Научная статья на тему 'Социально-экономические и организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное управление учреждений дополнительного образования спортивного профиля'

Социально-экономические и организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное управление учреждений дополнительного образования спортивного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
316
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ / УПРАВЛЕНИЕ / ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ / БЮДЖЕТНЫЕ ИСТОЧНИКА ФИНАНСИРОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПЛАТНЫЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ И СПОРТИВНО-ЗРЕЛИЩНЫЕ УСЛУГИ / MANAGEMENT / MARKETING ACTIVITIES / SPORTS PROFILE INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION / OUT-BUDGETARY / BUDGETARY FUNDING SOURCES / SOCIO-ECONOMIC CONDITIONS / ORGANIZATIONAL / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PAID SPORTS AND RECREATION / SPORTS AND ENTERTAINMENT SERVICES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кандаурова Наталья Васильевна

Цель исследования: выявить социально-экономические и организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное управление учреждениями дополнительного образования спортивного профиля. Методы: контент-анализ; групповое анкетирование, свод-анализ сравнительных результатов опросов, проводимых: в 2002 г. в г. Самаре среди студентов 4-5 курсов ИФК Самарского государственного педагогического университета, в 2005-2006 г. Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, в 2008-2009 г. Московского городского педагогического университета ПИФК. Результаты и выводы исследования. Контент-анализ отчетной документации министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ показал, что 33% руководящих работников исполнительных органов государственного управления ФКиС разного уровня, отметили, что у них есть необходимость в оргработниках; 27% в специалистах по маркетингу, менеджменту, рекламе и связям с общественностью; 29% опрашиваемых испытывают трудности с подбором квалифицированных менеджеров, организаторов. Результаты анкетирования, проводимого среди руководящих работников муниципальных физкультурно-спортивных организаций разных субъектов РФ свидетельствуют о том, что у 77% есть необходимость в кадрах, умеющих осуществлять маркетинговую деятельность и у 23% респондентов такая необходимость отсутствует. Сводный анализ данных опросов на период 2002-2009 гг. позволил констатировать тенденцию востребованности студентами работать тренером-преподавателем в частности фитнес клуба (141%), в ДЮСШ и СДЮСШОР (110%); менеджером спортивной профессионального команды (107%), фитнес клуба (руководителем персонала) (92%), маркетологом (97%); преподавателем частной школы (94%). Выявлена проблема образования студентов ПИФКиС, находящихся под эгидой педагогических университетов в направлении получения знаний по дисциплинам экономического профиля: в программах институтов есть отведенные часы по предметам отраслевого менеджмента и экономики, но этого не достаточно для того, чтобы научить слушателей умениям и специфике спортивного маркетинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-economical, organizational and pedagogical conditions securing the effective management of the sports profile

The purpose of the study is to identify the socio-economic, organizational and pedagogical conditions that ensure the effective management of additional education sports profile instititions. Methods: content analysis, group questionnaire, summary analysis of the comparative results of surveys, carried out: in 2002, in the city of Samara among the 4-5 year students of IFC of Samara State Pedagogical University, in 2005-2006, the Russian State University of Physical Education, Sport and Tourism, in 2008-2009, Moscow City Pedagogical University PIFK. The results and conclusions of the study. Content analysis of the report documentation of the Ministry of Sport, Tourism and Youth Policy of the Russian Federation showed that 33% of top officials of the executive bodies of government FKiS management of different levels indicated that they need administrative personnel, 27% of specialists indicated need in marketing, management, advertising and PR specialists, 29% of respondents have difficulties in finding the qualified managers and organizers. The results of the survey conducted among the managers of municipal sports organizations of the different subjects of the Russian Federation indicated that 77% of the participants needed in personnel who can carry out marketing activities and 23% didn`t show such need. The summary analysis of the survey data for the period 2002-2009 allowed to state the trend among the students to work as coaches in particular fitness clubs (141%), in the Children's and Youth Sports School of Olympic Reserve (110%), as the manager of professional sports teams (107%), fitness club (Chief of Staff) (92%), the marketing expert (97 %), the teacher of a private school (94%). There were indicated the problems of education of students of PIFKiS, being under the auspices of pedagogical universities in direction of acquiring the knowledge in economics disciplines: the program of the Institutes designated hours on the subjects of industries management and economy, but it is not enough to teach students to the skills of specific sports marketing.

Текст научной работы на тему «Социально-экономические и организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное управление учреждений дополнительного образования спортивного профиля»

ровке и формирование у них позитивного отношения к этой методике.

3) Создание специальной программы идеомоторной тренировки и благоприятных условий для её усвоения спортсменами.

4) Обучение спортсменов использованию зрительных, тактильных, вербальных и мышечно -двигательных образов в технике идеомоторной тренировки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, А.В. Себя преодолеть! / А.В. Алексеев. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 192 с.

2. Белкин, А.А. Идеомоторная подготовка в спорте / А.А. Белкин. - М. : Физкультура и спорт, 1983. - 128 с.

3. Изотов, Е.А. Технология ассоциативных представлений в обучении спортсменов технике броска кёрлингового камня : диссертация на соискание учёной степени кандидата психологических наук : 13.00.04 : защищена 24.09.09 / Изотов Евгений Анатольевич ; Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург. - СПб., 2009. - 161 с.

4. Ханин, Ю.Л. Проблемы психомоторной тренировки в зарубежной психологии спорта / Ю.Л. Ханин, Н.Б. Стамбулова, П.М. Касьяник // Теория и практика физической культуры. - 1989. - № 3. - С. 52-54.

REFERENCES

1. Alekseev, A.V. (1985), Itself overcoming, publishing house “Physical training and sport”, Moscow, Russian Federation.

2. Belkin, A.A. (1983), Ideo motor training in sports, publishing house “Physical training and sport”, Moscow, Russian Federation.

3. Izotov, E.A. (2007), Technology of associative representations in training of athletes in equipment of a throw of a curling stone, dissertation, St.-Petersburg, Russian Federation.

4. Khanin, Y.L., Stambulova, N.B. and Kasyanik, P.M. (1989), “Problems of psychomotor training in foreign psychology of sports”, Theory and practice ofphysical education, No.

3, pp. 52-54.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 29.11.2012.

УДК 796.075

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПОРТИВНОГО ПРОФИЛЯ

Наталья Васильевна Кандаурова, кандидат педагогических наук, доцент, Педагогический институт физической культуры и спорта Московского городского

педагогического университета

Аннотация

Цель исследования: выявить социально-экономические и организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное управление учреждениями дополнительного образования спортивного профиля. Методы: контент-анализ; групповое анкетирование, свод-анализ сравнительных результатов опросов, проводимых: в 2002 г. в г. Самаре среди студентов 4-5 курсов ИФК Самарского государственного педагогического университета, в 2005-2006 г. Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, в 2008-2009 г. Московского го-

родского педагогического университета ПИФК. Результаты и выводы исследования. Контент-анализ отчетной документации министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ показал, что 33% руководящих работников исполнительных органов государственного управления ФКиС разного уровня, отметили, что у них есть необходимость в оргработниках; 27% в специалистах по маркетингу, менеджменту, рекламе и связям с общественностью; 29% опрашиваемых испытывают трудности с подбором квалифицированных менеджеров, организаторов. Результаты анкетирования, проводимого среди руководящих работников муниципальных физкультурно-спортивных организаций разных субъектов РФ свидетельствуют о том, что у 77% есть необходимость в кадрах, умеющих осуществлять маркетинговую деятельность и у 23% респондентов такая необходимость отсутствует. Сводный анализ данных опросов на период 2002-2009 гг. позволил констатировать тенденцию востребованности студентами работать тренером-преподавателем в частности фитнес клуба (141%), в ДЮСШ и СДЮСШОР (110%); менеджером спортивной профессионального команды (107%), фитнес клуба (руководителем персонала) (92%), маркетологом (97%); преподавателем частной школы (94%). Выявлена проблема образования студентов ПИФКиС, находящихся под эгидой педагогических университетов в направлении получения знаний по дисциплинам экономического профиля: в программах институтов есть отведенные часы по предметам отраслевого менеджмента и экономики, но этого не достаточно для того, чтобы научить слушателей умениям и специфике спортивного маркетинга.

Ключевые слова: менеджмент, маркетинговая деятельность, учреждения дополнительного образования спортивного профиля, управление, внебюджетные, бюджетные источника финансирования, социально-экономические условия, организационно-педагогические условия, платные физкультурно-оздоровительные и спортивно-зрелищные услуги.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.11.93.p38-44

SOCIO-EC ON OMICAL, ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS SECURING THE EFFECTIVE MANAGEMENT OF THE SPORTS PROFILE INSTITUTIONS OF ADDITIONAL EDUCATION

Natalia Vasilevna Kandaurova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Pedagogical Institute of Physical Culture and Sports of Moscow Urban Pedagogical University

Annotation

The purpose of the study is to identify the socio-economic, organizational and pedagogical conditions that ensure the effective management of additional education sports profile instititions. Methods: content analysis, group questionnaire, summary analysis of the comparative results of surveys, carried out: in 2002, in the city of Samara among the 4-5 year students of IFC of Samara State Pedagogical University, in 2005-2006, the Russian State University of Physical Education, Sport and Tourism, in 2008-2009, Moscow City Pedagogical University PIFK. The results and conclusions of the study. Content analysis of the report documentation of the Ministry of Sport, Tourism and Youth Policy of the Russian Federation showed that 33% of top officials of the executive bodies of government FKiS management of different levels indicated that they need administrative personnel, 27% of specialists indicated need in marketing, management, advertising and PR specialists, 29% of respondents have difficulties in finding the qualified managers and organizers. The results of the survey conducted among the managers of municipal sports organizations of the different subjects of the Russian Federation indicated that 77% of the participants needed in personnel who can carry out marketing activities and 23% didn't show such need. The summary analysis of the survey data for the period 2002-2009 allowed to state the trend among the students to work as coaches in particular fitness clubs (141%), in the Children's and Youth Sports School of Olympic Reserve (110%), as the manager of professional sports teams (107%), fitness club (Chief of Staff) (92%), the marketing expert (97 %), the teacher of a private school (94%). There were indicated the problems of education of students of PIFKiS, being under the auspices of pedagogical universities in direction of acquiring the knowledge in economics disciplines: the program of the Institutes designated hours on the subjects of industries management and economy, but it is not enough to teach students to the skills of specific sports marketing.

Keywords: management, marketing activities, sports profile institutions of additional education, management, out-budgetary, budgetary funding sources, socio-economic conditions, organizational, pedagogical conditions, paid sports and recreation, sports and entertainment services.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время обязательным условием происходящих изменений является постоянное совершенствование управления в социальных системах на основе всестороннего использования достижений науки, техники, передового опыта. Не обошли стороной эти создавшиеся социальные условия и отрасль физической культуры и спорта.

Современный этап развития ФКиС сопровождается улучшением в области финансирования и эффективным созданием социально-педагогических условий, о чем свидетельствует законодательная база. В частности, в федеральном законе «О физической культуре и спорте» (2007), в статье «О мерах государственной поддержке развития ФКиС» изложено, что государство обеспечивает развитие ФКиС в Российской Федерации, поддерживает физкультурное движение в плане создания условий «для увеличения количества детских юношеских спортивных школ всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодежных спортивно-оздоровительных лагерей». Следует также засвидетельствовать факт того, что в последнее десятилетие наблюдается тенденция постоянного увеличения бюджетного финансирования на развитие ФКиС. Так, в период с 2002 по 2009 г. расходы федерального бюджета в целом по стране на развитие ФКиС более чем в 18 раз превысили объем расходов в 2002 г. А в 2009 г. объемы на текущие расходы были предусмотрены на 3,4% меньше, чем сравнимые с аналогичными показателями 2008 г., за то расходы инвестиционного характера закладывались в 2 раза больше, чем в 2008 г. Вместе с тем, не смотря на вышеизложенные положительные изменения, говорить о достаточном государственном обеспечении пока не приходится.

Сегодня зарубежный и уже отчасти отечественный опыт управления ФКиС показывает, что его развитие зависит от совместных усилий государства и общественных организаций, которым по закону разрешено заниматься предпринимательской деятельностью [1-4]. В связи с чем, сейчас местные органы власти все чаще перед руководителями бюджетных муниципальных физкультурно-спортивных организаций ставят задачу более активно развивать платные физкультурно-оздоровительные и спортивно-зрелищные услуги [3,4,6]. Это выдвигает на первый план проблему изучения способов, методов, средств по привлечению внебюджетных источников финансирования для эффективного менеджмента физкультурно-спортивной организации. Вопрос только заключается в том, кто из персонала в бюджетных физкультурно-спортивных организациях (ДЮСШ, СДЮСШОР, ТТТВСМ и пр.) будет заниматься решением этой не простой задачи - привлечением внебюджетных источников финансирования? Ведь, если в профессиональных спортивных и фитнес клубах, в некоторых федерациях и ассоциациях по видам спорта работают менеджеры, которые занимается маркетинговой деятельностью, то в выше перечисленных организациях таких людей практически не существует.

Из вышеизложенных обстоятельств целью исследования является выявить социально-экономические и организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективное управление учреждений дополнительного образования спортивного профиля. В связи с поставленной целью были выдвинуты следующие задачи: провести анализ отчетной документации министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации; провести анкетирование на курсах повышения квалификации среди руководящих работников муниципальных физкультурно-спортивных организаций разных субъектов РФ; провести сводный анализ данных социологических опросов на период 20022009 гг. для выявления тенденции спроса студентов 4-5 курсов институтов физической культуры на рабочие места; выявить проблемы образования студентов институтов физической культуры, находящихся под эгидой педагогических вузов в направлении получения знаний по дисциплинам экономического профиля.

МЕТОДЫ, ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Проанализировав отчет методом контент-анализа об итогах работы министерства

спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации за 2009 год были представлены результаты социологического опроса, в котором принимали участие 150 руководящих работников исполнительных органов государственного управления ФКиС разного уровня. На поставленный в анкете вопрос: «учитывая реальные потребности Вашего региона в физкультурно-спортивных кадрах, скажите каких специалистов сегодня нужно готовить больше?» - 33% респондентов ответили, что у них есть необходимость в оргра-ботниках; 27% в специалистах по маркетингу, менеджменту, рекламе и связям с общественностью; 29% опрашиваемых испытывают трудности с подбором квалифицированных менеджеров, организаторов; 11% участников анкетирования отметили, что недостаточная рекламно-пропагандистская деятельность сдерживает улучшение работы спорт-сооружений по оказанию населению физкультурно-спортивных и спортивных услуг; 49% респондентов сходятся во мнении, что для эффективного привлечения подрастающего поколения к занятиям ФКиС следует использовать такие СМИ, как интернет; 27% - рекламные объявления в учебных заведениях [4].

Потребность в специалистах, занимающихся маркетинговой деятельностью подтверждается проведенным нами социологическим исследованием. Данный опрос проводился в 2010-2011 гг. методом группового анкетирования на курсах повышения квалификации. Квотную выборку составляли 53 директора (зам. директора и др. руководящие работники) СДЮШОР разных субъектов РФ со стажем работы не менее 3-х лет. На поставленный в анкете вопрос: «Как Вы считаете, нужно ли, вводить в структуру управления СДЮШОР СДЮСШ, ТТТВСМ и т.п. штатную единицу для специалиста - маркетолога?», 77% респондентов ответили «да», 23% - «нет».

Прежде чем задать респондентам этот прямой вопрос, в анкете нами было сформулировано следующее определение маркетолога. Маркетолог - это специалист, обладающий знаниями, умениями и навыками работы по связям с общественностью, рекламе, сотрудничеству со спонсорами, владеющий методами социологических и маркетинговых исследований, ценообразованием платных услуг, стимулированием потребительского спроса.

Как видно из результатов исследования существует потребность в кадрах, умеющих осуществлять маркетинговую деятельность в организациях. Вместе с тем это только одна сторона кадрового вопроса, другая свидетельствует о том, что потребность работать по окончании вуза менеджерами и маркетологами есть и у будущих молодых специалистов. Но, одно дело есть потребность, другое дело, а кто готовит эти кадры, где и как их обучают?

В доказательство существующего спроса ниже представлены результаты проводимого нами социологического исследования. С целью выявления потребностей, в каких областях сферы ФКиС, и в качестве кого выпускники физкультурно-педагогических вузов хотят проявить свои профессиональные знания на рынке труда, нами было применялась квотная выборка - это студенты 4-5 курсов институтов физической культуры разных специализаций. Респонденту предлагалось выбрать из множества вариантов ответа три, которые с его точки зрения являлись приоритетными по сравнению с другими. Вопросники составлялись с учетом рекомендаций известных специалистов в области социологии [5].

Для обозначения тенденции спроса выпускников вузов на рабочие места предоставляются сравнительные результаты опросов, проводимых: в г. Самаре среди студентов 4-5 курсов института физической культуры Самарского государственного педагогического университета (ИФК СамГПУ) [3,4] и Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (ГЦОЛИФК), а также Московского городского педагогического университета института физической культуры (МГПУ ПИФК) - табл.

1.

В таблице предоставлен сводный анализ данных, свидетельствующий о потребно-

стях студентов старших курсов физкультурных вузов по отношению к трудоустройству. В настоящее время есть существенная проблема в высшем профессиональном образовании, заключающаяся в том, что на сегодняшний день не во всех педагогических образовательных учреждениях физкультурно-спортивной направленности есть специализированные кафедры, которые выпускают менеджеров для работы в отрасли ФКиС.

Таблица

Выбор профиля деятельности трудовой студентами старших курсов институтов

физической культуры (п=532)

Профиль трудовой деятельности отрасли ФК и спорта МГПУ ИФК 20082009 уч.год (п=158) РГУФК 2005-2006 уч.год (п=186) СамГПУ ИФК 2002 г (п=200) X %

Преподаватель

СОШ 50 8 20 78

ВУЗа 13 16 29 58

Спец. школы 7 20 25 52

Частной школы 39 33 22 94

Тренер-преподаватель или инструктор

ДЮСШ, ДЮСШОР 66 19 25 110

Фитнес-клуба 39 63 39 141

Профессионального спорт. клуба 21 24 26 71

Реабилитационного центра 8 10 - 18

Менеджер

Спорт. профессионального команды 40 30 37 107

Одновременно предприниматель и менеджер 36 27 63

Фитнес-клуба (руководитель персонала) 22 34 36 92

По продажам физкультурно-оздоровительных услуг в фитнес-клубах 9 6 15

Другие профили трудовой деятельности

Менеджер-рецептционист в фитнес-клубе 6 14 - 20

Маркетолог 32 35 30 97

Научная деятельность 2 6 - 8

В программах ИФКиС, находящихся под эгидой педагогических университетов есть отведенные часы по предметам отраслевого менеджмента и экономики, в рамках которых предоставляется возможность студентам дать простые понятия функционирования этого сектора, но этого не достаточно для того, чтобы научить слушателей умениям и специфике спортивного маркетинга.

ВЫВОДЫ

1. Контент-анализ отчетной документации министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ за 2009 год показал, что 33% руководящих работников исполнительных органов государственного управления ФКиС разного уровня, отметили, что у них есть необходимость в оргработниках; 27% в специалистах по маркетингу, менеджменту, рекламе и связям с общественностью; 29% опрашиваемых испытывают трудности с подбором квалифицированных менеджеров, организаторов.

2. Результаты анкетирования, проводимого среди руководящих работников муниципальных физкультурно-спортивных организаций разных субъектов РФ свидетельствуют о том, что у 77% есть необходимость в кадрах, умеющих осуществлять маркетинговую деятельность и у 23% респондентов такая необходимость отсутствует.

3. Сводный анализ данных опросов на период 2002-2009 гг. позволил констатировать тенденцию востребованности студентами работать тренером-преподавателем в

частности фитнес клуба (141%), в ДЮСШ и СДЮСШОР (110%); менеджером спортивной профессионального команды (107%), фитнес клуба (руководителем персонала) (92%), маркетологом (97%); преподавателем частной школы (94%).

4. Выявлена проблема образования студентов ИФКиС, находящихся под эгидой педагогических университетов в направлении получения знаний по дисциплинам экономического профиля: в программах институтов есть отведенные часы по предметам отраслевого менеджмента и экономики, но этого не достаточно для того, чтобы научить слушателей умениям и специфике спортивного маркетинга.

5. В настоящее время создаются социально-экономические и организационнопедагогические условия, в основе которых заложен симбиоз: совпадение потребностей руководителей муниципальных учреждений спортивного профиля в специалистах-профессионалах новой формации, владеющих маркетинговой деятельностью и студентов физкультурных вузов, желающих работать по окончании вуза в качестве менеджера, (маркетолога), плюс к этим потребностям существует социальный заказ общества. Остается соединить эти три составляющие в одно единое целое с помощью образовательных программ ИФКиС, которые могли бы способствовать качественному получению знаний выпускниками по экономическим дисциплинам в соответствии с современными требованиями рынка физкультурно-спортивных и спортивно-зрелищных услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Галкин, В. В. Экономика и управление физической культурой и спортом : учеб. пособие для вузов / В.В. Галкин. - Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 448 с.

2. Золотов, М. И. Экономика массового спорта : учеб. пособие / М.И. Золотов, Н.А. Платонова, О.И. Вапнярская. - М. : Физическая культура, 2005. - 300 с.

3. Кандаурова, Н. В. Экономика и основы предпринимательства в спорте : учеб. пособие для студентов высших и средних образовательных учреждений физ. культуры и спорта / Московский гос. пед. ун-т. - М. : [б.и.], 2010. - 112 с.

4. Кандаурова, Н. В. Маркетинг физкультурно-спортивной организации : учеб.-метод. пособие для студентов высших и средних образовательных учреждений физ. культуры и спорта / Московский гос. пед. ун-т. - М. : [б.и.], 2011. - 48 с.

5. Лубышева, Л. И. Социология физической культуры и спорта : учеб. Пособие / Л.И. Лубышева. - М. : Изд. центр «Академия», 2001. - 240 с.

6. О положении детей в городе Москва : к ежегодному государственному докладу «О положении детей в Российской Федерации в 2009 году» / Департамент семейной и молодежной политики г. Москвы. - М. : [б.и.], 2010. - 155 с.

REFERENCES

1. Galkin, V.V. (2006), Economics and management of physical education and sport: studies, manual for schools, publishing house Phoenix, Rostov on Don, Russian Federation.

2. Zolotov, M.I., Platonova, N.A. and Vapnyarskaya, O.I. (2005), Economics of sports: manual, Physical Culture, Moscow, Russian Federation.

3. Kandaurova, N.V. (2010), Economics and the basics of business in sport: a textbook for students of secondary and higher educational institutions of physical culture and sports, publishing house Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russian Federation.

4. Kandaurova, N.V. (2011), Marketing of sports and sports organizations: a teaching aid for students of secondary and higher educational institutions ofphysical culture and sports, publishing house Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russian Federation.

5. Lubysheva, L.I. (2001), Sociology of Physical Education and Sports, Publishing Center "Academy", Moscow, Russian Federation.

6. About Children in Moscow (2010), The annual state report "The State of Children in the Russian Federation in 2009", Department of Family and Youth Policy of Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 16.11.2012.

УДК 378.147

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Елена Сергеевна Киселева, кандидат физико-математических наук, доцент, Людмила Николаевна Караванская, кандидат физико-математических наук, доцент,

Дмитрий Александрович Романов, кандидат педагогических наук, доцент,

Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар,

Анатолий Михайлович Доронин, доктор педагогических наук, профессор,

заведующий кафедрой,

Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Майкоп

Аннотация

Статья посвящена вопросам построения систем и технологий педагогического мониторинга как инструмента управления качеством образовательного процесса. Известно, что социальноэкономическое развитие России и демократизация общества ставят перед системой образования сложнейшие задачи, решение которых невозможно без налаженной системы управления качеством образовательного процесса. Управление не может осуществляться без мониторинга, под которым в узком смысле понимают информационную технологию управления (систему действий, направленных на информационное обслуживание управления и реализацию его целесмысловой программы), в широком смысле - систему научно обоснованного получения информации об управляемой системе для реализации целесмысловой программы управления. Традиционная система педагогического мониторинга не в полной мере содействует управлению, т.к. в основном констатирует результаты образовательного процесса. Поэтому целью исследования является разработка инновационной системы педагогического мониторинга.

Ключевые слова: мониторинг, качество, образовательный процесс, модели.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.11.93.p44-48 EDUCATIONAL PROCESS QUALITY CONTROL

Elena Sergeevna Kiseleva, the candidate of physical and mathematical sciences,

senior lecturer,

Lyudmila Nikolaevna Karavanskaya, the candidate of physical and mathematical sciences,

senior lecturer,

Dmitry Aleksandrovich Romanov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar,

Anatoliy Mikhailovich Doronin, the doctor of pedagogical sciences, professor,

Department chairman,

Institute of Physical Culture and Judo of Adygay State University, Maikop

Annotation

The article is devoted to the monitoring systems and technologies elaborating for education quality management control. The social and economic development of Russia and democratization put in front of the education the difficult problems the solution of which is impossible without effective education quality management system. The management is impossible without monitoring which is understood in narrow aspect as an information technology of management (the system of actions purposed at informational service of management and its program realization) and in wide aspect as a scientifically proved information acquiring system). The existing system of pedagogical monitoring does not contribute to the full to the management, because it basically states the educational process results. Thereof the purpose of the investigation is elaboration of the innovative system of pedagogical monitoring.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.