Научная статья на тему 'Методические подходы к созданию комплексной системы безопасности жизнедеятельности населения в субъектах Российской Федерации'

Методические подходы к созданию комплексной системы безопасности жизнедеятельности населения в субъектах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
614
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / МЕТОДИКА / ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИИ / ОЦЕНКА ЭКСПЛУАТАЦИИ / INTEGRATED SYSTEM FOR LIFE SAFETY OF THE POPULATION / METHODOLOGY / EVALUATION OF MANAGEMENT / EVALUATION OF OPERATION

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Ковтун Олег Борисович, Свентская Наталья Валерьевна, Чернов Василий Михайлович, Лукина Юлия Сергеевна, Виноградов Андрей Владимирович

Рассмотрены вопросы создания комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (КСБЖ), представлена методика по порядку осуществления проверки и оценки эффективности организации эксплуатации КСБЖ на территории субъекта Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Ковтун Олег Борисович, Свентская Наталья Валерьевна, Чернов Василий Михайлович, Лукина Юлия Сергеевна, Виноградов Андрей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Approaches to Establishing Integrated System to Ensure Life Safety of Population in Russian Federation

The article discusses the issues of establishing an integrated system that would ensure the life safety of the population in the Russian Federation and presents a methodology for inspecting and evaluating the effectiveness of the system’s management and operation in the territory of a Russian Federation subject.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к созданию комплексной системы безопасности жизнедеятельности населения в субъектах Российской Федерации»

/52 Civil SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, No. 4 (50) УДК 614.8.01

Методические подходы к созданию комплексной системы безопасности жизнедеятельности населения в субъектах Российской Федерации

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2016

О.Б. Ковтун, Н.В. Свентская, В.М. Чернов, Ю.С. Лукина, А.В. Виноградов

Аннотация

Рассмотрены вопросы создания комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (КСБЖ), представлена методика по порядку осуществления проверки и оценки эффективности организации эксплуатации КСБЖ на территории субъекта Российской Федерации.

Ключевые слова: комплексная система; обеспечение безопасности; жизнедеятельность населения; методика; оценка организации; оценка эксплуатации.

Methodological Approaches to Establishing Integrated System to Ensure Life Safety of Population in Russian Federation

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2016

O. Kovtun, N. Sventskaya, V. Chernov, Yu. Lukina, A. Vinogradov

Abstract

The article discusses the issues of establishing an integrated system that would ensure the life safety of the population in the Russian Federation and presents a methodology for inspecting and evaluating the effectiveness of the system's management and operation in the territory of a Russian Federation subject.

Key words: integrated system for life safety of the population; methodology; evaluation of management; evaluation of operation.

Введение

Одним из национальных приоритетов Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [1] является готовность сил и средств гражданской обороны, которая обеспечивается заблаговременно путем проведения мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей нашей страны от опасностей, возникающих в ходе военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (далее—ЧС). В рамках федеральной целевой программы «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года» (Программа) [2] и с целью реализации Стратегии национальной безопасностина территории субъектов Российской Федерации проводились работы по созданию комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (КСБЖ).

КСБЖ представляет собой совокупность взаимосвязанных автоматизированных систем, систем мониторинга и прогнозирования ЧС, контроля состояния потенциально опасных объектов, а также организационных структур, объединенных в единую информационно-управляющую систему в целях предупреждения и ликвидации ЧС природного, техногенного, криминального и иного характера на территории субъекта Российской Федерации, оповещения и информирования населения при угрозе или в условиях ЧС. Общая структурная схема построения КСБЖ представлена на рис. 1 [3].

Основные задачи, решаемые КСБЖ:

проведение комплексного мониторинга текущей обстановки на территории субъекта Российской Федерации и представление информации для своевременного принятия управленческих решений;

обеспечение и совершенствование управленческой, аналитической и методической деятельности органов исполнительной власти в рамках их компетенций для решения задач по противодействию угрозам природного, техногенного, криминального, террористического и иного характера;

обеспечение информационного взаимодействия субъектов обеспечения безопасности при решении совместных задач в целях безопасности жизнедеятельности населения;

обеспечение и организация комплексного оповещения и информирования населения о прогнозируемых и возникших ЧС, вопросах обеспечения охраны общественного порядка, мерах по обеспечению безопасности населения и территорий субъекта Российской Федерации, приемах и способах защиты;

информационно-аналитическое обеспечение функционирования системы оперативного реагирования на ЧС и управления действиями сил единой

государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС на территории субъекта Российской Федерации;

предотвращение ЧС и кризисных ситуаций путем оснащения объектов защиты техническими средствами обеспечения безопасности и инструментальными средствами контроля;

совершенствование системы оперативного реагирования на ЧС и управления действиями сил территориальной подсистемы РСЧС.

НЦУКС ЦУКС РЦ МЧС России

ЦУКС субъекта РФ

Сегмент управления КСБЖ

Подсистемы КСБЖ 1

Органы управления РСЧС субъекта РФ

Снстема-112

АПК «Безопасный город»

Прочие системы субъекта РФ

Рис. 1. Структурная схема организации комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности

Анализ подходов к построению КСБЖ

Комплексная система обеспечения безопасности жизнедеятельности строится в интересах субъекта РФ путем интеграции автоматизированных систем: системы-112, АПК «Безопасный город», различных систем мониторинга, систем информирования и оповещения, а также иных ведомственных автоматизированных систем и автоматизированных систем территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Пункт управления КСБЖ создается на базе ЦУКС ГУ МЧС Субъекта РФ, при этом в части выполнения задач по предотвращению и защите от ЧС подчиняется ЦУКС РЦ и НЦУКС.

Существует два принципиально различных подхода по построению интегрированной системы КСБЖ. Первый подход—замена существующих информационных систем, систем мониторинга потенциально опасных объектов и процессов, и части датчиков, представляющих собой информационно не связанные между собой комплексы, на единую систему сбора и анализа данных. Достоинствами данного подхода является единый унифицированный интерфейс мониторинга и единое окно поддержки принятия решений, а также высокие эксплуатационные характеристики системы. Недостатками этого подхода являются: высокие капитальные вложения при построении этих систем, риски потери гарантийного

обслуживания оконечного оборудования и каналов связи, сложность сопряжения с уже установленным оборудованием, потеря работоспособности систем на время перехода к новой системе. Данный подход оправдан при модернизации морально устаревших систем или создании подобных систем «с нуля».

Второй подход основан на использовании современных интеграционных платформ с разработкой модуля сопряжения с каждой информационной системой отдельно без нарушения их штатного функционирования. Достоинствами подхода являются: полное использование понесенных капитальных затрат на создание систем мониторинга, сохранение гарантийного сопровождения существующих информационных систем и непрерывность их функционирования при проведении работ по интеграции. Недостатками данного подхода являются: комплексные работы по сопряжению нескольких разнородных автоматизированных систем и параллельная эксплуатация нескольких существующих и вновь создаваемых систем.

Примером реализации первого подхода—построением «с нуля»—является Комплексная система природно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения и территорий Вологодской области [4].КСБЖ Вологодской области построена на основе автоматизированной системы оперативно-диспетчерского управления (АСОДУ). АСОДУ представляет собой интегрированный комплекс дежурно-диспет-черских служб и единых дежурно-диспетчерских служб городов Вологда и Череповец, функционирующих под управлением Единого пункта управления КСБЖ Вологодской области. Дополнительным объектом КСБЖ является Мобильный информационно-аналитический комплекс оперативной группировки, обеспечивающий информационное сопровождение решения задач мониторинга и оперативного управления при угрозе и возникновении ЧС. С точки зрения функционального деления КСБЖ Вологодской области включает 14 основных подсистем: космического мониторинга;

информационно-навигационного сопровождения группировки территориальной подсистемы РСЧС;

видеомониторинга, информирования и оповещения населения;

пожарного мониторинга объектов с массовым пребыванием людей;

мониторинга пожарной обстановки в лесах; контроля за безопасностью граждан на объектах ЖКХ; защиты, информирования и оповещения населения на транспорте;

контроля за объектами энергетики; экологического мониторинга на Волго-Балтий-ском канале;

мониторинга метеосостояния и контроля окружающей среды;

радиационного и химического контроля; мониторинга паводковой обстановки; контроля состояния конструкций важных объектов; контроля и мониторинга потенциально опасных объектов.

Примером реализации второго подхода—интеграция существующих автоматизированных систем-является КСБЖ Курской области [5]. Результаты аудитов информационных систем и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры ЦУКС ГУ МЧС России по Курской области показали, что созданные информационные системы мониторинга не являются морально устаревшими, функционируют в штатном режиме и не выработали сроки эксплуатации. Серверная инфраструктура ЦУКС имеет резервы для использования ее в качестве основы для построения интеграционной платформы без дополнительных капитальных затрат. Структурная схема КСБЖ Курской области представлена на рис. 2.

Для решения задач КСБЖ Курской области были интегрированы действующие автоматизированные системы:

1. Автоматизированная система контроля аварийных выбросов (АСКАВ), обеспечивающая безопасность персонала химически опасных объектов и населения, находящегося и проживающего вблизи них;

2. Автоматизированная система мониторинга и контроля радиационной обстановки (АСКРО);

3. Автоматизированная система инженерного мониторинга;

4. Система защиты от ЧС природного и техногенного характера, информирования и оповещения населения на транспорте (СЗИОНТ);

5. Система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»;

6. ПТК «Сирена-альфа»—система пожарной и охранной сигнализации;

7. Система «Сирена-дельта»—программная платформа, решающая задачи по организации единого информационно-навигационного пространства при реализации системы-112 и проектов «ЭРА ГЛОНАСС»;

8. Аппаратно-программный комплекс «Безопасный город»;

9. Система видеомониторинга опасных участков Федеральных автодорог (ФАД);

10. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе и возникновении ЧС на территории Курской области (КСЭОН);

11. Система авиалесохраны Курской области.

С точки зрения функционального деления КСБЖ Курской области включает 4 основные подсистемы:

мониторинга оперативной обстановки (ПМОО);

поддержки принятия решений (ПППР);

автоматизированного комплексного управления (ПАКУ);

управления оповещением и информированием (ПУОИ).

Значительные различия в принципах построения КСБЖ Вологодской и Курской области, описанные выше, различие в принципах деления системы на функциональные подсистемы, наличие интегрированных внешних автоматизированных систем, различия в техническом, программном оснащении и готовности персонала к выполнению задач КСБЖ вызывает затруднения при оценке эффективности

Рис. 2. Структурная схема КСБЖ Курской области

организации и эксплуатации системы, а также оценки ожидаемых результатов функционирования.

Методика оценки эффективности организации эксплуатации КСБЖ

ФГБУ ВНИИ ГОЧС разработаны Методические рекомендации по порядку осуществления проверки и оценки эффективности организации эксплуатации КСБЖ на территории субъекта Российской Федерации [6]. Они утверждены МЧС России 20.05.2016 г. и направлены на унификацию организационных мероприятий по проведению проверки и оценки эффективности организации эксплуатации применительно к КСБЖ. Однако предложенные подходы могут быть аппроксимированы и использованы при оценке эффективности эксплуатации иных автоматизированных систем. Проверка может проводиться в процессе создания КСБЖ, приемке выполненных на контрактной основе работ по созданию КСБЖ и включает следующие проверки:

организации учета и контроля поставленного в рамках выполнения работ по государственным контрактам на создание КСБЖ оборудования и программного обеспечения; проверка организации сохранности оборудования КСБЖ;

функционирования объектов, на которых установлено оборудование и ПО;

организации бесперебойной работы каналов связи элементов КСБЖ;

передачи в установленном порядке элементов КСБЖ на баланс;

организации контроля за эксплуатацией КСБЖ; укомплектованности и готовности персонала КСБЖ;

иные виды дополнительных проверок. В рамках оценки эффективности организации эксплуатации КСБЖ определяются количественные значения показателей эффективности по результатам

каждой из проверок, представленных ранее, а также количественное значение интегрального показателя эффективности организации эксплуатации КСБЖ субъекта Российской Федерации в целом. При определении количественных значений показателей принималось, что весовые коэффициенты значимости каждого показателя имеют одинаковое значение и в расчетах не использованы. Был предложен следующий перечень оценок эффективной организации:

1. Учета и контроля поставленного в рамках выполнения работ по государственным контрактам на создание КСБЖ оборудования и программного обеспечения;

2. Сохранности оборудования КСБЖ;

3. Функционирования объектов, на которых установлено оборудование и ПО;

4. Бесперебойной работы каналов связи элементов КСБЖ;

5. Передачи в установленном порядке элементов КСБЖ на баланс;

6. Контроля за эксплуатацией КСБЖ;

7. Обеспечения укомплектованности и готовности персонала КСБЖ;

8. Эксплуатации КСБЖ по результатам дополнительных проверок.

Также проводится расчет интегрального показателя эффективности организации эксплуатации КСБЖ субъекта Российской Федерации в целом.

1. Оценка эффективности организации учета и контроля поставленного в рамках выполнения работ по государственным контрактам на создание КСБЖ оборудования и ПО (Э1) определяется по формуле:

Э, = (А х 100% + ^ х 100% + ^ х 100%) / 3, К N К

где:

К—общее количество государственных контрактов;

А — количество комплектов актов сдачи-приемки работ по государственным контрактам;

N—общее количество недостатков в актах сдачи-приемки работ;

N—количество устраненных недостатков;

К — количество государственных контрактов, в рамках которых поставлялось оборудование и ПО;

Ку—количество государственных контрактов, по которым оборудование и ПО поставлены на учет или переданы на баланс сторонним организациям в полном объеме в соответствии с государственными контрактами.

2. Оценка эффективности организации сохранности оборудования КСБЖ (Э2) определяется по формуле:

К

Дс

Э2 = (—X100% + ^ X100%) / 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К

К„

где:

К - количество государственных контрактов, в рамках которых поставлялось оборудование и ПО;

К — количество государственных контрактов, по которым сохранность поставленного оборудования и ПО подтверждается актами инвентаризации;

Дс—количество государственных контрактов, по которым организация сохранности оборудования подтверждается наличием следующих документов:

актов инвентаризации оборудования и программного обеспечения, поставленного в рамках государственных контрактов;

документов об организации хранения оборудования и ПО, поставленных в рамках государственных контрактов (о назначении материально ответственных, определении мест установки или хранения, сроках инвентаризации).

3. Оценка эффективности функционирования объектов, на которых установлено оборудование и ПО, (Э3) определяется по формуле:

Э3 = X100% + X100% + Ч 3 Ос О О X 24

х 100%) / 3,

где:

О — количество объектов, не имеющих ведомственной принадлежности к МЧС России, на которых установлено оборудование и ПО КСБЖ (сторонние организации);

С — количество заключенных соглашений (договоров) с собственниками этих объектов;

О—общее количество объектов КСБЖ, на которых установлено оборудование и ПО;

Оф—количество объектов КСБЖ, функционирующих с использованием поставленного оборудования;

Ч — суммарное количество часов функционирования за сутки для всех объектов КСБЖ с установленным оборудованием и ПО.

4. Оценка эффективности организации бесперебойной работы каналов связи элементов КСБЖ (Э4) определяется по формуле:

О Т-Т

Э4 = х100% +-

4 О Т

х 100%) / 2,

где:

О — общее количество объектов КСБЖ, на которых установлено оборудование и ПО;

О — количество объектов КСБЖ с установленным оборудованием и ПО, обеспеченных функционирующими каналами связи в полном объеме в соответствии с потребностями по государственным контрактам;

Т—суммарное количество времени функционирования всех объектов КСБЖ с установленным оборудованием и ПО с момента ввода в эксплуатацию;

Т — суммарное количество времени отсутствия каналов связи из-за сбоев на всех объектах КСБЖ в соответствии с журналами учета и устранения сбоев в работе объектов КСБЖ за тот же период времени.

5. Оценка эффективности организации передачи в установленном порядке элементов КСБЖ на баланс (Э5) определяется по формуле:

Э„

Э5 = х 100% + ^ х100%) / 2

О

Э

где:

О — общее количество объектов КСБЖ, на которых установлено оборудование и ПО;

О — количество объектов КСБЖ с полным ком-

д

плектом необходимой документации (Акт приемки в опытную эксплуатацию, Программа и методика предварительных испытаний, Программа опытной эксплуатации, Журнал опытной эксплуатации, Акт завершения опытной эксплуатации, Программа и методика приемочных испытаний, Акт приемки в постоянную эксплуатацию, Приказы о назначении комиссий на испытания);

Э — количество элементов КСБЖ, которые необходимо передать на баланс;

Э — количество элементов КСБЖ, переданных на баланс установленным порядком.

6. Оценка эффективности организации контроля за эксплуатацией КСБЖ (Э6) определяется по формуле:

О

Фп

Э6 = (Эх х 100% + х 100% + — х 100%) / 3

О

Ф

где:

Эх—экспертная количественная характеристика результата проверки (наличие приказов ГУ МЧС России о назначении ответственных за контроль эксплуатации КСБЖ, о наказаниях и поощрениях, связанных с эксплуатацией КСБЖ, докладов в ОИВ субъекта Российской Федерации и руководству МЧС России о возникающих в ходе эксплуатации КСБЖ проблемах, протоколов совещаний) по шкале от 0 (очень плохо) с обоснованием недостатков до 1 (очень хорошо);

О—общее количество объектов КСБЖ, на которых установлено оборудование и ПО;

О — количество объектов КСБЖ с полным комплек-

и

том необходимых документов (журнал учета и устранения сбоев в работе объекта КСБЖ, должностные инструкции, регламенты обмена информацией, инструкции по эксплуатации оборудования и ПО, книга инструктажа);

Ф—суммарное количество функций, выполняемых всеми объектами КСБЖ в соответствии с государственными контрактами;

Ф — суммарное количество функций, предусмотренных государственных контрактами и выполняемых всеми объектами КСБЖ на момент проверки.

7. Оценка эффективности обеспечения укомплектованности и готовности персонала КСБЖ (Э7) определяется по формуле:

Э7 = С0^ X100% + ^ X100% + X100%) / 3, 7 О п п

где

О — общее количество объектов КСБЖ;

О — количество объектов КСБЖ, имеющих штатное расписание;

П — общее количество персонала на объектах КСБЖ согласно штатному расписанию;

Пр—количество персонала, работающего на объектах КСБЖ на штатной основе;

П — количество персонала, прошедшего необходимое обучение, подтвержденное документально.

8. Оценка эффективности по результатам дополнительных проверок организации эксплуатации КСБЖ (Э.) определяется по формуле:

Ki N

Э. = У X100%) / K,

1 н N 7 1 '

организации эксплуатации КСБЖ определяется по формуле:

где:

N.—количественное значение какого-либо параметра, соответствующее требованиям государственных контрактов;

N.—значение того же параметра на момент проведения проверки;

К- количество проверяемых параметров в рамках 1-й проверки;

1—порядковый номер конкретной проверки (1 = = 8, 9, ...);

. — порядковый номер конкретного параметра, проверяемого в рамках 1-й проверки.

9. Расчет интегрального показателя эффективности организации эксплуатации КСБЖ субъекта Российской Федерации в целом (Э) определяется по формуле:

Э = (Э; х 3 + Э2 х 2 + Э3 х 3 + Э4 х 2 + Э5 х 2 + + Э6 х 3 + Э7 х 3) / 18.

В случае проведения дополнительных проверок интегральный показатель эффективности

Э = (Э, х 3 + Э2 х 2 + Э3 х 3 + Э4 х 2 + Э5 х 2 + Э6 х 3 +

v 1 2 3 4 5 6

M / M Л

+ Э7 х 3 +ХЭ*К,)/ 18+ХKi I,

где:

М—порядковый номер последней дополнительной проверки.

На основании проведенных расчетов делается вывод о текущем состоянии организации эксплуатации КСБЖ субъекта Российской Федерации.

Ориентировочные значения интегрального показателя для выводов о текущем состоянии организации эксплуатации КСБЖ приведены в табл:

Таблица

Ориентировочные значения интегрального показателя

Значение интегрального Оценка текущего состояния показателя (%) КСБЖ

80-100 Отлично

65-80 Хорошо

50-65 Удовлетворительно

0-50 Неудовлетворительно

Обязательным условием положительной оценки текущего состояния организации эксплуатации КСБЖ субъекта Российской Федерации также является достижение каждым показателем эффективности Э. (1=1...М) значения, соответствующего оценке не ниже «удовлетворительно».

Ориентировочные значения интегрального показателя в приведенной таблице могут меняться по решению проверяющих, а также по мере накопления опыта проведения проверок и оценки эффективности организации эксплуатации КСБЖ на территории разных субъектов Российской Федерации.

Данная методика использовалась в 2016 году для оценки эффективности организации эксплуатации КСБЖ в Вологодской, Курской, Тульской областях и в Ставропольском крае.

Развитие КСБЖ в субъектах Российской Федерации

В ряде субъектов Российской Федерации созданы и функционируют элементы КСБЖ.В соответствии с приказом МЧС России от 04.05.2016 г. № 235 проводятся работы по восстановлению работоспособности отдельных элементов ранее созданной КСБЖ в Вологодской, Курской, Тульской областях и Ставропольском крае, а также по передаче КСБЖ на баланс указанных субъектов Российской Федерации для дальнейшей эксплуатации и развития.

Ввиду интеграции в рамках системы КСБЖ элементов разнородных автоматизированных систем —

системы-112, АПК «Безопасный город», технических средств систем мониторинга, видеонаблюдения и оповещения, технических средств систем сбора, обработки и анализа информации, внешних автоматизированных систем федеральных органов исполнительной власти, а также ввиду отсутствия единых требований и нормативных правовых актов, регламентирующих порядок создания и использования КСБЖ, их функционал используется в ограниченном объеме.

С целью развития КСБЖ, необходимо актуализировать нормативную правовую документацию, разработать организационную и методическую документацию по созданию, внедрению, эксплуатации и развитию КСБЖ. Например, существующая Концепция комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения от 2010 г. (далее — Концепция), утвержденная МЧС России, МВД России, ФСБ России, носит ведомственный характер, что затрудняет ее реализацию в субъектах Российской Федерации.

С учетом изложенного и в соответствии с указанием Министра МЧС России от 4.08.2016 г. [7], с целью совершенствования и развития КСБЖ на территории Российской Федерации планируется реализация следующих мероприятий:

1. Разработка и согласование с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации новой редакции Концепции КСБЖ, определяющей:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

понятийное назначение КСБЖ;

цели и задачи ее создания;

основные функции и требования;

роль и место в территориальной подсистеме РСЧС;

координирующую роль федеральных органов исполнительной власти при создании каждого ее элемента;

предложения по плану ее реализации с учетом существующего социально-экономического положения в стране.

2. Рассмотрение Концепции в 2017 году на заседании Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

3. Организация внесения изменений в Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», в части включения определения понятия комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности и уточнения полномочий органов государственной власти и уполномоченных организаций при ее создании и эксплуатации.

4. Приведение актов Правительства Российской Федерации в соответствие с внесенными изменениями в федеральный закон № 68-ФЗ.

5. Подготовка и утверждение ведомственными нормативными правовыми актами МЧС России:

Методических рекомендаций по созданию КСБЖ в субъектах Российской Федерации;

Методики оценки эффективности функционирования КСБЖ в субъектах Российской Федерации;

6. Определение функций и задач структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России, научных организаций МЧС России в рамках создания, внедрения и развития КСБЖ в субъектах Российской Федерации.

Литература

1. Указ Президента Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

2. Постановление Правительства РФ от 7.07.2011 г.г. № 555 «О федеральной целевой программе «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года».

3. «Концепция Комплексной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения», утв. МЧС России 16.02.2010 г., МВД России 19.02.2010 г., ФСБ России 16.03.2010 г.

4. Конкурсная документация «Разработка технического проекта и создание отдельных подсистем комплексной системы при-родно-техногенной безопасности жизнедеятельности населения и территорий на примере Вологодской области».

5. Конкурсная документация«Разработка и создание сегмента управления системы комплексной безопасности жизнедеятельности населения Курской области путем сопряжения существующих и создаваемых информационных и технических систем безопасности».

6. «Методические рекомендации по порядку осуществления проверки и оценки эффективности организации эксплуатации КСБЖ на территории субъекта Российской Федерации» утв. МЧС России 20.05.2016 г.

7. Указание Министра МЧС России от 4.08.2016 г. № 2-4-461977-14.

Сведения об авторах

Ковтун Олег Борисович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС(ФЦ), нач. отд. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.:(499) 216-65-48, доб. 43-20. E-mail: kool65@yandex.ru SPIN-код — 2889-3410.

Свентская Наталья Валерьевна: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС(ФЦ), с. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: s.w.natali@mail.ru

Лукина Юлия Сергеевна: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС(ФЦ), вед. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: lukina_rctu@mail.ru

Виноградов Андрей Владимирович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: eddc-112@mail.ru SPIN-код — 5975-0871.

Чернов Василий Михайлович: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), м. н. с.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: chernov.vm@gmail.com

Information about authors

Kovtun Oleg B.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Department Head.

121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: kool65@yandex.ru SPIN-scientific — 2889-3410.

Sventskaya Natalia V.: Candidate of Technical Sciences, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Senior Researcher. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: s.w.natali@mail.ru

Lukina Yulia S.: Candidate of Technical Sciences, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Leading Researcher. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: lukina_rctu@mail.ru

Vinogradov Andrey V.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), Research Associate. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: eddc-112@mail.ru SPIN-scientific — 5975-0871.

Chernov Basil M.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and High Technology), Junior Researcher. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: chernov.vm@gmail.com

Основные издания ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

Продолженные. Начало на с. 13, 19, 25, 44, 45, 50, 51.

Авторы, название URL

РыклинаМ.В. Пресс-секретарь чрезвычайного ведомства. Советы начинающим. Учебное пособие elibrary.ru/item.asp?id=22689190

Шапошников С.В. и др. История войсковой части 54277 elibrary.ru/item.asp?id=22689166

Диденко С.Л. и др. Итоги работы комплексной экспедиции по исследованию зон наводнения 2013 года на территории Дальневосточного федерального округа и рекомендации органам государственной власти по предупреждению чрезвычайных ситуаций, вызванных крупномасштабными наводнениями. Научно-практическая конференция. 30 июля 2014 г. elibrary.ru/item.asp?id=21936743

Афанасьева Е.В. и др. Информационно-аналитический бюллетень об организации деятельности территориальных органов МЧС России в области реагирования пожарно-спасатель-ных подразделений на дорожно-транспортные происшествия в субъектах Российской Федерации в 2013 году elibrary.ru/item.asp?id=21474529

Олтян И.Ю. и др. Анализ прохождения пожароопасного сезона 2013 года на территории Российской Федерации. Отчет Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий elibrary.ru/item.asp?id=21683707

Хисматулин С.Р. и др. Сборник материалов «Есть идея!» VII Международного салона «Комплексная безопасность-2014» elibrary.ru/item.asp?id=22689084

Субботина И.И. Русско-английский разговорник для спасателей elibrary.ru/item.asp?id=22287659

Субботина И.И. Русско-испанский разговорник для спасателей elibrary.ru/item.asp?id=22287650

Субботина И.И. Русско-немецкий разговорник для спасателей elibrary.ru/item.asp?id=22287651

Субботина И.И. Русско-французский разговорник для спасателей elibrary.ru/item.asp?id=22287654

Степанов В.Я. Чернобыль. Память 24/7. Историко-художе-ственный литературный сборник elibrary.ru/item.asp?id=22689230

Мошков В.Б. и др. Система добровольной сертификации аварийно-спасательных средств МЧС России. Сборник руководящих документов elibrary.ru/item.asp?id=23446084

Сосунов И.В. и др. Гражданская оборона — основа защиты населения современной России elibrary.ru/item.asp?id=23679859

Продолжение на с. 67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.