Научная статья на тему 'Концепция управления образованием в сфере физической культуры'

Концепция управления образованием в сфере физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
296
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мандриков В. Б., Зубарев Ю. А., Вершинин М. А.

Спортивный менеджмент – молодая, но быстро и неравномерно развивающаяся область научно-практических знаний. Как показали исследования (В.У. Агеевец, В.А.Черепов, 1990– 1995 гг.), спортивный менеджмент занимает первое место по практической значимости для современных руководителей – организаторов спорта: руководителей спортивных организаций, клубов и обществ; начальников спортивных команд; тренеров сборных команд; руководителей учебных учреждений в спорте; директоров спортивных сооружений и др. Это обстоятельство повышает меру ответственности вузов за качество подготовки будущих управленцев и одновременно заставляет активизировать процесс поиска наиболее эффективных комплексных программ подготовки менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция управления образованием в сфере физической культуры»

ЭКОЛОГИЯ, ГИГИЕНА, ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ

УДК 796/799:378.001.01

КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В.Б. Мандриков, Ю.А. Зубарев, М.А. Вершинин

Кафедра физического воспитания ВолГМУ, Кафедра олимпийского образования и менеджмента ВГАФК, Кафедра теории и методики физического воспитания ВГАФК

Спортивный менеджмент - молодая, но быстро и неравномерно развивающаяся область научно-практических знаний. Как показали исследования (В.У. Агеевец, В.А.Черепов, 19901995 гг.), спортивный менеджмент занимает первое место по практической значимости для современных руководителей - организаторов спорта: руководителей спортивных организаций, клубов и обществ; начальников спортивных команд; тренеров сборных команд; руководителей учебных учреждений в спорте; директоров спортивных сооружений и др. Это обстоятельство повышает меру ответственности вузов за качество подготовки будущих управленцев и одновременно заставляет активизировать процесс поиска наиболее эффективных комплексных программ подготовки менеджеров.

Основными положениями для создания теоретических подходов к специальной управленческой подготовке студентов факультета менеджмента является рассмотрение учебной дисциплины как базисной единицы содержания подготовки специалиста по менеджменту, одного из важнейших средств и форм представления содержания обучения (Т.Э. Круглова, 2000).

Целью учебной дисциплины является формирование у студентов умения востребовать и применить ее теоретическое содержание в качестве методического средства разрешения профессиональных ситуаций, обоснования и выполнения конкретных видов познавательной и профессиональной деятельности.

Учебный план по направлению 061100 "Менеджмент организации" включает цикл общегуманитарных и социально-экономических дисциплин; дисциплин и курсов по выбору; факультативных дисциплин; учебной практики; производственной практики; дипломные работы; государственные экзамены.

Специальная подготовка спортивных менеджеров предусматривает разработку теоретических подходов к преподаванию систем управления, организационному поведению, стратегическому и инновационному менеджменту, управлению персоналом, экономике предприятий и организаций и др.

Разрабатывая теоретические подходы к специальной управленческой подготовке студентов, надо помнить о том, что рациональный выбор активных методов, форм и средств обучения, использование новых информационных технологий оптимизирует развитие профессионально важных качеств обучаемых.

Процесс формирования профессии, вместе с тем, имеет и психологическую сторону - когда человек овладевает профессией у него формируется и определенный тип мышления, который является одним из критериев уровня профессионализма. Следовательно, в процессе эффективной подготовки у спортивных менеджеров должно формироваться управленческое мышление.

В последнее десятилетие в сфере физической культуры и спорта, рекреации и туризма радикальным образом изменились условия деятельности - появились новые виды этой деятельности, новые базы, оборудование, инвентарь, технологии. Спортивные и, особенно, туристские организации, стремящиеся выжить и успешно действовать в условиях жесткой конкуренции, в настоящее время все больше внимания уделяют профессиональной подготовке персонала и особое внимание профессиональной подготовке специалистов спортивного менеджмента и персонала массового экономического туризма.

Активное влияние рыночного спроса на квалификационные характеристики специалиста и содержание специального профессионального образования выражается в том, что в нынешних

условиях, наряду с традиционными видами физ-культурно-спортивной деятельности, возникают и осуществляются новые. Для обеспечения первой группы нормативно определены соответствующие рабочие места, образовательные стандарты и квалификационные характеристики специалистов (преподаватель физической культуры, тренер по виду спорта и т. п.). Для новых же видов деятельности рабочие места формируются стихийно, а подготовка заново потребовавшихся специалистов находится в состоянии зарождения. Поэтому проблема вузовской подготовки будущих спортивных менеджеров, способных выдержать рыночную конкуренцию, приобретает очевидную актуальность.

Появившаяся в настоящее время потребность в конкурентоспособных специалистах ставит вопрос о методах подготовки таких кадров. Очевидно, что традиционно сложившееся в других социально-экономических условиях образование, не соответствует запросам настоящего времени.

Перспективе развития образовательной системы менеджмента в сфере физической культуры и спорта посвящены работы В.И. Жолдака, С.Г. Сейранова (1999); Т.Э. Кругловой (2000);

B.В. Кузина, М.Е. Кутепова, С. Г. Сейранова (1995, 1997); В.А. Черепова (1995, 1998); Д.Е. Не-сытова (2000); И.И. Переверзина (1995-2000);

C.Г. Сейранова (1995). Публикации указанных авторов и собственное видение данной проблемы, позволило нам составить определенный алгоритм подготовки менеджеров в вузах физкультурного профиля. Он составлен с учетом перехода страны к рыночной экономике. А это означает, что в стране появилась рыночная конкуренция, в том числе и конкуренция на рынке труда. В таких условиях вузы должны быть конкурентоспособными, самоокупаемыми. Здесь под "конкурентоспособностью" понимается способность эффективно "продавать" основной "товар" вузов физической культуры - подготовленные кадры (К.Л. Чернов и др.,1995). Их "товарооку-паемость" определяется реальными потребностями общества в специалистах определенного профиля, структурой и содержанием рыночного спроса и предложения на те или иные кадры.

Следовательно, одним из важнейших структурных подразделений вуза должна быть "информационно-прогностическая служба", нацеленная на непрерывное решение указанных выше задач (К.Л. Чернов и др., 1995). На базе получаемой через информационно-прогностическую службу информации руководство вуза должно принимать управленческие решения о структуре и содержании профессий, готовящихся в вузе, о количестве студентов, принимаемых на первый курс по тем или иным профессиональным направлениям. На этой основе должны регулироваться и изменяться учебные планы, предмет-

ные программы и содержание подготовки кадров.

Одна из важных и ответственных задач информационно-прогностической службы - непрерывное отслеживание "профессиональной судьбы" выпускников, структуры распределения, профессиональных заработков, "движение по служебной лестнице" и т. п. Эта информация также очень важна для правильной организации работы вуза в условиях рыночной конкуренции.

Следующая задача, стоящая перед вузами физкультурного профиля - технология отбора абитуриентов на новую, востребованную временем, специальность, такую как: "Менеджмент организации".

Наиболее перспективной технологией отбора является компьютерное тестирование, которое используется в качестве входного контроля абитуриентов и профессионального отбора студентов при их переходе с одного этапа обучения на другой (В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейра-нов, 1995, 1997).

Содержание физкультурного образования требует внесения определенных преобразований. Высокая требовательность к профессиональной подготовке специалистов физической культуры, спорта и туризма ведет к необходимости введения в учебные программы новых тем и дисциплин, а также пересмотра отношения к предметам, традиционно входивших в эти программы.

Среди предметов, которые должны быть включены в учебные программы для содействия конкурентоспособности предприятий и учреждений физической культуры, спорта и туризма, можно выделить следующие:

- контроль и объективная оценка качества продукта - услуг и предметов;

- эффективные коммуникации на всех уровнях (межличностном и групповом);

- управление людскими ресурсами, регулирование взаимоотношений в трудовом коллективе;

- стратегический маркетинг;

- управление информацией и системами рекламы, правила и способы формирования общественного мнения и приемы манипулирования им;

- "возрождение" в России спортивно-оздоровительного туризма;

- планирование новых предложений по проведению свободного времени;

- знание и соблюдение правил и нормативов природопользования.

Особенный интерес представляют курсы и тренинги: "Методы планирования карьеры", "Разрешение социальных конфликтов", "Креативность в менеджменте", "Лидерство и менеджмент" и др.

Для современного образования характерно также явление интернационализации. Оно постепенно происходит во всех сферах, особенно в развитых странах. Эта тенденция заметно про-

является в секторе туризма, где большое значение имеют разнообразные международные контакты. Кроме того, это свойственно и для деятельности специалистов физической культуры и спорта. Растущие спортивные связи объективно требуют подготовки специалистов, организующих эти необходимые связи.

Интернационализация системы образования развивается по четырем направлениям:

- включение в содержание учебных программ изучения обычаев и привычек представителей различных культур, а также принятых на международном уровне форм выполнения профессиональных обязанностей;

- обмен преподавательским составом высших учебных заведений различных стран;

- обучение в течение определенного периода в учебных заведениях различных стран;

- осуществление производственной практики на предприятиях других стран.

Важной образовательной задачей является обучение студентов и преподавателей основам компьютерной грамотности и овладение ими техническими навыками поиска информации в структуре сети Интернет.

Повышение качества образования в физкультурных вузах в настоящее время осуществляется путем модификации и совершенствования педагогической технологии учебного процесса. К их числу относятся:

- обязательная учебная практика в физ-культурно-спортивных организациях и учреждениях, участие в организационной подготовке спортивных мероприятий;

- проведение имитационных деловых игр по анализу и проектной разработке условных и реальных деловых ситуаций;

- использование метода "кейса" - способа моделирования управленческих ситуаций, основанных на реальных событиях управленческо-экономической практики или на авторских сюжетах.

"Кейсы" представляют собой описание ситуаций, имевших место в практике конкретных организаций и служат для анализа и освоения методов принятия решений по проблемам, которые уже приходилось решать менеджерам различного уровня. При этом ситуация должна быть близка физкультурно-спортивной управленческой деятельности учреждений, работающих в условиях российского бизнеса.

Включение деловых ситуационных и проектных игр в учебный процесс в мировой практике подготовки менеджеров занимает одно из ведущих мест (М. Е. Кутепов, 1992; А.Г. Барабанов, 1995).

Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы.

1. Рабочая сила в настоящее время может рассматриваться как товар на рынке труда. А любой товар, как известно, должен быть конкурентоспособным. В таких условиях вузы страны тоже

должны быть конкурентоспособными, то есть способными продавать основной свой товар -подготовленных специалистов.

2. Решению указанной задачи должна содействовать "информационно-прогностическая служба" вуза, собирающая информацию о трудоустройстве выпускников и спросе на специалистов определенного профиля. На основании данной информации руководство вуза должно принимать решение о количестве студентов, принимаемых на первый курс по тем или иным направлениям.

3. Следующая задача, стоящая перед вузами физкультурного профиля - технология отбора на новые, востребованные временем специальности, такие как "Менеджмент и маркетинг в спорте", "Гостиничный и туристический бизнес" и др. Наиболее перспективной технологией отбора на указанные специализации является компьютерное тестирование.

4. Непременным условием подготовки специалиста физической культуры и спорта, особенно спортивного менеджера, должна быть учебно-производственная практика. Важной образовательной задачей также является обучение студентов основам компьютерной грамотности и иностранного языка.

5. Повышение качества преподавания менеджменту в физкультурных вузах может осуществляться путем совершенствования педагогической технологии учебного процесса. К их числу относятся проведение имитационных деловых игр, использование метода "кейса", метода бригадных "менеджмент проектов" и новые информационные технологии.

Таким образом, экспериментальная работа, проводимая нами, подтвердила жизнеспособность предложенной профессионально личностной модели процесса подготовки спортивных специалистов в области управления, воспроизводимость предложенных методик и их эффективность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Активные методы обучения в системе непрерывного образования. - СПб.: ЛИЭИ, 1991. - 127 с.

2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт,1998. - 88 с.

3. Барабанов А.Г. Высшее физкультурное образование. Проблемы и решения. - М.: ФОН, 1995. - 186 с.

4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: метод. пособ. - М.: Высшая школа, 1991. - 141 с.

5. Горбачева В.В. // Теория и практика физической культуры. - 1993. № 3 - С. 22-23.

6. Давыдов В.В., Неверкович С.Д., Тюков А. А. // Теория и практика физической культуры. - 1985. № 9. -С. 40-43.

7. Давыдов В.В., Неверкович С.Д. Проблемы развивающего обучения. - М.: Наука, 1987. - 227 с.

8. Зубарев Ю.А. Тестовые задания для разработки автоматизированной и контролирующей программы по курсу "Менеджмент в физической культуре

и спорте": методическая разработка. - Волгоград: ВГАФК, 1995. - 25 с.

9. Инновационное обучение: стратегия и практика / Под ред. В.Я. Ляудис. - М., 1994. - 203 с.

10. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования: учебное пособие. - М.: Академия, 2001. - 272 с.

11. Лубышева Л.И. // Теория и практика физической культуры. - 1993. № 3. - С. 19-21.

12. Милованова Н.Г. Использование нетрадиционных педагогических технологий для реализации дифференцированного обучения: Дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 1997. - 147 с.

13. Неверкович С.Д., Киршев Н.В. Межпредметные задачи как средство диагностики уровня подготовки тренеров в ИФК. - М.: 1991. - 88 с.

14. Неверкович С.Д., Волков В.В. Развитие творческих способностей на основе реализации деятель-ностного подхода в игровом обучении при подготовке специалистов ИФК. - М., 1992. - 117 с.

15. Неверкович С.Д. Игровые методы подготовки кадров: учеб. пособ. - М.: Высшая школа, 1995. - 207 с.

16. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. - М., 1986. - 135 с.

Mandrikov V.B., Zubarev Yu.A., Vershinin M.A. Management conception in education by physical culture // Vestnik of Volgograd state medical University. - 2004. - № 12. - P. 31-36.

УДК 616/618-055:301:159

ГЕНДЕР И СОЦИАЛЬНАЯ ОСНОВА БОЛЕЗНИ

М.Д. Ковалева, К.С. Смирнов, Т.И. Губа, К.А. Рейтер

Кафедра философии и биоэтики ВолГМУ

Уже давно мы живем с мыслью, что все, что достойно понимания может быть объяснено в категориях современной науки. Но ведь существует и другой мир, скрытый от научного знания - мир эмоций, чувств, пристрастий, присущих индивидуальному и общественному бессознательному, существующий в специфических социальных условиях. Одна из задач феминизма - задача открыть отношения между двумя мирами, познать каким образом каждый из них формирует другой.

Болезнь - это не только физическое состояние человеческого организма, это и социальный феномен [1, 2]. Различные культурные традиции могут оценивать одно и то же состояние организма как болезненное или нормальное. Люди, воспитанные в рамках европейской культуры обычно определяют понятие физиологического здоровья, как состояние организма, при котором они могут выполнять свои социальные обязанности и делать то что пожелают в свободное время. Болезнь же трактуется как определенное состояние организма, при котором нечто нарушает физиологическое равновесие, гармонию нашего тела. Однако когда мы определяем болезнь как некое препятствие для исполнения нашей социальной роли, мы не выходим за круг обычных представлении о неправильном функционировании нашего организма. Ощущение, когда что-то не так, догадка о причине неправильного состояния всегда описывается в социальном контексте.

В каждом обществе слабость, боли, симптомы, описываемые как "болезни" вписываются в культурные и моральные ценности, воспринимаемые путем общения с представителями того или иного социального круга и посещений профессиональных врачей, и под влиянием определенных общественных верований, в то что есть

здоровье и что есть болезнь. Результатом становится преобразование физиологических симптомов в болезни с определенными ярлыками (диагнозами) и людей, превращающихся в пациентов. Это преобразование испытывает сильнейшее влияние социального положения и моральных оценок. Не все пациенты равны. Пол, расовые и этнические категории, социальный класс, физические способности, сексуальная ориентация, и вид болезни создают различия в социальной ценности. Не все представители системы здравоохранения равны. Также их место в профессиональной иерархии определяет уровень их полномочий устанавливать приоритеты исследовательских проектов, выбор средств лечения, и создает то, что известно как легитимное медицинское знание.

В западных обществах культура и язык болезней и медицинского знания исходит из науки. "Медицинские науки" - это тот эталон, опираясь на который мы можем определить компетентность того или иного представителя системы здравоохранения. Биомедицинская модель болезни предлагает следующую схему, согласно которой болезнь - это девиация от нормального состояния здорового организма. Болезнь имеет специфические причины, которые можно найти в теле больного. Болезни имеют одни и те же симптомы и последствия в любой социальной среде, из которой бы ни происходил больной. Медицина - это социально нейтральное применение научных исследований к индивидуальным случаям. Критики подобной модели показали, что понятие "норма" зависит от того с кем сравнивается больной. Многие болезни имеют социальные и экологические причины. Количество заболеваний, их тяжесть варьируется в зависимости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.