Вестник Томского государственного университета. 2018. № 429. С. 203-209. DOI: 10.17223/15617793/429/26
УДК 796.03
Д.И. Сурнин, Н.А. Усачёв
СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И СПОРТА г.о. ТОЛЬЯТТИ
Анализируются статистические данные отчета Департамента физической культуры и спорта г.о. Тольятти. Исследуются данные общей численности населения и сопоставляются с количеством регулярно занимающихся физической культурой и спортом и уровнем обеспеченности спортивными сооружениями (по единовременной пропускной способности). Анализируется состояние кадрового потенциала, уровень профессионального образования специалистов.
Ключевые слова: Департамент физической культуры и спорта г. о. Тольятти; физическая культура и спорт; статистические данные; форма № 1-ФК; численность спортивных сооружений; обеспеченность спортивными сооружениями; доля занимающихся физической культурой и спортом.
Введение. Развитие физической культуры и спорта (ФКиС) является важным социальным, экономическим и политическим фактором в Российской Федерации. Основной предпосылкой для серьезных перемен в исследуемой области становится «усиление внимания государства к здоровью, умственному и физическому развитию детей и воспитанию молодежи, к вопросам строительства спортивных сооружений, к значимости спорта как инструмента для решения многих социальных и экономических проблем» [1].
Реализация государственной политики в области ФКиС регулируется такими нормативно-правовыми актами, как Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы», Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», Государственная программа «Развитие образования на 20132020 гг.» и т.д.
В соответствии с вышеизложенным актуальность исследования обусловлена реализацией в г. о. Тольятти приоритетного направления «Формирование здорового образа жизни» в рамках национального проекта «Здоровье», в котором одна из задач обозначена как развитие физкультурно-оздоровительной системы.
Анализ научных работ свидетельствует о том, что изучение проблем и перспектив ФКиС необходимо осуществлять с позиций системного подхода, что невозможно без своевременного получения объективной информации, на основе которой возможно прогнозирование дальнейшего развития на различных уровнях [2].
Анализ деятельности в области ФКиС осуществляется на основании официальной статистики, предоставляемой организациями в органы исполнительной власти (формы № 1-ФК, № 3-АФК, № 5-ФК). Официальным способом мониторинга и контроля развития физической культуры и спорта в Российской Федерации являются формы статистической отчетности. Федеральной государственной службой статистики (Рос-стат) ежегодно утверждается «статистический инструментарий для организации Минспортом России федерального статистического наблюдения» для отрасли физической культуры и спорта [3].
В соответствии с официальной статистикой за период с 2010 по 2016 г. наблюдается положительная динамика социально-экономического развития Са-
марской области,Ю и в частности г.о. Тольятти. Вместе с тем остаются факторы сдерживающего характера по вовлечению населения в систематические занятия физической культурой и спортом.
Цель исследования - выявление факторов, сдерживающих развитие физической культуры и спорта в г. о. Тольятти и разработка практических рекомендаций для их устранения.
Для достижения поставленной цели сформированы задачи:
1. Обзор нормативно-правовой документации, регламентирующей развитие физической культуры и спорта.
2. Посредством методов математической статистики проанализировать деятельность Департамента физической культуры и спорта по отчетам формы № 1-ФК в период 2010-2016 гг.
3. Выявить основные проблемы развития физической культуры и спорта в г. о. Тольятти и предложить пути их решения.
В соответствии с целями и задачами определены следующие этапы.
На первом этапе (июнь-август 2017 г.) исследовались нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность Департамента физической культуры и спорта г. о. Тольятти.
На втором этапе (сентябрь-октябрь 2017 г.) посредством методов математической статистики проводился анализ ежегодных федеральных отчетов Департамента физической культуры и спорта г.о. Тольятти формы № 1-ФК, № 3-АФК за период 2010-2016 гг.
На третьем этапе (октябрь-декабрь 2017 г.) разрабатывались практические рекомендации, которые были направлены в Департамент физической культуры и спорта с предложением по внесению изменений в Стратегию развития физической культуры и спорта г. о. Тольятти
Результаты исследования и обсуждение. В рамках решения одной из поставленных задач исследования были проанализированы нормативно-правовые акты федерального, регионального и муниципального уровней.
На региональном и муниципальном уровнях задачи по развитию физической культуры и спорта и формированию здорового образа жизни в достаточной степени коррелируют с федеральными нормативно-правовыми актами, среди которых: указ Президента
Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»; Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 года; приказ Минтруда России от 16.06.2014 № 375н «О внесении изменения в Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков»; Концепция демографической политики РФ на период до 2025 года; Концепция социально-экономического развития РФ на период до 2020 года и др. [4-6].
Согласно «Предложению по внесению изменений в текст стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» в качестве основных приоритетных направлений деятельности определены:
- увеличение доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической
Во исполнение вышеуказанных законодательных и нормативно-правовых актов был проведен анализ статистических данных социально-экономического развития отрасли «Физическая культура и спорт» в городском округе Тольятти в период 2010-2016 гг. на основе ежегодных федеральных статистических отчетов № 1-ФК и № 3-АФК «Сведения о физической культуре и спорте» [4] (табл. 1). На основе полученных сведений сформулированы выводы.
1. За исследуемый период наблюдается тенденция увеличения общего количества спортивных сооружений на 39,8%, в том числе муниципальных на 25%.
2. Нисходящие тенденции наблюдаются в общей численности детско-юношеских спортивных школ -26% и количества занимающихся в них - 12%.
3. Информация о количестве детских и подростковых физкультурно-спортивных клубов отсутствует в
культурой и спортом, в общей численности населения (на первом этапе (2009-2015 гг.) - с 15,9% в 2008 г. до 30% в 2015 г., на втором этапе (2016-2020 гг.) - до 40% в 2020 г.);
- увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности данной возрастной категории (на первом этапе - с 20,2 до 35% и на втором этапе - до 50%);
- повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности (на первом этапе - с 22,7 до 30%, на втором этапе - до 48%) [5, 6].
В рамках реализации приоритетного проекта РФ «Формирование здорового образа жизни» предполагается к концу 2019 г. увеличить долю граждан, приверженных здоровому образу жизни, до 45%, а к концу 2025 г. - до 60%; увеличить долю граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 38% в 2019 г. и до 45% в 2025 г. [7].
статистических отчетах Департамента спорта г. о. Тольятти в период 2015-2016 гг.
4. Значительные изменения за исследуемый период наблюдаются в сфере развития спортивных клубов, прирост их количества составил 83 ед.
5. Количество проводимых физкультурно-спор-тивных мероприятий до 2013 г. заметно увеличивалось (с 262 по 313 в год), однако с 2013 по 2016 г. наблюдается стагнация их количества и числа участников соответственно.
С целью определения процентного соотношения систематически занимающихся ФКиС от общего количества населения г. о. Тольятти проведен математический анализ данных посредством программного обеспечения 81аИ8Йса у.12 (рис. 1).
Наблюдается прирост населения, систематически занимающегося ФКиС, за период с 2010-2016 гг.
Т а б л и ц а 1
Социально-экономические показатели развития отрасли «Физическая культура и спорт» в городском округе Тольятти
в период 2010-2016 гг.
№ Наименование показателя Значение показателей (по годам)
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
1 Спортивные сооружения - всего: 555 589 626 681 750 759 776
1.1 Из них муниципальные 503 555 571 577 624 625 629
2 Число детско-юношеских спортивных школ 19 16 16 15 14 14 14
2.1 В них учащихся 14 992 15 296 15 355 15 293 14 518 13 711 13 342
2.2 В том числе муниципальных спортивных школ 17 14 14 14 14 14 14
2.3 В них учащихся 145 36 14 849 14 951 14 951 14 518 13 711 12 342
3 Число коллективов физкультуры 366 381 405 442 448 457 428
4 Число клубов 36 60 68 113 123 123 119
4.1 В них членов 6 166 9 203 14 832 32 057 31 171 32 099 41 098
4.2 В том числе количество детских и подростковых физкультурно-спортивных клубов 9 16 20 34 27 * *
4.3 В них занимающихся 1 305 1 779 1 983 3 761 3 771 * *
4.4 В том числе общественных физкультурно-спортивных клубов, зарегистрированных в реестре департамента ФКиС * * 19 24 29 31 40
4.5 В них занимающихся * * 1857 1 919 2 229 2 299 3 446
5 Количество физкультурно-спортивных мероприятий 262 293 303 313 313 317 317
5.1 В них участников 76 974 103 990 97 760 97 856 98 221 100 735 103 789
5.2 В том числе общегородские 48 69 51 72 78 84 78
5.3 В них участников 48 236 60 422 44 133 48 966 53 164 59 379 57 978
5.4 По видам спорта 214 224 252 241 235 233 239
5.5 В них участников 28 738 43 568 53 615 48 890 45 057 41 356 45 811
* Данные пункты не представлены в отчете деятельности Департамента физической культуры и спорта г. о. Тольятти.
В 2010 г. общая численность населения г. о. Тольятти составляла 721 752 человека, из них регулярно занимающихся ФКиС - 105 526, что составляет 14,6%, однако наблюдается резкое снижение численности населения в 2016 г. - 630 493 человека, из них регулярно занимающихся ФКиС - 226 762 (33,8%).
Резкое изменение общей численности населения в 2015-2016 гг. связано с внесенными изменениями
в форму статистического отчета (форма № 1-ФК), а именно с указанием возрастного критерия (379 лет).
Полученные результаты свидетельствуют о планомерном увеличении процентного соотношения систематически занимающегося населения, что соответствует стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 г.
Рис. 1. Доля систематически занимающихся ФКиС от общей численности населения г.о. Тольятти
Рис. 2. Динамика показателей количества спортивных объектов г.о. Тольятти за период 2010-2016 гг.
Рис. 3. Динамика показателей единовременной пропускной способности (ЕПС) спортивных объектов г. о. Тольятти
45 40
30 25
||||
К у 11Ч- : II»: ФОК
12012 ■ 2Э13 ■ £014 «2015 «2016
Рис. 4. Количество общественных физкультурно-спортивных и оздоровительных клубов г.о. Тольятти
Наряду с увеличением числа занимающихся физической культурой и спортом наблюдается и планомерная восходящая тенденция количества спортивных объектов г.о. Тольятти: в 2010 г. - 555 объектов, в 2016 г. - 776 (рис. 2).
В связи с вышеизложенным наблюдается рост единовременной пропускной способности спортивных объектов г.о. Тольятти (в %-ном отношении от нормативов) - в 2010 г. - 9,8%, в 2016 г. - 16,27% (рис. 3).
В соответствии с «Методикой определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта» (распоряжение Правительства РФ от от 19 октября 1999 г. № 1683-р), исходя из численности населения г.о. Тольятти и норматива единовременной пропускной способности физкультурно-спортивных сооружений (Ы = 1 900 человек на 10 000 населения), определялась единовременная пропускная способность физкуль-турно-спортивных сооружений, необходимых для обеспечения минимальной двигательной активности населения:
Е = Чнас. х N = 0,19 х Чнас., где Е - единовременная пропускная способность физ-культурно-спортивных сооружений; Чнас. - численность населения региона; Н - норматив единовременной пропускной способности физкультурно-спортивных сооружений: 1 900 человек на 10 000 населения.
Определяя процентное соотношение величины пропускной способности существующих сооружений к величине необходимой пропускной способности, рассчитывается уровень обеспеченности населения региона спортивными сооружениями (табл. 2) [5].
В рамках решения проблемы обеспечения населения г. о. Тольятти спортивными сооружениями разработана и реализуется муниципальная программа «Пять шагов к благоустройству», одной из целей которой является создание общедоступных спортивных
площадок и сооружений для самостоятельной подготовки населения к сдаче норм Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». В течение 2017 г. введено в эксплуатацию 17 спортивных объектов, что значительно повышает доступность занятий физической культурой и спортом.
Т а б л и ц а 2 Уровень обеспеченности населения г.о. Тольятти спортивными сооружениями
№ Виды спортивных сооружений Значение показателей (по годам), % от нормативной обеспеченности
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
1 Плоскостные сооружения 27,9 37,31 37,92 40,11 40,77 41,7 42,8
2 Спортивные залы 17,3 23,75 27,7 31,27 38,34 38,5 39,5
3 Плавательные бассейны 5,0 5,17 7,65 8,12 9,11 10,9 11,8
Наблюдается динамика развития системы спортивных и физкультурных мероприятий с населением по месту жительства, характеризующаяся увеличением количества общественных физкультурно-спор-тивных и оздоровительных клубов г. о. Тольятти, зарегистрированных в реестре Департамента физической культуры и спорта г. о. Тольятти с 19 в 2012 г. до 40 в 2016 г. (рис. 4). Прослеживается и планомерное увеличение численности занимающихся в физкуль-турно-спортивных и оздоровительных клубах: за период 2015-2016 гг. прирост превысил 30% (табл. 3, рис. 5). Особое внимание стоит уделить данным Отчета по итогам деятельности Департамента физической культуры и спорта г.о. Тольятти за 2016 г., в котором, помимо общей информации о количественном составе спортивных клубов, отдельно приводятся статистические данные по возрастным критериям (рис. 6).
№ п/п Наименование клуба Количество занимающихся
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
1 Клуб любителей бега «Лада» 153 153 155 159 145
2 Клуб лыжников «Лада» 186 159 180 150 143
3 Клуб единоборств «Лада бокс» 250 130 130 130 50
4 Спортивно-туристический клуб «Лада» 96 80 93 80 80
5 Волейбольный клуб Тольятти 550 600 600 500 600
6 Клуб «Закаливания» 38 36 42 36 36
7 Клуб ветеранов спортивного плавания 96 86 86 50 50
8 Клуб «Ветеранов спорта» 45 45 43 45 45
9 Клуб автомоделирования «Форсаж» 30 23 23 25 25
10 Клуб гребцов 57 169 169 169 169
11 Клуб чемпионов-метателей 4 4 4 4 4
12 Клуб «Динамовец» 9 27 27 27 27
13 Ветераны дворового футбола «Вымпел» 24 20 23 23 23
14 Клуб по хоккею с мячом 25 25 27 25 25
15 Клуб силовых видов спорта 25 16 23 16 50
16 Клуб любителей гандбола 190 30 25 30 30
17 Клуб триатлонистов 53 83 95 73 25
18 Мини-футбольный клуб «Волгарь» - 20 16 20 20
19 «Транспортник» (любители волейбола и плавания) - 39 46 39 41
20 Шахматно-шашечный клуб «Ветеран ВАЗа» - 79 79 70 105
21 Клуб любителей оздоровительного бега и ходьбы «Лада-Спиридон-Тольятти» 20 20 95 20 15
22 Клуб любителей скандинавской ходьбы - 22 20 31 100
Т а б л и ц а 3
Наименование общественных физкультурно-спортивных и оздоровительных клубов г.о. Тольятти, зарегистрированных в реестре Департамента ФКиС и количество занимающихся в них
№ п/п Наименование клуба Количество занимающихся
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
23 Спортивный клуб «Светогор» - 11 20 20 26
24 Любительская хоккейная лига «СТАРТ» - - 39 34 20
25 MG Club Тольятти - - 79 346 911
26 Хоккейный клуб «Луч» - - 20 20 20
27 Детский клуб любителей спорта «Единство» - - 11 17 22
28 Спортивный клуб единоборств «Русь» - - 5 11 20
29 СК «15 квартал» - - - - 50
30 Клуб любителей физкультуры «Продвижение» - - - 50 63
31 СК «Сокол» - - - - 44
32 СК «Искра» - - - - 35
33 СК «Ладья» - - - - 52
34 Клуб любителей волейбола Комсомольского района - - - - 11
35 Школа бега RUN TLT - - - - 8
36 Клуб АКВА-ДЕТИ - - - - 121
37 Клуб любителей активного образа жизни «Центр» - - - - 42
38 Клуб любителей физкультуры «Горизонт» - - - 5 48
39 Сноуборд клуб «SLIDE» - - - - 26
40 Клуб велосипедистов «Вело Тольятти» 24 42 54 74 119
ИТОГО 1 857 1 919 2 229 2 299 3 446
)заним
Рис. 5. Общее количество занимающихся в общественных физкультурно-спортивных клубах
Рис. 6. Соотношение численности детей до 18 лет к общему количеству занимающихся в спортивно-оздоровительных клубах г. о. Тольятти
Однако, несмотря на положительную динамику в целом, Самарская область испытывает дефицит в квалифицированных кадрах в сфере физической культуры и спорта: около 70% выпускников учебных заведений, занимающихся подготовкой кадров в сфере физической культуры и спорта, не работают по специальности из-за низкого уровня заработной платы. В большинстве учреждений и организаций сокращены ставки инструкторов-методистов.
Анализ кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва и особенностей регулирования труда тренеров свидетельствует, что ключевыми проблемами развития являются недостаточный уровень подготовленности тренеров и иных специалистов, обеспечивающих спортивную подготовку, низкая привлекательность работы тренера в государственных и муниципальных учреждениях для молодых специа-
листов [9-15]. Как видно из рис. 7. Наблюдается общее снижение численности работников в сфере физической культуры и спорта (2 076 чел. в 2014 г., 1 956 в 2016 г.), что вступает в противоречие с общей тенденцией увеличения физкультурно-спортивных и оздоровительных клубов, спортивных сооружений, общего числа жителей, занимающихся физической культурой и спортом. Нисходящая тенденция в период с 2014 по 2016 г. прослеживается и в уровне профессионального образования. Так, например, в 2014 г. в системе ФКиС работали 1 453 специалиста с высшим образованием, в 2016 г. - 1 326 (рис. 7). Неизменным остается число работников, не имеющих профильного образования [14].
Проблемная ситуация состоит в том, что сфера физической культуры и спорта и общество в целом испытывают потребность в квалифицированных физ-
культурных кадрах различного профиля для реализации программ, связанных с совершенствованием данной сферы, а также с оздоровлением и физическим развитием населения [4].
■ Без спец Образования ии С высшим спец Образованием
■ Со средним спец образрв-ем ■ Числ состав работников ФКиС
Рис. 7. Динамика изменения численного состава и уровня профессионального образования работников физической культуры и спорта г. о. Тольятти
Практические рекомендации. По итогам проведенного исследования были сформулированы рекомендации, которые были направлены в Департамент физической культуры и спорта с предложением по внесению изменений в Стратегию развития физической культуры и спорта г. о. Тольятти.
Основными из предложенных направлений деятельности являются:
1. Создание региональной (муниципальной) системы фондов грантовой поддержки с целью улучшения ситуации с финансированием физической культуры и спорта, реабилитационных центров, обществен-
ных физкультурно-спортивных и оздоровительных движений и т. д.
2. Организация конкурсов на лучший социально значимый проект физкультурно-оздоровительной направленности (спортивно-оздоровительные площадки, плоскостные сооружения для организации досуга детей дошкольного и младшего школьного возраста и т. д.) среди студентов вузов области с последующим оформлением заявки на конкурсы национальных проектов.
3. Формирование кадрового резерва специалистов в области физической культуры и спорта, в том числе внедрение системы непрерывного образования тренеров ДЮСШ, СДЮШОР посредством курсов повышения квалификации (профессиональной переподготовки) в ведущих профильных вузах.
4. Вовлечение в занятия спортом детей и подростков путем предоставления бесплатных (льготных) услуг объектами спорта.
5. Возрождение института шефства градообразующих предприятий над ДЮСШ, СДЮШОР, детскими досуговыми центрами, центрами реабилитации детей и подростков, центрами медицинского обеспечения детей (физкультурно-спортивными диспансерами).
6. Увеличение числа спортивно-зрелищных мероприятий по видам спорта с целью пропаганды здорового образа жизни и вовлечения в занятия физической культурой населения г. о. Тольятти, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» : [постанов-
ление Правительства РФ от 11 янв. 2006 г. № 7] // Собрание законодательства РФ. 2006. № 3. С. 304.
2. Савенкова Е.А. Оценка эффективности управления физической культурой и спортом в регионах Российской Федерации на основе
анализа взаимосвязей между отраслевыми статистическими показателями : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2017. 27 с.
3. Физическая культура и спорт в Российской Федерации в цифрах (2000-2012 годы) / авт.-сост. П.А. Виноградов, Ю.В. Окуньков ; под
общ. ред. В.Л. Мутко. М. : Сов. спорт, 2013. 186 с.
4. Официальный сайт департамента физической культуры и спорта г.о. Тольятти. URL: http://tgl-sport.ru/ (дата обращения: 05.11.2017).
5. Официальный сайт Правительства России. URL: http://government.ru/ (дата обращения: 15.11.2017).
6. Официальный сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/ (дата обращения: 27.11.2017).
7. Паспорт приоритетного проекта «Формирование здорового образа жизни». URL : http://static.government.ru/media/files/Soj3PKR09
Ta9BAuW30bsAQpD2qTAI8vG.pdf (дата обращения: 03.11.2017).
8. Предложения по внесению изменений в текст стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период
до 2020 года. URL: http://minsport.gov.ru/.../Предложения-по-внесению-изменений-в-текст-Стратегии.pdf (дата обращения: 30.10.2017).
9. Абрамов Э.Н. Развитие кадрового потенциала системы подготовки спортивного резерва в Уральском федеральном округе // Вестник
спортивного резерва. 2017. № 1 (январь). С. 44-48.
10. Изаак С.И. Анализ кадрового потенциала физической культуры и спорта в практике государственного и муниципального управления в России // Эффективное государственное и муниципальное управление как фактор социально-экономического развития России : сб. статей Международной научно-практической конференции МИГСУ РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. М. : Проспект, 2014. С. 234-238.
11. Изаак С.И., Юдин А.И. Моделирование кадрового потенциала индустрии спорта // Theoretical & Applied Science. 2017. № 8 (52). С. 95-
101.
12. Изаак С.И. Тенденции развития спортивного управленческого образования в Российской Федерации // Спорт: экономика, право, управление. 2017. № 3. С. 27-30.
13. Сурнин Д.И., Усачев Н.А. Анализ статистических данных кадровой обеспеченности системы образовательных и досуговых учреждений г. Тольятти в сфере физической культуры и спорта // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 10 (152). С. 240-244.
14. Усачев Н.А., Сурнин Д.И. Кадровое обеспечение процесса внедрения ВФСК «ГТО» в структуре дополнительного профессионального образования // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 5 (147). С. 167-171.
15. Щенникова М.Ю., Петров С.И. Подготовка кадров для спорта: современное состояние и развитие // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2017. № 5 (147). С. 203-211.
Статья представлена научной редакцией «Педагогика» 10 января 2018 г.
STATISTICAL ANALYSIS OF THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN TOGLIATTI
Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2018, 429, 203-209. DOI: 10.17223/15617793/429/26
Dmitry I Surnin, Togliatti State University (Togliatti, Russian Federation). E-mail: [email protected] Nikolay A. Usachev, Volga State University of Service (Togliatti, Russian Federation). E-mail: [email protected] Keywords: Department of Physical Culture and Sports of Togliatti; physical culture and sport; statistics; Form No. 1; number of sports facilities; provision of sports facilities; share of people engaged in physical culture and sports.
In the period from 2010 to 2016, there is a positive dynamics of the socio-economic development of Samara Oblast, the city of Togliatti in particular. At the same time, there remain factors of a restraining nature in involving the population in systematic physical training and sports. In accordance with the above-described, the aim of the article is to identify factors hindering the development of physical culture and sports of Togliatti, and to develop practical recommendations for their elimination. To achieve this aim, the following objectives have been set: 1) to review of normative and legal documentation regulating the development of physical culture and sports; 2) using methods of mathematical statistics to analyze the activities of the Department of Physical Culture and Sports on the reports of Form No. 1 - FK in 2010-2016; 3) to identify the main problems of the development of physical culture and sports in Togliatti and propose ways to address them. In accordance with the aims and objectives three stages of the study were determined. At the first stage (June-August 2017), regulatory legal acts regulating the activity of the Department of Physical Culture and Sports of Togliatti were examined. At the second stage (September-October 2017), the annual federal reports of the Department of Physical Culture and Sports of Togliatti, Forms No. 1 - FK and No. 3 - AFK, for 2010-2016 were analyzed using mathematical statistics methods. At the third stage (October-December 2017), practical recommendations were developed that were sent to the Department of Physical Culture and Sports with a proposal to amend the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports of Togliat-ti. In accordance with the objectives and according to the stages of the research, the socio-economic indicators of the development of the Physical Culture and Sport branch, the level of the population's provision with types of sports facilities, the total number of people engaged in sports and health clubs, personnel sufficiency and level of professional education were analyzed. As a result, practical recommendations have been developed and submitted, suggesting an adjustment of the main text of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports at the municipal level.
REFERENCES
1. Russian Federation. (2006) Federal'naya tselevaya programma "Razvitie fizicheskoy kul'tury i sporta v Rossiyskoy Federatsii na 2006-2015
gody": [postanovlenie Pravitel'stva RF ot 11 yanv. 2006 g. 7] [The federal targeted program "Development of Physical Culture and Sport in the Russian Federation for 2006-2015": [Decree of the Government of the Russian Federation of January 11, 2006]]. Sobranie zakonodatel'stva RF. 3. pp. 304.
2. Savenkova, E.A. (2017) Otsenka effektivnosti upravleniya fizicheskoy kul'turoy i sportom v regionakh Rossiyskoy Federatsii na osnove analiza
vzaimosvyazey mezhdu otraslevymi statisticheskimi pokazatelyami [Estimation of the effectiveness of the management of physical culture and sports in the regions of the Russian Federation on the basis of analysis of the interrelations between sectoral statistical indicators]. Abstract of Pedagogy Cand. Diss. Moscow.
3. Mutko, V.L. (ed.) (2013) Fizicheskaya kul'tura i sport v Rossiyskoy Federatsii v tsifrakh (2000—2012 gody) [Physical Culture and Sport in the
Russian Federation in Figures (2000-2012)]. Moscow: Sovetskiy sport.
4. The official website of the Department of Physical Culture and Sports of Togliatti. [Online] Available from: http://tgl-sport.ru/. (Accessed:
05.11.2017).
5. Official website of the Government of Russia. [Online] Available from: http://government.ru/. (Accessed: 15.11.2017).
6. Official site ofthe President of Russia. [Online] Available from: http://kremlin.ru/. (Accessed: 27.11.2017).
7. Static.government.ru. (2017) Pasport prioritetnogo proekta "Formirovanie zdorovogo obraza zhizni" [The passport of the priority project "The
formation of a healthy lifestyle"]. [Online] Available from: http://static.government.ru/media/files/Soj3PKR09 Ta9BAuW30bsAQpD2q TAI8vG.pdf. (Accessed: 03.11.2017).
8. Ministry of Sport of the Russian Federation. (2014) Predlozheniyapo vneseniyu izmeneniy v tekst strategii razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v
Rossiyskoy Federatsii na period do 2020 goda [Proposals on the introduction of changes in the text of the strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period until 2020]. [Online] Available from: http://minsport.gov.ru/function/wp-content/uploads/2014/11/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E-%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%B2-
%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82-%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8.pdf. (Accessed: 30.10.2017).
9. Abramov, E.N. (2017) Razvitie kadrovogo potentsiala sistemy podgotovki sportivnogo rezerva v Ural'skom federal'nom okruge [Development of
human resources of the system of preparation of the sports reserve in the Urals Federal District]. Vestnik sportivnogo rezerva. 1. pp. 44-48.
10. Izaak, S.I. (2014) Analiz kadrovogo potentsiala fizicheskoy kul'tury i sporta v praktike gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya v Rossii [Analysis of the human resources of physical culture and sports in the practice of state and municipal government in Russia]. Effektivnoe gosu-darstvennoe i munitsipal 'noe upravlenie kak faktor sotsial 'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossii [Effective state and municipal management as a factor of Russia's social and economic development]. Proceedings of the international conference. Moscow: Prospekt. pp. 234-238. (In Russian).
11. Izaak, S.I. & Yudin, A.I. (2017) Modeling a personal potential of the industrie sport. Theoretical & Applied Science. 8 (52). pp. 95-101. (In Russian).
12. Izaak, S.I. (2017) Tendencies of sports management education development in the Russian Federation. Sport: ekonomika, pravo, upravlenie — Sport: Economy, Law, Management. 3. pp. 27-30. (In Russian).
13. Surnin, D.I. & Usachev, N.A. (2017) Analysis of statistical data of personnel policy of educational and leisure institutions of Togliatti city in the sphere of physical culture and sports. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 10 (152). pp. 240-244. (In Russian).
14. Usachev, N.A. & Surnin, D.I. (2017) Personnel support of the All-Russia physical training and sports complex "Ready for Labor and Defense" in the structure of additional vocational education. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 5 (147). pp. 167-171.
15. Shchennikova, M.Yu. & Petrov, S.I. (2017) Training the staff for sport: current state and directions of development. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 5 (147). pp. 203-211.
Received: 10 January 2018