующем представляется необходимым осуществить работы по созданию единых центров обработки вызовов, совершенствованию технического оснащения дежурных диспетчерских служб, внедрению современных информационных технологий и выполнению других мероприятий для повышения эффективности Системы-112.

В целях организации данных работ необходим распорядительный документ, которым определяются полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при создании и функционировании Системы-112. При этом функции координатора работ, проводимых федераль-

ными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, по созданию, развитию и использованию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» целесообразно в установленном порядке возложить на МЧС России.

Указанные подходы были доложены Президенту Российской Федерации при посещении Национального центра управления в кризисных ситуациях и им одобрены.

При возложении на МЧС России функций координатора работ по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований для достижения целей необходимо:

Минкомсвязи России:

1. Обеспечить возможность получения Систе-мой-112 от операторов связи информации о номере вызывающего абонента и его местоположении с необходимой точностью.

2. Обеспечить возможность передачи данных между Системой-112 и экстренными оперативными и аварийными службами (необходимый уровень сервиса в сетях передачи данных).

3. Проработать вопрос об оплате услуги операторов связи по доведению голосового вызова по номеру «112» до Системы-112.

4. В необходимых случаях организовать проведение мероприятий по модернизации сетей связи.

5. Внести изменения в нормативные правовые акты, уточняющие использование единого номера вызова экстренных оперативных служб и оплаты расходов операторов связи.

МЧС России:

1. Подготовить и внести в Правительство Российской Федерации пакет нормативных правовых актов, в которых определить цель, задачи, порядок создания Системы-112, установить единый механизм и порядок взаимодействия различных органов власти федерального и регионального уровнейя, а также органов местного самоуправления.

2. Создать и организовать работу постоянно действующей межведомственной рабочей группы по созданию на территории Российской Федерации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112» при Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

3. С учетом результатов, полученных при развертывании Системы-112 в пилотном регионе, разработать соответствующий раздел федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации до 2015 года».

4. Актуализировать финансово-экономическое обоснование создания Системы-112 с учетом результатов пилотного внедрения в Курской области.

5. Совместно с заинтересованными ведомствами — участниками проекта разработать методику развертывания и функционирования Системы-112 в Российской Федерации.

Совместно Минкомсвязи России и МЧС России организовать в ближайшее время государственные испытания Системы-112 по результатам работ пилотного внедрения в Курской области в 2009 году.

Федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации — МВД России, ФСБ России, Минрегиону России и Минздравсоцразвития России организовать развертывание и эксплуатацию ведомственной части Системы-112, обеспечив единое информационной пространство.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления:

1. Рассмотреть и утвердить системные проекты создания Системы-112 в субъекте Российской Федерации.

2. Обеспечить проведение работ, связанных с созданием Системы-112.

3. Разработать и принять нормативные правовые акты, необходимые для создания и эксплуатации Системы-112.

4. Подготовить помещения и обеспечить оснащение единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС) и дежурно-диспетчерских служб (ДДС) оперативных и аварийных служб субъекта Российской Федерации.

Выполнение вышеназванных мероприятий обеспечит необходимую координацию работ, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по созданию, развитию и использованию Системы-112.

Сведения об авторе

чижиков Эдуард николаевич, начальник УЗИБСР МЧС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.