Научная статья на тему 'Подготовка спортивных менеджеров в Бурятском государственном университете: реальность и перспективы'

Подготовка спортивных менеджеров в Бурятском государственном университете: реальность и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МЕНЕДЖЕР / MANAGEMENT / SPORTS MANAGEMENT / MANAGER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дыленова Ирина Ивановна, Дуринов Александр Евгеньевич

В статье проведен анализ подготовки спортивных менеджеров в Бурятском государственном университете. Определены специфические черты спортивного менеджмента и особенности его функционирования в рыночных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дыленова Ирина Ивановна, Дуринов Александр Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF SPORTS MANAGERS IN THE BURYAT STATE UNIVERSITY: REALITY AND PROSPECTS

The article analyzes the preparation of sports managers in the Buryat State University. Specific features of sports management and peculiarities of its functioning in the market conditions have been determined.

Текст научной работы на тему «Подготовка спортивных менеджеров в Бурятском государственном университете: реальность и перспективы»

танных комплексов упражнений с использованием средств классической аэробики оказать дополнительное воздействие на отстающие виды координационных проявлений подростков, что оптимизирует процесс воспитания развиваемых способностей.

4. Эффективность разработанной методики технической подготовки волейболистов 11-12 лет с использованием средств классической аэробики подтвердилась в статистически достоверном повышении данных показателей физической и технической подготовленности, полученных в ходе педагогического эксперимента. Комплексы физических упражнений с использованием средств аэробики дают возможность успешно овладеть техническими действиями волейбола.

5. Предлагаемая методика дает возможность существенно повысить уровень развития физических качеств и функциональные возможности организма юных волейболистов, что подтверждается результатами исследований.

Литература

1. Абрамов B.C. Аэробика и мы. Ташкент: Медицина, 1999. 174 с.

2. БеляевА.В., СавинаМ.В. Волейбол. М.: Физкультура и спорт, 2006. 360 с.

3. Вишняков A.B. Структура координационных способностей и методика их контроля у детей 11-12 лет: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 1993. 24 с.

4. Гайворонская А.А. Методика использования средств прикладной аэробики в подготовке баскетболистов на этапе начальной специализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2009. 27 с.

5. Гаськов А.В. Развитие педагогического творчества учителей физической культуры в системе повышения квалификации: монография. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. унта, 2010. 137 с.

6. Железняк Ю.Д., Шипулин Г.Я., Сердюков О.Э. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе // Теория и практика физической культуры. 2004. № 4. С. 30-33.

7. Краснова Г.О., Пармузина Ю.В. Методика преподавания оздоровительной аэробики: метод. пособие. Волгоград, 2001. 14 с.

8. Пармузина Ю.В. Методика занятий прикладной аэробикой с юными футболистами: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2006. 156 с.

9. Романова Т.В. Совершенствование координационных способностей высоквалифицированных спортсменок в видах борьбы средствами аэробики: дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. 119 с.

10.Ростовцева М.Ю. Дозирование аэробных и силовых упражнений в оздоровительной аэробике // Аэробика: Зима. 2001. С. 2-7.

Доржиева Ольга Сергеевна, ассистент кафедры физического воспитания Бурятского государственного университета. Тел. 8(9148)493638.

Галимов Геннадий Яковлевич, доктор педагогических наук, профессор, Бурятский государственный университет. Тел. 8(3012)216989.

Багадаев Анатолий Владимирович, директор Первомайской СОШ. Иркутская область. Тел. 8(9041)292119.

Dorzhieva Olga Sergeevna, assistant, department of physical education, Buryat State University. Ph. 89148493638.

Galimov Gennady Yakovlevich, doctor of pedagogical sciences, professor, Buryat State University. Ph. 216989.

Bagadaev Anatoly Vladimirovich, director secondary school of Pervomaisky. Irkutsk region. Tel. 8(9041)292119.

УДК 796.078 © И.И. Дыленова, А.Е. Дуринов

ПОДГОТОВКА СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ В БУРЯТСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ: РЕАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье проведен анализ подготовки спортивных менеджеров в Бурятском государственном университете. Определены специфические черты спортивного менеджмента и особенности его функционирования в рыночных условиях.

Ключевые слова: менеджмент, спортивный менеджмент, менеджер.

I.I. Dylenova, A.E. Durinov

PREPARATION OF SPORTS MANAGERS IN THE BURYAT STATE UNIVERSITY: REALITY AND PROSPECTS

The article analyzes the preparation of sports managers in the Buryat State University. Specific features of sports management and peculiarities of its functioning in the market conditions have been determined.

Keywords: management, sports management, manager.

Россия входит в число двадцати ведущих страной, где спорту и физической культуре уде-

спортивных держав мира и по праву считается ляется самое пристальное внимание. Динамично

4G

развивается физкультурно-спортивная инфраструктура, построено и строится большое количество крупных спортивных объектов. Для умелого, рационального ведения хозяйства, эффективного использования средств и ресурсов нужны знания новых форм и методов менеджмента физкультурно-спортивных организаций, соответствующая экономическая подготовка, определенный уровень управленческих знаний и навыков управления коллективом. Необходимость подготовки специалистов, сочетающих в себе перечисленные качества, сомнений не вызывает. С этой целью в БГУ была создана специализация по подготовке спортивных менеджеров.

Работа по подготовке спортивных менеджеров впервые была начата с первым набором студентов в 2007 г. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата по направлению подготовки 034300 Физическая культура, профилю «Спортивный менеджмент» ставит своей целью развитие у студентов личностных качеств, а также формирование общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и специальных компетенций в соответствии с требованиями ГОС ВПО и ФГОС ВПО в сфере физической культуры, спорта, двигательной рекреации, спортивно-оздоровительных услуг, туризма и управления.

В области воспитания целью ООП является развитие у студентов личностных качеств, способствующих их творческой активности, общекультурному росту и социальной мобильности, целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, самостоятельности, гражданственности, приверженности этическим ценностям, толерантности, настойчивости в достижении цели, выносливости.

В области обучения целью ООП является формирование общекультурных (универсальных), социально-личностных, общенаучных, инструментальных и профессиональных компетенций, позволяющих выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности и быть устойчивым на рынке труда.

Основная образовательная программа ориентирована на реализацию следующих принципов:

- деятельностный и практикоориентированн-ный характер учебной деятельности в процессе освоения основной образовательной программы;

- приоритет самостоятельной деятельности студентов;

- ориентация при определении содержания образования на запросы работодателей и потребителей;

- связь теоретической и практической подготовки бакалавра, ориентация на формирование готовности к самостоятельному принятию профессиональных решений как в типичных, так в нетрадиционных ситуациях.

Последовательность реализации ООП ВПО определена графиком учебного процесса и учебным планом, который содержит теоретическое обучение, практики, промежуточные и итоговую аттестации, каникулы.

Программа подготовки по направлению «Спортивный менеджмент» включает в себя изучение следующих дисциплин:

1. Общие гуманитарные и социальноэкономические дисциплины: философия, иностранный язык, отечественная история, социология, психология, педагогика, физическая культура, русский язык и культура речи, культурология, риторика, историко-культурные ресурсы Бурятии, деловое общение и этикет, основы эстетики, политическая культура специалиста, коммуникативная культура специалиста, история государственного управления в России, история зарубежного управления.

2. Общие математические и естественнонаучные дисциплины: математика, информатика, концепция современного естествознания, основы безопасности жизнедеятельности, общая и специальная гигиена, безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф, современные оздоровительные технологии, информатика с основами рекламы, деловая статистика.

3. Общепрофессиональные дисциплины: экономическая теория, основы менеджмента, маркетинг, теория организации, мировая экономика, финансы и кредит, статистика, бухгалтерский учет, организационное поведение, хозяйственное право, основы индустрии спорта, экономика спорта, правовые основы спортивной индустрии, маркетинг спортивных услуг, основы предпринимательства и бизнеса в индустрии спорта, спонсорство и благотворительность в спорте, информационный менеджмент в физкультурно-спортивных организациях, финансовый менеджмент в физкультурно-спортивных организациях, договорное право в спорте, гражданское право.

4. Специальные дисциплины: стратегический менеджмент, управленческие решения, информационные технологии в управлении, антикризисное управление, логистика, управление персоналом, инновационный менеджмент, исследование систем управления, управление качеством, бизнес-планирование в спортивной индустрии, технологии управленческих решений в

физкультурно-спортивных организациях, исследование систем управления спортом в России и за рубежом, моделирование экономических процессов в физкультурно-спортивных организациях, экономическая политика в области спорта, региональная экономика, экономический анализ, системный анализ, финансовый анализ.

5. Дисциплины: управление планированием и организацией спортивных мероприятий, управление персоналом спортивного клуба, страхование в спорте, документальное обеспечение управления в спортивной индустрии, рекламная деятельность в спорте, менеджмент анимационной деятельности в спорте, менеджмент в средствах массовой информации, управление рекламным бизнесом в спортивной индустрии, тренинг-менеджмент, управление и конкурентоспособность в спортивной индустрии, связь с общественностью в спорте, этика бизнеса, управление продажами, менеджмент спорта в России, менеджмент спорта за рубежом.

6. Факультативы: конфликтология, налоги и налогообложение, трудовое право, политология, макроэкономика, правоведение, антидопинговая политика Олимпийского комитета, деловой иностранный язык.

На протяжении всего периода обучения содержание предметов постоянно анализировалось и корректировалось. Необходимость таких действий связана как с изменением внешних условий (введение новых законов и правовых актов, структурные перестроения, экономические и налоговые новшества и др.), так и внутренней среды организации (переход на новый учебный план, техническое оснащение и т.п.).

Качество подготовки спортивных менеджеров в Бурятском государственном университете во многом определяется скоординированными действиями педагогов на основе согласованных программ, содержания и требований дисциплин специализации. Это достигается межпредметными связями, совместным анализом и обсуждением целого ряда позиций по предметам в целом и по отдельным темам (менеджмент - психология менеджера - социологические обследования коллектива; экономика физической культуры и спорта - финансовый менеджмент организационно-правовые основы менеджмента; предпринимательство в сфере физической культуры и спорта - организационно-правовое обеспечение - экономические расчеты предпринимательской организации и др.).

Нормативный срок освоения основной образовательной программы по очной форме составляет 4 года для бакалавров. Трудоемкость

освоения студентом данной ООП ВПО за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению составляет 240 зачетных единиц и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отводимое на контроль качества освоения студентом ООП ВПО:

- теоретическое обучение, включая учебноисследовательскую работу студентов, практикумы, экзаменационные сессии - 208 зачетных единиц,

- практики (учебная и производственная) -24 зачетных единицы,

- итоговая государственная аттестация, включая подготовку и защиту выпускной квалификационной работы, - 6 зачетных единиц.

Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам. Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам. При завершении учебной программы студент, выполнивший все требования ФГОС ВПО, получает степень «бакалавр».

Результаты освоения ООП ВПО определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

Прием на подготовку по направлению подготовки 034300 Физическая культура, профилю «Спортивный менеджмент» осуществляется на основании результатов Единого государственного экзамена по обществознанию, математике и русскому языку.

Область профессиональной деятельности выпускника включает: образование в сфере физической культуры, спорт, двигательную рекреацию и реабилитацию, пропаганду здорового образа жизни, сферу услуг, туризм, сферу управления, научно-изыскательные работы, исполнительское мастерство.

Профиль «Спортивный менеджмент» ориентирован на овладение технологиями, направленными на сохранение и укрепление здоровья на основе двигательной активности у различных групп населения с учетом пола, возраста, функционального состояния и уровня подготовленности, преимущественно в сфере оказания физкультурно-оздоровительных услуг.

Выпускник может осуществлять профессиональную деятельность в международных, государственных и общественных органах управления физической культурой, спортом и туризмом, а также во всех хозяйствующих субъектах физкультурно-оздоровительной и спортивной на-

правленности, коммерческих и некоммерческих организациях, в том числе:

- в образовательных учреждениях дошкольного, общего и профессионального образования, а также научно-исследовательских институтах физической культуры и спорта;

- в учреждениях дополнительного образования детей - детско-юношеских спортивных школах, детско-юношеских клубах, общественных объединениях;

- в коммерческих организациях физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности (фитнес-центрах, спортивных клубах и т.п.);

- в учреждениях и организациях санаторнокурортного и культурно-просветительского характера.

Кроме того, выпускник способен к созданию новых субъектов предпринимательской деятельности в области физкультурнооздоровительных услуг и здоровьесбережения населения.

Актуальной темой для всей России является растущий спрос на лидеров, способных управлять современной спортивной индустрией, инфраструктурой спорта, финансовыми, медийными и административными ресурсами. Такой спрос обусловлен выходом России на новый международный уровень (проведение Зимних Олимпийских игр в Сочи, Чемпионат мира по

легкой атлетике - 2013 в Москве и пр.) и связанной с этим реорганизацией спортивного сектора.

В Республике Бурятия также намечается повышение спроса на специалистов по управлению в области спорта. Данная тенденция обусловливается наличием в регионе различных спортивных федераций, клубов, современных физкультурно-спортивных комплексов, стадионов, туристско-рекреационных зон и т.п. Кроме того, разрабатываются новые проекты физкультурно-спортивных сооружений, таких как, например, Ледовая арена. Все это определяет высокую востребованность в новой специальности «Менеджмент организации», введенной на факультете физической культуры, спорта и туризма.

В целях оценки эффективности подготовки спортивных менеджеров в Бурятском государственном университете был проведен социологический опрос среди студентов специальности «Менеджмент организации». Всего было опрошено 59 студентов специальности (принято в обработку 59 анкет).

Результаты опроса позволяют сделать выводы о том, что подавляющее большинство студентов удовлетворены образовательной программой (табл. 1) и организацией учебного процесса (табл.2).

Таблица 1

Удовлетворенность образовательной программой

Ответ % к числу опрошенных

Вполне удовлетворен 32,2

Скорее удовлетворен 66

Скорее не удовлетворен 1,8

Совершенно не удовлетворен 0

ИТОГО 100

Таблица 2

Удовлетворенность организацией учебного процесса

Ответ % к числу опрошенных

Вполне удовлетворен 29,2

Скорее удовлетворен 65,9

Скорее не удовлетворен 4,9

Совершенно не удовлетворен 0

ИТОГО 100

Анализ результатов самооценки студентов обучения знания и профессиональная уверен-

(рис. 1) свидетельствует о том, что за период ность студентов значительно выросли, а показа-

тели студентов пятого курса близки к показате- тверждают готовность выпускников вуза к салям действующих работников. Эти данные под- мостоятельной трудовой деятельности.

Уровень самооценки способностей и личностных качеств студентов

1 курс 2 курс Зкурс 4 курс 5 курс

Рис. 1. Уровень самооценки профессионально значимых способностей и личностных качеств студентов

Одной из проблем обучения является большая сложность в выборе методических пособий по обучению. Фактически не существует достойных учебников, переведенных на русский язык, изданий по спортивному маркетингу и управлению. Некоторые просто устарели. Про-

веденный опрос среди студентов специализации «Спортивный менеджмент» позволяет сделать выводы о низкой укомплектованности библиотеки БГУ профильной литературой. Результаты опроса приведены в таблице 3.

Таблица 3

Оценка наличия в книжном фонде библиотеки БГУ профильной литературы

Балл % к числу опрошенных

1 53

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 44

3 3

4 0

5 0

ИТОГО 100

В Интернете также количество интересных и ярких сайтов, посвященных именно спортивному менеджменту, минимально. Новости в них дублируются с лент информ-агентств, а аналитика отсутствует вообще. Таким образом, опытному специалисту не предоставляется возможным совершенствовать свои знания, а молодому

- получать их.

Таким образом, существуют реальные резервы улучшения подготовки качества молодых спортивных менеджеров:

• освоение управленческих компьютерных технологий и информационного обеспечения в отрасли;

• углубленное изучение иностранного языка;

• расширение перечня изучаемых прикладных управленческих дисциплин: организация

работы офиса физкультурно-спортивной организации; аудит и бухгалтерский учет в физкультурно-спортивных организациях с выдачей соответствующего сертификата; культура речи и др.;

• проведение мастер-классов с участием руководителей высшего и среднего звена, специалистов, занятых в индустрии физической культуры и спорта;

• применение активных методов обучения: тренингов и деловых игр с использованием новейших методов «кейс-стади»;

• стажировка в ведущих спортивных организациях республики.

О необходимости разнообразия методов обучения говорят результаты социологического опроса студентов специальности «Менеджмент организации» (табл. 4).

Таблица 4

Удовлетворенность методами обучения

Ответы респондентов % к числу опрошенных

Вполне удовлетворен 11

Скорее удовлетворен 48,7

Скорее не удовлетворен 40,3

Совершенно не удовлетворен 0

ИТОГО 100

Подготовка спортивных менеджеров в Бурятском государственном университете должна иметь практическую направленность. Целесообразно предложить студентам в свободное от занятий время участвовать в организации спортивных мероприятий как городского, так и республиканского значения. Активное взаимодействие с представителями Республиканского агентства по физической культуре и спорту Республики Бурятия и другими спортивными организациями позволит студентам увидеть мир спортивной индустрии «изнутри» и уже на этапе обучения стать его частью: наладить деловые контакты, разработать и реализовать собственный проект по совершенствованию политики проведения мероприятий.

Таким образом, на основании материалов и результатов исследования можно констатировать, что в ФБГОУ ВПО «Бурятский государственный университет» сформировалась доста-

точно эффективная модель подготовки дипломированных спортивных менеджеров, отвечающих современным требованиям. А усилиями административно-управленческого персонала Бурятского государственного университета и профессорско-преподавательского состава кафедры спортивного менеджмента и туризма для студентов специализации создаются основные условия, необходимые для их качественной подготовки.

Литература

1. Калмыков С.В. Поготовка педагогических кадров в университете // Педагогика. - 2012. - № 8. - С. 80-88.

2. Переверзин И.И. Менеджмент спортивной организации. - М.: Спорт АкадемПресс, 2002. - 244 с.

3. Настольная книга спортивного менеджера: справочное пособие / авт.-сост.: М.И. Золотов, В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, С.Г. Сейранов. - М.: Физкультура, образование и наука, 1997. - 518 с.

4. URL: http://www.sportmanagement.ru

Дыленова Ирина Ивановна, кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры спортивного менеджмента и туризма Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]

Дуринов Александр Евгеньевич, старший преподаватель кафедры спортивного менеджмента и туризма Бурятского государственного университета. Тел.: 89021683720.

Dylenova Irina Ivanovna, candidate of sociological sciences, senior lecturer, department of sports management and tourism, Buryat State University. E-mail: [email protected]

Durinov Alexander Evgenevich., senior lecturer , department of sports management and tourism, Buryat State University.Ph.: 89021683720.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.