Научная статья на тему 'Основные направления формирования компетенций персонала системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»'

Основные направления формирования компетенций персонала системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
851
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / СИСТЕМА-112 / КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL TRAINING / AUTOMATED CONTROL SYSTEM / INFORMATION RESOURCE / THE AUTOMATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / SYSTEM-112 / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Качанов Сергей Алексеевич, Агеев Сергей Владимирович, Ковтун Олег Борисович, Беляева Ирина Анатольевна, Лукина Юлия Сергеевна

Рассмотрены вопросы формирования компетенций в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, обеспечивающего функционирование системы-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Качанов Сергей Алексеевич, Агеев Сергей Владимирович, Ковтун Олег Борисович, Беляева Ирина Анатольевна, Лукина Юлия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic Directions of Staff Competence of System-112

The problems of forming competence in the process of training, retraining and training of personal system-112 was discussed.

Текст научной работы на тему «Основные направления формирования компетенций персонала системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»»

/4 Civil SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 2 (44)

УДК 614.8: 351.86+37.08+519.6

Основные направления формирования компетенций персонала системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2015

С.А. Качанов, С.В. Агеев, О.Б. Ковтун, И.А. Беляева, Ю.С. Лукина, В.М. Чернов

Аннотация

Рассмотрены вопросы формирования компетенций в процессе подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, обеспечивающего функционирование системы-112.

Ключевые слова: подготовка профессиональных кадров; автоматизированная система управления; информационный ресурс; автоматизация учебного процесса; система-112, компетенции.

Basic Directions of Staff Competence of System-112

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2015

S. Kachanov, S. Ageev, O. Kovtun, I. Belyaeva, Yu. Lukina, V. Chernov

Abstract

The problems of forming competence in the process of training, retraining and training of personal system-112 was discussed.

Key words: professional training; automated control system; information resource; the automation of the educational process; system-112; competences.

В настоящее время в Российской Федерации проводится работа по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Создание новой автоматизированной системы влечет за собой трудоемкий процесс подготовки кадров, обеспечивающих ее функционирование и привлекаемых к выполнению задач, решаемых си-стемой-112. Вовлеченному в инновационную деятельность персоналу организаций, ставших объектом автоматизации для системы-112, необходимо повысить уровень профессиональной компетентности, которая позволит успешно освоить нововведение [1]. Кроме того, вновь создаваемые объекты системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб требуют новых кадров [12].

Согласно Положению о системе-112, утвержденному Постановлением Правительства Российской

Федерации от 21 ноября 2011 г. № 958, персоналом, привлекаемым к выполнению задач системы-112, является операторский персонал центров обработки вызовов и диспетчерский персонал единых дежур-но-диспетчерских служб (далее — ЕДДС) и дежур-но-диспетчерских служб экстренных оперативных служб (ДДС).

На основе анализа теоретических исследований по проблемам подготовки компетентных кадров, было определено два типа компетенций в рамках подготовки персонала системы-112 [8—10]: общепрофессиональные; предметно-специальные.

Целью обучения персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112, является приобретение предметно-специальных компетенций в области функционирования системы-112 для работы с кон-

кретным оборудованием, инновационными технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами.

Для прохождения подготовки в области функционирования системы-112 обучаемые лица должны обладать общепрофессиональными компетенциями и удовлетворять следующим минимальным требованиям [7]:

наличие среднего профессионального образования;

наличие навыков работы на уровне уверенного пользователя со средствами вычислительной техники;

наличие навыков работы на уровне уверенного пользователя со средствами коммуникаций и связи.

Формирование компетенций персонала, привлекаемого к выполнению задач системы-112, основано на требованиях к категориям персонала [6].

При формировании компетенций диспетчерского персонала единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований учитывались обязанности диспетчерского персонала ЕДДС осуществлять контроль за реагированием на происшествие, анализировать и вводить в базу данных информацию, полученную по результатам реагирования, уточнять и корректировать действия привлеченных дежур-но-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, информировать взаимодействующие де-журно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб об оперативной обстановке о принятых и реализуемых мерах.

При формировании компетенций персонала де-журно-диспетчерских служб федеральных органов исполнительной власти и региональных ДДС, интегрированных с системой-112, учитывались специфика каждой ДДС при организации информационного обмена с системой-112, специфика обработки вызовов и организации реагирования с учетом ведомственных нормативных документов, а также обязанность персонала ДДС по размещению в системе-112 информации о ходе и об окончании мероприятий по экстренному реагированию на принятый вызов (сообщение о происшествии) [11].

При формировании компетенций операторского персонала центров обработки вызовов системы-112 учитывались обязанности операторского персонала по приему и обработке вызовов (сообщений о происшествиях) в системе-112, вводу в базу данных основных характеристик происшествия, анализу и передаче характеристик происшествия, при необходимости передаче вызовов (сообщений о происшествиях) в дежурно-диспетчерские службы соответствующих экстренных оперативных служб, а также обязанности по оказанию, при необходимости, консультативной помощи, психологической поддержки абонента, умение определить иностранный язык при приеме вызова, коммуникативность [3].

На основании анализа перечисленных требований к персоналу системы-112 были определены следую-

щие основные предметно-специальные компетенции ко всему персоналу системы-112: знать:

законодательство, нормативно-правовые акты федерального и субъектового уровня, регулирующие создание и развитие системы-112 в Российской Федерации, а также деятельность сотрудников дежур-но-диспетчерских служб экстренных оперативных и аварийных служб;

назначение, структуру, функциональную и территориальную ответственность подразделений экстренных оперативных и аварийных служб, их возможности и имеющиеся ограничения по реагированию;

особенности информационного взаимодействия со службами при обработке комплексных происшествий;

состав и технические характеристики оборудования, применяемого на объектах системы-112 (объектах автоматизации системы-112). уметь:

обрабатывать входящую информацию в соответствии с принятыми в системе-112 стандартами, правилами и процедурами;

использовать все средства регистрации информации, связи и информационного обеспечения, в том числе в нештатном режиме. иметь навыки:

работы с автоматизированным рабочим местом оператора центра обработки вызовов, заполнения унифицированной карточки информационного обмена; взаимодействия с диспетчерами экстренных служб реагирования на происшествия и чрезвычайные ситуации (далее — ЧС).

Согласно функциям операторского персонала си-стемы-112, определенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 958, помимо вышеперечисленных знаний, умений и навыков, операторы должны обладать следующими дополнительными компетенциями [5]: знать:

правила опроса заявителей в зависимости от категории (типа) вызова (сообщения о происшествии) с целью определения повода обращения, уточнения признаков происшествия и принятия решения о необходимости привлечения экстренных оперативных и/или аварийных служб;

характеристику возможных чрезвычайных ситуаций в субъекте Российской Федерации;

административно-территориальное деление и транспортную инфраструктуру субъекта Российской Федерации;

основные психологические состояния пострадавших и потерпевших, психологические особенности поведения населения при чрезвычайных ситуациях;

требования охраны труда и основы безопасности на рабочем месте.

уметь:

определять перечень и степень угроз жизни, здоровью и имуществу граждан и общественному по-

^П SecurityTechnology, Vol. 12, 2015, No. 2 (44)

рядку на основании информации, полученной от заявителя;

определять перечень служб и специалистов, необходимых на месте происшествия;

оказывать справочно-консультативную помощь заявителю по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности;

определять адрес места происшествия со слов заявителя с использованием систем позиционирования или без них, электронных и печатных карт, по ориентирам, объектам и другим признакам;

общаться с использованием норм речевого этикета, правил ведения телефонных переговоров по номеру «112», правил бесконфликтного общения, получая необходимую информацию за минимальное время;

доводить до абонента необходимые рекомендации по его действиям до прибытия экстренных служб;

идентифицировать иностранный язык, на котором обращается заявитель. иметь навыки:

действий по предназначению, позволяющих квалифицированно реагировать на вызовы;

комплексного использования всех средств регистрации информации, связи и информационного обеспечения как в штатном, так и в нештатном режимах.

На основании обозначенных предметно-специальных компетенций были определены основные направления подготовки кадров, реализованные в виде дополнительного профессионального образования:

повышение квалификации (для диспетчеров ДДС, ЕДДС);

профессиональной переподготовки (для соискателей на должность оператора, за исключением диспетчеров ЕДДС).

На рис. представлена концептуальная схема направлений формирования предметно-специальных компетенций в рамках системы-112.

Одним из направлений подготовки является повышение квалификации для соискателей на должность преподавателя системы-112, которыми могут выступать диспетчеры ДДС ЭОС и ЕДДС, препода-

ватели образовательных организаций МЧС России, преподаватели центров обучения субъектов Российской Федерации, преподаватели иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и обладающих необходимыми общепрофессиональными компетенциями.

На основании сформированных предметно-специальных компетенций и обозначенных направлений подготовки для каждой категории обучаемых были разработаны примерные учебные программы обучения персонала, на основании которых строятся образовательные программы, разрабатываемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность и согласованной с организацией, обслуживающей систему-112.

Примерные учебные программы учитывают требования профессиональных стандартов, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках [2, 4]. Кроме того, для каждой группы обучаемых, направленных на обучение конкретным субъектом Российской Федерации, программы включают особенности территориального деления, характеристики территории и другие особенности конкретного субъекта Российской Федерации [14].

Программа повышения квалификации преподавательского персонала учитывает особенности дополнительных профессиональных программ обучения всех категорий персонала.

Программа профессиональной переподготовки операторского персонала включает дополнительно к программе повышения квалификации изучение нормативной базы в области РСЧС, системы-112, федеральные органы исполнительной власти (в части взаимодействия с системой-112) [13].

Таким образом, учитывая основные задачи системы-112 и функции, возлагаемые на персонал в рамках системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб, были определены основные направления обучения, компетенции персонала, которые легли в основу примерных учебных программ всех категорий персонала.

Диспетчер

ДДС

Диспетчер

ЕДДС

а:

а:

Соискатель на должносг

сть оператора

Соискатель на

должность преподавателя

^ \ Преподавательский

персонал

системы-112

v_i__'

ПЕРСОНАЛ, ПРИВЛЕКАЕМЫЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧ СИСТЕМЫ-112

Рис. Концептуальная схема направлений формирования предметно-специальных компетенций в рамках системы-112

Литература

1. Приказ МЧС России от 01.07.2010 № 306 «Об утверждении Концепции кадровой политики МЧС России на период до 2020 года».

2. Студянникова М.А., Студянникова А.В. Специфика становления современного непрерывного образования // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры», Оренбург, 2014. Т. 11. С. 2263—2265.

3. Приказ МЧС России от 14.02.2014 г. № 61 «Об организации и проведении обучения специалистов МЧС России, должностных лиц и специалистов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в образовательных организациях МЧС России по дополнительным профессиональным программам в 2014 году».

4. Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

5. Отчет об ОКР «Разработка автоматизированной системы управления единой системой подготовки профессиональных кадров для МЧС России и РСЧС» (АСУ ЕСПК). М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2014.

6. Кононова И.В. Зарубежный опыт организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров // ФЭН-Наука. 2012. № 6.

7. Аргунова П. Г. Коммуникативная компетентность в образовательном процессе // Материалы Образовательного форума «Education, forward!», «Профессиональный стандарт. Формирование трудовых ресурсов высокой квалификации». Якутск, 2013.

8. Морозов А.В. Актуальные проблемы профессиональной переподготовки современных специалистов // Молодой ученый. 2012. № 5. С. 471—473.

9. Туисов А.Г. Опыт работы по повышению уровня профессиональной компетентности персонала, непосредственно участвующего в инновационной деятельности предприятия // Материалы Образовательного форума «Education, forward!», «Профессиональный стандарт. Формирование трудовых ресурсов высокой квалификации». Якутск, 2013.

10. Парникова Г.М. Теоретические подходы к формированию универсальных компетенций будущих специалистов в условиях перехода на уровневое высшее профессиональное образование // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2008. Вып. 2. Т. 5.

11. Агеев С.В. Особенности создания Единой государственной де-журно-диспетчерской службы Кыргызской Республики (систе-ма-112) // Технологии гражданской безопасности. 2013. № 4.

12. Агеев С.В., Грачев В.Л., Ковтун О.Б. Подходы к технико-экономическому обоснованию модернизации информационно-коммуникационной инфраструктуры системы-112 // Технологии гражданской безопасности. 2013. № 4.

13. Агеев С.В., Ковтун О.Б., Свентская Н.В., Виноградов А.В. и др. Требования к подсистеме консультативного обслуживания населения системы-112 // Технологии гражданской безопасности. 2014. №1.

14. Агеев С.В., Ковтун О.Б., Середа Д.А., Виноградов А.В. Особенности организации приемочных испытаний систе-мы-112 в субъекте Российской Федерации // Технологии гражданской безопасности. 2014. № 2.

Сведения об авторах

Качанов Сергей Алексеевич: д. т. н., проф., ФГБУ ВНИИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ГОЧС(ФЦ), зам. нач. ин-та.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

Тел.:( 499) 445-44-65, доб. 42-67.

E-mail: skachanov@inbox.ru

Агеев Сергей Владимирович: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), нач. центра.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.:(499) 216-99-58. E-mail: asvaser@yandex.ru SPIN-код — 3584-4627.

Ковтун Олег Борисович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС(ФЦ), нач. отд. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.:(499) 216-65-48, доб. 43-20. E-mail: kool65@yandex.ru SPIN-код — 2889-3410.

Беляева Ирина Анатольевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), зам. нач. отд.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.:(499) 216-65-48, доб. 43-15. E-mail: zaira81@inbox.ru

Лукина Юлия Сергеевна: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС(ФЦ), вед. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.:(499) 216-65-48, доб. 43-11. E-mail: lukina_rctu@mail.ru

Чернов Василий Михайлович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.:(499) 216-65-48, доб. 4340. E-mail: chernov.vm@gmail.com

Information about authors

Kachanov Sergey A.: Doctor of Technical Sciences, prof., Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Deputy Head of the Institute. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.:( 499) 445-44-65, ext. 42-67. E-mail: skachanov@inbox.ru

Ageev Sergey V.: Candidate of Technical Sciences, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Head of Centre. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.:(499) 216-99-58. E-mail: asvaser@yandex.ru SPIN-scientific — 3584-4627.

Kovtun Oleg B.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Department Head.

121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.:(499) 216-65-48, ext. 43-20. E-mail: kool65@yandex.ru SPIN-scientific — 2889-3410.

Belyaeva Irina A.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Deputy Head of Department. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.:(499) 216-65-48, ext. 43-15. E-mail: zaira81@inbox.ru

Lukina Yulia S.: Candidate of Technical Sciences, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Leading Researcher. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.:(499) 216-65-48, ext. 43-11. E-mail: lukina_rctu@mail.ru

Chernov Basil M.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Junior Researcher. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.:(499) 216-65-48, ext. 43-40. E-mail: chernov.vm@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.