Научная статья на тему 'Применение комплексного планирования мероприятий в целях совершенствования системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в субъекте Российской Федерации'

Применение комплексного планирования мероприятий в целях совершенствования системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в субъекте Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
382
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА-112 / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИЙ / ЭКСТРЕННЫЕ ОПЕРАТИВНЫЕ СЛУЖБЫ / SYSTEM-112 / EVALUATION ACTIVITIES / EMERGENCY OPERATIONS SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Качанов Сергей Александрович, Агеев Сергей Владимирович, Ковтун Олег Борисович, Виноградов А. В.

Описаны последовательность и преимущества применения комплексного планирования мероприятий при создании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории субъекта Российской Федерации, а также подходы к оценке их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Качанов Сергей Александрович, Агеев Сергей Владимирович, Ковтун Олег Борисович, Виноградов А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Application of Integrated Planning Activities in Order to Improve the System of Emergency Services Calls to a Single Number "112" in the Subject of the Russian Federation

Describes the sequence of, and benefits of an integrated planning system for calling the emergency services on a single number "112" in the subject of the Russian Federation, on the approaches to the evaluation of their effectiveness.

Текст научной работы на тему «Применение комплексного планирования мероприятий в целях совершенствования системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в субъекте Российской Федерации»

УДК 614.8.013

Применение комплексного планирования мероприятий в целях совершенствования системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в субъекте Российской Федерации

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2012

С.А. Качанов, С.В. Агеев, О.Б. Ковтун, А.В. Виноградов

Аннотация

Описаны последовательность и преимущества применения комплексного планирования мероприятий при создании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» на территории субъекта Российской Федерации, а также подходы к оценке их эффективности.

Ключевые слова: система-112; оценка эффективности мероприятий; экстренные оперативные службы.

The Application of Integrated Planning Activities in Order to Improve the System of Emergency Services Calls to a Single Number "112" in the Subject of the Russian Federation

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2012

S. Kachanov, S. Ageev, O. Kovtun, A. Vinogradov

Abstract

Describes the sequence of, and benefits of an integrated planning system for calling the emergency services on a single number "112" in the subject of the Russian Federation, on the approaches to the evaluation of their effectiveness.

Key words: System-112; evaluation activities; emergency operations service.

Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности, а также необходимость противодействия угрозам техногенного, природного характера и актам терроризма, диктуют необходимость повышения оперативности реагирования на них экстренных оперативных служб.

Анализ [1—12] опыта реагирования экстренных оперативных служб на происшествия и чрезвычайные ситуации, анализ итогов реализации федеральных целевых программ в сфере безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, анализ наиболее успешных инициатив органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также опыта зарубежных стран и международных организаций позволяют сделать следующий вывод: наиболее эффективным решением, обеспечивающим оперативное и рациональное использование ресурсов экстренных оперативных служб, максимально эффективное их взаимодействие при реагировании на поступающие от населения вызовы, является создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (далее система-112).

С целью обеспечения территориальных органов МЧС России и заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации типовыми нормативными и техническими документами по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и на основании опыта создания системы-112 в пилотных регионах Российской Федерации ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) разработал методические рекомендации. Методические рекомендации предназначены для осуществления единой научно-технической политики в части разработки, внедрения и эксплуатации системы-112 на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с методическими рекомендациями для упорядочивания создания системы-112 в субъекте Российской Федерации должен разрабатываться комплексный план мероприятий по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории субъекта Российской Федерации, который согласовывается с МЧС России. Образец типового плана приведен в табл. 1.

При выполнении намеченных мероприятий предполагается достичь социально и экономически приемлемого уровня безопасности населения, создать эффективную скоординированную систему реагирования на вызовы населения при происшествиях и чрезвычайных ситуациях и обеспечить оперативное, в том числе комплексное, реагирование на них различных экстренных оперативных служб.

Ход реализации мероприятий предлагается оце-

нивать по целевым индикаторам и показателям эффективности [13].

Целевые индикаторы:

доля населения субъекта Российской Федерации, проживающая на территориях муниципальных образований, в которых развернута система-112, относительно общего количества населения субъекта Российской Федерации (процентов);

количество муниципальных образований субъекта Российской Федерации, в которых система-112 создана в полном объеме (единиц);

доля персонала системы-112 и сотрудников взаимодействующих ДДС, прошедших обучение, относительно их общего требуемого количества в субъекте Российской Федерации (процентов).

Показатели эффективности:

сокращение среднего времени комплексного реагирования экстренных оперативных служб на обращения населения по номеру «112» на территории субъекта Российской Федерации (процентов);

снижение числа погибших в чрезвычайных ситуациях и происшествиях на территориях муниципальных образований, в которых развернута система-112 (человек);

снижение числа пострадавших в чрезвычайных ситуациях и происшествиях на территориях муниципальных образований, в которых развернута система-112 (человек);

сокращение экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций и происшествий на территориях муниципальных образований, в которых развернута система-112 (млрд руб.).

Общую величину суммарного предотвращенного ущерба (Эо) в результате планирования развертывания и внедрения системы-112 можно определить с помощью выражения

Эо =£(Эо,*КД),

1=1

где суммирование производится по годам развертывания системы-112 в субъекте Российской Федерации;

Кд1 - индекс-дефлятор по отношению к 2011 году, определяемый на основе прогнозных значений;

Эо г — величина суммарного предотвращенного ущерба в г-м году в ценах 2011 года.

Эо1 = ЭБг + ЭС1 + Эм1 ;

ЭБг — величина ущерба за счет гибели людей в г-м году;

ЭСг — величина ущерба за счет увечий и травм людей при ЧС и происшествиях в г-м году;

Эмг — величина материального ущерба (сумма прямого и косвенного ущерба) в г-м году.

Общая величина состояния реализации меропри-

Таблица 1

Последовательность выполнения мероприятий по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории субъекта Российской Федерации

1. Издание постановления главы субъекта Российской Федерации о создании системы-112 на территории субъекта и межведомственной рабочей группы для обеспечения координации работ по развертыванию системы - 112 в субъекте Российской Федерации. Начало: Ч (Ч — Принятие решения о создании системы-112 в субъекте РФ). Окончание: Ч +1. Исполнитель: Администрация субъекта Российской Федерации, ГУ МЧС по субъекту Российской Федерации.

2. Подтверждение участия в федеральной целевой программе «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2012-2017 годы» (при условии ее утверждения Правительством Российской Федерации), подтверждение софинансирования работ из бюджета субъекта Российской Федерации. Начало: Ч. Окончание: Ч +1. Исполнитель: ГУ МЧС по субъекту Российской Федерации, Администрация субъекта Российской Федерации.

3. Внесение изменений и дополнений в целевые программы субъекта Российской Федерации в части включения мероприятий по созданию системы-112. Начало: Ч+1. Окончание: Ч+4. Исполнитель: ГУ МЧС по субъекту Российской Федерации, Администрация субъекта Российской Федерации.

4. Подготовка и направление запроса в Роскомнадзор для определения состава действующих на территории субъекта Российской Федерации операторов подвижной и фиксированной связи. Начало: Ч+1. Окончание: Ч+2. Исполнитель: ГУ МЧС по субъекту Российской Федерации, Россвязькомнадзор субъекта Российской Федерации, операторы связи.

5. Организация процесса обучения дежурно-диспетчерского персонала системы-112. Начало: Ч +1. Окончание: Ч+6. Исполнитель: ГУ МЧС по субъекту Российской Федерации.

6. Проведение организационных мероприятий по завершению создания ЕДДС субъекта Российской Федерации, ЕДДС муниципальных образований в соответствии с ГОСТ, ДДС экстренных оперативных служб, других структур, необходимых для функционирования системы-112, в том числе обеспечения психологической поддержки и организации приема вызовов на иностранных языках. Начало: Ч+1. Окончание: Ч+10. Исполнитель: ГУ МЧС по субъекту Российской Федерации, Администрация субъекта Российской Федерации, ведомства субъекта Российской Федерации.

7. Разработка технического задания (проходит согласование с МЧС России), подготовка и проведение конкурса на разработку технического проекта на систему-112. и системного проекта телекоммуникационной подсистемы системы-112 субъекта Российской Федерации и Минкомсвязи России. Начало: Ч +1. Окончание: Ч +3. Исполнитель: ГУ МЧС по субъекту Российской Федерации.

8. Разработка технического задания (проходит согласование с Минкомсвязи России, МЧС России и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации), подготовка и проведение конкурса на разработку системного проекта телекоммуникационной подсистемы системы-112 субъекта Российской Федерации. Начало: Ч+1. Окончание: Ч+3. Исполнитель: Минкомсвязи, ГУ МЧС по субъекту Российской Федерации.

9. Разработка технического проекта системы-112 субъекта Российской Федерации, включающего в том числе документацию по проектированию подсистем. Разработка модели угроз и модели нарушителя для состава технических и программных средств, определяемых на этапе проектирования. Технический проект проходит согласование с МЧС России. Начало: Ч+4. Окончание: Ч+8. Исполнитель: на конкурсной основе.

10. Разработка системного проекта на систему связи (телекоммуникационной подсистемы) системы-112 субъекта Российской Федерации. Системный проект на систему связи (телекоммуникационной подсистемы) проходит согласование с МЧС России и Минкомсвязи России. Начало: Ч+4. Окончание: Ч+8. Исполнитель: на конкурсной основе.

11. Запрос в Минкомсвязь России на ввод единого номера «112» на территории субъекта Российской Федерации. Начало: Ч+6. Окончание: Ч+8. Исполнитель: Администрация субъекта Российской Федерации.

12. Проведение первоначального обучения персонала системы-112. Начало: Ч+6. Окончание: Ч +18. Исполнитель: ГУ МЧС по субъекту Российской Федерации, центры обучения персонала системы-112.

13. Переподготовка и обучение персонала системы-112. Начало: Ч+6. Окончание: Постоянно. Исполнитель: ГУ МЧС по субъекту Российской Федерации, центры обучения персонала системы-112.

14. Проектирование линий связи для привязки объектов системы-112 к сети связи общего пользования. Начало: Ч+8. Окончание: Ч+9. Исполнитель: на конкурсной основе.

15. Проведение государственной экспертизы разработанной проектно-сметной документации системы-112. Начало: Ч+8. Окончание: Ч+9. Исполнитель: ГУ МЧС по субъекту Российской Федерации, уполномоченная организация.

16. Строительство новых и модернизация существующих линий связи для привязки объектов системы-112 к сети связи общего пользования. Начало: Ч+9. Окончание: Ч+15. Исполнитель: на конкурсной основе.

17. Подготовка инфраструктуры сетей фиксированной и подвижной радиотелефонной связи к развертыванию системы-112. Начало: Ч+9. Окончание: Ч+18. Исполнитель: на конкурсной основе.

18. Развертывание системы-112 в субъекте Российской Федерации:

118.1 Создание центра обработки вызовов (ЦОВ) системы-112 субъекта Российской Федерации (строительство помещений и оснащение). Начало: Ч+9. Окончание: Ч+12. Исполнитель: на конкурсной основе.

118.2 Создание резервного ЦОВ с функцией обучения персонала системы-112 субъекта Российской Федерации (строительство помещений и оснащение). Начало: Ч+12. Окончание: Ч+20. Исполнитель: на конкурсной основе.

118.3 Реконструкция помещений и оснащение ПТК ЕДДС системы-112 субъекта Российской Федерации. Начало: Ч+12. Окончание: Ч+20. Исполнитель: на конкурсной основе.

118.4 Интеграция региональных ДДС в систему-112 субъекта Российской Федерации (реконструкция помещений и оснащение). Начало: Ч+12. Окончание: Ч+20. Исполнитель: на конкурсной основе.

19. Интеграция ДДС федеральных органов исполнительной власти (01, 02, 03) в систему-112 субъекта Российской Федерации (реконструкция помещений и оснащение). Начало: Ч+12. Окончание: Ч+20. Исполнитель: на конкурсной основе.

20. Интеграция ЦОВ системы-112 с ЦУКС МЧС России и ситуационными центрами глав администраций субъектов Российской Федерации. Начало: Ч+12. Окончание: Ч+20. Исполнитель: на конкурсной основе.

21. Сопряжение ЦОВ и РЦОВ системы-112 с НИЦ системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Начало: Ч+12. Окончание: Ч+20. Исполнитель: единственный исполнитель государственного заказа на реализацию проекта создания системы «ЭРА-ГЛОНАСС», определенный распоряжением Правительства Российской Федерации

22. Информирование населения области о вводе единого номера вызова экстренных оперативных служб «112». Начало: Ч+17. Окончание: Постоянно. Исполнитель: ГУ МЧС по субъекту Российской Федерации, на конкурсной основе.

23. Проведение опытной эксплуатации и государственных испытаний. Начало: Ч+20. Окончание: Ч+24. Исполнитель: ГУ МЧС по субъекту Российской Федерации, Администрация субъекта Российской Федерации, ведомства субъекта Российской Федерации, организации-исполнители, операторы связи.

24. Ввод системы-112 в эксплуатацию. Начало: Ч+24. Окончание: Постоянно. Исполнитель: ГУ МЧС по субъекту Российской Федерации, Администрация субъекта Российской Федерации, ведомства субъекта Российской Федерации.

ятий (степень реализации) на конкретный год определяется по формуле

Эс-112 = Итг * Рг X

где суммирование производится по целевым индикаторам и показателям эффективности;

тг — вклад каждого целевого индикатора и показателя эффективности в общую эффективность создания и внедрения системы-112, выражаемый относительной величиной и определяемый экспертным путем;

Рг - реальные значения целевых индикаторов и показателей эффективности создания и внедрения системы-112.

Значение величины состояния реализации мероприятий Программы может использоваться для подведения промежуточных и окончательных итогов развертывания системы-112 в субъекте Российской Федерации. При полной успешной реализации мероприятий Программы должны быть достигнуты значения Рг и Эс-112 не ниже 1.

Литература

1. Качанов С.А., Агеев С.В., Могильников С.А., Ковтун О.Б., Грачев В.Л., Романов А.С. Методические подходы обоснования создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации // Технологии гражданской безопасности. 2011. Т. 8. № 4. С. 10— 14.

2. Зубков В.Н., Агеев С.В., Денисов О.В., Тыминский В.В., Акульшин С.Б. Проблемы организации информационного взаимодействия дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб в процессе создания системы-112 // Технологии гражданской безопасности. 2010. Т. 7. № 1—2. С. 60—64.

3. Агеев С.В., Чухров И.П., Хайновский А.С. Основные принципы создания и функционирования автоматизированных средств поддержки принятия решения в системе-112 // Технологии гражданской безопасности. 2010. Т. 7. № 1—2. С. 47—54.

4. Нехорошев С.Н., Агеев С.В., Кудрявцев В.Н., Горбачев А.В. Интегрированная система приема и обработки вызовов и под-

система мониторинга стационарных и подвижных объектов на базе ЕДДС муниципального образования // Технологии гражданской безопасности. 2008. Т. 5. № 4. С. 75—80.

5. Нехорошев С.Н., Подиновский В.В., Потапов М.А., Агеев С.В., Романов АИспользование теории многокритериального выбора в системе поддержки принятия решения НЦУКС МЧС России // Технологии гражданской безопасности. 2008.

Т. 5. № 1—2. С. 128—130.

6. Попов А.П., Нехорошев С.Н., Агеев С.В., Романов А.С., Чухров И.П. Основные положения построения системы поддержки принятия решения ситуационного центра // Технологии гражданской безопасности. 2007. Т. 4. № 3. С. 21—25.

7. Агеев С.В., Чухров И.П., Нехорошев С.Н., Попов А.П. Специальное программное обеспечение планирования действий при ликвидации ЧС системы поддержки принятия решения // Технологии гражданской безопасности. 2007. Т. 4. № 3. С. 29—35.

8. Агеев С.В., Денисов О.В., Хайновский А.С., Кудрявцев В.Н. Программно-технический комплекс по управлению силами и средствами при ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий с учетом перехода на единый номер вызова экстренных оперативных служб «112» // Технологии гражданской безопасности. 2009. Т. 6. № 3—4. С. 195—200.

9. Нехорошев С.Н., Романов А. С., Иваненко А. О. К вопросу использования ГЛОНАСС в системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб // Технологии гражданской безопасности. 2010. Т. 7. № 1—2. С. 55—56.

10. Кудрин А.Ю., Ковтун О.Б. Обоснование структуры системы ситуационных центров МЧС России // Технологии гражданской безопасности. 2007. Т. 4. № 3. С. 12—16.

Сведения об авторах

Качанов Сергей Александрович: д.т.н., профессор, ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), заместитель начальника института по научной работе. 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7. E-mail: skachanov@inbox.ru

Агеев Сергей Владимирович: к.т.н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), начальник научно-исследовательского центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7. E-mail: asvaser@yandex.ru

Ковтун Олег Борисович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), начальник отдела.

121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7. E-mail: kool65@yandex.ru

Виноградов А.В.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м.н.с. 121352, Москва, ул. Давыдковская, д. 7. E-mail: eddc-112@mail.ru

«Красноярск-2012»

ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), Сибирский филиал ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), Министерство образования и науки Российской Федерации при участии Администрации Красноярского края, Сибирского регионального центра МЧС России, Главного управления МЧС России по Красноярскому краю проводят 20-21 июня 2012 г. в городе Красноярске научно-практический семинар «Практическое использование программ поведения человека в кризисных ситуациях в системе профессиональных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Сибирского федерального округа Российской Федерации»

В рамках семинара планируется ряд выступлений и проведение мастер-классов по темам:

• Инновационные программы поведения человека в кризисных ситуациях в системе образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Сибирского федерального округа Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Санитарно-эпидемиологическая безопасность образовательных учреждений.

• Практическое использование программ поведения человека в кризисных ситуациях для обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения.

• Противопожарная безопасность образовательного учреждения.

• Проблемы разработки и реализации стратегий развития систем комплексной безопасности образовательных учреждений.

• Стратегические цели и задачи внедрения инновационных программ поведения человека в кризисных ситуациях в системе образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Сибирского федерального округа Российской Федерации.

• Инновационные пожарно-спасательные средства и средства управления персональным риском в образовательных учреждениях.

• Индикаторы и показатели в управлении пожарной безопасностью учебного заведения.

Семинар пройдет в городе Красноярске на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Сибирский технологический университет».

Форма заявки на участие, требования к оформлению статей и последние сведения о семинаре размещены на сайте ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) - ИНр://вниигочс.рф. По всем вопросам необходимо обращаться в Оргкомитет мероприятия и Сибирский филиал ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) по электронной почте

2012.emercom@gmail.com или и по телефону +7 (499) 445-52-18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.