ВЕСТНИК ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
_2016 г. Выпуск 1 (40). С. 192-194_
УДК 796.071.4
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ПОДГОТОВКУ
СПОРТИВНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ
Н. В. Мосина, И. Ю. Аксарина
В современной литературе «управление» определяется с нескольких позиций.
Философское определение управления рассматривается учеными как «антипод дезорганизации, позволяющий стабилизировать систему, сохранить ее качественную определенность, поддержать ее динамическое равновесие со средой, обеспечить совершенствование системы и достижение того или иного полезного эффекта».
В социальной психологии дается следующее определение управлению - это деятельность, направленная на оказание воздействия на людей в целях формирования и сохранения у них психических состояний и свойств, необходимых для совместного решения определенной задачи
В определении Файоля А. отражено перерастание регулирования в управление и возникновение управляющих подсистем, из чего вытекают закономерности развития. Управлять - значит, предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать, контролировать [1: 33].
В современной теории и практике процесс управления понимается как руководство отдельным работником, рабочей группой, трудовым коллективом, различными социальными организациями, действующими в рыночной среде.
Спортивный менеджмент представляет собой самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленной на достижение целей физкультурно-спортивной организации, действующей в рыночных условиях путем рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов [2].
В физкультурных и спортивных организациях появление профессии спортивного менеджера связано в первую очередь с должностью руководителя, т. е. профессионального спортивного управляющего.
Проанализировав должностные обязанности работников физической культуры и спорта, можно увидеть, что в определенной мере управленческие аспекты в профессиональной деятельности присущи всем категориям работников: тренерам, преподавателям, учителям физической культуры, инструкторам и т. д.
Изменения управленческих отношений в сфере физической культуры и спорта начались после выхода Указов Президента России «О структуре государственного управления физическим воспитанием и спортом в Российской Федерации» и «О Всероссийском Олимпийском комитете». Пересмотру структуры управления сферой физической культуры и спорта способствовала корректировка в установлении организационных, правовых, экономических основ деятельности физкультурно-спортивных организаций, а также определении принципов государственной политики в области физической культуры и спорта.
В 1999 году принят Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», устанавливающий общие принципы правового регулирования управленческих отношений. Согласно данному нормативному акту в сфере физической культуры и спорта сформулированы следующие задачи: создание правовых гарантий для функционирования и развития системы физической культуры и спорта в России; определение прав, обязанностей и ответственности физических и юридических лиц в области физической культуры и спорта, обеспечение и защита прав граждан на занятиях физической культурой и спортом; а также правовое регулирование управленческих отношений в данной сфере.
Данные задачи вносят определенные коррективы в профессиональную деятельность работников физической культуры и спорта в сфере спортивного менеджмента, решение которых является весьма актуальным в современных условиях.
Управленческие аспекты в сфере физической культуры и спорта и их влияние на профессиональную деятельность и подготовку спортивных менеджеров
На сегодняшний день существует несколько этапов решения данного вопроса.
Первый. Переподготовка руководителей и специалистов, работающих в организациях физической культуры. Необходимы новые умения в служебном и коммерческом делопроизводстве, маркетинге и рекламе менеджменте, экономике труда, кредитовании и налогообложении, бухгалтерском учете и финансировании.
Второй. Привлечение в организации физической культуры менеджеров, экономистов и коммерсантов из отраслей строительства, торговли и промышленности, что позволит в кратчайшие сроки повысить финансово-экономический потенциал отрасли.
Третий. В подготовку кадров в области физической культуры, спорта и туризма включить дисциплины следующих специальностей: менеджер, экономист, бухгалтер, юрист, специалист по маркетингу, рекламе и аудиту.
Появление новых организаций с несвойственными советскому периоду управленческими отношениями, юридическим статусом, формами и методами работы и другими отличительными чертами и характеристиками вынуждают кардинальным образом менять подходы в работе, либо прекращать существование данных организаций.
К традиционным видам физкультурно-спортивной деятельности (тренер по виду спорта, преподаватель физической культуры) выработаны образовательные стандарты и нормативно определены квалификационные характеристики. Подготовка новых видов деятельности формируется в определенной степени стихийно, а рабочие места в основном не имеют фундаментальной базы.
В связи с возникновением новых видов физкультурно-спортивной деятельности встал вопрос о необходимости повышения профессиональной компетентности и квалификации не только спортивных менеджеров, но и других работников управления физкультурно-спортивным движением, в свою очередь, требующие соответствующих инноваций в профессиональной деятельности.
Риск и неопределенность ситуации свойственные рынку, требуют от менеджеров ответственности и самостоятельности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных управленческих и научно-методических решений по поводу предоставления физкультурно-спортивных услуг населению и подготовки высококвалифицированных спортсменов. Профессионализм менеджера проявляется в знании технологии управления организацией и законов рынка, в умении организовать слаженную работу коллектива и прогнозировать развитие организации.
Реформирование управленческих отношений в физкультурно-спортивной отрасли диктует пересмотреть подготовку спортивных менеджеров в высших учебных заведениях. Профессиональная подготовка специалистов данного профиля должна обеспечивать такой уровень обучения, который позволил бы выпускникам вуза быстро адаптироваться и овладеть спецификой работы.
Для эффективного обучения представляется необходимым изучение основных ролевых функций и характерных особенностей профессиональной деятельности, которые в процессе практической работы выполняет спортивный менеджер.
В исследованиях (И. И. Комарова, К. А. Воронова, А. А. Данилова) были выделены следующие профессиональные качества спортивного руководителя: организаторские способности, творческая активность, дисциплинированность, профессиональная компетентность. Материалы данных исследований выявили немаловажную деталь: для эффективного управления руководителю необходимо обладать не только отмеченными профессиональными качествами, но и высоким уровнем личностных.
Процесс подготовки менеджеров по физической культуре и спорту связан с постоянно существующей проблемой необходимости обновления содержания их обучения. Помимо учёта необходимости обновления содержания обучения принципиально важно решить и другое -определить само содержание такой подготовки.
Н. В. Мосина, И. Ю. Аксарина
Литература
1. Мосина, Н. В. Управление формированием профессиональной компетентности будущих специалистов по физической культуре и спорту в вузе : дис. канд. пед. наук: 13.00.01. [Текст] / Н. В. Мосина. - М., 2006. - 167 с.
2. Переверзин, И. И. Современный российский спортивный менеджер и модель его подготовки [Текст] / И. И. Переверзин // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 5. -С. 57-60.