Научная статья на тему 'Особенности организации приемочных испытаний системы-112 в субъекте РФ'

Особенности организации приемочных испытаний системы-112 в субъекте РФ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
319
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА-112 / ПРИЕМОЧНЫЕ ИСПЫТАНИЯ / ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ / ТРЕБОВАНИЯ / SYSTEM-112 / ACCEPTANCE TESTS / TECHNICAL SOLUTIONS / REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Качанов Сергей Алексеевич, Агеев Сергей Владимирович, Ковтун Олег Борисович, Середа Дмитрий Александрович, Виноградов Андрей Владимирович

В статье представлена структура типовой программы и методики приемочных испытаний системы-112 в субъекте РФ. Также приведены особенности построения системы-112 в Республике Татарстан и Курской области, которые учитывались при составлении Программы и методики приемочных испытаний системы-112 в данных регионах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Качанов Сергей Алексеевич, Агеев Сергей Владимирович, Ковтун Олег Борисович, Середа Дмитрий Александрович, Виноградов Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the Organization of the Acceptance Test of the system-112 in the Subject of the Russian Federation

In this work presents the structure of a model program and methodology of acceptance tests of the system-112 in subject of the Russian Federation. Also presented are the features of construction of the system-112 in the Republic of Tatarstan and the Kursk region, which were taken into account when preparing the Program and methods of acceptance testing system-112 in these regions.

Текст научной работы на тему «Особенности организации приемочных испытаний системы-112 в субъекте РФ»

УДК 614.8.084

Особенности организации приемочных испытаний системы-112 в субъекте РФ

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2014

С.А. Качанов, С.В. Агеев, О.Б. Ковтун, Д.А. Середа, А.В. Виноградов

Аннотация

В статье представлена структура типовой программы и методики приемочных испытаний системы-112 в субъекте РФ. Также приведены особенности построения системы-112 в Республике Татарстан и Курской области, которые учитывались при составлении Программы и методики приемочных испытаний системы-112 в данных регионах.

Ключевые слова: система-112; приемочные испытания; технические решения; требования.

Features of the Organization of the Acceptance Test of the system-112 in the Subject of the Russian Federation

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2014

S. Kachanov, S. Ageev, O. Kovtun, D. Sereda, A. Vinogradov

Abstract

In this work presents the structure of a model program and methodology of acceptance tests of the system-112 in subject of the Russian Federation. Also presented are the features of construction of the system-112 in the Republic of Tatarstan and the Kursk region, which were taken into account when preparing the Program and methods of acceptance testing system-112 in these regions.

Key words: system-112; acceptance tests; technical solutions; requirements.

Анализ опыта реагирования экстренных оперативных служб на происшествия и чрезвычайные ситуации, анализ итогов реализации федеральных целевых программ в сфере безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, анализ наиболее успешных инициатив органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также опыта зарубежных стран и международных организаций позволяют сделать вывод о том, что наиболее эффективным решением, обеспечивающим оперативное и рациональное использование ресурсов экстренных оперативных служб, максимально эффективное их взаимодействие при реагировании на поступающие от населения вызовы (сообщения о про-

исшествиях), является создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (далее — система-112).

В результате реализации федеральной целевой программы «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013—2017 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2013 г. № 223 (далее — Программа), предполагается сбалансированное поэтапное развертывание системы-112 в субъектах Российской Федерации путем установления степени готовности конкретных субъектов Российской Федерации к проведению необходимых мероприятий при условии минимизации ри-

сков, связанных со срывом запланированных сроков. Этот вариант обеспечивает полномасштабную разработку научно-методического обеспечения создания и функционирования системы-112 [6—8]. Предусматривается создание в необходимом объеме и в требуемые сроки информационно-технической и телекоммуникационной инфраструктуры системы-112, создание полноценной системы обучения персонала систе-мы-112, проведение качественного первоначального обучения персонала системы-112 и организация пропаганды системы-112 среди всех групп населения с использованием различных способов информирования.

В 2013 году система-112внедрена в 2 субъектах Российской Федерации.В 2014 году предусматривается внедрение в 6 субъектах Российской Федерации, в 2015 году — в 2 субъектах Российской Федерации, в 2016 году — в 5 субъектах Российской Федерации и в 2017 году — в 67 субъектах Российской Федерации.

В соответствии с [3—5] создание системы-112 на территории субъекта РФдолжносопровождаться тремя стадиями испытаний:

1. Предварительные испытания

2. Опытная эксплуатация

3. Приемочные испытания

Процесс проведения приемочных испытаний завершается оформлением Акта государственных испытаний о вводе системы-112 в промышленную (постоянную) эксплуатацию.

Необходимость стандартизации процедур проведения испытаний системы-112 на разных стадиях ее создания и отсутствие в настоящее время методологии проведения испытаний системы-112 явились предпосылками создания типовой методологической базы, используемой при проведении испытаний си-стемы-112 на различных стадиях ее создания в субъекте Российской Федерации. В ходе выполнения научно-исследовательской работы«Разработка типовых программ и методик испытаний системы-112 и ее элементов», проводимой в рамках Программы, специалистами ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) данная задача была решена.

В данной статье рассматриваются особенности создания и применения типовой программы и методики приемочных испытаний системы-112 в субъекте РФ (далее — ПМИ-112).

Типовая Программа и методика приемочных испытаний системы-112 была разработана для определения соответствия системы-112 техническому заданию и техническому проекту, оценки качества опытной эксплуатации и решения вопроса о возможности приемки системы-112 субъекта Российской Федерации в промышленную эксплуатацию.

Приемочные испытания системы-112 предусматривают:

испытания компонент (функциональных объектов) системы-112 регионального уровня (ЦОВ, РЦОВ, УМЦ);

испытания компонент системы-112 муниципального уровня (МЦОВ, ДДС ЭОС).

Для каждой компоненты системы-112 проводятся следующие проверки.

Проверка комплектности и качества документации.

Представленная конструкторская документация проверяется на соответствие РД и ГОСТ, оценивается ее полнота содержания и качество.

Для оборудования подсистем, находящегося на функциональном объекте системы-112, проверяется наличие сертификационных документов.

Также проверяется наличие нормативных документов по созданию системы-112 в субъекте РФ, а также согласованных регламентов межведомственного информационного взаимодействия в рамках си-стемы-112.

Проверка считается успешно выполненной, если вся представленная документация соответствует предъявляемым требованиям.

Проверка комплектности системы-112. Проверка соответствия состава и комплектности программных средств системы-112, находящихся на функциональном объекте, осуществляется путем сравнения оборудования, предъявленного на испытания, с перечнем технических и программных средств, указанных в ПМИ-112. Проверка считается успешно выполненной, если все представленное оборудование соответствует перечню оборудования, указанному в документации технического проекта на создание системы-112 в субъекте РФ (документы «Локальный сметный расчет», «Ведомость оборудования и материалов»).

Далее осуществляется проверка требований по эргономике и технической эстетике, заключающаяся в проверке организации рабочих мест персонала си-стемы-112 на рассматриваемом функциональном объекте, удобство интерфейса АРМ операторов-112, рациональность компоновки технических средств, соответствие интерфейса используемого программного обеспечения (далее — ПО) задачам, выполняемым системой-112.

Проверка считается успешно выполненной, если требования технического задания (далее — ТЗ), технического проекта (ТП), СНиП и ГОСТ полностью выполняются.

В заключение данного этапа испытаний осуществляется проверка требований по эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы, заключающаяся:

в проверке условий и режимов эксплуатации, которые должны обеспечивать использование технических средств системы-112 с заданными техническими показателями,

в проверке выполнения требований к допустимым площадям для размещения персонала систе-мы-112,

в проверке выполнения требований к параметрам сетей энергоснабжения,

в проверке выполнения требований к составу, размещению и условиям хранения комплекта запасных изделий и приборов.

Проверка считается успешно выполненной, если требования ТЗ и ТП полностью выполняются.

Проверка функциональности системы-112 и ее объектов.

Осуществляется проверка функционирования каждого объекта системы-112 путем создания тестовых ситуаций, которые должны учитывать привлечение к обработке вызова о происшествии весь операторский персонал системы-112, а также все экстренные оперативные службы субъекта РФ.

Испытание функциональных возможностей подсистем системы-112 производятся параллельно с проверкой объектов системы-112 субъекта РФ. Перечень исследуемых функциональных возможностей системы-112 субъекта РФ должен соответствовать требованиям ТЗ и ТП системы-112 субъекта РФ.

Проверка действий персонала на соответствие должностным инструкциям персонала (квалификация персонала).

При проведении испытаний на объектах систе-мы-112 проверка квалификации персонала осуществляется параллельно с испытанием функционала си-стемы-112 при выполнении тестовых ситуаций. В ходе данной проверки осуществляется устный опрос персонала системы-112 на предмет знания должностных инструкций и хронометраж основных показателей назначения системы-112, указанных в ТЗ и ТП. Комплексные испытания надежности. В ходе данных испытаний оцениваются проектные решения по обеспечению надежности систе-мы-112, проводится испытание локальных схем резервирования объектов системы-112.

Комплексные испытания по информационной безопасности.

В данных испытаниях оцениваются действия персонала на соблюдение норм информационной безопасности, происходит проверка разграничения прав доступа различных групп пользователей, проверка отображения записей о событиях нарушения режима безопасности объектов системы-112.

Для каждого пункта программы испытаний выполняются действия:

выбирается указанная методика испытаний; выполняются шаги в соответствии с методикой испытаний;

результат испытания оценивается в соответствии с критерием (ожидаемым результатом), указанным в методике испытания.

Результат испытания для пункта программы заносится в таблицу оценки результатов испытаний документов (протоколов испытаний), формы которых приведены в Приложении.

Итоговая обработка результатов испытаний может осуществляться следующим образом.

Перед началом испытаний функциональных объектов системы-112 в субъекте РФ каждому члену Государственной комиссии (далее — эксперту) раздаются рабочие анкеты по каждой осуществляемой проверке.

В ходе проведения испытаний эксперты отмечают в анкете достижение качественных или количественных критериев (ожидаемых результатов), указанных в каждой методике. При наличии замечаний эксперт указывает их в примечании.

Аналогично может осуществляться проверка функциональных возможностей каждой подсистемы системы-112. В рабочей анкете каждый привлекаемый эксперт отмечает реализацию функциональной возможности в ходе проведения испытаний.

Значения исследуемых показателей заносятся в рабочую анкету. Допускается отклонение результата измерений в рамках заявленной инструментальной погрешности.

По завершении испытаний каждого функционального объекта проводится обработка рабочих анкет экспертов. Обработке подлежат результаты испытаний по каждому пункту методики.

Пункт методики считается выполненным (критерий считается достигнутым), если его реализация (положительный результат) отмечена большинством экспертов, участвующих в проведении испытаний (половина членов группы Государственной комиссии +1).

Обработка результатов хронометража показателей назначений системы-112 проводится следующим образом. По завершении испытаний вычисляется средняя арифметическая по каждому исследуемому показателю. По завершении испытаний на всех объектах автоматизации системы-112 таким же образом вычисляется усредненное значение показателей назначения для системы-112 в целом.

Если мнение эксперта не совпадает с принятым Государственной комиссией выводом по результатам испытаний, то он вправе отметить свое особое мнение в своей рабочей анкете. Все рабочие анкеты сохраняются и прилагаются к протоколам испытаний.

Функционирование проверяемого объекта си-стемы-112 признается успешным, если все ожидаемые критерии (результаты) по каждому пункту методик проверки объекта достигнуты.

Функциональные возможности системы-112 считаются реализованными, если по каждой возможности исследуемой подсистемы успешно достигнуты ожидаемые критерии.

Показатели назначения системы-112 считаются достигнутыми, если результаты измерения соответствуют нормативным значениям, либо отклоняются от них в рамках заявленной инструментальной погрешности средств измерения.

Возникшие в ходе проведения испытаний замеча-

ния Государственной комиссии фиксируются в протоколе испытаний, содержащем следующие разделы:

1. Назначение испытаний и номер раздела требований ТЗ на системы-112, по которому проводят испытание.

2. Состав технических и программных средств, используемых при испытаниях.

3. Указание методик, в соответствии с которыми проводились испытания, обработка и оценка результатов.

4. Условия проведения испытаний и характеристики исходных данных.

5. Средства хранения и условия доступа к конечной, тестирующей программе.

6. Обобщенные результаты испытаний.

7. Выводы о результатах испытаний и соответствии созданной системы или ее частей определенному разделу требований ТЗ на систему-112.

Протоколы испытаний объектов системы-112 по всей программе обобщают в едином протоколе, на основании которого делают заключение о соответствии системы требованиям ТЗ на систему-112 и возможности оформления акта приемки системы-112 в постоянную эксплуатацию.

Работу завершают оформлением Акта о приемке системы-112 в постоянную эксплуатацию.

Стоит отметить, что при проведении приемочных испытаний системы-112 в конкретном субъекте РФ допускается изменение типовой ПМИ-112 с учетом специфики создания системы-112 в субъекте РФ. Однако корректировка ПМИ-112 должна обеспечивать выполнение требований Постановления Правительства РФ от 21 ноября 2011 года № 958 и Технического задания на создание системы-112 в субъекте РФ.

Разработанная типовая ПМИ-112 приемочных испытаний системы-112 была успешно апробирована в Республике Татарстан (далее — РТ) и Курской области (далее — КО) при проведении государственных приемочных испытаний системы-112.

При составлении Программы и методики приемочных испытаний системы-112 Республики Татарстан были учтены следующие особенности:

1. Схема приема и обработки вызова о происшествиях с территории РТ является централизованной. Вызов принимается оператором ЦОВ (РЦОВ), который находится в г. Казань (г. Набережные Челны), и перенаправляется оператору ЕДДС муниципальных образований (МО) или в дежурно-диспетчер-ские службы (далее — ДДС) соответствующих экстренных оперативных служб (далее — ЭОС). Данный аспект учитывался при составлении методик проверки функциональных объектов и проведения комплексных испытаний надежности системы-112 РТ.

2. Прием вызовов о происшествии осуществляется также на государственном языке республики РТ — татарском. Данный аспект учитывался

при составлении методик проверки функциональных объектов, в части касающейся привлечения службы лингвистической поддержки системы-112, а также при составлении Типовых тестовых ситуаций (контрольных примеров), используемых в процессе проведения испытания. Стоит отметить, что при проведении испытаний членами Государственной комиссии рекомендовано законодательно утвердить перечень муниципальных образований, где с учетом местных условий необходимо обеспечить прием вызовов (сообщений о происшествиях) на татарском языке.

3. В подсистеме мониторинга системы-112 РТ реализован функционал мониторинга и диспетчеризации школьных автобусов, осуществляющих перевозку детей в учебные учреждения на всей территории республики с помощью терминалов ГЛОНАСС/GPS. Данный аспект учитывался при составлении Типовых тестовых ситуаций(контрольных примеров), используемых в процессе проведения испытания, а также составления перечня функциональных возможностей системы-112 РТ, подлежащих проверке, в части касающейся подсистемы мониторинга.

При разработке Программы и методики приемочных испытаний системы-112 Курской области учитывались следующие особенности:

1. Схема приема и обработки вызова о происшествиях с территории Курской области является децентрализованной. Вызов принимается операторским персоналом ЕДДС муниципальных образований (МО) и перенаправляется в дежурно-диспет-черские службы соответствующих экстренных оперативных служб МО. Данный аспект учитывался при составлении методик проверки функциональных объектов и проведения комплексных испытаний надежности с-112 КО.

2. Использование оператором системы-112 КО базы знаний для консультирования граждан, обратившихся по номеру «112». Данный аспект учитывался при составлении Типовых контрольных примеров, используемых в процессе проведения испытания, а также составления перечня функциональных возможностей с-112, подлежащих проверке, в части касающейся подсистемы консультативного обслуживания.

Таким образом, разработанная специалистами ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) типовая ПМИ-112 позволяет организовать проведение приемочных испытаний систем-112, создаваемых на территории субъектов Российской Федерации, осуществлять проверку выполнения заданных функций системы-112, в соответствии с Техническим заданием на проектирование системы-112 в субъекте РФ, а также выявлять и устранять недостатки в действиях системы-112 и разработанной технической документации.

В завершение стоит отметить, что анализ приемочных испытаний системы-112, состоявшихся в

2013 году на территории Республики Татарстан и Курской области, а также результаты ряда ОКР и НИР, выполняемых в рамках Программы, указывают на возможность корректировки типовой ПМИ-112 в следующих направлениях:

1. Сопряжение системы-112 с автоматизированными информационными системами ЭОС, установленными в ДДС ЭОС субъекта РФ.

2. Организация межсубъектового взаимодействия систем-112 соседних субъектов РФ.

3. Определение ложных вызовов в рамках систе-мы-112.

Литература

1. Постановление Правительства РФ от 16 марта 2013 года № 223 «О федеральной целевой программе «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2012—2017 годы».

2. Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 № 958 «О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».

3. Методически материале по созданию системы-112 в субъекте РФ МЧС России от 23 мая 2013 года.

4. ГОСТ 34601-90. Автоматизирование системы. Стадии создания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. ГОСТ 34603-92. Виды испытаний автоматизированных систем.

6. Акимов В.А., Качанов С.А., Нехорошев С.Н., Юдин С.А. Основные требования к программно-техническим решениям создания системы-112 с учетом отечественного и зарубежного опыта // Технологии гражданской безопасности. 2010. Т. 7. № 1—2.

7. Зубков В.Н., Агеев С.В., Денисов О.В.,ТыминскийВ.В., Акульшин С.Б. Проблемы организации информационного взаимодействия дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб в процессе создания системы-112 // Технологии гражданской безопасности. 2010. Т. 7. № 1—2. С. 60—64.

8. Качанов С.А., Агеев С.В., Могильников С.А., Ковтун О.Б., Грачев В.Л., Романов А.С. Методические подходы обоснования создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации // Технологии гражданской безопасности. 2011. Т. 8. № 4. С. 10—14.

Сведения об авторах

Качанов Сергей Алексеевич: д. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС

(ФЦ), зам. нач. ин-та.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

Тел.: (499) 445-44-65.

E-mail: skachanov@inbox.ru

Агеев Сергей Владимирович: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС

(ФЦ), нач. науч.-исслед. центра.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7.

Тел.: (499) 449-99-58.

E-mail: asvaser@yandex.ru

SPIN-код — 3584-4627.

Середа Дмитрий Александрович: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГО ЧС (ФЦ), вед. н. с.

121352, г. Москва, ул. Давыдковская, 7 Тел.: (499) 499-99-08. E-mail: dmitriisereda2011@yandex.ru SPIN-код — 7948-5452.

Виноградов Андрей Владимирович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (499) 449-99-08. E-mail: eddc-112@mail.ru SPIN-код — 5975-0871.

Information about authors

Kachanov Sergey A.: ScD (Technical Sc.), Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), deputy head of the institute. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 445-44-65. E-mail: skachanov@inbox.ru

Agueyev Sergey A.: PhD (Technical Sc.), Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), head of research center. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 449-99-58. E-mail: asvaser@yandex.ru SPIN-scientific — 3584-4627.

Kovtun Oleg B.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), head of department.

121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 449-99-08. E-mail: kool65@yandex.ru SPIN-scientific — 2889-3410.

Sereda Dmitry А.: PhD (Technical Sc.), Federal Government

Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil

Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and

high technology), leading researcher.

121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7.

Tel.: (499) 449-99-08.

E-mail: dmitriisereda2011@yandex.ru

SPIN-scientific — 7948-5452.

Vinogradov Andrey V.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), research associate. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 449-99-08. E-mail: eddc-112@mail.ru SPIN-scientific — 5975-0871.

Ковтун Олег Борисович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), нач. отд.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (499) 449-99-08. E-mail: kool65@yandex.ru SPIN-код — 2889-3410.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.