Научная статья на тему 'Совершенствование подготовки менеджеров в сфере физической культуры и спорта в Украине'

Совершенствование подготовки менеджеров в сфере физической культуры и спорта в Украине Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
842
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / ПОДГОТОВКА / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / МЕНЕДЖЕР / РУКОВОДИТЕЛЬ / ПіДГОТОВКА / ВДОСКОНАЛЕННЯ / КЕРіВНИК / SYSTEM / PREPARATION / PERFECTION / MANAGER / DIRECTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стадник Светлана Александровна, Приходько Иван Иванович

Проанализированы современные научные исследования по проблеме подготовки менеджеров в сфере физической культуры и спорта в Украине и за рубежом. Проведен анализ 50 литературных источников, в которых рассматривались различные аспекты подготовки спортивных менеджеров. Выявлено, что в высших учебных заведениях Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии, России ведется значительная работа по подготовке менеджеров для сферы физической культуры и спорта. Выяснено, что в Украине подготовка менеджеров осуществляется только на базе двух физкультурно-спортивных вузов. Установлено, что содержание подготовки спортивных менеджеров в нашей стране требует совершенствования с учетом зарубежного опыта и современных рыночных условий функционирования физкультурно-спортивных организаций. Определены основные пути совершенствования подготовки менеджеров в сфере физической культуры и спорта в Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Стадник Светлана Александровна, Приходько Иван Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving the training of managers in the sphere of physical culture and sports in Ukraine

Analyzed contemporary research on the training of managers in the sphere of physical culture and sports in Ukraine and abroad. Analyzed 50 references, which dealt with various aspects of the preparation of sports managers. It was found that in higher education of Great Britain, Germany, France, Switzerland, Russia is working to prepare managers for the sphere of physical culture and sports. It was found that training of managers in Ukraine is carried out only on the basis of two universities. Found that the content of the training of sports managers in our country needs to be improved, taking into account international experience and current market conditions of the functioning of sports organizations. Identified the main ways of improving the training of managers in the sphere of physical culture and sports in Ukraine.

Текст научной работы на тему «Совершенствование подготовки менеджеров в сфере физической культуры и спорта в Украине»

Э 2013

ц

Совершенствование подготовки менеджеров в сфере физической культуры и спорта в Украине

Стадник С.А., Приходько И.И.

Харьковская государственная академия физической культуры

Аннотации:

Проанализированы современные научные исследования по проблеме подготовки менеджеров в сфере физической культуры и спорта в Украине и за рубежом. Проведен анализ 50 литературных источников, в которых рассматривались различные аспекты подготовки спортивных менеджеров. Выявлено, что в высших учебных заведениях Великобритании, Германии, Франции, Швейцарии,

России ведется значительная работа по подготовке менеджеров для сферы физической культуры и спорта. Выяснено, что в Украине подготовка менеджеров осуществляется только на базе двух физкультурно-спортивных вузов. Установлено, что содержание подготовки спортивных менеджеров в нашей стране требует совершенствования с учетом зарубежного опыта и современных рыночных условий функционирования физкультурно-спортивных организаций.

Определены основные пути совершенствования подготовки менеджеров в сфере физической культуры и спорта в Украине.

Ключевые слова: система, подготовка, совершенствование, менеджер, руководитель.

Стадник С.О., Приходько І.І. Удосконалення підготовки менеджерів у сфері фізичної культури і спорту в Україні. Проаналізовано сучасні наукові дослідження з проблеми підготовки менеджерів у сфері фізичної культури і спорту в Україні та за кордоном. Проведено аналіз 50 літературних джерел, у яких розглядалися різні аспекти підготовки спортивних менеджерів. Виявлено, що у вищих навчальних закладах Великобританії, Німеччини, Франції, Швейцарії, Росії ведеться значна робота з підготовки менеджерів для сфери фізичної культури і спорту. З'ясовано, що в Україні підготовка менеджерів здійснюється тільки на базі двох фізкультурно-спортивних вузів. Установлено, що зміст підготовки спортивних менеджерів у наший країні вимагає вдосконалення з урахуванням зарубіжного досвіду та сучасних ринкових умов функціонування фізкультурно-спортивних організацій. Визначено основні шляхи вдосконалення підготовки менеджерів у сфері фізичної культури і спорту в Україні.

система, підготовка, вдосконалення, менеджер, керівник.

Stadnik S.O., Prikhodko U. Improving the training of managers in the sphere of physical culture and sports in Ukraine. Analyzed contemporary research on the training of managers in the sphere of physical culture and sports in Ukraine and abroad. Analyzed 50 references, which dealt with various aspects of the preparation of sports managers. It was found that in higher education of Great Britain, Germany, France, Switzerland, Russia is working to prepare managers for the sphere of physical culture and sports. It was found that training of managers in Ukraine is carried out only on the basis of two universities. Found that the content of the training of sports managers in our country needs to be improved, taking into account international experience and current market conditions of the functioning of sports organizations. Identified the main ways of improving the training of managers in the sphere of physical culture and sports in Ukraine.

system, preparation, perfection, manager, director.

Введение.

Современные условия функционирования физкультурно-спортивных организаций характеризуются сложностью и динамичностью. Чтобы выжить и развиваться в создавшихся условиях, руководство организаций должно осуществлять поиск новых подходов к эффективному управлению их деятельностью [16,18].

Это обусловливает потребность физкультурноспортивных организаций в специалистах, которые могли бы эффективно осуществлять функции управления в соответствии с требованиями рынка. Задача вузов состоит в том, чтобы научить будущего руководителя физкультурно-спортивной организации адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям, творчески мыслить, постоянно обновлять свои профессиональные знания, учиться новому [12].

В связи с вышесказанным особую важность приобретает проблема совершенствования подготовки менеджеров в сфере физической культуры и спорта. В научно-педагогической литературе [4,5,13,14,19,20] наиболее полно рассматривается опыт подготовки спортивных менеджеров в вузах Великобритании, Франции, Швейцарии, Германии, России. Основное внимание авторов [1,6,15,17] сосредоточено на описании учебных планов подготовки в вузах, анализе содержания дисциплин и рассмотрении профессиональных, личностных качеств, навыков и умений, необходимых для будущего спортивного менеджера.

Анализ исследований и публикаций по теме ис© Стадник С.А., Приходько И.И., 2013 doi:10.6084/m9.figshare.751563

следования показал, что до настоящего времени учеными не уделялось должного внимания вопросам совершенствования подготовки менеджеров в сфере физической культуры и спорта в Украине, за исключением отдельных работ М.В. Дутчака [2,3,4].

В то же время рассмотрение системы подготовки спортивных руководителей в нашей стране требует применения комплексного подхода и поиска конкретных, реальных путей совершенствования. Это и определило необходимость данного научного поиска.

Работа выполнена в рамках Сводного плана научно-исследовательской работы в сфере физической культуры и спорта на 2011 - 2015 гг. по теме 1.7. «Теоретико-методологические и прикладные аспекты применения инновационных технологий в спортивном менеджменте».

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель работы: определение путей совершенствования подготовки менеджеров в сфере физической культуры и спорта в Украине.

Задачи работы:

1. Проанализировать данные современной научной литературы по подготовке менеджеров в сфере физической культуры и спорта.

Материал и методы: проведен анализ и обобщение 50 литературных источников отечественных и зарубежных авторов.

Результаты исследования.

Зарождение спортивного менеджмента, как профессии, связано с появлением должностей руководителей физкультурно-спортивных организаций. К

І ПЕДАГОГІКА І

ПСИХОЛОГІЯ

та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту

основным должностям, которые сегодня занимают спортивные менеджеры, можно отнести следующие: начальник, заместители начальника, а также руководители структурных подразделений органов управления по вопросам физической культуры и спорта; директор и заместители директора ДЮСШ, СДЮШОР. ШВСМ, специализированных учебных заведений спортивного профиля; председатель (президент) и заместители председателя спортивного клуба; директор (заведующий) спортивного сооружения; президент, вице-президент спортивной федерации; председатель и заместители председателя ФСО; менеджер (начальник) команды по игровым видам спорта; персональный менеджер спортсмена-профессионала (в теннисе, футболе, хоккее, боксе); директор фитнесс-центра, физкультурно-оздоровительного центра, спортивноразвлекательного клуба [9].

В различных странах мира система подготовки спортивных менеджеров в высших учебных заведениях начала складываться со второй половины 80-х гг. XX века. Исследователь М.В. Дутчак [4] отмечает, что подготовка менеджеров в этот период включала два главных направления. В США и Канаде высшие учебные заведения ориентировались на подготовку менеджеров узкой специализации, которые могли работать преимущественно в бейсболе, боксе и гольфе. Образовательная практика подготовки менеджеров в учебных заведениях стран Западной Европы основывалась на принципе универсальности.

В Великобритании, Франции, Швейцарии, Германии внедрена многоуровневая система образования, четко определены учебные дисциплины и спецкурсы по общей теории и прикладным аспектам менеджмента, которые учитывают специфику физкультурноспортивных организаций и периодически пересматриваются с целью совершенствования содержания подготовки [4].

Лидером в Европе по подготовке менеджеров для сферы физической культуры и спорта считается Великобритания. Следует подчеркнуть, что в вузах Великобритании и Германии подготовка спортивных руководителей осуществляется по двум образовательно-квалификационным уровням - бакалавр и магистр. Французские и швейцарские вузы осуществляют подготовку менеджеров только на образовательно-квалификационном уровне магистра [13].

Заслуживает внимания опыт подготовки спортивных менеджеров в Российской Федерации. В ведущих высших учебных заведениях физкультурноспортивного профиля подготовка менеджеров начала осуществляться с 90-х гг. XX века. В 1993 году была открыта специализация по подготовке спортивных менеджеров в Московской государственной академии физической культуры, а в 1995 году - в Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма [9]. Сегодня эти заведения выпускают специалистов-менеджеров, которые могут занимать различные управленческие должности, что

обеспечивается за счет введения специальности «Менеджмент организаций» (в дополнение к созданной специализации «Спортивный менеджмент»).

Особый интерес представляет созданная в России Дирекция спортивной дистанционной учебы. Эта некоммерческая организация создана с целью подготовки квалифицированных кадров для государственных органов муниципального самоуправления и бизнеса. Обучение осуществляется на базе 15 ведущих вузов с применением дистанционных образовательных технологий и электронных программ по важным направлениям менеджмента физической культуры и спорта и администрирования [4].

В Украине подготовка менеджеров в сфере физической культуры и спорта начала осуществляться с 2001 года, когда на базе Харьковского государственного института физической культуры была создана кафедра менеджмента физической культуры, выпускающая специалистов по направлению «Физическое воспитание» и специализации «менеджер физической культуры, преподаватель физического воспитания».

В 2007 году на базе Национального университета физического воспитания и спорта Украины была создана кафедра менеджмента и экономики, выпускающая специалистов по направлению «Спорт» и специализации «менеджер (управленец) в сфере физкультурно-спортивной деятельности, преподаватель физического воспитания».

В настоящее время подготовка спортивных руководителей в Харьковской государственной академии физической культуры и в Национальном университете физического воспитания и спорта Украины осуществляется по двум образовательно-квалификационным уровням - бакалавр и магистр. По нашему мнению, сегодня потребность физкультурно-спортивных организаций в менеджерах уже не может удовлетворяться только за счет выпускников этих двух кафедр, однако недостаточное финансовое, кадровое обеспечение, узкие места нашей образовательной системы являются основными преградами на пути к оптимизации (расширению) подготовки менеджеров на базе высших учебных заведений физкультурно-спортивного профиля.

Мы разделяем мнение Эльбрехт О.Н. [5], что в современной ситуации изменение модели управленческого образования должно иметь опережающее влияние на стереотип менеджерского мышления, профессиональную культуру менеджеров, национальную культуру в общем. Переход к многоуровневой системе образования в Украине до сих пор не определил четко качественных отличий в представлении о квалификации менеджера «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр», а значит не обеспечивает в полной мере приспособление украинской системы образования к новым требованиям рыночной экономики и мобильности трудовых ресурсов. Автор подчеркивает, что на подготовку менеджеров продолжает распространяется академическая концепция, доминирующая в системе высшего образования в общем, без учета

Э 2013

и

специфики профессиональной деятельности менеджеров как практикоориентированной, а также без учета конкретных потребностей потребителей этого вида образования - предприятий и индивидуумов.

Мы также считаем, что для совершенствования подготовки спортивных руководителей в нашей стране целесообразно учитывать и использовать зарубежный опыт, в частности, опыт наших российских коллег. Так, в своей работе Т.Э. Круглова, В.Б. Мяконьков [7] отмечают, что одной из основных проблем на пути к формированию и реализации образовательных программ подготовки менеджеров в сфере физической культуры и спорта является недооценка духовного развития личности будущего специалиста, его идеалов, мировоззрения, ценностей, которые он будет реализовывать в профессиональной деятельности. Авторами разработана обобщенная модель подготовки студентов вузов физической культуры к работе менеджера. Следует подчеркнуть, что данная модель рассматривается с позиции системного подхода, однако в работе не уделяется должного внимания содержанию процесса подготовки менеджеров в рамках такой модели.

По мнению одного из ведущих ученых в области спортивного менеджмента И.И. Переверзина [9], основными путями совершенствования подготовки спортивных менеджеров являются: освоение управленческих компьютерных технологий и информационного обеспечения в отрасли; углубленное изучение иностранного языка; расширение перечня изучаемых прикладных управленческих дисциплин. Автор предлагает ввести в учебные планы подготовки спортивных менеджеров дисциплины по организации работы офиса физкультурно-спортивной организации, по аудиту и бухгалтерскому учету в физкультурноспортивных организациях, по культуре речи.

Хороший менеджер должен быть и организатором, и учителем, и другом, и экспертом, и лидером, и человеком, умеющим слушать других [17]. По нашему мнению, это обеспечивается не только содержанием учебного процесса, но и самой личностью менеджера, его индивидуальными качествами и способностями.

Как утверждают авторы [1,6], особо важными способностями для управленческой деятельности являются: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, общительность, стрессоу-стойчивость, креативность, стремление к достижению целей, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении заданий, независимость.

Нельзя также забывать, что в современных условиях все большее значение для спортивных менеджеров приобретают навыки и умения общения на иностранном языке. Мы согласны с мнением С.Ф. Панова [8], что изучению иностранных языков в учебном плане подготовки спортивных менеджеров необходимо не только уделять должное место, но и рассматривать не столько как предмет, а как средство обмена важной профессиональной информацией.

Как считает М.В. Дутчак [3], перспективным на-

правлением работы по совершенствованию профессиональной подготовленности будущих спортивных руководителей является дифференциация подготовки менеджеров в соответствии со спецификой их будущей профессии: менеджеров по спорту высших достижений и менеджеров по спорту для всех. Однако мы считаем, что в этом направлении также потребуются определенные научно-методические, кадровые и финансовые ресурсы.

На наш взгляд, самой главной проблемой подготовки менеджеров в сфере физической культуры и спорта является отсутствие профессии менеджера физической культуры в Национальном классификаторе Украины «Классификаторе профессий ДК 003:2010» среди профессиональных названий работ. Следует заметить, что в научно-методической литературе эта проблема уже обсуждалась в работе М.В. Дутчака [2], однако вплоть до настоящего времени она остается нерешенной и требует внимания со стороны государственных органов управления.

Мы считаем, что для повышения качества профессиональной подготовки менеджеров в Украине необходимо уделять особое внимание в учебном процессе формированию управленческих способностей у студентов, активно использовать инновационные формы и методы обучения, постоянно обновлять учебные программы в соответствии с требованиями практики, что будет способствовать повышению конкурентоспособности таких специалистов в современных рыночных условиях.

Учитывая вышесказанное, профессорско-преподавательским коллективом кафедры менеджмента физической культуры Харьковской государственной академии физической культуры был разработан ряд учебных пособий по кредитно-модульной системе «Организация и менеджмент физической культуры» для студентов специализации «Менеджмент в сфере физической культуры и спорта». В учебном пособии для студентов 1 курса [10] рассмотрена роль государства в развитии сферы физической культуры и спорта, законодательные основы, а также теоретические основы менеджмента в нашей сфере. В учебном пособии для студентов 2 курса [11] раскрыты закономерности развития и управления, принципы, функции и методы физической культуры и спорта, описаны типология физкультурно-спортивных организаций, их организационная структура, цели и задачи деятельности. В учебном пособии для студентов 3 курса [12] рассматривается финансово-хозяйственная деятельность физкультурно-спортивных организаций в современных рыночных условиях, психологические аспекты управленческой деятельности, приведены рекомендации относительно проведения собственного научного исследования.

Таким образом, в учебных пособиях впервые с точки зрения системного подхода рассматривается деятельность спортивного менеджера в современных рыночных условиях, включающая все основные функции управления: планирование, организация, мотива-

І ПЕДАГОГІКА I

ПСИХОЛОГІЯ

та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту

ция, принятие управленческого решения, контроль.

Выводы.

1. Сегодня уже не вызывает сомнений необходимость подготовки менеджеров, уверенно действующих в рыночных условиях функционирования физкультурно-спортивных организаций. В Великобритании, Франции, Швейцарии, Германии, России прилагались и продолжают прилагаться усилия для формирования национальных систем профессиональной подготовки спортивных руководителей. Зарубежный опыт подготовки управленческих кадров целесообразно использовать для совершенствования подготовки менеджеров в сфере физической культуры и спорта в Украине.

2. К основным путям совершенствования подготовки спортивных менеджеров в Украине целесообразно

Литература

1. Гудыма О.И. Психолого-педагогическая подготовка студентов, осваивающих профессию менеджера в вузах физкультурного профиля: автореф. дис. на соиск. ученой степ.канд.пед.наук: спец. 13.00.04 «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры» I О.И. Гудыма. - Москва. - 2004. - 22 с.

2. Дутчак М.В. Класифікація професій у сфері фізичної культури і спорту в Україні: стан та перспективи I М.В. Дутчак II Спортивна наука України, 2010. - №2. - С. 25-41.

3. Дутчак М.В. Особливості підготовки майбутніх менеджерів спорту для всіх I М.В. Дутчак II Спортивний вісник Придніпров'я, 2007. - № 2 - 3. - С. 95-98.

4. Дутчак М.В. Підготовка фахівців з менеджменту і управління спортом для всіх у зарубіжних країнах I М.В. Дутчак II Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми з фізичного виховання і спорту: зб. наук. пр. I за ред. С.С. Єрмакова. - Харків, ХДАДМ (ХХПІ). - 2009. - №3. - С. 43- 48.

5. Ельбрехт О.М. Підготовка менеджерів у вищих навчальних закладах Великобританії, Канади, США (порівняльний аналіз) I

О.М. Ельбрехт: монографія. - К., Основа. - 2009. - 256 с.

6. Кольтинова В. О специальных способностях управленца в области спорта I В. Кольтинова, О. Гудыма II На рубеже XXI века: научный альманах. - Москва. - 1999. - Т.1. - С. 183- 185.

7. Круглова Т.Э. Подготовка студентов вузов физической культуры к работе в должности менеджера I Т.Э. Круглова, В.Б. Мяконь-ков II Теория и практика физической культуры, 2000. - № 12.

- С. 23-25.

8. Панов С.Ф. Формування самостійності у перекладачів-менеджерів у процесі фахової підготовки I С.Ф. Панов II II Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми з фізичного виховання і спорту: зб. наук. пр. I за ред. С.С. Єрмакова.

- Харків: ХДАДМ (ХХПІ) . - 2009. - №7. - С. 147- 151.

9. Переверзин И.И. Современный российский спортивный менеджер и модель его подготовки I И.И. Переверзин II Теория и практика физической культуры, 2003. - №5. - С. 57- 60.

10. Приходько І.І. Організація і менеджмент фізичної культури для студентів 1 курсу (за кредитно-модульною системою навчання): навч. посібник I І.І. Приходько, О.В. Горбенко, Г.М. Путятіна. -Харків, ХДАФК. - 2009. - 152 с.

11. Приходько І.І. Організація і менеджмент фізичної культури для студентів 2 курсу (за кредитно-модульною системою): навч. посібник I І.І. Приходько, І.Г Корнієнко. - Харків, ХДАФК. -

2009. - 140 с.

12. Приходько І.І. Організація і менеджмент фізичної культури: навч. посібник для студентів ВНЗ фізичної культури I І.І. Приходько, А.В. Оксененко - Харків, ХДАФК. - 2010. - 178 с.

13. Спортивный менеджмент: европейская школа Сергей Федоров II Спорт & бизнес - теория, практика, решения, 2008. - № 11(34).

- С. 28 - 31.

14. Bob Heere, Jeffrey Janues, Masayuki Yoshida, Glaucio Seremin. The Effect of Associated Group Identities on Team Identity. Journal of Sport Management, 2011, vol. 25(6), pp. 606-621.

15. Borry Lavay. Behavior management instructional practices and content of college I university physical education (PETE) programs IBorry Lavay, Hester Henderson, Ron French & Sharon GuthrieU

отнести: оптимизацию самой системы подготовки менеджеров на базе высших учебных заведений физкультурно-спортивного профиля; повышение уровня научно-методического обеспечения учебного процесса и квалификации научно-педагогических кадров; модернизацию содержания учебного процесса, в частности, освоение управленческих компьютерных технологий и информационного обеспечения отрасли, углубленное изучение иностранного языка, расширение перечня изучаемых прикладных управленческих дисциплин, включение деловых ситуационных и проектных игр. Перспективы дальнейших исследований в данном направлении касаются изучения потребности и спроса на рынке труда спортивных менеджеров в Украине.

References

1. Gudyma O.I. Psikhologo-pedagogicheskaia podgotovka studentov, osvaivaiushchikh professiiu menedzhera v vuzakh fizkulturnogo profilia [Psycho-pedagogical training of students who master a profession manager at universities sports profile], Cand. Diss., Moscow, 2004, 22 p.

2. Dutchak M.V. Sportivna nauka Ukrayini [Sport science of Ukraine], 2010, vol.2, pp. 25-41.

3. Dutchak M.V. Sportivnij visnik Pridniprov’ia [Dnipro Sports Bulletin], 2007, vol. 2- 3, pp.95-98.

4. Dutchak M.V. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2009, vol.3, pp. 43-48.

5. El’brekht O.M. Pidgotovka menedzheriv u vishchikh navchal’nikh zakladakh Velikobritaniyi, Kanadi, SSHA (porivnial’nij analiz) [Training managers in the universities of Great Britain, Canada, the United States (Comparative)], Kiev, Basis, 2009, 256 p.

6. Kol’tinova V, Gudyma O. Na rubezhe XXI veka [On the defensive line XXI century], Moscow, 1999, vol.1, pp.183-185.

7. Kruglova T.E., Miakon’kov V.B. Teoriia ipraktikafizicheskoj kul tury [Theory and practice of physical culture], 2000, vol. 12, pp. 23-25.

8. Panov S.F. Pedagogika, psihologia ta mediko-biologicni problemi fizicnogo vihovanna i sportu [Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports], 2009, vol.7, pp. 147-151.

9. Pereverzin I.I. Teoriia i praktika fizicheskoj kul’tury [Theory and practice of physical culture], 2003, vol.5, pp. 57- 60.

10. Prikhod’ko I.I., Gorbenko O.V., Putiatina G.M. Organizaciia i menedzhment fizichnoyi kul turi dlia studentiv 1 kursu (za kreditno-modul’noiu sistemoiu navchannia) [Organization and Management of Physical Education for students of 1st year (per credit system of study)], Kharkov, KSAPC Publ., 2009, 152 p.

11. Prikhod’ko I.I., Korniienko I.G. Organizaciia i menedzhment fizichnoyi kulturi dlia studentiv 2 kursu (za kreditno-modul’noiu sistemoiu] [Organization and Management of Physical Education for students of 2nd year (for ECTS)], Kharkov, KSAPC Publ., 2009, 140 p.

12. Prikhod’ko I.I., Oksenenko A.V. Organizaciia i menedzhment fizichnoyi kulturi: navch. posibnik dlia studentiv VNZ fizichnoyi kul ’turi [Organization and Management of Physical Education: teach. guide for students of Physical Education], Kharkov, KSAPC Publ.,

2010, 178 p.

13. Fedorov Sergej. Sport & biznes — teoriia, praktika, resheniia [Sports and Business - theory, practice, solutions], 2008, vol. 11(34), pp.28-31.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Bob Heere, Jeffrey Janues, Masayuki Yoshida, Glaucio Seremin. The Effect of Associated Group Identities on Team Identity. Journal of Sport Management, 2011, vol. 25(6), pp. 606-621.

15. Borry Lavay, Hester Henderson, Ron French & Sharon Guthrie. Behavior management instructional practices and content of college. Physical Education and Sport Pedagogy, 2012, vol. 17(2), pp. 195210.

Э 2013 ii

Physical Education and Sport Pedagogy, 2012. - vol. 17(2). - pp. 195- 210.

16. Data Danial. Physical Education in Sport [Seria educatie fizica in sport], 2006, vol.6, pp. 441- 445.

17. Frank Jacobs. Making sence of teaching social and moral skills in physical education. Physical Education and Sport Pedagogy, 2013, vol.18(1) , pp. 1-14.

18. Laura Miseuer. Urban Regimes and the Sporting Events Agenda: a Cross-National Comparison of Civic Development Strategies. Journal of Sport Management, 2008, vol.22(5), pp. 603- 627.

19. Lesley Ferkins. God Boards are Strategic: What does that Mean for Sport Gorrmance. Journal of Sport Management, 2012, vol.26(1), pp. 67-80.

20. Paul C. Godfrey. Corporate Social Responsibility in Sport: an Overview and Key Issues. Journal of Sport Management, 2009, vol.23(6), pp. 698- 716.

16. Data Danial. Physical Education in Sport [Seria educatie fizica in sport], 2006, vol.6, pp. 441- 445.

17. Frank Jacobs, Annelies Knoppers & Lonissa Webb. Making sence of teaching social and moral skills in physical education. Physical Education and Sport Pedagogy, 2013, vol. 18(1), pp. 1-14.

18. Laura Miseuer, Danies S. Mason. Urban Regimes and the Sporting Events Agenda: a Cross-National Comparison of Civic Development Strategies. Journal of Sport Management, 2008, vol. 22(5), pp. 603627.

19. Lesley Ferkins, David Shilbury. God Boards are Strategic: What does that Mean for Sport Gorrmance. Journal of Sport Management, 2012, vol. 26(1), pp. 67-80.

20. Paul C. Godfrey. Corporate Social Responsibility in Sport: an Overview and Key Issues. Journal of Sport Management, 2009, vol. 23(6), pp. 698-716.

Информация об авторах:

Стадник Светлана Александровна: [email protected];

Харьковская государственная академия физической культуры; ул. Клочковская 99, г. Харьков, 61 022, Украина.

Приходько Иван Иванович: [email protected]; Харьковская государственная академия физической культуры; ул. Клочковская 99, г. Харьков, 61 022, Украина.

Цитируйте эту статью как: Стадник С.А., Приходько И.И. Совершенствование подготовки менеджеров в сфере физической культуры и спорта в Украине II Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту. - 2013. - № 9

- С. 91-95. doi:10.6084Im9.figshare.751563

Электронная версия этой статьи является полной и может быть найдена на сайте: http:IIwww.sportpedagogy.org.uaIhtmlIarhive.html

Это статья Открытого Доступа распространяется под терминами Creative Commons Attribution License, которая разрешает неограниченное использование, распространение и копирование любыми средствами, обеспечивающими должное цитирование этой оригинальной статьи (http:H creativecommons.orgIlicenses/byI3.0Ideed.ru).

Дата поступления в редакцию: 30.06.2013 г. Опубликовано: 30.09.2013 г.

Information about the authors:

Stadnik S.A.: [email protected]; Kharkov State Academy of Physical Culture; Klochkovskaya str. 99, Kharkov, 61022, Ukraine.

Prikhodko M.: [email protected]; Kharkov State Academy of Physical Culture; Klochkovskaya str. 99, Kharkov, 61022, Ukraine.

Cite this article as: Stadnik S.O., Prikhodko I.I. Improving the training of managers in the sphere of physical culture and sports in Ukraine. Pedagogics, psychology, medical-

biological problems of physical training and sports, 2013, vol.9, pp. 91-95. doi:10.6084/m9.figshare.751563

The electronic version of this article is the complete one and can be found online at: http://www.sportpedagogy.org.ua/html/arhive-e.html

This is an Open Access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License, which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited (http:// creativecommons.org/licenses/by/3.0/deed.en).

Received: 30.06.2013 Published: 30.09.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.