Выпуск 4(17), 2015
УДК 614.8.084
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ-112 С УЧЕТОМ РЕАЛИЗАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ПРОЕКТА «АПК «БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД» (НА ПРИМЕРЕ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)
А.В. Калач, Д.С. Попрядухин
Рассмотрено развертывание и обеспечение функционирования Системы-112 на территории Курской области.
Ключевые слова: Система-112, АПК «Безопасный город», МЧС России.
Введение. Проект Системы-112 начал свою жизнь с совместного принятия в августе 2008 года Минкомсвязи и МЧС России решения о развертывании пилотного проекта в рамках реализации утвержденной в это же время распоряжением Правительства РФ 1 (от 25.08.2008 № 1240-р) Концепции по созданию Системы-112.
Начало создания системы-112 в Курской области было положено Постановлением Губернатора Курской области «О создании на территории Курской области системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через телефонный номер - «112» от 30.08.2007 г. №420.
Система-112 функционирует на всей территории Курской области в полном объеме с охватом 100% населения региона (более 1,2 млн. чел.). Для обеспечения функционирования системы-112 во всех 33 ЕДДС (5 городах и 28 районах), всех 125 ДДС экстренных оперативных служб и в 7 ДЦС служб жизнеобеспечения развернуты 184 программнотехнических комплекса, а в ЦОВ и РЦОВ - серверный кластер.
По результатам испытаний, проведенных 17-19 декабря 2013 года, Система-112 Курской области была принята в постоянную эксплуатацию. Согласно рекомендациям государственной приемочной комиссии имущество системы-112 передано участникам создания системы: Федеральным органам исполнительной власти формирующих ДДС экстренных оперативных служб и Администрации Курской области.
Развертывание и обеспечение функционирования Системы-112 на территории Курской области позволило:
- своевременно реагировать на все обращения по единому телефону «112»,
- уменьшить в 2,5 раза время на ликвидацию происшествий, пожаров и ЧС,
- повысить оперативность, управляемость и контроль реагирования экстренных оперативных служб и служб жизнеобеспечения, и тем самым, значительно уменьшить социальные и материальные потери вследствие происшествий и чрезвычайных ситуаций.
Система-112 позволяет интегрировать в единое целое работу многих диспетчерских служб спасатель-
ных, аварийных и коммунальных подразделений, значительно ускорить их реагирование на разные угрозы.
Современные телекоммуникационные технологии и решения позволяют оператору Системы-112 во время принятия сообщения о событии подключать к разговору Диспетчеров ОДС необходимых служб в режиме конференц-связи.
Например, если на номер «112» поступает сообщение о пожаре, оператор, не прекращая разговор с заявителем, фиксирует в специальной форме на компьютере данные о событии, в режиме реального времени присылает их по каналам связи на компьютер системы оперативно-диспетчерского управления МЧС России и в режиме конференц-связи привлекает к разговору диспетчера пожарно-спасательной службы.
Также система позволяет отслеживать движение спасательной и специальной техники с помощью GPS-навигации, получать в реальном времени фото- и видеоинформацию с камер, установленных на спасательных автомобилях, либо с систем наблюдения, получать и обрабатывать данные телеметрии и сигналы систем наблюдения и сигнализации, перевести на одну рабочую частоту радиостанции подразделов разных служб, привлеченных к ликвидации определенного события, тем самым облегчить координацию действий всех аварийно-спасательных формирований [1].
Единый федеральный телефонный номер «112» предназначен для обращения организаций и граждан России (независимо от места их нахождения) в случаях, когда им требуется срочная и неотложная помощь. Каждое такое обращение по телефонному номеру «112» поступает в специально создаваемые местные Системы-112 для принятия необходимых мер и экстренной реакции по существу обращения.
В части реагирования на происшествия, относящиеся к категории ЧС, местная Система-112 функционирует в составе РСЧС. Остальные виды происшествий являются предметом забот и внимания местных служб и разрешаются силами местного уровня. Оперативность заключается в своевременном наращивании усилий в зоне ЧС до необходимого объема и базируется на подготовленное и предусмотренное соответствующими планами эшелонирование и нормы реагирования. В сущности Систему-112 Россий-
60
Вестник Воронежского института ГПС МЧС России
ской Федерации можно рассматривать как совокупность систем местного уровня, управляемых региональными ЦУКСами. Указанные системы предназначены для обслуживания вызовов по любым происшествиям, происходящим на территории подведомственной этой системе. Т.е. в зоне ответственности системы, как правило, совпадающей с административными границами внутренних территорий страны.
Упрощение порядка обращения граждан и организаций за помощью и передачи ими сообщений о происшествиях, в числе которых могут быть и ЧС. Упрощение достигается введением единого номера, что избавляет абонентов от выбора нужных для оказания помощи служб (или службы) и поиска телефонных номеров для их вызова. Организация вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна».
Организация комплекса мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшения взаимодействия экстренных оперативных служб;
Уменьшение возможного социальноэкономического ущерба вследствие происшествий и ЧС.
Повышение результативности экстренного реагирования благодаря централизованной организации совместных действий муниципальных сил и средств в рамках единой муниципальной системы общественной безопасности при возникновении происшествий, угроз или чрезвычайных и ситуаций.
Анализ указанных факторов показывает, что при построении и совершенствовании системы экстренного реагирования на происшествия и, безусловно, на ЧС необходимо обеспечить: минимизацию времени реагирования за счет наращивания и развития системы связи и транспортных коммуникаций в районе, а также за счет улучшения оснащения, увеличения количества и рационального размещения местных сил постоянной готовности. При этом необходимо помнить, что непроизводительные потери времени, связанные с обслуживанием вызовов, снижаются на основе комплексной автоматизации процессов приёма, хранения, обработки и передачи полученной информации.
Опыт создания Системы-112 в Курской области и результаты автоматизации процессов оперативно-диспетчерского взаимодействия служб реагирования.
На начальном этапе основной трудностью в реализации проекта была недостаточная нормативная база на федеральном уровне. Поэтому, для обеспечения успешной работы на областном уровне были изданы более 40 НПА, направленные как на организацию работы, так и на преодоление межведомственных барьеров.
Постановлением Губернатора Курской области (от 28.04.2008 № 200 «Об организации и выполнении мероприятий по созданию на территории Курской области системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый телефонный номер «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований»), утвержден план ме-
роприятий по созданию Системы, создали межведомственную рабочую группу, в которую вошли представители всех экстренных оперативных служб, профильных комитетов и департаментов Администрации области и операторов связи. Было проведено проектирование создания «Системы-112». Разработанный проект получил положительное заключение Государственной экспертизы и явился основой для финансирования и проведения работ.
Это позволило организовать работы по сопровождению проекта Системы-112 на территории городских округов и муниципальных районов области.
Для софинансирования проекта и координации работ заключили Соглашение между МЧС России, Минкомсвязи и администрацией области.
Этапы реализации проекта:
I этап (2008-2009 гг.):
- создание на территории Курской области пилотной зоны по внедрению системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112»;
- разработка и утверждение проектно-сметной документации, поставка технических средств (ЦОВ, 6 ЕДДС, 34 ДЦС) для развертывания подсистем приема и обработки вызовов, транспортной подсистемы, элементов подсистемы информационной безопасности;
- создание рабочей группы для отработки методологии развертывания и функционирования системы-112.
II этап (2009-2010 гг.):
- проведение опытной эксплуатации системы-
112;
- организация подготовки диспетчерского персонала ЕДДС МО, ДДС служб жизнедеятельности и экстренных оперативных служб Курской области по работе с программно-техническим комплексом «Система-112»;
- тренировки руководящего и диспетчерского персонала ЕДДС МУ О, ДДС служб жизнеобеспечения и экстренных оперативных служб по системе-112;
- обучение группы специалистов ЦУКС в учебном центре «Протей» по техническому обслуживанию системы-112;
- создание комиссии по принятию результатов работ по проекту системы-112;
- проведение 1 -го этапа Государственных испытаний системы-112.
III этап (2011 г.):
- поставка технических средств (7 ЕДДС, 26 ДДС) доработанных решений системы-112;
- проведение опытной эксплуатации и приемочных испытаний доработанных решений системы-112;
- обучения диспетчерского персонала ЕДДС МУ О Курской области;
- проведение 2-го этапа Государственных испытаний системы-112;
- введение с 1 сентября 2011 г. в использование на территории Курской области единого номера «112» (приказ Минкомсвязи от 10.06.2011 г. №143).
61
Выпуск 4(17), 2015
IV этап (2012 г.):
- доработка технического проекта и проектносметная документации по системе-112;
- разработка системного проекта телекоммуникационной подсистемы, согласование с Минком-связи России;
- внедрение диспетчерских программно -технических комплексов управления ЕДДС МУ О, сопряженных с системой-112;
- проведение испытаний программноаппаратного комплекса для центра обучения и подготовки операторов «112»;
- заключение соглашения о сотрудничестве между Администрацией Курской области и ОАО «Ростелеком» по облачным технологиям.
V этап (2013-2014 г.):
- заключение соглашения между Администрацией Курской области и МЧС России «О предоставлении в 2013 году субсидии из федерального бюджета бюджету Курской области на реализацию мероприятий ФЦП «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013-2017 годы»;
- создание резервного ЦОВ системы-112 Курской области;
- разработка и внедрение типовых технических решений ЦОВ, РЦОВ, ЕДДС системы-112, модернизация информационно-коммуникационной инфраструктуры системы-112 Курской области;
- разработка 3-х подсистем (ГИС, консультативного обслуживания, информационной безопасности) системы-112 Курской области;
- проведение опытной эксплуатации системы-112 Курской области;
- утверждение программы и методики государственных (приемочных) испытаний системы;
- проведение 3-го этапа государственных (приемочных) испытаний (17- 19 декабря) системы-112 Курской области».
При развертывании системы стоял выбор, какой из вариантов построения системы использовать централизованный или децентрализованный.
В итоге в Курской области был принят совмещенный вариант, который реализован на базе органов повседневного управления - ЦУКС, ЕДДС МУО и ДДС экстренных служб. Сегодня это подтверждается практической эксплуатацией, что это наиболее приемлемый вариант по следующим причинам:
Во-первых, в организационном плане это дает приближение системы приема и обработки вызовов «112» к системе органов повседневного управления территориями (ЕДДС), как это и прописано в нормативно-правовых и методических документах.
Кроме того, размещая районные ЦОВ на ЕДДС, мы смогли увеличить количество мест приема вызовов по «112» за счет уже существовавших в них диспетчеров.
Во-вторых, в техническом плане совмещенный вариант с одной стороны, также надежен, как и децентрализованный (за счет автономности распреде-
ленных центров приема и обработки) и, с другой стороны, легко управляем из центра. При таком варианте практически исключена потеря вызова, так как не принятый на территориях по каким-либо причинам вызов после 3-го сигнала принимается в главном ЦОВ.
В настоящее время, развивая систему, проводится работа по наращиванию штатной численности диспетчеров 112 (в смене не менее 2-х чел.) и дооснащения ЕДДС автоматизированными рабочими местами (ГГГК мониторинга подвижных и стационарных объекта
При развертывании системы-112 мы столкнулись со слаборазвитой инфраструктурой связи в Курской области. На первоначальном этапе операторы связи предоставляли услуги по технологии ADSL. Также на территории Курской области было слабое покрытие операторами подвижной и фиксированной связи.
Поэтому в области были предприняты широкомасштабные меры по доработке телекоммуникационной составляющей. В рамках этих мероприятий было модернизировано оборудование операторов связи, закуплены цифровые станции, проведена работа по переводу на оптоволоконные линии последней мили от узлов связи до ЕДДС всех городов и районов области. Все это позволило организовать ведомственную сеть связи и повысить надежность и устойчивость системы.
Выполнение данных мероприятий также позволило усовершенствовать систему межведомственного взаимодействия, информационного обмена и объединить в единое целое такие перспективные направления как видеоконференцсвязь и электронный документооборот.
В настоящее время оборудование «Системы-112» Курской области развернуто во всех экстренных оперативных службах (01,02,03,04 Антитеррор), а также в основных службах жизнеобеспечения населения в 5 городах и 28 районах области. Всего установлено 184 АРМ. Система функционирует непрерывно и круглосуточно.
Как и определено нормативными документами в состав дежурной смены «112» входит психолог для оказания экстренной психологической помощи. Кроме этого имеется техническая возможность подключения к разговору с позвонившим специализированной круглосуточной психологической службы, где также установлен АРМ-112.
В настоящее время «Система-112» обеспечивает доступ к экстренным оперативным службам для более чем 1 млн. чел., или 100% населения области.
Конечная цель интеграции региональных систем на платформе «112» - это включение всех экстренных оперативных и аварийных служб в систему оперативно-диспетчерского управления области.
Логичным завершением этих мероприятий является сопряжение региональной системы Объединенной системы оперативно-диспетчерского управления с федеральной вертикалью антикризисного
62
Вестник Воронежского института ГПС МЧС России
управления. Это позволит в будущем обеспечить единое информационно-управляющее пространство всей системы РСЧС.
В настоящее время в Системе-112 реализована геоинформационная подсистема, а данная система является основой для других подсистем «112», таких как система мониторинга стационарных и подвижных объектов, ГЛОНАСС, и т.д.).
Практика показала, для решения этих задач нужны электронные векторные карты крупных масштабов.
Также очень важным вопросом является информационная безопасность. Опыт работы в Курской пилотной зоне показал, в Системе-112 в том или ином объеме обрабатывается информация ограниченного пользования (от персональных данных заявителя до чисто служебной управленческой информации - электронные карты, состав и дислокация сил и средств реагирования и т.п.). Поэтому мы и предусматриваем не только программно-аппаратные средства защиты в ЦОВ, но также ГОСТ-кое шифрование на канальном уровне.
В процессе работ по развертыванию проекта обозначались и требовали решения ряд других важных и проблемных вопросов. Такие, как подготовка диспетчерского персонала и технических специалистов для обслуживания Системы. Мы этот вопрос решили следующим путем:
- разработали и утвердили распоряжением Администрации Курской области программу подготовки специалистов по «112» и график их обучения;
- на базе областного учебно-методического центра развернули и тематические учебные классы и автоматизированные рабочие места «112».
В УМЦ проходят обучение диспетчера ЕДДС и ДЦС экстренных оперативных служб и, что важно, не только теоретически, но и практической работе. С 2008 года на базе УМЦ прошли обучение и переподготовку более 1000 специалистов (из них 127 диспетчеров ЕДДС МО).
Подготовка специалистов «112» организована ступенчатым методом. На первом этапе разработчики Системы-112 (из компании Протей) провели обучение преподавателей УМЦ. Теперь преподаватели самостоятельно обучают диспетчеров.
Группа технических специалистов ЦУКС области прошла полный курс специализированной подготовки у разработчиков Системы с получением сертификатов, что позволило в повседневном режиме самостоятельно обеспечивать техническую поддержку системы.
С 1 сентября 2011 года приказом Минкомсвязи (№ 143) и распоряжением администрации Курской области (№ 542-ра) на территории Курской области официально введен в использование единый номер «112».
В результате реализации всех этапов удалось полностью развернуть Систему-112 во всех (33) муниципальных образованиях Курской области.
В соответствии с распоряжением Губернатора Курской области от 27.12.2013г. №1047-рг Система-
112 Курской области введена в постоянную эксплуатацию.
создание информационной системы, т.е. доведение вызова только до экстренных оперативных служб, но при этом пропадает руководство силами реагирования со стороны ДДС экстренной оперативной службой, а также контроля со стороны диспетчера «112».То есть передал и забыл. Такая система построена в Татарстане. В Курской области построена многоуровневая система, которая обеспечивает доведения вызова одновременно во все или несколько экстренных оперативных служб, до сил реагирования в автоматическом режиме и обеспечивает контроль со стороны ДДС экстренной оперативной службы и диспетчера ЦОВ.. По сути, создана управляющая система, которая позволяет принимать меры для обслуживания вызова в случае сбоя или непринятия мер экстренными оперативными службами. В настоящее время «Система-112» развернута на сетях связи общего пользования и осуществляет круглосуточное дежурство и находиться в постоянной готовности к организации экстренного реагирования на вызовы от населения и сообщения о происшествиях, возникающих на территории области. «Система-112» функционирует в 5 городах и 28 районах области и в настоящее время обеспечивает доступ к экстренным оперативным службам для 1,3 млн. чел., или 100% населения области. Всего установлено 184 АРМ в ЦОВе.
Организована служба « Антитеррор» АРМ установлено у оперативного дежурного управления ФСБ по Курской области. У диспетчерского состава имеется техническая возможность подключения психолога к разговору с позвонившим лицом для оказания ему экстренной психологической помощи, где также установлено АРМ и она работает в круглосуточном режиме.
Также хочется остановиться и на некоторых аспектах готовности дежурно-диспетчерских служб. Так сложилось, что к моменту начала работ по «112» в Курской области не во всех экстренных службах существовали полноценные диспетчерские в муниципальном звене. Например, не во всех районах существовали на штатной основе ДДС 01 и 03, а имевшиеся не были оснащены в достаточной мере, ДДС-02 области была объединена с ДДС-02 г. Курска.
В процессе работ по «112» одновременно и практически «с нуля» орг- пггатно и технически были созданы ДДС во всех пожарных частях и ЦРБ, организационно и территориально разделены ДДС-02 области и муниципального образования «город Курск». Чтобы соблюсти ведомственную централизацию управления в службах и снизить нагрузку на ЦОВ по координации их деятельности была сформирована 3-х уровневая система дежурно-диспетчерских служб. На первом уровне - ЦОВ-112, развернутый в ЦУКС; на втором - ЕДДС МУ О и центральные ДДС служб: «01» (в ЦППС территориального гарнизона пожарной охраны), «02» (в УВД области), «03»(в территориальном центре медицины катастроф), «04»(в Центральной диспетчерской КурскГ аз);
63
Выпуск 4(17), 2015
На третьем - пункты связи пожарных частей, дежурные части районных и городских отделов полиции, станции скорой медицинской помощи в ЦРБ.
Такое построение ДДС значительно повысило и управляемость системы в целом. Практическая работа «112» позволила наработать и оценить статистику происшествий и инцидентов по видам и местам их возникновения. Анализ показал, что более 60% всех сообщений занимают проблемные события в сфере ответственности ЖКХ. Поэтому в разработанной нами схеме мы дополнительно предусмотрели развертывание Системы в службах жилищнокоммунального блока. Эти службы мы замкнули на ЕДДС-112, обеспечив к ним более широкий и круглосуточный доступ населения. Развертывание данных элементов не сказалось сколько-нибудь серьезно на финансовой стороне проекта, зато значительно сократило время реагирования коммунальных служб за счет постоянного контроля за ходом их работ со стороны ЕДДС и ЦУКС. В процессе построения инфор-мационно-управляющей системы мы провели оценку состояния автоматизированных систем в ДДС. Данный анализ показал, что все они разных форматов, зачастую устаревшие технологически и морально. Часто диспетчер имел на своем рабочем месте несколько рабочих мест от различных систем не сопряженных между собой. Проблема здесь была в том, что диспетчерам ведомственных ДДС приходилось вручную переносить информацию из «112» в ведомственные системы. Это приводило к неоправданным задержкам при реагировании служб и создавало нервозность в работе. Некоторые ДДС не имели своих автоматизированных систем вовсе. Для реализации единых подходов, параллельно с развертыванием Системы- 112 мы из средств субъекта заказали разработку специальных диспетчерских программ для «01» и «03», а также интеграционных модулей для «02», «04» и блока ЖКХ. Теперь все службы работают в едином информационном поле к чему мы и стремились.
Также опыт практической работы показал необходимость введения в Систему-112 так называемого «электронного диспетчера». Данное решение позволит самой Системе по ключевым словам и фразам заявителя автоматически распознавать проблемную ситуацию и направлять вызов в экстренную службу по предназначению. Это существенно снизит время ожидания заявителя в очереди. В дальнейшем по нашим расчетам «электронный диспетчер» позволит оптимизировать количество персонал на 1/3, что очень важно, особенно для небольших муниципалитетов [2].
Столкнувшись на практике с тем, что сообщения о происшествиях приходят не только от физических лиц, но и от различных автоматизированных систем безопасности, мы проводим интеграцию Системы-112 с системами мониторинга состояния безопасности на объектах. Особенностью данного решения является автоматическое формирование карточки сразу в Системе-112 и профильной экстренной служ-
бе при срабатывании контрольного датчика на объектах. Это позволило исключить из цепочки сообщений человеческий фактор в виде дежурного персонала на объектах, а также повысить время реагирования служб. Сегодня по этой схеме мы проводим пожарный и химический мониторинг более 1500 объектов по области и завершаем работы по включению в «112» автоматизированных систем инженерного контроля и Антитеррор.
С целью дальнейшего развития функциональности Системы-112 и с учетом решений принятых Правительством РФ, мы проводим работу по сопряжению «112» с другим масштабным государственным проектом системой ГЛОНАСС,. «АПК «Безопасный город».
Перспективы развития Системы-112 с учетом реализации в регионах Российской Федерации инфраструктурного проекта «АПК «Безопасный город».
В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537, подчеркнуто, что решение задач обеспечения национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях должно достигаться на основе «...повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения...».
Одним из значимых направлений повышения такой эффективности является развитие органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), органов управления государственных органов власти и организаций, не входящих в РСЧС за счет информатизации процессов предупреждения, ликвидации чрезвычайных ситуаций и происшествий, управления силами и средствами и обеспечения межведомственного взаимодействия.
В рамках данного направления МЧС России во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и экспертным сообществом разработана Концепция построения и АПК «Безопасный город», которая утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №2446-р.
АПК «Безопасный город» - это аппаратнопрограммный комплекс, включающий в себя системы автоматизации деятельности единой дежурнодиспетчерской службы (далее - ЕДДС), муниципальных служб различных направлений, системы приема и обработки сообщений, системы обеспечения вызова экстренных и других муниципальных служб различных направлений деятельности, системы мониторинга, прогнозирования, оповещения и управления всеми видами рисков и угроз, свойственных данному муниципальному образованию.
Задачами внедрения и развития АПК «Безопасный город» являются:
- организация эффективной работы ЕДДС муниципального образования, как элемента системы управления РСЧС для предупреждения и реагирова-
64
Вестник Воронежского института ГПС МЧС России
ния на кризисные ситуации и происшествия, происходящие на территории муниципального образования;
- организация работы ЕДДС, как органа повседневного управления и инструмента для глав муниципальных образований в качестве ситуационноаналитического центра, с которым взаимодействуют все муниципальные и экстренные службы;
- консолидация данных обо всех угрозах, характерных для каждого муниципального образования и их мониторинг в режиме реального времени на базе
ЕДЦС;
- автоматизация работы всех муниципальных и экстренных служб муниципального образования и объединение их всех в единую информационную среду на базе ЕДЦС.
Практическая реализация названных задач обеспечивается путем:
- информатизации процессов управления муниципальными экстренными и коммунальными службами, организациями и предприятиями, решающими задачи по обеспечению природно-техногенной, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания;
- построения сегментов АПК «Безопасный город» на базе существующей инфраструктуры и дальнейшего развития их функциональных и технических возможностей;
- внедрения интеграционной платформы, реализованной на открытых протоколах, для всех автоматизированных систем, взаимодействующих в рамках АПК «Безопасный город», и разработанной с учетом специфики каждого конкретного муниципального образования;
- разработки регламентов межведомственного взаимодействия и нормативной базы для эффективного функционирования всех сегментов АПК «Безопасный город».
В целях реализации Концепции и в соответствии с «Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС)», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, АПК «Безопасный город» и его сегменты должны быть реализованы на базе органа повседневного управления РСЧС в муниципальном районе и городском округе, которым является ЕДЦС
Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 27 мая 2014 года № Пр-1175 и Правительства Российской Федерации от 29 мая 2014 года № РД-П4-3968 на МЧС России возложены функции главного координатора по вопросам внедрения и развития АПК «Безопасный город» в субъектах Российской Федерации, а также функции главного распорядителя бюджетных средств, направленных на реализацию Концепции.
В рамках АПК «Безопасный город» комплексная информатизация процессов функционирования ЕДЦС, городских и экстренных служб во взаимодействии с местными и региональными дежурнодиспетчерскими службами должна обеспечить:
- своевременное представление главе муниципального образования, руководителям местной администрации и других заинтересованных органов местного самоуправления полной, достоверной и актуальной информации об угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, других кризисных ситуаций и происшествий (далее - КСП) на территории муниципального образования, оперативную подготовку дежурнодиспетчерскими службами и доведение до исполнителей обоснованных и согласованных предложений для принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации ЧС;
- включение органов местного самоуправления, а также муниципальных организаций и предприятий, выполняющих различные задачи по обеспечению общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания, в единое информационное пространство антикризисного управления, эффективное вовлечение региональных управленческих кадров в процессы подготовки и принятия решений по предупреждению и ликвидации КСП на муниципальном уровне;
- многократность использования первичной информации, упорядочивание потоков информации, увеличение достоверности и полноты используемых данных на основе их регулярной актуализации по утвержденным регламентам;
- повышение оперативности процессов управления мероприятиями по предупреждению и ликвидации КСП, сокращение общего времени на поиск, обработку, передачу и выдачу информации;
- обеспечение организационно-методической, информационно лингвистической и программнотехнической совместимости сегментов, подсистем и компонентов АПК «Безопасный город».
Дальнейшее совершенствование программноаппаратных средств служб, взаимодействующих с ЕДДС, должно осуществляться в соответствии со следующими задачами АПК «Безопасный город», обозначенными Концепцией:
- обеспечение информационного обмена между участниками всех действующих программ соответствующих федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера;
- обеспечение информационного обмена на федеральном, региональном и муниципальном уровнях через единое информационное пространство с учетом разграничения прав доступа к информации разного характера.
В соответствии с Концепцией, формируемая единая информационная среда АПК «Безопасный город» должна обеспечивать эффективное и незамедлительное взаимодействие всех сил и служб, ответственных за обеспечение природно-техногенной безопасности, общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания на территории муниципального образования, включая:
65
Выпуск 4(17), 2015
- центры управления в кризисных ситуациях Главных управлений Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; единые дежурно-диспетчерские служб муниципальных образований; службы скорой медицинской помощи
- дежурных службы территориальных центров медицины катастроф; дежурные службы Министерства внутренних дел Российской Федерации;
- подразделения государственной инспекции безопасности дорожного движения территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном и муниципальном уровнях
- дежурные службы линейных управлений, отделов и отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
- дежурные службы территориальных органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации;
- дежурно-диспетчерские службы объектов экономики; дежурно-диспетчерские службы «01»;
- дежурно-диспетчерские службы Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства морского и речного транспорта и открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;
- иные службы оперативного реагирования органов местного самоуправления, в функции которых входит обеспечение управления муниципальным хозяйством и инфраструктурой;
- подразделения и службы муниципального образования, а также организации, отвечающие за жилищно-коммунальное хозяйство;
- подразделения и службы муниципального образования, а также организации, отвечающие за капитальное строительство и ремонты; подразделения и службы муниципального образования, а также организации, отвечающие за экономическое планирование и экономическую политику;
- подразделения и службы муниципального образования, а также организации, отвечающие за делопроизводство, организацию и обеспечение межведомственного взаимодействия;
- подразделения и службы муниципального образования, а также организации, отвечающие за архитектурное планирование и градостроение;
- подразделения и службы муниципального образования, а также организации, отвечающие за управление транспортом и развитие дорожнотранспортной инфраструктуры;
- подразделения и службы муниципального образования, а также организации в сфере здравоохранения;
- подразделения и службы муниципального образования, а также организации в сфере санитарноэпидемического контроля; подразделения и службы
муниципального образования, а также организации в сфере экологического мониторинга и обеспечения экологической безопасности;
- подразделения и службы муниципального образования, а также организации в сфере средств массовой информации и рекламы, культуры и спорта;
- подразделения и службы муниципального образования, а также организации в сфере мониторинга и контроля качества торговли и услуг;
- подразделения и службы муниципального образования, а также организации, обеспечивающие управление и учет имущественных прав;
- подразделения и службы муниципального образования, а также организации в сфере обеспечения труда и занятости населения.
В рамках дальнейшего развития АПК «Безопасный город» состав задач, решаемых дежурнодиспетчерскими службами, взаимодействующими с ЕДДС, должен быть расширен, в первую очередь, в целях обеспечения безопасности среды обитания, правоохранительной деятельности, а также эффективного предупреждения возможных КСП в соответствие с профильной функциональной зоной ответственности соответствующей дежурно-диспетчерской службы.
Основными задачами дежурных и диспетчерских служб в рамках АПК «Безопасный город» должны являться:
- сбор и обработка данных (в том числе, данных мониторинга подвижных и стационарных объектов), необходимых для подготовки и принятия управленческих решений по предупреждению и ликвидации КСП, а также контроля их исполнения;
- прогнозирование возникновения и развития КСП на территории муниципального образования;
- оценка уже сложившейся и возможной обстановки на основе сопоставления и анализа всей имеющейся информации, в том числе, результатов прогнозирования с реальными данными, полученными от автоматических (автоматизированных) систем мониторинга, а также от вышестоящих, взаимодействующих и подчиненных организаций;
- подготовка вариантов решений по проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации КСП и планирование их реализации, представление вышестоящему органу местного самоуправления подготовленных предложений;
- доведение принятых решений и разработанных планов до исполнителей, информирование заинтересованных вышестоящих и взаимодействующих организаций о сложившейся обстановке, выполняемых решениях и ходе проводимых мероприятий; контроль исполнения принятых решений.
В зоне АПК «Безопасный город» должны быть интегрированы все существующие на территории муниципального образования автоматизированные системы из вышеуказанного перечня, и в обязательном порядке системы оповещения, информирования, система-112, системы мониторинга.
66
Вестник Воронежского института ГПС МЧС России
Библиографический список
Макаркин С.В. Создание и перспективы функционирования Системы-112 в муниципальных образованиях Российской Федерации / С.В. Макаркин // Тех-носферная безопасность. - 2013. - № 1. - С. 46-48.
Антонов С.В. Определение ключевых слов для дежурно-диспетчерских служб Системы-112 / С.В. Антонов // Пожары и чрезвычайные ситуации: предотвращение, ликвидация. - 2014. - № 2. - С. 29-34.
References
Makarkin S.V. Sozdanie i perspektivy funkcionirovanija Sistemy-112 v municipal'nyh obrazovanijah Rossijskoj Federacii / S.V. Makarkin // Tehnosfernaja bezopasnost'. - 2013. - № 1. - S. 46-48.
Antonov S.V. Opredelenie kljuchevyh slov dlja dezhurno-dispetcherskih sluzhb Sistemy-112 / S.V. Antonov // Pozhary i chrezvychajnye situacii: predotvrashhenie, likvidacija. - 2014. - № 2. - S. 29-34.
PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF SYSTEM-112 WITH REGARD TO THE IMPLEMENTATION OF IN THE RUSSIAN FEDERATION INFRASTRUCTURE PROJECT "SAFE CITY" (ON EXAMPLE OF KURSK REGION)
Discusses the deployment and operation of the System 112 on the territory of Kursk region.
Keywords: System-112, APC "Safe city", the Russian emergencies Ministry.
Калач Андрей Владимирович,
д.х.н., профессор,
заместитель начальника института по научной работе,
Воронежский институт ГПС МЧС России,
Россия, г. Воронеж. e-mail: A [email protected] Kalach A. V.,
D. Sc. in Chemistry, Prof.,
Voronezh Institute of State Firefighting Service of EMERCOM of Russia,
Russia, Voronezh,
e-mail: A [email protected]
Попрядухин Д. С.,
ГУ МЧС России по Курской области,
Россия, Курск.
Popryaduhin D.S.,
Main Directorate of EMERCOM of Russia in the Kursk region,
Russia, Kursk.
© Калач А.В., Попрядухин Д.С., 2015
67