Научная статья на тему 'Разработка учебных программ подготовки спортивных менеджеров'

Разработка учебных программ подготовки спортивных менеджеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР / УЧЕБНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ / СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ / SPORTS MANAGER / EDUCATIONAL TRAINING PROGRAMS / THE CONTENTS OF THE SECTIONS OF THEORY AND PRACTICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланда Бейниш Хаймович

Научно-практическая значимость исследования состоит в использовании технологии модульного обучения при разработке учебных программ для специализации «Менеджмент в спорте» и обозначении ее перспектив применительно к техническому профилю университета. А также в выборе названий и содержания программ, их теоретической и практической части, где мы старались учесть интеграционные процессы, происходящие в образовательном пространстве физической культуры, спорта и туризма в связи с реформированием и модернизацией высшего профессионального образования. В статье для обсуждения и дискуссий представлены в составе модуля программы, прошедшие апробацию в учебном процессе: «Менеджмент спортивного бизнеса», «Спортивные сооружения и их техническая эксплуатация», «Региональные особенности развития физической культуры и спорта», «Современные технологии в физической культуре и спорте». В лекционной части каждой программы определены цель, задачи, содержание материала, учитывающие вопросы экономики и рыночных отношений, достижения индустрии спорта, которые в числе других составляют научно-методическую основу курса. Практическая часть содержит изучение прикладных методик расчета, изложенных в изданных и имеющихся на кафедре учебных пособиях и методических рекомендациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ланда Бейниш Хаймович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of education programs for training of sports managers

The scientific and practical significance of the research lies in the use of technology of modular training during the development of curricula for specialization “Management in sports” and the designation of its prospects as applied to the technical University profile. As well as in the selection of names and the content of the programs, their theoretical and a practical part, where we tried to take into account the integration processes taking place in the educational space of the physical culture, sport and tourism in connection with the restructuring and modernization of higher professional education. In an article for discussion and the discussions presented in the module that have passed approbation in the educational process: “Management of sports business”, “Sports facilities and their technical exploitation”, “Regionalpeculiarities of development of physical culture and sport”, “Modern technologies in physical culture and sports”. In the lecture part of each of the program are defined goal, objectives, the content of the material, taking into account issues of the economy and market relations, achievements of the industry of sports, which, among others, constitute the scientific and methodological basis of the course. The practical part contains a study of the applied calculation methods set out in the published and available at the Department of textbooks and methodical recommendations.

Текст научной работы на тему «Разработка учебных программ подготовки спортивных менеджеров»

РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ

Б.Х. ЛАНДА, ФГБОУ ВПО

«Казанский национальный исследовательский технический университет

им. А.Н. Туполева - КАИ»

Аннотация

Научно-практическая значимость исследования состоит в использовании технологии модульного обучения при разработке учебных программ для специализации «Менеджмент в спорте» и обозначении ее перспектив применительно к техническому профилю университета. А также в выборе названий и содержания программ, их теоретической и практической части, где мы старались учесть интеграционные процессы, происходящие в образовательном пространстве физической культуры, спорта и туризма в связи с реформированием и модернизацией высшего профессионального образования. В статье для обсуждения и дискуссий представлены в составе модуля программы, прошедшие апробацию в учебном процессе: «Менеджмент спортивного бизнеса», «Спортивные сооружения и их техническая эксплуатация», «Региональные особенности развития физической культуры и спорта», «Современные технологии в физической культуре и спорте». В лекционной части каждой программы определены цель, задачи, содержание материала, учитывающие вопросы экономики и рыночных отношений, достижения индустрии спорта, которые в числе других составляют научно-методическую основу курса. Практическая часть содержит изучение прикладных методик расчета, изложенных в изданных и имеющихся на кафедре учебных пособиях и методических рекомендациях.

Ключевые слова: спортивный менеджер, учебные обучающие программы, содержание разделов

теории и практики.

Abstract

The scientific and practical significance of the research lies in the use of technology of modular training during the development of curricula for specialization "Management in sports" and the designation of its prospects as applied to the technical University profile. As well as in the selection of names and the content of the programs, their theoretical and a practical part, where we tried to take into account the integration processes taking place in the educational space of the physical culture, sport and tourism in connection with the restructuring and modernization of higher professional education. In an article for discussion and the discussions presented in the module that have passed approbation in the educational process: "Management of sports business", "Sports facilities and their technical exploitation", "Regionalpeculiarities of development of physical culture and sport", "Modern technologies in physical culture and sports". In the lecture part of each of the program are defined goal, objectives, the content of the material, taking into account issues of the economy and market relations, achievements of the industry of sports, which, among others, constitute the scientific and methodological basis of the course. The practical part contains a study of the applied calculation methods set out in the published and available at the Department of textbooks and methodical recommendations.

Key words: sports manager, educational training programs, the contents of the sections of theory and practice.

Введение

Проблема совершенствования подготовки специалистов в сфере спортивного менеджмента выделена в число приоритетных направлений на конференции Европейской ассоциации спортивного менеджмента, прошедшей в Мадриде в 2011 г. Радикальных мер по подготовке спортивных менеджеров требует Казань, готовящаяся принять Всемирную универсиаду-2013, вводящая в эксплуатацию множество самых современных спортивных объектов. Значительное их количество передается в собственность вузов. Такую политику проводит руководство Татарстана для реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации

на период до 2020 года, направленной на привлечение к массовым занятиям спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельностью студентов и всех других слоев населения.

В условиях рыночных отношений, экономических реформ, связанных с переходом физкультурно-оздоровительных и спортивных комплексов на автономный режим финансирования, к организации эффективного управления отраслью физической культуры, спорта и туризма (ФКСТ), к работе по эксплуатации спортивных сооружений и созданию инфраструктуры спортивных клубов, должны прийти компетентные специалисты новой формации.

и позволила наладить первые контакты со школами в Кельне и Марселе, из-за отсутствия трехстороннего финансирования пока не получила развития.

Результаты и практические рекомендации, предлагаемые для обсуждения

В лекционной части каждого модуля определены цель, задачи, содержание материала, учитывающие вопросы экономики и рыночных отношений, достижения индустрии спорта, которые в числе других составляют научно-методическую основу курса. Практическая часть содержит изучение прикладных методик расчета, изложенных в изданных и имеющихся на кафедре учебных пособиях, методических рекомендациях и учебно-методических комплексах. С их помощью студенты приобщаются к внедрению полученных знаний путем: участия в УИРС и НИРС, постановки и проведения экспериментальных исследований, анализа обработанных результатов.

Важной составляющей курса специализации являются самостоятельные работы, выполняемые будущими спортивными менеджерами. Все самостоятельные работы имеют прикладной характер и относятся к конкретному спортивному объекту. Например, расчет недельной, месячной или квартальной загруженности спортивных сооружений, оценка с помощью мониторинговых исследований по тестам физического развития и физической подготовленности достижений занимающихся физической культурой и спортом контингентов населения, расчет комфортности спортивных сооружений, стоимости аренды, проката, абонементов и т.д. Свои работы студенты докладывают на ежегодной Международной молодежной научной конференции «Туполевские чтения» и других, некоторые из студентов продолжают учебу в магистратуре и готовятся к защите диссертаций.

Основные фрагменты содержания двух учебных программ (с другими можно ознакомиться в публикациях [2, 3]) предлагаются специалистам для обсуждения. Их обоснованием является активная внедренческая деятельность по апробации курса специализации в учебном процессе (табл. 1, 2).

Таблица 1

Менеджмент спортивного бизнеса

Темы Содержание тем Часы ауд./сам. занятий

Теоретическая часть

Тема 1. Введение. Предмет, его цели, задачи, содержание применительно к отрасли Физическая культура, спорт и туризм (ФКСТ) 2/2

Тема 2. Научно-методические основы управленческого труда, стиль работы делового человека, руководителя-менеджера. Качества спортивного менеджера, принципы его работы, функции управления. Классификация управленческих решений (2 ч). Проблемы и способы их решения. Как не ошибиться в решениях. Национальные стили менеджмента. Индивидуальные и коллективные решения (2 ч). Механизм принятия управленческих решений. Роль мотивации. Пирамида А. Маслоу (2 ч). Как проводить совещания (советы руководителю). Деловые игры как способ обучения принятию решений. Анализ игры с позиций студента и преподавателя (2 ч). Источники новых идей. Методы выработки идей: целевые обсуждения, мозговой штурм, научный метод, стоимостной анализ. Ранжирование идей (матричный способ, метод номинальной группы) (2 ч). Работа действующего спортивного менеджера-практика на примере спортивного клуба «Диана» (2 ч) 12/14

Методика разработки программ

На гуманитарном факультете нашего университета по совместной инициативе Министерства по делам молодежи, спорту и туризму РТ и ректората, поддержанной Министерством образования и науки РФ, открыта специализация «Менеджмент в спорте». При разработке учебных программ учитывались интеграционные процессы, расширяющие образовательное пространство ФКСТ за счет проектного взаимодействия с экономикой, здравоохранением, другими социальными науками. Интенсификация учебного процесса обеспечивалась активным внедрением ИКТ. Накопленный ранее опыт преподавания студентам дисциплин «Экономика физической культуры и спорта», «Спортивные сооружения», «Туризм и методика преподавания» в ИФК г. Набережные Челны, а также курса «Формирование экономического мышления в сфере услуг ФКСТ» стал наряду с опытом РГУФКа [1] базовой основой для разработки обучающих программ. В состав модуля курса специализации для студентов вошли: «Менеджмент спортивного бизнеса», «Спортивные сооружения и их техническая эксплуатация», «Региональные особенности развития физической культуры и спорта», «Современные технологии в физической культуре и спорте». Учебные программы дисциплин утверждены проректором по учебной работе и согласованы с основным заказчиком -Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан - в соответствии с требованиями нового Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Все программы прошли апробацию в учебном процессе и докладывались в Москве на научно-практических конференциях [2, 3]. В стадии разработки находятся еще две программы: «Организация учебно-тренировочного процесса», «Организация и проведение соревнований». Необходимо отметить, что принятая Российским фондом фундаментальных исследований наша заявка от КНИТУ - КАИ для участия в конкурсе «Проведение в 2011 году совместного немецко-французско-российского семинара по подготовке спортивных менеджеров», хотя

Окончание табл. 1

Темы Содержание тем Часы ауд./сам. занятий

Тема 3. Экономика, рынок, платные услуги, бизнес, предпринимательство и коммерческая деятельность в сфере ФКСТ. Экономика, экономические науки и экономические отношения. Количественные и качественные показатели (2 ч). Рынок и рыночные отношения. Проблемы рынка и пути их решения. Анализ деятельности в условиях рыночной экономики (2 ч). Платные услуги в сфере ФКСТ (2 ч). Бизнес, спорт и туризм. Виды бизнеса. Принципы, методы и особенности. Расчет и риск (2 ч). Предпринимательство и коммерческая деятельность в ФКСТ. Источники получения доходов. Категории по степени коммерциализации спорта (2 ч) 10/20

Тема 4. Маркетинг и реклама в спорте. Финансирование в зарубежном и отечественном спорте. Маркетинг в спорте. Формы, методы, принципы (2 ч). Теория и практика рекламы (2 ч). Финансирование ФКСТ в зарубежных странах и в России. Опыт работы зарубежных спортивных клубов и их менеджеров (3 ч) 7/7

Тема 5. Подведение итогов курса. Закрепление основных понятий, терминов, компетенций, необходимых в практической деятельности (2 ч). Разбор контрольных вопросов. Подготовка к зачету (1 ч) 3/6

Всего, ч 34/49

Практическая часть

Тема 1. Деловые игры, УИРС. Составление алгоритма принятия управленческого решения (2 ч). Как выжить в экстремальных условиях и получить максимальную прибыль. Методика организации и проведения эксперимента. Составление плана исследований. Туполевские чтения 6

Тема 2. Методика разработки тестовых заданий и тестирования показателей здоровья для определения физического статуса человека. Методика расчета загруженности спортивных сооружений и экономической эффективности затрат на ФКСТ 5

Тема 3. Знакомство с организацией работы менеджеров ведущих казанских спортивных клубов 6

Всего, ч 17

Итого 51/49

Таблица 2 Современные технологии в физической культуре и спорте

Темы Содержание тем Часы ауд./ сам. занятий

Теоретическая часть

Тема 1. Введение в предмет. Цель, задачи, содержание, научно-методические основы предмета. Его место в профессиональной подготовке студентов. Требования к усвоению дисциплины. Литература и другие источники информации 3/2

Тема 2. Технологии проектирования инновационного развития ФКСТ. Метод проектов. Технологии менеджмента и маркетинга, управленческие и бизнес-технологии. Метод спортинга. Партизанский маркетинг. Технологии компетентностного подхода. Менеджмент спортивного туризма 6/3

Тема 3. Проблемные, дистанционные и модульные технологии в развитии творческого потенциала студента. Дидактические, антропные, психотехнические и Дальтон-технологии. Человеческий потенциал и развитие экономики страны. Экономическая значимость и эффективность современных технологий, внедряемых в образовательное пространство ФКСТ 4/4

Тема 4. Игровые, тестовые, спортивно ориентированные технологии массового физического воспитания. Методика спортизации. Мониторинговые исследования. Самодиагностика. Информационно-комуникативные и цифровые технологии 4/3

Окончание табл. 2

Темы Содержание тем Часы ауд./ сам. занятий

Тема 5. Наукоемкие технологии спортивной подготовки и тренировки. Системный подход, анализ, программно-целевое планирование. Разработка педагогических проблем спорта высших достижений (новые модели, измерительные средства, специальные тренажеры и т.д.). Корректирующая деятельность для развития специальных двигательных качеств. Коучинговые технологии 4/3

Тема 6. Аудиовизуальные, рекламные, PR-технологии. Технологии, обеспечивающие комфортность и безопасность масштабных спортивных мероприятий 2/2

Тема 7. Технологии оздоровления Бубновского С.М., Базарного В.Ф., Лазарева М.Л., Сметанкина А.А. и др. Технология ЛФК. Фитнес, велнес, аэробика, йога, пилатес и др. здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии, используемые для привлекательности занятий ФКСТ 3/4

Тема 8. Современные технологии проектирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений (новые материалы, конструкции, инвентарь, оборудование). Разработки спортивной одежды, обуви, продуктов питания и т.д. 4/3

Тема 9. Подведение итогов курса. Анализ результатов выполненных самостоятельных работ. Ознакомление с экзаменационными вопросами 4/2

Всего, ч 34/26

Практическая часть

Тема 1. Знакомство с рекомендованной литературой, другими источниками информации. Поиск информации 2/2

Тема 2. Организация самостоятельных работ. Разработка проекта и его технологических этапов в избранном виде организационно-управленческой, спортивной либо массовой физкультурно-оздоровительной деятельности 4/4

Тема 3. Практика применения технологий, рассмотренных на лекции. Экономичные технологии повышения человеческого потенциала 4/2

Тема 4. Теория и практика проведения эксперимента. Компьютерные технологии. Мониторинговые исследования. Основы математической обработки результатов 5/3

Тема 5. Технология спортивной и физкультурно-оздоровительной работы при занятиях с различными контингентами обучающихся 5/2

Тема 6. Технологии, используемые при организации и проведении массовых спортивных мероприятий 3/2

Тема 7. Место оздоровительных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе: проблемы и решения. Оценка эффективности внедрения 4/2

Тема 8. Индустрия спорта и роль применяемых в ней технологий для улучшения спортивных результатов и формирования мотивации к занятиям ФКСТ 3/2

Тема 9. Защита выполненных самостоятельных работ с рекомендацией лучших для участия в Туполевских чтениях 4/2

Всего, ч 34/21

Итого 68/48

Реализация программ

С 2011 г. в полную силу заработал Культурно-спортивный комплекс университета КСК «КАИ ОЛИМП». Здесь под руководством директора и заведующего кафедрой физической культуры и спорта, доктора биологических наук, доцента Юсупова Р.А. - профессионального спортивного менеджера, имеющего международный спортивный опыт, - формируются команды и студен-

ческие лиги по различным видам спорта, организуются и проводятся студенческие соревнования всероссийского и международного уровней. Наряду с теоретическими знаниями будущие спортивные менеджеры овладевают практическими умениями, могут испытать себя в административно-хозяйственной деятельности, стать менеджерами спортивных команд, организаторами и руководителями массовых физкультурно-оздоровительных

и спортивных мероприятий со школьниками, студентами и взрослым населением. По программе мэрии г. Казани «Пятилетка здоровья» эти услуги по воскресеньям предоставляются для всех бесплатно. Компетентность студента и его профессиональные компетенции формируются при работе в спортивных игровых и тренажерных залах, залах аэробики и фитнеса, бассейне, на стадионе и т.д. Все это происходит на территории спортивного городка «КАИ ОЛИМП».

Перспективы подготовки студентов специализации реализуются и в новых учебных планах КНИТУ -КАИ с учетом технического профиля нашего вуза. По направлению подготовки 140100.62 «Теплоэнергетика и теплотехника» сформированы группы по профилю «Теплотехника спортивных сооружений». Такие спортивные менеджеры-технари необходимы для обслуживания энергоемких спортивных объектов и комплексов, внедрения эффективных энергосберегающих технологий для экономически целесообразной эксплуатации спортивных сооружений.

Заключение

Для подготовки спортивных менеджеров, обладающих необходимыми компетенциями, в Казани создана современная материально-техническая база. Наряду с КС К «КАИ ОЛИМП» это спортивные комплексы Поволжской государственной академии физической культуры, Приволжского Казанского федерального университета, Архитектурно-строительного университета и других вузов. Благодаря Универсиаде-2013 активизировалось массовое движение по созданию спортивных клубов в образовательных учреждениях, волонтерское движение, дан мощный дополнительный импульс развитию студенческой физической культуры и спорта. Для организации этой работы подготовка специалистов новой формации -спортивных менеджеров очевидна. Она вносит реальный вклад в девиз: «Универсиаде-2013 в Казани - достойную физическую подготовленность молодежи».

Автор с благодарностью примет любые замечания и пожелания, направленные на совершенствование курса специализации «Менеджмент в спорте».

Литература

1. Спортивный менеджмент: учебная программа составлена И.И. Переверзиным с соавт. - М.: РГУФК, 1998. - 19 с.

2. Ланда Б.Х. Программа дисциплины «Спортивные сооружения в подготовке спортивных менеджеров». -В сб.: «Спортивные сооружения и олимпийские объекты Сочи-2014»: материалы Международной научно-практической конференции. - М., 2008. - С. 28-31.

3. Ланда Б.Х. Региональные особенности развития физической культуры и спорта - новая учебная дисциплина: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Совершенствование подготовки кадров в области физической культуры и спорта в условиях модернизации профессионального образования в России». - М.: РГУФКСиТ, 2009. - С. 65-67.

References

1. Sport management: the training program is composed I.I. Pereverzin with co-authors. - M.: RGUFK, 1998. -19 p.

2. Landa B.H. The program of the discipline of "Sport facilities in the preparation of sports managers". In the security council: "The sports facilities and the Olympic objects of Sochi-2014": materials of the International scientifically-practical conference. - M., 2008. - P. 28-31.

3. Landa B.H. Regional peculiarities of development of physical culture and sports - a new academic discipline: materials of the VII all-Russia scientifically-practical conference "Perfection of the training in the field of physical culture and sports in the conditions of modernization of education in Russia". - M., 2009. - P. 65-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.