Научная статья на тему 'Особенности маркетинговой деятельности физкультурно-оздоровительных организаций'

Особенности маркетинговой деятельности физкультурно-оздоровительных организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
11285
945
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / КЛАССИФИКАЦИЯ УСЛУГ / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА / SPORT AND HEALTH SERVICES / CLASSIFICATION OF SERVICES / MARKETING ACTIVITIES / MARKETING MIX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалевский В.П., Вязикова Г.В.

В статье рассмотрена специфика маркетинговой деятельности на рынке физкультур-нооздоровительных услуг, определяющая основные направления маркетинговой работы спортивных и фитнесклубов. Выделенные особенности позволили идентифицировать инструменты маркетинга физкультурнооздоровительных организаций и обосновать последовательность их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF THE MARKETING ACTIVITIES SPORTS AND RECREATION ORGANIZATIONS

The article deals with the specifics of marketing activities on the market of fitness services as well as the main directions of marketing sports and fitness clubs. The necessity of the use of the tools of marketing sports and recreation organizations.

Текст научной работы на тему «Особенности маркетинговой деятельности физкультурно-оздоровительных организаций»

УДК 339.13

Ковалевский В.П., Вязикова Г.В.1

Оренбургский государственный университет, 1Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета E-mail: vpk@mail.osu.ru, vyazikova_g@mail.ru

особенности маркетинговой деятельности физкультурно-оздоровительных организаций

В статье рассмотрена специфика маркетинговой деятельности на рынке физкультурно-оздоровительных услуг, определяющая основные направления маркетинговой работы спортивных и фитнес-клубов. Выделенные особенности позволили идентифицировать инструменты маркетинга физкультурно-оздоровительных организаций и обосновать последовательность их применения.

Ключевые слова: физкультурно-оздоровительные услуги; классификация услуг; маркетинговая деятельность, комплекс маркетинга.

Физкультурно-оздоровительная услуга (далее ФОУ) представляет собой совокупность основных услуг по удовлетворению потребностей потребителя в поддержании и укреплении здоровья, физической реабилитации, а также дополнительных и сопутствующих услуг, связанных с более качественным предоставлением основных услуг, с повышением эффективности обслуживания клиента.

Деятельность физкультурно-оздоровительных организаций связана с рядом особенностей, присущих рынку ФОУ [1,2,3,4]:

1) Активное вмешательство государства в процесс производства и потребления услуг. Необходимость государственного регулирования связана с рядом факторов: реализация задач по оздоровлению нации, решение значимых социальных задач, вопросов национальной безопасности.

2) Высокая зависимость спроса на ФОУ от уровня доходов потребителя и от цен на дополнительные услуги.

3) Территориальная сегментация и локальный характер рынка данных услуг.

4) Существуют сезонные колебания спроса на услуги. В летний период спрос на ФОУ падает.

5) Комплексность оказания услуг.

6) Производителями ФОУ являются в основном малые и средние предприятия различного профиля.

Функционирование физкультурно-оздоровительных организаций зависит от эффективности привлечения населения к занятиям физической культуры, повышения потребности в поддержании и улучшении своего здоровья. Деятельность

по формированию и стимулированию спроса на ФОУ возможна только при использовании маркетинга организациями данной сферы. В таблице 1 представлены основные виды маркетинговой деятельности физкультурно-оздоровительной организации, выделяемые специалистами [3, 5].

Изучение рынка относится к первоочередным направлениям деятельности в маркетинге услуг. Особенностям маркетинговых исследований и анализа рынка ФОУ следует отнести [6, 7]:

1) Сложность в определении факторов, повлиявших на выбор спортивного объекта и вида занятий при изучении детско-юношеского спорта. Дети и подростки находятся на иждивении родителей, и свобода выбора направления спорта часто зависит от ценностных ориентиров семьи.

2) Данный рынок включает большую долю организаций, финансируемых за счет средств государственного бюджета, общественных организаций, спонсоров. Это говорит о том, что потребитель и источник платежеспособного спроса на этом рынке не всегда совпадает. Что затрудняет анализ эффективности маркетинговой работы организации

3) Этот вид услуг характеризуется высокой степенью взаимодействия персонала и клиента, что делает важным потребительское мнение при оценке результата и качества услуг.

4) Необходимость длительного изучения рынка ФОУ для получения достоверных данных и результатов.

5) Предоставление этих услуг невозможно без сопутствующих товаров и дополнительных услуг, что затрудняет оценку доли конкретных видов ФОУ в общем объеме предложения.

6) Исследование данного рынка опирается на социологические методы сбора и анализа информации.

Важный этап в маркетинговой деятельности - анализ и отбор целевых рынков физкультурно-оздоровительной организацией. Это направление маркетинга предполагает оценку рыночной конъюнктуры, выявление конкурентов, сегментацию рынка, отбор целевых сегментов и позиционирование услуг на рынке. Объектами сегментации на рынке ФОУ являются сами услуги, потребители данных услуг, а также физкультурно-оздоровительные организации и фитнес-клубы. Основные параметры сегментации рынка по видам ФОУ представлены в таблице 2

Сегментация клиентов ФОУ производится путем их группировки по следующим признакам:

1) Географическая сегментация: величина территории, численность и плотность населения, особенности территории и проживающего населения, обеспеченность транспортом;

2) Демографическая сегментация:

- пол (наличие услуг и видов спорта, для представителей определенного пола, напри-

мер, занятия по шейпингу -только на женщин, хоккей - на мужчин. Женщины более активные потребители ФОУ, важна социальная функция услуг. Для мужчин занятия ФКиС и фитнесом - соревнование их друг с другом.);

- возраст (различны потребности в ФОУ, предпочтения, касающиеся современных и традиционных видов услуг, например, молодые девушки предпочитают посещение различных танцевальных и фитнес занятий, а среди женщин старше 40 лет популярны занятия в бассейне и йога[8]);

- образование (влияет на выбор источников информации об услуге, степень воздействия рекламы, уровень доходов, предпочтения в выборе услуг);

- уровень доходов и род занятий (определяет не только возможности оплаты ФОУ, но и их выбор, склонность к престижным, качественным, сервисным услугам. Среди людей, регулярно занимающихся спортом, больше встречается служащих и меньше тех, кто занят тяжелым физическим трудом)

- национальные и религиозные особенности (исторические традиции, различное от-

Таблица 1. Виды маркетинговой деятельности физкультурно-оздоровительной организации

№ п/п Вид деятельности Направления работы

1. Исследование и анализ рыночных возможностей физкультурно-оздоровительной организации Сбор внешней и внутренней маркетинговой информации Маркетинговые исследования потребителей, конкурентов, рынков Изучение маркетинговой среды физкультурно-оздоровительной организации на разных уровнях Анализ рыночных возможностей физкультурно-оздоровительной организации

2. Анализ и отбор целевых рынков Определение емкости рынка и прогнозирование спроса Сегментирование рынка ФОУ по группам клиентов, видам услуг, конкурентам. Отбор целевых рынков Позиционирование ФОУ на рынке

3. Разработка комплекса маркетинга Разработка конкретных атрибутов ФОУ Ценообразование Выбор методов распространения и продвижения ФОУ Определение этапов процесса предоставления ФОУ Работа с персоналом физкультурно-оздоровительнойорганизации: Разработка окружения ФОУ

4 Управление маркетингом Планирование маркетинговой деятельности организации. Разработка стратегического и тактического плана маркетинга Организация маркетинговой работы в организации Контроль за выполнением планов маркетинга Комплексный анализ маркетинговой деятельности организации

ношение к вопросам физического здоровья, бытовой уклад);

- семейное положение и размер семьи (наличие и количество детей в семье). Отсутствие свободного времени и возможностей для проведения досуга без детей в семьях с двумя и более детьми. Кроме того, размер семьи существенно влияет на платежеспособный спрос.

3) Поведенческая сегментация.

Сегментирование рынка физкультурно-оздоровительных услуг включает в себя не только географические и демографические параметры, но обязательно проводится с учетом поведенческих оснований, как, например, степень готовности к восприятию услуги, искомые выгоды, частота потребления, наличие прошлого опыта занятий и т.д.

4) Психографические основания для сегментирования по Ф.Котлеру [5]: общественный

класс, тип личности и образ жизни. Для ФОУ велика роль социального фактора. Вследствие этого услуги в покупательском поведении рассматриваются как социальное преимущество, выраженное в приверженности к здоровому образу жизни.

Сегментирование физкультурно-оздоровительных организаций можно осуществить по числу предлагаемых услуг предприятием: специализированные организации (один вид спорта или предложение одной услуги); организации со смешанным ассортиментом услуг: (у организации 2-3 физкультурно-оздоровительных направления, либо предприятия, использующие спортивную составляющую в качестве дополнения к основной специализации объекта например, салон красоты, предлагающий фитнес-услуги и массаж) и многопрофильные организации, предлагающие клиентам широ-

Таблица 2. Параметры сегментации рынка по видам ФОУ

Параметр сегментации Выделяемые сегменты (услуги)

виды услуг: услуги игрового зала, бассейна, услуги ледового поля, фитнес-услуги, услуги тренажерного зал и т.д.;

учебно-тренировочные занятия, услуги ФКиС, оздоровительные (реабилитационные), спортивные, медицинские услуги (организация здорового питания), косметические услуги (коррекция фигуры)

основные или профильные (занятия ФКиС), дополнительные (пассивное оздоровление с использованием массажа, косметических и лечебных процедур, консультаций), сопутствующие (специальное питание, салон красоты, солярий, сауна, магазин спортивных товаров, детская комната)

личные (индивидуальные или самостоятельные занятия клиентов) и деловые (например, аренда спортивных сооружений).

способы оказания услуг: индивидуальное занятие с тренером, занятия в группе, самостоятельное занятие.

регулярные (посещение по абонементу), периодические и эпизодические услуги (разовые занятия);

уровень сервисности: обычные условия, повышенная комфортность, «необходимый минимум»;

стоимостные характеристики услуги: платные, формально бесплатные для клиента, частично оплачиваемые клиентом.

устанавливаемая цена: завышенная цена, средняя цена, заниженная цена;

объемы оказываемых услуг: предоставление отдельной услуги или пакета услуг;

количество занятий и их длительность;

каналы сбыта: прямая продажа, договоры с предприятиями, целевые программы (социальный заказ);

качество высокий уровень качества, средний уровень, качество ниже среднего уровня

срочность: срочные и с регламентируемым сроком выполнения услуги

кий спектр физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг.

В зависимости от единовременной пропускной способности (количества одновременно занимающихся клиентов) можно выделить категории организаций: малые (до 50 человек), средние (от 50 до 200 человек), крупные (свыше 200 человек).

Позиционирование ФОУ на рынке строится на основе важнейших характеристик услуги, по которым потребители ее идентифицируют [5]. К таким характеристикам можно отнести: цена, число и виды услуг, качество обслуживания, квалификация и профессионализм тренеров, наличие дополнительных услуг, гарантия получение результата.

Разработка комплекса маркетинга для рынка ФОУ в отличии от товарного требует проработки помимо стандартных элементов (услуга (товар), цена, методы реализации, продвижение),еще и работу с персоналом [2,7].

Товарная политика физкультурно-оздоровительного комплекса включает формирование пакета основных ФОУ, определение характеристик, объема и режима предоставления, уровня качества и конкурентоспособности услуг, ассортимент сопутствующих и дополнительных услуг, а также оценку производительности услуг и управление производственными мощностями организации;

Решения об уровне, количестве и качестве предлагаемых услуг фирма может принимать после изучения основных компонентов услуги. В соответствии с мультиатрибутивной моделью коммерческих характеристик Ф. Котлера ФОУ можно разделить на следующие составляющие (таблица 3).

Представления клиентов о качестве ФОУ складывается под влиянием факторов, указанных на рисунке 1.

Уровень качества услуги определяется, во-первых, степенью значимости для потребителей каждой из ее характеристик (чем выше степень значимости конкретной характеристики услуги, тем больший вклад она вносит в восприятие качества услуги клиентом) и, во-вторых, степенью удовлетворенности потребителей (чем выше уровень потребительской удовлетворенности, тем выше качество услуги) [7].

Ценовая политика ФОКа предполагает разработку стратегии ценообразования и формирование цены (величина цен, тип цены (рыночная или договорная) и т. д.), определение условий оплаты (безналичная или наличная форма оплаты, предоплата в полном объеме, поэтапная оплата или оплата по факту предоставления услуг), тактическое ценообразование (система скидок, наценок, льгот, скрытого повышения цен);

В сфере услуг цена и элементы материальной среды являются главными источниками суждения о качестве услуг. Формирование цены на физкультурно-оздоровительные услуги зависит: от временных критериев (время года, сезон, день недели, длительность занятий); от спроса и ожидаемого объема оборота (групповые занятия, корпоративные клиенты);от места расположения организации (месторасположение, транспортная доступность); от условий оплаты (льготы, скидки); от качества обслуживания, ожидаемого клиентами (комфортность, дополнительные услуги и др.).

Физкультурно-оздоровительные организации используют такие методы ценообразования, как затратный и метод ценообразования,

Таблица 3. Основные компоненты ФОУ

Уровень услуги Характеристики услуги

1 уровень - основная выгода сохранение и поддержание здоровья; духовное и физическое развитие личности с помощью занятий физическими упражнениями и видами спорта на основе определенных разработанных методик;

2 уровень - услуга в реальном исполнении форма, количество и сложность занятий, уровень квалификации тренеров, уровень комфортности, санитарии, гарантии безопасности, виды спортивного оборудования и инвентаря, качество обслуживания.

3 уровень -сопутствующие услуги обеспечение вспомогательного обслуживания в виде предоставления консультаций, специализированного питания, информирование клиентов об изменениях и новинках, камер хранения, автостоянок, услуг детского центра, сауны, массажа, услуг спортивной медицины

основанный на анализе конкурентных цен на аналогичные или однородные услуги [7].

Сбытовая политика ФОКа должна включать определение квот и территорий сбыта, построение каналов распространения услуг (с участием или без участия посредников, традиционная (физическая) или телекоммуникационная коммерция и т. п.), франчайзинг, управление очередями, формирование системы заказов. Для физкультурно-оздоровительных комплексов и

фитнес-клубов важную роль играет месторасположение организации. Оно определяется потенциалом рынка, способностью развития данной территории, доступностью территории, доходностью [2]. Важны характеристики и самого объекта недвижимости, в котором будет осуществлять свою деятельность фирма.

Коммуникационная политика включает организацию благоприятного общественного мнения, рекламную деятельность, пропаган-

Рисунок 1. Составляющие удовлетворенности клиентов качеством предо-ставляемых ФОУ

(авторская разработка)

ду, агитацию, личные контакты (почтовые, телефонные, персональные), брендинг, создание и поддержание корпоративного дизайна и фирменного стиля организации, разработку инструктирующих материалов для клиентов и деловых партнеров, стимулирование продаж (выставки, презентации, конференции, дни открытых дверей, спортивные праздники, соревнования, показательные выступления, testing (например, возможность одного-двух бесплатных пробных занятий), фирменные подарки, сувениры, призовые акции и т. п.). Коммуникационные процессы на рынке ФОУ должны быть непрерывными и эффективными.

Работа с персоналом имеет важное значение в комплексе маркетинга физкультурно-оздоровительной организации. ФОУ предполагают тесный контакт потребителя и исполнителя, что увеличивает требования к профессиональным качествам, этике и культуре персонала.

В связи с высоким уровнем взаимодействия клиента и работников организации при оказании ФОУ, значительной вовлеченности потребителя в процесс представления услуги считаем необходимым при разработке комплекса маркетинга учитывать такие элементы, как процесс оказания услуги и окружение услуги.

Процесс предоставления услуги играет более важную роль в физкультурно-оздоровительной сфере .Человек, с потребностью , например, снизить вес, нуждается не только в комплексе упражнений, но и во внимании и заботе тренера, отсутствии ощущений дискомфорта в процессе занятий, качестве используемых спортивных инвентаря и оборудования, эстетическом результате, и гарантиях, что его здоровью не будет нанесен ущерб.

Поэтому стандарты обслуживания при предоставлении ФОУ должны учитывать, не только аспекты, важные для специалистов, но и то, как этот процесс воспринимают потребители.

Условия процесса предоставления услуги влияют на удовлетворенность клиента услуг и его мнение о качестве работы организации в целом. Важно контролировать следующие элементы при предоставлении ФОУ: нематериальные аспекты (температура, аромат, музыка, освещенность, свежесть воздуха, воды в бассейне, чистота); материальные аспекты (элементы

дизайна экстерьера и интерьера, размер зон и их обустройство, оформление информации для клиентов, грамоты, сертификаты, состояние оборудования и спортивного инвентаря); социальные факторы (число и класс присутствующих людей, их поведение).

Окружение ФОУ - это физическое и эмоциональное окружение самого процесса оказания услуги, те осязаемые факторы, по которым потребитель воспринимает, идентифицирует и оценивает предоставляемые услуги и уровень обслуживания. Кроме того, окружение услуги используется физкультурно-оздоровительными организациями для определения целевого рыночного сегмента и позиционирования услуг и самого предприятия. Физкультурно-оздоровительные организации, особенно те, которые работают в высокодоходном сегменте рынка, уделяют значительное внимание окружению услуги.

Как отмечает Степанова О.Н. [7], методы управления маркетинговой деятельностью физкультурно-оздоровительной организации разнообразны как по характеру своего проявления, так и по достигаемым результатам. Такое многообразие объясняется наличием большого числа способов решения маркетинговых задач, постоянным изменением вкусов и потребностей клиентов, меняющимися условиями работы на рынке, возникновением новых форм физкультурно-оздоровительной деятельности.

Маркетинговое планирование позволяет предприятию рационально использовать имеющиеся ресурсы, заранее подготовиться к возможным изменениям на рынке. Планирование маркетинговой деятельности предполагает установление ее целей и задач на основе анализа внешней и внутренней информации предприятия. Маркетинговые цели имеют иерархию и структуру, которая оказывает влияние на распределение финансовых ресурсов [2]. Примеры маркетинговых целей, в достижении которых заинтересованы муниципальные физкультурно-оздоровительные организации и полностью коммерческие фирмы представлены в таблице 4 [7].

Для достижения сформулированных целей разрабатывается стратегия маркетинга. В зависимости от маркетинговой стратегии формируются маркетинговые программы, рассчитывается бюджет и осуществляется контроль. Для эффективной реализации стратегии необхо-

дима расстановка приоритетов маркетинговой деятельности на основе значений маркетинговых и финансовых показателей. По мнению Барышевой Н.А., при оценке маркетинговых решений необходимо учитывать возможную экономическую взаимосвязь между отдельными маркетинговыми решениями, т.е реализация одной маркетинговой программы может зависеть от результатов другой [2].

Контроль маркетинга - это процесс измерения и оценки реализации стратегических и тактических планов маркетинга, выполнения корректирующих действий, обеспечивающих достижение маркетинговых целей. Специалисты выделяют три вида контроля: оперативный

(оцениваются фактические значения объемов продаж, доли рынка, затрат на маркетинг, отношения потребителей с плановыми), прибыльности (оценивается прибыльность определенных групп услуг, сегментов, рынков) и стратегический контроль (оценка соответствия стратегических решений предприятия условиям маркетинговой среды).

Оценка результатов маркетинговой деятельности физкультурно-оздоровительной организации, должна проводится с целью принятия стратегических и оперативных маркетинговых решений. Поэтому организации необходимо четко определить какие количественные и качественные показатели маркетинговой работы бу-

Таблица 4. Маркетинговые цели физкультурно-оздоровительных организаций

№ п/п Цель Муниципальный ФОК Коммерческий ФОК

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Положительная динамика нормативного финансирования организации, рост доли внебюджетного финансирования +++ —

2 Рост доходности и прибыльности услуг организации + +++

3. Увеличение (удержание) рыночной доли организации в общем объеме услуг ФКиС ++ +++

4 Поиск других сегментов рынка (по регионам, типам заказчиков, типам потребителей) ++ +++

5 Формирование (улучшение) имиджа организации + +++

6 Поиск посредников по продвижению на рынок и продаже услуг в области ФКиС ++ ++

7 Повышение уровня материально-технической оснащенности организации, ввод новых сооружений, оборудования, оптимизация загруженности центра. +++ +++

8 Оптимизация ассортимента услуг; повышение уровня качества, конкурентоспособности и востребованности предоставляемых услуг. +++ +++

9 Рост организационной лояльности и удовлетворен-ности условиями и характером работы персонала. +++ +++

10 Увеличение численности, стабилизация состава и минимизация потерь клиентов организации; стабильная посещаемость ими занятий. +++ +++

11 Формирование позитивного отношения к ФКиС и физкультурно-оздоровительной организации у населения на вербальном и реальном уровнях. +++ ++

12 Увеличение инновационных процессов в организации, рост количества реализованных инициатив, в том числе со стороны клиентов. ++ +++

13 Повышение уровня маркетинговой компетентности работников физкультурной организации + +++

Примечание: +++ - полное соответствие; ++ - частичное соответствие; + - малое соответствие, --- не соответствует типу организации

дут учитываться при оценке. Ойнер О.К. отмечает, что стандартного набора показателей для оценки маркетинговой деятельности не существует, так как маркетинговые показатели должны отражать стратегии маркетинга, используемые организацией [9]. Но часть показателей является универсальной и может быть использована для деятельности любого предприятия, в том числе и физкультурно-оздоровительной организации. К ним можно отнести: осведомленность потребителей о деятельности организации и ее услугах, доля рынка фирмы, относительная цена, уровень неудовлетворенности клиентов (количество жалоб), удовлетворенность потребителей услуги, доступность услуги для различных групп клиентов, число покупателей, воспринимаемое качество, лояльность клиентов.

Таким образом, маркетинговая деятельность физкультурно-оздоровительных организаций должна осуществляться с учетом особенностей как самих ФОУ, так интересов основных участников данного рынка и предполагает:

1) проведение маркетинговых исследований с целью определения факторов, влияющих

на уровень спроса на ФОУ, выявления потребностей населения в сохранении и укреплении здоровья, и возможностей организации по их удовлетворению;

2) сегментирование рынка ФОУ с обязательным учетом психографических и поведенческих характеристик потенциальных потребителей, определение целевых сегментов, на которые организация направляет свои усилия и разработку для них предложений ФОУ, отличающихся от услуг конкурентов;

3) использование расширенного комплекса маркетинговых инструментов, учитывающего помимо традиционных элементов, такие составляющие как персонал, процесс обслуживания и окружение услуги, в связи со значительным влиянием данных элементов на воспринимаемое клиентами качество услуг и уровень удовлетворенности занимающихся людей.

4) планирование деятельности с учетом маркетинговых целей и задач, контроль и оценку маркетинга на основе количественных и качественных показателей эффективности маркетинговой деятельности для принятия и корректировки маркетинговых решений.

12.12.2014

Список литературы:

1. Ашхотов, А.М., Исследование классификационных градиентов услуг физической культуры и спорта // TERRA ECONOMICUS. - 2010. - Том 8 № 3 Часть 3. - С.100-106

2. Барышева Н.А. Формирование методики оценки результатов маркетинговой деятельности на основе системы показателей: диссертация .. .кандидата экономических наук: 08.00.05 /Барышева Наталья Александровна; Москва. - 2008. - 145 с.

3. Степанова, О.Н. Управление маркетинговой деятельностью в физкультурно-спортивной организации: концептуальный подход и элементы технологии /О.Н. Степанова// Теория и практика физической культуры. - 2005. - №2.

4. Вязикова, Г.В. Состояние и тенденции развития рынка физкультурно-оздоровительных услуг Оренбургской области / Г.В. Вязикова // Практический маркетинг. - 2014. - № 8 (210). - С. 22-29

5. Котлер, Филип, Армстронг, Гарри, Сондерс, Джон, Вонг, Вероника. Основы маркетинга: Пер. с англ. - 2-е европ.изд. - М.; СПб.;К.: Издательский дом «Вильямс», 2006. - 944 с. ISBN 5-8459-0088-3

6. Ашхотов, А.М. Особенности формирования и развития рынка услуг физической культуры и спорта: на материалах Кабардино-Балкарской Республики: диссертация .кандидата экономических наук: 08.00.05 /Ашхотов Азаматгерий Муха-медович; Пятигорск. - 2010. - 176 с.

7. Степанова О.Н. Социально-педагогические аспекты маркетинга в системе физической культуры: диссертация ... доктора педагогических наук: 13.00.04 / Степанова Ольга Николаевна; Москва. - 2005. - 569 с.

8. Аверина М.В. Смена спортивных приоритетов в условиях глобального кризиса //Социология. - 2010. - №2. - 136-144

9. Ойнер, О.К. Управление результативностью маркетинга: учебник для магистров /О.К. Ойнер. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 343 с. - Серия: Магистр ISBN: 978-5-9916-2565-4

Сведения об авторах:

Ковалевский В.П., ректор Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук,

профессор, e-mail: vpk@mail.osu.ru Вязикова Г.В., старший преподаватель кафедры маркетинга Орского гуманитарно-технологического института (филиала) Оренбургского государственного университета, e-mail: vyazikova_g@mail.ru

460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.