Научная статья на тему 'Состояние и тенденции развития рынка физкультурно-оздоровительных услуг Оренбургской области'

Состояние и тенденции развития рынка физкультурно-оздоровительных услуг Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
462
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И ФИТНЕС-УСЛУГИ / HEALTH AND FITNESS SERVICES / КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛУГ / CLASSIFICATION OF SERVICES / ФАКТОРЫ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ / FACTORS OF THE MARKETING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вязикова Галина Владимировна

В статье представлены результаты маркетингового исследования рынка физкультурно-оздоровительных услуг Оренбургской области. Изучено влияние факторов маркетинговой среды, определена их значимость в деятельности физкультурно-оздоровительных комплексов и фитнес-клубов. Рассмотрены структура рынка и тенденции его развития за период 2009-2013 гг. Представлены предложения по дальнейшему развитию рынка физической культуры и спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Вязикова Галина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Status and Trends of the Market Health and Fitness Services of Orenburg Region

In this article the results of market research of health and fitness services in the Orenburg region are presented. The influence of factors of the marketing environment is studied and their importance in the work of fitness centers and fitness clubs is determined. The structure of the market and its trends for the period 2009 2013 are examined. Assumptions for further market development of physical culture and sports are presented.

Текст научной работы на тему «Состояние и тенденции развития рынка физкультурно-оздоровительных услуг Оренбургской области»

СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РЫНКА ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Вязикова Галина Владимировна,

старший преподаватель кафедры маркетинга, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета; 462403, Оренбургская обл., Орск, пр. Мира, 15а vyazikova_g@mail.ru

В статье представлены результаты маркетингового исследования рынка физкультурно-оздоровительных услуг Оренбургской области. Изучено влияние факторов маркетинговой среды, определена их значимость в деятельности физкультурно-оздоровительных комплексов и фитнес-клубов. Рассмотрены структура рынка и тенденции его развития за период 2009-2013 гг. Представлены предложения по дальнейшему развитию рынка физической культуры и спорта.

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительные и фитнес-услуги; классификация услуг; факторы маркетинговой среды.

Физкультурно-оздоровительные услуги занимают особое место в развитии государства и общества, так как выполняют социально-экономические функции. Реализация этих функций направлена на качественное улучшение состояния здоровья населения, всестороннее развитие личности человека, приобретении им профессионально-значимых характеристик, снижение уровня таких социальных болезней общества, как наркомания и преступность.

Согласно ГОСТ Р 52024-2003. «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования» (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 18.03.2003 N 80-ст), физкультурно-оздоровительная услуга — это деятельность исполнителя по удовлетворению потребностей потребителя в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации, а также проведении физкультурно-

оздоровительного и спортивного досуга [1].

Оценка различных подходов к классификационным критериям физкультурно-оздоровительных услуг, представленных в работах К. Лавлока, Ж.-Ж. Ламбена, Г.А. Ава-несовой, А.М. Ашхотова, М.Н. Ко-шаева и других авторов [2, 3, 4, 5, 6, 7] отражена в таблице 1.

Физкультурно-оздоровительные услуги входят в состав услуг

Таблица 1

Классификация физкультурно-оздоровительных услуг

Критерий Группировка Соответствие физкультурно-оздоровительных услуг критерию

отраслевая принадлежность социально-культурный сектор ** *

форма распределения общественных фондов потребления бесплатные услуги **

платные услуги ** *

форма потребления индивидуальные услуги ** *

массовые услуги ** *

категории потребителей население ** *

организации **

функции в общественном разделении труда и потреблении услуг классификация ОКУН ** *

степень осязаемости/ направленности услуг осязаемый процесс, оказывающий физическое воздействие на человека ***

степень взаимодействия с клиентом и кастомизация профессиональные услуги ** *

сложность технологии предоставления услуг сложнотехнологичные услуги *

услуги на основе простых технологий ** *

оценка целесообразности (полезности) услуги для потребителя с точки зрения самого потребителя *

с точки зрения производителя ** *

Примечание: *** - полное соответствие; ** - частичное соответствие; * - малое соответствие.

физической культуры и спорта (далее — ФКиС). Наиболее полная классификация этих услуг приведена в Общероссийском классификаторе услуг населению. В ОКУН отражено более 60 видов физкультурно-оздоровительных услуг, объединенных в группы, охватывающие различные спектры деятельности на данном рынке:

1)проведение занятий по физической культуре и спорту (071100) - 39 видов услуг;

2) проведение медико-восстановительных и методических консультаций, тестирование (071160) - 7 видов услуг;

3) предоставление объектов физической культуры и спорта (072100) — 19 видов услуг, в том числе услуги фитнес-центров;

4) прочие услуги физической культуры и спорта (072200) -более 10 видов.

Автором проведен анализ рынка физкультурно-оздоровительных услуг Восточного Оренбуржья с использованием источников первичной и вторичной информации из деловой и экономической периодики, отчетов министерств федерального и регионального уровней, курирующих сферу ФКиС, данных госстатистики, отчетов о деятельности фитнес-клу-бов. В ходе исследования были проведены экспертные интервью с работниками местных комитетов по ФКиС, сотрудниками фитнес-

клубов, опросы потребителей физкультурно-оздоровительных услуг.

Рынок физкультурно-оздоровительных услуг является рынком свободной конкуренции, но есть значительное влияние на рынок со стороны государства при оказании населению социально-значимых услуг в занятиях ФКиС. Для изучаемого рынка характерны черты рынка «продавца» — в отношении услуг, финансируемых из госбюджетов различных уровней, и черты рынка «покупателя» — для коммерческих услуг.

В последние годы развитию ФКиС в России уделяется самое пристальное внимание. Выделяются средства на строительство и реконструкцию спортивных объектов, проводятся спортивные мероприятия, направленные на популяризацию занятий физической культурой, ведется активная пропаганда здорового образа жизни в средствах массовой информации. Все эти меры способствуют повышению спроса на физкультурно-оздоровительные услуги, появлению новых видов услуг и организаций, их предоставляющих.

С 2000 года по настоящее время в Оренбургской области наблюдается положительная динамика роста спроса на платные услуги, связанные с физкультурой, оздоровлением и медициной.

Услуги ФКиС в общем объеме платных услуг составляют от 0,8— 0,9%. Темпы роста расходов непосредственно на медицинские услуги являются более высокими, чем на оздоровительные и услуги ФКиС, что говорит о незаинтересованности населения в профилактике заболеваний, и об ограниченном предложении приемлемых для населения услуг в этой сфере.

Показатели состояния и развития ФКиС в целом и по городам Оренбургской области за 2009— 2013 годы представлены в таблицах 2 и 3. Снижение количества спортивных сооружений в 2012 году произошло из-за слабого учета наличия плоскостных спорт-сооружений и из-за закрытия спортивных залов общеобразовательных учреждений малокомплектных школ [8, 9]. В среднем по области в 2013 году на одно спортивное сооружение приходится 436 жителей. В сельских районах этот показатель равен 268 человек на 1 спортивное сооружение, в городах области на одно спортивное сооружение приходится 833 жителя.

Один из главных показателей развития ФКиС в регионе и стране — доля населения страны, систематически занимающихся спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельностью. В «Стратегии развития физиче-

Таблица 2

Показатели состояния и развития ФКиС по Оренбургской области за 2009-2013 гг.

Показатель Ед. изм. 2009 2010 2011 2012 2013

Число спортивных сооружений, всего шт. 4 603 4 662 4 683 4 577 4 623

Численность населения области тыс. чел. 2 111,4 2 032,7 2 031,3 2 023,7 2 016,1

Число лиц, систематически занимающихся ФКиС тыс. чел. 428,6 449,2 477,2 521,1 559,6

Количество жителей на одно спортсооружение чел. 459 436 434 442 436

Доля лиц, систематически занимающихся ФКиС % 20,3 22,1 23,5 25,8 27,8

Единовременная пропускная способность (ЕПС) имеющейся материально-спортивной базы области % от нормативе 30,2 32,1 32,5 30,7 36,1

Расходы бюджетов различных уровней на развитие ФКиС в области млн руб. 1 902,7 2 523,3 2 021,2 1 616,4 4 101,1

ской культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» поставлена задача к 2015 году довести количество систематически занимающихся ФКиС россиян до 30%, а к 2020 году до 40%. На 2010 год по статистическим данным этот показатель по России равен 18,5%, по Оренбургской области — 22,1%. Следует отметить, что удельный вес, систематически занимающихся граждан в целом по России только к 2012 году вырос до 20,6% [10].

Доля лиц, систематически занимающихся ФКиС, среди городского населения в 2013 году составляла 27,8%, наибольший прирост числа занимающихся отмечен в г. Оренбурге и составил 10 294 человека [14]. В то же время обеспеченность населения спортивными сооружениями в городах Оренбургской области, согласно нормативным требованиям

по единовременной пропускной способности, ниже средних областных показателей (табл. 3). Наличие платных физкультурно-оздоровительных организаций, различных фитнес-клубов в городах и районах области делает эту проблему не столь острой. Так, за период январь-ноябрь 2013 объем представленных физкультурно-оздоровительных услуг субъектами малого предпринимательства населению Оренбургской области составил 191,7 млн руб. или 39,5% от общего объема услуг [11].

В таблице 4представлены данные о количестве населения, приходящегося на 1 специалиста по ФКиС в 2012—2013 гг. Положительные тенденции по увеличению специалистов ФКиС можно отметить только в крупных городах Оренбуржья: Оренбург, Орск. В небольших городах из-за низкой заработной платы молодые специалисты выбирают иные сфе-

ры деятельности, не связанные с ФКиС.

На развитие сферы физкультурно-оздоровительных услугоказы-вают влияние такие факторы, как уровень жизни населения, развитие предприятий альтернативного проведения досуга, экономические и политические процессы, происходящие в стране и регионе, отношение потребителей к занятиям физкультурой и спортом. Проанализируем их с использованием методики БТЕР-анализа (табл. 5).

В качестве экспертов, оценивающих вероятность появления и важность каждого фактора, влияющего на развития бизнеса на рынке физкультурно-оздоровительных услуг выступали руководители высшего и среднего звена в фитнес-клубах, спортивных комплексах, а также специалисты Комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации

Таблица 3

Показатели состояния и развития ФКиС по городам Оренбургской области за 2011-2013 гг.

Показатель Ед. изм. 2011 2012 2013

Число спортивных сооружений шт. 1 368 1 362 1 373

Численность городского населения области тыс. чел. 1 143,3 1 145,7 1 143,7

Число лиц, систематически занимающихся ФКиС тыс. чел. 267,8 296,2 318,2

Количество жителей на 1 спортсооружение чел. 836 841 833

Доля лиц, систематически занимающихся ФКиС % 23,4 25,9 27,8

Единовременная пропускная способность имеющейся материально-спортивной базы % от норматива 14,8 15,4 16,8

Расходы бюджетов различных уровней на развитие ФКиС Млн руб. Нет данных 1 885,8 3 485

Города Население (тыс.чел.) Кадры (чел.) Число жителей на 1 специалиста по ФКиС

2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. 2013 г.

Оренбург 570,3 571,7 1 235 1313 462 435

Орск 242,2 240,5 352 458 688 525

Новотроицк 103,8 102,3 178 165 583 620

Гай 38,2 37,6 57 54 670 696

Медногорск 28,8 28,4 54 51 533 557

Примечание: Данные, указанные в таблице 3, представлены в общем виде по основным городам Оренбургской области: Оренбург, Бугуруслан, Бузулук, Гай, Медногорск, Новотроицк, Орск, Сорочинск. В этих городах проживает 92,6% городского населения области, по данным Оренстата на 1 января 2013 года.

Таблица 4

Количество населения на одного специалиста ФКиС в городах Оренбургской области по итогам 2012-2013 гг.

Таблица 5

STEP-анализ рынка физкультурно-оздоровительных услуг на 01.01.2014 г.

Группы факторов Описание факторов Опасность / возможность Оценка вероятности проявления фактора, % Оценка важности фактора, максимум 10 баллов Общее влияние на рынок Программа действий

Социальные факторы Мнения и отношения потребителей + 34 7,2 +2,45 Расширение маркетинговой деятельности фирм, дифференциация предлагаемых услуг

- 46 8,4 -3,86

Изменение уровня жизни населения - 49 7,4 -3,63

Технологические факторы Развития новых подходов к процессу оказания услуг + 31 6,5 +2,02 Повышение квалификации тренеров, создание и развитие информационной, технической инфраструктуры отрасли

- 34 6,9 -2,35

Внедрение инновационных технологий в ФКиС + 34 6,5 +2,21

- 28 5,8 -1,62

Экономические факторы Уровень инфляции + 32 5,2 +1,66 Изучение рынка с целью выявления потенциальных потребителей и разработка предложений для них

- 54 8,4 -4,54

Развитие индустрии досуга - 67 8,6 -5,76

Политические, правовые и законодательные факторы Позиция правительства к развитию ФКиС + 78 6,4 +4,99 Повышение качества работы и признание важности работы государственными органами позволят увеличить эффективность деятельности в этой сфере

Нормативные акты и иные документы, регламентирующие отрасль + 66 5,8 +3,82

Лоббистские усилия профессиональных объединений + 42 4,8 +2,01

г. Орска. Полученные баллы и проценты представляют собой средневзвешенные значения оценок экспертов. Оценка факторов макросреды, влияющих на развитие рынка физкультурно-оздоровительных услуг позволяет сделать выводы о преобладании положительных тенденций для работы предприятий данной сферы.

Более подробное изучение состояния и тенденций развития рынка физкультурно-оздоровительных услуг проведено по г. Ор-ску. Орск является вторым по численности населения городом Оренбургской области и самым крупным в Восточном Оренбуржье. На 1 января 2013 года в нем проживало 236 390 человек, что составляет 54,2% городского населения Восточного Оренбуржья. В остальных городах Восточного Оренбуржья (Гай, Кувандык, Мед-ногорск, Новотроицк, Ясный) численность населения колеблется от 35 тыс. до 95 тыс. человек. Во всех этих городах схожие условия про-

живания, уровень жизни, работают металлургические и машиностроительные предприятия, развита сфера торговли и обслуживания. Учитывая общие признаки, результаты и выводы, полученные при исследовании орского рынка физкультурно-оздоровительных услуг, могут быть обобщены и распространены на весь регион Восточного Оренбуржья.

Емкость рынка услуг ФКиС г. Орска составляет 57,5 млн руб. Данный показатель получен с учетом показателя объема платных услуг ФКиС на душу населения по Оренбургской области в 2013 году (240,6 руб. на чел.), численности населения г.Орска и объемов финансирования развития сферы ФКиС Оренбургской области из бюджетов различных уровней.

В Орске действует большое количество организаций, предоставляющих населению физкультурно-оздоровительные и спортивные услуги. В городе имеются

3 стадиона, 10 плавательных бассейнов общей площадью 1 354 м2, более 80 спортивных залов (общей площадью 20 704 м2, что явно не соответствует нормам обеспечения населения спортивными сооружениями. По данным опроса, проводимого сайтом orsk-sport.ru в конце 2013 года, в котором приняли участие 243 человека, только 18% людей, принявших участие в голосовании считают, что в Орске достаточное количество спортивных объектов. Вариант ответа «Очень мало» выбрали 44,5% опрошенных, 33,5% считают, что не хватает спортивных объектов в определенном районе города. Наименьшее число объектов, по мнению посетителей данного сайта, в Советском районе г. Орска [12].

В анализируемый период проходит реконструкция и строительство многих спортивных объектов в городе. В 2010 году закончен ремонт бассейна «Дельфин», в 2012 году открыт ФОК «Юность»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на ОЗТП. Открылась детская школа каратэ «Барс». Осенью 2012 года начат ремонт шахматно-ша-шечного клуба. Осенью 2013 года после реконструкции открыт стадион «Авангард», рядом с дворцом спорта «Юбилейный» [13]. Строительство и ремонт данных спортивных объектов проводился в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006— 2015 годы», социального проекта Партии «Единая Россия» «Строительство физкультурно-оздоровительных комплексов» и областной целевой программы «Комплексные меры по совершенствованию системы физической культуры и спорта в Оренбургской области» на 2011—2015 годы.

В целях популяризации ФКиС, пропаганды здорового образа жизни в городе ведется постоянная работа по информированию населения о спортивных мероприятиях, проводимых в различных ФОК г. Орска, о результатах выступлений спортсменов на региональных и всероссийских соревнованиях. Растет число спортивных конкурсов и мероприятий, проводимых в г. Орске. Причем многие специалисты отмечают повышение уровня организации и проведения соревнований в г. Орске. По итогам смотра — конкурса на лучшую организацию физкультурной и спортивной работы в муниципальных образованиях Оренбургской области в 2012 году город Орск занял 3-е место по Оренбургской области.

Все организации, функционирующие в этой сфере, можно разделить на спортивные организации, работающие только с детьми и подростками, а также организации, предоставляющие физкультурно-оздоровительные услуги

для всех возрастных групп населения. В городе Орске работают 9 детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), в которых тренируются 6 670 юных спортсменов, что составляет 10,8% от общего числа занимающихся ФКиС людей в городе (данные 2013 года) [14, 15].

В ДЮСШ представлены 25 направлений спорта, наиболее популярные виды спорта: баскетбол, волейбол, борьба вольная, хоккей. По количеству предлагаемых спортивных секций лидируют ДЮСШ «Авангард»(7 видов), ДЮСШ «Свобода» (8 видов) и ДЮСШ «Надежда» (6 видов). В основном ДЮСШ г. Орска специализируются на одном или двух видах спорта. За анализируемый

период происходит увеличение материальной спортивной базы ДЮСШ, СДЮСШОР. В 2013 году ДЮСШ г. Орска были обеспечены собственными спортивными сооружениями на 59,3%.

В таблице 6представлены популярные спортивные и физкультурно-оздоровительные направления в г. Орске в 2010—2012 гг. (рассмотрены виды спорта с численностью занимающихся более 500 человек) [16]. Наиболее популярны виды и направления спорта, не требующие значительных денежных средств: ОФП, футбол, волейбол, баскетбол, оздоровительное плавание. Из затратных спортивных направлений успешно развиваются в городе лишь хоккей и теннис.

Таблица 6

Структура занимающихся г. Орска по видам спорта за 2010-2012 гг., %

Виды спорта и направления работы 2010 2011 2012 Абсолютное отклонение Темпы роста

2011/ 2010 2012/ 2011 2011/ 2010 2012/ 2011

ОФП 52,12 49,44 37,66 -2,68 -11,78 94,86 76,17

Оздоровительное плавание 5,77 5,3 5,89 -0,47 0,59 91,85 111,13

Футбол 5,63 7,26 8,78 1,63 1,52 128,95 120,94

Группа «Здоровья» 4,19 4,16 4,36 -0,03 0,2 99,28 104,81

Баскетбол 4,07 4,57 3,93 0,5 -0,64 112,29 86

Легкая атлетика 3,68 3,2 5 -0,48 1,8 86,96 156,25

Волейбол 2,73 2,39 2,13 -0,34 -0,26 87,55 89,12

Оздоровительная аэробика 2,53 3,23 5,43 0,7 2,2 127,67 168,11

Атлетическая гимнастика 2,51 2,83 3,1 0,32 0,27 112,75 109,54

Плавание 2,33 2,27 2,93 -0,06 0,66 97,42 129,07

Лыжные гонки 2,25 2,18 4,89 -0,07 2,71 96,89 224,31

Настольный теннис 2,12 1,9 2,21 -0,22 0,31 89,62 116,32

Шахматы 1,29 1 0,89 -0,29 -0,11 77,52 89

Аквааэробика 1,09 1,02 1,62 -0,07 0,6 93,58 158,82

Каратэ 1,05 1,19 0,94 0,14 -0,25 113,33 78,99

Фитнес-аэробика 1,03 0,87 0,87 -0,16 0 84,47 100

Хоккей 0,93 0,8 0,82 -0,13 0,02 86,02 102,5

Самбо 0,93 1,08 2,49 0,15 1,41 116,13 230,56

Шашки 0,92 1,06 0,98 0,14 -0,08 115,22 92,45

Пауэрлифтинг 0,86 0,89 0,96 0,03 0,07 103,49 107,87

Спортивный туризм 0,57 1 0,88 0,43 -0,12 175,44 88

Теннис 0,49 0,5 0,92 0,01 0,42 102,04 184

Дзюдо 0,48 1,22 1,22 0,74 0 254,17 100

Бокс 0,43 0,64 1,1 0,21 0,46 148,84 171,88

Итого 100 100 100 - - - -

В Орске развитие физкультурно-оздоровительных услуг, как и в других, более крупных городах России, имеет тенденцию изменения структуры в направлении фит-неса. В настоящее время в городе работают большое число фитнес-клубов и тренажерных залов. Динамика изменения объемов выручки от реализации фитнес-услуг в разрезе основных конкурентов представлена в таблице 7.

За период 2009—2013 гг. объем оказанных фитнес-услуг в г. Орске вырос почти в 2 раза, что связано с увеличением спроса на данный вид услуг, реализацией государственных программ, направленных на привлечение россиян к занятиям физкультурой и спортом, активной пропагандой здорового образа жизни в СМИ.

В то же время на рынке отсутствуют значительные структурные

изменения — основной объем услуг приходится на единственную крупную организацию — FitnessPark, предлагающую фит-нес услуги для орчан с высоким уровнем доходов. На протяжении последних нескольких лет стабильно работают на рынке такие фирмы как ФК «Здоровье», «Персона», STYLE. В категорию «Прочие» отнесены малые фирмы и организации, предлагающие фит-нес-услуги на рынке города. Такие организации обычно имеют только один тренажерный зал или зал для групповых занятий. Темпы роста объемов продаж на фитнес-рынке снижаются, что обусловлено насыщением рынка данным видом услуг.

В большинстве фитнес-клубов, работавших в 2012—2013 годах в городе Орске, представлены следующие услуги: тренажерный зал, различные фитнес-занятия,

сауна, уроки танцев. Такие услуги, как детская комната, услуги медицинского кабинета, магазин спортивных товаров, представляют собой единичные случаи. В отличие от ФОКов, фитнес-клубы и центры города более активно привлекают клиентов специальными предложениями, уделяют больше внимания качеству обслуживания клиентов и предоставлению дополнительных услуг.

На рынке г. Орска работают организации, сочетающие 2—3 физкультурно-оздоровительных направления, и многопрофильные организации, предлагающие клиентам широкий спектр услуг (табл. 8).

Физкультурно-оздоровительные услуги в г. Орске предоставляются в основном малыми (до 50 одновременно занимающихся клиентов) и средними предприятиями (до 100 одновременно зани-

Таблица 7

Динамика развития рынка фитнес-услуг г. Орска 2009-2013 гг.

Фитнес-клуб 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %

«FitnessPark» 15 418 37,2 18 657 37,18 23 037 38,43 26 957 39,03 29 265 39,27

«Здоровье» 5 392 13,01 8 125 16,19 10 472 17,47 12 576 18,21 14 614 19,61

«Персона» 2 561 6,18 2 509 5 2 568 4,28 3 079 4,46 3 190 4,28

«STYLE» н/д - н/д - 3 957 6,6 4 696 6,80 4 722 6,33

Прочие 18 078 43,61 20 891 41,63 19 906 33,21 21 758 31,5 22 740 30,51

Итого: 41 449 100 5 0182 100 59 940 100 69 066 100 74 531 100

Характеристика организации в зависимости от количества услуг Размер организации в зависимости от количества одновременно занимающихся клиентов

малые (до 50 человек) средние (от 50 до 100 человек) крупные (свыше 100 человек)

Специализированные предприятия Клубы «Тонус-клуб», «Олимп», «Ратник», «Аполлон», «Ремикс» - -

Предприятия со смешанным ассортиментом услуг Спортивно-танцевальный клуб «Великан» Центр красоты «Персона» Фитнес-клуб «STYLE» «Место под солнцем» - -

Многопрофильные предприятия - ФОК «Здоровье» ФОК «Надежда» ФОК «Лидер» ФОК «Свобода» Фитнес-клуб «FitnessPark» ФОК «Дельфин»

Примечание. Оценка автора на основе финансовых отчетов фитнес-клубов, а также с учетом стоимости и частоты предоставления услуг.

Таблица 8

Классификация физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций г. Орска по размеру и специализации

мающихся клиентов). Обладая большей мобильностью, они имеют широкие возможности для гибкого реагирования на изменения рыночной конъюнктуры и более эффективны в условиях локального рынка.

На основе проведенного исследования можно выделить следующие тенденции развития рынка физкультурно-оздоровительных услуг Восточного Оренбуржья:

1) увеличение спроса на физкультурно-оздоровительные услуги, рост доли населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом за анализируемый период;

2) недостаточный уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями, недостаток квалифицированных тренеров и инструкторов приводят к изменению структуры рынка физкультурно-оздоровительных услуг в направлении роста доли фитнес-услуг;

3) на развитие рынка физкультурно-оздоровительных услуг Восточного Оренбуржья оказывают влияние такие факторы как повышение уровня доходов на-

селения, реализация государственной политики в отношении ФКиС, активная пропаганда в СМИ здорового образа жизни, предложения предприятий альтернативного проведения досуга;

4) усиление конкуренции на рынке физкультурно-оздоровительных услуг приводит к увеличению специализации спортивных организаций, к более четкой сегментации клиентов, на которых ориентированы физкультурные комплексы;

5) комплексность оказания услуг. Помимо оказания основных физкультурно-оздоровительных услуг, многие организации этой сферы предлагают дополнительные и сервисные услуги.

Таким образом, для сохранения

положительной динамики рынка

ФКиС необходимо:

1. Совершенствование механизмов финансирования в сфере ФКиС, привлечение новых спонсоров и инвесторов с целью повышения материально-технического оснащения физкультурно-оздоровительных организаций.

2. Проведение грамотной кадровой политики в сфере ФКиС,

направленной на привлечение тренерско-преподавательского состава, создание условий для эффективной работы молодых специалистов (увеличение размера заработной платы, мер стимулирования труда инструкторов, создание возможностей совершенствования своих навыков).

3. Развитие массового физкуль-турно-спортивного движения и системы физкультурно-оздоровительных услуг для всех слоев населения (проведение соревнований по массовому спорту для всех возрастных групп населения; создание условий в спортивных комплексах для посещения их всей семьей, система льготного абонемента для социально незащищенных слоев населения).

4. Создание единой информационной системы на рынке физкультурно-оздоровительных услуг Оренбургской области, позволяющей получать информацию о предложениях физкультурно-оздоровительных организаций и фитнес-клубов, проводимых спортивных мероприятиях и соревнованиях.

ИСТОЧНИКИ

1. ГОСТ Р 52024-2003. Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Общие требования (принят и введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 18.03.2003 N 80-ст) [Электронный ресурс]//Консультант Плюс. Режим доступа: http://base.consultant.ru.

2. АванесоваГ.А Сервисная деятельность: историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент. М.: Аспект Пресс, 2004. 320 с. ISBN: 5-7567-0317-9.

3. Ашхотов А.М. Исследование классификационных градиентов услуг физической культуры и спорта/^ERRA ECONOMICUS. 2010. Том 8, № 3, Часть 3. С. 100-106.

4. Башмачникова Е., Абрамова Л. Современная сфера услуг: определение, классификация, задачи//Проблемы теории и практики управления. 2013. № 2. С. 123-130.

5. Кошаев М.Н. Социально-культурные услуги отрасли «физическая культура и спорт» — формы, мотивы и потребности // Ученые записки. 2006. Вып. 21. С. 30-35.

6. Лавлок Кристофер. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия. 4-е изд. Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. 1008 с. ISBN 5-8459-0648-2.

7. ЛамбенЖ.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок. СПб.: Питер, 2007. 800 с. ISBN 5-272-00136-2.

8. Официальный сайт министерства спорта РФ. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.minsport.gov.ru/sport/ physical-culture.

9. Официальный сайт Министерства физической культуры, спорта и туризма Оренбургской области. [Электронный ресурс] Режим доступа: minsportturizm.orb.ru/sport.

10. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 года № 1101-р).

11. Официальный сайт Правительства Оренбургской области «Оренбуржье». Доклад Социально-экономическое положение Оренбургской области в 2013 году [Электронный ресурс] Режим доступа: www.orenburg-gov.ru.

12. Сайт orsk-sport.ru — Режим доступа: http:www.orsk-sport.ru.

13. «Говорим по делу»: культура и спорт в Орске. Интервью с начальником отдела культуры О. Комариным и председателем спорткомитета С. Ротмистровым [Электронный ресурс]// Урал56.Ру. 06.1 1.2012. Режим доступа: http:www.ural56.ru.

14. Официальный сайт города Орска. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:www.orsk-adm.ru.

15. Официальный сайт министерства спорта РФ. [Электронный ресурс] Режим доступа: www.minsport.gov.ru/sport/ physical-culture.

16. Отчеты по форме 5-ФК и 1-ФК Комитета по физической культуре, спорту и туризму администрации г. Орска за 2009—2012 гг. Режим доступа: http:www.orsk-adm.ru.

Status and Trends of the Market Health and Fitness Services of Orenburg Region

Vyazikova Galina V.,

Senior Lecturer, Department of Marketing, Orsk Humanities Institute of Technology Institute (branch) of Orenburg State University;

15a, Mira avenue, Orsk, Orenburg region, 462403, Russia (vyazikova_g@mail.ru)

In this article the results of market research of health and fitness services in the Orenburg region are presented. The influence of

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

factors of the marketing environment is studied and their importance in the work of fitness centers and fitness clubs is determined.

The structure of the market and its trends for the period 2009 - 2013 are examined. Assumptions for further market development

of physical culture and sports are presented.

Keywords: health and fitness services; classification of services; factors of the marketing environment.

REFERENCES

1. GOST R 52024-2003. Service Health and Fitness and Sports. General Requirements «(adopted and put into effect by Decision Gosstandart from 18.03.2003 N 80-st) [electronic resource]. Consultant Plus. Available at: http:// base.consultant.ru

2. Avanesova, G.A. (2004) Service Activities: Historical and Modern Practice, Entrepreneurship and Management. Moscow, Aspect Press Publ., 320 p.

3. Ashkhotov, A.M. (2010) Investigation Services Classification Gradients of Physical Culture and Sports. Terra ECONOMICUS, Volume 8, no. 3, part 3, pp. 100-106.

4. Bashmachnikova, E.; Abramova, L.A. (2013) Modern Service Industry: Definition, Classification, Problem. Problems of the Theory and Practice of Management, no. 2, pp. 123-130.

5. Koshaev, M.N. (2006) Socio-cultural Services Industry «Physical Culture and Sports» — Forms, Motives and Needs. Scientific Notes, vol. 21, pp. 30—35.

6. Lovelock, Christopher (2005). Marketing Services: Personnel, Technology, Strategy. 4th ed. Lane. In Russian. Moscow, Publishing House «Williams», 1008 p.

7. Lambin J.J. (2007). Management, Market-oriented. In Russian. St. Petersburg, Peter Publ., 800 p.

8. The Official Website of the Ministry of Sports of Russia. [Electronic resource] Available at: www.minsport.gov.ru / sport / physical-culture; The Official Website of the Territorial Department of the Federal State Statistics Service of the Orenburg region [electronic resource] Available at: http://orenstat.gks.ru.

9. The Official Website of the Ministry of Physical Culture, Sports and Tourism of the Orenburg region [Electronic resource] Available at: minsportturizm.orb.ru/sport.

10. Strategy of Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the Period until 2020 (approved by Resolution of the Government of the Russian Federation of 07.08.2009, № 1101-p).

11. The Official Website of the Government of the Orenburg region «Orenburg». Report Socio-economic Situation of the Orenburg Region in 2013 [electronic resource] Available at: www.orenburg-gov.ru.

12. Website orsk-sport.ru. Available at: http:www.orsk-sport.ru.

13. «We Speak of the Case»: Culture and Sports in Orsk. Interview with the Head of the Department of Culture O. Komarin and the Chairman of Sports Committee S. Rotmistrov [electronic resource] Ural56.Ru. 06.11.2012. Available at: http:www.ural56.ru.

14. The Official Website of the City of Orsk. [Electronic resource] Available at: http:www.orsk-adm.ru.

15. The Official Website of the Ministry of Sports of Russia. [Electronic resource] Available at: www.minsport.gov.ru/sport/ physical-culture.

16. Reports on Form 5-FC and FC-1 Committee for Physical Culture, Sports and Tourism Administration Orsk 2009—2012. Available at: http:www.orsk-adm.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.