Научная статья на тему 'Современное состояние подготовки спортивных менеджеров в Российской Федерации'

Современное состояние подготовки спортивных менеджеров в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
705
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ / СПОРТИВНЫЕ МЕНЕДЖЕРЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Енченко Ирина Валерьевна

Автором проведено исследование современного состояния подготовки спортивных менеджеров в Российской Федерации, являющихся частью рынка труда отрасли «Физическая культура и спорт». В статье проанализированы программы высшего образования, профессиональной переподготовки и курсов повышения квалификации в сфере физической культуры и спорта. Особое внимание уделяется программам, направленным на подготовку специалистов в сфере управления физической культуры и спорта. На основании отчетов о самообследовании ведущих физкультурных вузов Российской Федерации сделаны выводы о программах подготовки спортивных менеджеров, стоимости обучения и числе выпускников по данным программам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Енченко Ирина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern status of training of sports managers in the Russian Federation

The research of the current state of the sports managers training in the Russian Federation, being a part of the labor market of branch "Physical culture and sport" is conducted. The authors analyzed higher education programs, professional retraining and advanced training courses in the sphere of physical culture and sport. Special attention is paid to the programs directed to the training of the specialists in the sphere of physical culture and sport management. On the basis of reports on self-inspection of the leading sports higher education institutions of the Russian Federation the conclusions are drawn, covering the programs of the training of sports managers, the cost of training and number of graduates according to these programs.

Текст научной работы на тему «Современное состояние подготовки спортивных менеджеров в Российской Федерации»

2. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.

3. Коломейцев, Ю.А. Взаимоотношения в спортивной команде / Ю.А. Коломейцев. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 128 с.

4. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности: опыт разработки и использования / под ред. Е.Н. Степанова. - М. : Сфера, 2004. - 128 с.

5. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 2008. - 544 с.

6. Неверкович, С. Д. Педагогика физической культуры и спорта : учебник для студ. высш. учеб. заведений / [С. Д. Неверкович, Т. В. Аронова, А. Р. Баймурзин и др.] ; под ред. С. Д. Неверко-вича. — М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 336 с.

REFERENCES

1. Volkov, I. (2002), Sports Psychology. Anthology ("Anthology of psychology" series), Peter, St. Petersburg.

2. Gogunov, E.N. and Martyanov, B. I. (2000), Psychology of physical training and sport: textbook, Publishing Center "Academia", Moscow.

3. Kolomeytsev, Yu.A. (1984), Relationship in a Team, Physical culture and sport, Moscow.

4. Ed. Stepanov E.N. (2004), The Personal focused approach in pedagogical activity: experience of development and use, Sphere, Moscow.

5. Matveev, L.P. (2008), Theory and practice of physical culture, Physical culture and sport, Moscow.

6. Ed. Neverkovich, S. D. (2010), Pedagogics of physical culture and sport, Publishing Center "Academia", Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 26.03.2018

УДК 796.075.6

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПОДГОТОВКИ СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ирина Валерьевна Енченко, кандидат экономических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Автором проведено исследование современного состояния подготовки спортивных менеджеров в Российской Федерации, являющихся частью рынка труда отрасли «Физическая культура и спорт». В статье проанализированы программы высшего образования, профессиональной переподготовки и курсов повышения квалификации в сфере физической культуры и спорта. Особое внимание уделяется программам, направленным на подготовку специалистов в сфере управления физической культуры и спорта. На основании отчетов о самообследовании ведущих физкультурных вузов Российской Федерации сделаны выводы о программах подготовки спортивных менеджеров, стоимости обучения и числе выпускников по данным программам.

Ключевые слова: рынок труда, подготовка специалистов, спортивные менеджеры, физическая культура и спорт.

MODERN STATUS OF TRAINING OF SPORTS MANAGERS IN THE RUSSIAN

FEDERATION

Irina Valerievna Enchenko, the candidate of economic sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The research of the current state of the sports managers training in the Russian Federation, being a part of the labor market of branch "Physical culture and sport" is conducted. The authors analyzed higher

education programs, professional retraining and advanced training courses in the sphere of physical culture and sport. Special attention is paid to the programs directed to the training of the specialists in the sphere of physical culture and sport management. On the basis of reports on self-inspection of the leading sports higher education institutions of the Russian Federation the conclusions are drawn, covering the programs of the training of sports managers, the cost of training and number of graduates according to these programs.

Keywords: labor market, training of specialists, sports managers, physical culture and sport.

ВВЕДЕНИЕ

Система подготовки спортивных менеджеров в Российской Федерации имеет сравнительно небольшую историю. В рамках специальности «Физическая культура и спорт» подготовка спортивных менеджеров началась в 1990-х годах. Для качественной реализации данного направления были уточнены теории и методологии специальной образовательной деятельности, разрабатывались модели будущих специалистов, определялись цели, содержание, формы и методы обучения.

В последние годы в Российской Федерации был проведен целый ряд спортивных соревнований, которые имеют значение мирового масштаба - Универсиада в Казани (2013 г.), Олимпийские и Паралимпийские игры в Сочи (2014 г.), Кубок Конфедераций по футболу (2017 г.), кроме того, ежегодно проводится этап автогонок в классе машин «Формула-1» в Сочи. В 2018 году Россия примет еще одно спортивное соревнование, носящее, без сомнения, общемировой масштаб - Чемпионат мира по футболу. Организация каждого из этих мероприятий требует слаженной работы большого числа профессиональных менеджеров, маркетологов, экономистов, специалистов по PR и многих других тех, кто составляет рынок труда отрасли «Физическая культура и спорт». В связи с этим, остро встает вопрос подготовки специалистов по спортивным специальностям.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

На сегодняшний день, по данным Российского статистического ежегодника 2016 года в Российской Федерации осуществляют образовательную деятельность 818 учебных заведений, в которых обучается 4399,5 тысяч студентов - 2404 тысячи студентов на очном, 124,2 тысячи студентов на очно-заочном и 1872,3 тысячи студентов на заочном отделении [1].

В ведении Министерства спорта Российской Федерации на сегодняшний день находятся 14 образовательных организаций высшего образования, в том числе 6 университетов, 5 академий, 3 института, кроме того, 10 профессиональных образовательных организаций - училищ олимпийского резерва и 2 научные организации. Численность студентов, которые обучаются в организациях высшего образования Министерства спорта России составляет 35,5 тысяч студентов. 56% из них учатся по очной форме и 44% по заочной. Выпуск специалистов для отрасли физическая культура и спорт составил в 2016 году 5,6 тысяч человек [2].

Автором данной статьи был проведен анализ спортивных направлений, по которым реализуются образовательные программы высшего образования в спортивных вузах России. Для анализа были взяты данные пяти крупных спортивных вузов: ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)»; ФГБОУ ВО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург»; ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» (УралГУФК);ФГБОУ ВО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (ГАФКСиТ); ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» (КГУФКСТ).

Первым показателем, по которому проводился анализ, явились направления подготовки по программам бакалавриата и магистратуры, связанные с подготовкой спортивных менеджеров и специалистов по управлению в сфере физической культуры и спорта. В таблице 1 представлены сводные данные по анализируемым вузам. Источником информации

послужили отчеты о результатах самообследования за 2016 год, размещенные на официальных сайтах каждого из вузов.

Таблица 1 - Образовательные программы спортивных вузов России_

Направление ГЦОЛИФК ГАФКСиТ НГУ Лесгафта УралГУФК КГУФКСТ

49.03.01 Физическая культуры (бак.) + + + + +

38.03.02 Менеджмент + + + + +

49.04.01 Физическая культура (маг.) + + + +

03.06.02 Связи с общественностью +

38.03.01 Экономика + + + +

42.03.01 Реклама и связи с общественностью + + + +

51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников + + +

38.04.01 Экономика +

38.04.02 Менеджмент + +

38.04.04 Государственное и муниципальное управление + +

42.04.02 Журналистика +

39.03.03 «Организация работы с молодёжью» + +

49.04.03 «Спорт» +

Анализируя таблицу 1, можно сказать, что наибольший выбор программ подготовки в сфере спортивного менеджмента и управления реализуется в Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма (Москва) и в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург). Данные вузы предлагают широкий выбор программ как бакалавриата, так и магистратуры.

Следующим критерием оценки стало число выпускников по специальностям, связанным с управлением в сфере физической культуры и спорта. В таблице 2 представлены данные по числу выпускников по данным отчетов о результатах самообследования за 2016 год.

Таблица 2 - Число выпускников по данным отчетов о результатах самообследования за 2016 год_

Направление ГЦОЛИФК ГАФКСиТ НГУ Лесгафта УралГУФК КГУФКСТ

49.03.01 Физическая культуры 414* 21 312* 141* 270*

(бак.)

38.03.02 Менеджмент 33 13 11

49.04.01 Физическая культура 23 15* 69* 54

(маг.)

03.06.02 Связи с общественностью 11

38.03.01 Экономика 8 4 35

42.03.01 Реклама и связи с обще- 18 13 16 24

ственностью

51.03.05 Режиссура театрализо- 14 5 14

ванных представлений и праздни-

ков

38.04.01 Экономика 5

38.04.02 Менеджмент 3 7

38.04.04 Государственное и муни-

ципальное управление

39.03.03 «Организация работы с 20 10

молодёжью»

49.04.03 Спорт 5

*— по всем профилям подготовки

Третий критерий, который учитывался при анализе направлений, реализуемых спортивными вузами - стоимость обучения. В таблице 3 представлена стоимость обучения по направлениям подготовки спортивных менеджеров и специалистов по управлению в сфере физической культуры и спорта.

Таблица 3 - Стоимость обучения на 2017/2018 учебный год в анализируемых спортивных вузах______

Направление ГЦОЛИФК ГАФКСиТ НГУ Лесгафта УралГУФК КГУФКСТ

49.03.01 Физическая культуры (бак.) 130 000 131 900 159 884 126 600 126 570

38.03.02 Менеджмент 120 000 104 968 65 000

49.04.01 Физическая культура (маг.) 135 000 139 900 167 176 134 000 133 920

03.06.02 Связи с общественностью 120 000

38.03.01 Экономика 115 000 90 500

42.03.01 Реклама и связи с общественностью 130 000 126 570

51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников 110 000

38.04.01 Экономика 115 000 116 320

38.04.02 Менеджмент 71 448

38.04.04 Государственное и муниципальное управление 114 984

39.03.03 «Организация работы с молодёжью» 107 000

49.04.03 Спорт 135 000 139 900 167 176 134 000 133 920

Анализируя данные таблицы 3 можно сказать, что стоимость обучения по одним и тем же программам в различных вузах отличается не столь значительно. Особо отметим, что набор на направление «Экономика» и «Организация работы с молодёжью» осуществляется лишь в одном вузе - Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма, на направление «Государственное и муниципальное управление» и «Журналистика» только в Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург).

Огромный вклад в подготовку специалистов в области менеджмента, маркетинга и управления в сфере физической культуры и спорта вносит Российский международный олимпийский университет, предлагая большое количество разнообразных программ по данным направлениям в Москве и Сочи. Особо следует отметить Олимпийскую образовательную программу, включающую в себя ряд программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки направленных на подготовку высококвалифицированных специалистов в сфере физической культуры и спорта. Программа осуществляется совместно Олимпийским комитетом России и ГМК «Норильский никель». Кроме того, в университете с успехом реализуется программа профессиональной переподготовки «Мастер спортивного администрирования», являющаяся уникальной программой дополнительного профессионального образования по спортивному менеджменту.

Еще одним значимым образовательным проектом в области спортивного менеджмента является программа, реализуемая в России Высшей школой экономики совместно с FIFA/CIES - «Executive Programme in Sports Management». Программа существует в России уже три года. За это время обучение прошли слушатели не только из России, но и многих других стран.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что подготовка кадров по спортивным направлениям в целом, и спортивному менеджменту в частности, осуществляется довольно широко и реализуется как в форме программ высшего образования, так и в форме

программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Развитие спортивной инфраструктуры происходящее в Российской Федерации в связи с проведение Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи, Кубка конфедераций и Чемпионата мира по футболу несомненно способствует интересу к специальностям в сфере физической культуры и спорта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Российский статистический ежегодник 2017 года [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. - URL : http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_13/Main.htm (дата обращения: 7.03.2018).

2. Итоговый отчет Министерства спорта Российской Федерации о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2016 год [Электронный ресурс] // Министерство спорта Российской Федерации. - URL : http://www.minsport.gov.ru/2017/doc/OtchetMON_2016.pdf (дата обращения: 8.03.2018).

3. Отчет о самообследовании [Электронный ресурс] // Поволжская государственная академия физической культуры спорта и туризма : официальный сайт. - URL : https://www.sportacadem.ru/files/Otchet_o_samoobsledovanii_06.04.17.pdf (дата обращения: 7.03.2018).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Отчет о результатах самообследования за 2016 год [Электронный ресурс] // Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург : официальный сайт. - URL : http://lesgaft.spb.rU/sites/default/files//u104/upload/otchet_ngu_2017.pdf (дата обращения: 8.03.2018).

5. Отчет о самообследовании за 2016 год [Электронный ресурс] // Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК) : официальный сайт. - URL : http://umu.sportedu.ru/sites/umu.sportedu.ru/files/rgufksmit_otchet_o_samoobsledovanii_2017_.pdf (дата обращения: 10.03.2018).

6. Отчет о самообследовании ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры» [Электронный ресурс] // Уральский государственный университет физической культуры : официальный сайт. - URL : http://www.uralgufk.ru/sites/default/files/doc/0thet_o_samoobsledovanii_1.04.2017.pdf (дата обращения: 9.03.2018).

7. Отчет о самообследовании ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма [Электронный ресурс] // Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма : официальный сайт. - URL: http://kgufkst.ru/kgufk/html/svedoo3.html/Sfile/0thet_o_samoobsledovanii_19.04.2017.pdf (дата обращения: 10.03.2018).

8. Российский международный олимпийский университет [Электронный ресурс] : официальный сайт. - URL : http://www.olympicuniversity.ru/ru/home (дата обращения: 10.03.2018).

REFERENCES

1. Federal State Statistics Service (2017), Russian statistical yearbook, available at: www.gks.ru/bgd/regl/b17_13/Main.htm (accessed 7 March 2018).

2. Ministry of Sport of the Russian Federation (2017), The final report of the Ministry of Sport of the Russian Federation on results of the analysis of a state and the prospects of educational development for 2016, available at: www.minsport.gov.ru/2017/doc/0tchetM0N_2016.pdf (accessed 8 March 2018).

3. Volga State Academy of Physical Culture of Sport and Tourism (2017), Report on self-examination, available at: www.sportacadem.ru/files/0tchet_o_samoobsledovanii_06.04.17.pdf (accessed 7 March 2018).

4. Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg (2017), Report on self-examination 2016, available at: http://lesgaft.spb.ru/sites/default/files//u104/up-load/otchet_ngu_2017.pdf (accessed 8 March 2018).

5. Russian State University of Physical Culture, Sports, Youth and Tourism (2017), Report on self-examination 2016, available at: http://umu.sportedu.ru/sites/umu.sportedu.ru/files/rgufk-smit_otchet_o_samoobsledovanii_2017_.pdf (accessed 10 March 2018).

7. Ural State University of Physical Culture (2017), Report on self-examination, available at: www.uralgufk.ru/sites/default/files/doc/0thet_o_samoobsledovanii_1.04.2017.pdf (accessed 9 March 2018).

8. Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism (2017), Report on self-examination Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, available at: http://kgufkst.ru/kgufk/html/svedoo3.html/Sfile/0thet_o_samoobsledovanii_19.04.2017.pdf (accessed 10 March 2018).

9. Official site of the Russian International Olympic University (2018), available at: www.olym-picuniversity.ru/ru/home (accessed 10 March 2018).

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.04.2018

УДК 796.966

ЛОНГИТЮДНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНЫХ

ХОККЕИСТОВ

Сергей Сергеевич Жаворонков, аспирант, Уральский государственный университет физической культуры (УралГУФК), Челябинск

Аннотация

В статье рассмотрена динамика показателей уровня развития скоростных способностей в лонгитюдном исследовании и выявлен наиболее благоприятный период для их развития в возрастном диапазоне 9-13 лет. В период с 2009-го по 2013-й год проводилось педагогическое наблюдение за 25-ю юными хоккеистами 2000-го года рождения. Для определения уровня развития скоростных способностей были проведены педагогические тестирования. Тестовые процедуры информативны и рекомендованы специалистами в области детского хоккея. Установлен наиболее благоприятный период для развития общих и специальных скоростных способностей юных хоккеистов, которым является возраст 11-12 лет.

Ключевые слова: юные хоккеисты, скоростные способности, тренировочный процесс.

LONGITUDE RESEARCH OF SPEED ABILITIES OF YOUNG HOCKEY PLAYERS

Sergey Sergeevich Zhavoronkov, the post-graduate student, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Annotation

The article discusses the dynamics of level of development of the indicators of speed abilities in longitude research and it shows the most favorable period for their development throughout the age from 9 to 13 years. In the period from 2009 to 2013, the pedagogical observation was carried with 25 young hockey players of the year 2000. Pedagogical tests were carried to determine the level of development of the speed abilities. Test procedures are informative and recommended by the experts in the field of minor hockey. The most favorable period for the development of all forms of speed abilities is established - it is from 11 to 12 years.

Keywords: young hockey players, speed abilities, training process.

ВВЕДЕНИЕ

Хоккей всегда предъявлял серьезные требования к физической подготовке хоккеистов. Долгое время для него были характерны вязкая силовая борьба на всех участках игрового поля, обилие зацепов клюшкой и руками. Однако, за три последних десятилетия, в целях повышения зрелищности, правила хоккея были подвергнуты достаточно серьезным изменениям. В частности, были ужесточены наказания за задержку соперника, следствием чего явилось увеличение свободного игрового пространства и возможностей для скоростного передвижения по площадке в целом. В итоге, значительно возросли требования к скоростной подготовленности высококвалифицированных хоккеистов, что в свою очередь потребовало поиска новых путей, средств и методов развития этих качеств на этапах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.