Научная статья на тему 'Методические подходы обоснования создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации'

Методические подходы обоснования создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
487
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
Система-112 / оценка эффективности мероприятий / Федеральная целевая программа / модель расчета стоимости / System-112 / evaluating the effectiveness of interventions / Federal target program / pricing model

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Качанов Сергей Алексеевич, Агеев Сергей Владимирович, Могильников Сергей Анатольевич, Ковтун Олег Борисович, Грачев Виталий Леонидович

Рассмотрены проблемы и перспективы создания на территории Российской Федерации Системы-112, предложены метод оценки эффективности и модель расчета стоимости основных мероприятий по созданию Системы-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Качанов Сергей Алексеевич, Агеев Сергей Владимирович, Могильников Сергей Анатольевич, Ковтун Олег Борисович, Грачев Виталий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problems and prospects of creation in the territory of the Russian Federation a System-112, the proposed method of evaluation of the effectiveness of the model and calculate the value of main activities for creation of the System-112.

Текст научной работы на тему «Методические подходы обоснования создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации»

УДК 614.8.013

Методические подходы обоснования создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2011

С.А. Качанов, С.В. Агеев, С.А. Могильников, О.Б. Ковтун, В.Л. Грачев, А.С. Романов

Аннотация

Рассмотрены проблемы и перспективы создания на территории Российской Федерации Системы-112, предложены метод оценки эффективности и модель расчета стоимости основных мероприятий по созданию Системы-112.

Ключевые слова: Система-112; оценка эффективности мероприятий; федеральная целевая программа; модель расчета стоимости.

The Prospects of Establishing a System for Ensuring Emergency Call Opera-effective Services on a Single Number "112" in the Russian Federation

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2011

S. Kachanov, S. Ageev, S. Mogilnikov, O. Kovtun, V. Grachov, A. Romanov

Abstract

The article considers the problems and prospects of creation in the territory of the Russian Federation a System-112, the proposed method of evaluation of the effectiveness of the model and calculate the value of main activities for creation of the System-112.

Key words: System-112; evaluating the effectiveness of interventions; federal target program; pricing model.

Система-112 является нижним уровнем вертикали системы антикризисного управления МЧС России (рис.1). Именно она должна обеспечить эффективный прием и обработку первичной информации о происшествии и ускорить реагирование на него экстренных оперативных служб, а в случае возникновения ЧС обеспечить доведение информации до сил и средств Единой государственной системы реагирования в чрезвычайных ситуациях. Поэтому на МЧС России возложена функция координации работ по созданию и развитию Системы-112 в Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря № 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации». Координатором работ по созданию Системы-112 в Российской Федерации от МЧС России выступает УЗИ МЧС России, научно-методическое сопровождение работ возложено на ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

Типовая организационно-функциональная схема Системы-112 включает в себя центры обработки вызовов (ЦОВ), единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований (ЕДДС) и дежурно-диспетчерские службы (ДДС) экстренных оперативных служб, которые входят в соответствующие организационно-штатные структуры федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, безопасности государства, обеспечения правопорядка, безопасности жизни и здоровья граждан.

При таком построении системы ЦОВ совместно с РЦОВ обеспечивают прием вызовов от населения административного центра субъекта Российской

Федерации по единому телефонному номеру «112», а также централизованное хранение информации Системы-112, взаимодействие с региональным ЦУКС МЧС России, ЕДДС и ДДС в рамках Системы-112, а в случае необходимости прием вызовов с территории субъекта Российской Федерации. Между ЦОВ/РЦОВ, ЕДДС и ДДС происходит обмен информацией на уровне баз данных и возможна переадресация вызовов с подключением дополнительных специалистов к разговору.

Проведенный анализ показал, что для создания такой системы требуется принципиальная новизна и высокая эффективность технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений в области обеспечения безопасности населения.

Реализуемые в субъектах Российской Федерации мероприятия носят эпизодический характер, Система-112 не создана целиком ни в одном субъекте Российской Федерации.

Государственное управление созданием Системы-112 в условиях фактического отсутствия программно-целевого подхода характеризуется недостаточной системностью, отсутствием четкого разделения полномочий и ответственности между субъектами управления на федеральном, региональном и местном уровнях.

Недостаточно разработан механизм координации действий органов исполнительной власти на федеральном уровне, что ведет к определенной разобщенности при создании Системы-112, организации ее функционирования и использования. Действующие нормативные правовые акты не в полной мере регулируют отношения в этой сфере. Поэтому стало очевидно, что при создании Системы-112 в субъектах Российской Федерации необходимо применение ме-

В

АС системы-112

"ВызовТТЙ"

Рис.1. Место Системы-112 в системе антикризисного управления

ханизма федеральных целевых программ (далее — ФЦП).

Данный подход позволит обеспечить: определение целей, задач, состава и структуры мероприятий по созданию Системы-112;

единую научную, техническую и информационную составляющие в работах по созданию Системы-112 в субъектах Российской Федерации;

комплексную межведомственную координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также концентрацию усилий и ресурсов (федерального и региональных бюджетов) на реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам;

создание условий для целевого и адресного использования ресурсов с целью решения задач по приоритетным направлениям;

повышение эффективности государственного управления в области обеспечения безопасности населения;

повышение результативности государственных и муниципальных инвестиций, использования материальных и финансовых ресурсов.

В соответствии с выработанным подходом в настоящее время разработан проект ФЦП «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2012—2017 годы» (Программа).

Разрабатываемая Программа предусматривает использование средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетные источники финансирования.

Ход реализации Программы предлагается оценивать по целевым индикаторам и показателям эффективности.

Целевые индикаторы:

доля населения Российской Федерации, проживающая на территориях муниципальных образований, в которых развернута Система-112, относительно общего количества населения Российской Федерации (процентов);

количество субъектов Российской Федерации, в которых Система-112 создана в полном объеме (единиц);

доля персонала Системы-112 и сотрудников взаимодействующих ДДС, прошедших обучение, относительно их общего требуемого количества в Российской Федерации (процентов). Показатели эффективности:

сокращение среднего времени комплексного реагирования экстренных оперативных служб на обращения населения по номеру «112» на территории Российской Федерации (процентов);

снижение числа погибших в чрезвычайных ситуациях и происшествиях на территориях муниципаль-

ных образований, в которых развернута Система-112 (человек);

снижение числа пострадавших в чрезвычайных ситуациях и происшествиях на территориях муниципальных образований, в которых развернута Система-112 (человек);

сокращение экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций и происшествий на территориях муниципальных образований, в которых развернута Система-112 (млрд руб.).

В качестве комплексного показателя эффективности Программы принимается величина предотвращенного ущерба за счет проведения данных мероприятий, определяемого на основании величины безвозвратных и санитарных потерь населения (гибели и пострадавших) и величины материального ущерба в результате происшествий и чрезвычайных ситуаций.

Интегральным показателем оценки эффективности мероприятий Программы является величина экономического эффекта от проведения мероприятий программы, определяемая как разность величины предотвращенного ущерба, вычисляемой в соответствии с доходом консолидированного бюджета Российской Федерации, и суммарных затрат федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию Программы.

Общую величину суммарного предотвращенного ущерба (Эо) в результате программно-целевого планирования развертывания и внедрения Системы-112 можно определить с помощью выражения

6

Эо =Ъ(Эо1 ■ Щ), 1=1

где: суммирование производится по годам развертывания Системы-112 (с 2012 по 2017 г.);

КдI — индекс-дефлятор по отношению к 2011 году, определяемый на основе прогнозных значений;

ЭоI — величина суммарного предотвращенного ущерба в г-м году в ценах 2011 года.

Интегральный показатель мероприятий Программы определяется как разность величины предотвращенного ущерба и затрат на реализацию Программы

Эи = Эо - Эз■

Для определения реальных текущих или окончательных величин предотвращенного ущерба путем выполнения всех предусмотренных Программой мероприятий, а также интегрального показателя оценки эффективности вместо прогнозных данных следует использовать официальные статистические данные интересующего периода.

Общая величина состояния реализации мероприятий Программы (степень реализации) на конкретный год определяется по формуле:

Эс-112= Ъ(ш\ ■ Р\ X

где: — вклад каждого целевого индикатора и показателя эффективности в общую эффективность создания и внедрения Системы-112, выражаемый относительной величиной и определяемый экспертным путем;

РI — относительные значения целевых индикаторов и показателей эффективности создания и внедрения Системы-112.

Значение величины состояния реализации мероприятий Программы может использоваться для подведения промежуточных и окончательных итогов развертывания Системы-112 до 2017 года. При полной успешной реализации мероприятий Программы должны быть достигнуты значения Р^ и Эс-ц2 не ниже 1.

Мероприятия Программы формируются по следующим направлениям:

научно-методическое обеспечение создания и функционирования Системы-112;

создание телекоммуникационной инфраструктуры Системы-112;

создание информационно-технической инфраструктуры Системы-112;

дооснащение станций и центров скорой медицинской помощи современными автоматизированными системами обмена информацией, обработки вызовов и управления мобильными бригадами скорой медицинской помощи;

создание системы обучения персонала и организация информирования населения.

Создание Системы-112 в субъекте Российской Федерации предполагается в течение 2—3 лет в следующей последовательности:

техническое и системное проектирование инфраструктуры Системы-112 (1-й год);

поэтапное развертывание объектов Системы-112 начиная с административного центра субъекта Российской Федерации (1 и 2-й год);

опытная эксплуатация и государственные испытания развернутой в субъекте Российской Федерации Системы-112 (2—3-й год).

На рис. 2 представлены количественные показатели хода реализации Программы создания Системы-112 в субъектах Российской Федерации.

Программой предусматривается предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2008 № 392 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».

Посредством механизма субсидирования предполагается финансирование основного мероприятия Программы «Развертывание инфраструктуры Системы-112 субъектов Российской Федерации»:

вклад федерального бюджета определяется равным стоимости развертывания инфраструктуры ЦОВ (строительство помещений и оснащение программно-техническим комплексом (далее — ПТК), резервных ЦОВ (строительство помещений и оснащение ПТК);

доля бюджетов субъектов определяется равной стоимости развертывания инфраструктуры ЕДДС (реконструкция помещений и оснащение ПТК), интеграции региональных ДДС в Систему-112 (оснащение ПТК).

В целях расчета требуемого ресурсного обеспечения развертывания инфраструктуры ЦОВ, РЦОВ, ЕДДС и ДДС экстренных оперативных служб в рамках создания Системы-112 (посредством механизма субсидирования) ФГБУ ВНИИ ГОЧС были разработаны алгоритм и модель расчета стоимости следующих основных мероприятий:

технорабочее проектирование Системы-112; строительство помещений и оснащение программно-техническим комплексом (ПТК) ЦОВ и резервных ЦОВ;

реконструкция помещений и оснащение ПТК ЕДДС и региональных ДДС экстренных оперативных служб.

Рис. 2. Показатели хода создания Системы-112 в субъектах Российской Федерации

Таблица

№ Модель расчета Алгоритм расчета

1 Методика расчета стоимости строительства и оснащения ПТК ЦОВ субъекта Российской Федерации ®цов = (Кол-во населения административного центра субъекта ■ удельная стоимость ПТК ЦОВ ■ дефлятор) ■ норматив стоимости проектных, монтажных и пусконаладочных работ + (норматив стоимости строительства 1 кв.м новых помещений ■ общая требуемая площадь помещений ЦОВ/кол-во населения РФ ■ кол-во населения административного центра субъекта РФ)

2 Методика расчета стоимости строительства и оснащения ПТК ЦОВ субъекта Российской Федерации ®рцов = дефлятор ■ удельная стоимость ПТК РЦОВ ■ (1 + норматив монтажных и пусконаладочных работ относительно стоимости ПТК + норматив опытной эксплуатации и ввода Системы-112 в эксплуатацию относительно стоимости ПТК) ■ кол-во населения административного центра субъекта + (стоимость имитатора + стоимость класса СДО) ■ (1 + норматив монтажных и пускона-ладочных работ относительно стоимости ПТК + норматив опытной эксплуатации и ввода Системы-112 в эксплуатацию относительно стоимости ПТК) + норматив стоимости строительства 1 кв.м новых помещений ■ площадь РЦОВ

3 Методика расчета стоимости реконструкции и оснащения ПТК ЕДДС/ДДС субъекта Российской Федерации ®еддс = дефлятор ■ (удельная стоимость ПТК ЕДДС + удельная стоимость ПТК региональных ДДС) ■ (численность жителей субъекта - численность жителей административного центра субъекта) + норматив реконструкции 1 кв. м существующих помещений ■ площадь реконструируемых помещений ДДС ■ количество ДДС + норматив реконструкции 1 кв. м существующих помещений ■ площадь реконструируемых помещений ЕДДС

Модель расчета ресурсного обеспечения развертывания инфраструктуры Системы-112 включает в себя методики расчета стоимости ЦОВ, РЦОВ, ЕДДС и ДДС экстренных оперативных служб (см. таблицу).

Участниками федеральной целевой программы создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2012—2017 годы являются МЧС России, Минкомсвязь России, МВД России, Минздравсоцразвития России, ФСБ России, органы власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В целях координации деятельности по созданию, развитию, эксплуатации Системы-112, а также автоматизации процесса ведения реестра Системы-112 предполагается создание на площадке ФГБУ ВНИИ ГОЧС Центра информационно-аналитической поддержки (далее — ЦИАП). ЦИАП позволит также обеспечить информационную поддержку заказчиков, разработчиков и персонала Системы-112 в первые годы ее создания.

Таким образом, разработанная программа позволит обеспечить: полномасштабную разработку научно-методического обеспечения создания и функционирования Системы-112; создание в необходимом объеме и в требуемые сроки информационно-технической и телекоммуникационной инфраструктуры Системы-112; создание полноценной системы обучения персонала Системы-112, проведение качественного первоначального обучения персонала Системы-112 и организацию пропаганды Системы-112 среди населения всех возрастов с использованием различных способов информирования.

Литература

1. О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 в редакции от 16.07.2009 № 577.

2. Попов А.П., Нехорошев С.П., Агеев С.В., РомановА.С. Основные направления развития типового специального программного и информационного обеспечения АС ОСОДУ // 30 лет во имя безопасности. Сборник научно-технических трудов. М.: Голден-Би, 2006. С. 318-322.

3. Зубков В.Н., Агеев С.В., Денисов О.В., Тыминский В.В., Акульшин А.С. Проблемы организации информационного взаимодействия дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб в процессе создания Системы-112 // Технологии гражданской безопасности. 2010. Т. 7. № 1-2. С. 60-64.

4. Агеев С.В., Чухров И.П., Хайновский А.И. Основные принципы создания и функционирования автоматизированных средств поддержки принятия решения в Системе-112 // Технологии гражданской безопасности. 2010. Т. 7. № 1-2. С. 47-54.

5. Агеев С.В., Грачев В.Л., Нехорошев С.Н., Попов А.П., Романов А.С. Основные положения по созданию специального программного и информационного обеспечения единых дежур-но-диспетчерских служб «01» // Технологии гражданской безопасности. 2004. № 1. С. 57-62.

Сведения об авторах

Качанов Сергей Алексеевич: д.т.н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС

(ФЦ), профессор, засл. деятель науки РФ, зам. начальника

института по научной работе.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тел.: (495) 445-44-65.

E-mail: skachanov@inbox.ru

Агеев Сергей Владимирович: к.т.н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), начальник научно-исследовательского центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: asvaser@yandex.ru

Могильников Сергей Анатольевич: к.т.н., УЗИ МЧС

России, зам.начальника.

Москва, ул. Ватутина, 1.

Тел.: (495) 449-95-24.

E-mail: m-sergey@hotmail.com

Ковтун Олег Борисович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), начальник отдела.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Телю: (495) 449-37-67. E-mail: kool65@yandex.ru

Грачев Виталий Леонидович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), с.н.с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (495) 449-37-67. E-mail: g-vl@mail.ru

Романов Александр Семенович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), зам. начальника научно-исследовательского центра. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Е-mail: romalsem@yandex.ru

Разработки ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

/15

Комплексная безопасность

человека

Допущено Министарством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве учебного пособия для адъюнктов, аспирантов, студентов, курсантов и слушателей образовательных учреждений МЧС России

УДК 351.78(07)

ББК 68.903Я7

В75

Рецензенты:

А. А. Таранов, к.т.н., заместитель директора ДГЗ МЧС России.

С. А. Мельков, д.полит.н., заведующий кафедрой государственного и муниципального управления ФГОУ ВПО «Академия гражданской защиты МЧС России».

Воробьев ЮЛ., Акимов В. А., Соколов Ю. И. Комплексная безопасность человека: Учебное пособие; МЧС России. М: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ),

2011.360 с.: ил.

ISBN 978-5-93970-051-1

В учебном пособии изложен материал, отражающий вопросы комплексной безопасности человека в условиях существования различных угроз и опасностей в современном мире. Безопасность тесно связана со всеми сторонами жизни человека и общества, коренной задачей которой является обеспечение существования и развития человечества.

В пособии раскрыто понятие «безопасность» и отражены вопросы обеспечения безопасности, в том числе в чрезвычайных ситуациях.

Отдельная глава пособия посвящена вопросам сущности и содержания национальной безопасности Российской Федерации и доктрин национальной безопасности ряда зарубежных стран. Большой раздел пособия посвящен раскрытию вопросов безопасности личности, общества и государства на современном этапе. В пособии рассмотрена тема международной безопасности, включая отражение вопросов безопасности человека в условиях существования и развития глобальных проблем человечества. В отдельном разделе пособия анализируется проблема безопасности человека в условиях глобального изменения климата.

Данное учебное пособие адресовано слушателям учебных заведений МЧС России, работникам органов управления гражданской обороны и спасательным службам всех уровней, а также широкому кругу лиц, интересующихся вопросами безопасности человека в современном мире.

Содержание

Предисловие. Введение.

Глава 1. Понятие «безопасность».

1.1. Анализ термина «безопасность».

1.2. Ретроспектива понятия «безопасность».

1.3. Взаимосвязь понятий в сфере безопасности.

1.4. Безопасность как социальное явление.

1.5. Теория рисков в оценке безопасности. Учебные вопросы.

Глава 2. Вопросы безопасности в нормативных правовых документах Российской Федерации.

2.1. Конституция Российской Федерации — нормативная правовая основа безопасности личности, общества и государства.

2.2. Закон Российской Федерации «О безопасности»

2.3. Использование понятия «безопасность» в нормативных правовых актах Российской Федерации.

2.4. Правовые основы обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Учебные вопросы.

Глава 3. Сущность и содержание национальной безопасности.

3.1. Анализ понятия «национальная безопасность».

3.2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации.

3.3. Обеспечение безопасности через устойчивое развитие.

3.4. Современные зарубежные доктрины национальной безопасности.

Учебные вопросы.

Глава 4. Безопасность человека.

4.1. Понятия «человек» и «личность».

4.2. Безопасность личности.

4.3. ООН о безопасности человека.

4.4. Новые угрозы безопасности человека в современном обществе.

4.5. Угрозы безопасности человека, создаваемые глобализацией.

4.6. Безопасность человека при чрезвычайных ситуациях.

Учебные вопросы.

Глава 5. Безопасность общества.

5.1. Понятие «общество».

5.2. Гражданское общество.

5.3. Риски современного общества.

5.4. Безопасность российского общества. на современном этапе.

5.4.1. Угрозы и вызовы в сфере демографии.

5.4.2. Угрозы и вызовы в экономической сфере.

5.4.3. Угрозы и вызовы в сфере образования и науки.

5.4.4. Угрозы и вызовы в социальной сфере.

5.4.5. Угрозы и вызовы в сфере коррупции. Учебные вопросы.

Глава 6. Безопасность государства.

6.1. Государство.

6.2. Общая характеристика российского государства.

6.3. Государственные интересы.

6.4. Государственная безопасность.

6.5. Нормативное правовое обеспечение различных видов безопасности Российской Федерации.

Учебные вопросы.

Глава 7. Международная безопасность.

7.1. Термин «международная безопасность».

7.2. Право международной безопасности.

7.3. Вопросы международной безопасности Российской Федерации.

7.4. Глобальная экологическая безопасность.

7.5. Глобальные бедствия и международная безопасность.

Учебные вопросы.

Глава 8. Безопасность человека в условиях изменения климата.

8.1. Изменение климата как глобальная проблема современности.

8.2. Причины изменения климата.

8.3. Изменение климата в России в XXI веке. Учебные вопросы.

Заключение. Литература.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.