УДК 614.8:351.86+519.8
Основные подходы по созданию системы-112 в рамках реализации федеральной целевой программы «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»
в Российской Федерации на 2013—2017 годы»
ISSN 1996-8493
© Технологии гражданской безопасности, 2013
С.А. Качанов, С.В. Агеев, О.Б. Ковтун, В.Л. Грачев
Аннотация
В статье изложены основные положения методических материалов по созданию, развитию и организации эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112», предназначенные для территориальных органов МЧС России, а так же заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом реализации федеральной целевой программы «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013—2017 годы».
Ключевые слова: система-112; единая дежурно-диспетчерская служба; дежурно-диспетчерская служба экстренных оперативных служб; субсидии; центр обработки вызовов муниципальных районов; основной центр обработки вызовов; резервный центр обработки вызовов.
The Main Approaches to the Creation of a System-112 in the Framework of Federal Target Program «Creation of the System of Provision of Emergency Services Calls to a Single Number «112» in the Russian Federation in 2013—2017»
ISSN 1996-8493
© Civil Security Technology, 2013
S. Kachanov, S. Ageev, O. Kovtun, V. Grachev
Abstract
The article describes the main provisions of the methodical materials on creation, development and organization of operation of the system of providing emergency services calls to a single number «112», intended for the territorial bodies EMERCOM of Russia, as well as interested organs of Executive power of subjects of the Russian Federation with a view of realization of the Federal target program «Creation of the system of provision of emergency services calls to a single number «112» in the Russian Federation in 2013—2017».
Key words: system-112; call the emergency services; United duty-dispatcher service; duty-dispatcher service of emergency services; subsidies, the call processing center of municipal districts; the main call centers; back-Centro call processing.
В целях концентрации материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях и координации действий федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации в рамках создания системы-112, определения источников и размеров финансирования постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года № 223 принята федеральная целевая программа «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013—2017 годы» (далее — Программа).
Ресурсное обеспечение Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
За счет средств федерального бюджета проводится: научно-методическое обеспечение создания и функционирования системы-112;
информационно-аналитическая и организационно-техническая поддержка реализации Программы;
разработка системных проектов телекоммуникационной подсистемы системы-112 для каждого субъекта Российской Федерации;
софинансирование создания основных и резервных центров обработки вызовов в административном центре субъекта Российской Федерации;
интеграция дежурно-диспетчерских служб федеральных органов исполнительной власти с систе-мой-112, в том числе обучение персонала;
дооснащение станций скорой медицинской помощи современными автоматизированными системами обмена информацией, обработки вызовов и управления мобильными бригадами скорой медицинской помощи;
создание головных центров обучения персонала на базе организаций МЧС России. За счет бюджетов субъектов Российской Федерации проводится:
проектирование системы-112 в целом, за исключением указанного ранее системного проектирования телекоммуникационной подсистемы, а также проектирования модернизации существующих и ввода новых узлов и линий связи в сетях операторов связи;
развертывание сети связи и передачи данных си-стемы-112 (на базе существующих сетей связи);
создание основных и резервных центров обработки вызовов субъекта Российской Федерации (при финансовой поддержке путем предоставления субсидии из федерального бюджета);
создание центров обработки вызовов в муниципальных районах субъекта Российской Федерации;
интеграция региональных дежурно-диспетчер-ских служб с системой-112;
обучение персонала (за исключением указанных ранее сотрудников дежурно-диспетчерских служб федеральных органов исполнительной власти).
Расходы, связанные с эксплуатацией и дальнейшим развитием системы-112, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а также за счет средств организаций.
На начальной стадии работ по созданию системы-112 рекомендуется разработать комплексный план мероприятий, который после согласования с территориальными органами заинтересованных (участвующих в Программе) федеральных органов исполнительной власти, в том числе МЧС России, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также иных заинтересованных организаций целесообразно утвердить решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Создание системы-112 на территории субъекта Российской Федерации должно выполняться поэтапно и включать в себя следующие мероприятия*:
создание правовой базы системы-112 субъекта Российской Федерации;
проектирование системы-112 в целом, в том числе выбор и утверждение заказчиком работ (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации) модели и архитектуры си-стемы-112;
проектирование отдельных объектов автоматизации (согласно проекту системы-112 в целом);
строительство новых и модернизация существующих линий связи для привязки объектов систе-мы-112 к сети связи общего пользования;
проведение строительных работ и реконструкции помещений;
оснащение объектов системы-112 необходимым оборудованием и проведение монтажных работ;
установка программного обеспечения на рабочих местах системы-112, сопряжение объектов системы-112 между собой и с внешними автоматизированными системами;
организация межсетевого взаимодействия с соседними субъектами Российской Федерации; обучение персонала системы-112; проведение (по этапам) опытной эксплуатации; проведение государственных испытаний и ввод системы-112 в эксплуатацию.
Выполнение отдельных этапов строительства си-стемы-112 допускается проводить параллельно.
Для оперативного решения вопросов, возникающих при развертывании системы-112, в субъекте Российской Федерации целесообразно создать региональную межведомственную рабочую группу и возложить на нее следующие задачи:
рассмотрение концепции создания системы-112 в субъекте Российской Федерации;
определение мест размещения центра (центров)
* Мероприятия необходимо проводить в соответствии с федеральным законом №94-ФЗ, в том числе при проектировании целесообразно использовать конкурсные процедуры.
обработки вызовов, в т.ч. резервного центра обработки вызовов;
определение модели и архитектуры системы-112;
организация взаимодействия дежурно-диспет-черских служб экстренных оперативных служб различной ведомственной принадлежности, включая согласование регламентов взаимодействия и иных организационно-распорядительных документов межведомственного взаимодействия и информационного обмена;
организация работ по проектированию и рассмотрению проекта системы-112 в субъекте Российской Федерации;
организация подключения к системе-112 операторов связи, предоставляющих услуги связи на территории субъекта Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» МЧС России согласовывает:
техническое задание «Разработка технического проекта системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований субъекта Российской Федерации» (далее — ТЗ на проектирование системы-112), прилагаемое к документации конкурса или аукциона (далее обобщенно — тендер) на проведение указанных работ;
создаваемую в соответствии с указанным выше ТЗ проектно-техническую документацию на создание и эксплуатацию системы-112, за исключением разделов, определяющих реализацию оперативно-розыскных мероприятий.
При необходимости внесения изменений в уже согласованное с МЧС России ТЗ на проектирование системы-112 процесс согласования проводится заново. Согласование с МЧС России указанных выше документов является необходимым условием для получения субъектом Российской Федерации субсидии из федерального бюджета на создание основного и резервного центров обработки вызовов.
Исполнитель, определяемый по результатам тендера, направляет указанную проектно-техническую документацию на рассмотрение региональной межведомственной рабочей группе. В случае одобрения проектно-технической документации региональной межведомственной рабочей группой Заказчик направляет ее в МЧС России для согласования. Одновременно с этим в МЧС России необходимо представить: согласованное МЧС России ТЗ на проектирование системы-112; копию подписанного Заказчиком и Исполнителем работ ТЗ на проектирование системы-112; протокол заседания межведомственной рабочей группы субъекта Российской
Федерации, а также остальные отчетные материалы согласно указанному ТЗ.
МЧС России проводит рассмотрение проектно-технической документации на предмет ее соответствия ведомственным нормативным документам с привлечением экспертов научных организаций МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, участвующих в создании системы-112 на территории Российской Федерации и ведущих организаций, имеющих опыт в области проектирования и создания системы-112 на федеральном и региональном уровнях, а также в области разработки соответствующих нормативных и методических документов.
При выявлении недостатков проектно-техниче-ская документация возвращается на доработку, Заказчик устанавливает сроки доработки и контролирует устранение недостатков Исполнителем, доработанная проектно-техническая документация вновь представляется в МЧС России на согласование согласно вышеуказанному алгоритму.
Субсидии из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации (далее — субсидии) по одному из трех вариантов:
техническое перевооружение зданий и помещений региональной собственности, передаваемых под размещение ЦОВ-АЦ и РЦОВ;
строительство зданий и помещений, предназначенных для размещения ЦОВ-АЦ и РЦОВ, и их оснащение программно-техническими комплексами;
реконструкцию зданий и помещений, предназначенных для размещения ЦОВ-АЦ и РЦОВ, и их оснащение программно-техническими комплексами.
Размер субсидии от варианта создания ЦОВ-АЦ и РЦОВ не зависит.
Субсидия предоставляется отдельно на создание ЦОВ-АЦ в первый год и отдельно на создание РЦОВ в следующий год.
Необходимыми условиями для предоставления субсидии субъекту Российской Федерации в соответствующем году на создание ЦОВ-АЦ (РЦОВ) являются:
наличие указанного субъекта Российской Федерации в перечне субъектов Российской Федерации, в которых Программой предусмотрено проведение работ по созданию ЦОВ-АЦ (РЦОВ) в соответствующем году;
наличие у субъекта Российской Федерации долгосрочной региональной целевой программы (или комплекса программ), предусматривающей мероприятия, обеспечивающие создание системы-112 на территории субъекта Российской Федерации;
наличие закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, предусматривающего бюджетные ассигнования на исполнение в соответствующем финансовом году расходных обязательств по созданию ЦОВ-АЦ (РЦОВ) в необ-
ходимых размерах (за исключением затрат на проектирование объекта);
обязательство субъекта Российской Федерации по обеспечению соответствия значений показателей, устанавливаемых региональными целевыми программами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, значениям показателей результативности предоставления субсидий, устанавливаемым соглашением о предоставлении субсидий;
наличие согласованной с МЧС России проектной документации на создание системы-112, указанной ранее;
наличие утвержденной проектной документации на создание ЦОВ-АЦ (РЦОВ);
представление субъектом Российской Федерации в МЧС России после доведения размера предоставляемой субсидии конкретных (адресных) предложений по созданию ЦОВ-АЦ (РЦОВ) с приложением содержащих необходимую информацию и правильно оформленных документов в определенный МЧС России срок;
заключение соглашения о предоставлении субсидии.
Система-112 функционирует в круглосуточном режиме и находится в постоянной готовности к организации экстренного реагирования на вызовы (сообщения о происшествиях).
Прием и обработка вызовов (сообщений о происшествиях) в системе-112 производится в соответствующих центрах обработки вызовов с обязательным применением средств автоматизации и включает:
диалог с заявителем, анализ и передачу характеристик происшествия (при необходимости перенаправление вызовов (сообщений о происшествиях)) в соответствующие дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб (далее — ДДС*) для непосредственного реагирования;
контроль за реагированием на происшествие, анализ и ввод в базу данных информации, полученной по результатам реагирования, уточнение и корректировку действий привлеченных ДДС, информирование взаимодействующих ДДС об оперативной обстановке, о принятых и реализуемых мерах;
размещение в информационной системе данных о ходе и об окончании мероприятий по экстренному реагированию на принятый вызов (сообщение о происшествии).
Взаимодействие с конкретной ДДС осуществляется на основании заключаемого соглашения, автоматизация процесса проводится в соответствии с регламентом информационного взаимодействия.
Криптографические средства защиты информации, используемые для защиты конфиденциальных и иных охраняемых в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений, в том числе
персональных данных, обрабатываемых в систе-ме-112, должны обеспечивать криптографическую защиту по уровню не ниже уровня КС2.
Основными моделями системы-112 как автоматизированной системы являются:
модель локальной обработки и хранения данных (необходимые АРМ и серверное оборудование развертывается в ЦОВ-АЦ, РЦОВ и ЦОВ-ЕДДС и принадлежит субъекту Российской Федерации);
«облачная» модель удаленной обработки и хранения данных (в ЦОВ-АЦ РЦОВ и ЦОВ-ЕДДС развертываются только АРМ, необходимая функциональность системы-112 обеспечивается использованием удаленных вычислительных ресурсов на базе технологических площадок распределенной информационно-вычислительной платформы (далее — РИВП), принадлежащих сторонней организации).
Выбор модели производится на этапе разработки концепции системы-112. Выбранная модель утверждается администрацией субъекта Российской Федерации (заказчиком работы). Схема Системы-112 с децентрализованным приемом и обработкой вызовов приведена на рис. 1.
Перечень объектов автоматизации системы-112 включает ЦОВ-АЦ, РЦОВ, ЦОВ-ЕДДС и ДДС.
ЦОВ-АЦ создается на территории административного центра субъекта Российской Федерации. Инфраструктура ЦОВ-АЦ предназначена для обеспечения приема вызовов от населения административного центра субъекта Российской Федерации по единому телефонному номеру «112» с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, централизованного хранения информации системы-112, взаимодействия с ЦУКС субъекта РФ МЧС России, ЕДДС (ЦОВ-ЕДДС) и ДДС в рамках системы-112, а в случае необходимости приема вызовов с территории субъекта Российской Федерации.
РЦОВ создается на территории субъекта Российской Федерации. Инфраструктура РЦОВ предназначена для обеспечения приема части или всех вызовов, адресованных в ЦОВ-АЦ (перенаправляемых в РЦОВ в автоматизированном режиме без участия операторов ЦОВ-АЦ), по единому телефонному номеру «112» с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, централизованного хранения информации систе-мы-112 (полное дублирование информации ЦОВ-АЦ в режиме реального времени), проведения обучения и (или) стажировки персонала системы-112, взаимодействия с ЦУКС субъекта РФ МЧС России, ЕДДС (ЦОВ-ЕДДС) и ДДС в рамках системы-112, а в случае необходимости приема вызовов со всей территории субъекта Российской Федерации. Дежурная смена РЦОВ (не менее 2 операторов) работает совмест-
* Под ДДС понимается весь перечень экстренных оперативных служб, оперативных служб и организаций, интегрируемых с системой-112.
Рис. 1. Схема Системы-112 с децентрализованным приемом и обработкой вызовов
но с дежурной сменой ЦОВ-АЦ. При выходе из строя ЦОВ-АЦ переход на РЦОВ осуществляется поэтапно: на первом этапе обработку вызовов осуществляет дежурная смена РЦОВ и сотрудники РЦОВ, допущенные к несению дежурства, в том числе из числа обучаемых; на втором этапе к обработке вызовов подключаются прибывающие для обеспечения полного развертывания РЦОВ сотрудники дежурных смен РЦОВ и ЦОВ-АЦ, если иное не предусмотрено в Концепции системы-112 субъекта РФ.
ЦОВ-ЕДДС создается на базе существующих ЕДДС муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Инфраструктура ЦОВ-ЕДДС предназначена для обеспечения приема вызовов от населения, проживающего в зоне обслуживания, по единому телефонному номеру «112» с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, хранения информации системы-112 в части касающейся, а также взаимодействия с ЦОВ-АЦ, РЦОВ, ЕДДС соседних муниципальных образований и ДДС муниципального района в рамках системы-112.
Интеграция в систему-112 ДДС (ведомственных, региональных и муниципальных дежурно-диспет-черских служб, а также дежурных служб потенци-
ально-опасных объектов) производится без изменения их штатной численности и режима работы.
Резервирование автоматизированных процессов приема и обработки вызовов, поступающих с территории административного центра субъекта Российской Федерации, обеспечивается географическим резервированием ЦОВ-АЦ с помощью РЦОВ, и, соответственно, линий связи. Устойчивость к перегрузке по количеству вызовов обеспечивается наличием резерва оперативного персонала, возможностью временного привлечения к приему и обработке вызовов административного и обслуживающего персонала, технологическим запасом по пропускной способности линий связи и производительности оборудования.
Резервирование автоматизированных процессов приема и обработки вызовов, поступающих с территории муниципальных районов субъекта Российской Федерации, в случае неработоспособности ЦОВ-ЕДДС либо его перегрузки обеспечивается возможностью приема и обработки вызовов в полном объеме в ЦОВ-АЦ и РЦОВ.
Схема создания системы-112 на основе модели удаленной обработки и хранения данных приведена на рис. 2.
Рис. 2. Схема создания системы-112 на основе модели удаленной обработки и хранения данных
Перечень объектов автоматизации включает ЦОВ-АЦ, РЦОВ, ЦОВ-ЕДДС, ДДС, а также РИВП, обеспечивающую предоставление необходимых для автоматизированного функционирования системы-112 инфокоммуникационных услуг.
ЦОВ-АЦ создается на территории административного центра субъекта Российской Федерации. Инфраструктура ЦОВ-АЦ предназначена для обеспечения автоматизированного приема и обработки вызовов от населения административного центра субъекта Российской Федерации по единому телефонному номеру «112» на основе использования предоставляемых РИВП инфокоммуникационных услуг, обеспечивающих функциональность системы-112, взаимодействия с ЦУКС субъекта РФ МЧС России, ЦОВ-ЕДДС и ДДС в рамках системы-112, а в случае необходимости приема и обработки вызовов с территории субъекта Российской Федерации.
РЦОВ создается на территории субъекта Российской Федерации с учетом необходимости географического резервирования ЦОВ-АЦ с целью резервирования ЦОВ-АЦ и обучения персонала систе-мы-112. Инфраструктура РЦОВ предназначена для обеспечения автоматизированного приема и обработки части вызовов, поступающих в ЦОВ-АЦ (перенаправляемых из ЦОВ-АЦ в автоматизированном ре-
жиме без участия его операторов), по единому телефонному номеру «112» на основе использования предоставляемых РИВП инфокоммуникационных услуг, обеспечивающих функциональность систе-мы-112, проведения обучения персонала систе-мы-112, взаимодействия с ЦУКС субъекта РФ МЧС России, ЦОВ-ЕДДС и ДДС в рамках системы-112, а в случае необходимости приема и обработки вызовов со всей территории субъекта Российской Федерации. Дежурная смена РЦОВ (не менее 2 операторов) работает совместно с дежурной сменой ЦОВ-АЦ. При выходе из строя ЦОВ-АЦ переход на РЦОВ осуществляется поэтапно: на первом этапе обработку вызовов осуществляет дежурная смена РЦОВ и сотрудники РЦОВ, допущенные к несению дежурства, в том числе из числа обучаемых; на втором этапе к обработке вызовов подключаются прибывающие для обеспечения полного развертывания РЦОВ сотрудники дежурных смен РЦОВ и ЦОВ-АЦ, если иное не определено в Концепции системы-112 субъекта РФ.
ЦОВ-ЕДДС создаются на базе существующих ЕДДС муниципальных районов субъекта Российской Федерации. Инфраструктура ЦОВ-ЕДДС предназначена для обеспечения приема вызовов от населения, проживающего в зоне обслуживания, по единому телефонному номеру «112» на основе использования
предоставляемых РИВП инфокоммуникационных услуг, обеспечивающих функциональность систе-мы-112, а также взаимодействия с ЦОВ-АЦ, РЦОВ, ЦОВ-ЕДДС соседних муниципальных образований и ДДС муниципального района в рамках системы-112.
Интеграция в систему-112 ДДС (ведомственных, региональных и муниципальных дежурно-диспет-черских служб, а также дежурных служб потенциально опасных объектов) производится без изменения их штатной численности и режима работы.
РИВП предназначена для предоставления в автоматизированном режиме необходимого для функционирования ЦОВ-АЦ, РЦОВ, ЦОВ-ЕДДС, интегрированных с системой-112 ДДС комплекса инфокомму-никационных услуг в части доступа к серверному оборудованию, системам хранения и обработки данных, общему и специальному программному обеспечению, реализующих функциональность систе-мы-112, размещенных на географически резервированных технологических площадках оператора связи, предоставляющего указанные услуги.
Резервирование автоматизированных процессов приема и обработки вызовов, поступающих с территории административного центра субъекта Российской Федерации, обеспечивается географическим резервированием ЦОВ-АЦ с помощью РЦОВ, географическим резервированием технологических площадок РИВП и, соответственно, линий связи. Устойчивость к перегрузке по количеству вызовов обеспечивается наличием резерва оперативного персонала, возможностью временного привлечения к приему и обработке вызовов административного и обслуживающего персонала, технологическим запасом по пропускной способности линий связи и производительности оборудования.
Резервирование автоматизированных процессов приема и обработки вызовов, поступающих с территории муниципальных районов субъекта Российской Федерации, обеспечивается:
в случае неработоспособности ЦОВ-ЕДДС либо его перегрузки возможностью приема и обработки вызовов в полном объеме в ЦОВ-АЦ и РЦОВ;
в случае нарушения каналов связи к технологическим площадкам РИВП установкой дополнительного серверного оборудования, обеспечивающего базовую функциональность системы-112, на узлах связи, к которым ЦОВ-ЕДДС и интегрированные с систе-мой-112 ДДС непосредственно подключены.
Литература
1. Акимов В.А., Качанов С.А., Нехорошев С.Н., Юдин С.А. Основные требования к программно-техническим решениям создания системы-112 с учетом отечественного и зарубежного опыта // Технологии гражданской безопасности. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010. Т. 7. № 1—2.
2. Агеев С.В., Качанов С.А., Могильников С.А. Методические подходы обоснования создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в
Российской Федерации // Технологии гражданской безопасности. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. Т. 8. № 4.
3. Зубков В.Н., Агеев С.В., Денисов О.В., Тыминский В.В., Акульшин С.Б. Проблемы организации информационного взаимодействия дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб в процессе создания системы-112 // Технологии гражданской безопасности. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010. Т. 7. № 1—2. С. 60—64.
4. Агеев С.В., Чухров И.П., Хайновский А.С. Основные принципы создания и функционирования автоматизированных средств поддержки принятия решения в системе-112 // Технологии гражданской безопасности. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010. Т. 7. № 1—2. С. 47—54.
5. Нехорошев С.Н., Агеев С.В., Кудрявцев В.Н., Горбачев А.В. Интегрированная система приема и обработки вызовов и подсистема мониторинга стационарных и подвижных объектов на базе ЕДДС муниципального образования // Технологии гражданской безопасности. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2008. Т. 5. № 4. С. 75—80.
6. Попов А.П., Нехорошев С.Н., Романов А.С., Агеев С.В., Грачев
B.Л. Основные положения по созданию специального программного и информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб «01» // Технологии гражданской безопасности. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2004. № 1. С. 57—62.
7. Нехорошев С.Н., Подиновский В.В., Потапов М.А., Агеев С.В., Романов А.C. Использование теории многокритериального выбора в системе поддержки принятия решения НЦУКС МЧС России // Технологии гражданской безопасности. ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2008. Т. 5. № 1—2. С. 128—130.
8. Попов А.П., Нехорошев С.Н., Агеев С.В., Романов А.С., Чухров И.П. Основные положения построения системы поддержки принятия решения ситуационного центра // Технологии гражданской безопасности. ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2007. Т. 4. № 3.
C. 21—25.
9. Агеев С.В., Чухров И.П., Нехорошев С.Н., Попов А.П. Специальное программное обеспечение планирования действий при ликвидации ЧС системы поддержки принятия решения. Технологии гражданской безопасности. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2007. Т. 4. № 3. С. 29—35.
10. Агеев С. В., Денисов О. В., Хайновский А. С., Кудрявцев В.Н. Программно-технический комплекс по управлению силами и средствами при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с учетом перехода на единый номер вызова экстренных оперативных служб «112» // Технологии гражданской безопасности. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2009. Т. 6. № 3—4. С. 195—200.
11.Нехорошев С.Н., Романов А.С., Иваненко А.О. К вопросу использования ГЛОНАСС в системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб // Технологии гражданской безопасности. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2010. Т. 7. № 1—2. С. 55—56.
12.Кудрин А.Ю., Ковтун О.Б. Обоснование структуры системы ситуационных центров МЧС России // Технологии гражданской безопасности. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2007. Т. 4. № 3. С. 12—16.
13.Качанов С.А., Агеев С.В., Могильников С.А., Ковтун О.Б., Грачев В.Л., Романов А.С. Методические подходы обоснования создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации // Технологии гражданской безопасности. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. Т. 8. № 4. С. 10—14.
Сведения об авторах
Качанов Сергей Алексеевич: д. т. н., проф., ФГБУ ВНИИ
ГОЧС (ФЦ), зам. нач. ин-та по науч. работе.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
Тел.: (499) 445-44-65.
E-mail: [email protected]
Агеев Сергей Владимирович: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС
(ФЦ), нач. науч.-исслед. центра.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.
Тел.: (499) 449-99-58.
E-mail: [email protected]
Ковтун Олег Борисович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), нач. отд. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (499) 449-99-08. E-mail: [email protected]
Грачев Виталий Леонидович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с. н. с.
121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (499) 449-37-67. E-mail: [email protected]